Что такое нравственный идеал

Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие нравственного идеала

Нравственный идеал – это тип представления людей о совершенной личности, которая воплощает в себе лучшие моральные качества и представляет собой образец для подражания, эталон поведения; цель, на достижение которой человек должен направлять все усилия.

Основой нравственного идеала выступает неудовлетворенность людей собственной жизнью, стремление ее улучшить, достичь счастья через нравственное самосовершенствование или преобразование существующей действительности.

Нравственный идеал находится в тесной связи с общественным идеалом, так как выполнение многих моральных требований, обращенных к личности, например, быть справедливым, невозможно без перемен в самом обществе. Помимо этого, понятие справедливости относится не только к человеку, оно является базисом и общественного идеала как представления о совершенном и наилучшем общественном устройстве.

Понятие «нравственный идеал» в своем историческом развитии выступает как непременная составляющая духовной культуры, которая, в свою очередь, отражена в повседневных событиях, в произведениях искусства, религиозных и научных трудах. Рассматривая это положение необходимо прийти к понятию нравственного идеала.

В философском словаре дано следующее определение:

Нравственный идеал – это представления о нравственном совершенстве, которое чаще всего выражается образом личности, воплощающее моральные качества, которые могут выступать как высший моральный образец.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассматривая нравственные системы, особенно важно понимать соотношение в них действительности и идеал. К такой точке зрения показательны два исторически сложившихся подхода – натуралистический и трансцендентальный. В рамках натуралистического подхода выделяют три трактовки термина «идеал»:

В рамках трансцендентального подхода идеал рассматривают в качестве существующего вне зависимости от реальности, и дается человеку непосредственно в получаемом им нравственном опыте, что противоречит реальности и фактам. Данный подход характерен русской религиозной философии, что отражено в работах таких мыслителей, как Ильин И.А., Бердяев Н.А., Лосский И.О. и др., создавших собственную религиозную систему, но опирающихся на факты, а потому приводящих идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Нужно отметить, что вопрос происхождения идеала и на сегодняшний день не выяснен до конца. Однако от идеала зависит определения содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного, что отражается в культуре.

Влияние современности

При коммунистическом строе нравственные идеалы должны были служить становлению и укреплению существующего строя. Показатели высокой морали в современном обществе – гармонично развитая личность человека. Он отличается стремлением к нравственному совершенству. Общество к своим членам предъявляет некоторые моральные требования. В совокупности все они образуют модель полноценно развитой личности. При постоянном обогащении и пополнении чем-то новым, в них отражается развитие нравственной практики социалистического социума.

Общество в период социализма выводило на первое место личностную культуру, активную гражданскую позицию, чувство общественного долга, нерасхождение слов с делами, честность.

Современные нравственные идеалы имеют активный и действенный характер, связанный с социальными потребностями. Они преобладают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современного мира активно работают в области самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов По данной теме мы уже выполнили реферат по Плеханову подробнее говорил о том, что человек становится тем выше в нравственном плане, чем активнее он стремится к достижению общественного идеала. Однако даже во времена социализма, высокоморальные показатели не совпадали с реальностью и шли на шаг впереди. Они ставят перед каждым человеком ряд целей, предполагающих постоянное движение, непрерывный процесс развития. Повышение социальной активности индивида, совершенствование социальной политики и морального воспитания – это все, работая согласованно, позволяет разрешать противоречия, которые возникают между действительностью и нравственным идеалом.

Источник

Нравственный идеал

Что такое нравственный идеал

Нравственный идеал — это совершенная личность, которая обладает высокоморальными качествами, признанными в обществе в настоящий момент действительности. Система ценностей человека может меняться, а с ней и содержание понятия нравственный идеал.

Воплощение нравственного идеала является образцом для подражания, ориентиром в самосовершенствовании для всех людей. Неудовлетворенность собой и окружающим миром стимулирует человека к достижению идеала.

В разные исторические эпохи список моральных качеств идеальной личности менялся. Для античности, например, были важны гармония тела и духа. В христианстве тело считалось временной оболочкой и не заслуживало внимания, в то время как духовные качества выносились на первое место. Своеобразным кодексом идеального христианина являются десять заповедей, прописанных в Библии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Нравственный идеал тесно связан с общественным идеалом. Ценности общества непосредственно оказывают влияние на образ идеальной личности. Он, в свою очередь, отражается в культуре общества, искусстве, быту.

Философские трактовки термина

Существует две трактовки понятия «идеал»: натуралистическая и трансцендентальная.

Натуралистический подход определяет идеал либо абсолютной потребностью человека, либо обобщенной нормой поведения, что лишает его абсолютных характеристик, независимых от ценностных установок людей. Мораль, согласно этому подходу, должна обеспечивать выживание человека в социуме. Такой подход зародился еще в античности в гуманной антропоцентрической философии.

Трансцендентальный подход говорит об идеале, не зависящем от реальности. На него может влиять только нравственный опыт человека. Подход основывается на таких понятиях как «Бог», «материя», которые являются первопричиной всего и не могут быть постигнуты человеческим разумом. Основоположником трансцендентального идеализма считается немецкий философ Кант.

Нравственный идеал человека в литературе

Проблема идеальной личности часто поднимается в литературе, так как зачастую она изображает процессы, происходящие в обществе. Каждая эпоха находит свое отражение в литературных произведениях. К примеру, в античной литературе нравственный идеал — это гармоничная личность, стремящаяся к умеренности, самопознанию и готовая на самопожертвование ради справедливости. К такому идеалу близок Одиссей — герой «Одиссеи» Гомера.

В средневековье главной ценностью становится свобода личности. Большинство героев литературы тех времен стремятся к свободе в разных ее проявлениях: Князь Игорь в «Слове о полку Игореве» — к свободе от захватчиков, Ромео и Джульетта — к свободе выбора. В то же время большое влияние на содержание моральных ценностей оказывала религия, выводы которой приводились и в литературе. Примерами могут служить произведение П. Абеляра «История моих бедствий», роман Жана Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза», роман А. Поупа «Письмо Элоизы к Абеляру».

Особенно ярко христианская мораль проявилась в произведениях русской литературы XIX века. Идеал и антиидеал у Достоевского часто сталкиваются в одном произведении. Например, Соня и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Алеша и Иван Карамазовы в «Братьях Карамазовых». Идеальный человек, по мнению таких писателей как Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев и других классиков русской литературы XIX века должен обладать прежде всего христианским состраданием, готовностью служить людям и Богу.

Современная литература стремится найти идеал в мире технического прогресса и развития различных политических и социальных течений. Особое место занимает отношение к природе — «Пожар», «Прощание с матерой» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева. Авторы поднимают вопросы соотношения традиционных ценностей и прогресса, связи современного человека с природой, бережного отношения к ресурсам как важной составляющей нравственного идеала.

Еще одна тема современной литературы — это бездуховность человека, потеря нравственных ориентиров или их подмена. Об этом в своих книгах пишет А. И. Солженицын («Матренин двор»), В. Астафьев («Печальный детектив»), В. Пелевин «Generation «П»» и другие.

Нравственные идеалы в европейской культуре

Европейская этика во многом базируется на принципах христианства. Поэтому в основе идеалов нравственности в Европе лежат библейские заповеди. Высокая христианская мораль — это сострадание к слабым, больным и нищим. Высокоморальный христианин способен к признанию своих грехов и раскаянию. Стоит отметить, что христианский идеал практически недостижим, так как безгрешных людей не бывает. Совершенство недостижимо.

В эпоху капитализма европейский идеал личности корректируется, становится более эгоцентричным. Человек должен уметь достичь успеха, это требует от него больше инициативности, стойкости, самостоятельности.

Источник

Понятие нравственного идеала.

Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.
Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи. Олицетворением нравственного идеала может быть легендарная личность (Христос) или исторический деятель, мыслитель (Сократ), литературный персонаж (Овод) или реально живущий человек (нередко киноактер). Однако образ морально совершенной личности, будучи законченным образцом, готовой моделью поведения, не может вобрать в себя всего богатства моральных качеств, черт характера, имеющих положительное значение для других людей. Поэтому человек в своей жизни не только стремится к тому или иному нравственному идеалу, но и руководствуется такими моральными принципами и законами, которые позволяют ему более свободно и самостоятельно принимать решения применительно к конкретной ситуации и сообразно собственным убеждениям.

Нравственный идеал тесно связан с общественным идеалом, поскольку выполнение многих моральных требований, обращенных к личности, например «быть справедливым», невозможно без изменения самого общества. Кроме того, понятие справедливости относится не только к человеку, оно лежит и в основе общественного идеала как представления о совершенном и наилучшем устройстве общества.

Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
является непременной составляющей духовной культуры, которая, в свою очередь, отражается в событиях повседневности, произведениях искусства, религиозных и научных трудах. При рассмотрении этого положения важно прийти к понятию «нравственный идеал».

1) наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном;

3) идеал представляется как вытекающие из социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы (идеал сохраняет образ совершенства). Но: идеал здесь сводится к ценностной ориентации или поведенческой установке, лишается универсальных и абсолютных характеристик. [8]

В рамках трансцендентального подхода идеал трактуется как существующий вне зависимости от реальности и даётся человеку непосредственно в его нравственном опыте, что входит в противоречие с реальностью, должным и фактами. Данный подход характерен для русской религиозной философии, что нашло своё отражение в трудах И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, которые создают свою религиозную систему, но опираясь на факты, приводят всё же идеальные проявления религиозного подвига или общинной жизни.

Однако следует заметить, что вопрос о происхождении идеала до сих пор остаётся не выясненным. Но от идеала зависит определение
содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного и так далее и тому подобное, что находит отражение в культуре.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Источник

Выступление «Нравственные идеалы сегодня»

«Нравственные идеалы сегодня»

Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.

Свое выступление я бы хотела начать с вопроса. Какой смысл вы вкладываете в понятие нравственность?

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Воспитание нравственности немыслимо без образца для подражания. Встает вопрос: на кого равняться нашим детям? что такое нравственный идеал? (обращение к коллегам с вопросом).

Идеал (лат. idealis от греч. iSsa — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.

Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентации молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидение — наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Давайте посмотрим на социологические данные:

Семья в воспитании нравственности должна играть главную роль.

Она является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?»

«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных
потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость
ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является, основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.

А как мы это можем сделать в школе?

Особую роль в нравственном просвещении принадлежит педагогам гуманитарного цикла. Именно они призваны воспитать патриотизм, гражданские и нравственные чувства учащихся, акцентируя внимание ребят на высоких нравственных качествах литературных героев.

Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными являются:

— проведение семинаров по проблемам нравственности;

— участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;

— встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны; Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.

Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Изучение отечественной истории значимо не только как изучение процессов развития общества. История является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданственности, высокого профессионализма.

Это поможет донести до подростка истинный смыл понятий патриот, гражданин, честь, достоинство, защитник Отечества, подвиг, мужество и другие.

Однако рамки школьного урока не позволяют в полной мере реализовать задачи и всю глубину замысла духовно-нравственного воспитания.

Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.

При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Для полноты картины освоения основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.

Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

Источник

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

Смотреть что такое «НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ» в других словарях:

ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия

Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия

Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия

ИДЕАЛ — (греч. idea образец, норма) идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в… … Новейший философский словарь

ИДЕАЛ НРАВСТВЕННЫЙ — англ. ideal, moral; нем. Ideal, sittliches. Представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ИДЕАЛ — (греч idea представление, идея). 1. Нравственный понятие морального сознания, в к ром предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все… … Словарь по этике

Идеал — (гр. – первообраз, нравственный) – это эталон, мысленный образ совершенства, который понимается людьми как возможная конечная цель действий по созданию истинной красоты, совершенства в чем либо: общении, искусстве, производстве, отношении.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИДЕАЛ — (греч. idea образец, норма) идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в… … Социология: Энциклопедия

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — (фр. ideal, от греч. idea идея, первообраз) вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. И. э. высший критерий эстетической оценки, к рая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех… … Эстетика: Словарь

ИДЕАЛ НРАВСТВЕННЫЙ — англ. ideal, moral; нем. Ideal, sittliches. Представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец … Толковый словарь по социологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *