Что такое нравственная деятельность

НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:

Нравственная деятельность — деятельность, исходящая и соответствующая нравственным законом и принципам, регулируемая и саморегулиремая ими. Мотивы такой деятельности носят только высоконравственный характер. Нравственная деятельность не может возникать ни из какого другого… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (моральная) категория, этики, при помощи к рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) специфически нравственные мотивы:… … Словарь по этике

Нравственная дихотомия — принцип построения системы нравственных понятий, основанный на делении целого на две полярные и взаимно исключающие части. В основе данного принципа лежат основные модусы духовности – Добро и Зло. Добро – это высшее проявление божественного… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Нравственная статистика — (Moralstatistik, Statistique Morale) изучает массовые проявления человеческой деятельности вне сферы хозяйственных отношений. Вместе с демографией, рассматривающей биологические процессы, в которых человек играет лишь пассивную роль, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

“ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия” — “ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. Нравственная философия” произведение Вл. Соловьева, изданное в 1897 (последнее издание: Соч., т. 1. М., 1988) и призванное, по замыслу автора, стать первой частью системы “положительной” философии “всеединства”, которую он… … Философская энциклопедия

СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ — категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. В различных идеалистических … Словарь по этике

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность умствен. и нравственная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная — моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по… … Российская педагогическая энциклопедия

Соловьев, Владимир Сергеевич — знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см.); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.) … Большая биографическая энциклопедия

История этики — История этики история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон … Википедия

Источник

Характеристика нравственной деятельности: содержание и структура

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

Нравственная деятельность представляет собой объектив­ную сторону морали. О нравственной деятельности можно го­ворить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельно­сти — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Мораль­ные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решаю­щим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание со­вершить добро, реализовать чувство долга, достичь определен­ного идеала и т. д.

Источник

Нравственная деятельность

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

Раздел. Теоретические основы этики

Этика деловых отношений

Тема 1: НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЭТИКА.

Сегодня: мораль – форма идеологии, а нравственность – область обычаев, нравов, нравственных отношений, связанных с уровнем обыденного сознания.

Мораль – субъективный внутренний духовный регулятор по­ведения, а нравственность – его социальный аналог. (Онтогенез и фи­логенез).

Сущность морали заключается в том, что она представляет со­бою форму саморегулирования совместной жизни людей, выражающую историческую необходимость его прогрессивного развития. На каж­дом историческом этапе эта необходимость проявляется в сознании и деятельности прогрессивных классов и слоев общества. В этом ее специфика: обще­ство не располагает никакой другой подобной формой регуляции. Ибо, если иметь в виду право, то оно апеллирует непосредственно не к социально-исторической необходимости, а к воле существующего государства, которое принадлежит господствующей элите. Только моральное регулирование опирается на идею должного, вы­ражающую всеобщую историческую необходимость, и именно по этой причине некоторые моральные нормы (так называемые «обще­человеческие») отличаются исключительной распространенностью и устойчивостью в традиции – несравненно большей, чем установле­ния права или обычая. Скажем, почему нужно заботиться о детях? Потому, что общество не могло бы ни только прогрессировать, но попросту существовать, стало бы невозможным воспроизводство человече­ской жизни.

В третьих, в этике находит отражение основной вопрос фило­софии

В свою очередь идеализм в этике также достаточно многообразен: религи­озные доктрины, этические концепции объективного идеализм (Пла­тон, Гегель) субъективно-идеалистические интерпретации мораль­ного сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).

В-четвертых, корни этики в истории философии.

Различают следующие функции морали:

2. ценностно-ориентирующую (аксиологический аспект);

3. познавательную (гносеологический аспект);

4. воспитательную или гуманистическую (аспект социализации);

Что такое нравственная деятельность. Смотреть фото Что такое нравственная деятельность. Смотреть картинку Что такое нравственная деятельность. Картинка про Что такое нравственная деятельность. Фото Что такое нравственная деятельность

5. идеологическую (политический аспект).

Тема 2: ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ

Структура морали включает в себя::

1. Нравственная деятельность

2. Нравственные отношения

3. Моральное сознание.

