Что такое нейрографика и кому необходим этот вид арт терапии
Изотерапия для детей
Содержание статьи
Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
Показания к проведению:
Какие проблемы решает изотерапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
Как проходят занятия?
Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.
Методы изотерапии
Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.
«Акватушь»
Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.
«Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
«Рисование клубком»
Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.
«Рисование истории»
Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.
«Рисунок по кругу»
Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.
«Пластилиновая композиция»
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.
Что такое нейрографика и почему она может изменить жизнь к лучшему
Малому бизнесу сейчас особенно тяжело. Клуб Михаила Кожухова предложил путешественникам поддержать их любимое дело публикациями в блоге Клуба и соцсетях. Потому что преодолеть все трудности можно только вместе.
Анна Молоканова – соучредитель АНО «Лаборатория творческих технологий», кандидат психологических наук, официальный инструктор нейрографики, эстетический коуч, специалист нейрографики по работе с детьми, член творческого союза профессиональных художников России. Анна обучает детей и взрослых людей творческому методу трансформации мира – нейрографике. Мы поговорили с Анной о том, как она решилась сделать карьерный поворот и нашла своё дело для души, как преодолела своего скептика и признала внутреннего художника. Если вы хотите узнать больше о том, как, рисуя, можно решать свои жизненные задачи и получать позитивные изменения, подписывайтесь на страницы студии MORE в инстаграме и фейсбуке.
Что делать?
В мае 2017 года мне посчастливилось оказаться в туристической поездке по Японии с Клубом путешествий Михаила Кожухова. Помимо чемодана с вещами на тот момент в моем личном багаже уже были высшее юридическое образование, профессия следователя, кандидатская диссертация по психологии, преподавательская работа в вузах. Но основной опыт был связан с кадровым менеджментом. И к тому времени я уже более 15 лет в разные годы руководила подразделениями и проектами по управлению персоналом в коммерческих банках в России и странах СНГ. В качестве внешнего консультанта работала с федеральными и региональными органами государственной власти.
В комплекте к замечательным коллегам и масштабным задачам традиционно прилагались сверх амбициозные сроки их выполнения и ненормированный режим офисной пятидневки. Я жила в обычном графике наемного менеджера, работающего в Москве и живущего в ближайшем Подмосковье – ранний подъем, поздний отбой, четыре часа в день на дорогу «дом-офис-дом» и два выходных в неделю для домашних дел, отдыха и культурного досуга. Отпуска пролетали незаметно.
С годами нарастало ощущение, что жизнь проходит мимо. При этом рабочие задачи всё больше сводились к анализу данных, оптимизации бизнес-процессов и штатной численности. Со временем это перестало добавлять профессионального интереса и ценности для развития. А именно содержание труда мне всегда было важнее, чем атрибуты должности. И к тому же душа настойчиво требовала большей творческой реализации, чем подготовка презентаций в PowerPoint и диаграмм в Excel. Рациональная часть меня стала всерьез задумываться о том, чем бы полезным людям и радующим душу заняться дальше.
И вот с вопросом «Что делать?» я оказалась в Токио! Там мой привычный мир окончательно померк перед японским стилем жизни и уровнем технического прогресса. Время изменило свой темп, желания стали исполняться с огромной скоростью, стоило лишь повнимательнее прислушаться к себе и понять, чего же на самом деле хочется.
В один из дней во время поездки в природный заповедник города Хаконе в тишине храмового комплекса возле древнего кедра, по преданию исполняющего желания, я загадала познакомиться с новым увлечением в жизни. Да с таким, чтобы оно помогло мне развить свой творческий потенциал, использовать при этом накопленные опыт и знания в педагогике, психологии и организации работы с персоналом, и нести пользу людям.
Прислонив руку к многовековому дереву, я впервые в жизни так явно ощутила тепло и маленькие разряды “тока”, энергии, которые через ладонь прошли сквозь мое тело. Сомнений не было – мой запрос услышан. И уже через несколько дней в кругу друзей-путешественников я впервые узнала слово «Нейрографика». Новое и необычное сразу привлекло мое внимание.
