Что такое невежество и безразличие

Невежество

Что такое невежество и безразличие. Смотреть фото Что такое невежество и безразличие. Смотреть картинку Что такое невежество и безразличие. Картинка про Что такое невежество и безразличие. Фото Что такое невежество и безразличиеНевежество – это черта личности, отражающая уровень недостаточности знаний, образования или общей отсталости и неразвитости в сфере культуры, коммуникаций, норм морали и общечеловеческих понятий. Слово невежество обязательно отражает действенный аспект, т.е. относится к поведенческому компоненту и может проявляться только при активности личности. Пассивный недостаток культуры или знаний невозможно приравнять к невежеству, поскольку в этом случае будет отражать только уровень осведомлённости, а не внутреннюю культуру человека или общества.

Данное понятие может одинаково актуально использоваться для характеристики одного индивида или определённой группы лиц (вплоть до сотенных масштабов), касаться как одного комментария или поступка, так и целой линии поведения, распространяемой на всю жизнь. Невежество людей относительно исторических эпох имеет различную степень своей проявленности, что напрямую зависит от главенствующих ценностей. Но не только общее мировое направление диктует распространение этой черты, но также и социальный уровень группы, где личность проводит больший временной промежуток или где она формировалась.

Важно понимать, что невежество нельзя чётко закрепить за какими-то социальными слоями или возрастными особенностями, поскольку для возникновения подобного качества необходимо сочетание нескольких факторов. Так человек высокой эрудиции, интеллекта и кругозора может быть невежественнее с культурной стороны и точно так абсолютно необразованный человек может проявлять высокий уровень культуры воспитания и взаимодействия.

Значение слова

Узнавать, что такое невежество можно отталкиваясь от самого слова, дословно описывающее отсутствие у человека вежливости, а соответственно и внутреннего понимания, как стоит себя вести с другими людьми. Одним из крайних проявлений данной черты является агрессивное поведение, направленное на разрушение любых результатов культурной, духовной или интеллектуальной деятельности, что приравнивается к вандализму и даже преследуется в законодательном порядке.

Относится невежество не только к отношениям человека к каким-то изобретениям, но также и уровню знаний в любой узкоспециализированной области.

Что такое невежество и безразличие. Смотреть фото Что такое невежество и безразличие. Смотреть картинку Что такое невежество и безразличие. Картинка про Что такое невежество и безразличие. Фото Что такое невежество и безразличие

В прямом понимании невежество всегда используется, как отсутствие осведомлённости, невозможность оперировать понятиями или неспособность понять собеседника в данной теме. Когда человек самостоятельно признаёт своё невежество, то это говорит о высоком уровне критичности, а соответственно о низком уровне невежества. Истинное проявление данного качества начинается тогда, когда сама личность не способна оценить своё отсутствие знаний, а завышенная самооценка требует удовлетворения от участия в подобных беседах.

Невежды не способны не только к созиданию чего-то нового, но также и к принятию ответственности за негативные события собственной жизни, что мотивирует разрушительное поведение. Такого человека может сильно раздражать чужое счастье или успех только на основании того, что они не в силах понять все приложенные человеком усилия для собственного благополучия, а видят только результат.

Невежество всегда обладает излишней уверенностью или даже самоуверенностью, являющейся заменой любому знанию и должному поведению. Такие люди считают, что чем авторитетнее они себя проявят, тем выше покажутся в глазах окружающих, поэтому стараются выражать своё мнение даже в сферах, в которых не имеют ни малейшего понятия.

Проблема невежества

Сначала культурную и интеллектуальную сторону невежды выявить было довольно просто – это всегда был тот, кто вёл себя недостойно и не проявлял должного уровня знаний в тех областях, где ориентировались все. Такая черта считалась приемлемой для определённого класса и считалась критически недопустимой среди более высоких сословий. Со временем, когда нормы морали стали примерно одинаковы по всему миру, а знания обрели доступность, изменилось как проявление, так и отношение к невежеству. Данное поведение стало больше порицаться окружающими, но при этом меньше оцениваться самими невеждами.

Оценить наличие невежества можно только со стороны, поскольку сам невежественный человек настолько глубоко лишён понимания, как необходимо взаимодействовать, что не способен критически оценить свой уровень. Эта проблема является очень актуальной среди специалистов низкого уровня, которые авторитетно дают свои заключения, берутся за самые сложные случаи и проекты, абсолютно не соответствуют уровнем знаний и навыков ситуации. Однако такие люди не в силах понять свою некомпетентность именно вследствие недостаточности знаний, благодаря которым расширяется картинка сознания и есть внутренняя критика.

Что такое невежество и безразличие. Смотреть фото Что такое невежество и безразличие. Смотреть картинку Что такое невежество и безразличие. Картинка про Что такое невежество и безразличие. Фото Что такое невежество и безразличие

Обратная сторона данного процесса преследует тех, кто постоянно совершенствуется, расширяет свой кругозор. Для них всё большее открытие информации говорит лишь о мизерности их знаний, они всё чаще боятся совершить ошибку, поскольку постоянно учитывают множество параметров, уверены в том, что не компетентны во всех сферах. Данная проблема является актуальной, поскольку получается, что отсутствие невежества у хороших специалистов и высокоразвитых людей не даёт им активно менять этот мир и привносить в него новое.

С течением времени рушатся механизмы, препятствовавшие распространению невежества, и начинается очередная общественная деградация. Подобные своеобразные витки человечество проходит всю свою историю, то повышая, то снижая общие показатели невежества среди среднего населения. Это включает и постоянную необходимость в реформировании системы образования и в обновлении не только методик обучения, но и самих знаний.

Социальный строй и культурное развитие общества, проходя через кризисы своего представления о роли человечества и устройства государства, начинает рушиться по многим параметрам, одни из которых – уровень культуры. Когда прежние догмы перестают действовать, система образования мотивировать и захватывать, когда общество перестаёт видеть дальнейшую цель в развитии, то автоматические механизмы провоцируют кризис. Наиболее сильные кризисы возможны через разрушение прежних парадигм, и иначе чем через повальное невежество такого добиться невозможно. Опять выходит, что нельзя оценить данное человеческое проявление исключительно как негативное или позитивное, т.к. через негативные проявления оно провоцирует общие процессы эволюции.

Примеры невежества

Проявление невежества возможно в двух направлениях – интеллектуальном (выражается в недостатке знаний об основных законах и инновациях) и культурном (отсутствие воспитания, тактичности).

Что такое невежество и безразличие. Смотреть фото Что такое невежество и безразличие. Смотреть картинку Что такое невежество и безразличие. Картинка про Что такое невежество и безразличие. Фото Что такое невежество и безразличие

Примером интеллектуального невежества могут быть высказывания человека, не актуальные последним изменениям. Это сравнимо с попытками доказывать, что земля имеет форму диска или объяснять физическое восстановление после принятия какого-либо настоя не влиянием витаминов и веществ растения, а тем, что исцеление даровано духами цветка.

Стремясь скрыть своё интеллектуальное несоответствие, люди часто употребляют термины и сложные научные слова, надеясь выглядеть более значимо в глазах других. Но поскольку истинного понимания сложных понятий нет, а значение сложных терминов из научной области не известно для тех, кто знает, о чём идет речь всё высказывание невежды может звучать как бессмысленный набор слов. Не только употребление слов, но также ссылки на известные фамилии и теории без знания того, чем занимался человек или на основании чего базируется научное развитие, относятся также к невежеству.

Культурное невежество может проявляться в полном игнорировании или незнании правил этикета. Такой человек чавкает за столом, ставит локти на скатерть и широко раздвигает ноги. Сюда же можно отнести фамильярное отношение, обращение к старшим по имени, с высокомерием. Характерно для таких людей отсутствие культурного вкуса и способности оценить старания других. Даже в тех моментах, когда комплименты делаются ради того, чтобы поднять настроение другому, такой человек скажет правду. Вместо того чтобы позволить рисунок или написанные стихи, он может их резко раскритиковать, даже не постаравшись понять, что именно хотел сказать человек, какие его внутренние болевые глубокие переживания выражают данные произведения.

Варианты культурного невежества проявляются в том, чтобы пройти грязной обувью по коврам или не снять шляпу в помещении. То, как человек проявляет себя на концертах – встаёт и уходит, громко разговаривает и не выключает телефон, критикует представление громко, прямо во время игры актёров. Но это нарушение культуры и этикета касается не только моментов, когда этого требует ситуация, ведь понятие внутренней культуры проявляется во всём. Общение с близкими и умение сгладить конфликт, попытки не будить человека и вести себя максимально тихо, умение говорить правду, не облекая её в обидные слова и способность промолчать в понимании, что не всегда есть необходимость эту правду высказывать – это всё то, что является ежедневным и бытовым проявления отсутствия невежества.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Невежество и безразличие

про­то­и­е­рей Андрей Ткачев

За умение читать нужно бла­го­слов­лять Бога. «Бла­го­сло­вен Ты, Вла­дыко, устро­ив­ший жизнь мою так, что книги могут гово­рить со мной, а я – с кни­гами».

Каждый волен поль­зо­ваться этим навы­ком, как хочет. Но про­све­щен­ный верой чело­век должен пони­мать, что не для чтения одних лишь афиш и кули­нар­ных рецеп­тов дано чело­веку скла­ды­вать буквы в слова. Чело­век может и должен (речь о про­све­щен­ных верой) читать Писа­ние.

Странно, но мас­со­вая негра­мот­ность была до конца побеж­дена совет­ской вла­стью. Той самой вла­стью, кото­рая ото­брала у веру­ю­щих людей Библию. Но сам факт того, что негра­мот­ность исчезла на про­сто­рах самой боль­шой по тер­ри­то­рии страны мира, есть при­зна­ние: перед нами циви­ли­за­ци­он­ный подвиг. Кстати, далеко не един­ствен­ный, если речь о недав­нем про­шлом. И вот отня­тие Библии оста­лось уже в исто­ри­че­ской ретро­спек­тиве, а умение читать пре­бы­вает и ныне с нами. «Бла­го­сло­вен Ты, Вла­дыко, уме­ю­щий зло направ­лять к благим целям».

Есть довольно хорошо извест­ная социо­ло­ги­че­ская гло­баль­ная кар­тинка, в кото­рой пла­нета людей пред­став­лена в виде деревни из 100 жите­лей. Там много любо­пыт­ного, но нас не всё сейчас инте­ре­сует. Инте­ре­сует то, что, согласно под­сче­там, 70 чело­век из 100 жите­лей этой умо­зри­тель­ной деревни не умеют читать. Близко к этим цифрам рас­по­ло­жена инфор­ма­ция о 50 голо­да­ю­щих и 80 лишен­ных всяких сани­тар­ных удобств.

Оче­видно, негра­мот­ность близко при­мы­кает к голоду и анти­са­ни­та­рии, будучи как-то внут­ренне с ними свя­зана. Голод­ный – значит, не чита­ешь. Не чита­ешь – значит, голод­ный. А раз голод­ный и не чита­ешь, то и не моешься, поскольку негде. Теперь стоит огля­нуться вокруг. Увидев хлеб­ницу, полную хлеба, и кухон­ный кран, из кото­рого вода поте­чет, как только его откро­ешь, стоит ска­зать: «Бла­го­сло­вен Ты, Вла­дыко, дающий мне пищу до сыто­сти и удоб­ствами огра­див­ший меня».

Но мы вер­немся к умению читать. Умение есть лишь инстру­мент. Он не решает вопрос, что и зачем читать. Цель умения лежит всегда за пре­де­лами самого умения. Целе­по­ла­га­ние есть акт сво­бод­ный, и никого нельзя заста­вить духовно тру­диться, можно лишь напом­нить или под­ска­зать: «Уме­ю­щий читать хри­сти­а­нин должен изу­чать Писа­ние». В про­тив­ном случае нам угро­жает враг постраш­нее внеш­него агрес­сора – неве­же­ство. Неве­же­ство тем более страш­ное, что к нему можно будет доба­вить слово «доб­ро­воль­ное». По сути, фактом все­об­щей гра­мот­но­сти Бог отнял у нас послед­нее оправ­да­ние в том, что мы не усердны к слы­ша­нию, чтению, запо­ми­на­нию слова Божия и про­ник­но­ве­нию в его смыслы.

Бла­го­че­стие наших пред­ков пита­лось литур­ги­че­ским строем цер­ков­ной жизни, домаш­ним вос­пи­та­нием, добрым при­ме­ром бра­тьев и сестер по вере и учи­тель­ными тру­дами духо­вен­ства. Обрыв любого из зве­ньев мог иметь ката­стро­фи­че­ские послед­ствия. Напри­мер, домаш­нее вос­пи­та­ние у кого-то было ужас­ным. Мало ли что может быть! Отец пьет и бьет, мать плачет, стар­шие братья оби­жают. Вот уже и затруд­ни­тельно ждать бла­го­че­стия на выходе. А если при­ме­ров хоро­ших мало (их вечно мало), а плохих – хоть отбав­ляй? Так было с дере­вен­скими пар­нями и дев­ками, очу­тив­ши­мися в городе на зара­бот­ках. Уско­рен­ное прак­ти­че­ское обу­че­ние всем видам грехов и поро­ков, осо­бенно пьян­ства и раз­врата, было уделом многих. Вче­раш­няя дере­вен­ская, а потом фаб­рич­ная моло­дежь была до рево­лю­ции самой про­блем­ной зоной пас­тыр­ского попе­че­ния.

А теперь пред­ста­вим, что и в храме чело­века не очень-то обу­чали. Ну, не был свя­щен­ник особо учен и усер­ден в трудах с паст­вой. И в сово­куп­но­сти полу­чится, что кре­ще­ный чело­век, при­ви­тый к бла­го­род­ной мас­лине через Таин­ства, растет по жизни лопух лопу­хом. Толком не научен и не вос­пи­тан да еще без хоро­ших при­ме­ров при обилии про­ти­во­по­лож­ного. Тут бы ему и дать в руки Писа­ние, чтобы он оттуда почерп­нул уте­ше­ние, обод­ре­ние, силу и радость. Чтобы он через Писа­ние вос­пол­нил про­белы вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния, и храм полю­бил, и в грехах пока­ялся. Очень многие из пред­ков наших в истек­шие века были этого лишены. Зато мы не лишены, и насколько легче гра­мот­ному жить, настолько больше и строже будет с него спрос. Мог ведь пить от источ­ника жизни и разума. Почему не пил? Мог ведь вымыться под стру­ями бла­го­дат­ными. Почему не вымылся?

Неве­же­ство при умении читать и доступ­но­сти Писа­ния, при откры­тых храмах и при факте при­над­леж­но­сти к Телу Церкви не изви­ни­тельно. Конечно, не всякий позван в учи­теля, да и спо­соб­но­сти к учению у людей не оди­на­ковы. Но насущ­ность духов­ной жажды и само­сто­я­тель­ный труд совер­шенно необ­хо­димы. Тут вся циви­ли­за­ция с полным арсе­на­лом под­руч­ных средств к нашим услу­гам. Ведь никто не запре­щает слу­шать посла­ния апо­стола Павла через науш­ники при помощи теле­фона по дороге на работу или учебу. И в машине слу­шать не шансон, а аудио-версию Библии тоже никто не запре­щает и не мешает. Так что мы вполне обез­ору­жены по части отго­во­рок.

Но есть какое-то зло­дей­ское без­раз­ли­чие к слу­же­нию Богу. Есть некий тайный холод, кото­рый ско­вы­вает дви­же­ния души. Этот холод, этот лед нужно рас­тап­ли­вать. Цель того достойна. Ведь изу­че­ние Писа­ния чудес­ным обра­зом пло­до­тво­рит из себя испол­не­ние всех запо­ве­дей. Поис­тине, не ищи цело­муд­рия, вер­но­сти, скром­но­сти, воз­дер­жа­ния, при­ми­ре­ния и прочих плодов Духа там, где Писа­ние под­верг­нуто дол­гому и осно­ва­тель­ному забве­нию. Там по инер­ции неко­то­рое время еще будет жить, умень­ша­ясь, доб­ро­де­тель. А затем исчез­нет вовсе. Там же, где Писа­ние заго­во­рит с чело­ве­ком и чело­век начнет вслу­ши­ваться в голос Писа­ния, со вре­ме­нем самым чудес­ным, но и самым неиз­беж­ным обра­зом про­бьются ростки забы­тых доб­ро­де­те­лей. При­чинно-след­ствен­ная связь в этом случае неумо­лима и дей­ствует в одном направ­ле­нии – от Писа­ния к обнов­ле­нию жизни.

Пусть побор­ники «святой про­стоты» спорят о воз­мож­но­сти некоей «глупой свя­то­сти». Пусть спорят. Но само поня­тие «святой про­стоты» взято из Писа­ния, а не с потолка. В исто­рии же бывало так, что доб­ро­де­тель­ные невежды ста­но­ви­лись чест­ными и рев­ност­ными испо­вед­ни­ками самых злых учений. Жар сердца был у них, и искрен­ность была, и жерт­вен­ность, только не было правой веры на твер­дом осно­ва­нии. А значит, искали они осно­ва­тель­ной теории под свою бес­по­кой­ную совесть и нахо­дили ее вне Писа­ния. В этих словах – вся тра­ге­дия двух сто­ле­тий рос­сий­ской исто­рии.

У Н. Лес­кова есть жуткий рас­сказ о кни­го­ноше, раз­да­вав­шем Библии. Дело было во Фран­ции конца XIX века. У ворот завода кни­го­ноша даром раз­да­вал Писа­ние рабо­чим, выхо­див­шим на обе­ден­ный пере­рыв. Один из рабо­чих со смехом взял книгу, сказав, что, мол, после обеда он ею вос­поль­зу­ется для туа­лет­ных нужд. Автор, от лица кото­рого исто­рия напи­сана, спро­сил у кни­го­ноши, не боится ли он раз­да­вать святые книги в руки откро­вен­ных кощун­ни­ков и без­бож­ни­ков. Ведь, не ровен час, дей­стви­тельно рас­ку­рят Библию на само­крутки или порвут на листы и снесут в подлое место. А тот отве­чал: «Я не боюсь ничего. Я и сам прочел первые слова Писа­ния, сидя в отхо­жем месте. Перед моим лицом на гвозде были листы из Еван­ге­лия. Я прочел напи­сан­ное, и там – в убор­ной – были мои первые слезы и первое пока­я­ние».

Так жутко и так чудесно Бог нахо­дит Себе путь к серд­цам чело­ве­че­ским. И если такова сила слов Гос­под­них, то неужели гра­мот­ному и кре­ще­ному чело­веку ждать особых и страш­ных ситу­а­ций для вра­зум­ле­ния? Не лучше ли брать Писа­ние в руки без всякой внеш­ней беды? Брать Писа­ние в руки и читать его поти­хоньку день за днем, выпи­сы­вая то, что понра­ви­лось, и то, что непо­нятно. Запо­ми­нать по кусоч­кам святые тексты и раз­мыш­лять о них на про­тя­же­нии сует­ных дней своих. Рас­ку­сы­вать слово за словом и букву за буквой, опытно пости­гая, насколько благ Гос­подь и насколько сладко слово Его. Ведь не врет Давид, говоря, что оно слаще сото­вого меда. Ей, гла­голю вам, лучше так делать, чем ждать неми­ну­е­мых бед и запоз­дало вопить о про­ще­нии.

Источник

Невежество и безразличие

За умение читать нужно благословлять Бога. «Благословен Ты, Владыко, устроивший жизнь мою так, что книги могут говорить со мной, а я – с книгами».

Что такое невежество и безразличие. Смотреть фото Что такое невежество и безразличие. Смотреть картинку Что такое невежество и безразличие. Картинка про Что такое невежество и безразличие. Фото Что такое невежество и безразличие

Каждый волен пользоваться этим навыком, как хочет. Но просвещенный верой человек должен понимать, что не для чтения одних лишь афиш и кулинарных рецептов дано человеку складывать буквы в слова. Человек может и должен (речь о просвещенных верой) читать Писание.

Странно, но массовая неграмотность была до конца побеждена советской властью. Той самой властью, которая отобрала у верующих людей Библию. Но сам факт того, что неграмотность исчезла на просторах самой большой по территории страны мира, есть признание: перед нами цивилизационный подвиг. Кстати, далеко не единственный, если речь о недавнем прошлом. И вот отнятие Библии осталось уже в исторической ретроспективе, а умение читать пребывает и ныне с нами. «Благословен Ты, Владыко, умеющий зло направлять к благим целям».

Есть довольно хорошо известная социологическая глобальная картинка, в которой планета людей представлена в виде деревни из 100 жителей. Там много любопытного, но нас не всё сейчас интересует. Интересует то, что, согласно подсчетам, 70 человек из 100 жителей этой умозрительной деревни не умеют читать. Близко к этим цифрам расположена информация о 50 голодающих и 80 лишенных всяких санитарных удобств.

Очевидно, неграмотность близко примыкает к голоду и антисанитарии, будучи как-то внутренне с ними связана. Голодный – значит, не читаешь. Не читаешь – значит, голодный. А раз голодный и не читаешь, то и не моешься, поскольку негде. Теперь стоит оглянуться вокруг. Увидев хлебницу, полную хлеба, и кухонный кран, из которого вода потечет, как только его откроешь, стоит сказать: «Благословен Ты, Владыко, дающий мне пищу до сытости и удобствами оградивший меня».

Голодный – значит, не читаешь. Не читаешь – значит, голодный

Но мы вернемся к умению читать. Умение есть лишь инструмент. Он не решает вопрос, что и зачем читать. Цель умения лежит всегда за пределами самого умения. Целеполагание есть акт свободный, и никого нельзя заставить духовно трудиться, можно лишь напомнить или подсказать: «Умеющий читать христианин должен изучать Писание». В противном случае нам угрожает враг пострашнее внешнего агрессора – невежество. Невежество тем более страшное, что к нему можно будет добавить слово «добровольное». По сути, фактом всеобщей грамотности Бог отнял у нас последнее оправдание в том, что мы не усердны к слышанию, чтению, запоминанию слова Божия и проникновению в его смыслы.

Благочестие наших предков питалось литургическим строем церковной жизни, домашним воспитанием, добрым примером братьев и сестер по вере и учительными трудами духовенства. Обрыв любого из звеньев мог иметь катастрофические последствия. Например, домашнее воспитание у кого-то было ужасным. Мало ли что может быть! Отец пьет и бьет, мать плачет, старшие братья обижают. Вот уже и затруднительно ждать благочестия на выходе. А если примеров хороших мало (их вечно мало), а плохих – хоть отбавляй? Так было с деревенскими парнями и девками, очутившимися в городе на заработках. Ускоренное практическое обучение всем видам грехов и пороков, особенно пьянства и разврата, было уделом многих. Вчерашняя деревенская, а потом фабричная молодежь была до революции самой проблемной зоной пастырского попечения.

А теперь представим, что и в храме человека не очень-то обучали. Ну, не был священник особо учен и усерден в трудах с паствой. И в совокупности получится, что крещеный человек, привитый к благородной маслине через Таинства, растет по жизни лопух лопухом. Толком не научен и не воспитан да еще без хороших примеров при обилии противоположного. Тут бы ему и дать в руки Писание, чтобы он оттуда почерпнул утешение, ободрение, силу и радость. Чтобы он через Писание восполнил пробелы воспитания и образования, и храм полюбил, и в грехах покаялся. Очень многие из предков наших в истекшие века были этого лишены. Зато мы не лишены, и насколько легче грамотному жить, настолько больше и строже будет с него спрос. Мог ведь пить от источника жизни и разума. Почему не пил? Мог ведь вымыться под струями благодатными. Почему не вымылся?

Невежество при умении читать и доступности Писания, при открытых храмах и при факте принадлежности к Телу Церкви не извинительно. Конечно, не всякий позван в учителя, да и способности к учению у людей не одинаковы. Но насущность духовной жажды и самостоятельный труд совершенно необходимы. Тут вся цивилизация с полным арсеналом подручных средств к нашим услугам. Ведь никто не запрещает слушать послания апостола Павла через наушники при помощи телефона по дороге на работу или учебу. И в машине слушать не шансон, а аудио-версию Библии тоже никто не запрещает и не мешает. Так что мы вполне обезоружены по части отговорок.

Невежество при умении читать и доступности Писания, при открытых храмах и при факте принадлежности к Телу Церкви не извинительно.

Но есть какое-то злодейское безразличие к служению Богу. Есть некий тайный холод, который сковывает движения души. Этот холод, этот лед нужно растапливать. Цель того достойна. Ведь изучение Писания чудесным образом плодотворит из себя исполнение всех заповедей. Поистине, не ищи целомудрия, верности, скромности, воздержания, примирения и прочих плодов Духа там, где Писание подвергнуто долгому и основательному забвению. Там по инерции некоторое время еще будет жить, уменьшаясь, добродетель. А затем исчезнет вовсе. Там же, где Писание заговорит с человеком и человек начнет вслушиваться в голос Писания, со временем самым чудесным, но и самым неизбежным образом пробьются ростки забытых добродетелей. Причинно-следственная связь в этом случае неумолима и действует в одном направлении – от Писания к обновлению жизни.

Пусть поборники «святой простоты» спорят о возможности некоей «глупой святости». Пусть спорят. Но само понятие «святой простоты» взято из Писания, а не с потолка. В истории же бывало так, что добродетельные невежды становились честными и ревностными исповедниками самых злых учений. Жар сердца был у них, и искренность была, и жертвенность, только не было правой веры на твердом основании. А значит, искали они основательной теории под свою беспокойную совесть и находили ее вне Писания. В этих словах – вся трагедия двух столетий российской истории.

У Н. Лескова есть жуткий рассказ о книгоноше, раздававшем Библии. Дело было во Франции конца XIX века. У ворот завода книгоноша даром раздавал Писание рабочим, выходившим на обеденный перерыв. Один из рабочих со смехом взял книгу, сказав, что, мол, после обеда он ею воспользуется для туалетных нужд. Автор, от лица которого история написана, спросил у книгоноши, не боится ли он раздавать святые книги в руки откровенных кощунников и безбожников. Ведь, не ровен час, действительно раскурят Библию на самокрутки или порвут на листы и снесут в подлое место. А тот отвечал: «Я не боюсь ничего. Я и сам прочел первые слова Писания, сидя в отхожем месте. Перед моим лицом на гвозде были листы из Евангелия. Я прочел написанное, и там – в уборной – были мои первые слезы и первое покаяние».

Так жутко и так чудесно Бог находит Себе путь к сердцам человеческим. И если такова сила слов Господних, то неужели грамотному и крещеному человеку ждать особых и страшных ситуаций для вразумления? Не лучше ли брать Писание в руки без всякой внешней беды? Брать Писание в руки и читать его потихоньку день за днем, выписывая то, что понравилось, и то, что непонятно. Запоминать по кусочкам святые тексты и размышлять о них на протяжении суетных дней своих. Раскусывать слово за словом и букву за буквой, опытно постигая, насколько благ Господь и насколько сладко слово Его. Ведь не врет Давид, говоря, что оно слаще сотового меда. Ей, глаголю вам, лучше так делать, чем ждать неминуемых бед и запоздало вопить о прощении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *