Что такое нравственность в литературе

Нравственные проблемы в русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в русской литературе.»

Что такое нравственность в литературе. Смотреть фото Что такое нравственность в литературе. Смотреть картинку Что такое нравственность в литературе. Картинка про Что такое нравственность в литературе. Фото Что такое нравственность в литературе

Проблемы нравственности в произведениях русской литературы

Аргументы к сочинению

Что такое нравственность в литературе. Смотреть фото Что такое нравственность в литературе. Смотреть картинку Что такое нравственность в литературе. Картинка про Что такое нравственность в литературе. Фото Что такое нравственность в литературе

Проблемы нравственности В литературе:

Проблема нравственности в

Проблема отношения человека к родине, малой родине

Проблема отношения человека к родине, малой родине

Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Произведение «Антоновские яблоки» проникнуто грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями

Что такое нравственность в литературе. Смотреть фото Что такое нравственность в литературе. Смотреть картинку Что такое нравственность в литературе. Картинка про Что такое нравственность в литературе. Фото Что такое нравственность в литературе

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского

Проблема милосердия, гуманизма.

Проблема милосердия, гуманизма в

Проблема чести, совести

Проблема чести и бесчестия

Проблема чести, совести

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблемы жестокости, предательства в современного мире

Проблема жестокости современного мира, людей.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования.

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку

Проблема человеческой духовности

Проблемы взяточничества, мещанства

«пустить пыль в глаза»

Что такое нравственность в литературе. Смотреть фото Что такое нравственность в литературе. Смотреть картинку Что такое нравственность в литературе. Картинка про Что такое нравственность в литературе. Фото Что такое нравственность в литературе

Проблема скупости, жадности

Проблема верности, преданности

«Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Что такое нравственность в литературе. Смотреть фото Что такое нравственность в литературе. Смотреть картинку Что такое нравственность в литературе. Картинка про Что такое нравственность в литературе. Фото Что такое нравственность в литературе

Проблема радости и счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Что такое нравственность в литературе. Смотреть фото Что такое нравственность в литературе. Смотреть картинку Что такое нравственность в литературе. Картинка про Что такое нравственность в литературе. Фото Что такое нравственность в литературе

Проблема нравственной деградации личности.

Источник

Вопросы нравственности на уроках литературы

Автор: Гирева Людмила Ивановна

Вопросы нравственности на уроках литературы

Одной из главных задач работы школы является патриотическое воспитание учащихся. Чтобы привить любовь к своему Отечеству, я в среднем звене начинаю работать над проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Что такое нравственность?

Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе практики и воспитываются в каждом индивидууме, поэтому проблема нравственного воспитания занимает важное место в жизни.

Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Поэтому нужно делать всё необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения, как говорил В. А. Сухомлинский. Не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.

Поэтому основным направлением работы стали поиски необычных форм проведения уроков, которые увлекли бы ребят, пробудили их к размышлению, спору, заставили потянуться к доброму, светлому, чистому.

Большим стимулом развития является групповая работа, в которой слабо успевающие ученики, учитывая уровень речевой активности, могут проявить себя.

Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу и т.д.

Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.

Они ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию, ласковому слову.

Беды у них возникают не по причине испорченности, а скорее всего от незнания, неумения выбрать правильную дорогу, поведение в жизненной ситуации. Они не знают, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют, но кто спокойно, а кто сердито. Им трудно понять, спросить не у кого.

Работая по теме: «Нравственные вопросы на уроках литературы», я прочитала несколько книг. И чтобы полнее, яснее были раскрыты детям общечеловеческие ценности, я обратилась за помощью к работе А. К. Марковой «Формирование мотивации учения». В книге хорошо раскрыты цели, организация и средства изучения и развития мотивов учения обучающихся. В ней (в книге) содержится множество методических идей и приёмов, которые можно использовать в своей работе как с сильными учениками, так и слабыми. Раскрыты цели и задачи групповой работы. Также раскрыты причины отсутствия интереса к учению у отстающих учеников. Хорошо и очень доступно рассказывается об изучении у школьников умения учиться. Описаны подходы, которые конкретно можно использовать на уроках. Эта работа А. К. Марковой позволяет выработать собственный подход к практике формирования мотивации учения. Работая с книгой, можно расширить диагностические приёмы, которые даются здесь же с формирующими, развивающими приёмами (работа с неуспевающими, работа на отдельном этапе урока, коллективная (групповая) работа).

Я считаю, что работа А. К. Макаровой «Формирование мотивации учения» поможет учителю изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их.

Далее, я обратилась к работе И. К. Кузьмичёва «Литература и нравственное воспитание личности». Очень хорошо и на примерах раскрывается понятие «нравственность» и её истоки. На произведениях, изучаемых в школе, автор стремится показать основные этапы нравственного становления личности, даётся определение: «Что есть человек? Какова его сущность? В чём смысл и назначение бытия?» От «Слова о полку Игореве» до произведений литературы XX века раскрываются эти вопросы. Через простые формы нравственности показан переход к сложному и благородному чувству, как любовь к своему Отечеству. Через развитие национального самосознания углубляется чувство патриотизма и связанное с ним чувство ответственности не только перед своим «сословием», но и перед родиной, перед Отечеством, перед народом. Раскрываются нравственные искания личности в литературе XIX века. Работая с книгой, надо знать, какие стороны нравственности решались в ту или иную литературную и историческую эпоху. Об этом обязательно будем говорить с учениками в старших классах. О проблемах нравственности в младших классах в книге нет ни слова.

Учитывая школьную программу, изучая произведения XIX – XX вв. в новой эпохе,

можно выработать план нравственного воспитания, начиная с азбуки нравственности, с усвоения простых норм, тогда в старших классах можно будет опираться на прочные понятия нравственности.

Целью моей работы является раскрытие простых общечеловеческих ценностей на уроках литературы через художественные произведения. Я раскрываю такие нравственные понятия, как сопереживание, сочувствие, добро, зло, сострадание. Забота, нежность. Ответственность, тактичность, друг. Терпение. Самокритика, благородство души, истинная красота человека.

На уроках литературы я использую материал для разговора с детьми в доверительной обстановке, без назидательных нравоучений и подавления личности.

Например, идёт урок по теме: «Авторская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» написана для взрослых. но читать её интересно в любом возрасте. Маленький принц – это воплощение всех лучших качеств человека. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Работаем по тексту:

-Разве сердце может быть зрячим? Как поняли (объяснить) смысл этих слов?

-Как автору удалось образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе уточняем какой художественный приём использовал автор)

— А ещё есть в сказке такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как поняли эти слова?

-Может с этого начинается дружба?

-Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга?

Вспомним(найдём)ещё одно замечательное высказывание Лиса: «Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

-Кто эти люди? Какие люди могут не понимать такой простой истины?

(Эти люди с чёрствым сердцем, люди, не привыкшие думать. Автор конкретно не называет имена, а употребляет неопределённое местоимение: некоторые.)

— Так что же нужно для настоящей дружбы? (Терпение и терпимость)

-Чтобы дружба была хорошей, крепкой, что ещё нужно, чему ещё учит Лис Маленького принца? (Уважение, любовь, сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, нежность, внимание…). (Затем говорю детям, что такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем.)

-Чтобы понимать друг друга, быть терпеливее друг к другу, учит нас этому ещё один эпизод в сказке. «Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов». Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него.

— Останься, я назначу тебя министром.

— Но ведь здесь некого судить.

-Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Анализируем этот эпизод. Но почему я заостряю внимание на нём? Мы сталкиваемся с тем, что дети активно проявляют нетерпимость к недостаткам товарищей, осуждают друга. А себя не умеют критиковать. Это им недоступно. Вот и обращаю внимание на то, что нужно уметь себя критиковать, давать оценку своему поведению. Говорю о самовоспитании и его роли в жизни человека. Работаем над проблемными вопросами: «Что труднее, себя критиковать или товарища? Поставьте себя на место обиженного, как вы себя будете чувствовать?»

Анализируя дальше сказку, разбираем такие понятия, как честолюбие, тщеславие, хвастливость. Уточняем лексическое значение слов по словарю (предварительное домашнее задание проверяю). Затем обращаемся к тексту:

-О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

А когда Маленький принц попробовал задать честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Вновь возвращаемся к разговору о терпимости, также тактичности, закрепляемте нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы.

На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы читаем рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Работая по содержанию рассказа, объясняю, что такое такт. Это когда человек умеет подойти к другому. Сердцем, умом он понимает, что человеку плохо, и предлагает свою помощь. Он не настаивает на своём, не насмехается над бессилием, не злится сам, не говорит лишнего, а идёт помогать. Так доктор помогает семье Мерзаловых по долгу врача и по долгу совести, сочувствуя, сострадания, милосердия. Обращаем внимание на то, что доктор не называет свою фамилию. Пытаемся понять: почему он так поступает? (Скромность, ненавязчивость, тактичность)

На уроках использую индивидуальные и групповые задания, инсценировки. Так к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Шуми, шуми, зелёный лес!» группа детей получили опережающее задание: представить свой лес в определённое время года. Ребята готовили своё сообщение. Пятиклассники «увидели», как красив лес в любое время года! Почувствовали красоту леса и смогли объяснить в своём рассказе такое чувство, как любовь к лесу.

Отправляясь путешествовать по календарю природы, дети читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями. Таким образом, в ходе игры у ребят развивается чувство любви, бережливости, внимания к природе. Учатся видеть не просто лес, а видеть друга в лесе. Дети понимают, что только чуткое, бережное отношение к природе позволит им насладиться её красотами, проникнуть в её тайны. Чтобы разобраться в своих чувствах, помочь детям, я читаю вместе с ними стихотворение И. С. Никитина «Лес».

Работая с детьми на уроке по теме: «Шуми, шуми, зелёный лес!», я обращаю внимание на слова в 10ой строфе стихотворения:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый.

…И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

-Как поэт относится к лесу? – спрашиваю детей.

-Какие строки доказывают дружбу, любовь поэта к нему? Каков лес для поэта? (Лес для поэта друг, но дружба бывает разная. Лес для него как старший, сильный друг – «шум твой величавый»). Поэт любит лес («как я любил…», «И вот я снова прихожу к тебе…»).

Но только ли дружба, любовь, красота, мощь леса в этом стихотворении? Что ещё мы должны помнить, к какому выводу должны прийти? (Сохранить красоту леса для будущего поколения, чтобы через десятилетия вы могли бы сказать: «Шуми, шуми, зелёный лес!»)

Итак, любить и дружить, беречь и защищать надо не только людей, но и природу, которая помогает жить.

На одном из уроков литературы мы обращаем внимание на такие понятия, как боль за других, чувство сопереживания, сочувствия, тревога за родных, близких. Примеры берём из произведения А. Г. Алексина «Самый счастливый день» (6 класс).

Увидев родителей в ссоре, мальчишка пытается их помирить. Парень знает, что радость и горе сближает людей, и пытается сначала воздействовать на родителей радость, предпринимает усилия: делает уборку в квартире, зарядку…И идёт на отчаянный шаг: он решил «объединить их при помощи горя». Неумело, по-мальчишески тактично, он спасает свою семью, открывает папе и маме глаза на лучшие качества их характеров, помогает преодолеть размолвки и ссоры. Сколько доброты, нежности и внимания к близким у мальчика! Дети зачитывают цитаты, высказывают своё мнение.

Позже мы рассматриваем на другом уроке такие понятия, как доброта, совесть, помощь, благородство, стыд, равнодушие. «Цель добра начинается с малого – с желания добра близким»,-писал Д. С. Лихачёв в «Письма о добром и прекрасном». Эти слова я зачитываю на многих уроках литературы в 5-ом классе. Обращаюсь к детям: «Почему мы говорим: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»? (Мы желаем добра и здоровья.)

На уроке внеклассного чтения в 5-ом классе по сказке Т. Александровой «Светофорчик» очень важно было найти основную мысль в произведении и зачитать цитату. После беседы по содержании сказки ребята быстро нашли ответ на поставленный вопрос: «Я хотел быть добрым ко всем, но чуть не погубил всех. Лучше иногда сказать «нет», чем всегда «да».

Говоря о нравственных понятиях, учу различать не только зло, но и добро, но и понимать различие добра. Дети понимают и говорят, что добро бывает разное: «Дал списать – добрый, а не дал – плохой». А это не так. Это зло, это не помогает ученику, а унижает его.

Также вопросы нравственности раскрываем на внеклассном мероприятии (6-7 классы) «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), которое проводила как литературный салон. Зачитываю эпиграф: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

— А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Приведите примеры доброты.

Разбираем эпизод из рассказа, как Кирилл Пухов просил прощения у дедушки. Читаем стихотворение С. Острового «Слово о равнодушных».

Далее шёл разговор о том, как важно, чтобы слово, которым воспитывает человек других людей (на примере дедушки), не расходились с его делами. Зачитываем строки из книги о жизни генерала Н. Б. Иванова. Высказываем своё мнение по главе «Кладовщик», из которой узнаём, что бывший генерал, дедушка, работает на складе, выручает другого дедушку. Здесь же, в литературном салоне, мы обращаем внимание на такие понятия, как благородство, совесть, боль за других, сочувствие, сопереживание. Дети инсценируют эпизоды из книги «Последние холода». А конце мероприятия дети ответили на вопрос: «Чему учат книги А. Лиханова? Что я взял для себя с этой встречи?» Ответы были разные:

— Доброта делает человека красивым внешне и внутренне.

-Нужно заботиться о дедушках и бабушках.

-Нужно слышать и слушать взрослых.

-Нужно помогать всем, особенно тем, кто попал в беду как Вадим и Маша

-Нельзя заслуги деда перенимать на себя, как это сделал герой в повести «Мой генерал».

— Нельзя злиться на друзей и т.д.

Пришли к выводу, что «человек должен подниматься над самим собой, над своими заботами и думать о смысле своей жизни». Дурное и мелкое забывать, а помнить о доброте, так как умная доброта располагает к себе людей. А если будет рядом много друзей, то человек будет счастлив.

Дети приходят к правильному выводу, что герой был не прав по отношению к Кириллу Пухову (Газовый Баллон). Нужно уметь сдерживаться, а не злиться, как это было с героем в романе «Мой генерал».

Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» (5 класс), искали ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, неблагодарность, беспрекословное повиновение, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. «Он красив, но жесток к людям, у которых живёт, жесток к своим сверстникам. И самое страшное – он прогнал мать от себя. И был наказан». «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества».

Разговор на уроке заканчиваю такими вопросами:

— Почему Мальчик-звезда изменился? В чём его изменение?

(Изменения во внешности подготовлены изменениями во внутри, так как жестокость отражена на лице. «Он плакал, страдал и научился страдать.)

-Когда человек может стать некрасивым? (Во время болезни, страданий, злобы, жестокости- это внутренняя грязь; некрасивыми могут быть чувства, поступки и по этой причине люди теряют привлекательность)

— Что больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям.)

Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определённые моральные понятия, я перевожу разговор и на определённые навыки поведения. Домашнее задание предлагаю в форме мини-сочинения: «Кто из героев мне ближе и почему?», «Всегда ли я понимаю друга?», «Чему научила меня книга…(имя автора)?» Иногда выполняем творческую коллективную работу: составляем диафильм (рисуем и подписываем кадр); сочиняем свои произведения (стихи, сказки).

Конечно, иногда бывает трудно «достучаться» до сердца маленького шалуна, злюки, задиры, тогда я вспоминаю слова И. Токмаковой из сказки «Счастливо, Ивушкин»: «…если отнестись с добром, в нём проснётся тёплый солнечный зайчик, и ответит добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. А если человек делает плохо – не сердись, не обвиняй его. Просто солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как всё буде хорошо».

Не сразу просыпается солнечный зайчик, но надо его разбудить. Как? Беру примеры из художественной литературы. Анализируя тот или иной эпизод, учу детей видеть доброе, прекрасное в человеке. На примере героев из литературы воспитываю в детях общечеловеческие ценности.

Хорошие взаимоотношения в семье, понимание, ласка, любовь, доброта делают человека лучше. Литература помогает развивать эти и другие нравственные качества в ребёнке.

Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов).

И что бы то ни было, нужно ребёнку лучше понять и глубже постичь назначение человека, тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он (человек) знает (должен знать), что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм и т.д. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. А нравственный опыт, накопленный родом, требовал закрепления и систему запретов, табу. Это табу помогало и помогает расти нравственной личности. Табу на всё отрицательное, плохое делает человека прекрасным. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, 2009

2. В.Л. Александров. Твоя союзница, учительница. М., Просвещение,1989г.

3. Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г

4. Л. Г. Каменецкая Чувства добрые пробуждать. (Б-ка учителя русского языка и литературы). Киев, Радяньска школа, 1990г.

5. И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.

6. И.К. Кузьмичёв. Нравственные основы советской литературы.М., Просвещение, 1986г.

7. Я. Корчак Воспитание личности. М., Просвещение, 1992г.

8. Г.П. Лазаренко. Принципы и технология литературного образовния школьников. Ж. Литература в школе, №1,1996г.

9. Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература,1988г.

10. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.

11. А.В. Хуторской. Технология Ж. Школьная технология, №4, 1998г.

Источник

Нравственная художественная литература, ее цели и задачи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели и задачи нравственной художественной литературы

Каждый человек в определенный момент времени начинает задумываться над тем, для чего он существует. Современный человек живет в таком быстром ритме, что на раздумья времени практически не остается. В век информационных технологий человек круглосуточно принимает какую-либо информацию, и информация эта льется бесконечным потоком. Информатизация общества является основным движущим фактором прогресса, а рыночные отношения устанавливают свои правила и диктуют их современному обществу. Погоня за достатком, за информацией, которая сможет в какой-то мере помочь достичь своих целей привела к тому, что материальные ценности вышли на первый план, а моральные и духовные ценности куда-то отодвинулись.

Именно поэтому чтение нравственной литературы как никогда важно для современного человека. Чтение – это один из тех способов проведения досуга, который позволяет человеку не только расслабиться и отдохнуть, отвлечься от повседневной суеты и забот, но и сделать это с пользой для своего духовного развития.

Нравственная литература – это те произведения, в которых ставится вопрос о смысле человеческой жизни, о смысле существования человечества вообще, о том, правильно ли человек живет, правильно ли относится к окружающим его людям и к природе.

В нравственной литературе поднимаются вопросы добра и зла, причем нет абсолютной истины, что есть зло, а что добро, каждый человек, прочитав какое-либо произведение, сам должен ответить на этот вопрос. Нравственная литература призывает читателя задуматься над тем, почему происходят те или иные негативные события, что или кто является причиной и что может сделать конкретно он для того, чтобы или исправить ситуацию, или не допустить ее повторения.

Тема смысла жизни начала подниматься в начале 20 века психологами Альфредом Адлером и Карлом Роджерсом, однако наиболее полно эта тема была раскрыта в трудах австрийского психолога Виктора Франкла. Однако, психологические труды являются не единственным источником знаний о сущности человеческого бытия. Одним из источников поиска смысла жизни для человека являлась задолго до становления психологической науки, и является актуальным по сей день, художественная литература. Писатели проникали в глубину человеческой души, подобно психологам.

Готовые работы на аналогичную тему

Художественная литература является не только особым видом искусства, она является еще эмоционально-эстетическим видом общения, когда происходит общение между автором, героями произведения и читателем.

Художественная литература имеет самое прямое отношение к человеческой психике, являясь субъективным отражением отдельно взятой личности. Чтение является одним из истоков умственного развития человека, его мышления, является источником жизненной информации. В процессе чтения произведений классиков читатель оказывается в особом мире произведения, он погружается в этот мир, познает жизнь, нравы и ценности героев. Каждое прочитанное произведение расширяет кругозор, человек начинает рассматривать действительность через призму приобретенного опыта. Таким образом, чтение художественной литературы способно изменить мировоззрение.

Как правило, смысл жизни в нравственном художественном произведении рассматривается через понятия:

И если в повседневной жизни об этом мало кто задумывается, то в процессе чтения человек невольно начинает думать о том, что значат эти понятия именно для него, правильно ли он относится к ним.

Таким образом, поиск смысла жизни, тема нравственных ценностей является движущей силой художественных произведений. Произведения художественной литературы помогают людям, в особенности молодым, у которых жизненный опыт еще недостаточно большой, пересмотреть свои интересы, жизненные приоритеты и ценности.

Произведения нравственной художественной литературы – это источник знаний о жизни. то есть основной целью нравственной художественной литературы является формирование личности, ориентация человека на духовные, моральные ценности, оказание помощи ему в поиске смысла жизни.

Главная задача нравственной художественной литературы заключается в воспитании в читателе нравственных и моральных качеств, которые помогут ему найти себя в обществе, чувствовать себя важным и нужным. Художественная литература помогает человеку расставить приоритеты, расширить кругозор, оценивать события и явления с разных углов зрения.

Функции художественной литературы

Из вышесказанного видно, насколько значительную роль играет чтение классической художественной литературы в жизни современного человека, в его духовном пространстве. Исходя из этого, можно выделить и важнейшие функции, которые выполняет художественная литература в процессе формирования личности.

Самой очевидной функцией художественной литературы является познавательная, которая выражается в способности художественных произведений наполнять человека новыми знаниями об окружающем мире, о природе, об обществе и т.д. Кроме познания окружающего мира в процессе чтения происходит самопознание личности, которое наряду с самообразованием и самовоспитанием являются основными моментами в становлении мировоззрения.

Следующая функция, которую выполняет нравственная художественная литература, воспитательная. Данная функция заключается в воздействии на сознание и чувства и человека, при этом главным инструментом писателя является не назидание, а художественный образ. Таким образом, в процессе чтения человек сам формирует отношение к событиям произведения, делает выводы.

Художественная литература выполняет еще и коммуникативную функцию, средством общения выступает слово. При этом процесс общения в процессе чтения является вполне активным, читатель может принимать точку зрения писателя или не соглашаться с ней.

Произведения искусства всегда доставляли человеку эстетическое удовольствие. Наслаждение словом и сюжетом в процессе чтения тоже приносит эстетическое удовольствие читателю, то есть художественная литература выполняет еще и эстетическую функцию.

Из перечисленных функций вытекает еще одна, которая является своего рода итоговой функцией – это созидательная. Она характеризует стремление человека к самосозиданию, саморазвитию, самосовершенствованию в различных сферах деятельности.

Все эти функции подталкивают человека к самопознанию, к стремлению лучше узнать свои личностные качества и способности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *