Что такое номенклатура в бухгалтерии

Номенклатура и номенклатурные группы в 1С: Бухгалтерии предприятия 8 — как использовать правильно?

Сколько номенклатурных групп создавать, решает главный бухгалтер. Если предприятие небольшое, есть несколько видов деятельности, но выручка по многим непостоянна, а основную прибыль чаще приносит какой-то один вид, то можно завести одну номенклатурную группу, и видеть выручку и себестоимость по организации в целом.
Также не рекомендуется слишком «мельчить» справочник «Номенклатурные группы», чтобы в дальнейшем не запутаться самому и исключить моменты неправильного закрытия счетов в программе. Например, если в справочнике «Номенклатурные группы» много элементов, при этом выручка по некоторым из них бывает раз в полгода, а затраты, допустим, зарплата, списывается каждый месяц, тогда при настройке в учетной политике (затраты списываются с учетом выручки):

20й счет не будет закрываться без движений по счету 90.01.1 (при отсутствии выручки по каждой номенклатурной группе, по которой есть затраты).

Далее обсудим справочник «Номенклатура». Открыв справочник, мы видим группы номенклатуры — это папки, в которых содержатся элементы. Прежде всего, они нужны для того, чтобы справочник был более упорядоченным и удобным для работы. У элементов справочника есть реквизит: «Вид номенклатуры», значения которого можно посмотреть из списка, чаще всего именно эти два реквизита (принадлежность к группе и вид) влияют на автоматическое определение счетов учета номенклатуры.

Например, нам нужно реализовать свою продукцию, которая по ОСВ у нас стоит на 43 счете, а когда мы делаем документ «Реализация товаров и услуг» при выборе данной номенклатуры выпадает счет 10.01.

Можно, конечно, всё поправить «руками», но если количество товаров больше 30 или реализации забивает другой человек, отслеживать и поправлять довольно тяжело, поэтому лучше сразу верно настроить учет.
Все счета учета для номенклатуры в любых документах 1С: Бухгалтерии предприятия берутся из регистра сведений «Счета учета номенклатуры», попасть в который можно из справочника номенклатура (см. рисунок выше) или из самого элемента:

Мы видим, что наше Печенье имеет вид номенклатуры: «Материалы», а входит в группу «Продукция». Счета учета в программе можно задавать на группу, на вид продукции, на конкретную номенклатуру, склад, организацию (рассмотрим далее). В настоящее время, по умолчанию, в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0 определение счета учета зависит от вида номенклатуры. Перейдя по ссылке «Правила определения счетов», мы видим, что для вида номенклатуры «Материалы» задан счет учета 10.01, соответственно, чтобы в реализации выбирался 43 счет, нужно или поменять отражение для вида номенклатуры «Материалы» или поменять вид элемента на нужный.

На рисунке видно, что если мы поменяем в элементе вид номенклатуры на «Продукция», автоматически в документах реализации будет ставиться 43 счет.
Далее подробно рассмотрим элементы регистра сведений «Счета учета номенклатуры». Как уже было сказано выше, счета учета можно задавать для многих параметров (склад, вид и группа номенклатуры, организация). Например, если указан только один параметр, то данные счета номенклатуры будут зависеть только от вида номенклатуры, как в нашем примере:

Если задано несколько параметров, то счет учета будут выбираться, если данные в документе (реализация, поступление и пр.) будут соответствовать всем условиям, т. е. будет выбрана конкретная организация и склад, а также группа номенклатуры:

Если стоит галочка «Определять счета автоматически», то счет доходов будет 90.01.1, а счет расходов — 90.02.1, её следуют убирать, если нужны счета для реализации товаров по ЕНВД (90.01.2 и 90.02.2) или счета 91.01 и 91.02.
Если у вас остались вопросы по работе с рассмотренными справочниками, то их можно задать в комментариях. В одной из следующих статей мы продолжим рассматривать данную тему и разберемся, как можно задать цены на номенклатуру.

Автор статьи: Наталья Ухова

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Когда составляется номенклатура дел на 2021 год

Составление номенклатуры дел организации производится на протяжении последнего квартала года, предшествующего отчетному. Номенклатура вводится в действие в начале года — это означает, что номенклатура дел на 2021 год, составленная в 4-м квартале 2020-го, начинает заполняться с 01.01.2021.

Утверждение номенклатуры дел производится руководителем предприятия в конце календарного года. Внизу данного регистра подбивается итог по количеству перечисленных в номенклатуре дел, томов (частей).

Если в организации есть структурные подразделения, то каждое из них составляет свою номенклатуру дел. Такие номенклатуры согласовываются с работником, ответственным за ведение архива, и утверждаются руководителем подразделения. В соответствии с п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организаций, которые одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее — Основные архивные правила), сводная номенклатура дел составляется на основе регистров структурных подразделений.

Образец номенклатуры дел предприятия согласовывается с архивом не чаще чем 1 раз в 5 лет. Исключение действует для случаев, когда в организации была произведена серьезная реорганизация (по выполняемым функциям или структуре деятельности/управления), — тогда разрабатывается новая номенклатура дел.

Обычно номенклатура дел составляется в нескольких экземплярах. Один из них должен находиться в службе, ответственной за делопроизводство, другой — в архиве.

Кто занимается составлением номенклатуры дел

Специальная служба/сотрудник на предприятии лучше любого привлеченного специалиста знает, как составить номенклатуру дел организации. Принимающим участие в формировании документооборота лицам легче сориентироваться, какие документы следует объединить в одно дело, а какие, наоборот, расформировать по разным томам. Да и названия разделам никто лучше собственных специалистов, знакомых со спецификой работы организации, не подберет.

Традиционно ответственной за составление номенклатуры назначается служба, отвечающая за делопроизводство. Например, составление номенклатуры дел организации (далее — НДО) может быть поручено канцелярии, общему отделу, секретариату.

Прежде чем приступить к составлению НДО, потребуется определиться с составом документации, образующейся в ходе деятельности организации. Изучается устав учреждения, положения о подразделениях (если они есть), плановая и отчетная документация.

Для того чтобы определиться со структурой НДО, потребуется также ознакомиться со штатным расписанием, чтобы знать, кто будет отвечать за формирование тех или иных групп документов.

Порядок составления, согласования и утверждения номенклатуры дел пошагово описан в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно прямо сейчас.

Порядок утверждения номенклатуры

Утверждение НДО состоит из нескольких этапов. Так, составленный документ должен быть:

Утверждение НДО может быть произведено двумя способами:

НДО может быть утверждена только после ее проверки ЭПК, ведь может так случиться, что потребуется внести изменения в документ после получения замечаний от сотрудников госархива.

Как оформлять заголовки дел

Рекомендации по оформлению заголовков дел содержатся в п. 3.4.9 Основных архивных правил. Указываются названия дел в графе 2 НДО.

Подбирая заголовок для дела, необходимо позаботиться о том, чтобы он в полной мере отражал основное содержание сшитых вместе документов. Название должно быть четким и обобщающим.

Категорически запрещено использовать такие заголовки, как «Разные документы», «Общая корреспонденция» и им подобные. Такие формулировки считаются сотрудниками архивов некорректными. В названии не рекомендуется использовать вводные слова и обороты со сложной пунктуацией.

В зависимости от характерных особенностей сшитых в дело документов устанавливается определенная последовательность терминов, использованных при формировании заголовка дела. Если в дело сформированы документы, связанные с решением какого-либо одного вопроса, но не соблюдена последовательность делопроизводства, то в качестве элемента заголовка может употребляться слово «документы».

При этом далее (в конце самого заголовка) в скобках следует указать на основные разновидности сшитой документации. Пример: «Документы о проведении семинара (программа, список приглашенных, доклады, отчетность)».

Если в деле сшита документация, которая является приложением к какому-либо документу, например, к исковому заявлению, тогда в названии также может быть указано слово «документы». К примеру, «Документы к исковому заявлению о расторжении договора аренды».

О вопросах договоров аренды, повлекших за собой обращение в суд, читайте в материале «Судебная практика по договору аренды».

Заголовки в НДО могут в процессе наполнения документации уточняться.

Где взять образец номенклатуры дел

Каждое предприятие может сформировать индивидуальную НДО, разработав ее совершенно самостоятельно или взяв за основу примерную. В последнем случае структура исходного документа может меняться путем исключения/дополнения разделов, создания подразделов и иных манипуляций.

Для того чтобы быстро сформировать индивидуальную НДО, кроме методических рекомендаций (примерная номенклатура) может понадобиться еще и заполненный образец этого регистра. На нашем сайте вы сможете скачать образец НДО.

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Итоги

Организация должна приступить к составлению НДО в последнем квартале года, предшествующего тому, в котором номенклатура начнет действовать. Номенклатура дел — документ, разрабатываемый индивидуально для конкретной организации, его применяющей, путем создания его либо абсолютно самостоятельно, либо с помощью примерной номенклатуры, взятой за образец.

Для того чтобы приступить к составлению НДО, потребуется тщательно изучить состав используемой в организации документации и порядок осуществления документооборота, поскольку в номенклатуре дел должны быть отражены все документы, образующиеся в процессе деятельности в течение года. Обычно разработку номенклатуры поручают подразделению (лицу), отвечающему за делопроизводство.

Источник

Номенклатура и номенклатурные группы в 1С: Бухгалтерии предприятия 8 — как использовать правильно?

Сколько номенклатурных групп создавать, решает главный бухгалтер. Если предприятие небольшое, есть несколько видов деятельности, но выручка по многим непостоянна, а основную прибыль чаще приносит какой-то один вид, то можно завести одну номенклатурную группу, и видеть выручку и себестоимость по организации в целом.
Также не рекомендуется слишком «мельчить» справочник «Номенклатурные группы», чтобы в дальнейшем не запутаться самому и исключить моменты неправильного закрытия счетов в программе. Например, если в справочнике «Номенклатурные группы» много элементов, при этом выручка по некоторым из них бывает раз в полгода, а затраты, допустим, зарплата, списывается каждый месяц, тогда при настройке в учетной политике (затраты списываются с учетом выручки):

20й счет не будет закрываться без движений по счету 90.01.1 (при отсутствии выручки по каждой номенклатурной группе, по которой есть затраты).

Далее обсудим справочник «Номенклатура». Открыв справочник, мы видим группы номенклатуры — это папки, в которых содержатся элементы. Прежде всего, они нужны для того, чтобы справочник был более упорядоченным и удобным для работы. У элементов справочника есть реквизит: «Вид номенклатуры», значения которого можно посмотреть из списка, чаще всего именно эти два реквизита (принадлежность к группе и вид) влияют на автоматическое определение счетов учета номенклатуры.

Например, нам нужно реализовать свою продукцию, которая по ОСВ у нас стоит на 43 счете, а когда мы делаем документ «Реализация товаров и услуг» при выборе данной номенклатуры выпадает счет 10.01.

Можно, конечно, всё поправить «руками», но если количество товаров больше 30 или реализации забивает другой человек, отслеживать и поправлять довольно тяжело, поэтому лучше сразу верно настроить учет.
Все счета учета для номенклатуры в любых документах 1С: Бухгалтерии предприятия берутся из регистра сведений «Счета учета номенклатуры», попасть в который можно из справочника номенклатура (см. рисунок выше) или из самого элемента:

Мы видим, что наше Печенье имеет вид номенклатуры: «Материалы», а входит в группу «Продукция». Счета учета в программе можно задавать на группу, на вид продукции, на конкретную номенклатуру, склад, организацию (рассмотрим далее). В настоящее время, по умолчанию, в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0 определение счета учета зависит от вида номенклатуры. Перейдя по ссылке «Правила определения счетов», мы видим, что для вида номенклатуры «Материалы» задан счет учета 10.01, соответственно, чтобы в реализации выбирался 43 счет, нужно или поменять отражение для вида номенклатуры «Материалы» или поменять вид элемента на нужный.

На рисунке видно, что если мы поменяем в элементе вид номенклатуры на «Продукция», автоматически в документах реализации будет ставиться 43 счет.
Далее подробно рассмотрим элементы регистра сведений «Счета учета номенклатуры». Как уже было сказано выше, счета учета можно задавать для многих параметров (склад, вид и группа номенклатуры, организация). Например, если указан только один параметр, то данные счета номенклатуры будут зависеть только от вида номенклатуры, как в нашем примере:

Если задано несколько параметров, то счет учета будут выбираться, если данные в документе (реализация, поступление и пр.) будут соответствовать всем условиям, т. е. будет выбрана конкретная организация и склад, а также группа номенклатуры:

Если стоит галочка «Определять счета автоматически», то счет доходов будет 90.01.1, а счет расходов — 90.02.1, её следуют убирать, если нужны счета для реализации товаров по ЕНВД (90.01.2 и 90.02.2) или счета 91.01 и 91.02.
Если у вас остались вопросы по работе с рассмотренными справочниками, то их можно задать в комментариях. В одной из следующих статей мы продолжим рассматривать данную тему и разберемся, как можно задать цены на номенклатуру.

Автор статьи: Наталья Ухова

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Виды номенклатуры, группы номенклатуры и номенклатурные группы в типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия ред.3.0

Для чего предназначены и чем отличаются виды номенклатуры, группы номенклатуры и номенклатурные группы в типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия ред.3.0

Всё нижесказанное в первую очередь предназначено для неподготовленных пользователей, которые впервые столкнулись с заполнением справочника номенклатуры в типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0», дабы уберечь их от ошибок в самом начале работы с программой.

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Вид номенклатуры

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Флаг Возвратная тара в разделе Запасы создает вид номенклатуры:

Флаг Спецодежда и спецоснастка создает виды номенклатуры:

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Флаг Продажа товаров или услуг комитентов (принципалов) в разделе Комиссионная торговля создает вид номенклатуры:

Флаг Приобретение товаров или услуг для комитентов (принципалов) создает вид номенклатуры:

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Флаг Производство в одноименном разделе создает виды номенклатуры:

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Флаг Основные средства создает виды номенклатуры:

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Группы номенклатуры

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Номенклатурные группы

Не смотря на созвучное название не следует путать Номенклатурные группы с Группами номенклатуры в справочнике «Номенклатура». Эти совершенно разные понятия, которые служат для решения различных задач.

Номенклатурные группы – это элементы аналитики для детализации прямых затрат и выручки по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. В типовой конфигурации «Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0» субконто «Номенклатурные группы» в плане счетов подключено к счетам учета продаж (счет 90 и субсчета к нему), счетам учета прямых затрат (20.01, 23, 28, 29), счету учета выпуска готовой продукции (40), счету учета резервов под снижение стоимости НЗП (14.04).

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

При создании новой чистой информационной базы по умолчанию создается единственная номенклатурная группа «Основная номенклатурная группа».

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Если в справочнике «Номенклатурные группы» оставить только один этот элемент «Основная номенклатурная группа» и не добавлять свои, то при проведении документов в проводках по счетам с субконто «Номенклатурные группы» эта единственная номенклатурная группа будет указываться автоматически, а поля и колонки для выбора номенклатурной группы в документах и формах отображаться не будут.

Если же в справочнике «Номенклатурные группы» присутствует два и более элементов, то поля и колонки для выбора номенклатурной группы в документах и формах становятся видимыми и доступными для редактирования. При проведении документов в проводках по счетам с субконто «Номенклатурные группы» автоматически будет указываться выбранная в документе номенклатурная группа.

Прежде чем начать добавлять свои элементы в справочник Номенклатурные группы, необходимо определить, какая группировка товаров и услуг вам необходима для получения нужной информации и как ее организовать, т.е. какие задачи учета должны решаться с использованием информации по суммам реализации определенных групп товаров и услуг. Определить, какие именно номенклатурные группы потребуются для наиболее полного и точного последующего анализа.

Это творческий процесс и многое при этом зависит от профессионального мнения бухгалтера, его отношения к специфике деятельности организации, видов реализуемых товаров и, соответственно, задач по содержанию аналитической группировки информации.

В итоге оптимальной настройки механизма Номенклатурных групп стандартная бухгалтерская отчетность (например, оборотно-сальдовая ведомость по счету, справки-расчеты по себестоимости при закрытии месяца и т. п.) позволит увидеть все движения и обороты в разрезе указанных номенклатурных групп.

Если данная статья была для Вас полезной, то Вы можете поддержать авторов нашего сайта, оставив свой отзыв. Если у Вас установлен Яндекс.Браузер, то в правом верхнем углу браузера нажмите на кнопку отзывов.

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Для чего предназначен справочник Виды номенклатуры в 1С Бухгалтерии, Для чего предназначен справочник Группы номенклатуры в 1С Бухгалтерии, Для чего предназначен справочник Номенклатурные группы в 1С Бухгалтерии, Для чего в 1С Бухгалтерии предназначен справочник Виды номенклатуры, Для чего в 1С:Бухгалтерии предназначен справочник Группы номенклатуры, Для чего в 1С:Бухгалтерии предназначен справочник Номенклатурные группы, Чем в 1С Бухгалтерии справочник Виды номенклатуры отличается от справочника Группы номенклатуры, Чем в 1С:Бухгалтерии справочник Группы номенклатуры отличается от справочника Виды номенклатуры, Чем в 1С:Бухгалтерии справочник Номенклатурные группы отличается от справочника Виды номенклатуры, Чем в 1С:Бухгалтерии справочник Номенклатурные группы отличается от справочника Группы номенклатуры, Чем в 1С Бухгалтерии предназначение справочника Виды номенклатуры отличается от Группы номенклатуры, Чем в 1С:Бухгалтерии предназначение справочника Группы номенклатуры отличается от Виды номенклатуры, Чем в 1С:Бухгалтерии предназначение справочника Номенклатурные группы отличается от Виды номенклатуры, Чем в 1С:Бухгалтерии предназначение справочника Номенклатурные группы отличается от Группы номенклатуры, Отличие справочника Виды номенклатуры от Группы номенклатуры в 1С:Бухгалтерия, Отличие справочника Группы номенклатуры от Виды номенклатуры в 1С:Бухгалтерии, Отличие справочника Номенклатурные группы от Виды номенклатуры в 1С:Бухгалтерии, Отличие справочника Номенклатурные группы от Группы номенклатуры в 1С:Бухгалтерии,

Источник

Как составить номенклатуру дел в организации?

Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое номенклатура в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое номенклатура в бухгалтерии. Картинка про Что такое номенклатура в бухгалтерии. Фото Что такое номенклатура в бухгалтерии

Понятие номенклатуры дел организации

Номенклатура дел — это регистр, позволяющий систематизировать все документы, используемые в деятельности организации. Это достигается путем их группировки в дела, сформированные по тематическому признаку с учетом сроков хранения. Перечень таких дел, составленный по определенной форме, и есть их номенклатура (п. 94 ГОСТ Р 7.0.8-2013).

Применение номенклатуры в отношении текущих документов решает несколько задач, таких как:

Номенклатура дел может быть:

Как составить номенклатуру дел бухгалтерии, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Обязанность по использованию номенклатуры

Составлять номенклатуру дел обязаны организации, передающие документы в госархив (п. 2 ст. 20 закона «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 № 125-ФЗ, вводная часть Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением коллегии Росархива от 06.02.2002):

У остальных юрлиц обязанности составлять номенклатуру нет. Но следует иметь в виду, что в случае ликвидации негосударственной организации ее документы сдаются в госархив (п. 10 ст. 23 закона № 125-ФЗ), и в этом случае номенклатура дел понадобится.

Кроме того, негосударственные организации должны хранить архивные документы в течение установленных сроков их хранения (п. 1 ст. 17 закона № 125-ФЗ), т. е. формировать собственные архивы. Создать такой архив удобнее по действующим правилам, одобренным Росархивом. Наличие номенклатуры дел, составленной по этим правилам, не только поможет юрлицу в учете документов, работе с ними, хранении и уничтожении, но и облегчит передачу дел в другую организацию в случае реорганизации или в госархив при ликвидации.

Как ликвидировать организацию, читайте в наших статьях:

Порядок формирования и утверждения номенклатуры

Номенклатура дел составляется каждым юрлицом индивидуально для себя. В тех организациях, которые должны использовать ее типовую форму, работа облегчается благодаря тому, что в свой документ переносятся названия дел и сроки из данных форм. Разработку обычно поручают собственному подразделению или сотруднику. Однако можно привлечь и стороннюю организацию или прибегнуть к помощи Росархива (п. 3.4.2 Основных правил работы архивов).

Номенклатура базируется на всех документах, характеризующих особенности деятельности и структуры юрлица, предыдущих номенклатурах, а также перечнях типовых документов, образующихся в деятельности организаций. В юрлицах, имеющих структурные подразделения (в т. ч. обособленные), ее разрабатывают сначала применительно к каждому подразделению, а потом сводят в единый регистр.

Перед утверждением номенклатуру дел согласовывают с сотрудником собственной архивной службы и экспертной комиссией (ЭК), на которую возлагаются функции по оценке значимости документов, а при сдаче в госархив — с его экспертно-проверочной комиссией (ЭПК). Согласованный документ утверждается руководителем организации и вводится в действие приказом по ней.

Впервые номенклатура дел разрабатывается в начале деятельности юрлица, а затем ее ежегодно пересматривают в конце года и начинают применять в уточенном варианте с начала нового (п. 3.4.6 Основных правил работы архивов). 1-м приказом о номенклатуре рекомендуется также утвердить порядок хранения текущих дел, который может быть разным.

Структура номенклатуры дел

Номенклатура дел представляет собой таблицу, формы которой приведены в приложениях 7 (основной документ) и 8 (составляемый структурным подразделением) к Основным правилам работы архивов. Различия между этими формами заключаются в их наименованиях и наборе подписей.

Главная (табличная) часть документа состоит из 5 граф:

Разбивка номенклатуры на разделы обычно соответствует набору структурных подразделений (штатному расписанию), располагающихся в таблице в порядке убывания значимости. Небольшие фирмы могут составлять как единый список (без выделения разделов), так и делать группировку по обобщенным наименованиям подразделений.

Номенклатура дел составляется путем максимально полного охвата всех документов, с которыми имеет дело организация, с расчетом на преемственность в последующие годы и учетом того, что в текущем году в ней могут появиться изначально не предусмотренные дела. Для дополнительных дел в каждом разделе таблицы оставляют пустые строки.

Номенклатура структурного подразделения, вошедшая составной частью в основной документ, в течение года также используется в работе. Результаты ее заполнения отразятся в итоговых данных по основной таблице.

Каков порядок утверждения номенклатуры дел в организации, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Особенности присвоения номеров и наименований делам

Номер (индекс) дела обычно состоит из 2 (их может быть больше или меньше в зависимости от структуры организации) разделенных дефисом цифровых (или буквенных) кодов (п. 3.4.9 Основных правил работы архивов), отражающих:

Дела в каждом разделе располагают по степени их значимости, но с таким расчетом, чтобы папки со сходным содержанием в разных разделах имели один и тот же номер. Таким образом, первыми в списке в каждом разделе будут документы общего для организации характера, используемые этим подразделением, а в конце — документы только этого конкретного подразделения.

Наименование дела должно быть индивидуальным, очень конкретным и предельно кратким. Одинаковые наименования, различающиеся по регионам или названиям контрагентов, рекомендуется располагать в алфавитном порядке. Не лишним будет и дополнительный буквенный индекс в цифровом коде номера дела.

При большом объеме документов 1 дело может разделяться на несколько папок (их лучше пронумеровать) по периодам (помесячно, поквартально, по полугодиям) или иному признаку. Обычно дела формируются из оригиналов, но возможны и папки с копиями документов. В этом случае в заголовок рекомендуется включить слово «копии». Допускается уточнение заголовка в процессе работы с делом (п. 3.4.9 Основных правил работы архивов).

На обложке и корешке дела указывают его индекс, название организации, наименование дела и период времени, к которому относятся документы в нем. Папки с небольшим количеством листов могут включать документы за несколько лет. В этом случае они являются переходящими и сохраняют свой номер в следующем году.

Как учитывать электронные документы в номенклатуре дел организации, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Определение сроков хранения

Срок хранения — один из основных критериев для разделения документов по разным делам. Это позволяет еще в процессе формирования дел сортировать документы на подлежащие:

Если же в 1 дело попадают документы с разными сроками хранения, то срок устанавливается по наибольшему из них. Для определения сроков существуют утвержденные перечни.

Сроки хранения документов, сдаваемых в госархивы, определяют по типовым перечням, разработанным архивными учреждениями.

ВНИМАНИЕ! Срок хранения ряда документов изменен приказом Росархива от 20.12.2019 №236. Документ вступил в силу с 18.02.2020 года. Подробнее об изменениях читайте здесь.

Ведомственными перечнями, составленными на основе типовых и дополненными сроками по часто требующимся документам ведомства, пользуются организации, относящиеся к определенной отрасли. Такая организация должна сначала применить ведомственный перечень, а потом уже типовой.

Прочие организации могут воспользоваться следующими типовыми перечнями:

1-й по списку перечень является основным и подходит также для коммерческих фирм.

Кроме того, акционерным обществам следует иметь в виду, что в отношении документов этих обществ существуют сроки хранения, установленные Положением о порядке и сроках хранения документов АО (постановление ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс).

Право определения сроков хранения не по перечню у организации отсутствует. Если в перечне срока нет, то для документов, не сдаваемых в госархив, его определяет ЭК (экспертная комиссия) юрлица, а по документам, предназначенным для госархивов, — ЭПК (экспертно-проверочная комиссия) соответствующего архива.

ЭПК госархива привлекают также к определению сроков тех документов, которые в типовом перечне имеют отметку «ЭПК» (документы с такой отметкой в обязательном порядке должны быть согласованы с экспертно-проверочной комиссией госархива). Организациям, не сдающим документы в госархив, целесообразно занести эту отметку в разрабатываемую организацией номенклатуру дел. Туда же могут попасть иные дополнительные пометки, касающиеся сроков временного короткого хранения.

Срок хранения исчисляют с начала года, следующего за годом завершения текущей работы с документом.

Порядок работы с текущими делами и номенклатурой

Работа с делами заключается:

Еще в начале работы с номенклатурой дел необходимо определить, где будут находиться дела, содержащие оригиналы документов. Это может быть:

При выдаче из формируемой папки оригинала документа, необходимого для работы, на его место лицом, отвечающим за хранение текущих дел, вкладывается лист-заместитель (можно с копией выданного документа), в котором отражаются:

Завершение работы с текущей номенклатурой

По окончании года сформированные дела проверяют на предмет правильности вложения в них документов по срокам хранения и их значимости. Затем в номенклатурах дел подразделений, а по их данным в общей номенклатуре оформляют итоговые записи по форме, приведенной в приложении 7 к Основным правилам работы архивов. Итоги разбивают на 3 группы в соответствии со сроками хранения и по каждой из групп указывают следующую информацию:

Дела временного короткого хранения могут не сдаваться в архив юрлица и в этом случае до уничтожения хранятся в его структурных подразделениях (п. 3.3.2 Основных правил работы архивов). Если они сдаются в архив, их учет в архиве ведется по номенклатуре дел.

Дела временного длительного и постоянного хранения в течение 3 лет после завершения года их составления можно хранить в структурных подразделениях (п. 3.7.25 Основных правил работы архивов). Затем они подлежат сдаче в архив (организации или ведомственный) по описи, составляемой на основании номенклатуры дел, относящейся к соответствующему году. Дела, передаваемые в архив, должны быть оформлены с соблюдением определенных требований (п. 3.6 Основных правил работы архивов).

Выдача отдельных документов из дел, оформление которых завершено, не делается. В случае необходимости для работы выдают дело полностью. Вместо него в месте хранения остается карта-заместитель, в которой указывают те же сведения, что и в листе-заместителе, добавляя к ним срок, на который выдано дело, и отметку о возврате в место хранения.

Дела, подлежащие сдаче в госархивы, по истечении сроков, разрешающих хранение этих документов в организации (ст. 22 закона № 125-ФЗ), передаются в госархив.

Узнать, сколько нужно хранить документы, можно в материалах:

Об уничтожении документов с истекшим сроком хранения читайте в материале «Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)» .

Итоги

Архивирование документов является обязанностью любой организации. Передача дел на архивное хранение производится в соответствии с разработанной номенклатурой дел. Разрабатывать номенклатуру дел рекомендуется по действующим правилам, одобренным Росархивом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *