Что такое нетто импортер

Что такое импорт и какой он бывает

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Слово «импорт» для человека, выросшего на территории бывшего СССР, несет гораздо больше смыслов, чем для гражданина другой страны. «Импортный товар» сродни качественному, редкому и уникальному. Но времена меняются, и все больше мы применяем слово «импорт» для обозначения обычной торговой операции по перемещению на территорию страны товаров, произведенных на других территориях.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Официальное определение импорта, которое дает экономический словарь, выглядит так:

Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке без обязательств по обратному вывозу. Импорт может регулироваться таможенными пошлинами, а также нетарифными методами (количественными ограничениями, системой лицензирования).

Итак, импорт — это прежде всего то, что ввозится из других стран, а во-вторых, импортные товары будут попадать в оборот на внутреннем рынке, то есть будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи.

Откуда появился импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Слово это древнее, корнями уходящее в латиницу. Дословно его можно перевести как «доставить в порт». С древних времен моря и реки были основными транспортными артериями между государствами и городами. И в каждом городе на морском побережье или у большой реки был свой порт или пристань. Корабли и лодки с местными товарами отправлялись в соседние земли, это был экспорт, а возвращались обратно уже с заморскими диковинками обратно. Точно также в порты приходили купцы из других городов и государств.

Так что экспорт и импорт — это древнейшие экономические операции, тысячелетиями остававшиеся неизменными. Сегодня суть импорта сохранилась, но многообразие законодательства Российской Федерации и других государств вводит градацию импорта.

Какие есть виды импорта

Что такое нетто импортер. Смотреть фото Что такое нетто импортер. Смотреть картинку Что такое нетто импортер. Картинка про Что такое нетто импортер. Фото Что такое нетто импортерВсе виды импортных операций обычно делят на две больших категории:

Еще один вид классификации импорта — это разделение его на прямой и косвенный:

По типу ввозимой продукции импорт также делят на видимый и невидимый:

К категории невидимого импорта можно отчасти отнести и инвестиционный. По сути, это импорт капитала, то есть когда компания или частное лицо, которые не являются резидентами, вкладывают свои средства в национальную экономику.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

По уровню цены на ввозимую продукцию также выделяют так называемый демпинговый импорт. Суть его в том, что товар ввозится по цене значительно ниже среднерыночной. Но демпинговый импорт может быть вполне легальным, если предприятие-импортер имеет льготы, получает субсидии или освобождено от уплаты пошлин или если предприятие-экспортер самостоятельно снизило цену на свой товар.

По требованиям и ограничениям со стороны государства выделяют импорт лицензируемый и нелицензируемый.

Серый импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Но иногда для уменьшения размера таможенной пошлины, налоговых сборов и других затрат импортеры указывают в документах недостоверную информацию. Например, вместо дорогой одежды заявляют сырье для шитья (ткани и фурнитура), вместо целого прибора указывают запасные части к нему и т.д. Еще один вариант снизить таможенные расходы — указать цену товара значительно ниже среднерыночной. Еще один способ указать неверную информацию — это указать неверно страну происхождения товара, а именно — заменить ее на ту, в отношении которой есть больше преференций. Мы предостерегаем вас от таких махинаций.

Чем чревато использование таких схем? В первую очередь, если таможенная служба обнаружит, что груз не соответствует документам, предприятие-импортер должно будет заплатить штраф и полновесную пошлину.

Параллельный импорт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Еще один формат импортных операций, которые считаются незаконными, это так называемый параллельный импорт. Суть операции в том, что на территорию страны ввозится товар, на который у поставщика нет права интеллектуальной собственности. Например, предприниматель закупил в Китае партию фирменный кроссовок известного бренда. Эти кроссовки он приобрел в фирменном магазине, товар не является контрафактным. Однако на территорию России такие кроссовки может ввозить только сам производитель или его авторизованный дистрибьютор.

Таким образом, наш предприниматель ввозит товар без фактического разрешения правообладателя, тем самым нарушая исключительное право на товарный знак. И это событие может быть приравнено к ввозу контрафактной продукции. Отсюда риски для предпринимателя: товар может быть признан контрафактным, конфискован, а сам импортер оштрафован.

Как видим, тема экспорта и импорта существует столько же, сколько существует торговля. Отношения между продавцами и покупателями регулируются международными соглашениями и национальным правом, а понятие импорта можно трактовать шире, чем просто поставку товаров из-за границы.

Автор статьи: Ирина Николаева

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Источник

Брутто и нетто: что это такое и чем отличаются 12:00, 5 августа 2021 Версия для печати

Брутто и нетто — эти термины используют в различных отраслях: энергетике, торговле, при расчете зарплат в ряде стран. Владеть терминами, понимать их различие необходимо и тем, кто соприкасается со сферой грузоперевозок.

Рассмотрим в этом материале, что представляют собой масса нетто и масса брутто.

Масса и вес брутто и нетто

Слова brutto и netto — итальянские, в прямом переводе они обозначают «грязный» и «чистый» соответственно. В логистике и торговле понятия раскрываются следующим образом. Под брутто (gross weight) подразумевают полную, «неочищенную» массу продукта, включая массу упаковки: непосредственно товарной, к примеру обертки конфет, и внешней для транспортирования — мешки, коробки, контейнеры, паллеты. В международных грузоперевозках встречается и определение полубрутто, а именно вес товара без учета внешней тары.

Нетто или net weight — чистая масса продукта за вычетом упаковочных материалов. Скажем, чистый вес овощей и фруктов без учета коробов, в которых они перевозятся. Если товар невозможно отделить от первичной тары, используют термин полунетто. Так, он будет применим к бутыльку духов, пачке сигарет или тубе зубной пасты.

Нетто и брутто указывают в килограммах. Килограмм, в свою очередь, является единицей измерения массы — физической величины, которая определяет инерционные и гравитационные свойства тел. В повседневном употреблении синонимом массы выступает вес — другое физическое понятие, сила, с которой тело действует на опору (ее измеряют в ньютонах). На товарных упаковках можно найти как пометки «масса нетто», «масса брутто», так и указания «вес нетто», «вес брутто».

Расчет брутто

Брутто — величина всегда большая, чем нетто. Чтобы ее рассчитать, необходимо вычислить сумму нетто и массы тары или упаковки.

Пример: 18 килограммов бананов — вес нетто. Прибавляем к нему 2 килограмма — массу ящика для перевозки плодов. Получаем 21 килограмм — вес брутто.

Иногда масса тары может быть больше массы содержимого. Например, при транспортировке ценного технического оборудования. Но чаще упаковка весит меньше самого товара. Когда ее масса не выше 1% от массы продукта, применяют термин брутто за нетто. Чаще всего это определение встречается в пищевой промышленности, а также в нефтеперерабатывающей. Так, брутто нефти — это сумма массы чистого продукта и разнообразных примесей.

Смежные понятия

Помимо нетто и брутто в сфере логистики важно владеть и другими терминами. К ним принадлежат:

Некоторые правила

При подготовке к перевозке грузов необходимо определить и вес брутто, и вес нетто.

«Чистая» масса груза понадобиться при расчете таможенных сборов. «Грязная» — для авиафрахта (воздушной перевозки товаров), в международных перевозках массу брутто также применяют при расчете ставки груза за килограмм.

Источник

Нетто-импортер

Что такое нетто-импортер?

Нетто-импортер – это страна, которая покупает у других стран больше с точки зрения глобальной торговли, чем продает им в течение определенного периода времени. Страны производят товары на основе ресурсов, имеющихся в их регионе. Когда страна не может производить конкретный товар, но все еще хочет его, эта страна может купить его в качестве импорта из других стран, которые производят и продают этот товар.

Нетто-импортера можно сравнить с нетто-экспортером, то есть страной, которая продает за границу больше, чем покупает.

Ключевые выводы

Понимание Net Importer

Нетто-импортер – это страна или территория, стоимость импортируемых товаров и услуг которой выше, чем ее экспортируемые товары и услуги за определенный период времени. Чистый импортер по определению имеет дефицит текущего счета в совокупности. Однако он может также иметь индивидуальный дефицит или профицит с конкретными странами или территориями в зависимости от типов продаваемых товаров и услуг, конкурентоспособности этих товаров и услуг, обменных курсов, уровней государственных расходов, торговых барьеров и т. Д.

В США Министерство торговли ежемесячно ведет статистику экспорта и импорта на многочисленных табличных дисплеях.Согласно их совокупным подсчетам, одними из самых крупных категорий товаров, которые в настоящее время импортируют США, являются продукты питания и напитки, масло, легковые автомобили, автомобильные запчасти и аксессуары, фармацевтические препараты, сотовые телефоны и компьютеры.  Важно отметить, что страна может быть нетто-импортером в одной области, а в других – нетто-экспортером. Например, Япония является нетто-экспортером электронных устройств, но для удовлетворения своих потребностей ей приходится импортировать нефть из других стран.

Пример: США как нетто-импортер

Соединенные Штаты, гигантский потребительский гигант, десятилетиями были нетто-импортером. Несмотря на то, что эта страна выделяется рядом ведущих экспортных товаров и услуг – пассажирские самолеты, заводское оборудование, роскошные автомобили, соевые бобы, фильмы (Голливуд) и банковские услуги, и многие другие, – американцы любят покупать вещи, а страны вокруг мир счастливы кормить зверя. Быть нетто-импортером – не обязательно плохо, но наличие хронического и растущего торгового дефицита с течением времени создает множество проблем.

В 2020 году импорт превысил экспорт на 678,7 миллиарда долларов.Экспорт составил 2131,9 миллиарда долларов, импорт – 2 810,6 миллиарда долларов.  Основная проблема этих значительных торговых дефицитов заключается в том, что они должны финансироваться для поддержания счета платежного баланса. Основным средством финансирования дефицита текущего счета являются заимствования у других стран. Непрерывные продажи казначейских облигаций основным торговым партнерам, чистым импортером которых являются США, создали определенную зависимость от этих кредиторов, которая, по мнению некоторых, может в будущем привести к политической или экономической опасности.

Напротив, Саудовская Аравия и Канада являются примерами стран-нетто-экспортеров, потому что у них есть много нефти, которую они затем продают другим странам, которые не могут удовлетворить спрос на энергию внутри страны.

Плюсы и минусы чистого импортера

Быть нетто-импортером означает, что у страны есть торговый дефицит. Преимущество торгового дефицита в том, что он позволяет стране потреблять больше, чем производить. В краткосрочной перспективе торговый дефицит может помочь странам избежать нехватки товаров и других экономических проблем. Торговый дефицит также может возникать из-за того, что страна является очень желательным местом для иностранных инвестиций. Например, статус доллара США как мировой резервной валюты создает высокий спрос на доллары США. Иностранцы должны продавать товары американцам, чтобы получить доллары.

Торговый дефицит может создать серьезные проблемы в долгосрочной перспективе. Худшая и самая очевидная проблема заключается в том, что торговый дефицит может способствовать своего рода экономической колонизации. Если в стране постоянно наблюдается торговый дефицит, граждане других стран приобретают средства для скупки капитала в этой стране. Это может означать новые инвестиции, которые повышают производительность и создают рабочие места. Однако это может также включать простую скупку существующих предприятий, природных ресурсов и других активов. Если эти покупки продолжатся, иностранные инвесторы в конечном итоге будут владеть почти всем в стране.

Источник

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Базовые знания для начинающего импортера

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.

Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA Berlin, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Это счет на оплату, где указаны:

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожным транспортомМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
СамолетомГрузовая авианакладная, AWB
ПоездомЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
КораблемКоносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

За что могут оштрафовать импортера

Т⁠—⁠Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *