Что такое номер оферты
Что такое оферта и для чего она нужна
Явление, описываемое заимствованным и не до конца понятным словом «оферта», присутствует в нашей жизни достаточно широко. С офертой связывают понятие соответствующего договора, однако у него есть особенности, вызывающие споры среди специалистов. Можно ли считать оферту договором в чистом виде? Каковы основные черты этого договора? Какие виды оферты используют в бизнесе на сегодняшний день и где она применяется?
Является ли оферта договором
Выражение «договор оферты», встречающееся повсеместно в экономической литературе и даже в рекламных роликах, убеждает нас в том, что эти понятия неразрывны. Оферта является договором.
Однако далеко не все специалисты разделяют эту точку зрения. Разберемся, почему. «Оферта» происходит от латинского слова «предлагаю». По сути, это предложение. К примеру, предложение приобрести трактор. На основании этого предложения заключается договор между сторонами, письменный или устный, который затем исполняется.
Оферта, с такой точки зрения, еще не договор, а лишь озвученные, задекларированные намерения. В ней будущие договорные условия описываются с точки зрения одной из сторон, а другая сторона может их рассмотреть, принять или не принять.
На заметку! Иногда оферту называют еще «преддоговором».
Признаки оферты, содержащие все значимые, существенные условия будущего договора указаны далее:
Другая точка зрения состоит в том, что оферта уже содержит в себе все признаки договора. В ГК РФ оферта упоминается в ряде статей, начиная с 435 по 439 включительно. Так, ст. 435 прямо говорит, что оферта есть предложение, включающее в себя все существенные договорные условия. Здесь оферта приравнивается к коммерческому предложению, обретающему силу договора при подписании, следовательно, должна содержать:
На практике оферту чаще всего признают договором и действуют в ее рамках как в рамках договора, с учетом особенностей, упомянутых ГК РФ в названных выше статьях. В частности, расторжение оферты по закону невозможно, как и изменение ее условий. Оферта расторгается лишь в случае истечения ее срока или аннулирования предложения (продавцом, до того как покупатель воспользовался им).
Договор признается заключенным в тот момент, когда другая сторона отвечает согласием на отправленное ей предложение, автор предложения получил согласие (ст. 440, 441 ГК РФ). Говорят, что получен акцепт оферты. Этот и другие термины, относящиеся к договору оферты, необходимо рассмотреть подробнее.
Основные понятия и термины
Итак, акцепт – это ответ о принятии оферты, сформулированный тем, кому она была адресована. Он должен быть выражен конкретно, полно, безоговорочно. Молчание нельзя признать акцептом, но законодатель делает оговорку — если иное не вытекает из (по тексту ст. 438 ГК РФ):
Получается, что при определенных условиях и молчание может быть расценено как согласие принять оферту. К примеру, иногда при заходе на сайт, предлагающий некое ПО, достаточно молча прочесть соглашение, поставить «галку» в предложенной форме, означающую согласие с условиями, и начнется скачивание ПО. Договор считается заключенным. Здесь налицо действия, подтверждающие акцепт, а не слова.
Если сторона, которой было сделано предложение, согласна с условиями оферты не в полной мере и намерена их изменить, идет речь о встречной оферте, а не об акцепте.
Акцептант – сторона, которой адресовано предложение (оферта). Оферент – организация или физлицо, формулирующее оферту, предлагающее.
Оферта может быть сформулирована не только письменно, но и устно.
Известно несколько видов оферты:
Заметим, что реклама может выступать фактически как в виде публичной оферты, так и в виде обычной рекламной компании. К примеру, если реклама предлагает исполнение определенных условий до определенной календарной даты, она имеет признаки оферты. Рекламная акция с информацией об услугах или товарах в целом не может считаться офертой: она лишь информирует о выгодах товара, но не формулирует конкретных предложений. На практике часто рекламодатели помечают рекламные ролики фразой «не является публичной офертой», с целью не быть связанными заявленными условиями и менять их по своему усмотрению.
Безотзывная оферта представлена, например, рассылкой коммерческих предложений контрагентам в ситуации банкротства компании. Пока покупка не совершена и новый владелец не определился, предложение будет действовать. Отменить предложение невозможно.
Цель и значение оферты
Оферта часто используется бизнесом как предложение купить товары массового спроса, к примеру, сотовые телефоны либо аналогичные услуги, к примеру, доставку пиццы из ресторана, или оплата подписки на новости, просмотр контента. Такой подход экономит время, так как не требует непосредственного контакта с клиентом. В то же время при работе с постоянными, проверенными клиентами чаще всего используется стандартный договор, хотя не исключена и оферта. Оферта не используется в случаях, предполагающих возможное изменение условий соглашения в ходе переговоров. Ее условия должны быть стандартными.
В определенных ситуациях оферта может избавить от оформления дополнительных первичных документов. Если в тексте предложения, которое принято, есть пункт «исполнитель не оформляет акты» или подобная ему формулировка, значит, предполагается, что клиент, оплачивая услуги, согласен с их качеством. Аналогично можно поступить, прописав возможность отправлять акты клиенту, и не ждать возврата подписанных экземпляров после истечения определенного срока. Здесь логика такая: если клиент не присылает акт, не выставляет претензий, значит, он доволен качеством.
По договору оферты получение денег за товар или услугу происходит быстрее, поскольку в условиях оферты может быть прописана оплата как согласие клиента. Некоторые виды оферты, например, свободная оферта, позволяют эффективно анализировать новый для компании рынок, его потенциал – на основании данных об акцепте. Рассмотрим применение оферты на конкретных примерах.
Оферта в малых закупках
ФЗ-44 от 5/04/1 г. о госзакупках позволяет заключать договор на сумму до 300 тыс. руб. у единственного поставщика, исполнителя либо подрядчика (ст. 93-1 п. 4). В случае если заказчик относится к культурной сфере и иным учреждениям, перечисленным в ст. 93-1 п. 5, лимит составляет 600 тыс. руб. по договору. Установлены также и годовые лимиты подобных закупок. Они осуществляются на основе договора оферты. Госзаказчик оценивает договорные перспективы, подготавливает предложение и предоставляет его исполнителю. Тот, в свою очередь, может акцептовать его либо ответить отказом.
Оферта в облигациях
Ценная бумага, свидетельствующая о том, что инвестор предоставил заем эмитенту, как правило, на долгий срок, называется облигацией. При этом эмитентом может быть и компания, и государство.
Облигацию есть возможность погасить досрочно, по номиналу или на других условиях, в определенную заранее дату. Это и есть оферта облигации.
Она бывает двух видов:
Гособлигации, как правило, не предполагают оферту, она распространена в сфере корпоративных финансовых отношений.
Оферта
Само понятие «оферта» образовано от «offero» (лат.), означающего «предлагать».
В соответствии с ГК РФ, ч.1, ст.435, оферта является предложением продавца одному или группе лиц совершить покупку услуги/товара. При этом инициатива со стороны продавца (оферента) может быть как письменной, так и устной, однако принятой оферта может быть только при письменном подтверждении согласия на покупку.
Что значит оферта
Существует несколько видов оферты: публичная, свободная, твердая, безотзывная. Но все эти виды имеют общие черты:
Договор оферты
Как уже было сказано выше, предложение о продаже услуги или товара может быть оформлено, как в устной, так и в письменной форме, однако если вторая сторона согласна на покупку, необходимо заключить договор.
Принятие условий оферты, а также согласие заключить договор на юридическом языке называется акцептом. Этим понятием также обозначается и совершение определенных действий со стороны контрагента. При этом отсутствие ответа на оферту не признается акцептом (если это не прописано в условиях конкретного договора или не определено законом).
В области международной оферты приняты два вида: свободная и твердая. Твердая оферта подразумевает формирование письменных предложений о продаже продукции конкретному контрагенту с четким прописанием срока, в течение которого отправитель не может никому другому предлагать свою продукцию. Что касается свободной оферты, то предложение купить один и тот же товар может быть оправлено сразу нескольким покупателям — срок акцепта в этом случае не устанавливается, то есть, по сути, это просто предложение вступить в переговоры.
Оферта на оказание услуг
Не только товары, но и любые виды услуг, включая медицинские, юридические, консультационные, информационные и так далее, могут являться предметом договора оферты. Причем, как и в случае с товарами, оферты, предметом которых являются услуги, также могут быть публичными, свободными, твердыми, безотзывными.
Чаще всего речь идет об абонентском обслуживании. Например, о передаче предприятия на юридический или банковский аутсорсинг. К видам оферты на оказание услуг можно отнести и различные тендеры со стороны государственных и частных организаций, направленные на выполнение тех или иных работ.
Каких-то существенных отличий между офертой на оказание услуг и на продажу товаров нет, просто в данном случае в качестве предмета договора выступают не товары, а услуги.
Оферта о продаже доли
Продажа доли представляет собой одну из форм коммерческих сделок, столкнуться с которой могут как физические, так и юридические лица. Оферта о продаже доли — документ, на основании условий которого оформляется данный вид сделки. Некоторые юристы утверждают, что стандартной формы для оферты о продаже доли нет, однако в Интернете можно без труда найти образцы, которые можно использовать для составления договора о продаже доли.
Обычно в документе указывается информация о владельце доли, о размере доли собственности. Фактически, оферта — извещение о том, что владелец части прав на какой-нибудь вид деятельности готов продать эти права третьему лицу.
Иногда продажа доли собственности возможна только лицам, которые обладают правами на оставшиеся части собственности.
Публичная оферта
Публичная оферта представляет собой, соответственно, публичное предложение о покупке товара — для всех, кто отзовется. При размещении публичной оферты продавец берет на себя обязательства оказывать равное отношение ко всем потенциальным покупателям (кроме случаев, предусмотренным правовыми актами).
Публичная оферта, согласно ГК РФ ст.437, имеет три обязательных условия:
В частности, публичными офертами являются реклама и любые другие предложения, включая выставление товаров в витринах, на прилавках, список блюд в ресторанных меню и так далее.
Зачем бизнесу нужна оферта и как грамотно её составить — инструкция от юриста Статьи редакции
Юрист и руководитель «Центра управления законом» Владимир Беляев подготовил для блога «Модульбанка» два материала об особенностях составления оферты на продажу услуг клиенту. Автор объяснил, зачем нужна оферта, в чём её отличия от договора на оказание услуг и привёл инструкцию по составлению оферты. Редакция vc.ru публикует оба материала.
Если вы продаете телефоны, уроки по Skype или самодельную мебель, вы обязаны подписать договор с клиентом. Если договора нет, Роспотребнадзор оштрафует за нарушение прав потребителей, а клиент не поймет, за что платит.
Еще без договора сложно договориться: кто-то обязательно о чём-то забудет, а сослаться будет не на что.
Репетитор: Ваня, я предупреждал, что если ты отменишь занятие за два часа, я не верну деньги за урок.
Ваня: Да нет, не было такого.
Репетитор: Ваня, мы же договаривались по телефону!
Ваня: Не помню такого. Договора нет, верните деньги.
Хорошая новость: не обязательно встречаться с клиентом, чтобы подписать договор. Подойдет, если клиент оплатит покупку на сайте и при оплате поставит галочку «Согласен с офертой». Плохая новость — это подходит не всем.
Оферта — это предложение заключить договор. Предлагать договор можно, как угодно.
Юрист сидит в кафе и говорит по телефону: «Час устной консультации стоит тысячу рублей, оплату принимаю по карте». Это оферта.
Потом юрист отложил телефон и написал электронное письмо: «Проконсультирую об исключительном праве на произведения за тысячу рублей. Платить на счет через «Яндекс.Деньги»». Это тоже оферта.
Юрист закрыл ноутбук. Его замечает бывший однокурсник, подходит и спрашивает о консультации. Юрист пишет на салфетке «Час устной консультации стоит 1000 рублей, оплату принимаю по карте». И это оферта.
Чтобы оферта была документом, а не просто разговором или письмом, в ней должно быть всё то, что важно для договора. Юристы называют это существенными условиями. Какие условия считаются существенными и как составить оферту, мы расскажем ниже. А сейчас вводим в тему, поэтому вот главное правило:
Если оферта отвечает на вопросы «кто что когда и как делает» и «сколько это стоит и как проходит оплата» — она законна. Её примет клиент, Роспотребнадзор и суд.
Часто компании пишут на сайте: «Работаем по договору-оферте» или «по договору оферты». Это ошибка. Договор и оферта — это разные термины: договор — соглашение сторон, оферта — приглашение его заключить.
Нельзя смешивать термины, а то будет недопонимание. Клиент оплатит услугу и будет ждать курьера с договором. А потом нажалуется в Роспотребнадзор. Скорее всего, компания отобьется, но разбирательство отнимет время. Проще использовать правильный термин: либо оферта, либо договор.
Оферта — это приглашение к договору
Оферта — не договор, а только приглашение его заключить. В магазине стоит телевизор и на нем ценник «7500 рублей» — это оферта. Но пока клиент не примет её условия, оферта не станет договором.
Принять условия оферты — не значит подписать её вживую и поставить печать. Подойдет любое действие клиента, которое покажет, что клиент согласился с условиями оферты. Часто компании используют факт оплаты покупки или регистрацию на сайте. На языке юристов это называется «акцептом».
Магазин продает бытовую технику. В оферте магазина могут быть такие фразы:
Оплата товара подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты.
Договор купли-продажи считается заключенным, когда магазин отправит клиенту уведомление о получении денег. Уведомление приходит на электронный адрес, который клиент указал при оплате.
Школа английского языка предлагает уроки в записи. Школа может написать:
Договор считается заключенным с момента регистрации на www.english-school.ru. Регистрация означает ваше согласие с условиями оферты. При регистрации вы заполняете форму школы и подтверждаете, что написали действующий контактный телефон и адрес электронной почты.
Условия оферты можно менять в любой момент. Но новые условия действуют только на новых клиентов. Если клиент согласился со старой офертой, для него условия не меняются. Как только клиент принимает оферту, компания и клиент обязаны её выполнять.
Магазин продает телевизоры. В понедельник телевизор «Радуга» стоил 7500 рублей. Иван оформил заказ, нажал галочку «Согласен с офертой» и вызвал курьера с Радугой на вторник.
Во вторник магазин поднял цену до 10 тысяч рублей, но Ивану нет до этого дела. Иван принял оферту в понедельник, поэтому для него действует цена понедельника — 7500 рублей.
В обратную сторону правило тоже действует. Если во вторник магазин снизил цену на две тысячи, Иван всё равно заплатит 7500 рублей — столько, сколько телевизор стоил, когда Иван подписал оферту.
Совет. Используйте оплату как подпись клиента на оферте или, на языке юристов, акцепт. Это надежно. При спорах вы докажете, когда клиент оплачивал покупку и с какой офертой соглашался.
Оферта станет договором после оплаты покупки
По закону, кто угодно может работать по оферте, ограничений нет. Оферта используется в тех же случаях, что и договор — когда вы что-то продаёте.
Оферта подходит для типовых услуг и товаров, которые продаются массово: телефоны, подписка на новости, шаблоны договоров, доставка плова из ресторана — всё, что не требует индивидуального подхода к клиенту.
Правило такое: если условия покупки одинаковые для всех клиентов, готовьте оферту, если нет — договор под каждого клиента.
У школы английского языка две услуги: живые курсы для групп и записанные уроки на сайте.
Записанные уроки одинаковы для всех учеников. Ученик оплачивает доступ на месяц, смотрит запись, потом проходит тест на сайте. Преподаватель не меняет программу, если урок слишком сложный или скучный. Для продаж таких уроков подходит оферта.
Живые курсы отличаются от группы к группе. Одна группа занимается, чтобы читать английскую прозу в оригинале. Поэтому преподаватель включает в программу Шекспира и предлагает читать пьесы по ролям.
Вторая группа готовится сдавать TOEFL — международный тест на знание языка. Преподаватель разбирает вопросы из тестов, учит понимать задания и воспринимать текст на слух.
Группы занимаются по-разному, поэтому школа готовит договор под каждую группу.
Оферта незаконна для товаров и услуг, которые нельзя продавать в интернете: алкоголь, табак, лекарства нетрадиционной медицины, услуги сетевого маркетинга, танки, яды, автоматы для казино, предсказания, бриллианты и поддельные дорожные знаки.
Ограничение устанавливает государство, платёжные системы и банки. Список ограничений может меняться, поэтому следите за законами. Например, в марте 2016 года правительство обсуждало возможность разрешить продажу алкоголя в интернет-магазинах.
Совет. Прежде чем использовать оферту, убедитесь, что вы предлагаете одинаковые условия для всех клиентов. Проверочный вопрос такой: «Я буду менять условия покупки под клиента?». Если будете, то используйте договор. Если нет — подойдет оферта.
Условия оферты одинаковые для всех клиентов
Бухучет для оферты такой же, как для договора. Налоговый кодекс не разделяет доход по оферте и договору, важна только система налогообложения.
Вы предприниматель на упрощёнке 6%, получаете в месяц 100 тысяч рублей. Ваш налог за квартал — 18 тысяч рублей, и не важно, как пришли деньги — по оферте или договору.
Документы для налоговой такие же, как для бумажного договора. Когда приходят деньги, вы подтверждаете, что клиент за них что-то получил. Для этого с клиентом надо подписать акт или товарную накладную.
Совет. Если вы на общей системе налогообложения, подписывать акты и накладные у клиентов обязательно. Так вы обоснуете доход компании, рассчитаете налоги и сдадите налоговую декларацию.
Для остальных систем нужны только накладные, если вы продаете товар, а от актов для услуг и работ можно избавиться.
Если вы индивидуальный предприниматель или ваша компания работает с физлицами, выставлять акты необязательно.
У вас две задачи — показать налоговой, на каком основании вы получили деньги, и подтвердить, что клиент доволен услугой. С первой задачей справится оферта, если в ней есть ваши реквизиты и её акцептовал клиент.
Со второй — строчка в оферте. Можно написать так: «Исполнитель и клиент не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг». Это законно. Юристы называют такое подтверждение «конклюдентное действие».
Фраза не избавит от споров с клиентом: если компания привезет телефон с браком или видео-урок не откроется — придется заменить товар или вернуть деньги. Но у налоговой вопросов не будет.
Если у вас компания, вы работаете с предпринимателями и юрлицами, используйте право на молчание: выставляйте акты, но не бегайте за подписью клиента. Правило такое: клиент получил акт и молчит, значит, доволен качеством. Формулировка в оферте может быть такой:
«Исполнитель выставляет акт каждый месяц до пятого числа. За пять дней заказчик принимает работу, подписывает оба экземпляра акта и возвращает один из них исполнителю.
Если заказчик не вернул акт за пять дней и не выставил письменную претензию по объёму, своевременности и качеству оказанных услуг, указанные в нём работы считаются выполненными качественно и вовремя, а их результат — принятым».
Такая фраза устроит налоговую: первичный документ для учета есть — это ваш экземпляр акта, факт оказания услуги подтверждает молчание клиента и отсутствие претензии. Если клиент пришлет акт — хорошо, нет — и бегать за ним не надо.
Еще стоит подстраховаться от недобросовестных клиентов. Представьте, клиент оплатил консультацию юриста по Skype, юрист её провел, а клиент говорит, что нет — не было такого, и требует вернуть деньги. Акт он не видел, и компания его обманула.
Чтобы такого не случилось с вами, отправляйте акты «Почтой России» и сохраняйте номер почтового отправления. Если клиент пожалуется Роспотребнадзору или суду, вы докажете, что акт отправляли, и клиент мог его оспорить.
Правило: клиент не присылает акт, значит, всё в порядке
С офертой вы быстрее получите деньги. В отличие от договора, оферту не надо подписывать вживую, клиенту достаточно оплатить покупку.
Ирина записала видеокурсы по бухгалтерии и продаёт их начинающим бухгалтерам.
Если Ирина работает по бумажному договору, продажа будет такой: 100 клиентов оставляют заявку на курс, Ирина распечатывает и подписывает 100 договоров, курьер развозит их по клиентам.
Клиент подписывает два экземпляра, курьер забирает один и отвозит обратно Ирине. И так сто раз. Ирина наняла студента на развозку договоров, одна поездка обошлась в 250 рублей.
Клиент оплачивает курс после подписи договора, поэтому от заявки до оплаты проходит неделя и больше. Ирина несколько недель ждала оплаты и потратила 25 тысяч рублей на доставку.
Если Ирина работает по оферте, процесс короче: 100 клиентов выбирают курс, оплачивают на сайте и всё — Ирина получает деньги.
Договор для типовых услуг — помеха: компания с задержкой получает деньги и рискует потерять клиента, пока тот ждет договор, а клиенту приходится дольше ждать покупку.
Оферта защищает компанию. Оферта — это официальный документ. Если напишете, что не отвечаете клиентам после семи вечера, а клиент это подпишет, условие законно. Клиенты всё равно могут звонить после семи, но у вас будет право не отвечать.
Используйте оферту, чтобы зафиксировать права и обязанности: что делаете вы и клиент, и при каких обстоятельствах.
Максим продает диетические блюда с доставкой на дом. Он написал в оферте:
«В состав продуктов включены ингредиенты, которые вызывают аллергию. Для каждого блюда на сайте указан его состав. Когда покупатель делает заказ в интернет-магазине, он подтверждает, что прочитал и понял состав блюд.
Покупатель обязан до покупки блюда узнать у врача, какие продукты вредны для здоровья, в том числе, из-за аллергии, беременности, диабета. Если есть ограничения по продуктам, прочитать состав блюд и не заказывать блюда, опасные для здоровья».
Если у покупателя аллергия на орехи, а он закажет салат с кешью, Максим не будет оплачивать лечение клиента.
Совет. Задача оферты — защитить вас от скандальных и невнимательных клиентов. Поэтому в оферте должно быть всё, что клиент может неправильно понять. Чтобы ничего не пропустить, продумайте весь ход работы с клиентом, найдите опасные места и опишите их.
Описывать можно любыми словами, главное конкретно. Максим из нашего примера может описать пункт так:
«Срок годности продуктов, которые мы привозим, истекает не раньше, чем через неделю. Если клиент обнаружит продукт, у которого до конца срока годности осталось меньше семи дней, мы возместим стоимость продуктов, но не больше 1000 рублей за один продукт».
Список потенциальных проблем составляйте до того, как попросите юриста подготовить оферту. Ответственный юрист спросит о проблемах, и вы сэкономите время — сразу отдадите список.
Если юристу всё равно и он не задает вопросы, список тем более пригодится. Без него юрист составит стандартную оферту, которая подойдёт любой другой компании из вашей сферы. Такая оферта хуже защищает от рисков.
Максим продаёт блюда с доставкой на дом. Курьеры иногда опаздывают на полчаса, клиенты злятся, грозят жалобами в суд и Роспотребнадзор. Максим решил предупредить клиентов о задержке.
Сначала в оферте такого пункта не было, поэтому Максим дописал: «При заказе блюда клиент указывает двухчасовый интервал для доставки. Курьеры стараются приехать вовремя, но могут задержаться. Если курьер задерживается, он звонит клиенту и договаривается о новом времени доставки».
Теперь, если клиент пожалуется, Максим докажет, что предупреждал о возможных задержках.
Стандартная оферта не включает особенности компании. Чтобы оферта помогала при спорах, потратьте время на список потенциальных проблем и опишите их в оферте.
Оферта защищает от рисков
Оферта полезна компании и клиентам. Компанию она защищает от рисков и экономит деньги, а клиенты с офертой понимают, за что платят и какие получают гарантии. Чтобы это сработало, оферту нужно грамотно составить.
Оферта — это предложение заключить договор. Поэтому в ней должны быть условия этого договора: что клиент покупает, как получает заказ, сколько товар стоит и как оплатить. Юристы называют такие условия существенными, без них оферта незаконна.
Проблема в том, что единого списка существенных условий для оферты нет. Условия зависят от предмета договора, и часто от мнения суда. Но обычно в оферте должны быть:
описание компании и клиента;
описание товара или услуги;
условия покупки. Стоимость, способы оплаты, условия возврата, замены, доставки;
условия оферты. Как клиент принимает оферту и когда меняются её условия.
Дальше всё зависит от того, что и кому вы продаёте. Если товар, существенные условия смотрите в требованиях к договору купли-продажи, если услуги — к договору подряда. Требования описывает вторая часть Гражданского кодекса. Каждая глава этой части — о конкретном типе договора, например, о договоре купли-продажи, подряда, поставки или аренды.
Чтобы составить список существенных условий для клиентов-физлиц, понадобится ещё два документа: закон о защите прав потребителей и правила продажи отдельных видов товаров. Если продаете через сайт, смотрите постановление о дистанционной торговле.
Для оферты нужны сведения о компании: название, ФИО генерального директора, реквизиты счёта, контакты. Так компания подтверждает, что это она отвечает за качество мебели, консультаций, уроков — всего того, что клиент покупает по оферте. Куда ставить сведения — неважно.
Совет. Разделите сведения на две части: в начале оферты — название компании, всё остальное — в конце. Так клиент не будет путаться в ОГРН и ИНН и быстрее перейдет к условиям покупки. Варианты для начала оферты:
ООО «Шмель», ОГРН 123456789121, ИНН 1234567, КПП 123456780, в дальнейшем именуемое Школа, в лице исполнительного директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании доверенности № 12/34 от 1 января 2017 года, публикует настоящий договор на оказание услуг по дистанционному обучению английскому языку, являющийся публичной офертой (предложением) в адрес физических лиц (далее клиент)
Школа английского языка «Шмель» предлагает заключить договор на условиях оферты
Все реквизиты будут в конце:
Нижняя Ивановская ул., 10, стр. 1
г. Москва, Россия, 123456
ИНН 1234567, КПП 123456780
«Балтийский банк» (ОАО), г. Москва
К/с 12345678911234567891, БИК 123456789
Генеральный директор: Обучаев Иван Иванович
Оферта объясняет, кто вправе купить товар на условиях из оферты: физические лица, компании, индивидуальные предприниматели.
Совет. Если ваши клиенты — не все физические лица или компании, сузьте круг клиентов. Например, у вас школа английского, но вы занимаетесь только с продвинутыми учениками. Мужчина, который учил английский в школе, зайдёт на сайт, примет условия оферты и потребует учить его. Чтобы такого не случилось, напишите, кто именно ваш клиент.
Клиенты — физические лица
Клиенты — физические лица, которые отправили заявку на обучение через сайт www.shmel.ru, и прошли собеседование с представителем школы по электронной почте shmel@shmel.com
Главное — не нарушать статью о дискриминации. По статье нельзя ограничить круг клиентов из-за пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, происхождения, семейного и социального положения, религии, места жительства, принадлежности или непринадлежности к каким-либо социальным группам. Иначе компания получит штраф до 100 тысяч рублей.
Исключение — когда не все клиенты физически могут воспользоваться услугой. Гинеколог не сможет осмотреть мужчину, поэтому врач вправе написать: «Оферта адресована женщинам». То же самое с доставкой. Если курьеры развозят заказы только по Самаре, напишите об этом: «Покупатели — физические лица, которые примут заказ в Самаре».
Оферта — это предложение заключить договор, а не сам договор. Она станет договором, когда клиент примет условия или, на языке юристов, акцептует. Без акцепта клиент не обязан платить за покупку.
Совет. В качестве акцепта выбирайте действие клиента, которое можно доказать. Для надёжного акцепта подойдет оплата за покупку: банк подтвердит, когда клиент акцептовал и какие условия оферты действовали на тот момент. Используйте фразу: «Договор заключается с момента акцепта — полной оплаты».
Компания вправе изменить условия оферты в любой момент: исключить доставку до квартиры, увеличить срок возврата товара с браком, поднять цены. Чтобы клиенты понимали, когда оферта изменится, об этом надо написать.
Компания вправе изменить оферту и договор. Изменения вступают в силу через 5 дней с момента публикации на сайте www.shmel.ru.
Изменения автоматически действуют для новых клиентов, поэтому ничего делать не надо. Если хотите, чтобы они заработали для старых — условия придется пересогласовать с клиентами и написать в оферте, как это будет. Правила пересогласования такие же, как для акцепта.
Совет. Надёжнее, если старый клиент сам соглашается на изменения, например, отправляет письмо. Тогда он не откажется платить, потому что не знал о повышении цены. В оферте это пишется так:
Компания вправе изменить оферту и договор. Компания сообщает об изменениях за 10 дней до вступления изменений в силу. Об изменениях клиент узнает по электронной почте, которую оставил при заказе. Если клиент не прислал согласие на новые условия по электронной почте за 10 дней, договор считается расторгнутым.
Еще для согласования подойдет звонок от клиента, SMS, сообщение в чате — любое действие, которое можно записать, и потом определить клиента, дату и время согласования.
Цель оферты — показать, что клиент получит после оплаты. Если яблоки, то сколько и какого сорта; если консультацию — от кого и по какой теме. Вот основные требования к описанию:
Для товара. Вес, размер, упаковка, цвет, особенности формы, условия хранения, из чего сделан, производитель, использовался раньше товар или нет, ремонтировался, срок годности и гарантии, правила безопасного использования и ограничения, сертификат качества.
Для услуги. Квалификация или должность сотрудника, который оказывает эту услугу; как выглядит результат услуги — пример урока, консультации, макета визитки; за какое время оказывается услуга — юрист отвечает на вопрос за день, урок идет 60 минут.
Совет. Необязательно описывать всё в оферте, можно сослаться на страницу сайта. Подойдут фразы:
Предмет договора — розничная продажа техники через сайт www.dom.ru. Товары описаны в разделе «Каталог».
Программа уроков: темы, сроки, учебные материалы — в приложении к оферте, по ссылке www.shmel/programma.ru/
Чтобы оферта была законной, подробно описывайте товары на сайте. Чем подробнее опишете, тем меньше времени потратите на разбирательства с клиентом и госорганами. Для примера смотрите каталог сайта Ozon.
Правило к цене такое: клиент должен понять стоимость заказа с учетом доставки, процентов за рассрочку, скидок и любых условий. Если доставка на следующий день стоит в два раза дороже, предупреждайте клиентов. Описать условия можно так:
Курьер привозит заказ за 7 рабочих дней. Доставку быстрее 7 рабочих дней клиент оплачивает отдельно. Тарифы на доставку — на сайте, в разделе «Доставка».
Стоимость товара не включает комиссию банков и платёжных систем. Комиссию клиент оплачивает сам и за свой счёт. Узнать комиссию можно при оплате покупки.
Совет. Не пишите на сайте «Сайт не является публичной офертой». Компании используют такую фразу, чтобы защититься от ошибок. Мол, если на сайте «Холодильник за 1000 рублей» вместо «10 тысяч», и клиент принял оферту, магазин не обязан продавать за тысячу. Но это не работает.
Сайт с описанием товара, ценой, условиями доставки и возврата — это оферта, поэтому клиент вправе получить товар на условиях с сайта. На сайте холодильник за 1000 рублей — магазин обязан продать за тысячу. Если клиент подаст иск, суд его поддержит. Вместо фразы «Сайт не является публичной офертой» лучше проверять цены на сайте. Так надёжнее.
Если описание цены занимает страницу и больше, не включайте его в оферту. Оферту сократит ссылка на сайт: «Стоимость товара указана в разделе «Каталог»».
Опишите способы оплаты: наличными курьеру, картой у курьера или на сайте, по счёту — все способы, которые есть у компании. Можно использовать формулировку: «Клиент оплачивает товар по безналичному расчету, на сайте или через терминал курьера».
Оферта объясняет, как клиент получит заказ — на почте, дома, из пункта самовывоза, срочной доставкой, и на каких условиях. Если есть ограничения или дополнительные требования, описывайте их тоже:
Курьер передает товар лично покупателю. Если за клиента товар получает другой человек, клиент должен позвонить в компанию и предупредить об этом. Без предупреждения курьер не отдаст товар. Новое время доставки клиент должен согласовать с компанией сам, по телефону или почте.
Совет. Подстрахуйтесь, если товар привозит не ваша компания, а служба доставки. Тогда перед клиентами, судом и Роспотребнадзором будет отвечать служба, а не вы. Подойдёт фраза:
Товары развозит транспортная компания ООО «Быстро». Она отвечает за срок доставки и отсутствие повреждений товара во время доставки.
Если вариантов доставки много, не включайте их в оферту. Для описания подойдёт ссылка на сайт: «Условия доставки описаны на сайте в разделе «Доставка»».
Компания обязана описать, как вернуть товар с браком, обменять на другой или отказаться от товара и забрать деньги, где и как с ней судиться. Требований к описанию нет, главное, чтобы клиент понял порядок действий:
Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. При конфликте клиент присылает претензию с описанием проблемы на service@shop.ru. У компании есть 30 рабочих дней на изучение претензии и ответ. Если клиента не устраивает ответ компании, клиент вправе обратиться в Арбитражный суд Москвы.
Совет. Описывайте в оферте всё, что может пойти не так: курьеры срывают сроки доставки, обещанные материалы не открываются, сайт перестаёт работать. Ваша задача — показать, что вы всё продумали и на стороне клиента.
Бухгалтерская компания, которая продает «облачную» 1С, напишет так:
Если 1С не будет работать час и больше, компания выплатит клиенту компенсацию: 1% от месячной стоимости за время, когда не работала программа. Чтобы получить компенсацию, клиент присылает письмо со скриншотом из личного кабинета, менеджер связывается за час и подтверждает компенсацию.
Подробно опишите условия, которые клиент может понять неправильно: когда отменять занятие или как узнать о проблемах с заказом. Формулировки такие:
Если ученик не подключается к Skype для занятия, преподаватель звонит ученику. Если ученик не отвечает полчаса, преподаватель засчитывает урок как проведенный.
Компания проводит на сайте профилактические работы, поэтому 1С может не работать. Профилактика длится 8 часов, компания сообщит о ней за две недели. Сообщение придет на электронный адрес, который оставил клиент при оплате заказа.
Продумайте ход работы, вспомните свои ошибки и жалобы клиентов и расскажите, как будете решать конфликты. Необязательно всё описывать в оферте: сделайте раздел на сайте и сошлитесь на него.
Заголовок. Закон не обязывает как-то называть оферту, но лучше ставить заголовок. Заголовок выручит, если вы продаете несколько продуктов на одном сайте, так клиент быстрее поймет, что покупает:
Оферта и договор для обучения на курсах
Оферта и договор на программу-тренажер для изучения слов
Акты. Этот пункт — для бухучета. Если кратко: индивидуальный предприниматель и розничная компания могут не выставлять акты. Для этого надо написать: «Компания и клиент не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг».
Защита персональных данных. Если магазин собирает электронную почту, телефон, домашний адрес, номер карты клиентов — это персональные данные, и магазин за них отвечает. Как за них отвечать, описывает закон о персональных данных — 152-ФЗ.
Принцип такой — описать в оферте, как вы используете данные клиента. Если подключаете к работе другие компании, об этом тоже надо сказать:
Покупатель разрешает продавцу обрабатывать свои персональные данные для проведения занятий и участия в программе лояльности.
Продавец вправе передавать персональные данные службе доставки.
За сохранность реквизитов банковской карты отвечает ООО «Деньги», www.money.ru.
Одной фразы в оферте мало, возможно, придется готовить положение о защите персональных данных и публиковать на сайте. Какие документы нужны и что в них писать — на сайте сервиса «Персональные данные». Там же можно бесплатно подготовить документы.
Чтобы оферта была надёжной, советуем предупреждать об условиях покупки, писать понятным языком и не выделять термины заглавными буквами. А теперь подробнее.
Привлечь внимание к условиям. Часто магазины публикуют ссылку на условия рядом с кнопкой «Оплатить», но саму ссылку не выделяют. Это законно, но опасно. Если клиенту не понравится покупка, он заявит, что условия не заметил, и пожалуется в Роспотребнадзор.
Чтобы не рисковать, сделайте подтверждение очевидным. Пока клиент сам не подтвердит, что прочел условия, деньги со счета не спишутся. Пример от сервиса по бронированию билетов «Туту.ру»:
Писать простым языком. Не все клиенты читают условия покупки: лень, некогда, польза непонятна. Чтобы клиентам захотелось читать, описывайте условия простыми словами. Писать простыми словами можно: нет закона, который требует использовать длинные и запутанные формулировки.
Составляйте оферту с заботой, как для бабушки:
Потребитель вправе уведомить компанию о недостаточном качестве товара посредством сети интернет в установленном порядке согласно закону «О защите прав потребителей».
Если телефон с браком, компания заменит телефон на другой. Для этого клиенту надо написать письмо на service@shop.ru c темой «Замена телефона».
Не писать термины с заглавной буквы. Есть оферты, где слова в середине предложения — с заглавной буквы: клиент, исполнитель, сдача и приемка работ, приложение и другие. Это термины.
Писать термины с большой буквы — юридическая традиция, а не закон. Но читать такое неудобно, заглавные буквы не дают сосредоточиться на смысле. Чтобы помочь клиенту разобраться в оферте, удалите лишние слова из предложения, выберите важное в абзаце и выделите цветом вместо заглавных букв:
По Договору Клиент обязан предоставить Компании Заявку до 5 марта
Клиент обязан предоставить компании заявку до 5 марта
Для оферты нет требований к оформлению. Можно уместить все условия на страницу, не называть пункты, а только пронумеровать и ставить их в любом порядке.
Покажем, как может выглядеть такая оферта и соберем её по инструкции. Продавец — школа английского языка «Шмель», она продаёт записанные уроки: ученики их смотрят на сайте, а потом проходят тесты.
Оферта и договор на уроки английского
Школа английского языка «Шмель» предлагает заключить договор на условиях оферты:
1. Клиенты — физические лица.
2. Предмет — уроки английского языка с тестами для проверки знаний.
3. Договор считается заключенным на неопределённый срок с момента акцепта оферты — полной оплаты услуги.
4. Школа вправе изменить оферту и договор. Изменения вступают в силу через 5 дней с момента публикации на сайте www.shmel.ru.
5. Стоимость, программа и форматов уроков — в приложении к оферте, на www.shmel/programma.ru/
6. Клиенты оплачивают уроки по безналичному расчету.
7. Школа и клиенты не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг.
8. Школа предоставляет клиентам право изучать уроки, проходить тесты и не предоставляет другие права.
9. Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. Подсудность споров — Арбитражный суд г. Москвы. Как решаются споры — в приложении к договору, на www.shmel/find-out/ru/
Нижняя Ивановская ул., 10, стр. 1
г. Москва, Россия, 123456
ИНН 1234567, КПП 123456780
«Балтийский банк» (ОАО), г. Москва
К/с 12345678911234567891, БИК 123456789
Генеральный директор: Обучаев Иван Иванович
Центр управления законом составил шаблон оферты — скачивайте его и настраивайте под себя. Чтобы было проще настроить, предлагаем готовые оферты: для курсов, двух рассылок, запчастей, сервисов Google и «Яндекса».