Что такое неурегулированная задолженность
Что такое неурегулированная задолженность
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 16 июня 2020 г. N 09-07-09/52225 Об условиях отнесения задолженности перед бюджетом к просроченной
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также no оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Министерство финансов Российской Федерации полагает возможным отметить следующее.
Исходя из информации, содержащейся в рассматриваемом письме Организации, субсидии из федерального бюджета предоставлялись Организации в 2007-2017 годах на основании пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации.
В частности в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 68-рп «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» Организации в 2016 году была предоставлена субсидия из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления субсидий при нарушении Организацией условий предоставления субсидии на основании письменного требования Управления субсидии подлежат возврату в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования.
Вместе с тем информация о результатах проверок, проведенных Управлением, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактах нарушения Организацией целей и условий предоставления субсидий, нарушения другими некоммерческими неправительственными организациями установленных целей и условий предоставления грантов, получения требований Управления о возврате субсидии, необходимые для определения лица, обязанного обеспечить возврат предоставленных из федерального бюджета средств (возмещение убытков), в письме Организации отсутствует.
Учитывая изложенное, кредиторская задолженность Организации (как оператора) перед федеральным бюджетом в сумме предъявленных получателям грантов требований Организации по возврату средств грантов до момента поступления денежных средств от получателей грантов (должников по возвратам) на банковские счета Организации не относится к просроченной задолженности Организации перед федеральным бюджетом.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание Организации, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Следует принимать во внимание, что платежи в бюджет, возникшие по искам о возмещении ущерба публично-правовому образованию, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию по основаниям, предусмотренным нормами статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по решению администратора доходов бюджета, принятому в порядке, установленном главным администратором доходов бюджета в соответствии с Общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2016 N 393.
Обзор документа
В рассматриваемой ситуации организации в 2016 г. была предоставлена субсидия из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Минфин ответил на вопрос о возврате средств субсидии в бюджет.
Дебиторская задолженность в налоговом учете: порядок признания и списания
Дебиторская задолженность: понятие и виды
При предоставлении контрагентам займов и продаже товаров с отсрочкой платежа у организации образуется так называемая дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство (например, при переплате налогов и страховых взносов). Также под этим термином часто понимают и совокупность имущественных требований налогоплательщика к своим непосредственным контрагентам и любым третьим лицам, являющимся его должниками.
Дебиторскую задолженность принято подразделять на:
В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство.
2. Дебиторскую задолженность принято подразделять на просроченную и непросроченную, срок погашения которой еще не наступил.
3. В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
4. Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
5. Списание долга само по себе нельзя рассматривать в качестве аннулирования задолженности. Эта задолженность отражается на балансе в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Сомнительной признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, но по ней еще не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 266 НК РФ). По сомнительной задолженности организации праве создавать специальные резервы за счет своей прибыли, включая соответствующие отчисления в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного периода. Именно за счет этого резерва будет в дальнейшем происходить покрытие долгов, которые организация не сможет вернуть со своих должников.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период либо 10% от выручки за прошедший год (п. 4 ст. 266 НК РФ). Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов, которыми признаются нереальные к взысканию долги перед налогоплательщиком, вернуть которые даже в судебном порядке не представляется возможным.
Безнадежную задолженность, которая превышает величину резерва по сомнительным долгам, налогоплательщики вправе списать, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль и, как следствие, налог к уплате. Напомним, под списанием здесь понимается операция по отнесению/включению безнадежных долгов в состав внереализационных расходов организации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Какую задолженность можно списать
Говоря о задолженности, подлежащей списанию, в первую очередь имеют в виду те долги, по которым истекли сроки исковой давности и налогоплательщик утратил возможность их вернуть в судебном порядке.
Напомним, общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а по обязательствам с определенным сроком исполнения – с момента окончания срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Однако задолженность, по которой истек срок исковой давности, является далеко не единственной, которая признается нереальной к взысканию и подлежит списанию. Наряду с долгами с истекшими сроками исковой давности, налогоплательщикам разрешается списать (п. 2 ст. 266 НК РФ):
Если у организации есть какие-либо из перечисленных долгов, она может их списать, проведя инвентаризацию и издав приказ о ликвидации задолженности. При этом стоит учитывать особенности применения каждого из указанного выше основания признания задолженности безнадежной.
К примеру, сам по себе факт банкротства должника и завершение в его отношении конкурсного производства не позволяет признать его долг безнадежным и списать его в состав расходов при расчете налога на прибыль. В настоящее время налоговики выступают категорически против списания долгов фактически ликвидированных контрагентов, сведения о которых еще присутствуют в ЕГРЮЛ.
В письме Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813 отмечается, что датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из ЕГРЮЛ. Только после исключения должника из реестра налогоплательщик получает возможность списания такой задолженности в расходы.
В то же самое время исключение ИП из ЕГРИП не является законным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию. Дело в том, что ИП как физлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ).
Поэтому после прекращения гражданином деятельности в качестве ИП он продолжает нести перед организацией имущественную ответственность по своим обязательствам. И долги такого физлица можно списать в расходы только после признания его банкротом и освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов (письмо Минфина от 16.09.2015 № 03-03-06/53157).
Обязательные условия для списания безнадежной задолженности
Списанию долга должна предшествовать инвентаризация сомнительных долгов, в рамках которой организация проверяет наличие безнадежных долгов. Такая инвентаризация может проводиться регулярно в конце каждого отчетного периода.
Инвентаризация проводится на основании приказа или распоряжения руководителя организации. По ее итогам оформляется акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88) и справка к данному акту, в которой отражаются суммы выявленных долгов с указанием должников и подтверждающих первичных документов.
В случае утраты таких документов организация должна их восстановить. Восстановление первичных документов может осуществляться как в рамках инвентаризации, так и в соответствии с отдельным порядком, установленным руководителем организации (письмо Минфина от 13.11. 2020 № 02-07-10/99509).
Проведя инвентаризацию и обнаружив по ее итогам долги с истекшими сроками исковой давности и иную безнадежную задолженность, руководитель организации издает приказ о списании такой дебиторской задолженности.
Списание дебиторской задолженности в налоговом учете
Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов организации (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). У некоммерческих организаций безнадежные долги относятся на увеличение расходов.
При наличии нескольких таких оснований задолженность списывается в том периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания ее безнадежной (письмо Минфина от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373).
Что касается налоговой отчетности, то списанные долги отражаются в Приложении № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
Недоимка по налогам: что это такое, порядок взыскания, последствия
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Недоимка по налогам: что это такое, порядок взыскания, последствия
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.
Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?
Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.
Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?
Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.
Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).
Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.
Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.
Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.
Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.
Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.
Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.
Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:
Почему может образоваться недоимка
Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:
В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.
Ответственность за неуплату налога и возможные последствия
Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.
Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.
Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.
Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.
Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.
Порядок и сроки взыскания недоимки
Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.
Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)
Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:
В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.
Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.
Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:
Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.
Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.
Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.
Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.
Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов
Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.
Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.
В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:
Решение отзовут, в частности, если:
Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.
Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.
Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.
Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании
Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).
Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).
Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.
Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество
Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.
Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.
Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.
Когда недоимку признают безнадежной
Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:
После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.
Подведем итог
Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.
В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.
Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.
Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.