Что такое нейробика для детей
Нейробика как здоровьесберегающая технология в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ
Не смотря на динамическое развитие современного мира в области медицины, образования, количество детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Дети с ОВЗ благодаря введению инклюзивного образования, имеют возможность воспитываться и обучаться с детьми без отклонений в здоровье начиная с дошкольного возраста. В нашем ДОУ воспитываются 33 ребенка с ОВЗ – 32 ребенка имеют тяжелые нарушения речи, посещают группу компенсирующей направленности (ОНР) и 1 ребенок имеет сложный дефект, посещает групп общеразвивающей направленности.
У большинства таких детейотмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитиемелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук, наблюдается повышенная утомляемость. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка (восприятия, внимания, памяти) и общем состоянии здоровья.
Для образования детей с ОВЗ предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Я как и большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений среди огромного количества нововведений выбираю интересные и действенные инновационные технологии, новые формы и методы работы с детьми и родителями. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет качества и высоких результатов.
Для работы с детьми данной категории стала применять Нейробику, отметив для себя ее как инновационную здоровьесберегающую технологию и уже третий год пополняю свою педагогическую копилку новыми играми и упражнениями.
Основателем нейробики считается нейробиолог Лоуренс Катц. Кратко её можно назвать зарядкой для мозга. Учёный установил, что при выполнении повторяющихся действий может появиться ухудшение памяти, потому что мозг начинает «лениться». Нейробика призвана активизировать все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию внимания, стимулировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое, что в целом благоприятно влияет на общее развитие и здоровье детей.
Цель: Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
— повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
— развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики);
— развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;
— развивать пространственные представления, координацию, умения чувствовать своё тело;
— развитие произвольной сферы;
— укрепление физического здоровья.
Нейробика помогает организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы максимально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению знаний.
*** Упражнения данной технологии активно используются в организованной образовательной деятельности, во время прогулки, самостоятельной деятельности и т. д.
Основной принцип нейробики заключается в регулярном совершении определённых действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обычные занятия необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними.
Такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
При введении нейробикив детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
* попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;
*смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;
*чаще менять положение вещей на столе
* добираться до места назначения новыми неизведанными маршрутами.
Это позволит не только открыть для себя интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.
Родители являются моими компаньонами в использовании данной технологии, для них провела семинар-практикум «Развитие мозга», мастер- класс по изготовлению простых пособий и игр, которые активно используют дома всей семьей.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений
1. Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе! (Тома, Мария, Женя, Ян)
2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней. (Света, Ира)
3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! (Игорь, Егор)
4. Ковал я железо ярким днем. (Валя, Зоя)
2. Посмотрите на картинку и прочитайте названия цветов.
Главное при чтении – не отвлекаться на цвет надписей. Удачи!
3. Прочитайте текст.
Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.
Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления дислексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме. А так как наши дети имеют тяжелые нарушения речи, это очень актуально в коррекционной работе.
Используя игры, упражнения данной технологии у детей нормализовалась познавательная сфера и саморегуляция, повысилась концентрация внимания, улучшилась память, произошло формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади, повысилась уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных. В процессе выполнений упражнений развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.
Таким образом, используемая здоровьесберегающая технология Нейробика в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста позволит эффективно и планомерно сформировать психически и физически здоровых детей.
Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.
Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.
Аквагимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.
Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Особенности нейрогимнастики для детей
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.
Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Как работает наш мозг
Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.
Чем полезны упражнения для мозга
Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.
Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:
Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
Классификация упражнений
Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.
Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).
Примеры упражнений
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
Упражнения для повышения позитивного мышления:
Нейробика для детей – упражнения для развития мозга
Нейропсихологические упражнения – не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то сегодня специалисты говорят о необходимости таких занятий всем детям. Нейробика (нейрогимнастика) развивает множество важных навыков: память, внимание, речь. Она снижает утомляемость ребенка, а его способность контролировать себя, напротив, становится выше.
Содержание:
Суть нейробики
Основной принцип нейробики заключается в одновременной синхронной работе рук, причем каждая из них выполняет свое собственное задание. Так развивается более межполушарное взаимодейтсвие, и это – отличная возможность тренировать мозг.
Заниматься нейрогимнастикой можно с четырех-пяти лет, но такая зарядка будет полезна и для взрослого человека, особенно после инсульта, травмы головы или как профилактическое средство против ухудшения памяти, внимания и когнитивных процессов и других негативных возрастных изменений.
Плюсы нейрогимнастики
Регулярные занятия нейробикой позволяют:
Кроме того, они улучшают настроение, избавляют от переживаний, тревог, страхов. Занимающийся учится лучше управлять своими эмоциями: контролирует приступы агрессии, борется с раздражительностью.
Популярные нейропсихологические упражнения для детей
Упражнения на развитие мозга нужно выполнять ежедневно в течение 10-15 минут, лучше утром – чтобы быть когнитивно активным в течение всего последующего дня. Есть несколько популярных нейрогимнастических упражнений.
«Глоток воды» – с этого упражнения нужно начинать каждое занятие. Это даже не упражнение – вы просто выпиваете стакан чистой воды комнатной температуры перед началом тренировки. Пить воду нужно также при усталости, невозможности сосредоточиться, перед важной контрольной.
«Гомолатеральные и перекрестные шаги» – в первом случае нужно медленно шагать на месте, высоко поднимая колено и приближая к нему локоть той же руки (правый – к правому колену, левый – к левому). Это упражнение активирует зоны мозга, которые ответственны за счет и логическое мышление. При перекрестных шагах к колену нужно тянуть противоположный локоть.
«Нарисуй знак бесконечности», или «Ленивая (лежащая) восьмерка» – в этом упражнении нужно медленно нарисовать в воздухе большим пальцем (рука согнута в локте, поднята на уровень глаз) знак бесконечности (лежащую горизонтально восьмерку). Взглядом при этом нужно следить за пальцем, а голова должна оставаться неподвижной. Более сложный вариант упражнения – рисовать фигуру сразу двумя большими пальцами (руки при этом сомкнуты в замок).
«Дышим животом», или «Диафрагменное дыхание» – для этого упражнения нужно выдохнуть короткими маленькими движениями весь воздух из легких. После этого делаем глубокий медленный вдох. Повторяем выдох, прогибая спину, и снова вдыхаем – в этот раз воздух проникнет в легкие максимально глубоко. Несмотря на сложность описания, упражнение дается детям очень легко. Оно насыщает полушария мозга кислородом, а еще улучшает аппетит и в целом происходит активизация работы системы пищеварения.
«Веселая обезьянка» – левой рукой нужно взяться за кончик носа, правая рука лежит на левом ухе. Отпускаем руки, хлопаем в ладоши и хватаемся левой рукой за правое ухо, а правой – за нос. Выполнять упражнение нужно как можно быстрее.
«Крабик» – еще одно веселое упражнение. Нужно ходить вперед-назад, а затем в стороны на четвереньках, но только опираться на пол нужно не руками и коленями, а руками и ступнями.
«Сова» – при этом упражнении левой рукой нужно крепко взяться за правое плечо. После этого следует повернуть голову, чтобы посмотреть через плечо назад, сначала через правое, затем через левое. Затем повторяют движения, взявшись правой рукой за левое плечо.
5 упражнений нейробики для развития детского мозга
Если в интересуетесь всесторонним развитием ребенка и ищите новые способы развить скорость мышления, память и внимание у ребенка, то вам будет интересно узнать о нейробике — особой тренировки ума, предполагающей включение в работу всех органов чувств.
Чем полезна нейробика?
Как телу нужна постоянная физическая нагрузка, так и мозг требует регулярных тренировок, чтобы мышление оставалось гибким и пластичным. Об этом впервые задумался американский ученый Лоуренс Кац. Он изобрел систему упражнений — нейробику. Благодаря ей мозг начинает думать и вырабатывает нейротропин — вещество, необходимое для построения новых нейронных связей.
Нейробикой могут заниматься и взрослые, и дети. В обоих случаях она будет полезна. Благодаря ей:
Пять упражнений для нейропластичности
Суть нейробики заключается в том, чтобы постепенно изменить шаблонные действия на новые, тем самым повысив пластичность связей между нейронами. Делать это нужно, используя пять чувств в разных комбинациях. Это естественный и интересный процесс.
Упражнение «С закрытыми глазами». Предложите ребенку игру: с завязанными глазами нужно убрать игрушки или собрать вещи на занятия в детский развивающий центр. Это не так просто как кажется. Благодаря такому упражнению развивается внимательность и память, улучшается чувствование тела и ориентация в пространстве.
Упражнение «Немой телевизор». Включите фильм или передачу без звука. Задача ребенка «озвучить» то, что происходит на экране, «читая» по губам. Трудно по губам? Можно следить за мимикой актеров, пытаться угадать сказанное по жестам. Получается два в одном: и развитие мозга, и занятия актерским мастерством.
Упражнение «Смена рабочей руки». Предложите ребенку на день сменить рабочую руку. Если он правша, то путь чистит зубы, держит вилку и даже записывает домашнее задание по английскому языку для детей левой рукой. Если левша — правой. Это упражнение развивает межполушарные связи.
Упражнение «На ощупь». Положите в непрозрачный пакет или мешочек монеты разного номинала. Предложите ребенку запустить в пакет руку и на ощупь определить, какая монета ему попалась. Вместо монет можете использовать бусины, мелкие игрушки и другие небольшие предметы.
Упражнение «Нестандартный ответ». На большинство стандартных вопросов, мы и отвечаем стандартно, по привычке, особо не осознавая, что говорим. Задача этого упражнения — потренироваться в необычных ответах на обычные вопросы. Поиграйте с ребенком в игру, где нельзя использовать клише и избитые фразы.
Кроме этого Лоуренс Кац считал, что развитию мозга способствуют следующие занятия:
В Центре развития успешных детей «Имена Продакшн» ваш ребенок получит уникальную возможность развивать мозг, занимаясь любимым делом. Занятия в Детском центре строятся таким образом, что воспитанники каждый раз пробуют новое, выходят за рамки привычного мышления, развивают в себе креатив и творческое мышление.
Нейробика: зачем мозгу зарядка?
Содержание
Нейронные связи особенно быстро образуются в первые шесть лет жизни. Затем процесс замедляется. Так быстро, как ребенок обучался в этом возрасте, он уже не будет никогда. Каждый новый навык опирается на полученные ранее. Профессор Шон Бротерсон, специалист в области семьи Университета Северной Дакоты, в качестве метода познавательного развития детей дошкольного возраста рекомендует родителям и воспитателям обеспечивать непрерывный поток новых задач, требующих от ребенка усилий.
Этой цели служит серия упражнений, придуманная нейробиологом Лоренсом Кацем.
Система работает как зарядка для мозга и называется нейробика.
Нейробика вынуждает мозг решать привычные задачи по-новому и активно вырабатывать нейротропин — вещество, необходимое для построения нейронных связей.
В процессе занятий у ребенка происходит ряд изменений. В частности:
✔ Повышается концентрация внимания;
✔ Развивается память и речь;
✔ Появляется эмоциональная стабильность.
Три простых упражнения, которые развивают мозг
● «С закрытыми глазами».
Предлагайте ребенку выполнять привычные для него действия с закрытыми глазами: собрать башню из кубиков, убрать игрушки со стола в специальный ящик. Можно взять цветные карандаши и устроить целое соревнование: кто лучше нарисует животное с завязанными глазами. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд.
Упражнение развивает внимание и память, ориентацию в пространстве и координацию движений.
● «Смена рабочей руки».
Рекомендуется иногда устраивать «День левой ручки», если ребенок правша, или «День правой ручки», если левша. Все действия в этот день ребенок совершает нерабочей рукой: чистит зубы, держит ложку, рисует. В конце дня приготовьте ему поощрение за то, как хорошо он справился.
Впрочем, не обязательно играть так целый день. Переключаться на нерабочую руку даже на 15 минут будет полезно для межполушарных связей.
Для этого упражнения хорошо использовать кинетический песок или крупу. Спрячьте для ребенка маленькие подарки и попросите найти их на ощупь. Пусть ребенок догадается, не подглядывая, что ему попалось, составит описание вслух.
Задание развивает мелкую моторику и речь.
Для развития нейронных связей и мышления Лоренс Кац также рекомендует:
● Интересоваться фактами из непривычных областей знаний.
Например, ребенку, увлеченному спортом и подвижными играми, читать книги об искусстве и космосе.
● Разгадывать ребусы, решать головоломки.
В процессе поиска правильного ответа ребенок учится рассуждать, анализировать и делать выводы.
● Больше разговаривать с ребенком, объяснять ему значения новых слов.
Ведь речевое развитие дошкольника – закольцованный процесс: чем больше развивается речь, тем лучше развивается мозг и наоборот.
● Детям старшего дошкольного возраста можно постепенно приступать к освоению иностранного языка в игровой форме.