Поскольку характер каждого поступка раскрывается в межличностных отношениях, то моральную деятельность можно определить как совокупность нравственных отношений.

Источник

Нравственное сознание и нравственная деятельность

Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Оно включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.

Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания охватывает совокупность нравственных чувств и переживаний. Чувства — это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Позитивные (нравственные) чувства направлены на благо человека. Их примером являются чувства сострадания, справедливости, патриотизма, уважения, достоинства, чести и т. д. Негативные (безнравственные) чувства направлены против человека. Это может быть зависть, трусость, эгоизм, корысть, черствость, жестокость и т. д.

На рациональном уровне нравственное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов. Моральные нормы — это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен» и т. д.), негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй» и т. д.). Более сложной формой нравственного сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение требований той или иной морали. Основные принципы морали: гуманизм, коллективизм, справедливость, законность и др.

Безусловно, теоретические основы нравственного сознания являются фундаментальной базой профессиональной этики юриста и всех работников правоохранительных структур. Нравственные качества личности любого специалиста обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга.

Современная профессиональная мораль рассматривается в единстве с общепринятым нравственным сознанием.

Но безответственное отношение юриста к своим обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести к деградации самой личности юриста.

Наконец, важно учитывать, что в современной России наблюдается большой дефицит высокой нравственности, ощущается острая необходимость выработки нового типа профессиональной морали и нравственности как среди высшего эшелона политической элиты, так и среди участников бизнеса и многих других сфер общественной деятельности, в том числе и правоохранительной. Важно, чтобы подлинный профессионализм высшей пробы опирался в первую очередь на нравственные нормы (долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда), которые из мира вещей создают источник радости.

Нравственное сознание тесно связано с правовым. Они выполняют близкие социальные функции и опираются на один и тот же способ отражения — нормативно-ценностный.

Отличия нравственного сознания от правового заключаются в следующем:

• правовое требование носит ограниченный характер, а нравственное — неограниченный (в этом отношении право является низшим пределом или определенным минимумом нравственности);

• правовая оценка требует объективной реализации замыслов, моральная распространяется и на субъективную основу поведения;

• право опирается на принуждение (репрессивный аппарат государства), мораль — на силу общественного мнения.

В условиях деятельности правоохранительных органов проблема взаимоотношения права и морали, правового и морального сознания приобретает особый смысл. Это обусловливается:

• влиянием норм и принципов морали на правотворчество;

• использованием моральных норм и принципов при применении норм права;

• воздействием права на формирование норм и принципов морали, их реализацию, на воспитание нравственного сознания и нравственной культуры.

В правосознании нравственный оценочный момент виден достаточно четко, правовые взгляды обладают предельно развитой ценностно-ориентирующей функцией, свойственной морали. Вот почему в структуру профессиональной культуры юристов, в том числе и всех сотрудников ОВД, кроме правовой культуры входит и нравственная культура правоохранительных органов.

Кроме того, нравственное сознание имеет в центре ключевой и нравственный принцип, который характеризует вместе с другими элементами исходную моральную позицию личности. Однако области правового и морального регулирования имеют и другое отличие. Право связано с функцией закрепления экономических и политических основ общества. Нормы морали отличаются строгой определенностью.

При конфликте моральных ценностей люди вынуждены поступаться чем-то в пользу других. Нравственные требования при этом обращаются к совести, осознанию долга, чувства справедливости.

С таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников является принцип законности, придерживаться которого не только служебная обязанность, но и моральный долг.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое нравственная деятельность

Нравственная деятельность

Как уже говорилось, нравственная деятельность – это категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной деятельности людей выделяется собственно нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т.д.) – специфически моральные мотивы. Нравственная деятельность – это деятельность духовно-практи­ческая, ибо в отличие от теоретической она в своем полном раз­витии реализуется в сфере практи­ческих отношений, в объектив­ной социальной действительности. Это – волевая деятельность, проходящая два основных этапа: этап морального выбора и решения и этап реализации решения в процессе объективного, внеморального по своему характеру действия. Ее субъективным исходным пунктом является моральный мотив, стимулирующая роль которого состоит в том, что он побуждает начать дейст­вие и довести его до конца, с какими бы трудностями для дей­ствующего лица это ни было связано, определяет такие существенные особенности действия, как старательность, напря­жен­ность, длительность и т.п.

Правда, в известных пределах эти же особенности действия могут вызываться и другими субъективными основаниями: личной материальной заинтересованностью, привычкой к труду, политическими мотивами и др. Все эти основания могут проявляться во взаимном сочетании между собой. Так, политические мотивы и правовые факторы обычно действуют во взаимосвязи с мораль­ными, проявляются в моральной форме. В этой связи расширение демократии в нашей стране – это прежде всего повышение степени свободы личности, ослабление пресса принудительности, предоставление больших возможностей для предприимчивости и инициативы. Однако для уста­новления принципов такого общества должен измениться и сам человек, ибо и в демократическом обществе сохраняются те же общественные потребности, а следовательно, и требования общества к каждой личности. Иными словами, в таком обществе личность должна выполнять те же самые обязанности и те же самые функции, что и в обществе, скажем, тоталитарном. Меняется лишь характер отношений по линии «общество – личность». И человек так же будет ответствен перед обществом за свои действия, только эта ответственность будет в значительной степени выпол­няться сознательно и добровольно, будет диктоваться сознательными интересами самой личности («сознательными» здесь означает включение в свои интересы, в свою нравственную и культурную осознанность социальной значимости своих действий), а не страхом перед властными санкциями суровых государственных законов. Иначе говоря, в этих условиях сфера воздействия права сужается, но она замещается сферой моральной ответственности личности.

Моральный характер действие имеет постольку, поскольку оно обусловлено моральным побуждением. Включаясь в действие, последнее через посредство тех же особенностей оказывает на него, однако, свое специфическое влияние, придает ему дополнительную эффективность и соответственно дополнительную результативность. Так, в сфере труда собственно моральный мотив проявляется во всей своей значимости при обстоятельствах, требующих самоотверженности, без которого задача достижения высокого уровня профессионализма не может быть решена. Не только от профессиональных, но и от моральных качеств существенно зависят результаты трудовой деятельности. Роль нравственного мотива выражается в том, что благодаря ему личность способна усилием воли мобилизовать себя на трудное и ответственное дело, подавить какие-либо отрица­тельные побуждения, лень, усталость, наконец, инстинкт самосохранения (когда к этому вынуж­дают обстоятельства) и совершить то, чего требует от нее долг. Мораль прежде всего играет здесь роль пускового меха­низма, который освобождает энергию действия и направляет ее по опреде­ленному пути. Вместе с тем, она выполняет функцию силы, обеспечивающей доведение действия до завершающей стадии.

Так, например, риск первого рода при детальной проверке аудитором оборотов и сальдо по счетам связан с тем, что на самом деле проверяемая совокупность не содержит существенных неточностей отражения в бухгалтерском учете этих оборотов и сальдо, а по результатам применения выборочных процедур принято решение о наличии существенных неточностей. Риск второго рода прямо противоположный: на основании изучения всей совокупности аудитор сделал бы пессими­стический прогноз, а выборочный метод привел бы аудитора к оптимистическому мнению. Послед­ствия ошибок первого и второго рода весьма различны. Ошибка первого рода требует от аудитора или экономического субъекта дополнительной работы по уточнению факта и характера обнару­женных недостатков бухгалтерского учета или системы внутреннего контроля. После дополни­тельных исследований истина обычно устанавливается. Ошибка второго рода ставит под сомнение результаты работы аудиторской фирмы. Например, может быть выдано положительное аудиторское заключение при наличии существенных неточностей отра­жения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Таким образом, аудитор должен не только тщательно планировать и ответственно проводить выборочные исследования, но и творчески подходить к ин­терпретации полученных результатов выборки.

От того, что нравственная деятельность проявляется в труде, труд в целом не становится «нравственной деятельностью», хотя его мож­но характеризовать как морально значимую деятель­ность. Мо­жет быть, все дело в том, какому моменту в данном случае придается ведущее значение, и если на первый план выдвигает­ся моральная цель труда, то он тем самым становится нравственной деятельностью? Однако целью труда являются тот продукт или услуги, ради которых он совершается. В нашем случае – это заключение аудитора. Моральное же побуждение служит одним из средств, а не целью данного трудового дей­ствия. Например, добросовестность нужна для выполнения работы, а не работа для проявления добросовестности. Поскольку же труд рассматривается в качестве средства морального воспи­тания, он относится к сфере педагогической, а не моральной деятель­ности. Видимо, нравственно-регулирующую деятельность об­щества, учреждений и организаций (в том числе – аудиторских) можно считать особой, относи­тельно самостоятельной сферой социальной деятельности.

Что же касается моральной деятельности индивидов как субъектов морального поведения, то она осуществляется лишь через другие, внеморальные виды деятельности. Нравственную деятель­ность отдельной личности, очевидно, нельзя отождествлять с поведением, а ее единичный акт – с поступком. Ведь о поступке может идти речь лишь тогда, когда субъективное действие (выбор, решение) переходит в объективное (исполнение решения). Непосредственно к поступку следует относить ту часть деятель­ности, которая вплетается в действие-операцию, объективируется в нем и в его результате. Но и в этой части нравственная деятель­ность не тождественна нравственному поведению. Понятие пове­дения имеет особый оттенок, отличающий его от понятия деятельности. Когда мы говорим о деятельности, мы можем огра­ничиться рассмотрением ее внутренней структуры. Когда же мы говорим о нравственном поведении личности, мы должны взять ее деятельность (и в целом, и в ее моральном аспекте) в отно­шении к интересам общества или группы и к выражающей их моральной цели. Отношение это определяется моральной позицией лич­ности, лежащей в основе ее нравственной деятельности. Поэтому поступок можно определить как субъективное, моральное отно­шение, реализованное в объективном действии, а результат по­ступка – как объек­тив­ное нрав­ственное отношение, реализован­ное в результате этого действия.

Поведение есть аспект деятельности, в котором выражено ее отношение к общему благу, к общеполезному, прежде всего к благу общности в целом. Но это не значит, что к поведению (не следует забывать, что у нас речь идет об этическом, а не о чисто внешнем поведении) относится лишь внешняя сторона деятельности, характеризующая ее общественную полезность. По­ведение имеет две стороны – внутреннюю, регулятивную, образу­ющую морально-психологическое содержание внеэтической дея­тельности, и внешнюю – те особенности последней, в которых проявляется внут­ренняя сторона поведения. Ясно, что внешнюю сторону поведения совершенно неправомерно рассматривать вне связи с ее внутренней основой, в отрыве от нее, ибо в этом случае мы ничего не сможем сказать о моральном содержании, смысле и ценности деятельности, а значит, не сможем оценить ее с моральной точки зрения.

Поступок может выступать не только в форме действия, но и в форме бездействия. Означает ли это, что общее положение о единстве поведения и внеэтической деятельности неверно и требует какого-то ограничения? Думается, что нет. Не совершая внешнего действия, человек, однако, вызывает определенный ре­зультат, например, посредством действий другого человека, которого он не поддержал, хотя мог поддержать, или которому не помешал, хотя мог помешать. Следова­тельно, в данном случае ход и результат действия, совершенного другим, находится в зависимости от воли, мотивов, морально-психологической деятель­ности бездействующего лица, не перешедшей в его собственное действие, воплотившейся в воздержании от проявления внешней активности, но именно таким образом повлиявшей на систему состоявшихся действий (например, умолчание аудитора о существенных искажениях отчетности клиента влечет за собой определенную цепь действий других лиц). Бездействие – это не просто со­стояние покоя, это – результат волевого акта, завершившего цепь морально-психологических действий. Оно возможно лишь в системе действий и поэтому должно рассматриваться как момент деятельности.

Субъективное моральное отношение, проявляющееся в дей­ствии или бездействии, – это отношение волевое. В состоянии воли резюмируются этические особенности личности. Волю назы­вают доброй или злой в зависимости от того, какие мотивы, нрав­ственные или безнравственные, определяют совершаемый ею вы­бор поступков, линии поведения, являются для нее ведущими. В этом смысле мотивы можно включать в сферу воли и говорить об этическом содержании воли. Этическое содержание воли характеризует ее отношение к моральной цели. В соответствии с указанным отношением воля определяет этическое содержание действия. Содержание же это и является поступком, или актом деятельности.

В целом поступок можно определить как акт объек­тивации волевого морального отношения в действии (или бездей­ствии) и в его результате. Поведение есть ряд поступков. Линия поведения – его ведущая характеристика, выражающая единую направленность отдельных поступков.

Так, в современных условиях ответственность аудитора перед клиентом складывается из следующих актов его деятельности.

1. Ответственность за квалифицированное проведение проверки, выражающаяся в возмещении затрат на проведение перепроверки и др. Однако в случае совпадения основных требований проверки и перепроверки затраты на проведение перепроверки следует относить на счет клиента, чтобы избежать злоупотреблений с его стороны.

2. Ответственность за неблагоприятные для клиента последствия, данных аудитором реко­мендаций, противоречащих законам.

3. Ответственность за несвоевременное проведение проверки, если в договоре указан конкретный срок, и это нарушение привело к просрочке сдачи отчетности с соответствующими санк­циями со стороны налоговых органов.

4. Ответственность за состояние бухгалтерского учета и отчетности в случае, если аудитор сам осуществляет ведение бухучета клиента на основании договора, с нарушением двухгодового срока между этими работами, при предъявлении регрессивного иска со стороны администрации клиента.

5. Ответственность за ущерб, нанесенный клиенту несанкционированным разглашением кон­фиденциальной информации, ставшей известной аудитору в результате проведения проверки или оказания консультационных услуг.

6. В процессе выборочной проверки или недолговременного консультирования аудитор может пропустить какие-либо нарушения в ведении учета и отчетности, ошибки в расчетах налогов, сборов и платежей. Однако не исключена возможность, что он может проявить небрежность (даже вопиющую небрежность) или, скажем, умышленно не отметить явных искажений отчетности.

Результат поступка есть результат этического содержания дей­ствия, или этического волевого отношения. Поэтому моральная оценка результата не может расходиться с оценкой этого отно­шения. Если результат отрицателен с моральной точки зрения, то это может означать лишь то, что и его субъективное основание является морально отрицательным. Но как быть с тем фактом, что ценность результата подчас не совпадает с цен­ностью этического мотива, от которого зависит этическое содер­жание воли, определяющее поступок и его результат? Очевидно, что ответ на этот вопрос надо искать в самом моральном волевом отношении, ибо только им, и ничем иным, может опреде­ляться результат поступка.

Единство научного, рационального компонента и подлинной нравственно­сти обусловливает целостность волевого отношения людей к моральной цели, а это, в свою очередь, является суще­ственным условием принципиальности, последовательности, выдержанности нравственной деятель­ности и поведения.

Признание важной роли рационального момента в моральном поведении ничуть не умаляет того влияния, которое на него оказывают чувства. Моральные чувства – эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. Именно благодаря чувствам может успешно осуществляться интериоризация социальных моральных ценностей, формирование устойчивой системы нравственных ориентаций личности. Интериоризация – заимствование основных ценностей индивидуального нравственного сознания из сферы общественных представлений, осуществляемое в процессе социализации личности.

Моральное сознание есть единство рационального и эмоционального. Неверно поступают те, кто всю «ставку» делает на чувства и отвергает разум, который якобы способен лишь на то, чтобы в противовес чувствам, стремящимся к добру, отстаивать личную «выгоду» и эгоистическую «целесооб­разность». Конечно, подсознательный (интуитивный) и эмоциональный момент играет огромную роль в моральном поведении. Но не следует упускать из виду, что он формируется на основе отражения в сознании личности ее закономерных отношений с обществом, его социаль­ными группами и отдельными членами.

И интуиция, и чувства всегда наполнены определенным со­циальным, конкретно-историческим содержанием. Но их слабость в том, что они обла­дают определенной инерцией, которую они сами, без помощи интеллекта, не могут преодолеть. Когда эта инерция начинает от­рицательно сказы­ваться на поведении (по причине того, что в жизни происходят глубокие преобразования, за кото­рыми моральное сознание не поспевает), преодолеть эту инерцию нельзя без творческой работы разума. Познавая новые проблемы, выдви­гаемые жизнью, и открывая их нравственное решение, разум обо­гащает чувства и интуицию новым содержанием, вносит в них необходимые изменения. В условиях современной жизни с ее сложными и быстро из­меняющимися ситуациями чувства оказываются не способными давать достаточно точные и эффективные решения. К ним на помощь должен прийти разум, и притом разум этически просвещен­ный, хорошо владеющий научным методом, необходимым для анализа сложных проблем, которые выдвигаются рыночной экономикой и информационным обществом.

Реализация морального (или аморального) намерения в значительной степени зависит от волевых качеств личности, которые, будучи сами по себе этически нейтральными, при прочих равных условиях часто решают ход и исход действия. Например, нерешительность препятствует тому, чтобы своевременно осуществить намерение, лишает его действенности, приводит подчас к отказу от его выполнения. Уже по одной этой причине при хорошем мотиве результат может оказаться плохим. Хотел аудитор-стажер предупредить товарища по работе о нарушениях, которые совершают отдельные члены аудиторской проверки, но из-за нерешительности промедлил и тем самым фактически помог совершению дурного дела. Или, наоборот: безнравственное намерение может остаться лишь замыслом, не воплотиться в действие вследствие той же особенности воли. Аналогичную роль играют такие качества воли, как настойчивость или ее отсутствие, твердость или мягкость, сила или слабость.

Кроме качеств воли, надо учитывать и другие черты характера, которые не являются собст­венно этическими, но оказывают существенное влияние на поступки и их результаты. Это такие черты, как дальновидность (которая, конечно, зависит от уровня знаний), предусмотрительность (включающая, кроме того, способность тщательно продумывать все обстоятельства и возможные последствия намечаемого действия), наблюдательность и т.п.

Пример 1. Представление о требованиях законодательства аудитор дол­жен иметь еще на стадии планирования аудита. Он должен изу­чить нормативно-правовую базу, касающуюся проверяемой орга­низации, получить у ее руководителей сведения о тех приемах, которыми они пользуются для выполнения требований норма­тивных актов, обсудить спорные вопросы, неоднозначно реша­емые в нормативных актах, проверить наличие документов о регистрации, лицензий и т.п. документов, без которых органи­зация не может вести свою деятельность. Здесь требуется внимание и преду­смотрительность.

Пример 2. Профилактическое воздействие аудиторской проверки в значительной мере связано с защитными функциями бухгалтерского учета. Аудитор выявляет и устраняет недостатки в орга­низации бухгалтерского учета, повышая тем самым его эффективность как средства предупреждения злоупотреблений и правонарушений. С другой стороны, опираясь на данные бухгалтерского учета, проверка может выявить нарушения в хозяйственной деятельности, связанные с выполнением конкретных операций, внести свои предложения по их устранению. Документальная проверка, кроме профилактических задач, во многих случаях решает задачи по выявлению факторов уже совершившихся правонарушений. Эффективность проверки как средства выявления злоупотреб­лений зависит от реального состояния специальных защитных функций бухгалтерского учета – его способности достаточно полно отображать признаки совершенных правонарушений. Здесь важны такие качества аудитора, как наблюдательность, дальновидность, «профессиональное чутье».

Таким образом, этическая позиция личности определяется множеством взаимодействующих субъективных факторов. Отсюда ясно, что воспитывать человека, способного вести себя в соот­ветствии с требованиями общей и профессиональной нравственности, значит, по существу, форми­ровать его всесторонне, как целостную личность, наделенную сложной системой разнообразных свойств. Итог взаимодействия всех субъективных факторов поведения можно назвать этическим потенциалом личности. Результат по­ступка – это объективированный эффект реализации этического потенциала. Результат полностью соответствует этическому потен­циалу. Отсюда ясно, что не имеет никакого смысла «складывать» оценку результата с оценкой его субъективного основания: ведь это одна и та же оценка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *