Что такое нрав в исламе

Каким нравом должен обладать каждый мусульманин?

Вопрос: В последнее время стал замечать, что люди в городе становятся более раздражительными, бескультурными, агрессивными. И такое поведение проявляется, к сожалению, повсюду. Каким нравом должен обладать мусульманин? Как можно воспитать в себе нравственность?

Это очень актуальный вопрос на сегодняшний день, так как мусульмане сейчас больше должны обращать внимание на свой нрав и поведение. Ведь вера и слова наши должны соответствовать нашим поступкам и поведению в семье и обществе.

К сожалению, мы часто больше обращаем внимание на поверхность, оболочку, внешнюю атрибутику (красоту, одежду, положение в обществе, материальное положение и т.д), не придавая значение душевным, человеческим качествам.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Поистине, Аллах не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши, — и он указал пальцем себе на грудь, — а также на дела ваши”. (передали Муслим 2564 и Ибн Маджах 4143).

В Коране Аллах обращаясь к нам, говорит:

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не проклинайте друг друга, призывая гнев Аллаха и адские мучения» (Абу Давуд, Адаб, 4906; Тирмизи, Бирр, 1977).

Характеризуя верующего человека, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Верующий никого не проклинает, не грубит, и не ведет себя безнравственно». (Тирмизи, Бирр, 48).

По поводу тех, кто постоянно проклинает других, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто проклинает других, в судный день не станут заступниками, и их свидетельство не будет принято» (Муслим, Бирр, 2598; Абу Давуд, Адаб, 4907).

Проклятья того, кто бесправно проклинает других, вернутся к нему. Так как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Знайте, что проклятья того, кто несправедливо проклинает других, вернутся к нему» (Абу Давуд, Адаб, 4908).

Из всего сказанного, каждый должен знать, что Ислам:

У нас в обществе много тех, кто считает себя мусульманами. Отсюда понятен Ваш вопрос. Как стать благонравным? Конечно, вера должна исправлять духовный мир человека, влиять на его поступки, поведение, нрав в лучшую сторону.

Поэтому, чтобы найти ответ на ваш вопрос, необходимо посмотреть изучить нрав пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует!) и его высказывания о нраве верующего.

Пророк (да благословит Аллах его и приветствует!) сказал: «Лучший по вере среди верующих тот, кто лучше по нраву».

Хороший нрав означает, что верующий должен стремиться обладать следующими характеристиками: Доброта, отзывчивость, милосердие, прощение, скромность, честность, правдивость, порядочность, искренность, терпеливость, верность слову, мягкость, уважение к другим мнениям, умеренность во всем, чистота помыслов в отношении к другим.

Передают со слов Анаса( да будет доволен им Аллах!) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), сказал:«Не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не порывайте (отношений) друг с другом и будьте братьями, о рабы Аллаха!» Этот хадис передали аль-Бухари 6065 и Муслим 2559.

У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили о высокой нравственности мусульманина, и он процитировал слова из Корана:

«Возьми умение прощать, побуждай своим примером следовать нормам благородства, этики, морали и отвернись от невежд», а затем добавил:

Поэтому для примера в подражании Аллах дал все эти качества нашему Пророку. Так нам известно из достоверной Сунны, что Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Я был послан для того, чтобы довести нравственность до совершенства». (Аль-Байхаки).

Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, имел исключительно мягкий характер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах мягок и Аллах любит мягкость во всех делах. Аллах награждает за мягкость и дает за мягкость то, чего не дает за грубость и что не дает за что-то другое».

Он был стеснительным, скромным в беседе, предпочитая словам размышления (не был вспыльчивым). Не отвечал злом на зло, а извинял и прощал.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Прощайте, если хотите быть прощены, проявляете милосердие, если вы хотите чтобы к вам Аллах проявил милосердие».

Он не был грубым и не исторгал проклятия. Из двух дел выбирал более легкое, если оно не было греховным.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк( да благословит его Аллах и приветствует!) не имел привычки ругать (людей), он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб (В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли)!

