Что такое ноу хау кратко
НОУ-ХАУ
Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми.
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.
Основные сведения
Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность.
Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.
Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся главой 75 Гражданского кодекса РФ и законом «О коммерческой тайне».
Практика применения ноу-хау
Значение слова «ноу-хау»
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые ещё не стали всеобщим достоянием.
но̀у-ха́у
1. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо ◆ Следует подчеркнуть, что стремление сохранить в тайне «ноу-хау» характерно не только для информационных систем, но и для других наук, связанных с созданием компьютерных программ. В. Барахнин, «Будущее компьютерных технологий закладывается сегодня», 2001 г. // «Наука в Сибири» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова валерьяновый (прилагательное):
Ноу-хау: что такое и зачем? Преимущества и выгоды ноу-хау
Ноу-хау — не такой известный в нашей стране объект интеллектуальной собственности, как товарный знак или объекты авторского права. Кроме того, зачастую под «ноу-хау» понимают нечто совсем иное, чем это закреплено в законодательстве.
Однако такое отношение к ноу-хау несправедливо. В бизнесе это очень интересный и полезный актив, имеющий ряд преимуществ по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности. Именно об этом и поговорим с данной статье.
Что такое ноу-хау на самом деле?
Зачастую, говоря о ноу-хау, далекие от данного вопроса люди представляют некую уникальную, как правило техническую, разработку. В таком понимании ноу-хау — синоним изобретения. Однако такое понимание не совсем правильно.
Согласно статье 1465 Гражданского кодекса РФ, ноу-хау (его ещё называют секретом производства) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путём введения режима коммерческой тайны.
Это определение позволяет выделить важные черты ноу-хау:
Рецепт блюда, уникальная методика стрижки или пошива одежды, программа обучения персонала — перечень сведений, которые могут являться ноу-хау, достаточно широк. Практически на каждом предприятии можно найти сведения, которые могут потенциально являться ноу-хау.
Таким образом, ноу-хау — это не только техническое решение, но гораздо более широкий перечень сведений. В Вашей компании тоже могут быть ноу-хау, если Вы позаботитесь о секретности таких ценных сведений.
5 причин, зачем вам ноу-хау
И тут возникает вопрос — а есть ли необходимость в оформлении ноу-хау? Стоит ли тратить время и ресурсы на поддержание режима коммерческой тайны? Какие выгоды у Вашего бизнеса от наличия ноу-хау?
Наличие ноу-хау даёт ряд интересных возможностей для бизнеса.
Оформляя ноу-хау и поддерживая режим секретности в отношении действительно ценных для бизнеса сведений, Вы получаете преимущество перед конкурентами, которые данными сведениями не обладают и благодаря установленному режиму не могут получить к ним доступ.
Несмотря на то, что ноу-хау должно сохраняться в тайне, закон предусматривает возможности продажи прав на него, что позволит получать дополнительный доход и при соблюдении определённых условий не утратить конфиденциальности, а значит и прав на ноу-хау.
Частным случаем такой монетизации может быть продажа франшизы. Зачастую обеспечить успешность бизнеса невозможно без передачи информации о методах деятельности, которые также стоит держать в секрете от конкурентов. Режим коммерческой тайны позволит передать и сохранить наработки, а в случае злоупотреблений со стороны франчайзи привлечь его к ответственности.
К сожалению, ситуации, когда сотрудник переходит на работу к конкурентам и «уносит» им наработки компании — совсем не редкость. Наличие коммерческой тайны даёт широкий круг средств для привлечения нарушителей к ответственности — дисциплинарной (увольнение виновного работника), гражданской (возмещение причинённых убытков), уголовной.
Данный метод более актуален для предприятий, занимающихся инновационными разработками. Зачастую для получения грантов нужно продемонстрировать наличие разработок, защищённых либо патентом, либо в режиме ноу-хау. Процедура патентования длительна, тогда как ноу-хау может быть оформлено в достаточно короткие сроки, и заявка на получение того или иного гранта подана достаточно быстро.
Кроме того, посредством ноу-хау может быть осуществлено привлечение финансирования и в ином порядке. К примеру, часто встречается схема, когда на средства инвестора разрабатывается ноу-хау, права на него вносятся в уставной капитал, увеличивая его размер и предоставляя соответствующую долю инвестору.
Кратко обозначим, что можно снизить налог на прибыль организации посредством амортизации или отражения расходов на поддержание режима коммерческой тайны, а заключённое лицензионного договора на ноу-хау позволит снизить налог на доходы физических лиц учредителя и налог на прибыль организации предприятия.
Преимущества ноу-хау перед иными объектами
Многие из выгод, о которых мы написали в предыдущем разделе, применимы и к иным объектам интеллектуальной собственности. Однако ноу-хау обладает рядом преимуществ перед другими видами интеллектуальной собственности:
Действующее законодательство предусматривает широкий круг объектов интеллектуальной собственности. Оценивая перечень этих объектов, можно понять, что не каждая компания может зарегистрировать товарный знак (название может не соответствовать требованиям к товарному знаку), не у каждой компании есть разработки, соответствующие требованиям к объектам патентного права, а тем более селекционные достижения или топологии интегральных микросхем.
А вот сведения, которые могут охраняться в режиме ноу-хау, есть практически у каждой компании — это может быть технология осуществления бизнес-процессов, база поставщиков или клиентов, рецептура приготовления блюда на предприятиях общественного питания. Вследствие этого оформление ноу-хау возможно у большинства предпринимателей.
Безусловно, получение прав на ноу-хау требует определенных финансовых и временных затрат, в отличие от объектов авторского права, права на которые возникают у автора в момент создания, и для их передачи компании достаточно просто подписать договор. Но и круг объектов, которые в компании могут охраняться авторским правом, гораздо уже, чем потенциальные ноу-хау.
В сравнении же с иными объектами большим плюсом ноу-хау является отсутствие требований о государственной регистрации, а значит, более простая и быстрая процедура приобретения прав на данный объект интеллектуальной собственности.
Объект интеллектуальной собственности
Срок регистрации
Программы для ЭВМ, базы данных (добровольная регистрация)
Ноу-хау
Ноу-хау («знать как») или секрет производства – это результат творческой деятельности, который выражается в определённом наборе информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, которые необходимы для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии.
При этом такие сведения (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), могут выступать в роли предмета купли-продажи или использоваться компаниями для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности и охраняются патентом или режимом коммерческой тайны.
Таким образом, под ноу-хау подразумевают новшества, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам. Причем в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности.
Отметим, что в высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
Виды ноу-хау
По правовому статусу инновации подразделяются на ноу-хау:
связанные с физическим лицом. Неотделимыми от физического лица могут быть сведения, навыки, действия и т.д.;
связанные с компанией. Связанными с фирмой, юридическим лицом могут быть технологии, в основе которых лежат многолетние традиции, качество производственного процесса и т.д.;
отделимые от физических и юридических лиц. К данным изобретениям, которые отделяются от граждан либо компаний, относятся результаты интеллектуальной деятельности в виде технологических расчетов, графических изображений, схем, статистических результатов, в том числе скрываемые от третьих лиц.
Также изобретения можно подразделить на виды по типу сведений.
Так, инновации производятся в:
науке и технической области. К научно-техническим разработкам относятся технологические и конструкторские схемы, решения, графики, правила монтажа. Изобретение может относиться к области инженерных расчетов, проектирования строительных объектов (жилых, производственных) и т.д.;
коммерческой деятельности. Инновационные изобретения коммерческого типа относятся к процессу вывода на рынок продукции, схемам налаживания контактов с посредниками, рынками сбыта, предприятиями смежных отраслей;
сфере руководства. Открытия в области руководства кадрами и процессами предприятий включает методики, нововведения в области распределения функционала, изменения штата и образования новых структурных связей в компании (по вертикали и горизонтали);
финансовых схемах и операциях. Открытия в финансовой области относятся к эффективным схемам практического применения сбережений, акций, ценных бумаг для приумножения вложений.
Примеры ноу-хау
Секретом производства может считаться любая новейшая технология, информация или разработка.
Ноу-хау не должно быть как-то зарегистрировано другими лицами, так как в этом случае эта информация не является секретной.
Коммерческая тайна должна нести материальную выгоду, так как если нет финансовой ценности, то нет смысла её охранять.
Так, в качестве ноу-хау могут стать:
секрет производства, оригинальная технология, уникальная конструкция, способ рекламы;
опытные, незарегистрированные образцы изделий, машины аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления;
техническая документация — формулы, расчёты, планы, чертежи, результаты опытов;
перечень и содержание проведённых научно-исследовательских работ и их результаты, данные о качестве материалов;
учебные планы для подготовки персонала;
инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта;
производственный опыт, описание технологий;
практические указания по дизайну, технические рецепты, данные по планированию, управлению и т. д.
Внедрение и использование ноу-хау в коммерческой деятельности предприятий
На прибыльность и конкурентоспособность предприятия влияет наличие разработок, промышленных образцов, технологий в производственной деятельности, относящихся к авторскому праву.
Ноу-хау в бизнесе реализуются с помощью создания:
новых схем продажи товаров;
инноваций в сфере производственных процессов;
технологий в сфере бухучета и управления финансами и т.д.
Методы защиты ноу-хау
Чтобы совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), способная обеспечить превосходство над конкурентами, не стала всеобщим достоянием, необходимо предпринять меры по защите такой конфиденциальной информации.
В соответствии с законодательством, для монопольного использования ноу-хау можно использовать один из двух методов защиты — получение патента или соблюдение коммерческой тайны.
Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.
Но методы защиты принципиально отличаются.
Патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования.
А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность.
Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.
Патент на ноу-хау
Компании либо физическому лицу для получения патента на изобретение требуется:
определить набор данных (текстовая и графическая информация, схемы, формулы и т.д.), которые войдут в пакет авторской разработки;
обеспечить защиту сведений введением режима коммерческой тайны;
ограничить доступ к данным третьим лицам.
Введение режима сохранения коммерческой тайны
Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности. Для введения на предприятии режима сохранения коммерческой информации разрабатывается и утверждается локальная документация (положения, правила, учетные книги, регламенты, инструктаж). Так внутри компании требуется разработать и утвердить:
распоряжение о принятии коммерческой тайны и правилах обращения с секретными данными;
приказ о принятии в компании конфиденциального режима;
книгу учета специалистов, имеющих доступ к секретным данным;
правила и схемы обращения с данными;
внесение поправок в трудовые договоры специалистов.
Компании могут выбирать форму охраны информации, относящейся к коммерческой тайне. Правовое регулирование может вестись с помощью единого положения либо приниматься отдельными внутренними актами.
Сотрудников, обращающихся при работе с секретными сведениями, важно ознакомить с последствиями разглашения данных третьим лицам. Подтвердить ознакомление с нормативами необходимо письменно (под роспись в документах).
Передача прав на ноу-хау
Правообладатель может передать ноу-хау другому лицу.
Передача может быть осуществлена на основании лицензионного (беспатентного) договора.
В лицензионном договоре о передаче прав принимают участие две стороны:
лицензиар (передающая сторона);
лицензиат (принимающая сторона).
В договоре должна быть указана следующая информация, устанавливающая условия передачи ноу-хау:
сроки передачи (навсегда или на определённый срок);
цель отчуждения (например, продажа);
условия расторжения договора и т.д.
Если не указать срок действия лицензионного договора, стороны имеют право отказаться от исполнения его условий.
Ответственность за нарушения права на ноу-хау
По Трудовому Кодексу РФ (подпункт в пункта 6 статьи 81) разглашение секретных сведений может служить основанием для увольнения сотрудника.
Согласно статье 1472 Гражданского кодекса РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причинённые нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.
Предусмотрена также административная ответственность. При недобросовестной конкуренции размер штрафа для сотрудника составит от 12 тыс. руб., для юридического лица — от 100 тыс. руб.
Уголовным кодексом рассматривается наказание за неправомерный доступ к секретной информации. А размер наказания зависит от цели нарушителя (например, корыстная цель), факта сговора нескольких человек и от степени вреда, который нанесён нарушением.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что означает ноу-хау
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые англицизмы уже давно вошли в нашу обычную речь, однако немногие знают и понимают, что именно они означают.
Так произошло и с небезызвестным « ноу-хау» — словом, которое часто можно услышать в правовой лексике и даже в бытовом разговоре.
Что такое ноу-хау
Ноу-хау — это слово иностранного происхождения, которое образовано от английского know how, что можно дословно перевести «знать как». Этот термин означает так называемый секрет производства — любую уникальную информацию, знания и умения, технологии или изобретения, которые имеют ценность в силу того, что еще неизвестны другим лицам.
Они будут считаться ноу-хау до тех пор, пока:
Если вам все равно не совсем понятна суть, приведем простой пример. Допустим, группа ученых изобрела новое чудо техники, которое прежде никто не мог придумать и произвести. До тех пор, пока технология производства этого условного прибора не станет известна общественности либо, по крайней мере, конкурирующей команде испытателей, он будет считаться ноу-хау — чем-то принципиально новым и еще неизвестным другим людям.
Одним словом, это засекреченные разработки, которые уже приносят или могут приносить пользу в будущем тому, кто ими владеет.
В правовой сфере понятие ноу-хау представляет собой монопольное владение и пользование теми или иными техническими достижениями человечества — фактически это то же самое, о чем мы писали выше, только более сложным юридическим языком.
В сфере международных экономических отношений ноу-хау, в свою очередь, выступает документом, который подтверждает факт передачи технических знаний, опыта или навыков, необходимых для производства рассматриваемой технологии, от одной стороны сделки другой. Это может быть договор или лицензионное соглашение.
Что относится к ноу-хау
К ноу-хау относятся любые сведения вне зависимости от их характера и сферы применения, которые имеют реальную или потенциальную коммерческую ценность для того, кто ими владеет.
И это далеко не весь список разновидностей ноу-хау. В зависимости от сферы применения их может быть гораздо больше.
В чем отличие ноу-хау от патента
Когда мы говорим про интеллектуальные права на тот или иной объект, невозможно не упомянуть про патент и его отличия от ноу-хау. Дело в том, что разница между ними не так существенна, поэтому их часто путают.
В действительности разница состоит в следующем:
На практике для защиты информации юристы рекомендуют и использовать патент, и прилагать к нему пакет ноу-хау. Таким образом, владелец уникальной технологии может обезопасить ее от кражи и использования третьими лицами в тех государствах, где нет патентного права (в РФ, например, оно есть).
В разговорной речи
Наверняка вы могли слышать, как кто-то использует слово «ноу-хау» несколько в ином контексте. Помимо того, что так называется всем известная в России сеть магазинов мобильной электроники, это выражение часто используется в простых бытовых разговорах. Что оно означает в этом случае?
Как правило, все то же самое — какую-то уникальную технологию, которую до этого никто не мог придумать. Разница состоит лишь в том, что в обычной речи это, скорее всего, преувеличение.
Вы можете услышать, как кто-то хвастается, что придумал ноу-хау — готовить блинчики с какой-то оригинальной начинкой, необычно носить базовые вещи гардероба и так далее. Фактически, в этом случае «ноу-хау» — это просто что-то нестандартное для одного человека или узкого круга людей, но не более того.
Кроме того, ноу-хау может иметь прямо противоположное значение глупого, смешного или бесполезно изобретения. Например, если мама скажет сыну: «твой папа придумал «ноу-хау» и решил просто заклеить дырку в стене скотчем» — в этом случае термин используется исключительно в качестве саркастического окраса действиям человека.
Итого
Если коротко ответить на вопрос коротко, то:
Ноу-хау — это информация, которая находится в режиме конфиденциальности. Это могут быть различные формулы и методы, основная цель которых — повысить производительность и продажи. А в обычной жизни это выражение означает оригинальный способ решения какой-либо проблемы.