Что такое несплошной текст
Презентация по теме » Сплошной и несплошной текст»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Сплошной» и «несплошной» тексты Составила учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ ООШ с. Новопавловка Елистратова Е.А
Где мало слов, там вес они имеют. Уильям Шекспир Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Джонатан Свифт Искусство писать – это искусство сокращать. А. П. Чехов
Все тексты делятся на cплошные (без визуальных изображений) несплошные (с визуальными изображениями) Так, в нашей гимназии, основывающей учебно-воспитательный процесс не только на традиционных, но и на инновационным технологиях, уже много лет работает научное общество учащихся, которые осуществляют исследовательскую работу по интересующим их темам в различных школьных предметах. В настоящий момент особенно актуальна проектная деятельность, которая предполагает положительные результаты в приобретении новых знаний и расширении обучающего пространства.
Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование) инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы).
Несплошные тексты: графики диаграммы таблицы карты схемы визитки формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления.
Правила чтения несплошных текстов 1. Что я вижу перед собой? (Например, передо мной визитка, диаграмма и т. д.) 2. О чем в ней (в нем) сообщается? (В ней (визитке) даются сведения о фотографе и т.д.) 3. Расскажи о содержащейся информации. (Например, фотограф Алексей делает фотографии свадеб, праздников, корпоративов. Кроме того, он выполняет монтаж и печать фотографий. Его № тел. такой-то.) 4. Для чего нужно было представлять информацию в виде несплошного текста? (в виде визитки, диаграммы, рекламы, схемы, анкеты и т.д.) (Например, из визитки можно точно узнать о человеке, его роде деятельности и как с ним связаться). Пример перевода информации театрального билета в сплошной текст: Передо мной билет на спектакль по пьесе Шекспира «Гамлет». Показ состоится 25 октября 2008 года в Московском театре классического спектакля. Начало – в 19.00. Владелец билета заплатил 2000 рублей. Смотреть пьесу он будет в партере, в 3 ряду, на 7 месте.
Пример использования сплошных и текстов на уроке русского языка Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает: ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать); смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный); неполное действие (приоткрыть, присесть); действие доведено до нужного результата (прихлопнуть); сопутствующее действие (присвистывать); действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть). Приставка ПРЕ- пишется: в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный); в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).
Пример использования несплошного текста на уроке русского языка Таблица
Пример использования несплошного текста
Пример использования несплошного текста Диаграмма
Использование несплошного текста
Использование несплошного текста. Диаграмма
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1094281
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения
Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Умение работать с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек, у которого возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
[ecwid_product display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Анализируя современные учебники начальной школы, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов.
Несплошной текст
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят:
Применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе снесплошными текстами.
Алгоритм работы
Приемы работы
*Какой вид несплошного текста мы видим?
*Убедите меня, что указанный мной текст – таблица. (В ней строки, столбцы, записана информация по русскому языку).
*Какой вид несплошного текста перед нами? (Рисунок.)
*Как он назван? («Река времени» российской истории».)
*Предположите о содержании текста на основе заглавия. (В тексте будет говориться об истории России).
*Вычитайте явную информацию. (История государства имеет несколько этапов. Каждый этап сопровождался значимыми событиями в жизни государства.)
*Дети видят на слайде диаграмму, анализируя ее, они понимают, что на планете Земля воды больше, чем суши.
*Прошу доказать данный вывод на другом несплошном тексте «Физической карте полушарий». (По карте тоже видно, что синего цвета – воды Мирового океана на Земле гораздо больше, чем желтого, коричневого и зеленого – суши материков и островов).
*Предлагается сплошной текст о падежах русского языка.
*Приходим к выводу, что текстом ежедневно пользоваться неудобно, нужен опорный конспект. Как правило, дети выбирают для него таблицу. Создается несплошной текст.
Данная система работы дает положительные результаты, так как у обучающихся, при систематической работе с несплошными текстами, повышается способность к решению учебно-практических задач.
[ecwid_product display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Читаем несплошные тексты на занятиях: работа по тактам
В настоящее время особенно остро стоит проблема обучения школьников различным способам мыследеятельности, которая позволяет не просто действовать по образцу или шаблону, а мыслить самостоятельно на основе имеющихся способов.
Отметим, что к познавательным умениям относится и умение ученика работать с информацией, в том числе с текстами,
позволяющее формировать идеального мыслящего читателя, использующего обобщенные способы освоения предметного содержания, что дает им возможность применять их в нестандартных жизненных ситуациях.
Обозначим необходимые детские действия:
Идеальным читателем может стать тот ребенок, который не просто удерживает смысл текста, но и умеет производить с ним (текстом) различные мыслительные виды деятельности.
Это напрямую достаточным образом соответствует уровням таксономии Б. Блума
Понятие «мыслящий читатель» – возможность младшего школьника самостоятельно выбирать способы действия с информацией, представлять результат собственной работы. Если говорить на языке деятельности, то мыслящий читатель сможет осуществлять поиск информации, вычленять и фиксировать нужную информацию, систематизировать и
сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать
ее, оценивать.
В практике выполнения детских действий младший школьник должен научиться выполнять учебные задачи сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и прочее, давались не только в качестве иллюстраций вербально-описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходимы интерпретация текстов, отклик на них, рефлексия и оценка.
Подробнее по работе с функциональным чтение на занятиях с детьми-инофонами можно узнать на вебинаре “ФЧ для дете-инофонов”
Такты работы с текстами
1 такт – предполагает работу педагога под его руководством в сопровождении обучающихся в поиске информации в представленном тексте.
2 такт – дает возможность обучающимся самостоятельно работать с несплошным текстом, используя ранее сформированные навыки вычитывания информации.
3 такт – способствует организации работы по выявлению сходства и различия в представленных форматах несплошного текста.
Пример работы с несплошным текстом
Объектом несплошной информации является билет на междугородний автобус.
Первый такт работы.
Учебная задача: «Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы». Далее учитель задает вопрос или группу вопросов под каждую группу заданий.
Вторая группа заданий: формулирование выводов на основе фактов, имеющихся в тексте
Задание 1. Определи, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Задание 2. Из какого города выезжал автобус? Какова конечная остановка?
Третья группа: интерпретация и обобщение информации.
Задание 1. Какие номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Четвертая группа: анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Задание 1. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
Задание 2. Заполни таблицу необходимой информацией из билета.
Второй такт работы.
Необходимо дать возможность младшим школьникам самостоятельно на другом несплошном тексте добыть информацию как в явном виде, так и в скрытом.
Здесь уместен вопрос учителя: «Какую информацию вы можете найти в билете?»
Ниже мы приводим пример разных автобусных билетов. Задания школьники могут выполнять в группах. В этом случае таблица заполняется группой, а затем рассматриваются варианты выполненных работ в группах.
Третий такт работы.
Третьим тактом становится работа с двумя автобусными билетами, желательно междугородними.
Важным в решении этой учебной задаче становится нахождение общих данных и фактов и выявление разницы в билетах. Ключевой информацией становится при сравнении выявление двух разных данных, которые позволяют прийти к выводу, что путешествует мама с ребенком.
Обучающиеся должны выйти на следующие выводы: тип билета является междугородним, в поездке путешествует взрослый и ребенок, пассажиры сидят на соседних местах. Проблема заключается в выдвижении предположения о разнице стоимости билетов.
Именно такая работа с информацией, направленная на развитие умения преобразовывать и обобщать информацию, позволяют систематизировать знания детей, повышать успеваемость, учить детей мыслить.
Что такое несплошные тексты и как их читать
Екатерина Бунеева
09 апреля 2019 • 18:00
Тексты окружают нас и сопровождают повсюду. И не всегда даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.
Сплошные не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.
В несплошных информация передаётся не только словесным способом. На школьных уроках дети читают и составляют таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Иллюстрация с подписью в учебнике – тоже несплошной текст. А в повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.
Умеем ли мы читать такие тексты? А дети? Чтобы это определить, попробуйте ответить на вопросы:
1.Вы различаете, сплошной это текст или несплошной, обращаете на это внимание?
2. Умеете вычитывать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Можете перевести, например, сплошной текст – в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме?
5. Сможете самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки?
Как читать такие тексты?
Вот самый простой пример: ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Функции знаков препинания в письменной речи», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.
Даны заголовки столбцов таблицы: | Знаки препинания | Какую роль играют | и слова, которые нужно распределить по этим столбцам: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.
Как нужно действовать? Сначала прочитать формулировку задания изучающим чтением. Кстати: читать задания многие школьники не умеют, отсюда и результат получается не очень.
1. Читаем заголовок таблицы: «Функции знаков препинания в письменной речи».
О чём сказано в явном виде? У знаков препинания в письменной речи есть определённые функции. Что читаем «между строк»? Этих функций несколько (использована форма множественного числа – функции). Какой вопрос возникает у читателя? Сколько этих функций и какие они?
2. Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: Знаки препинания. Какую роль играют.
Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать знаки препинания и указать их роль в письменной речи. Здесь есть подтекстовая информация: показано два столбца, значит, все данные слова надо по ним распределить, разделить на две группы.
3. Читаем слова, которые нужно перенести в таблицу: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.
Здесь перечислены все знаки препинания и их группы по функции. Вот ответ на вопрос (см.пункт 1) Подтекст: знаки препинания надо сгруппировать, а поскольку в перечне даны названия трёх групп по функции (завершение, разделение, выделение), а столбцов два, в таблице будет шесть ячеек. В задании об этом напрямую не сказано, но мы эту информацию нашли «между строк».
Результат работы – таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх группах знаков препинания по функции.
Какие читательские умения развиваются при этом?
Прежде всего дети учатся читать задание, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял – правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст (таблицу), переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание.
Это важнейшие, базовые универсальные действия, которые помогают работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.
Статья «Работа с несплошным текстом как способ формирования читательской грамотности»
РАБОТА С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Чугунова Н.П., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Кошки м.р. Кошкинский Самарской области (Россия)
Ключевые слова: несплошной текст; чтение; способ получения информации; интеллект-карта; инфографика; читательская грамотность.
Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить разностороннее и своевременное развитие школьников, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Важно готовить учащихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, которая включает умение понимать информацию, анализировать, интерпретировать и критически её оценивать, ориентироваться в различных источниках информации.
Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. М.И. Скоморохова и С.П. Леонюк справедливо утверждают, что среди всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами. К информационным действиям они относят умение самостоятельно приобретать знания, новую информацию; работать с учебной книгой, справочниками, техническими источниками информации [1, с. 16 – 24].
Методика работы со сплошными текстами (сюда относятся художественные и технические описания, повествования, объяснения, инструкции и др.) отработана и успешно применяется. Информацию в таких текстах легко найти за счёт шрифтовых и цветовых выделений, знаков и символов аппарата ориентировки учебных изданий [2, с. 14 – 20].
Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, тексты, сочетающие в себе несколько разноформатных источников информации.
Ведущие исследователи текстов «новой природы» Е.И. Казакова и Г.В. Данилова отмечают, что в настоящее время фиксируется тенденция качественного изменения природы текста: на смену достаточно традиционной вербальной конструкции, дополненной иллюстрациями и элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), приходят тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, дополненной реальности и других элементов выражения смысла [3, с. 105; 4, с. 53].
Формы несплошных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, приглашения, буклеты, определители, дидактические карточки и т. д.
Важно сформировать навыки работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных. Их передача может осуществляться самыми разнообразными способами: устно, письменно, с помощью телекоммуникационных технологий, посредством сети Интернет и пр.
Среди базовых умений работы с подобной информацией на уроках можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (то есть восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:
¾ различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;
¾ читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
¾ переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
¾ менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
¾ самостоятельно создавать несплошные тексты;
¾ использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
При работе с текстами можно использовать разные виды чтения. Так, чтение-просмотр позволяет предварительно ознакомиться с текстом. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст, чтобы найти какой-либо факт, слово или фамилию. Быстрое чтение – это знакомство с текстом в целом при высокой скорости чтения. При повторном чтении достигается более глубокое осмысление информации. Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Аналитическое чтение позволит критически изучить содержание текста с целью его осознания, когда показано выписать факты, цитаты и пр. При углубленном чтении обращается внимание на детали, их анализ и оценку, выявляются непонятные места текста [5, с. 29].
Вопросы, задания и упражнения по работе с несплошными текстами можно объединить в следующие группы: 1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации; 2) глубокое понимание, интерпретация и обобщение информации текста; 3) применение информации из текста в учебно-практических задачах; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка [6, с. 215].
При работе с несплошными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания; извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде; приведение примеров из текста, подтверждающих данное высказывание; выделение в тексте объяснительного метода исследования; устанавливание истинности суждений с опорой на информацию текста; определение значения терминов и понятий; сопоставление информации из разных частей текста; сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах – текстах и рисунках или фотографиях; описывание на основе текста значений графических символов; устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие.
Примером заданий подобного типа могут выступать «неполные» таблицы, в которых учащиеся должны заполнить пустые ячейки необходимыми фактами, изучив статью учебника (Таблица 1).