Что такое нормализация монтессори
Что значит «нормализованный ребёнок»
В Монтессори-педагогике «нормализация» — одно из ключевых понятий. Доктор Монтессори считала, что детская психика формируется поэтапно, подобно кристаллам соли, оседающим на нитке, опущенной в раствор. Стоит только нарушить спокойствие сосуда, и хрупкие частицы тут же снова исчезают.
Цель Монтессори-занятий — внутренняя упорядоченная организация ребёнка, развитие его внутренней структуры. То есть нормализация.
Мария Монтессори пишет, что взрослые делят детей на три типа:
Второй и третий типы рассматриваются как «желательные». Родители испытывают гордость за таких ребятишек, даже если общение с ними не всегда приятно. По наблюдениям Монтессори, «плохие», «хорошие» и «замечательные» качества исчезают, стоит деткам заинтересоваться какой-либо деятельностью. Увлечённый ребёнок становится самим собой.
«Я просто давала детям свободу, и они демонстрировали своё истинно нормальное состояние», — Мария Монтессори
Следуя внутреннему поведению, юные исследователи занимаются именно тем, что доставляет им безмятежную радость. И тогда происходит возникновение спонтанной дисциплины. Дисциплина возможна только в обстановке свободы!
Мария Монтессори считала, что нормализация — это естественное состояние маленького человека, которое позволяет ему реализовать внутреннюю программу развития. Любые отклонения от него педагог называла девиациями. При нормализации две энергии — физическая и психическая — объединяются и направляются на детское саморазвитие.
У взрослого человека это состояние похоже на вдохновение, когда он чем-то поглощён и не замечает происходящего вокруг. При этом он счастлив, а по окончании работы испытывает глубокое удовлетворение.
Давайте посмотрим, что включает в себя понятие «нормализация».
Особенности нормализованных детей
Выделяют следующие особенности нормализованного ребёнка:
Особенности девиантных детей
Отклонения или девиации, с точки зрения Монтессори, проявляются:
Три условия нормализации
Достижение нормализации возможно лишь при определённых условиях. Мария Монтессори отмечала, что одно из важнейших — полноценное питание. Пища — источник физического роста и психического развития. Если юный исследователь недоедает или получает некачественное питание, то в первую очередь страдает его головной мозг.
Второе важное условие — свобода самовыражения и исследования в среде. Только свободный контакт с окружающей средой даёт возможность адаптироваться и раскрыть свой потенциал.
Третье условие — устранение всех препятствий на пути развития, особенно негативных качеств взрослых. Монтессори считала, что рядом с маленьким человеком должны находиться духовно свободные люди, которые осознают себя, причины своих поступков и могут управлять собой. Только такие — нормализованные — взрослые могут создать адекватные условия для нормализации.
«Мы утверждаем: подготовленная среда, смиренная учительница и научный материал — это три основных условия», — Мария Монтессори, «Дети другие», с. 191
Важно помнить, что любые изменения в жизни, например, ссоры в семье, болезнь близкого, переезд, выводят детей из равновесия.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Одной из основных целей Монтессори педагогики сама Мария Монтессори считала процесс нормализации как общего психоэмоционального состояния ребенка, когда он чувствует себя удовлетворенным. Она призывала взрослых увидеть в каждом ребенке индивидуальную неповторимую личность, помочь детям раскрыться, найти путь к себе, вырасти гармоничной личностью.
«Только «нормализованные» дети, которым помогает окружающая обстановка, демонстрируют в своем последующем развитии те удивительные способности, которые мы описываем: спонтанную дисциплину, непрерывную и радостную работу, чувство взаимопомощи и сострадания.
Чтобы помочь такому развитию ребенка, недостаточно обеспечить его случайно выбранными вещами, — мы должны организовать пространство «возрастающего интереса». В результате этого складывается образовательная методика, основанная на психологии детского развития».
Что это за окружающая обстановка и пространство, с помощью которого происходит процесс нормализации? Одно из самых важных средств на пути к нормализации – это тщательно подготовленная среда! Удивительно, но в развитии личности ребенка Мария Монтессори ставит во главу не взрослого, который мог бы воспитывать ребенка, как это принято в традиционных образовательных учреждениях, а именно подготовку среды! Безусловно, взрослый, который является частью среды, тоже очень важен, но его основной задачей является умение НАБЛЮДАТЬ и идти за потребностями ребенка! Для развития гармоничной личности, взрослому необходимо знакомиться с индивидуальностью ребенка. Основываясь на многочисленных наблюдениях, Монтессори пришла к выводу, что ребенок строит себя сам! Т.е. не благодаря взрослым, их нравоучениям, а за счет собственных усилий. Она говорила про «внутреннего учителя», про то, что в ребёнке уже все заложено природой! Нужно только дать ему раскрыться, каждому в свое время и в своем темпе. А взрослый должен идти индивидуально ЗА ребенком, помогая ему раскрыться.
Какая должна быть среда, какими материалами наполнена, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребенка согласно возрасту – знают наши специалисты раннего детства, которые проходили специальную подготовку и обучение Монтессори методу по АМИ стандарту – стандарту высшего эталона качества.
Нормализация приходит через «сосредоточение» на определенной работе. Для этого мы должны предоставить «стимулы к деятельности», настолько хорошо отвечающие интересам ребенка, что они привлекают его пристальное внимание. Успех зависит от использования предметов в тех целях, для которых они были созданы, и это также способствует «интеллектуальному упорядочиванию» ребенка.
КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СРЕДА – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ФОРМИРОВАНИИ МОНТЕССОРИ СРЕДЫ
Как уже упоминалось выше в цитате: среда наполнена не случайными вещами по усмотрению отдельного специалиста, а скомплектована по всем принципам метода научной педагогики. «Ребенок выбирает то, что помогает ему строить себя. Сначала у нас было много игрушек, но дети всегда их игнорировали. В каждой стране происходило одно и то же. Мы руководствовались предпочтениями детей даже при выборе формы и интенсивности цвета при окраске».
Комплектация среды должна отвечать потребностям возраста группы. Как мы писали ранее, при переходе на АМИ стандарт среда претерпела колоссальные изменения. Взрослому важно создать такую среду, чтобы каждый ребенок в группе смог найти тот вид деятельности, который бы отвечал именно его индивидуальным потребностям. Если ребенок находит в среде те материалы, которые его притягивают, к которым он возвращается снова и снова, от работы с которыми он получает истинное удовольствие и не чувствует усталости, значит, ребёнок нашел, что может отвечать его истинной потребности. И благодаря погружению с огромным интересом в такую работу у него развивается концентрация. Работа, которая его гармонизирует и отвечает его потребностям, которую он хочет повторять, сколько бы он не работал по ее продолжительности, она приносит ему радость и удовлетворение. Концентрация – это и есть путь ребенка к нормализации.
«Дети в наших школах доказали нам, что их истинное желание — постоянно работать, чего раньше никто не подозревал, так же как никто раньше не замечал способности ребенка спонтанно выбирать себе работу. Следуя внутренним ориентирам, дети занимали себя тем (у каждого это было свое), что приносило им безмятежность и радость».
Ребенок не пассивно ждет предложений и указаний от взрослого в том, чем ему заняться, как это часто бывает в традиционном образовании, где один определенный урок сменяет другой. Свобода в выборе материала, выбор в продолжительности занятия с одним материалом, последовательность выбора в материалах – все это обуславливает саморегуляцию ребенка! У каждого есть свои индивидуальные периоды по времени для отдыха и концентрации – это зависит от особенности психической активности каждого ребенка. Так ребенок научается быть в контакте с собой и не зависеть от чужого желания. «Свобода действий делает личность целостной и развивает её» – писала Мария Монтессори.
Опять же взрослый на занятии должен быть настолько внимательным в своих наблюдениях, чтобы в свободе выбора ребенка увидеть именно его интересы. При универсальности основных законов развития есть индивидуальный темп созревания нервной системы, особенности темперамента, характера, которые определяют и темп, и скорость, и прежде всего интересы ребенка. Безусловно, и специалисты, и ассистенты должны обладать знаниями психологии и Монтессори педагогики. Поэтому «Вершина» очень щепетильна в отборе персонала и много времени уделяет его обучению: ежегодно в «Вершине» проходят курсы повышения квалификации, организован непрерывный рост специалистов под руководством наставников. Ведь в столь раннем возрасте взрослый еще является очень значимым для ребенка. И если не точно подмечать истинные потребности детей, они могут выбирать те материалы, которые работают на похвалу или на избегание порицаний, т.е. на обслуживание внешних мотивов, а это путь не к себе, а от себя.
В своем выборе ребенок свободен от любого контроля со стороны взрослых, на его выбор влияют только его внутренние силы. Ребенок действует, опираясь на свою природу, у него есть инстинкт освободиться от контроля взрослого. Задачей специалистов и ассистентов раннего детства является сделать любого ребенка в группе независимым от взрослых. И в первую очередь в достижении этой задачи помогает правильно выстроенная эргономичная среда (более подробно об особенностях среды мы писали в разделе Нидо).
«Дети в школах обычного типа часто не имеют представления о том, что делают ошибки. Они делают их бессознательно и совершенно равнодушно, потому что исправлять их — это не их дело, а учителя! Как же далеко это от нашего собственного представления о свободе!
Но если я не могу исправить себя сама, мне придется искать еще чьей-то помощи, кто может, знает не лучше меня. Насколько было бы лучше, если бы я могла распознать свои собственные ошибки и затем их исправить! Если что-то и может сделать характер нерешительным, так это неспособность контролировать ситуацию, не прибегая к совету со стороны. Это порождает удручающее чувство неполноценности и отсутствия уверенности в себе».
Этот принцип реализуется не только в школе, но и в любой Монтессори среде, включая Тоддлер и даже Нидо среду. Во всех Монтессори материалах, направленных на установление причинно-следственных связей, на зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, сенсорного развития и в любом материалов УПЖ (упражнения практической жизни) заложен контроль ошибок. Так ребенок научается навыку самоконтроля и формирует адекватную самооценку.
Опять же роль взрослого очень важна на пути к формированию позитивной самооценки и уверенности в себе. Именно компетентный взрослый помогает рассматривать ошибку как опыт. Его задача – не вмешиваться в работу ребенка с нареканиями или поощрениями. Потому как, чтобы ребенку перестать делать ошибки, ему надо развить умения, а для этого ему нужен опыт. Ребенок понимает, если проливается вода мимо ведра, значит можно исправить положение и вытереть пол шваброй. При этом самооценка ребенка никак не снижается, т.к. для него это просто работа в удовольствие.
Ребенок растет, он познает этот мир, адаптируется к нему. Если взрослый четко не очерчивает границы, он ставит ребенка в состояние стресса, когда ребенку постоянно нужно тратить энергию и силы на хаотичное и часто деструктивное изучение и познание окружающего мира. Чем четче понимает ребенок правила, тем у него появляется больше возможностей растрачивать свою энергию на конструктивное познание мира.
Соблюдение таких правил, как «УБЕРИ ЗА СОБОЙ», «РАБОТА НА КОВРИКАХ ИЛИ ЗА СТОЛОМ» приучает ребенка к порядку, учит рационально использовать пространство, организовывать свое рабочее место, умение доводить начатое дело до конца, нести ответственность за собственный выбор – все это также ведет к нормализации внутреннего «Я» ребенка, к гармонии с самим собой.
Однако, для того, чтобы почувствовать себя, сделать выбор в пользу интересного материала, найти место для занятия и сконцентрироваться на работе, ребенок в среде может столкнуться с другими ограничениями, т.к. в группе несколько разных детей с разными темпераментами и желаниями, т.е. ребенок в группе также получает социальное развитие. Для того чтобы жить в гармонии не только с самим собой, но и в гармонии с миром, нужно научиться понимать не только себя, но и понимать желания и реальность других, научиться выстраивать с другими социальные взаимоотношения.
На раз витие социальных навыков в среде есть также определенные правила, по которым живет группа. Например:
«ТВОЯ СВОБОДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО»;
«СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ УБОРКИ ПРЕДЫДУЩЕГО»;
«ПОСЛЕ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ МАТЕРИАЛ В ПОРЯДОК, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД».
Все эти правила учат детей уважать и заботиться друг о друге. Ребенок является частью группы, где наравне с ним другие дети тоже имеют свой выбор, таким образом, он учится уважать выбор другого, при этом имея свой собственный выбор и видя уважение этого выбора со стороны взрослых и других детей, утверждается в праве на свою индивидуальность.
Бывает и так, что один материал заинтересовал одновременно сразу несколько детей. Но в правильно выстроенной среде есть еще одна уникальность – в среде каждый материал существует только в одном экземпляре. Такой принцип позволяет также развивать в детях социальные качества. И, конечно, первым помощником детям в этом является взрослый, который учит навыкам договора, показывая модели. Важно научить находить компромиссы, а не только достигать своего, во что бы то ни стало, и не подчинять свои интересы чужим.
«Каждый предмет существует в одном экземпляре, и если он занят, а ребенок хочет его получить, то тогда, если это нормализованный ребенок, он подождет, пока материал освободится. Это приводит к появлению важных социальных качеств. Ребенок приходит к пониманию того, что надо уважать работу других, и не потому, что ему так сказали, а потому, что это та реальность, с которой он сталкивается в повседневной жизни. Есть только один экземпляр каждого материала, так что детям не остается ничего другого, как ждать. И поскольку так случается каждый раз и каждый день на протяжении нескольких лет, то идея уважения к другим и необходимости ждать свой очереди становится привычной частью жизни, которая становится все более зрелой».
Более высокий уровень социального развития ребенка достигается через участие в социальной жизни разновозрастного, разнохарактерного детского коллектива. В Тоддлер классе дети занимаются от полутора до трех лет (бывает, при готовности ребенка, дети из Нидо группы переходят в Тоддлер класс до полутора лет). Благодаря такому принципу построения среды, дети выстраивают отношения с теми, кто младше себя и с теми, кто старше – каждому свои модели. Безусловно, такое разнообразие контактов увеличивает вариативность тренинга, в которой ребенок тренирует свою социальную адаптивность.
Специалист много внимания уделяет обучению детей навыкам договора, дает модели конструктивного взаимодействия. Не случайно про детей Монтессори говорят, что они могут договариваться, более конструктивны в контакте, более адаптивны в социальных навыках.
Часто можно увидеть в среде, как нормализованные старшие дети с удовольствием помогают младшим. Чувство взаимопомощи проявляется, когда задачи эгоцентризма решены, и у ребенка появляется потребность в проявлении заботы не только о себе, но и о других.
Находясь в окружающей среде, выстроенной по всем принципам Монтессори системы и при грамотном сопровождении взрослых, мы видим нормализованных детей – детей, у которых развита позитивная самооценка, уверенность в собственных силах, есть доверие к миру. Дети, которые умеют слышать себя и другого, чувствовать свои потребности и потребности другого. Дети с развитым социальным интеллектом, с чувством эмпатии. Дети, у которых формируется картина мира «Я ПЛЮС – МИР ПЛЮС».
Нормализация класса Монтессори
Мария Монтессори сказала: «Самый большой признак успеха для учителя. это уметь говорить: «Дети теперь работают так, как будто меня не существует».
Вы подготовили среду, в которой прежде всего должны быть учтены внутренние потребности ребенка. Теперь вы, вероятно, думаете о том дне, когда ваш класс будет нормализован.
Нормализация начинается с практической жизни
Будучи Монтессорианином, вы стремитесь обеспечить обогащенную, стимулирующую среду, которая способствует порядку, координации, концентрации и независимости. А также среду, в которой ребенок является активным исследователем и учеником и может развить самоконтроль и истинную любовь к обучению. Ваша роль заключается в том, чтобы воспитывать ребенка в познавательном, социальном, эмоциональном и физическом плане.
Обучение заботе о себе и заботе об окружающей среде в области практической жизни может помочь детям в их приключениях в классной комнате. Время, которое вы потратите на подкрепление практических занятий, включая Благодать и Вежливость, принесет свои плоды. Уровень концентрации детей повысится и произойдет нормализация. У вас будет мирная, упорядоченная классная комната на протяжении учебного года. Наблюдение за ребенком, аккуратно катящим мат, несущим поднос и задвигающим стул, никогда не устареет.
В начале учебного года сосредоточьтесь на Благодати и Вежливости
Эти мероприятия могут помочь ребенку приспособиться к подготовленной окружающей среде, служить инструментами для функционирования в классе, использования материалов и взаимодействия с другими людьми. Действия «Благодать» и «Вежливость» важны для установления уважения к себе и другим, что является важным аспектом процесса нормализации отношений.
Подготовка реального пространства
Поместите правильное количество практических занятий на полках в начале учебного года
Начните с малого. Слишком много активности может быть утомительным для новых детей, но недостаточно для детей старшего возраста, что может привести к разочарованию. В течение года не забывайте чередовать мероприятия.
Добавьте действий в течение года. В начале года мы притягиваем новых детей к новым вещам, таким как маленькие машинки и каталки или деревянные кубики. Еще одна популярная вещь – деревянные сортеры.
Дождитесь конца года, чтобы представить процесс, такой как уборка стола. Предоставьте широкую деятельность на этом месте. Младшие дети смогут завершить процесс самостоятельно. Дети более старшего возраста могут давать уроки (повышать самооценку и укреплять знания) и помогать убирать в классе.
Не расстраивайтесь, если дети не нормализуются так быстро, как вы ожидаете. Напомните себе, что для закладки фундамента Монтессори нужно время. Дети приспосабливаются к новому окружению, новым друзьям и новым рутинам в своем собственном темпе.
Используйте свои навыки наблюдения. Обратите внимание на то, к каким сенсорным материалам обращаются дети и какие материалы дети избегают. Следует ли менять лоток или коробку, чтобы сделать работу более привлекательной? Помогут ли другие занятия? Приглашаете ли вы ребенка в соответствующий класс?
Безусловно, остальная среда должна быть подготовлена с равным вниманием. Необходимо идеально организовать мероприятия, красиво расположиться на полках, помогать ребенку развиваться в нужном порядке.
Советы, помогающие родителям понять нормализацию
Проще говоря, во время нормализации ребенок становится лучше и делает это без усилий и с полной радостью.
Наблюдения доктора Монтессори показали, что у нормализованного ребенка развиваются и улучшаются определенные характеристики: любовь к работе, концентрация, самодисциплина и общительность.
Термин «работа» часто ставит родителей в тупик
Укажите родителям, что работа ребенка качественно отличается от работы взрослого. Ребенок работает, чтобы развивать себя. Когда ребенок заканчивает рисовать, он, скорее всего, отнесет его на сушилку и забудет об этом. Речь идет о процессе, а не о продукте. После завершения работы, маленький ребенок повторяет ее много раз, каждый раз находя работу такой же захватывающей, как и раньше. Взрослые работают, чтобы изменить окружающую среду. Дети используют окружающую среду, чтобы изменить себя.
Некоторые школы Монтессори называют деятельность на полке «работой». Какой бы ни была ваша терминология, пусть родители знают, что целью ребенка является развитие себя посредством целенаправленных действий.
Родители поражены тишиной, которую они наблюдают в классной комнате Монтессори, полной счастливых детей
Сделайте фото или видеофиксацию нормализованных детей в классе. Покажите их родителям, когда вы объясняете нормализацию. Также объясните родителям, что у маленького ребенка есть врожденная любовь к тишине. Опишите игру тишины и радости, которую он приносит.
Свободно выбранная интересная работа, которая обладает способностью вызывать концентрацию, а не усталость, добавляет энергии и умственных способностей ребенку и ведет его к самообладанию. Проще говоря, нормализованный ребенок работает без усталости. Когда работа завершена, ребенок чувствует себя свежим и радостным.
Установите процедуру рутины как можно раньше
Это хороший первый шаг к нормализации жизни детей. Рутины усиливают врожденную любовь ребенка к порядку. Мало того, что у ребенка есть внутренняя потребность держать вещи на своем месте, он также нуждается в ежедневной рутине.
Начало дня в группах помогает создать чувство общности и помогает детям чувствовать себя в безопасности. Прибытие вовремя также укрепляет уважение, вежливость и внимательность к другим. Если ребенок прибывает в класс поздно, это мешает другим детям и учителям в классе, а также может затруднить поступление поздно пришедшего ребенка в класс.
Сообщите родителям, что они могут напрямую поддержать нормализацию путем:
• Прибытие вовремя утром. Родители, которые опоздали, не должны входить в класс. До свидания нужно сказать перед тем, как ребенок войдет в класс.
• Прощаемся в том же месте («Давайте крепко обнимемся у ворот!»).
• Поднимать ребенка в одно и то же время («Мама заберет вас после того, как вы пообедаете!»).
Советы по обработке родительских наблюдений
Сообщите, что в начале года у вас будет несколько месячных встреч, которые будут рады видеть ваши родители. После нормализации детей родители увидят настоящую картину класса Монтессори.
В идеальном мире, в вашей школе есть комната с видом на город, это лучший способ для родителей наблюдать за ребенком. Ребенок не может видеть родителей и не изменит своего поведения.
Если у вас нет комнаты для наблюдения, то лучше всего будет разместить родителей в классе. В любом случае, запланируйте дни наблюдения для заинтересованных родителей, как только класс станет нормализован.
Настройте своих детей на путь к идеалу доктора Монтессори. Установите тон для нового учебного года, подчеркнув Благодать и Вежливость. Подготовьте обстановку с тем, что нужно детям для достижения ее идеала. И помогите родителям понять нормализацию и их роль в развитии детей.