Что такое непрограммная музыка примеры
Лекция 3. Исполнительские средства музыки. Вокальная музыка
ИСКУССТВО – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
ВИДЫ ИСКУССТВА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ТЕАТР, КИНО, ХОРЕОГРАФИЯ, МУЗЫКА.
Древнегреческая легенда «Аполлон и музы*»
По легенде, боги обитали на священной горе Олимп. Царствовал там Зевс – бог-громовержец, владыка богов и людей. Среди его детей самый могущественный – Аполлон – бог света и покровитель искусств (многие скульпторы изображали его с кифарой** в руках).
Каждому виду искусства и науки покровительствует муза. Всего муз девять: Евтерпа-муза лирической поэзии и песен, Каллиопа-муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния-муза священных гимнов, Эрато-муза любовной поэзии, Терпсихора покровительствует танцу, Талия–комедии, Мельпомена–трагедии, Клио-истории, Урания— астрономии. Обитают музы на священной горе Парнас. И когда они поют гимны под аккомпанемент кифары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их стройному пению.
Музы обладают удивительной способностью: стоит им лишь взглянуть на человека при рождении, как вся его жизнь становится разумной и прекрасной. Такой человек обладает даром слова и силой убеждения. Отсюда и возникло слово «музыка». В Древней Греции оно означало «искусства муз», служившие воспитанию человеческой души.
**Кифара – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры.
церковная – ¯А. Бондаренко «Благослови душе»
композиторская – ¯В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ С КОНЦА 16 ПО 20 ВЕК
ХХ век
Романтизм поискиновых
Классицизм (19 век) звучаний
Барокко (17-18 века) столкновение
Старинная (16-17 века) простота, естест- противоречивых Представители:
музыка пышность, мону- венность, порядок. образов (траги- Шостакович,
до 16 века ментальность, ве— Представители: ческого и коми- Прокофьев,
личие. Гайдн, Моцарт, ческого, мечты Стравинский,
Представители: Бетховен. и реальности), Шенберг, Берг,
Вивальди. Маленькая ноч- Шуберт, Шуман, Малер.
и фуга ре-минор Чайковский. Сюита «1922»
Лекция 2. Содержание музыкального произведения. Программная и непрограммная музыка.
Музыка во многом отличается от других видов искусства – ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Но в выразительности музыка обладает несравнимыми возможностями. Не зря говорят: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать МУЗЫКОЙ». Это значит, что музыка обладает силой большего эмоционального воздействия на человека.
Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть, прочесть – лишь почувствовать, пережить. Слушая музыку, мы воспринимаем те же чувства, эмоции, настроения, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.
ТРИ СТОРОНЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ:
ü Выразительная – сторона музыкального содержания, передающая чувства: радость, любовь, страх, грусть и др.
ü Изобразительная – при помощи которой в музыке изображаются различные явления природы, животные, фантастические герои.
ü Символическая – смысл музыки зашифрован в мелодии, ритме, гармонии.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это произведения которые имеют название, литературную программу, эпиграф.
Программность может быть:
ü Конкретная – в основе лежит определенный сюжет (литературное произведение, впечатления о картине, архитектурном памятнике, события из истории)
ü Обобщенная – произведение не имеет сюжет. Композитор стремиться вызвать у слушателя определенные ассоциации, используя звукоподражание (пение птиц, журчание воды, порывы ветра) или с помощью небольшого эпиграфа.
НЕПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение у которого нет конкретного названия или подробно описанного содержания.
1. Антонио Вивальди. «Времена года» Лето. Гроза.
2. М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки». Балет невылупившихся птенцов
3. П.И. Чайковский. «Детский альбом». Грезы любви
Лекция 3. Исполнительские средства музыки. Вокальная музыка
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА (от лат.voce-голос) — музыка в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами. Бывает с сопровождением или без сопровождений (a cappella).
ВИДЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ:
· Сольная ( от ит. solo – один) – для одного исполнителя (солиста).
— меццо-сопрано – средний высокий ( ля и ля2)
— альт – средний низкий (фа и фа2)
— контральто – самый низкий и редко встречающийся (фа и фа2)
— бас – самый низкий (1до и ми1)
— дисконт – высокий голос в хоре мальчиков (до1 и соль2)
· Ансамблевая ( от фр. ensemble – вместе) – предназначенная для группы исполнителей (до 12 человек). Название ансамбля зависит от количества его участников (2-дуэт, 3-терцет, 4-квартет, 5-квинтет и т.д.)
Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Виды хоров по составу исполнителей: детский, женский, мужской, смешанный.
1. В. Моцарт. Реквием. №8 Lacrimosa (смешанный хор)
3. Ж. Бизе. Опера «Кармен».1действие. Хор мальчиков
4. А. Варламов. Романс «На заре ты ее не буди» (дуэт)
5. М. Глинка. Опера «Жизнь за царя». 3 действие. Песня Вани «Как мать убили» (альт)
6. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». 4 картина. Песня Варяжского гостя (бас)
7. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». 4 картина. Песня Индийского гостя (тенор)
8. Е. Крылатов – Крылатые качели (солист и детский хор)
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1956 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Урок 20 Тема. Что такое непрограммируемая музыка?
Тема. Что такое непрограммируемая музыка?
Цели. Ознакомить учащихся с различиями программной и непрограммной музыке на примерах произведений Г. Генделя и Т. Альбинони; ознакомить с примерами «музыки воды» и известными живописными произведениями, посвященными водной стихии, рассказать о разновидности программных и непрограмных симфонических произведений европейских композиторов.
Развивать умение учащихся распознавать различие между программной и непрограммной симфонической музыкой, давать характеристику музыкальному образу симфонической музыки, различать на слух музыкальные инструменты, развивать умение сравнивать характер музыкального и изобразительного произведений и находить общие средства выразительности.
Воспитывать интерес к симфоническим программным и непрограммным музыкальным произведениям зарубежных композиторов, интерес к песенному творчеству украинских композиторов.
Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему.
Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, мультимедийная доска, иллюстрации к музыкальному произведению и песне или мультимедийная презентация, портреты Г. Генделя и Т. Альбинони.
Основные понятия для усвоения: программная и непрограммная музыка, музыкальные и живописные произведения, посвященные воде.
Произведения, изучаемые на уроке:
• Ґ. Гендель. Аллегро из сюиты № 1 фа мажор «Музыка на воде».
• Т. Альбинони. Адажио соль-минор для органа и струнных инструментов.
• «Мы — казаки». Сл. и муз. Н. Назарца-исполнение.
1. Вход в класс под музыку Г. Генделя. Организационный момент. Мотивация к обучению.
2. Актуализация опорных знаний: фронтальная опрос — «программная музыка», «программная симфоническая музыка», героические образы в музыке. Творчество композиторов Л. ван Бетховена и А. Бородина на примере программной симфонической музыки.
3. Беседа об особенностях непрограммной музыки.
Среди множества инструментальных композиций есть произведения, не имеющие художественных названий или литературных сюжетов. Их относят к непрограммной музыке.
Непрограммные произведения называют сонатами, симфониями, прелюдиями и тому подобное. Подобные названия не дают представлений о характере того или иного произведения, но указывают на музыкальный жанр, в котором он написан. Во время слушания непрограммной музыки у каждого слушателя возникают собственные образы и ощущения в зависимости от личностного восприятия, подготовленности и уровня духовной культуры.
Непрограммируемая музыка-это инструментальные произведения, не имеющие художественных названий или литературных сюжетов.
4. Музыкальное восприятие.
Предлагаем вам сравнить два музыкальных произведения. Оба они были написаны в XVIII веке известными композиторами: немецким автором Ґ. Генделем и итальянцем Т. Альбинони. Услышите ли вы разницу между этими произведениями?
Ґ. Гендель. Аллегро из сюиты №1 фа мажор «Музыка на воде». Т. Альбинони. Адажио соль-минор для органа и струнных инструментов.
5. Анализ музыкального произведения.
— Каковы характерные черты обоих произведений? Похожи ли они между собой?
— Похожа ли музыка Генделя на современный фонтан или водную феерию? Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
— О чем, по-вашему, рассказывает музыка Томазо Альбинони? Какой ей дадим заголовок?
— Звучание каких музыкальных инструментов вам удалось распознать в адажио Т. Альбинони?
— Опишите средства музыкальной выразительности обоих произведений.
6. Рассказ о композиторах.
Георг Фридрих Гендель-композитор немецкого происхождения, живший в Великобритании в XVIII веке. За свою жизнь написал около 50 опер, 23 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, а также ряд произведений развлекательного характера.
Торга приписывают создание популярной музыки, поскольку он руководил оркестром под открытым небом, и эти выступления мог слушать каждый. Примерами «популярной» барочной музыки могут служить «Музыка на воде» (1717) и «Королевский фейерверк» (1749), написаны по заказу короля Георга II для исполнения на торжествах.
Томазо Джованни Альбинони — итальянский композитор, автор около 50 опер, 28 из которых были поставлены в Венеции между 1723 и 1740 гг., однако ныне известен преимущественно благодаря инструментальной музыке, особенно концертам для гобоя. Его инструментальная музыка в свое время привлекла внимание Иоганна Себастьяна Баха, который написал по крайней мере две фуги на темы Альбинони и постоянно использовал его басовые партии для упражнений своих учеников в гармонии.
7. Выполнение творческого задания.
Возьмите кисть и акварельные краски. Смочите лист бумаги водой и попытайтесь изобразить свое настроение после слушания инструментального произведения Г. Генделя или Т. Альбинони в технике «по влажному». Пятна краски, попав на бумагу, будут растекаться и образовывать плавные переходы светлых и темных оттенков. Это будет ваша музыка в «цвете».
В музыке рядом «существуют как программные, так и непрограммные музыкальные произведения, которые звучат в исполнении инструментов. Это и есть разновидности инструментальной профессиональной музыки.
Изменить ваше настроение от лирического до смелого и веселого поможет песня, которая перенесет нас на исторические украинские территории.
8. Физкультминутка «Минутка отдыха».
9. Выполнение творческого задания.
Рассмотрите известные картины известного художника и композитора М. К. Чюрлениса «восход солнца»,» безмятежность«,»Соната моря». Прослушайте отрывок из музыкального произведения Г. Генделя. Попробуйте подобрать иллюстрацию, которая наиболее подходит к музыке композитора. Охарактеризуйте средства выразительности живописного произведения и поясность общие черты между картинами и музыкой в исполнении оркестра.
10. Поспівка. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса (по выбору учителя).
11. Исполнение песни. »Мы-казаки». Сл. и муз. М. Назарца.
Спойте песню сначала под фонограмму, а затем сопровождайте свое пение шагами и движениями тела. Кто из вас будет атаманом, тот и будет задавать ритм и ход. Припев выполняйте вместе.
12. Обобщение изученного. Рефлексия.
* Какая музыка называется непрограммной?
* Произведения каких композиторов мы слушали? Что помните о них?
* Дайте характеристику средствам выразительности этих произведений.
* Назовите различия между программными и непрограммными музыкальными произведениями.
13. Домашнее задание.
Послушайте музыку, которая звучит у вас дома. Возможно, среди прослушанных произведений вы услышите такие, которые напомнят тебе музыку XVIII века. Присоединяйтесь к проектам наших друзей. Разыщите в книжках и Интернете «музыку воды».
Для любознательных-исполнение музыкального проекта.
Проект «Музыка воды»
Цель: находить и выбирать необходимую информацию, подбирать соответствующие иллюстрации, портреты для оформления буклета.
Ожидаемый результат: буклет.
Знаете ли вы, сколько композиторов посвятили своих произведений воде? Некоторые звучали на уроке, а сколько их еще есть! К проекту могут присоединиться все ваши друзья.
1 — й шаг-найдите как можно больше музыкальных произведений, посвященных воде. Узнайте об их авторах и не забудьте о портрете композитора.
2 — й шаг-подберите к каждому произведению иллюстрации, которые, по вашему мнению, лучше всего будут подходить к характеру музыкального произведения.
4 — й шаг-Добавьте на страницы буклета названия произведений, которые рассказывают о воде, иллюстрации к ним и портреты композиторов.
Подсказка: рассмотрите картины И. Айвазовского «Черное море», «волна» и М.-К. Чюрлениса «Соната моря» (см. учебник, с. 105), послушайте музыку Н. Римского-Корсакова «Окиян — море синее» из оперы «Садко», симфоническую поэму «Море».
14. Выход из класса под музыку Ґ. Генделя.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мероприятие «Программная и непрограммная музыка» (для детей младшего школьного возраста)
(Ведущий на фоне приглушенной музыки “Апрель” П.И. Чайковского)
– Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!
В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимают как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка помогает людям лучше понимать друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются исторические события, явления природы.
И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием “Апрель” великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Времена года”.
– Какая музыка по характеру?
– Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из-под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.
– Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.
– У Петра Ильича Чайковского есть замечательный “Детский альбом” для фортепиано, где каждая музыкальная пьеска с такими названиями как “Мама”, “Марш деревянных солдатиков”, “Новая кукла”, “Баба-Яга” – более подробно раскрывают содержание музыкального произведения. Такие произведения называют программными. Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень много.
Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать.
А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии “Лира”, и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.
Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием “Этюд”.
– Как вы думаете, “Этюд” – это программная музыка или непрограммная?
Французское слово “Этюд” означает “учеба”. А учеба в искусстве – дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит пишет с натуры, делает наброски, зарисовки, эскизы к будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет этюды…, значит упражняется в игре на своем инструменте. Ему нужны гибкие пальцы.
Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.
Прослушаем “Этюд” датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.
(Исполняется этюд Л. Шитте)
– А какой характер у этой музыки?
– Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.
– А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.
– Творческое наследие этого композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно фортепианное творчество, в особенности – сборники его этюдов, представляющие большую ценность для пианистов. Этюды и упражнения К. Черни – фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками и пианистическим мастерством.
(Исполняется этюд К.Черни)
– Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?
– Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..
– Ребята, что такое “Этюд” мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.
Полифония (греч.) – многоголосие. Это как “беседа” друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.
Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.
Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) составило целую эпоху в развитии музыкального искусства. И.С. Бах был и замечательным педагогом. И для своего первенца – старшего сына Вильгельма Фридемана, впоследствии знаменитого композитора, И.С. Бах сочинил 2-х и 3-х голосные инвенции. Их теперь играют дети всего мира.
Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. “подражании”.
Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха
(Исполняется 2-х голосная инвенция “фа-мажор” И.С. Баха)
– Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?
Правильно, это 2-х голосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.
– Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием “Фуга” выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.
“Фуга” – в переводе с итальянского означает бег, где один голос как бы догоняет другой.
(Исполняется Фуга Н. Мясковского)
– Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое “полифония”, но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.
– Продолжаем знакомство с непрограммной музыкой и прослушаем “Пьесу” – современного композитора Манфреда Шмитца.
Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм – свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.
– Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.
(Исполняется “Пьеса” М. Шмитца)
– Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце.
Танец – искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец – неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.
Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!
Старинный придворный танец “Куранта” пользовался в XVI-XVII веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.
А давайте, представим “Бал”… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие.
Кто хорошо танцевал “Куранту”, тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.
Прослушайте пожалуйста “Куранту” из французской сюиты №2. до-минор И.С. Баха.
– Ну и как же нам не поговорить о “Вальсе”?
Своим рождением этот бальный танец обязан многим танцам разных народов Европы.
Первое упоминание о танцах, которые были похожи на вальс, относится к XII-XIII столетиям. В конце XVIII века наибольшую популярность вальс получил в Вене, столице Австрии и быстро стал излюбленным развлечением светской публики. Микроб Вальса оказался ужасно заразным и уже в XIX веке, эпидемия, под название Вальс охватила весь мир.
Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.
(Слушание в записи: Вальс “На голубом Дунае” И.Штраус)
– А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.
– Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его “Сказка о короле-волшебнике”. И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку”.
(Исполняется муз. пьеса А.Томази “Сказка о короле-волшебнике”)
– А какой характер у этой музыки?
– Правильно, музыка тяжеловесная, властная, неторопливая. на низких звуках, а название пьесы настроило нас на восприятие музыкального образа – “короля-волшебника” – повелителя сказочной страны.
Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке – Япония. В этой стране в ней много гор, зелени. В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…
Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина “Давным-давно” и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.
(Исполняется муз. пьеса “Давным-давно К.Бин)
– А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?
– Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.
– В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни. но человеку свойственно и грустить, печалиться.
У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием “Грустная песенка”
И, конечно же, название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию.
(Исполняется “Грустная песенка” В.Калинников)
– Ребята, а вот если бы вы были художниками, какое бы время года вы нарисовали?
– Я с вами согласна… я бы тоже нарисовала “Осень”. дует ветерок… опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно… Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!
– А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год – самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.
“На елке у Гюзель” – так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.
Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?
– Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.
(Исполнеяется муз. пьеса “На елке у Гюзель” Р.Яхин)
И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно “Учитель и ученик”
(Исполняется муз. пьеса “Учитель и ученик” Й. Гайдн)
– Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?
– Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.
И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.
Вот и закончился наш концерт, – и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.
Но самое главное, дорогие слушатели, слушая инструментальную музыку, не стесняйтесь. по-своему фантазируйте. Слушая музыку, зная ее выразительные средства, мы научимся не только слушать, но и слышать, понимать, следить за ее развитием музыкального образа, научимся, огорчаться, радоваться, любить.
Спасибо всем! До свидания!