Что такое непростительный грех
Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад
Господь всемогущ и всепрощающ. Однако пороки человеческие, насылаемые дьяволом, порой превосходят самые смелые людские фантазии. Невольно задаешься вопросами: как все это может терпеть Господь? Есть ли та грань, за которую переступать нельзя? Бог прощает все грехи, или же есть черта, зайдя за которую, человек теряет всякую надежду на спасение? Существуют ли непростительные грехи?
В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого
Библия четко указывает, что Господь не прощает только один грех — хулу на Духа Святого.
Евангелие от Марка гласит:
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Ему вторит Евангелие от Матфея:
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Подводит черту апостол Павел в Послании к евреям:
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Кажется, что все очевидно, и человек, который возвел хулу на Духа Святого, не спасется и попадет в ад. Но святые отцы, осмыслив слова Христа, пришли к другому выводу.
Смысл слов о хуле на Святого Духа растолковали святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.
Афанасий Великий писал:
«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
Иоанн Златоуст писал о богохульстве так:
«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе…»
Феофилакт Болгарский писал:
«Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».
Отцы церкви говорят, что богохульство – тяжкий грех, однако и от него можно избавиться покаянием.
Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их
Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.
Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.
Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)
Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.
Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:
Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись
Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.
Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.
Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:
Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.
Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.
Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию
Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.
Во-первых, Иисусову молитву:
Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:
Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.
Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.
Хула на Святого Духа — непростительный грех
Последнее обновление 30.06.20
Хула на Святого Духа Матф.12:31-33
Непростительный грех
Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) — хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, человеку невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
(Матф.12:31-33)
Перед комментариями к стихам, предлагаю Вам ознакомиться со статьей на тему: Дух, Святой Дух
Поразительно слышать из уст Иисуса, Спасителя всех людей, слова о непростительном грехе. Это поражает настолько, что некоторые богословы хотели бы убрать такую определенность этого высказывания.
Они утверждают, что это лишь еще один пример колоритной восточной манеры выражаться. Как еще, например, Иисус говорил, что для того, чтобы быть Его учеником, человек должен ненавидеть своих родителей, они утверждают, что все это не надо понимать в буквальном смысле, что это лишь значит, что грех против Святого Духа ужаснее всего.
В поддержку такой точки зрения приводят некоторые места из Ветхого Завета.
«Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он резрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та»
(Числ.15,30.31)
«И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек»
(1 Цар. 3,14)
«И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф»
(Ис. 22,14)
Эти люди утверждают, что эти тексты по существу соответствуют тому, что сказал Иисус и, главным образом, говорят о крайней серьезности этого греха.
Мы не можем лишь сказать, что в этих отрывках из Ветхого Завета нет того духа, да и впечатления они такого же не производят.
Очень тревожно слышать слова о непростительном грехе из уст Того, Кто есть воплощение любви Божьей.
Одна часть этого отрывка, несомненно, ошеломляет: в Библии в уста Иисуса вложены слова о том, что грех, совершенный против Сына Человеческого простителен, а грех против Духа Святого непростителен.
Матфей уже сказал в другом месте, что Иисус — критерий всякой истины, и потому трудно понять, в чем же различие между этими двумя грехами.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
(Матф.10:32,33)
Сын человеческий
Но, может быть, за этим скрывается недопонимание того, что Иисус, собственно, сказал.
Мы уже видели, что выражение сын человеческий значит просто человек, и что иудеи употребляли эту фразу тогда, когда имели в виду любого человека.
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матф.12:1-8)
В случае, когда мы говорим: «Был один человек…», иудейские раввины сказали бы: «Был один сын человеческий». Вполне возможно, что Иисус здесь сказал вот что:
«Если человек скажет слово против человека, он будет, но если он скажет слово против Святого Духа, то это не простится ему во веки веков».
Вполне может случиться, что мы неправильно поймем человека-посланца Божьего; но мы не можем неправильно понять, разве только совсем умышленно, что говорит нам Бог через Своего Святого Духа.
Посланник-человек всегда может быть неправильно истолкован; небесный же посланец говорит столь ясно, что не понять его может лишь тот, кто этого сознательно не хочет.
Этот отрывок, несомненно, легче понять, если принять, что в одном случае речь идет о грехе против человека-посланца Бога, который сам по себе очень тяжелый грех, но в общем может быть прощен, а в другом случае — о грехе против небесного посланца Бога, который может быть только сознательным грехом, и как мы видели, может оказаться непростительным.
Утерянное сознание
Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа.
Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.
Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.
В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.
В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.
Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.
Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.
И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.
Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.
Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.
Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.
Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.
Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.
И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.
Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.
В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.
Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.
Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.
Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.
Хула на Святого Духа — это
Хула на Святого Духа или грех против Святого Духа — это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.
Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?
Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.
Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние — единственное условие прощения.
Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа — это полная потеря чувства греха.
И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.
И в этом нам ужасное предостережение.
Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту.
Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.
Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.
«Послушай!» — сказал он вдруг. «Что такое?» — спросил гражданин. «Кузнечик», — сказал сельский житель.
Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его.
Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.
Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.
Иисус заканчивает вызовом
Итак, Иисус заканчивает вызовом: «Если Я сделал доброе дело, вы должны согласиться с тем, что Я добрый человек. Если Я сделал дурное дело, вы можете считать, что Я человек негодный. Дерево можно узнать лишь по плодам его, а характер человека — по его делам».
А что станет с душой, если человек настолько слеп к Богу, что не может узнать добродетель, когда видит ее?
Непростительный грех. Есть ли такой грех, который не прощает Бог?
В христианстве существует такой термин — «непростительный грех». Что же это за грех такой, который Бог никогда не простит? Как понять, не совершили ли мы его? Мы собрали мнение служителей по этой теме.
Христианская евангельская церковь «Новое поколение», Воронеж, Россия
Понятие непростительного греха было камнем преткновения для многих, потому что оно кажется противоречащим библейскому учению о благодати.
Мы знаем, что Божьей милостью прощается всякий грех, но Господь указывает на один грех, который не может быть прощен.
Обратимся к библейскому тексту. Религиозные вожди народа приходили послушать Иисуса, но противились всему, что Он проповедовал. Когда Он творил чудеса и изгонял бесов, они говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12.24).
Эти люди были настолько слепы духовно, что действие Святого Духа они приписывали сатане. И не только говорили это, но и отвергали действие Духа в своей жизни. Святой Дух говорил: «Это Сын Божий. Это — Бог», а они восклицали: «Это не Бог! Это посланец сатаны». Тогда Иисус сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам… Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12.31-32).
Разумеется, непростительный грех — это не просто значит произнесение плохих слов о Духе Святом. Религиозные вожди отворачивались от самого Божественного Откровения. Они так далеко зашли в своей испорченности и злобе, что отвергали не только Иисуса Христа, но и Святого Духа. Они принимали добро за зло, а зло — за добро. Духа Божия они называли сатаной!
Они отказались от духовного зрения и никогда не могли бы прийти к Иисусу, источнику прощения грехов. Если человек не принимает Христа, он не может получить прощения. Если он отвергает Святого Духа и отворачивается от Иисуса Христа, то такой человек не может быть прощен. Именно так поступили «религиозные вожди».
Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник
Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник и исполнительный директор Сети христианских вещателей CBN, назвал непростительным грехом заявление будто в Иисусе – нечистый. дух.
Роберт Спраул, Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида, США
Роберт Спраул, основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигонье» . Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.
Часто непростительным грехом называют упорное неверие во Христа. Поскольку после смерти человек лишается возможности покаяться в грехах и принять Христа, то никакой надежды на прощение после смерти быть не может.
Упорное неверие в Бога действительно приводит к таким последствиям, однако этот грех нельзя назвать хулой на Святого Духа, о которой говорил Иисус. Хула — это то, что человек произносит или пишет. Хула означает произнесенные или написанные слова.
Любая форма богохульства — серьезное оскорбление Бога, но, как правило, даже оно считается простительным грехом. Слова Иисуса о непростительном грехе были обращены к фарисеям, которые обвинили Его в связях с сатаной. Предупреждение Иисуса было грозным. И все же на кресте Он молился о прощении тех, кто хулил Его по неведению: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34).
Однако если люди просвещены Духом Святым так, что уже знают, что Иисус есть истинно Христос, но тем не менее обвиняют Его в принадлежности к сатанинскому сообществу, они совершают грех, которому не может быть прощения. Христиане, полагающиеся только на себя, вполне могут совершить непростительный грех, но мы верим, что Бог по Своей милости сохранит Своих избранных от совершения подобных грехов. Когда истинные христиане начинают беспокоиться о том, не совершили ли они такой грех, то это беспокойство является признаком того, что они его не совершали. Люди, способные совершить непростительный грех, настолько ожесточили свое сердце и настолько преданы греху, что уже не в состоянии почувствовать ни малейшего раскаяния.
Даже в таком безбожном обществе, как наше, люди в своем кощунственном отрицании Бога и Христа чувствуют грань, за которую заходить опасно. И хотя имя Бога сегодня постоянно оскверняется тем, что поминается всуе, над Евангелием насмехаются в непочтительных шутках и анекдотах, люди тем не менее воздерживаются от того, чтобы связывать Иисуса с сатаной.
И еще. Несмотря на то что сатанисты, а также маги, алхимики и прочие последователи мистических учений могут в силу своей деятельности совершить непростительный грех, он все же может быть прощен им, потому что эти люди поступали так по неведению, будучи непросвещенными Духом Святым.
Сергей Поднюк, богослов, Беларусь
Сергей Поднюк, богослов из Беларуси, рассказал, как узнать была ли произнесена хула на Духа и что дальше делать.
«Радио Ватикана»
«Радио Ватикана» предоставило свой ответ на вопрос «Есть ли грехи, которые Бог не прощает».
Отрывок из Евангелия от Матфея, глава 12: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
При прочтении этого отрывка на самом деле возникает не один вопрос, а несколько: что такое хула на Святого Духа, что означает грех против Святого Духа и что означает «грех, который не простится».
Вот что писал по этому поводу Блаженный Августин: «Велика неясность этого вопроса. Попросим же у Бога света, чтобы его прояснить. Признаюсь, вашей милости, что во всем Священном Писании, наверное, нет более серьезной и более трудной проблемы». То есть это утверждение казалось св. Августину противоречащим вечному и бесконечному милосердию Бога.
Святой Фома Аквинский предлагает три толкования этих слов. Первое принадлежит Святым Отцам Церкви — Афанасию, Иларию, Амвросию, Иерониму и Иоанну Златоусту: грехи против Духа Святого – это те грехи, которые совершены непосредственно против Святого Духа как Бога, как Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, делается различие между хулой на Духа и хулой на Сына Человеческого – жившего среди людей. Те, кто хулил Его, смешивая Его дела с делами Сатаны, совершал непростительный грех: не потому, что Божественное милосердие не может его покрыть, но из-за упорства во зле тех, кто совершает этот грех. Авторитетный комментарий к «Иерусалимской Библии» гласит: «Человеку прощается то, что он обманывается насчет Божественного достоинства Иисуса, сокрытого за смиренным обликом сына человеческого. Но ему не прощается, если он закрывает глаза и сердце очевидным делам Духа. Отрицая их, он отвергает наивысшее средство, даруемое ему Богом, и исключает себя из спасения». Иными словами, хула на Духа Святого – это когда человек не просто закрывает глаза на дела Бога, но упорно их отвергает, приписывая их дьяволу, желая тем самым отождествить Духа Святого с духом зла, как это делали фарисеи.
Вторая интерпретация греха против Святого Духа принадлежит Блаженному Августину. Таким грехом, по его убеждению, является окончательное нераскаяние. Грешит против Святого Духа тот, кто всегда пребывает в смертном грехе и не желает встать и покаяться. Тот, кому нравится это состояние греха. Речь идет о грехе против Святого Духа потому, что благодать отпущения грехов дается Святым Духом.
Есть и третья интерпретация: французского мистика 12 века Ришара Сен-Витторского. Против Святого Духа грешит тот, кто грешит против блага – которое соответствует Святому Духу. Согласно Ришару Сен-Витторскому, Богу Отцу соответствует могущество, сила, а Сыну – мудрость. Поэтому против Отца грешит тот, кто грешит по слабости; против Сына – тот, кто грешит по неведению; а против Святого Духа – тот, кто грешит коварно, желая зла как такового и презирая средства, дарованные нам христианской надеждой, которыми можно было бы воспрепятствовать этому греху.
Когда святой Фома Аквинский пишет о грехах против Святого Духа, он использует третью интерпретацию и утверждает, что грехов против Святого Духа – столько, сколько существует способов презирать помощь Бога, удерживающего человека от греха. Человек может удерживаться от зла посредством различных факторов. Во-первых, он отдаляется от зла, размышляя о Божьем Суде: его удерживают с одной стороны надежда, с другой – страх. В этом смысле грехом против Святого Духа является неверие в возможность спасения с одной стороны или уверенность в спасении безо всяких усилий – с другой. Не верить в возможность спасения означает не верить в милосердие Бога или думать, что наши грехи – больше Его милосердия. Или же это означает не обращаться к милосердию Бога из гордыни, как это случилось с Иудой: он раскаялся, но не попросил прощения у Господа. Кстати, в одном из видений Святой Екатерины Сиенской Бог сказал об Иуде: «Этот грех не может быть прощен ни при жизни, ни после смерти: человек отверг, пренебрег Моим милосердием. Поэтому в Моих глазах этот грех тяжелее, чем все другие грехи, какие он мог совершить. Вот почему об отчаянии Иуды я сожалею более всего, и для Сына Моего это было тяжелее, чем само его предательство. Вот на что осуждены своим обманчивым суждением люди, которые считают, что их грех больше Моего милосердия, вот почему они наказаны вместе с демонами и с ними осуждены на вечное страдание».
Давид Вилкерсон, всемирно известный проповедник и бывший пастор церкви в Нью-Йорке «Times Square Church», США
Давид Вилкерсон обратил внимание на ключевой факт, который поможет определить, совершил ли человек непростительный грех.
Нет никого, кто мог бы зайти настолько далеко, чтобы Бог не смог его спасти, кроме одного исключения: если человек не совершает непростительный грех. Этот грех происходит, когда бывший верующий насмехается над работой Духа Святого и приравнивает их к делам дьявола. Такой человек, полностью вырывает Христа из своего сердца. Или в действительности, он совершает свою картину распятия, намеренно уничтожая всю любовь и желание по Иисусу. Такой человек никогда не сможет быть восстановлен.
Конечно же, те, кто боится, что совершили непростительный грех, на самом деле его не совершали. Откуда я это знаю? Доказательство в том, что их это беспокоит. Видите ли, совершить непростительный грех человек может лишь в том случае, если его совесть абсолютно высохшая. В этом случае, человеческая любовь к Иисусу заменяется абсолютной ненавистью к Богу. Этот человек трясет кулаком в сторону Бога, говоря, «Я никогда не хочу больше слышать тебя». Он даже провоцирует Бога, в том, чтобы его послали в ад. Такой человек ненавидит все что свято и чисто. И он просто ищет очередного шанса для того, чтобы снова распять Иисуса.
Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, Черкассы, Украина
К текстам Писания, упоминающим непростительный грех, относятся следующие: «хула на Духа Святого» (Мф. 12:31), «грех к смерти» (1 Ин. 5:16), нежелание испытывать или судить самого себя (1 Кор. 11:27-32), отказ от духовного совершенствования, не подлежащий обновлению покаянием (Евр. 6:1-6) и «произвольный грех», не подлежащий прощению (Евр. 10:26-27).
Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»
Нет таких грехов человеческих, которые Бог не может простить. Если грех раскаян человеком, он может быть прощен.
Единственный грех, который «на особом положении» — это хула на Духа Святого. Хулу на Духа Святого святые отцы толкуют в следующем контексте. Святой Дух был послан от Бога-Отца через Господа нашего Иисуса Христа как утешитель в «День рождения Церкви» — в Пятидесятницу (праздник Троицы). Дух Святой созидает Церковь Христову. Поэтому грех хулы на Духа Святого – это, например, хула на соборность Церкви, на церковные каноны.
Владимир Головин, протоиерей, священнослужитель Русской Православной Церкви в городе Болгар, Россия
Владимир Головин утверждает, что нет такого греха, который Бог не простит.
Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)
Что касается хулы на Духа, Христос назвал его «вечным грехом», что делает его непростительным. Это был не единственный грех, который мог погубить фарисеев, но именно он это сделал. Особую тяжесть их неправедности придавало то, что они поносили Христа, хотя знали, что Он праведен. Противореча тому, что они знали, они говорили, что в Нем нечистый дух. Они истину подменяли ложью, свет тьмою, праведность неправедностью, и они закрывали свои глаза и сердца перед Господом. Их хула была такая, что лишала их надежды на небеса, и нет сомнения, что та же слепота, бессмысленное противостояние Господу и сегодня может иметь те же последствия.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!