Что такое нравственная сфера
Развитие нравственной сферы личности (статья)
Основными проблемами нравственного развития являются вопросы определения общих закономерностей морального развития человека в онтогенезе, выявления возрастных периодов и стадий этого развития, исследования факторов и средств, способствующих ему.
Отличительной особенностью отечественных исследований в сфере морального развития явилось то, что практически каждое из них указывало на социальную и культурную обусловленность процессов нравственного развития (Рубинштейн СЛ., 1998; Выготский Л.С, 1982; Божович Л.И.,1968; Блонский П.П., Ананьев Б.Г., 1980; Зеньковский В.В., Якобсон С.Г., Морева Г.И., 1989; Братусь Б.С, 1985; Анисимов С.Ф., 1985; Кон И.С, 1989; Субботский Е.В., 1983; Запорожец А.В. и др.) Отечественные психологи считают, что нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе основывается на учете смены последовательных стадий нравственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей.
Нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение.
Е.В. Субботский (1983) изучая нравственное развитие дошкольников, связывает возникновение первых моральных мотивов поведения у ребенка с существующим у него стремлением сохранить позитивные отношения со взрослыми. По мнению Е.В. Субботского, нравственное развитие дошкольника происходит не только за счет усложнения когнитивной сферы, и за счет интериоризации, «врвщивания» внешнего контроля. В своих экспериментальных исследованиях Е.В. Субботский показал, что только 10 % дошкольников могут руководствоваться в своем поведении нравственной нормой без влияния взрослых. Исследования психологических механизмов нравственной регуляции у дошкольников, проведенные С.Г. Якобсон и Т.И. Моревой (1989), показали, что важным условием соблюдения ребенком моральных норм можно считать его способность вообразить себя в будущем, после нарушения норм, оценить свое потенциальное Я. Мотивом же для исполнения нравственной нормы будет стремление сохранить положительный образ себя (Я-реальное).
Изучение нравственного развития детей младшего школьного возраста отображено в работах Г. А. Горской, М.И. Воловиковой (1990), С.В. Тарасова, Л.И. Божович (1972), И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования морально-оценочных суждений младших школьников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, когнитивное понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив морального выбора и их последствий.
Особенности нравственного развития подростков рассмотрены в работах И.С. Кона (1989), Л.И Запорожец, Е.Б. Редькиной, В.А. Мартынова, Д.И. Фельдштейна (1988, 1989), В.И. Чудновского (1981,1983), Л.И. Божович (1968) и др. Подростковый возраст связан с формированием самосознания, устойчивой Я-концепции, с развертыванием процесса психологического самоопределения, возникновением рефлексии собственного поведения. Также в подростковом возрасте оформляются нравственные и гражданские качества личности, основы нравственного мировоззрения. По мнению Д.И. Фельдштейна (1988), именно в подростковом возрасте интенсивно формируются нравственные убеждения и идеалы. Д.И. Фельдштейн выделил три условия процесса развития подростка и становления нравственной сферы личности. На первом уровне «локально-капризном» преобладают ситуативно обусловленные эмоции и мотивы (10-11 лет), появляется потребность участвовать в деятельности наравне со взрослыми, мотив деятельности на пользу другим людям. На втором «правозначном» уровне появляется потребность в общественном признании с опорой на собственные возможности и способности (12-13 лет). На третьем уровне «утверждающе-действенном» подросток способен применит свои способности во взрослом мире (14-15 лет). Л.И. Божович (1968) выделяет в подростковом возрасте проявление нового уровня развития нравственного самосознания, а также потребности осознать себя как личность и индивидуальность. И. С. Кон (1989) считает, что в подростковом возрасте происходит переход от «внешнего» регулирования поведения к саморегуляции, самоконтролю и самоуправлению.
Нравственная сфера личности
Рис. 8. Содержание нравственной сферы личности
Анализ научной литературы позволил выделить ряд концепций нравственного развития личности.
1. Концепция моральной ответственности Ж.Пиаже, основанная на выделении стадий в развитии моральной ответственности, носит сугубо когнитивистский характер, отражая лишь один из аспектов нравственного развития ребенка. Ответственность, которая положена автором в основу классификации уровней морального развития, носит лишь оценочный характер, касается надуманных персонажей и ни в коей мере не отражает реального поведения самого испытуемого. При этом динамика этого показателя у дошкольников не стала предметом специального исследования.
2. Концепция морального развития Л. Колберга –теория поэтапного морального развития индивида. На основе исследований морального выбора автором выделено пять стадий развития. Привлекательность концепции состоит в том, что моральное развитие ребенка изучалось в ситуациях морального выбора в реальных жизненных ситуациях. Однако интерпретация сути морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения ребенка: страха, стыда, эгоизма, альтруизма, прагматизма. За рамками исследования остаются другие аспекты нравственного поведения, а тем более другие компоненты нравственного развития.
4. Концепция Г.А. Урунтаевой. Основанием нравственного развития является соотношение уровней ответственности и внутренней свободы поступков. Динамика нравственного развития связывается с повышением моральной ответственности при одновременном увеличении степеней свободы субъекта поведения. Концепция экспериментально не проработана: не определены четкие возрастные границы, не описаны конкретные характеристики стадий нравственного развития, его факторы и условия; проблематична сама амплификация трактовки сути нравственного развития применительно к любому возрасту.
5. Концепция духовно-нравственного развития личности Л.М.Аболина, В.П.Зинченко и др. Духовность, нравственность детей рассматривается как интегративное системное качество, затрагивающее не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд параметров. Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. Концепция имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущими:
· духовно-нравственная личность рассматривается с позиции интегрального системного единства с характерными компонентами и параметрами;
· выделены основания для системного анализа;
· осуществлен деятельностный подход к анализу уровней развития духовно-нравственной сферы личности;
· показаны пути ее развития; рассмотрен психологический механизм развития духовно-нравственной сферы личности (интериоризация-экстериоризация);
· концепция имеет экспериментальное подтверждение.
6. Концепция развития нравственной сферы личности Н.В.Мельниковой, Р.В.Овчаровой. Данная концепция базируется на культурно-историческом и психосоциальном подходах и опирается на следующие методологические принципы: принцип системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается как системное интегративное образование, выступающее в единстве её когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов; деятельностный принцип, требующий учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимое условие
Рис. 9. Становление нравственной сферы личности
этического развития личности, формирования её нравственных мотивов. Это позволяет преодолеть недооценку роли совместной деятельности ребенка со взрослыми и ведущего вида деятельности для становления нравственной сферы личности; принцип субъектности, обеспечивающий понимание личности как субъекта нравственного развития, проявляющего активность в освоении нравственного опыта.
С этой точки зрения нравственная сфера личности рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения личности (поведенческий компонент), динамика которой в детском возрасте опосредована нравственными чувствами, подростковом – нравственными отношениями и переживаниями, юношеском – нравственным сознанием и самосознанием.
Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процессусвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс формирования нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта.
В подростковом возрасте важное значение имеют: характер внутренней позиции личности по отношению к нравственным ценностям, нормам и требованиям; развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности, предполагающая возможность морального выбора и проявления нравственной активности в различных сферах; целостность нравственного сферы как единства и взаимодействия когнитивного, аффективного и волевого компонентов; ведущий компонент нравственного самосознания; действенность нравственного самосознания как единство и взаимодействие сознания и поведения.
Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях личности, ее поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах.
К психологическим механизмам развития нравственной сферы личности можно отнести частные механизмы подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценки окружающих) и общий механизм интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Подражание и имитация выполняют свою функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в развитие нравственной сферы личности ребенка, помогая ему в освоении норм социальной жизни. Важными факторами формирования нравственного опыта выступают три объекта оценивания: личность (самооценка); другие люди (сравнительная оценка); собственная деятельность (поступки и последствия). Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражания-имитации-идентификации, стимулируют нравственное поведение. Нравственное развитие является также результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, и превращение их во внутренние психические процессы. Внутри личности формируется «инстанция», которая начинает «требовать» то, что раньше требовалось извне. С другой стороны, усвоенные нравственные понятия, нормы и образцы закрепляются в нравственном опыте, переносятся на все новые и новые нравственные ситуации, и начинают определять направленность поведения и отношений ребенка.
Механизм экстериоризации позволяет включать внутренние стимулы и мотиваторы нравственного поведения, нравственные оценки, чувства и переживания в процесс нравственного развития.
Можно выделить ряд психолого-педагогических условий развития нравственной сфер личности.
Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей; наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация; наличие в ней моделей нравственных отношений; разработанность и представленность нравственных норм, правил и требований.
Вторая группа условий развития нравственной сферы личности, связанная с активностью и самостоятельностью личности в освоении нравственного опыта, имеет такие проявления: активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий; активная имитация нравственных эталонов в поведении; активное подражание нравственным образцам в отношениях; активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральный выбор на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований; моральные переживания в процессе решения моральных дилемм.
Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности и включает различные аспекты сопровождения: выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности; разработка модели процесса развития нравственной сферы личности на основе базисных этических понятий, технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; повышение нравственной культуры педагогов и родителей.
Важной теоретико-практической проблемой является разработка критериев нравственного развития, признаки которых должны отражать степень единства нравственного сознания, чувств и переживаний личности. Выделены следующие критерии:
· критерий нравственного знания. Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.
· критерий нравственных отношений. Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к окружающим, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.
· критерий нравственного поведения. Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.
· критерий морального переживания. Признаки:способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.
· общий критерий морального развития характеризуетсяединством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков. На высшем уровне все критерии проявляются позитивно. На низшем уровне они не проявляются, либо указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, поведением, отношениями и переживаниями.
На основе предложенных критериев выделены следующие уровни нравственного развития личности:.
1. Уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства, сопровождающееся позитивными переживаниями при их выполнении.
2. Уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с принципом полезности, при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения.
3. Уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения – поведение, основанное на недостаточном понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны окружающих.
4. Уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения – поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые выполняются ребёнком, чтобы избежать наказания.
Что такое «нравственность» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья!
Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
1. Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
2. Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
3. Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
4. Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
5. Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Заключение
Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.