Мой внутренний критик и первые шаги обучения
Вернувшись в Москву, я стала собирать информацию. Я же следователь. Мне нужны были ссылки на литературу, факты, доказательства, причинно-следственная связь. Но поиски в сети не дали на тот момент особого результата. Это сейчас уже с момента создания нейрографики в 2014 году Павлом Пискарёвым – доктором психологических наук, доктором философии, профессором, архитектором, художником, ее известность высока. Есть книга, научные статьи, исследования, диссертации. Но три года назад несколько найденных тогда в сети видеороликов доверия к методу мне не прибавили.
Мой «внутренний критик» был неумолим: «Да ладно, да как такое может быть – нарисовал кругами и линиями, что желаешь и получил в жизни? Ерунда!». Но интуиция подсказывала, что надо продолжать «расследование».
Оставался вариант пойти эмпирическим путем, и в августе 2017 года я пришла на онлайн-курс для начинающих в Институт психологии творчества Павла Пискарёва. К удивлению, мои «критик» и «следователь» сдались уже на втором занятии, когда при сильном эмоциональном отклике в процессе рисования не смогли подобрать ни одного слова, каким бы его назвать. А «внутреннему психологу» стало понятно, что идут более глубокие процессы в сфере бессознательного. Чуть позже я поняла, что уникальность метода в том, что для проработки какого-то внутреннего ограничения, лежащего в сфере бессознательного, человеку вовсе не обязательно знать, как именно оно называется. Через нейрографический рисунок можно выйти на самые глубокие слои психики и там это ограничение снять. Тогда и откроется путь к изменениям.
Прорисованные желания и новые возможности стали воплощаться уже после четвертого рисунка: путешествие, которого в планах не было, выгодное финансовое предложение от банка, решение проблемного рабочего вопроса, отчетливый выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Я стала больше успевать, несмотря на высокий ритм московской жизни, спокойнее реагировать на ситуации или поступки людей. Эмоции стали более осознанными.
Внутренние трансформации и внешние события порой были настолько удивительными, что мне даже сложно было представить, как рассказать об этом абсолютно рационально мыслящим родным, друзьям и знакомым, чтобы не вызвать подозрение в неадекватности. Я продолжала в свободное время рисовать и копить доказательства. И когда окончательно убедилась на себе, что метод работает, пошла в октябре 2017 года учиться на вторую ступень. Мне стало интересно узнать секреты, как с помощь нейрографики можно помогать другим людям, у которых тоже есть актуальные запросы на изменения в жизни.
Обучение других
В 2018 году я прошла почти годовое обучение у Павла Пискарёва на курсе Инструкторов нейрографики и эстетических коучей. Только этот курс дает полное представление о научных основах метода и право преподавать нейрографику и работать со всеми ее алгоритмами с клиентами. Накапливать опыт клиентской работы продолжала, оставаясь еще год наемным консультантом по управлению персоналом. Стала пробовать использовать нейрографику в работе с коллегами. Командообразование, синхронизация командных ценностей, планирование приоритетных задач на год – на эти и другие темы тоже возможно рисовать.
В свободное время рисовала для себя, победила синдром самозванца и признала своего «внутреннего художника». В конце 2019 года стала членом Творческого союза профессиональных художников России. У нейрографики там есть отдельная секция.
Параллельно было завершено обучение нейрографике в работе с детьми. И у меня появились и маленькие клиенты, работа с которыми стала приносить огромное удовольствие и интерес. Нейрографика способствует развитию у детей художественного вкуса, эмоционального интеллекта, навыков концентрации, а также формирует творческое мышление, совершенствует воображение.
К этому времени уже несколько моих ключевых клиентов с отличной корпоративной карьерой, но желанием уйти из найма в собственное дело, успешно это сделали. И вот пришла моя очередь. В начале этого года я стала соучредителем некоммерческой организации «Лаборатория творческих технологий», основной целью которой является реализация развивающих программ для детей и подростков. Мы с командой максимально используем время карантина для подготовки к началу работы. Разрабатываем программы, делаем сайт. Мой проект в Лаборатории – Студия нейрографики для детей и взрослых «MORE». Когда мы так называли студию, помимо глубинных и созидательных сил моря, мы вкладывали в название нечто большее. И оно прячется в английском наречии more – «больше», «более», «ещё». Нейрографика, как и море, обладает удивительной способностью излечивать любые раны, смывать тяжесть с наших душ мягкой волной, рожденной маркером на листе бумаги. Бросая вызов морской стихии, люди проверяют себя на прочность. Так и в нейрографике, взяв в руки маркер, человек неизбежно сталкивается с сопротивлением следовать в глубину своего внутреннего мира. И только преодолевая его, встаёт на путь изменений. При этом он начинает больше понимать о самом себе, о своих истинных чувствах, эмоциях и намерениях по отношению к теме, о которой рисует. И в результате становится более уверенным, более мотивированным. А вместе с этим ему открывается море новых возможностей, впечатлений и инсайтов.
Такое творческое воплощение получило загаданное в Японии желание. Не зря говорят, иногда нужно уехать очень далеко, чтобы найти место, которому ты принадлежишь… Пока из-за карантина мы не можем вести групповые занятия очно. Сейчас я работаю со взрослыми клиентами и с подростками онлайн в индивидуальной практике по решению их актуальных задач с помощью нейрографики.
Нейрографика – это.
Не секрет, что в современном ритме жизни мы постоянно бежим за успехом, стремимся к новым социальным достижениям, росту семейного благополучия. Мы строим планы, движемся к поставленным целям. Стараемся стать более успешными, богатыми, счастливыми. Но далеко не всегда получаем задуманное. А почему?
Дело в том, что люди живут не только в объектном мире, но и в своей внутренней реальности, которая во многом и определяет все, что с ними происходит. С раннего детства у нас формируются определенные впечатления – следы, оставленные пережитым опытом в чувствах, ощущениях, в мыслях. Впечатления впоследствии вызывают бессознательные реакции человека на происходящее в настоящем и запускают основанные на них определенные шаблоны поведения.
Чем чаще в течение жизни воспроизводится шаблон, тем более автоматическим становится принятие решения в конкретной ситуации. Ведь все наши выборы есть не что иное, как совокупность нейронных связей в головном мозге, которые сформировались в процессе того, как мы раз за разом повторяли те или иные действия. И теперь эти связи всегда активируются при возникновении похожих ситуаций и вызывают в нас знакомые впечатления и уже привычные реакции. Поэтому если желаемые изменения в жизни не наступают, скорее всего требуется изменить свои впечатления по отношению к прошлому опыту, отказаться от неэффективных шаблонов поведения и эмоциональных реакций, стереотипов мышления, освободиться от внутренних ограничений. А как быть, если в предыдущем опыте у человека не было тех впечатлений, которые сейчас важны для реализации его актуальной задачи? Тогда нужно перейти к моделированию будущей реальности. А она про то, как человек может организовать себя через минуту, через час, завтра, через год и далее. И здесь уже требуется коучинговый подход – работа от настоящего момента и в бесконечное будущее.
И в том, и в другом случае может помочь нейрографика – научное произведение, молодой и уже популярный в 34 странах мира арт-метод, построенный на принципах искусства композиции, науки организации мышления путем формирования впечатлений через практику рисования.
Нейрографика позволяет быстро выйти за рамки стереотипного мышления в состояние потока для решения нестандартных задач, настроиться на другой способ мышления – интуитивно-чувственное, иррациональное, что в результате приводит к неожиданным открытиям, новым решениям, изменениям внутренних состояний. Именно поэтому в нейрографике нет привычных нашему сознанию образов («рыбки», «птички» и т.д.), а есть только абстрактные фигуры и по определенным правилам рисуемые линии. Мы уходим от всего того, что нам рационально знакомо. Если мы хотим выйти за рамки шаблонных реакций, решений, которые наработаны нашим опытом и содержатся в актуальном сознании, нам нужно выйти из зоны комфорта в том числе и на бумаге, оторваться от привычных линий и образов.
Конечно, наивно рассчитывать на то, что достаточно только прорисовать свою задачу/волнующую тему, и всё само собой чудесным образом случится. Иногда, да, бывает и так, но несмотря на свои уникальные возможности, нейрографика – это практика сопровождения проектов, и в большинстве случаев необходимо продолжать предпринимать действия для продвижения в своей задаче. И очень важно держать фокус внимания в процессе рисования на возникающих эмоциях и телесных ощущениях, а не только следить за мыслями и оценкой того, правильно ли вы рисуете и нравится ли вам ваш рисунок.
В нейрографике нет правильного или неправильного варианта решения. И не требуются специальные умения рисовать. Каждая работа уникальна. Никогда никто другой не сможет сделать такой же рисунок. Более того, сам автор не сможет его ровно также повторить. Главное то, как себя человек чувствует в процессе прорисовки волнующей его темы/актуальной жизненной задачи. Ведь у нас есть не только мысли, но и эмоции и телесные реакции. И только когда мы находимся в гармонии во всех этих трех составляющих, тогда мы можем в максимальной степени использовать свой внутренний потенциал и себя реализовать.
Так что если вы хотите больше узнать о том, как осознать свой потенциал и научиться воплощать в жизнь желания эстетично, действенно и легко, мы с нейрографикой будем рады вам в этом помочь. Следите за публикациями, анонсами и новостями Студии «MORE» в Facebook и Instagram. С нейрографикой позитивные изменения не заставят себя долго ждать. Нужно лишь взять в руки маркер и начать рисовать.
Метод Нейрографика: как научиться самостоятельно рисовать, разобраться в принципах
Нейрографика так притягивает наше внимание, но как научиться самостоятельно этой технике рисования? Очень многие люди задаются таким вопросом, и я не исключение.
С момента как я услышала об этом методе рисования — мне было жутко интересно узнать о нем побольше.
Только не подумайте, что я совсем не придерживаюсь мнения, что учиться чему-то новому лучше с наставником. Вовсе нет, я очень много раз покупала разные обучающие курсы, изучала материал, сдавала домашки эксперту. И в случае с нейрографикой — я прошла потрясающий курс Пользователь в NeuroDAO.
СОДЕРЖАНИЕ
Нейрографика как хобби
Когда я показала результат своего увлечения друзьям, то у двоих людей случились абсолютно разные мнения. Одна сказала: «Интересно выглядит, это как артхаус какой-то? Я бы такой рисунок на сумке себе сделала.»
А ее муж слегка нахмурился, вежливо сказав, что интересно, но немного жутковато, если честно. «Эдакое неоднозначное чувство. Что на этом рисунке, я не пойму? Почему эти линии сплетены?» — вопросил он.
Конечно, я рассказывала с горящими глазами, что все это нейрографика, эти линии и пересечения, эти фигуры — это все работа с подсознанием. Что это отличный способ сбросить стресс, найти решение, улучшить отношения… Мои друзья, конечно, не особо поняли, да и ладно), главное, что не подумали, что я ку-ку.
Наукой доказано: творчество нам необходимо для здоровья
С самого детства я обожала рисовать. Не могу сказать, что мои работы были шедевром, но кое-какие навыки я все же накопила, когда количество рисунков начало переходить в качество.
Но с возрастом и появлением рутинных дел, работы, рождением детей — проявление творчества заключалось совсем в других сферах. Это ремонт в доме, поделки детям в школу, приготовление еды — да вы и сами знаете.
А наука говорит, что надо развивать оба полушария: правое и левое. И если левое отвечает за расчеты, логику, продуктивность, то правое — это творчество, проявление фантазии, рукоделие. Возможно, вы даже слышали такое словосочетание — правополушарное рисование.
Изображение взято из открытых источников
И вот приходит момент, когда не востребованность потенциала правого полушария пытается вырваться наружу. И как это проявляется? Вы ощущаете тоску и депрессию, все время чего-то не хватает. И именно в этот момент в моей жизни появилась нейрографика.
Я с огромным интересом погрузилась в изучение метода теми способами, которые находила. Мне повезло и я попала на вебинар питерской художницы Татьяны Лобановой. Своим мягким певучим голосом и потрясающей способностью увлекать рассказом о значении линий и фигур — именно она повлияла на мою любовь к нейрорисункам.
Итак, один из способов самостоятельного изучения Нейрографики — это подробное качественное видео, которое ведет человек с нейтральными взглядами. Как вариант — видео Антистресс на кончике маркера.
Почему мне понравилось это видео: здесь автор видео говорит о четырех типах проработки разных случаев. Татьяна неспеша и подробно объясняет, на чем строится принцип рисования, почему такие линии, какие фигуры за что отвечают.
Затем были другие попытки и другие художники — и знаете, мне мало кто нравился. Кто-то был слишком резок и категоричен, кто-то «уходил в дебри» и личные эмоции и выводы. Я смотрела выборочно и делала свои выводы. Надеюсь, вы понимаете о чем я, и вам такое знакомо.
В чем смысл нейрографики?
Как вы уже поняли, что нейрографика — это не просто рисунки. Здесь нет четких формул и жестких ограничений. Это экологический метод и основан он прежде всего на ваших ощущениях. Испытываете дискомфорт, прорисовывая ситуацию — значит ваше подсознание испытывает сопротивление.
У каждого человека есть какая-то боль, проблема, которую он хотел бы решить, но день за днем, а она не решается. Смысл нейрографики — найти источник, докопаться до истинных причин, из-за которых мы до сих пор эту боль не искоренили.
И именно мягко, через рисунок своей рукой и мыслями, мы помогаем себе найти решение. Соединяя работу мозга с рисованием — мы на уровне нейронных связей создаем новую реальность. Происходит трансформация, ведь нейро в переводе — это нерв, нервная система. Нейронные связи — это то, из чего состоит вся наша жизнь. Мы сами создаем их своими действиями: утром встаем и чистим зубы, едем на работу, готовим обед.
Когда однажды мы делаем что-то впервые — мы создаем новую нейронную связь. Для мозга это незнакомо. Так вот автор методики считает, что рисуя осознанно линии и фигуры, мы формируем правильную нейронную связь.
Павел Пискарев, автор метода Нейрографика
Принцип рисования
В основе метода лежит так называемое интуитивное рисование, тесно связанное с мыслью, намерением. Мы представляем точку А — то, что нас сейчас беспокоит, не устраивает: что имеем. И точно так же в голове представляем точку Б — к чему есть цель прийти, чего добиться в результате.
Способы решения проблем рисунком бывают разными. Это и рисование множества кругов, линий, фигур, прорисовка их пересечений, смягчение острых углов. Обязательно внесение в рисунок цвета. О значении цвета в нейрографике — читайте в отдельной статье (откроется в новой вкладке).
Что касается линий в рисунке, то в них кроется особое значение. Казалось бы — это же всего лишь линии, но эти «не просто линии» — проводники между настоящим и желаемым будущим. Поэтому, как вариант решения вопроса — плавными «нейрографическими» линиями ведем из точки А в точку Б. И в каждую линию вкладываем мысль: эта линия — моя уверенность, а эта линия — любовь, сила намерения и т.д.
Нейрографические линии, начало рисунка
Что означают фигуры
Естественно вы видели, что на рисунках всегда есть фигуры: круги или овалы, треугольники, квадраты. Наверняка вам даже встречались спирали и звезды. Какой смысл несут фигуры в рисунке, ведь они же точно что-то значат?
Да, фигуры имеют огромное значение в нейрографике. Более подробно о фигурах, линиях и значениях я написала в статье Что такое нейрографика, принципы рисования и с чего начать, почитайте, вы найдете много ответов.
Если задуматься, то форму круга имеют предметы, которые всегда приносят людям гармонию и радость — солнце, мяч, блин, колесо, сама Земля. С кругов Павел Пискарев рекомендует начинать знакомство с методом. Именно круги помогают расширить сознание и мягко войти в арт-терапевтический принцип. Рисуйте круги в разных направлениях разного диаметра, пересекая друг с другом, войдите в транс, получите удовольствие. Прямо зарисуйте все пространство на бумаге кругами.
два рисунка: на первом просто круги, на втором — округлила уголочки и спрятала хвостики
Квадрат
Фигура, которая четко стоит и стабилизирует расположение. Если вы хотите перемен в жизни — не используйте квадрат в рисунке. Но опять же, если вы вложили в рисунок желаемый результат и хотите его зафиксировать, то в этом квадрат незаменим.
Треугольник
Эта фигура имеет три угла, а острые углы — это укол, копье, клык. Другими словами, угол — это что-то колкое, ассоциирующееся с опасностью и конфликтностью. Хотите избавиться от какого-то конфликта — есть одна техника, когда вы рисуете треугольник и потом линиями и кругами «растворяете» в рисунке тот самый треугольник. Гармонизируете состояние через фигуры и заливкой цветом.
Но так же треугольник помогает, если вы хотите роста и развития. Стрелка, вектор — это тоже треугольник, поэтому я, к примеру, треугольников не избегаю.
Сила нейрографики: правда или вымысел
— Конечно, все это вымысел, — скажет пессимист, который даже не попытался.
— Я пробовала, у меня ничего не произошло, ерунда какая-то, — скажет человек, который хочет получить все и сразу.
— Что за чушь, кто это придумал, всё это больная фантазия и сказки — подумает скептик, которому все надо потрогать руками.
А тем не менее, автор методики Павел Пискарев — это доктор наук. Нейрографика — запатентованный метод, который существует с 2014 года и получивший известность и признание в нескольких десятках стран мира. И он только начинает свои обороты.
Принцип рисования объединяет в себя несколько областей: процессуальная практика, работа с подсознанием, психология, арт-терапия, образование. Процессы трансформации происходят через рисунок.
Так как же все-таки самому научиться методу нейрографика?
Нейрографика — как научиться самостоятельно?
Чтобы научиться методу, нужно понимать саму методику, узнать ее принципы, послушать автора. В открытом доступе есть много видео от самого Павла Пискарева. Он делится своими мыслями, рассказывает о том, как на нас влияют наши же действия. Послушайте, чтобы не навредить самому же себе, и если вы рисуете для себя, для своего удовольствия, то просто найдите «своего» спикера в бесплатном доступе.
А если через время вам все-таки покажется, что вы хотите пройти курс, то я могу рекомендовать тот, о котором упоминала выше: Пользователь в NeuroDAO.
Самое главное — пробуйте, пока это вам интересно. Уже давно доказано, что идея имеет смысл только тогда, когда она имеет свое воплощение. Задумали — тут же воплощайте! Втянитесь в процесс, купите скетчбук и маркеры, изрисуйте его весь!
И чтобы не стать таким скептиком и пессимистом, которые не попробовав, делают выводы — сделайте какие-то шаги, чтобы сказать, работает метод или нет! Для меня он работает.
Благодаря методу, я избавлялась от своих психов, рисовала свою уверенность, снимала страх перед новой деятельностью в работе и выгоняла своего «самозванца». Да много чего. Для меня, безусловно, это удовольствие и эстетика. (Мои рисунки ниже)
Если вы, разговаривая по телефону или на совещании, постоянно рисуете какие-то завитушки, фигурки, цветочки, то нейрографика — точно ваш метод. Теперь я рисую нейрографику в любой непонятной мне ситуации)
Надеюсь, что эта статья помогла вам найти ответ на вопрос: как самостоятельно научиться рисовать нейрографику. В видео и статьях, которые я вам привела есть так же много полезного и интересного материала по этой теме — как же самому разобраться.
С уважением, Анна Барт. Инстаграм @anna_bart_art страница Вконтакте: https://vk.com/annabart
Загляните в «Полезные материалы», может вам будет что-то интересно из предложенных статей и книжек?