Что такое нравственность классный час

Классны час»»Что такое нравственность»

Нравственный классный час. 7 класс. Копова Н. С.

«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности.

Цель : обсудить понятие «ценности», его значение; развивать у учащихся умение осмысленно определять для себя мнимые и истинные ценности.

Д/З: написать сочинение «Что такое слово «ценность»?

Преуспевающий человек – это человек, который…

Человек – неудачник, это человек, который…

Если человек не имеет…, то он не состоялся.

Если человек имеет…, то он состоялся.

Ход классного часа :

Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена. (В.Г. Кротов)

Учитель: у каждого человека в жизни есть мечты, их осуществление превращается для человека в смысл жизни. Представьте свою жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее. Каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь.

Учитель: поднимаясь по лестнице, мы не всегда чувствуем себя уверенно, встречаются препятствия на нашем пути. Всё зависит от того, какими путями мы будем двигаться, какие люди будут нам встречаться, как мы будем добиваться своей цели.

Работаем с разными словарями, определяем значение слова ЦЕННОСТЬ.

На этом этапе идёт обсуждение сочинений учеников, делаются выводы о ценностях для каждого человека. Обсуждаем анкеты учащихся.

Учитель предлагает послушать легенду.

В одной из стран жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

В конце классного класса ученики делают выводы о мнимых и истинных ценностях, как их отличать, какие ценности помогут по жизни осуществить свои мечты.

Источник

Классный час на тему «Нравственность»

Учитель начальных классов:

Маклакова Светлана Александровна

Тема: Нравственность в современном мир е.

Цель: формирование нравственной личности.

сравнить значение нравственности в разные времена;

развивать стремление к нравственному совершенствованию;

разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

II . Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II . Обсуждение определения нравственности.

— Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

— Как вы понимаете слово «нравственность»?

— Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

— Так что же такое – нравственность?

— Актуальна ли нравственность в современном мире?

— Какого человека вы бы назвали нравственным?

— Как определить нравственный человек или нет?

— Как стать нравственным человеком?

— Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

— Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

— Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V . Обсуждение высказываний про нравственность.

— Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

— Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.

— Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

— Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

— Аристотель (древнегреческий философ): «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми

Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

— Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII . Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

— Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

— Какой уровень у вас преобладает?

— Какой уровень преобладает в целом по классу?

— А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

Делаем вывод по самооценке.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI . Итог классного часа.

— Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно:

И пусть вас сопровождают по жизни следующие слова:

Источник

Классный час на тему «Что такое нравственность»

Классный час «Нравственность»

Оборудование: Плакаты с высказываниями, правила вежливости, презентация.

Определить степень нравственных норм учащихся.

Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.

Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.

Вступительное слово воспитателя.

Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека.

В разные времена люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые бы объединяли (а не разъединяли) человеческое сообщество, делали его возможным.

Какие трудности ты испытываешь в отношениях с одноклассниками (сверстниками)?

Какие трудности ты испытываешь в отношениях с взрослыми.

Дай определение термину «Мораль. Нравственность».

Какие духовные ценности ты знаешь. Укажи по степени значимости.

Какие черты своего характера ты хотел бы изменить?

Какие проблемы современной молодежи ты знаешь. Почему они появились в обществе?

Воспитатель: Что необходимо, чтобы вы чувствовали себя комфортно в классе, школе, обществе?

Воспитанник 1: Чтобы окружающие люди были добрыми, воспитанными, милосердными, честными .

Воспитанник 2: 0 человеческой доброте и милосердии :
– Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.

Воспитатель: Познакомлю вас с принципами сформулированными известным в области человеческих отношений Дейлом Карнеги.

Правила, которые вам помогут заслужить уважение у окружающих

Искренне интересуйтесь другими людьми.

Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Будьте хорошими слушателями.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Правила социально – нравственного поведения.

Заполняй свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что думаем о ней.»

Никогда не пытайся свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им.

Вместо того, чтобы переживать из – за неблагодарности, будьте к ней готовы.

Помните, что единственный способ обрести счастье – это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.

Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим.

Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Какие высказывания Великих людей о нравственности вы знаете.

«Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь.»(Овидий, римский поэт)

«Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?». Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе…».(Конфуций)

В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) Иисус Христос формулирует его следующим образом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».(И. Кант)

«Чего в другом не любишь, того сам не делай!» (В.И. Даль)

«Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (Л.Н. Толстой.)

Воспитатель. Нормы нравственности имеют всегда социальный характер. Нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку. Это не человек оценивает поведение, как хорошее или дурное, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок дурным с нравственной стороны, хотя он хорош с индивидуальной точки зрения. Человек считается нехорошим торговцем, потому что он сбывает плохие товары, хотя он хорошо торгует, потому что получает значительные барыши.

Напишите сочинение «Мои жизненные принципы». Подберите подходящий эпиграф

Вывод классного часа. На каждой парте находится лист с нравственными правилами поведения людей и кодексом нравственных идеалов. Ученики обсуждают правила, объясняют, в чем состоит их значимость для общества. Можно предложить выполнить ученикам следующую работу: расположить указанные правила в порядке их значимости.

Нравственные правила людей:

Необходимо быть великодушным с людьми.

Всегда и во всем слушайся свою совесть.

Не будь злопамятным, умей прощать.

Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.

Соблюдай правила поведения.

Не психуй, не капризничай, а делай так, как положено.

Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.

Кодекс нравственных идеалов:

Гуманное отношение к людям.

Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой только для себя.

Сначала думай о других, а потом о себе.

Если делать что-то, то делать на совесть.

Не проходи мимо нуждающихся в помощи.

Будь справедливым к себе и к окружающим людям.

Уважай старших и заботься о родителях.

Строй отношения с людьми на доверии.

Делай людям добро и оно вернется к тебе.

Заключительное слово воспитателя. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Живи и жить давай другим, только не за счет другого.
Всегда доволен будь своим, не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая для счастья каждого и всех.
(Г.Державин)

Источник

Классный час «Нравственные ценности»

Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;

Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.

Содержание классного часа

Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».

Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

3. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Всё, что прекрасно – нравственно.

I . Введение в проблему. Диагностика.

Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

Во мне меня радует то, что…

Когда я думаю о себе, то всегда…

Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

Задание 2 Определите главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите 6 ценностей на лист.

Список ценностей (целей):

Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.

Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).

Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).

Здоровье (физическое и душевное)

Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).

Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).

Свобода (самостоятельность, независимость).

Счастливая семейная жизнь.

Развитие (работа над собой, самосовершенствование).

Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).

Творчество (возможность творческой деятельности).

Уважение других людей.

Уверенность в себе.

А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)

II . Что такое нравственность

— Скажите пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)

— А почему? ( в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)

— Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)

(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

Существует ли нравственный кодекс?

Кто следит за его соблюдением?

Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

А что значит безнравственные поступки?( записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

Украсть пучок редиски у соседа на даче.

Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.

Сделать благотворительный взнос.

Написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

( Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)

Притча старого индейца.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

— Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

III . Диагностика отношения к жизненным ценностям

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Список учитель заранее выписывает на доске.

Быть человеком, которого любят

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Источник

Классный час в 6 классе: «Нравственные ценности»

Подготовила: Гамаева Ф.Л.

Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;

Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.

Содержание классного часа

Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».

Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

3. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Всё, что прекрасно – нравственно.

Введение в проблему. Диагностика.

Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

Во мне меня радует то, что…

Когда я думаю о себе, то всегда…

Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

Задание 2 Определите главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите 6 ценностей на лист.

Список ценностей (целей):

Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.

Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).

Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).

Здоровье (физическое и душевное)

Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).

Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).

Свобода (самостоятельность, независимость).

Счастливая семейная жизнь.

Развитие (работа над собой, самосовершенствование).

Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).

Творчество (возможность творческой деятельности).

Уважение других людей.

Уверенность в себе.

А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)

II. Что такое нравственность

— Скажите пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)

— А почему? ( в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)

— Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)

(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

Существует ли нравственный кодекс?

Кто следит за его соблюдением?

Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

А что значит безнравственные поступки?( записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

Украсть пучок редиски у соседа на даче.

Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.

Сделать благотворительный взнос.

Написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

( Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)

Притча старого индейца.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

— Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

III. Диагностика отношения к жизненным ценностям

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Список учитель заранее выписывает на доске.

Быть человеком, которого любят

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:
— Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:
— Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

Обсуждение притчи. Вопросы педагога:

1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).

2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).

3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *