Что такое нон легато
Виды штрихов. Как играть стаккато, легато и нон легато
В предыдущих уроках вы уже научились правильно сидеть за фортепиано и познакомились с его устройством. Теперь осталась самая приятная часть — это контакт с клавиатурой.
На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы поставить руку на фортепиано. Но на самом деле, даже на этом этапе могут возникать ошибки, которые лучше сразу искоренять. Чтобы избежать прогиба пальцев,поставьте ручку в центр ладони, таким образом образуя купол руки. Это самое правильное и естественное положение руки, чтобы играть на фортепиано. По нашей природе нам свойственно использовать пальцы либо прямыми, либо совсем согнутыми, но при игре на фортепиано важно, чтобы каждый палец представлял собой мостик из трех фаланг. Также необходимо, чтобы пальцы хорошо упирались в клавиши, чтобы вы не могли моментально убрать руки с клавиатуры.
Очень частая ошибка при постановке большого пальца — пытаться играть им при помощи фаланги. Первый палец должен устанавливаться прямо на подушечку и производить звукоизвлечение маленькой ее частью.
Теперь поговорим о штрихах. Самые популярные штрихи на фортепиано это:
легато (legato) — связно
Играя этот штрих, важно контролировать, чтобы одна нота перетекала в другую плавно, без дыр. Важнейшим приемом легато является подкладывание, которое позволяет нам играть в легато, например, гаммы, где нот больше, чем пальцев.
нон легато (non legato) — не связно
Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. Этот штрих более подчеркнутый и менее связный, поэтому поначалу он дается немного легче, чем легато. Клавиши при этом нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы между нотами были совсем небольшие паузы. Обратите внимание, чтобы клавиши на были слишком отрывистыми.
стаккато (staccato) — отрывисто
Этот штрих подразумевает собой то, что каждую ноту вы должны играть четко, отрывисто и остро. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. На этом приеме полезно играть различные этюды, гаммы и штрихи.
4 сентября 2020г. — Джем саундтреков
3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)
12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)
Приемы звуковедения
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства – это различные штрихи.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
Способы звуковедения
Есть три способа звуковедения:
Legato (легато)
Staccato (стаккато)
Non legato (нон легато)
Legato
Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.
Легато легче петь на поступенной мелодии, труднее петь скачки. При пении скачков нужно помнить, что оба звука должны пропеваться в одной позиции, а именно, в высокой. Скачки должны сглаживаться, нижний звук нужно представить как высокий, чтобы не было «рваных» отрывков. Проще выстроить легато, когда скачки отсутствуют в мелодии. При пении нисходящей мелодии следует контролировать точность интонации, чтобы не наблюдалось смазывание звуков.
При работе над легато нужно обратить внимание на то, чтобы выдох был ровный, плавный, без толчков. Для выработки легато рекомендованы распевки на гласные звуки и пение закрытым ртом. Пропевая в упражнениях гласные звуки, звуковедение будет ровным и без толчков благодаря отсутствию согласных.
Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Начинающим вокалистам нужно постоянно напоминать, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются.
Овладеть навыками пения легато сложно, для этого нужна постоянная работа и приобретение опыта исполнения данного приема. Главный показатель овладения навыком исполнения легато – динамика при пении на одном уровне, без акцентов и провалов в звучании. Если происходит усиление (крещендо) или ослабление звука (диминуэндо), то этот процесс должен быть постепенным.
Staccato
Staccato (стаккато) – отрывистое пение.
Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.
Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза.
При пении стаккато начинающие вокалисты допускают ошибку – берут дыхание не в конце фразы, а самопроизвольно, на любой из пауз. Это не допустимо. Дыхание берется между фразами.
Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова.
Non legato
Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения.
Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно.
При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов.
Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато.
Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным.
Работа над звуковедением
Работа над звуковедением
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
Есть три способа звуковедения:
Legato(легато) Staccato(стаккато) Non legato (нон легато)
Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.
Staccato(стаккато) –отрывистоепение. Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.
Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются. При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза. При пении стаккато начинающие вокалисты допускают ошибку – берут дыхание не в конце фразы, а самопроизвольно, на любой из пауз. Это не допустимо. Дыхание берется между фразами.
Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки. При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова. Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения. Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно. При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов. Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным. Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение – вокальная работа.
· Постепенное усиление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное усиление громкости звука, называемое в музыке крещендо.
· Постепенное ослабление подачи выдыхаемого воздуха даёт постепенное уменьшение громкости звука, называемое в музыке диминуэндо.
Смена степени громкости звучания при исполнении вокального произведения, т.е. применение динамических оттенков, придаёт любой музыке своеобразие и красоту. Кропотливой работе над звуковедением, над динамикой, напрямую зависящих от певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и артикуляцией отводится значительное место при работе над вокальным произведением. Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много внимания и времени. Один наиболее результативный приём работы над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает в этом случае особого внимания – это
выравнивание гласных. Полезно петь вокальную партию произведения по фразам, по предложениям, только на гласных звуках, исключив произношение согласных. Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены. Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз, стремление к ним с использованием изменений силы громкости звучания (крещендо, диминуэндо) при пении приёмом выравнивания гласных, ведёт к лучшему результату достижения кантиленности звуковедения, а так же к осмыслению динамического развития мелодии, и к выполнению динамических оттенков. Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его с включением согласных, т.е. со словами, удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т.е. сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко, без утрирования. Таким же образом можно работать и над видами звуковедения нон-легато, стаккато и другими. Одновременно с этой работой необходимо заботиться и следить за правильной высокой певческой позицией певца (пение на ощущении лёгкого зевка), за хорошей, правильной артикуляцией, за посылом звука в резонаторы. После такой работы по небольшим частям над звуковедением и динамическими оттенками нужно работать над произведением как над единым целым. Исполнять его полностью, стремясь показать динамическое развитие произведения со стремлением к главной эмоциональной кульминации и выполнять при этом все внутрифразовые кульминации. Следить за уже отработанным звуковедением и за требуемой по динамической нюансировке силой выдыхаемого воздуха, т.е. за продуманным и отработанным определённым выдохом. Выполняя всё вышеизложенное, будет получен желаемый результат исполнения: украшенное разнообразными динамическими оттенками и красивым звучанием голоса вокальное произведение. Работа над звуковедением и динамикой непременно предполагает постоянный контроль над использованием хорошего (опёртого), правильного певческого дыхания, т.е. активного вдоха и длительного, с разнообразной силой подачи выдоха.
Заключение: Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность. Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты — эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») — способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо — сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто — еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
«Виды атаки звука и штрихи на духовых инструментах»
«Виды атаки звука и штрихи на духовых инструментах»
В действительности любую ноту на духовом инструменте можно начать и без помощи языка. Её можно начать таким же образом, как вы начинаете первую ноту при свисте – своего рода легкий толчок воздуха.
Единственный недостаток этого – вы никогда не можете быть уверенными, в какой именно момент ваши губы смогут «поймать» воздушную струю и начать вибрировать. Такая неопределенность совершенно недопустима, учитывая, что при исполнении музыки даже полсекунды имеют значение.
Язык только помогает начать вибрацию губ (или трости на язычковых инструментах) в точно нужный нам момент. Язык лишь определяет начальный момент вибрации, а высоту должны определить губы.
ОЧЕНЬ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТЬ ФОКУСИРОВАТЬ ГУБЫ ПЕРЕД ПЕРВОЙ НОТОЙ.
Атакой является лишь отрыв кончика языка от зубов ( на язычковых инструментах от края трости), что снимает герметичный заслон и позволяет воздуху устремиться к губам (или трости) вызывая вибрацию точно в нужный момент.
При игре на духовых инструментах применяются три способа атаки звука: простая, мягкая и вспомогательная.
Каждый из этих способов отличается произношением разных слогов :
ТУ, ТА, ТИ – для простой,
ДУ, ДА, ДИ – для мягкой,
КУ, КА, КИ – для вспомогательной атаки.
Неизменными остаются первые согласные буквы слогов, характеризующие конкретный способ атаки.
ПРОСТАЯ АТАКА – основной вид извлечения первоначального звука, она применяется только после взятия дыхания и обеспечивает правильное и точное извлечение первоначального звука.
Последующие звуки могут извлекаться другой атакой или без неё, например, при исполнении легато. Простая атака позволяет исполнителю извлекать звуки различного оттенка и характера –
громкие, тихие, короткие, длинные, акцентированные и т. д.
что без такого резкого выдоха совершенно невозможно. В результате чего звук после атаки естественно угасает, так как акцентированный резкий выдох невозможно удержать, и звук, что совершенно естественно, угасает к окончанию, что напоминает «угасание звучащего колокола». Окончание звука получается мягкое, округленное, даже филированное.
МЯГКАЯ АТАКА употребляется для повторения тянущихся звуков, связанных общим дыханием. Она применяется в чередовании с простой атакой при исполнении пунктирного ритма в очень быстром темпе. Такой прием облегчает его исполнение: НОТНЫЙ ПРИМЕР
На медных духовых инструментах мягкая атака иногда помогает преодолеть возникающие трудности при исполнении больших интервалов штрихом легато, которые в быстром темпе представляют серьезную трудность. Легкое движение языка, поддержанное толчком дыхания, вместе с переменой напряжения губных мышц, помогает её преодолению, и если выполняется достаточно умело, то такой прием на слух мало чем отличается от легато: НОТНЫЙ ПРИМЕР
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ АТАКА не применяется самостоятельно, а лишь в чередовании с простой и мягкой атакой в двойной и тройной последовательности. (Такую атаку нередко называют «ДВОЙНОЕ» и «ТРОЙНОЕ» стаккато, что не совсем правильно).
Овладение указанной техникой протекало постепенно. В первой половине XX века двойное стаккато применяли исполнители на медных духовых инструментах и флейтисты. Затем его стали использовать фаготисты, гобоисты и даже кларнетисты и саксофонисты.
Для того, чтобы перейти к теме ШТРИХИ, необходимо выяснить, что же такое ШТРИХ.
ШТРИХ – это способ: 1.извлечения
4. соединения звуков
Наименование и обозначение штрихов для духовых инструментов в основном позаимствованы из штрихов для струнных смычковых инструментов.
ШТРИХИ ИСПОЛНЯЕМЫЕ АТАКОЙ : Штрих ДЕТАШЕ
Прием исполнения выдержанных звуков разделенных простой атакой, длительность звуков выдерживается полностью на ровном звучании, окончание звука мягкое, округленное без толчка.
Слово ОТДЕЛЯТЬ не совсем точно определяет характер звучания ДЕТАШЕ, оно скорее указывает способ его выполнения на струнных инструментах, где каждый звук исполняется отдельным движением смычка вверх или в низ. Момент перемены движения смычка и определяет степень отделённости звука.
Задача исполнителя на духовых инструментах свести до минимума паузы между звуками и добиться певучего, почти связного звучания.
Однако в стремлении достичь большей степени связности нельзя переходить на мягкую атаку, так как применение мягкой атаки есть признак другого штриха. Деташе не акцентированный штрих, но его атака должна быть энергичной и определенной, а не осторожной и вялой.
В нотной записи Detache может обозначаться черточкой над или под нотой, но чаще всего он в нотной записи обозначений не имеет.
НОТНЫЙ ПРИМЕР: Приложение.
В самом названии в русском переводе (выделяя, подчеркивая ) уже заложен принцип исполнения.
Исполняется АКЦЕНТИРОВАННОЙ атакой (у Т.А.Докшицера ПРОСТОЙ атакой), что на мой взгляд совершенно невозможно без резкого толчка дыхания в момент атаки (об это никогда и ни у кого не читал), а к концу звука нота, что совершенно естественно, будет динамически угасать, так как совершенно невозможно удерживать тот толчок, который производится в момент атаки, о чем выше уже писал.
Т.А.Докшицер в своей работе «Штрихи на трубе» называет МАРКАТО приемом исполнения отделенных звуков, что, на мой взгляд не всегда оправданно, так как при неоднократном повторении приема МАРКАТО паузы между звуками практически не слышны, а заполняются «угасающим» звучанием предыдущего звука, напоминающего удары колокола.
Штрих МАРКАТО способствует формированию хорошей атаки на медных духовых инструментах.
В нотной записи обозначается маленькой «вилкой» в виде диминуэндо. НОТНЫЙ ПРИМЕР: Приложение.
Штрих МАРТЕЛЕ (франц. Martle – означает МОЛОТИТЬ) в переносном смысле ЧЕКАННО, ОТЧЕТЛИВО, ЖЕСТКО.
Исполняется простой атакой. Прием исполнения отделенных друг от друга акцентированных и в то же время полностью выдержанных звуков. Окончание звука определенное, даже резкое, если этого требует характер музыки. На мой взгляд, менее акцентированное начало
В нотной записи обозначается вилкой, обращенной острием вверх. НОТНЫЙ ПРИМЕР: Приложение.
Штрих СТАККАТО (итал. S t acca to – означает ОТРЫВИСТО)
Прием короткого исполнения звуков.. Исполняется, я считаю, ПРОСТОЙ атакой ( уТ.А.Докшицера: «… АКЦЕНТИРОВАННЫЙ прием короткого исполнения звуков»), звук быстро гаснущий, окончивается легко, без участия языка. В быстром темпе исполняется вспомогательной атакой, особенно удобной для быстрого исполнения двойных или тройных нот одной высоты. В нотной записи обозначается точкой над или под нотой. Точка обозначает, что длительность ноты сокращается примерно наполовину, а вместо второй половины звучит пауза. НОТНЫЙ ПРИМЕР: Стаккато
Очень часто музыканты пытаются достичь кратости ноты путем приостановки вибрации кончиком языка – «ТУТ-ТУТ-ТУТ».
Такая внезапная остановка воздушного потока производит самое неблагоприятное влияние, в результате получается антимузыкальное
и противоестественное звучание. Ни один музыкальный инструмент
это внезапное прекращение звучания. Такое закрытое окончание применяется только в отдельных случаях, когда требуется оторвать звук или исполнить резкое staccatissimo, что наиболее часто применяется
в джазовой музыке. В основном, звук должен оканчиваться без участия языка и его окончание должно быть округлым, без толчка.
Staccatissimo обозначается зачерненным клином, означает, что должна прозвучать приблизительно ¼ написанной длительности, а остальное прозвучать пауза, звучание острое и сухое. НОТНЫЙ ПРИМЕР: Приложение.
НОН ЛЕГАТО – этот термин позаимствован у пианистов, разновидность стаккатного штриха. Означает не легато ( «полустаккато» или «меццастаккато»). Прозвучать должно приблизительно ¾ написанной длительности, окончание звука обязательно мягкое, атака не акцентированная, напоминает атаку при штрихе ДЕТАШЕ.
Обозначается двумя способами :
1. Точкой под лигой
2. точкой над нотой и над точкой черточка.
НОТНЫЙ ПРИМЕР: Приложение.
ПОРТАТО ит. термин по- русски означает НЕСТИ
Способ связного исполнения атакированных звуков, способ мягкого подчеркивания непрерывно тянущегося звука, исполняется МЯГКОЙ АТАКОЙ языка.
Обозначается черточками и лигой над нотой или под нотой.
НОТНЫЙ ПРИМЕР: Приложение.
ДЕТАШЕ и ПОРТАТО различаются АТАКОЙ
Штрих ПОРТАТО инструменталисты ошибочно называют ПОРТАМЕНТО, ит. термин по-русски означает ПЕРЕНОСЯ,
способ скользящего соединения звука, напоминающий ГЛИССАНДО, способ легкого, замедленного скольжения от одного звука к другому.
ФРУЛАТО – Ит. слово, название специфического приема механического и частого повторения звука, напоминающего тремоло струнных смычковых инструментов.
Начало звука производится простой атакой, а само тремолирование производится за счет повторяющейся буквы «Р»
Обозначается словом «ФРУЛАТО» или « ФЛЯТТЕР ЦУНГЕ» им можно исполнять отдельные звуки и ряд залигованных звуков.
Штрихи исполняемые без атаки:
ЛЕГАТО – ит. слово, по-русски СВЯЗНО
Связь происходит за счет изменения напряжения губных мышц,
силы выдоха и смены аппликатуры.
Язык, при исполнении легато не находится в неподвижном состоянии он действует, как регулятор выдыхаемой струи воздуха изменяя объем полости рта в зависимости от высоты звука.
Обозначается дугообразной линией. Легато не всегда бывает плавным.
МАРКИРОВАННОЕ ЛЕГАТО, исполняется толчком воздуха, напоминает штрих ПОРТАТО, но исполняется без атаки.
Помогает при исполнении широких интервалов при игре ЛЕГАТО.
ГЛИССАНДО – по-русски скользя
Штрихи являются суммой технических приемов игры, представляющие собой художественно-выразительные средства исполнителя. Каждый штрих имеет свою характеристику, значение и свое звучание.
Штриховые обозначения, указанные композитором, равно как и динамические оттенки, во многом носят условный характер и не всегда являются окончательными. Поэтому, исполнитель должен уметь применять те штрихи, которые бы передавали настроение, характер, художественно-смысловое содержание музыки, исходя из требований стиля, жанра, формы исполняемого произведения. Правильный подбор штриховых оттенков имеет большое художественное значение и служит показателем хорошего вкуса и музыкальной культуры исполнителей.
Литература : Т.А. Докшицер «Система комплексных упражнений трубача» Москва «Музыка» 1985 г.
Т. А. Докшицер»Штрихи на трубе» пластинка фирма «Мелодия» 1967 г.
Ф. Фаркас «Искусство игры на медных духовых инструментах». Москва 1998 г.
В.Волков, Б. Диков, К.Лысенко «Школа оркестрового исполнительства». ВДФ при МГК Москва 1975г.