Что такое нестандартная ситуация на ж д транспорте
Определение порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях
разработка материала практичесеого занятия по теме.
Просмотр содержимого документа
«Определение порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях»
Определение порядка действий в аварийных и нестандартных
Цель: закрепить знания по порядку действия в аварийных и нестандартных ситуациях на железнодорожном транспорте.
Оборудование: инструкционная карта практического занятия, ПОЛОЖЕНИЕ об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных; с нарушением правил безопасности движении и эксплуатации железнодорожного транспорта
событий на инфраструктуре ОАО «РЖД» http://base.garant.ru/70878628/.
Краткие теоретические сведения http://sudact.ru/law/prikaz-mintransa-rf-ot-21122010-n-286
Нестандартная ситуация — непредвиденные изменения условий в работе, которые имеют определенные последствия и делают невозможным полностью или частично выполнение принятых обязательств.
Аварийная ситуация — условия, отличные от условий нормальной перевозки которые могут привести или провели к столкновению грузовых поездов с другими грузовыми поездами или железнодорожным подвижным составом; сходу железнодорожного подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта.
Порядок действия в случае обнаружения в поезде колес идущих юзом или колес, которые издают сильные удары из-за ползунов. В случае обнаружения дежурным по станции, или любым другим работником железной дороги в поезде неисправности, требующей остановки поезда (колеса, идущие юзом или колеса, которые издают сильные удары из-за ползунов), они обязаны принять меры к остановке поезда. После проследования поезда, имевшего в своем составе колесную пару с ползуном (выбоиной) размером более 2 мм, пропуск поездов, осуществляются осмотр рельсов и стрелочных переводов на участках прохода такой колесной пары. При обнаружении поврежденных ползуном рельсов и стрелочных переводов порядок следования поездов впредь до их замены устанавливается работником, проверяющим железнодорожный путь, по должности не ниже бригадира пути.
Порядок действий поездного диспетчера и дежурного по станции в случае, когда поезд, следующий на станцию, потерял управление тормозами или при уходе вагонов со станции на перегон. ДСП, получив сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами, обязан в зависимости от поездной обстановки и при наличии свободного пути на станции незамедлительно приготовить маршрут приема поезда на свободный путь и по согласованию с ДНЦ принять одно из следующих решений:
организовать всеми возможными средствами остановку поезда (установка тормозных башмаков, использование локомотива);
в случае невозможности остановки поезда обеспечить его пропуск наследующий свободный перегон;
направить поезд в улавливающий, предохранительный тупик или на другие железнодорожные пути, на которых возможна вероятность остановки поезда или снижения степени последующих тяжелых последствий;
в случае отсутствия свободных путей, улавливающих, предохранительных тупиков и подъездных железнодорожных путей, а также невозможности остановки поезда с помощью тормозных башмаков или локомотива, направить поезд на один из железнодорожных путей, занятых подвижным составом, в котором нет вагонов с людьми, загруженных ВМ и другими опасными грузами, при этом используя все виды связи, информировать работников, находящихся на территории станции и, особенно, в зоне надвигающейся опасности, связанной с приемом неуправляемого поезда.
Порядок действий при возникновении пожара в поезде. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону машинист должен:
остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов). Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров;
подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала); сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей железнодорожной станции для вызова пожарных подразделений.
До получения приказа энергодиспетчера о снятии напряжения в контактной сети и ее заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления (до снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м).
Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.
Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.
Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия пожарных подразделений осуществляется:
на железнодорожной станции — начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие дежурным по станции;
на перегоне — локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой; во всех остальных случаях — локомотивной бригадой.
Порядок действий в случае получения сообщения о минировании поезда или совершения террористического акта в поезде. При получении устного сообщения о минировании поезда локомотивная бригада должна:
запомнить внешние признаки заявителя, а также сведения о месте взрыва или заложения взрывного устройства, времени его срабатывания, полученную информацию немедленно передать поездному диспетчеру, дежурному по ближайшей станции;
при следовании с грузовым поездом, по согласованию с ДНЦ и ДСП ближайшей станции принять меры к снижению скорости до 40 км/ч и следовать до станции, указанной ДНЦ;
при следовании с пассажирским поездом сообщить об этом начальнику поезда, а при невозможности вызова начальника поезда по радиосвязи, остановить поезд и передать полученную информацию проводнику первого вагона;
далее следовать до станции, указанной ДНЦ, со скоростью не более 25 км/ч;
по прибытии на станцию остановить поезд в месте, указанном дежурным по станции, и далее руководствоваться его указаниями;
при необходимости принять участие в эвакуации пассажиров.
Классификация случаев нарушения безопасности движения поездов:
столкновения и сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы, или вагоны до степени исключения их из инвентаря либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта, или нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек);
происшествия, связанные с несанкционированным движением по железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным путям необщего пользования автотракторной техники;
происшествия на железнодорожных переездах;
происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов.
прием поезда на занятый путь;
отправление поезда на занятый перегон;
развал груза в пути следования;
излом оси, осевой шейки или колеса;
излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
обрыв хребтовой балки подвижного состава;
ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;
неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;
затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры или подвижного состава, связанные с несоблюдением условий безопасности движения, вызвавших полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более;
прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или локомотивом);
отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;
неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом которой явилась его отцепка в пути следования;
неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной станции;
повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;
отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
излом рельса под поездом;
саморасцеп автосцепок в поездах
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за нагрева буксы или других технических неисправностей.
Ознакомиться с материалами сайта
Проанализировать аварийную ситуацию.
Название и цель работы.
Ответы на контрольные вопросы.
Рассказать, что такое нестандартная ситуация, аварийная ситуация.
Определить службу, виновную в создании данной аварийной ситуации
Описать порядок действия работников станции, получивших сообщение о следовании поезда, потерявшего управление тормозами.
Описать порядок действия работников железнодорожного транспорта в случае обнаружения в поезде колес, идущих юзом или колес, которые издают сильные удары из-за ползунов.
К какому виду нарушения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте относится данный случай?
Примечание: Для ответа на 5 вопрос необходимо воспользоваться нормативно правовым документом.
Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях.
Доклад
Выполнил студент группы БрЭТ-311
Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях.
Успешные действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандарт-ных ситуациях непосредственно зависят от знания и точного выполнения ими Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации. и Инструкции по движению поездов и маневровой работе, отраслевых и местных инструкций, а также действующих на данный момент приказов, распоряжений и указаний вышестоящих органов. Особое значение имеет четкое взаимодействие работников смежных служб, которое может быть обеспечено только умелым руководством со стороны диспетчерского аппарата дорог и отделений.
Как показал ряд крупных крушений и аварий на железных дорогах, и в частности на станции Каменская Юго-Восточной дороги в августе 1987 г., действия причастных к движению поездов работников в подобных ситуациях не регламентированы. Локомотивные бригады, дежурный по станции, поездной диспетчер оказались не в состоянии не только предотвратить крушение, но и уменьшить последствия столкновения потерявшего управление грузового поезда с пассажирским. Тяжелые последствия, повлекшие значительные человеческие жертвы, побудили Министерство путей сообщения разработать специальный регламент действий работников, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях. В соответствии с регламентом к таким ситуациям отнесены:
нарушение графика движения поездов; пропуск по участку пассажирского поезда, не предусмотренного расписанием;
потеря управления тормозами поезда, следующего по затяжному спуску на станцию; уход вагонов со станции на перегон; остановка поезда на затяжном подъеме; сход вагонов на перегоне;
внезапное повреждение контактной сети или другах устройств электроснабжения.
Для ускорения передачи информации при возникновении аварийных ситуаций вводится единый сигнал: “Внимание, внимание! Слушайте все!“. Эти слова передаются работниками, которые обнаружили возникновение подобной ситуации, по всем имеющимся средствам связи — радио, селектор, телефон.
Далее раскрываются действия работников, связанных с движением, в том числе поездного диспетчера, в случае возникновения перечисленных аварийных и нестандартных ситуаций.
Нарушение графика движения поездов. При Нарушении графика движения поездов на участке, в результате чего опаздывают пассажирские поезда, поездной диспетчер сообщает всем дежурным по станциям порядок их пропуска по участку.
Дежурный по станции при приеме опаздывающих пассажирских поездов в момент появления их на первом участке приближения информирует по радио машиниста о порядке приема или проследования их по путям станции. Машинист подтверждает полученную информацию.
Со своей стороны машинисты всех поездов в условиях нарушения графика при подходе к станции и следовании по путям станции вызывают по радиосвязи дежурного по станции для уточнения дальнейшего порядка следования. Дежурный по станции отвечает машинисту и информирует его о дальнейшем следовании поезда.
Пропуск пассажирского поезда, не предусмотренного расписанием. Получив сообщение о пропуске пассажирского поезда, не предусмотренного расписанием, поездной диспетчер намечает на графике исполненного движения время
проследования этого поезда по всем станциям участка и доводит данное расписание до дежурных по станциям и машиниста.
Дежурный по станции доводит сведения о пропуске поезда до причастных работников станции, дежурного по депо и работников ПТО. Дежурный по депо при необходимости выделяет машиниста, знающего профиль участка и местные условия вождения поездов.
При приеме поезда на станцию или сквозном его пропуске дежурный по станции по радио поддерживает связь с машинистом, сообщая ему путь приема и порядок следования по станции. Машинист подтверждает полученную информацию. Машинист информирует по радиосвязи начальника поезда о порядке следования, который доводит его до проводников вагонов.
Прием на станцию поезда, потерявшего управление тормозами. При обнаружении неисправности тормозной системы в поезде машинист немедленно применяет имеющиеся средства на локомотиве (песок, прямодсйствующий тормоз, контрток) и одновременно по радиосвязи сообщает поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, машинистам других поездов, находящихся на перегоне, по форме: “Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист поезда следующего по перегону
Дежурный по станции, приняв сообщение о приближении неуправляемого поезда, должен:
при наличии свободного пути на станции немедленно приготовить маршрут приема поезду на этот путь;
далее по согласованию с поездным диспетчером принимать эффективные меры к остановке поезда на станции (установка тормозных башмаков, использование локомотива);
в случае невозможности остановки поезда на станции обеспечить его пропуск на впереди лежащий перегон, если это не угрожает пассажирскому поезду;
направить поезд в улавливающий или предохранительный тупик, на другие пути, на которых можно остановить поезд или уменьшить возможные последствия;
при отсутствии свободных путей, улавливающих, предохранительных тупиков, подъездных путей, а также невозможности остановки поезда с помощью тормозных башмаков или локомотива направить его на занятый путь, если там нет вагонов с опасным грузом и людьми.
Аналогичные действия должны выполняться на последующей станции независимо от возможной остановки поезда на перегоне.
Если на перегоне оказался поезд встречного направления, то поездной диспетчер и дежурный по станции обязаны довести сложившуюся ситуацию до машиниста этого поезда любыми возможными способами. В этом случае машинист должен остановиться, затормозить поезд, отцепиться от состава, отъехать от него на возможно большее расстояние и принять меры к остановке неуправляемого поезда, соблюдая меры личной безопасности.
Уход вагонов со станции на перегон. Получив сообщение об уходе вагонов, дежурный по станции немедленно информирует по громкоговорящей связи или другими способами всех работников, находящихся на путях, которые при-нимают меры к задержанию вагонов. Если вагоны удержать не удалось и они проследовали на перегон, дежурный по станции немедленно сообщает об этом поездному диспетчеру, дежурному по соседней станции и по радио машинистам находящихся на перегоне поездов.
Дежурный по соседней станции, в сторону которой ушли вагоны, принимает меры к остановке вагонов (готовит маршрут в предохранительный тупик, на вытяжной путь, в направлении сбрасывающего устройства), предупреждает работников станции и дежурных по переездам, готовит тормозные башмаки для их установки под вагоны. Не допускается прием вагонов на путь, занятый пассажирским поездом. При необходимости навстречу вагонам направляется свободный локомотив или локомотив с вагонами, машинист которого принимает вагоны на себя, соблюдая меры личной безопасности.
Машинист грузового поезда, получив сообщение о движущихся ему навстречу вагонах, останавливает поезд экстренным торможением и направляет помощника машиниста с башмаками навстречу вагонам. Закрепив состав и отцепив локомотив, машинист следует навстречу движущимся вагонам. Если в зоне видимости показались вагоны, локомотив останавливается и приводится в нерабочее положение и покидается машинистом. Помощник устанавливает башмаки, соблюдая меры личной безопасности.
Машинист пассажирского поезда после остановки дает команду поездной бригаде привести в действие ручные тормоза. В остальном действия аналогичны указанным. Машинист моторвагонного подвижного состава немедленно затормажи-вает состав и принимает меры к безопасной эвакуации пассажиров.
Вынужденная остановка поезда на перегоне, в том числе на затяжном подъеме. При вынужденной остановке поезда на перегоне из-за самопроизвольного срабатывания автотормозов машинист локомотива немедленно сообщает по радио машинистам следующих за ним поездов и дежурным по станциям, ограничивающим перегон.
Помощник машиниста по указанию машиниста направляется к месту разъединения, проверяет наличие хвостовой части и принимает меры к ее закреплению. При обрыве автосцепки, хомута или хребтовой балки устанавливает неисправность и сообщает машинисту причину разъединения состава. Машинист после этого сообщает поездному диспетчеру и дежурным по станциям о возможности следования поезда или вывода с перегона.
При саморасцепе в составе пассажирского поезда помощник машиниста проверяет действие механизма автосцепки и при его исправности сцепляет вагоны. При неисправности механизма автосцепки помощник машиниста с помощью поездной бригады заменяет его за счет снятия с хвостового вагона или локомотива.
При саморасцепе в составе грузового поезда помощник машиниста проверяет действие механизма автосцепки и при ее исправности сцепляет вагоны, приняв предварительно меры против ухода хвостовой части. При неисправности механизма автосцепки помощник сцепляет вагоны, используя деревянный клин для заклинивания сигнальных отростков замков автосцепок. После сцепления и соединения тормозных рукавов проводится сокращенное опробование тормозов. При
этом машинист и помощник руководствуются требованиями ИДИ.
Поездной диспетчер, получив информацию от машиниста, извещает ближайший ПТО вагонов о необходимости тщательного осмотра и ремонта в составе данного поезда. Дежурный по станции, получив сообщение об обрыве автосцепки на затяжном подъеме и угрозе ухода хвостовой части состава с перегона на станцию, обязан обеспечить безопасность движения поездов порядком, изложенным ранее.
В случае вывода состава по частям с перегона поездной диспетчер и другие причастные работники действуют в соответствии с ИДП.
Сообщение передается для восприятия машинистами следующих по перегону поездов, дежурными по станциям и поездным диспетчером, которые, получив сообщение, отвечают по радио. Особое внимание обращается на ответ машинистов поездов, следующих следом и навстречу по соседнему пути. Одновременно машинист включает буферные фонари красного цвета. Помощник машиниста направляется ограждать место схода вагонов порядком, предусмотренным ИСИ.
Все машинисты поездов, находящихся в зоне действия радиосвязи на данном перегоне, услышав сообщение, начатое словами: “Внимание!
Слушайте всё!“, должны внимательно его выслушать и принять меры к безопасному ведению поезда, т. е. снизить скорость и остановиться не менсс чем за один блок-участок перед остановившимся поездом.
Дежурные по станциям, ограничивающим перегон, и машинисты поездов, находящихся на перегоне, должны ответить машинисту, передавшему информацию, начатую словами “Внимание! Слушайте все!“, и немедленно доложить ДНЦ. Поездной диспетчер вызывает машинистов вслед идущего поезда и следующего по соседнему пути и дополнительно сообщает об остановке поезда вследствие схода подвижного состава.
Машинист остановившегося поезда при появлении встречного поезда по соседнему пути вызывает его по радио и сообщает об опасности. Одновременно подает сигналы кратковременным миганием прожектора до получения ответного аналогичного сигнала. Машинист встречного поезда, восприняв сигналы и сообщение по радио, применяет экстренное торможение, подает ответный сигнал прожектором и дальнейшие действия согласовывает с машинистом остановившегося поезда.
При обнаружении любым работником железнодорожного транспорта (хозяйства электроснабжения, пути, сигнализации и связи, вагонного хозяйства, локомотивного, перевозок и других) неисправности контактной сети (провисание проводов, разрушение изолятора, наклон фиксатора, обрыв струны, наклон опоры и т. п. без нарушения габарита) необходимо оградить опасное место и подавать машинистам сигнал “Опустить токоприемник“.
В случае обрыва контактной сети, падения фиксатора, консоли, опоры с нарушением габарита место немедленно ограждается, как внезапно возникшее препятствие. О повреждении сообщается энсргодиспстчеру, поездному диспетчеру, дежурному по станции, машинистам поездов.
При одновременном отключении электроснабжения устройств контактной сети и СЦБ на одном перегоне или станции энергодиспетчер уведомляет поездного диспетчера и восстанавливает электроснабжение в такой последовательности: электропитания устройств СЦБ (основное или резервное); электроснабжение устройств контактной сети; электроснабжение устройств СЦБ от второго источника питания.
Дежурный по станции, получив сообщение о наличии “толчка“ в пути, прекращает отправление поездов на этот перегон, сообщает об этом машинистам ранее отправленных поездов, а также поездному диспетчеру и дорожному мастеру или бригадиру пути.
Машинисты вслед идущих поездов, приняв сообщение о “толчке“, обязаны проследовать опасное место со скоростью не более 25 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться. О выявленных на указанном месте недостатках машинйсты информируют машинистов вслед идущих поездов и дежурного по станции. При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, поезд останавливается и движение возобновляется после устранения неисправности. Дорожный мастер (бригадир пути) отправляется на опасное место и принимает меры к устранению неисправности.
Если “толчок» был в темное время суток и неисправность обнаружить не удалось, то устанавливается ограничение скорости, которое продолжает действовать до устранения неисправности после повторного обследования в светлое время суток.
Следование поездов по перегону с затяж-ным спуском. После отправления на перегон, имеющий затяжной спуск, пассажирского поезда дежурный по станции открывает выходной сигнал следующему поезду только при свободности не менее двух блок-участков. Кроме того, дежурный по станции предупреждает машиниста о том, что он следует за пассажирским поездом.
Машинист поезда, следующего по перегону с затяжным спуском, в случае увеличения перегонного времени хода на 10 мин и более обязан сообщить об этом дежурному по станции отправления и поездному диспетчеру.
На станциях, предшествующих затяжному спуску, где предусмотрено полное опробование тормозов с десятиминутной выдержкой, производят его после того, как убедились, что магистраль в поезде не имеет перекрытия концевого крана или пробок, замером давления в хвосте поезда манометром после снижения давления машинистом на 0,5—0,7 кгс/см2. Осмотрщик хвостовых вагонов должен убедиться в свободном проходе воздуха, с натуры записать номер вагона, значение выхода штока, лично вписать эти данные в справку о тормозах формы ВУ-45 и расписаться.
Поездные диспетчеры и дежурный по отделению при возникновении аварийной или нестандартной ситуации должны контролировать правильность действий работников, связанных с движением, и давать им указания, направленные на нормализацию поездной обстановки и обеспечивающие безопасность движения поездов.