Что такое невербальная коммуникация

Невербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение

Что такое невербальная коммуникация. Смотреть фото Что такое невербальная коммуникация. Смотреть картинку Что такое невербальная коммуникация. Картинка про Что такое невербальная коммуникация. Фото Что такое невербальная коммуникация

Приветствую Вас, друзья!

Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.

В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.

Термин «вербальный» образован от латинского слова verbalis, что переводится как «словесный». Им обозначают информацию, передаваемую непосредственно при помощи устной или письменной речи. Соответственно, термин «невербальный» является антонимом данного слова и подразумевает информацию, передаваемую другими путями.

Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.

Важность невербальной коммуникации

Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:

Ошибки в невербальном общении

Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

Источник

Невербальное общение

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Содержание

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

Происхождение невербальных способов общения

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура

Уровни анализа невербального общения

а) экстралингвистика (внеречевая система)

а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия

е) стерномантия
ж) онихомантия
з) нумерология
и) молеософия

г) одорика (ольфакция)

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Невербальное общение» в других словарях:

Невербальное общение — Известный широкому кругу читателей как «язык тела», этот термин обозначает любой аспект общения без участия устной или письменной речи. Невербальное общение может происходить через жесты, позы, выражение лица и т. д. Психология. А Я. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

невербальное общение — bežodė komunikacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Keitimasis daiktine, veiksmine informacija (nuotraukomis, monetomis, gestais, mimika, pantomimika, jausmų išraiška, rengimosi stiliumi, šukuosena ir t. t.). Ugdymo procese labai… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Невербальное общение — (non verbal communication), способ личной передачи информации между людьми как добавление к речи или вместо нее. Беседа людей постоянно (и часто невольно) сопровождается Н.о.: позы, выражение лица и глаз, жестикуляция. Такой язык тела усиливает… … Народы и культуры

Невербальное общение : направления исследований — Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения (Н. о.) специалистов из разл. областей, большое количество исследований разл. ориентаций и появление специальных журналов (напр., Journal of nonverbal behavior), в настоящее время в… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Невербальное общение: коммуникативные уровни — Исследования уровневой специфики неречевого О. имеют важное значение для понимания его сущности. Особенно это актуально с позиций передовых психол. подходов, конкретных паралингвистических дискурсивных практик, поскольку каждый уровень определяет … Психология общения. Энциклопедический словарь

Невербальное общение : дискурс-анализ — 1) Методология исследования невербального общения (Н. о.), как процесса производства и обработки паралингвистического дискурса; 2) способ анализа ситуативного использования системы неречевых знаков в контексте социального взаимодействия. Введение … Психология общения. Энциклопедический словарь

Невербальное общение: гендерный подход — Психоаналитик Р. Столлер, введший в науч. словарь психологов термин «гендер», с его помощью зафиксировал факт, что природные (половые) особенности организма (индивидно конституциональные тело, телесность, анатомофизиол. характеристики и функции;… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Танец как невербальное общение — Выполнение танцем функций О. возможно благодаря тому, что он является: 1) совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно временную структуру и несущих информацию о психол. особенностях личности и группы; 2) особой… … Психология общения. Энциклопедический словарь

общение — ▲ взаимодействие ↑ люди общение социальное взаимодействие людей; взаимная коммуникация; обмен чувствами и мыслями; взаимодействие между людьми, порождаемое потребностями совместной деятельности; обмен информацией. коммуникация сообщение… … Идеографический словарь русского языка

общение: средство невербальное — сюда входят жесты, мимика, пантомимика и другие движения выразительные. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Невербальные коммуникации

Название работы:
Невербальные коммуникации.

Цель работы:
Дать определение понятию «невербальные коммуникации», привести примеры, особенности, и виды невербальных коммуникаций. Значение невербальных коммуникаций в жизни людей.

Ход работы:
Коммуникация в социальной жизни общества.
Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.
Роль невербальной коммуникации современного человека.
Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.
Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.
Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:
• Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
• Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
• Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.
Основные виды невербальной коммуникации.
Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
• Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
• Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
• Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;
• Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
• Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
• Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

Невербальная коммуникация и язык жестов
Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами.
Лицо, жесты и эмоции
Одним из главных видов невербальной коммуникации является выражение лица, которое передает определенные эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему, которую назвали «Кодировочная система выражения лица» (КСВЛ). Таким образом, они попытались внести определенную ясность в ту сферу, которая сейчас имеет множество непоследовательных и противоречивых интерпретаций, поскольку существует весьма много взглядов на то, как нужно идентифицировать и классифицировать эмоции.
Еще Чарльз Дарвин, основатель эволюционной теории, утверждал, что основные модели выражения эмоций одинаковы для всех людей планеты. Исследования Экмана, проведенные среди представителей различных культур, подтверждают этот взгляд. Экман и Фризен изучали туземное племя в Новой Гвинее, члены которого раньше фактически не контактировали с чужеземцами. Когда им показывали картинки с разными выражениями лиц, которые передавали шесть эмоций (счастье, грусть, гнев, отвращение, страх, удивление), туземцы правильно идентифицировали эти чувства.
Результаты подобных исследований, проведенных с разными людьми, подтверждают мысль, что выражение эмоций и их истолкование присущи природе человека. Однако у этой теории есть и противники. Экман соглашается с их аргументнами, что его опыты имеют ограниченный характер, и, возможно, здесь речь также идет и о культурном опыте невербальной коммуникации, который приобрел чрезвычайное распространение. Тем не менее, его выводы подтверждаются и результатами других исследований. Психолог И. Эйбл-Эйбесфелдт изучал поведение шести детей, которые родились глухими и слепыми, чтобы выяснить, насколько выражение их лиц отвечает выражению зрячих и наделенных слухом индивидов в специфических ситуациях. Он установил, что дети улыбались когда их привлекали к очевидно приятной активности; изумленно поднимали брови, когда им давали понюхать предмет с непривычным запахом, и хмурились, когда им снова и снова давали вещь, которая им не нравилась. Поскольку они не могли наблюдать, как ведут себя другие люди, то напрашивается вывод, что эти реакции являются врожденными.
С помощью КСВЛ Экман и Фризен идентифицировали малозаметные сокращения лицевых мышц у младенцев, которые присущи также и взрослым, когда те переживают какие-то эмоции. Например, грудные дети выпячивают губки и хмурятся, что напоминает выражение отвращения у взрослых, когда им дают что-то кислое. И хотя лицевое выражение эмоций, наверное, отчасти принадлежит к врожденным характеристикам человека, индивидуальные и культурные факторы влияют на их форму и на контексты, в которых они признаются уместными. Например, как именно человек улыбается, точные движения губ и других лицевых мышц, и как долго улыбка задерживается на ее лице — все это отличается в разных культурах.
Нет таких жестов или поз, которые были бы характерными для всех, или, по крайней мере, для большинства культур. Во всяком случае, этого никому еще не удалось доказать. Так, в некоторых обществах люди кивают главой на знак несогласия, что противоречит нашему распространенному обычаю соглашаться с собеседником, кивнув ему головой. Отдельные жесты, которые европейцы и американцы применяют очень часто, например, показать на кого-то пальцем, вообще отсутствуют у некоторых народов. А такой жест, как приставить к щеке испрямленный указательный палец и покрутить им, который в некоторых областях Италии употребляется как знак одобрения, вероятно, неизвестен больше нигде.
Как и выражения лица, жесты и позы постоянно используются для дополнения высказываний, а также для передачи содержания в тех случаях, когда ничего сказано не было. И выражением лица, и жестом, и позой можно передать шутку, иронию или скепсис. Впечатления, которые мы невольно оказываем невербально, часто демонстрируют окружающим, что мы сказали совсем не то, что хотели на самом деле сказать. Существует множество едва заметных признаков невербальной коммуникации, которые могут улавливать собеседники. Спонтанное выражение искренности на лице, как правило, исчезает через четыре или пять секунд. Если улыбка длится дольше, то это свидетельствует об ее искусственности. Выражение удивления, которое задерживается на лице, часто используется для пародирования, чтобы показать, что индивид отнюдь не удивлен, хотя для этого, казалось бы, и есть основания.
Приложение к работе:
Песня-вывод.
С, АМ, F, G
Давайте представим,
Что слов мы не знаем,
Что только руками
Мы все объясняем.
И, чтобы друг друга было легче понять,
Мы станем кривляться, и пальцы сгибать.
Давайте представим морозную стужу,
Иль будто друган провалился под лужу,
И, вместо того, чтоб кричать о судьбе,
Мы будем руками махать в такт беде.
И весело вроде, но грустно немного-
Без крика ты вряд ли отыщешь подмогу,
Без слов мы не сможем чего-то узнать,
Но с ними так сложно кого-то понять…

Жесты, лица, слова, как симфония,
Без них в этой жизни наступит гармония.
Без них этот мир обретет тишину…
Но только тогда я тебя не пойму.

Представьте ребята, такую картину-
Вот встретите вы распрекрасную Зину,
И будете тихо, спокойно стоять.
Без криков и жестов в кафе ее звать.
Не станет она класть чЕло вам на плечи,
И души в объятье не встретятся в вечер,
Вот так монотонно, как льется нирвана,
Из вас вдруг получится новая пара.
Однако, давайте не забудем о главном,
И станем гласить о приятном, и славном-
Когда ты в ночи лобызаешь жену,
И ход твоих мыслей ведет к одному…
Такое навряд ли расскажешь словами,
И пусть я сейчас здесь читаю морали,
Пора подходить к завершенью пути.
Я сделаю вывод, пред тем, как уйти:
На первое место в общеньи людей
Я ставлю эмоции, жесты быстрей.
А дальше пусть будут болтаться слова,
Ведь больно стреляют они иногда.
А дальше за ним пусть проследует зренье,
Ведь людям так трудно найти озаренье.
И даже сейчас, когда есть, чем решать,
Мы не научились других понимать.

Источник

Невербальная коммуникация

Что такое невербальная коммуникация. Смотреть фото Что такое невербальная коммуникация. Смотреть картинку Что такое невербальная коммуникация. Картинка про Что такое невербальная коммуникация. Фото Что такое невербальная коммуникация

Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.

Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:

Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:

Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.

Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.

Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.

Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.

Типы невербальной коммуникации и языка тела

Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:

Движения и позы тела

Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.

Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.

Выражения лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.

Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.

Зрительный контакт

Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.

Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.

Жесты

Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.

Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Личное пространство

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?

У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.

Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Прикосновения

Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.

Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.

Вот на что обращает внимание ваш собеседник:

Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.

Как оценить невербальные сигналы другого человека?

Это то умение, которое хочет развить практически каждый человек. Мы все сталкиваемся с ситуациями, когда непонятно, что стояло за словами собеседника.

Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.

Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?

Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?

Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?

Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?

Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?

Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?

Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?

Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.

Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.

Эмоциональная осведомленность позволяет:

Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.

При наблюдении за собеседником никогда не игнорируйте шестое чувство или ощущение, что «что-то здесь не так». Многие люди попросту заглушают этот голос, а затем оказываются втянутыми в неприятные истории. Оказывается, что собеседник на самом деле был настроен враждебно, а не дружелюбно. Что вы не хотели покупать этот мобильный телефон. Что на самом деле ваш друг не хочет ехать с вами на море, а соглашается вынужденно.

Как же понять, что «что-то здесь не так»? Дело именно в несоответствии слов и невербальных сигналов. Рот говорит одно, а тело – другое. Не обольщайтесь, желая услышать лишь то, что хотите. Люди часто врут и говорят не то, что чувствуют. И выражается это на их лице, теле, голосе, выражении глаз.

Книги

Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.

Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства
1. Фонационные средства