Этот хадис передали Ахмад 3/126 и аль-Бухари 6031. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5001.

Анас передает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Облегчайте в религии, а не усложняйте. Привлекайте людей благой вестью, а не отталкивайте их (грубостью, угрозами в грехе, наказания и т.д)».

Он был терпелив, разговаривал медленно, не торопясь, так что можно было подсчитать слова его разговора. Мог пошутить, но говорил и при шутке только правду.

Также Анас передает, что Пророк сказал: «Спокойствие, терпеливость и ожидание, прежде чем принять какое-то решение — это от Аллаха, а торопливость в поступках — это от шайтана».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». Этот хадис передали Ахмад 2/236, аль-Бухари 6114 и Муслим 2609. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5375.

Если к нему обращался кто-либо с просьбой, то он либо удовлетворял ее, либо давал добрый совет, не проявляя при этом ни высокомерия, ни грубости.

Абу Мусса Аль-Ашари передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не уверуете вы до тех пор, пока не будете милостивы друг с другом» (т.е. не будет полным ваш иман). На что сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, но все мы проявляем милость» (т.е. к своим детям и близким). Но Пророк сказал: «Нет, здесь имеется ввиду милость и мягкость по отношению ко всем».

Все это указывает на то, что примером наивысшей нравственности для нас является наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!), а путем воспитания этой нравственности является следование его Сунне. А Сунна Посланника Аллаха – это и есть Коран.

В Коране Всевышний Создатель обращается к глубине души каждого читающего священные аяты, открывая сердца для света любви, прощения, милосердия, поиска благодати и довольства Аллаха через молитвы и добрые дела.

Коран очищает сердца и побуждает верующего совершать добрые поступки в обществе, в мечети, на работе, в семье на примере Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха!).

Источник

Благонравие и его достоинства

Что такое нрав в исламе. Смотреть фото Что такое нрав в исламе. Смотреть картинку Что такое нрав в исламе. Картинка про Что такое нрав в исламе. Фото Что такое нрав в исламе

Благонравие – самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по настоящему мужественных людей. Всевышний Аллах наделил Пророка (мир ему и благословение) многими достоинствами, но более других восхвалил Господь благой нрав Посланника (мир ему и благословение). Всемогущий сказал (смысл): «Поистине, ты, о Пророк (мир ему и благословение), обладатель великого нрава» (сура «Аль-Калам», аят 4).

«Великий нрав – это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и всё это –благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха».

Другие учёные говорят: «Великий нрав – это осознание того, что всякое грубое поведение людей по отношению к тебе предначертано Всевышним».

Есть и такое мнение учёных: «Великий нрав – внимание, прикованное лишь к Всевышнему Аллаху».

Также учёные богословы подробно прокомментировали вышеупомянутый аят Корана: «Ты, о Пророк, обладатель великого нрава. Такой степени нрава не достигнет ни одно творение. Поэтому ты так терпеливо переносишь вред народа, как не может этого сделать кто-либо из людей».

Один из учёных разъяснил этот аят так: «По причине того, что ты украшен нравами Аллаха, на тебя не оказывают отрицательного влияния наговоры людей и ты не испытываешь мучения от их зла. Ибо ты терпишь с помощью Аллаха, а не своими силами. Как сказал Всевышний: (смысл) «Прояви терпение, а твоё терпение только с помощью Аллаха» (сура «Ан-Нахль», аят 127). Ведь никого более терпеливого, чем Аллах, нет.

Также слова аята «обладатель великого нрава» указывают на превосходство Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и означают, что Пророк (мир ему и благословение) заключает в себе только похвальные качества и обладает деяниями, вызывающими лишь довольство Аллаха, так как всё это для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) естественно. Поэтому Всевышним Аллахом сказано (смысл): «Скажи, о Пророк: «Я не требую у вас за то, что принёс вам Коран, никакого вознаграждения, и не стараюсь показать вам тот характер, который мне не присущ» (сура «Сад», аят 86). Другими словами, я не притворяюсь в проявлении доброго нрава, потому что дело притворяющегося долго не просуществует, и рано или поздно оно возвращается к своему исконному состоянию».

Учёными-богословами также было сказано, что нрав человека меняется в зависимости от того, с кем он дружит и поддерживает какие-либо взаимоотношения.

Как сказано в хадисе: «Человек в религии своего друга. Поэтому пусть каждый внимательно смотрит, с кем он дружит».

В другом хадисе говорится: «Не пребывайте с теми, кто впал в какое-либо заблуждение и следует порицаемым новшествам в религии. Поистине, это заразно, как чесотка».

Именно нрав Пророка (мир ему и благословение) был отмечен Всевышним и описан словом «великий», этим же словом Всевышний Аллах назвал и Коран.

Нрав Пророка (мир ему и благословение) вобрал в себя благородные качества всех предшествующих пророков: благодарность пророка Нуха (мир ему), дружба пророка Ибрахима (мир ему) с Господом, искренность пророка Мусы (мир ему), преданность обещаниям пророка Исмаила (мир ему), терпение пророков Аюба (мир ему) и Якуба (мир ему), умение пророка Давуда (мир ему) находить оправдание людям, скромность пророков Сулеймана (мир ему) и Исы (мир ему), а также нравственные качества всех остальных пророков.

Об этом Всевышний сказал (смысл): «О Мухаммад (мир ему и благословение), следуй правильному пути за предшествующими пророками». Под правильным путём подразумевается не познание Всевышнего Аллаха, так как познание опирается на следование за другим человеком. А это не подобает нашему Пророку (мир ему и благословение). Также речь идёт не о шариатах, ибо закон Посланника Аллаха (мир ему и благословение) аннулировал все заповеди предыдущих пророков. Действительным значением слов «следуй правильному пути» является следование за выдающимися нравственными качествами предшествующих пророков. И когда Господь велит Пророку (мир ему и благословение) следовать правильному пути, тем самым Он велит Посланнику (мир ему и благословение) объединить в себе все похвальные качества предшествующих пророков. Такую высочайшую степень не достиг ни один из предшествующих пророков и посланников. Поэтому Всевышний Аллах выделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) как обладателя великого нрава.

Один из познавших Аллаха сказал об этом так:

«Достоинство каждый имеет пророк,

Но лучшее собрано всё в Мухаммаде (мир ему и благословение)».

Всё вышесказанное обобщено в ответе Айши на вопрос о нраве Пророка (мир ему и благословение): «Его нравом был Коран». Под этим она подразумевала то, что Пророк (мир ему и благословение) был украшен всеми благими нравами и похвальными качествами, упомянутыми в Коране, а также был чист от запрещённых Священным Писанием деяний и порицаемых качеств.

В другом хадисе говорится, что Айша ответила так: «Разве ты не читал аяты Корана?! (смысл): «Преуспели верующие, которые смиренны в намазе, избегают бесполезных, суетных разговоров, исправно выплачивают закят, берегут свои половые органы, за исключением своих жён и наложниц, за что им нет упрёка. А кто стремится удовлетворить свои желания иначе (с недозволенными женщинами), тот переходит границы дозволенного. Преуспели верующие, которые берегут врученное им на хранение, исполняют договоры и настойчивы в своевременном совершении предписанных молитв. Они унаследуют рай Фирдавс (Аль-Куртуби пишет, что это является высшим уровнем Рая. – Ред ), в котором они пребудут навечно» (сура «Аль-Муминун», аяты 1–11). Это и есть нрав Пророка (мир ему и благословение)».

В этих аятах есть также напоминания слушающим о величии нрава Пророка (мир ему и благословение): вера, которая является основой качеств сердца; намаз – опора телесных качеств; закят – основа имущественных качеств; целомудрие по отношению к посторонним женщинам; сохранение доверенного и преданность договорам. В этих аятах Всевышний повторно упоминает «тех, кто оберегает предписанные молитвы», обращая внимание слушающих на их важность и великое значение.

Джунайд аль-Багдади (да будет свята его душа) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) был обладателем великого нрава, он пожелал для своей общины блага обоих миров, но не стремился обрести их для себя».

Праведник Хусайн ан-Нури сказал: «Как же нрав Пророка (мир ему и благословение) не будет великим, когда Аллах осветил его душу (внутренний мир) нуром Своих качеств?!» (Душа Пророка (мир ему и благословение) переняла от качеств Аллаха нур, который украшает собой нрав (в соответствии с качествами Всевышнего), как об этом сказано и в хадисе: «Перенимайте нравы Аллаха»)

В книге Величайшего шейха (Это прозвище шейха__ Мухийддина аль-Араби (да освятит Аллах его чистейшую душу). – Ред.) «Тальких аль-азхан» сказано:

«Пророк (мир ему и благословение) был наделён способностью говорить кратко, словами, имеющими глубокий и мудрый смысл, ибо он был послан для того, чтобы довести благонравие людей до совершенства. Поэтому Всевышний сказал: «Поистине, ты обладаешь великим нравом». Это указывает на то, что путь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является самым правильным путём.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Всевышний обладает тремястами шестьюдесятью качествами. И тот, кто встретит Аллаха будучи единобожником, обладая хотя бы одним из этих качеств, войдёт в Рай». Тогда сподвижник Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Послан ник Аллаха (мир ему и благословение), есть ли у меня хоть одно из этих качеств?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Все они есть у тебя, о Абу Бакр. И самое любимое из них для Аллаха – это щедрость».

Самыми лучшими качествами человека для Всевышнего являются полная покорность (таслим) Создателю и довольство своим Господом, а во взаимоотношениях между людьми – снисходительность и щедрость.

В словах «будучи единобожником» заложен следующий смысл: иногда благонравие может быть без веры, как и вера без благонравия. Так, если бы с верой приходило благонравие, то верующему не велели бы совершать или оставлять что-либо.

Источник

Признаки благого нрава

Что такое нрав в исламе. Смотреть фото Что такое нрав в исламе. Смотреть картинку Что такое нрав в исламе. Картинка про Что такое нрав в исламе. Фото Что такое нрав в исламе

Признаки благого нрава

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Благой нрав – это «мешочек» духовного богатства верующего. В хадисах сказано, что это одно из «приобретений», за которое большинство верующих попадут в Рай. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил, что наиболее любимым перед Всевышним является тот, кто отличается более благим нравом. Но что можно считать благим нравом, какие черты в него входят? Опираясь на Сунну и Коран, можно выделить некоторые качества, которые уместно отнести к проявлениям благонравия.

От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет заразы и нет тайры (усматривание дурного знака в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово». В версии, переданной от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет тайры! Оптимизм – лучше неё!» Его спросили: «Посланник Аллаха, а что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Годное слово, которое слышит один из вас (в своей душе)».

Также в хадисе, переданном от имама Ахмада, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пессимизм является проявлением дурного нрава» (Ахмад).

Оптимизм связан не только с позитивным взглядом на жизнь, но и с готовностью преодолевать трудности, мужеством и решительностью в достижении целей, верой в себя и окружение. Пессимизм же наоборот заставляет человека мириться с худшим, опускать руки перед трудностями и принимать страдания и неудобства как должное.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)». (Муслим) В хадисе от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, также говорится, что мягкие люди – одни из тех, кому запрещен Ад: «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)». (Тирмизи).

Мягкость не подразумевает наивность или глупость. Это более адекватная форма взаимодействия с другими людьми. Быть мягким также не значит быть лицемерным или «прогибаться». Можно быть твердым в своих убеждениях, но при этом доносить это в более приемлемой форме – проявляя мягкость и снисходительность.

Передают со слов Хариса ибн Вахби аль-Хузаъи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это — каждый грубый, жадный и горделивый». (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ткже сказал: «Щедрость – это дерево рая, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева щедрости, эта ветка приведёт в рай. Скупость – это дерево ада, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева скупости, эта ветка приведёт в ад».

Но что значит «держаться» за щедрость? Некоторые мудрецы понимали под этим готовность пожертвовать чем-либо при появлении первой же мысли об этом. Щедрость противоположна скупости, малодушию и даже расчету. Потому что предполагает бескорыстное самоотверженное жертвование чем-либо. Подобно тому как делали это первые мусульмане. Хузайфа аль-Адави, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его.

Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас, да будет доволен им Аллах. Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам, да будет доволен им Аллах, услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму, да будет доволен им Аллах. Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».

Щедрость – это способность отдавать не торгуясь о цене. Но к ней относится способность делиться не только материальным богатством, но и духовным: знаниями, добротой, поддержкой, позитивными эмоциями, любовью.

Источник

Что такое нрав в исламе

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Ислам есть религия благочестия и прекрасных нравов, наилучшим примером чего был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Воистину, ты – (обладатель) великого нрава» (Коран, 68:4).

«Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю огненной Пропасти, а Он спас вас от неё» (Коран, 3:103);

«А те, которые жили в городе (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним (мусульман) и не ощущают в своих сердцах никакой потребности в том, что даровано им самим. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной алчности, являются преуспевшими. А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые опередили нас в (исповедании) этой веры! Не насаждай в наших сердцах злобы к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»» (Коран, 59:9-10);

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в греховности и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Коран, 5:2);

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на (права) другой, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению (законам) Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран, 49:9);

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно носить нечестивое имя после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками.

О те, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас «есть мясо своего покойного брата» (сплетничая о нём), если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49:11-12).

А Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сверх этого говорил:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари и Муслим);

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность (скрыта) здесь!», – и (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть запретными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим);

«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в этом и ином мирах, а того, кто покроет мусульманина (защитит его честь), Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. И Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её своему брату (в Исламе)» (Муслим).

Однако и в общении с немусульманами мы тоже обязаны соблюдать рамки благонравия и справедливости:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Коран, 60:8-9);

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный День, в ангелов, Писание и пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время боя. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Коран, 2:177);

«Не пожирайте имущества друг друга путём обмана и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, совершая грех, о котором вам известно» (Коран, 2:188);

«О те, которые уверовали! Делайте подаяния из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, не зажмурившись. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный» (Коран, 2:267);

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её беднякам, то это ещё лучше для вас» (Коран, 2:271);

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни потратили, Аллах ведает об этом» (Коран, 3:92);

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нищим, соседу из числа ваших родственников и соседу, с которым вы не состоите (в родстве), товарищу по работе, страннику и (невольникам), которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (Коран, 4:36-37);

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58);

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте страстям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы будете кривить (душой) или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 4:135);

«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (Коран, 6:151-152);

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком». Если ты отворачиваешься от (просящих), желая обрести милость Аллаха, на которую ты надеешься, то говори с ними любезно. Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай её во всю длину (не будь расточителен), а не то окажешься порицаемым и опечаленным» (Коран, 17:23-29);

«Не криви своё лицо перед людьми из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рёв осла» (31:18-19).

То же самое мы находим и в пророческих хадисах:

«Одним из признаков хорошего Ислама человека (его послушания Аллаху) является его отказ от всего, что его не касается» (ат-Тирмизи);

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, хорошо принимает своего гостя» (аль-Бухари и Муслим);

«Каждый сустав из (суставов в скелетах) людей, должен давать милостыню каждый день, в который восходит Солнце: справедливо (разрешать спор) между двумя есть милостыня, и оказание помощи тому человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть милостыня, и доброе слово – милостыня, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) милостыня, и устранение с дороги того, что причиняет вред (людям,) есть милостыня» (аль-Бухари, Муслим);

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» ( Муслим; Посланник Аллаха в этом хадисе произвольно передал Его прямую речь).

В следующей статье, если на то будет воля Всевышнего, мы поговорим о том, может ли человек обладать прекрасным нравом без веры в Аллаха и покорности Ему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *