Что такое непривилегированное сословие
Род С-М. Структура общества в XIX в
Чтобы лучше понять место и социальный статус предков рода Суворовых-Максимовых в структуре российского общества XIX века, нужно понимать и знать, что положение сословий в то время (первая половина XIX в.) было обусловлено аграрной реформой и разложением крепостнического строя в России. Классовая структура российского общества начинала изменяться: ещё сохранялись стародавние классы феодалов-помещиков и крестьян, но уже зарождались новые классы – капиталистическая буржуазия и рабочий пролетариат. При этом официально в России XIX века было 6 сословий: аристократия царских и княжеских родовых кланов; дворянство, духовенство, крестьянство, городские обыватели и казачество.
В 1897 году крестьянство составляло 84% от всего населения России, городские обыватели (мещане) – 11,9%, казачество – 9,9%, дворянство – 1,1%, духовенство – 0,5%, родовая аристократия – несколько сотен человек. Всего в России в 1897 году проживало 129 142 100 человек. Кстати, по сравнению с началом XIX века крестьянство в конце XIX века уменьшилось на 3,4%, казачество увеличилось на 3,9%, городских обывателей увеличилось на 7,3%, дворянство увеличилось на 0,1%, а духовенство уменьшилось на 0,5%. Царская и родовая аристократия осталась без изменений.
Все сословия в России официально делились на привилегированные и непривилегированные. Привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, непривилегированными – крестьянство, городские обыватели (мещане) и казачество. При этом в самих сословиях по закону подобия (Всё подобно всему) также были свои привилегированные и непривилегированные слои и прослойки (главные и рядовые, начальники и простые).
Царская и родовая аристократия в России состояла из членов царской семьи, рода и фамилии – наследственного рода-клана Романовых. К числу родовой аристократии принадлежали потомки княжеских и боярских семей-родов и кланов, владельцы огромных участков земли, территорий, регионов, областей, уездов, городов, поселений, сёл и деревень в России.
Дворянство было поделено на потомственное (родовое) и личное (пожалованное), духовенство на «белое» (социальное) и «чёрное» (монашествующее), крестьяне делились на государственные (подданные российскому государю императору), помещичьи (бывшие крепостные) и удельные (владельцы надельной земли, подчинённые удельным властям). Городские обыватели делились на: почётных граждан, купцов, артельных (цеховых) мастеров, мещан-обывателей, мелких собственников домов и дворов и рабочих людей (наёмных работников).
Дворянство в России было экономически и политически господствующим классом. Дворяне издревле официально (документально) владели большей частью земли и тем самым имели «в крепости», то есть эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Дворянам принадлежало монопольное право на владение крепостными крестьянами вплоть до их продажи. Дворяне занимали все командные должности в государственном аппарате управления и власти в России. Основные права дворян: владение землей и крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Основные обязанности дворян: военная и государственная служба.
Духовенство в России делилось на «чёрное» и «белое». Чёрное духовенство Белое духовенство
Духовенство было наиболее приближённым сословием к царской и родовой аристократии, одновременно контактировавшее со всеми сословиями в России. Награждённое государственными орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а чёрное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права духовенства: владение землей и крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Обязанности духовенства: духовное образование населения, отправление церковных обрядов и ритуалов, поддержание веры в Бога и самодержавного правящего режима.
Крестьяне, особенно крепостные крестьяне, составляли основную массу населения России, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Помещичьи крестьяне были собственностью помещиков-дворян. Посессионные крестьяне были относительно самостоятельными и вели своё натуральное сельское хозяйство на свой страх и риск. Удельные (государственные) крестьяне были непосредственно подданными самодержавной власти, то есть абсолютно подчинёнными власти в центре и на местах. Права крестьян: жить и трудиться на отведённой им земле, общинное владение надельной землёй, общинное самоуправление. Обязанности крестьян: барщина, оброк, рекрутская повинность, уплата налогов и другие повинности.
Городские обыватели в России делились на группы: почётные граждане, купцы, артельные (цеховые) мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди (работники по найму). Почётные граждане имели привилегии: освобождение от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии: купцы первой гильдии – оптовые торговцы; купцы второй гильдии – розничные торговцы. Группу артельных (цеховых) мастеров составляли: ремесленники, приписанные к разным видам артелей (цехов), мастеров и подмастерьев. Мещане – это просто городское население, которое училось, работало по найму, служило в учреждениях, школах, больницах, на заводах и фабриках. Права городских обывателей: служба в городских учреждениях, занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности городских обывателей: рекрутская повинность, уплата налогов.
Казачество стало обособленным сословием только ко второй половине XIX века (с 1837 года). Казаки, как служилые на пограничье люди, получали на окраинах России (Причерноморье, Кавказ, Поволжье, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток) наделы по 30 и более десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 году были объявлены потомственной собственностью. Главное право и обязанность казаков: сохранять традиционный экономический, политический и идеологический уклад жизни в России, выполнять сторожевые и полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках и т.д. Хозяйственные обязанности: развозка, хранение и продажа продовольствия; сбор податей; разные поручения при казённых заготовках. Военные обязанности: разведка и освоение новых территорий; охрана границ.
В середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.
После отмены в России в 1861 году крепостного права в правах и обязанностях сословий произошли изменения. Дворянство потеряло права на практически «бесплатную рабочую силу крепостных крестьян» и большая часть помещиков разорилась. Другая часть дворян нашла себя в помещичьем предпринимательстве, иными формами завладело трудом и результатами труда бывших крепостных (сдача в аренду земли, сельскохозяйственных орудий, техники и механизмов, семян и новшеств агротехники). При этом дворянскому сословию сохранили сословные привилегии, титулы и иные наследственные права и обязанности. Главное, в руках дворянства была сосредоточена политическая власть в России.
Духовенство сохранило права на земли, но не на крестьян. При этом служители церкви (религий) получили дополнительные привилегии в части воздействия на умы и души крестьян, городских обывателей и казаков.
Крестьяне объявлялись свободными «сельскими обывателями» с наделением их всеми гражданскими правами граждан-подданных самодержавной Российской Империи. Крестьяне должны были: платить подушную подать, другие налоги и сборы; давать по жребию или решению общества рекрутов в военную службу; могли быть подвергнуты телесным и иным наказаниям. Земля, на которой работали освобождённые крестьяне, принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её, они назывались «временнообязанными», обязанными отдавать помещикам установленные повинности за пользование землёй. Освобождённые от крепостной зависимости крестьяне в каждой деревне, селе или поселении объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В деревнях, сёлах и волостях крестьянам был предоставлено право на общинное (местное) самоуправление.
«Городовое положение 1870 года» изъяло из системы городского управления сословный принцип «как вредный для преуспевания городов». При этом «право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере требуемом законом». Только по традиции в городах продолжали следовать старым городским обывательским сословиям, а по новому все жители городов стали «горожанами» (гражданами).
К концу XIX века окончательно сложилось территориальное, экономическое и социальное устройство российского казачества в казачьих областях России. Положение 1869 года «закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака». Имея главную обязанность – защита государства и его территории, российское казачество, имевшее ряд привилегий самоуправления, стало опорой самодержавной власти в России, в борьбе с революционным движением городской интеллигенции и рабочего класса (пролетариата).
Несомненно, первопредки, предки и прадеды рода Суворовых-Максимовых, так же как их жёны-матери, принадлежали к крестьянскому сословию, но не к помещичьим крестьянам, а к государственным, уездным, к сословию свободны сельских обывателей. То натуральное сельское хозяйство, которое вели прадед Егор Иванович Суворов и дед Иван Егорович Суворов в деревне Кошелёвка и то бедное крестьянское хозяйство, которым владел прадед Никита Максимов в селе Бабка, несомненно, были на границе между типичным крестьянским пахотным хозяйством и сельскохозяйственной артелью.
Автору неведомо пока, чем в основном занимался ослепший по болезни прадед по материнской линии Никита Максимов, но зато точно известно, что наряду с производством хлебного зерна, пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур, мой прадед Егор Иванович Суворов и дед Иван Егорович Суворов занимались выращиванием овощей, держали сад, огород, содержали лошадей, коров, телят, овец, коз, гусей и кур, а также занимались кустарным производством всех необходимых в сельской жизни вещей, орудий и предметов. Всех и любых. В частности, род Суворовых в деревне Кошелёвка артельно строили любые деревенские транспортные средства от саночек для детей, до саней, телег, тарантасов, бричек и повозок. Эти изделия автор видел своими глазами и трогал своими руками, слышал восторженные воспоминания о мастерстве мужиков Суворовского рода и суворовской артели. Таким образом, несомненно, исторически род Суворовых и род Максимовых произошли из истинно русского крестьянского сословия, не отягощённого крепостничеством, а свободолюбивого, самостоятельного и предприимчивого.
На картинке: «Ярмарка в Можайске» (1916). Холст, масло. 69х130 см. Автор: русский советский художник Иван Лаврентьевич Горохов (1863-1934). Источник: Архив Можайского объединения краеведов.
Сословия в России в XIX веке классовая структура общества
Сословия в России в 19 веке – это интересный исторический и научный вопрос, который изучается и по сей день.
Очень увлекательно наблюдать за тем, как изменялось общество нашей страны с течением времени, как оно преображалось, получало все новые черты, приближалось к тому состоянию, в котором находится сегодня.
До XIX века в стране не было сословного общества, здесь действовали совершенно другие способы деления людей на разные слои. Но Петр I вместе со своим двором знати всячески стремились сделать Россию частью Европы. И именно оттуда в период первой половины 19 века царь заимствовал различные сословия. Рассмотрим подробнее, как это все выглядело.
Образование сословий
Сословная структура общества существовала в Западной Европе, а вот в нашей стране не существовало даже понятий, описывающих это явление.
Первые свидетельства деления людей на сословия появились в России в конце 1780-х годах, но, как замечают многие историки, эта система так и не успела до конца установиться и получить то признание, которое у нее было на Западе.
В то или иное сословие человек попадал по тому, каким делом он занимался, какое имел образование, каким уровнем материального достатка отличался, какую имел родословную.
Схема принадлежности в тот или иной класс была достаточно запутанной и вызывает споры даже сейчас. Данный вопрос регулировался специальным сводом законов, выпущенным в нескольких увесистых томах.
Сословия в России в 19 веке
Как уже было сказано, русское общество не видело раньше сословного общества, поэтому Петр I полностью скопировал его с Запада, но с некоторыми особенностями и адаптацией под нашу местность.
Те или иные слои общества относились к нововведениям по-разному, а некоторые личности так и не приняли этих изменений, поэтому только формально и вынужденно участвовали в реформах.
В целом, появились как классы своего рода аристократии, так и податные сословия – наиболее униженные категории населения, которые были вынуждены служить в армии, платить дань за каждого человека в семье, повиноваться многим дополнительным законам.
В таких условиях неудивительно, что начало бунтов против царской системы и поздний приход марксизма нашел очень благодатную почву.
Привилегированные
Сословия делились на привилегированные и непривилегированные. К первым относились такие категории граждан.
Дворянство
Достаточно старое сословие, которое зародилось еще в 17 веке во времена княжьего правления. Дворяне имели широкие полномочия, они составляли часть двора крупного князя или боярина.
Получить титул дворянина можно было за особые успехи и заслуги на военной службе, по воле государя, в зависимости от своей родословной.
Стоит отметить: звание дворянина передавалось и по наследству, но только по мужской линии. Если же женщина дворянского рода выходила замуж за простого мужчину, то ему и ее детям звание дворян не передавалось.
Духовенство
Традиционная для православной страны каста населения, куда относились разного рода священнослужители, монахи, старцы и прочие.
Социальный состав духовенства достаточно разнообразный. Сюда входили люди с самым разным уровнем материального достатка, так как здесь это не было определяющим фактором.
Делилось духовенство на две крупные категории: белое и черное. К первой части относилась приходская часть верующих, ко второй – монашество. На этих людей не распространялся призыв на службу в армию и телесные наказания.
Купечество 1 и 2 гильдии
К купцам первой гильдии относили тех, у кого был большой товарный оборот как внутри страны, так и за ее пределами. Купцы же 2-й гильдии занимались исключительно внутренней торговлей.
У первых были достаточно расширенные полномочия и свобода действий. Что касается 2-й гильдии, то ее представители должны были платить дополнительные подати и даже призывались на военную службу в рекруты.
Все люди, относящиеся к этому сословию, имели право на самоуправление, многие свободы и права, они были вправе получать качественное образование.
Непривилегированные
Это сословие жителей Российской Империи было более обширно, нежели привилегированное. Его классовая структура выглядела следующим образом.
Крестьянство
Крестьяне были государственными и крепостными, но позже эти наименования претерпевали изменения. Положение крестьян было незавидным – крепостные не имели никаких прав и были совершенно несвободными во всех отношениях.
Что касается крестьян государственных, то они могли иметь землю в собственности общины, имели право на самоуправление.
Все виды крестьян были обязаны служить в армии, отрабатывать так называемую барщину, уплачивать оброки, а также имели и другие виды повинностей перед своими владельцами и государством.
Если говорить кратко, то положение этого сословия было незавидным.
Мещанство
К этому сословию относились мастера различного профиля, ремесленники, а также представители мелкой городской торговли.
Мещане имели право и на собственное самоуправление, и на получение образования, хотя и ограниченного по сравнению с тем, что давалось дворянам.
Никакие титулы здесь не действовали, и мещане были вынуждены платить все подати, которые только были в стране, подлежали рекрутству, составляя основу армии Российской Империи.
Прав у этих людей было немного, а вот обязанностей достаточно. Также они не имели возможности брать в собственность землю.
Казачество
В казаки мог податься кто угодно, об этой категории населения в свое время слагали легенды.
Вольница, право собственности на землю, освобождение от каких-либо податей – все это было доступно казакам в полном объеме.
Единственное, что были должны государству казаки – это служить в армии, при этом имея свое собственное снаряжение.
Купечество 3 гильдии
В отдельное сословие некоторые исследователи относят купцов 3 гильдии. Это основные торговцы, которые обеспечивали городскую и уездную торговлю в стране.
Никаких особых отличий от других гильдий здесь нет, просто представители 3 гильдии также должны были служить в армии.
Ниже представлена таблица с кратким конспектом по данной теме.
Система сословий просуществовала недолго – восстание декабристов, надвигающаяся мировая война, большевики и многие другие потрясения быстро бросили страну в совершенно другую реальность.
Что такое сословие в Российской империи начала XIX века?
Сегодня в России не существует сословного разделения, оно было упразднено после революции, в 1917 году. А что такое сословие в дореволюционной России, к каким социальным группам принадлежали наши предки и какие права и обязанности они имели? Давайте разберемся.
Что такое сословие в Российской империи?
Подобное разделение народа было официальным в дореволюционной России. И в первую очередь сословия разделялись на податное и неподатное. Внутри этих двух больших групп существовали свои подразделения и слои. Государством были предоставлены определенные права каждому сословию. Эти права были закреплены законодательством. Каждая из групп должна была выполнять определенные повинности.
Так что такое сословие? Так в России можно назвать категорию подданных, которая пользовалась особыми правами и имела свои обязанности по отношению к государству.
Когда появились сословия в России?
Сословное разделение начало возникать со времени образования русского государства. Первоначально оно представляло собой сословные группы, не особо различавшиеся между собой в правах. Преобразования в петровско-екатерининскую эпоху сформировали более четкие классовые границы, но при этом отличием русской системы от западно-европейской были гораздо более широкие возможности перехода из одной группы в другую, например, через государственную службу.
Сословия в России перестали существовать в 1917 году.
Основное отличие сословий в Российской империи
Основным заметным различием между ними было их право на привилегии. Представители неподатного сословия имели значительные привилегии:
Непривилегированное, или податное, сословие было лишено этих прав.
Привилегированные социальные группы
Дворянство было самым почетным сословием Российской империи, основой государства, опорой монарха, самым образованным и культурным слоем общества. И нужно понимать, что такое сословие было главенствующим в России, несмотря на его немногочисленность.
Дворянское сословие разделялось на две группы: потомственное и личное. Первое считалось более почетным и передавалось по наследству. Личное дворянство можно было получить по порядку службы или особым высочайшим пожалованием, и оно могло быть наследственным (передаваться по наследству потомкам) или пожизненным (на детей не распространялось).
Принадлежность к духовному сословию передавалась по наследству детям, а также могла приобретаться вступлением в белое духовенство представителей других социальных групп. Исключение составляли крепостные крестьяне без увольнительной от владельцев. Дети священнослужителей по достижении совершеннолетия сохраняли принадлежность к духовному сословию только при условии поступления на священнослужительскую должность. Но они могли избирать и светскую карьеру. В этом случае они имели права, одинаковые с правами личных дворян.
Купечество также являлось привилегированным сословием. Разделялось на гильдии, в зависимости от которых купцы имели различные привилегии и права на торговлю и промысел. Запись в купечество из других сословий была возможна на временных основаниях при оплате гильдейских повинностей. Принадлежность к данной социальной группе определялась размером объявленного капиталла. Дети принадлежали к купеческому сословию, но при достижении совершеннолетия должны были самостоятельно записываться в гильдию для приобретения отдельного свидетельства или же становились мещанами.
Непривилегированные социальные группы
Представители крестьянства были прикреплены к своей общине, платили подушную подать и подлежали исполнению рекрутской и других повинностей, а также могли подвергаться телесному наказанию. Однако после реформы 1861 года они имели возможность перебираться в город и записываться в мещане при условии покупки в городе недвижимости. Эта возможность ими использовалась: крестьянин покупал недвижимость в городе, становился мещанином и освобождался от части налогов, при этом продолжая жить в деревне и заниматься хозяйством.
В начале XIX века, ко времени революции и упразднения сословной организации в России, многие границы и разделения между слоями общества заметно стерлись. Представители сословий имели гораздо больше возможностей перехода из одной социальной группы в другую. Также и повинности каждого сословия претерпели значительные преобразования.
Сословия
В первой половине XIX в. все население Российской империи продолжало делиться на сословия, представлявшие собой замкнутые группы населения, которые отличались между собой социальным положением, определенными правами и обязанностями. Существовали привилегированные («неподатные») и непривилегированные («податные») сословия. К первым принадлежали дворяне, духовенство, купечество, казачество; ко вторым — крестьяне и мещане.
Дворяне представляли собой господствующее привилегированное сословие светских землевладельцев, высших и средних государственных служащих. Юридическое оформление дворянства как сословия было окончательно завершено губернской реформой 1775 г. и жалованной грамотой дворянству 1785 г. Были подтверждены привилегии дворянства, образованы дворянские общества, а также губернские и уездные депутатские собрания для выборов должностных лиц местной администрации и суда, для обсуждения правительственных проектов и сословных нужд. Павел I отменил эти сословные привилегии. Александр I в первые же дни своего царствования поспешил восстановить дворянское самоуправление.
В зависимости от происхождения и степени заслуг все дворянство еще со времен Петра I подразделялось на потомственных и личных. Звание потомственного дворянина можно было получить по наследству от отца, а также в результате пожалования верховной властью и за награждение орденами. Право на получение личного дворянства имели чиновники IX-XIV классов Табеля о рангах. Юридически лишь потомственное дворянство являлось той социальной группой, на которую в полной мере распространялись привилегии, выделявшие дворянство в особое сословие. Основой политического и экономического могущества этого дворянства являлись владение землей, крепостными и то особое положение, которое оно занимало в механизме государственной власти. В 1858 г. в России насчитывалось 285.411 дворян (из них 158.206 потомственных и 127.205 личных).
Права и привилегии дворянства были закреплены в 1830-х годах в ходе кодификации законов. Были упрочены их позиции в органах местного самоуправления. В уездах и губерниях по выборам дворянских собраний замещались почти все полицейские и судебные должности. Приняты меры по ограждению дворянства от притока разночинцев, а также по сохранению дворянского землевладения. В 1845 г. были повышены классы чинов, дававших право на личное (12-й для военных чинов и 9-й для гражданских) и потомственное дворянство (6-й для военных и 4-й для гражданских), установлено, что только первые степени российских орденов дают право на потомственное дворянство (кроме орденов Георгия и Владимира, все степени которых давали это право).
Заняв положение социальной, политической и государственной элиты, дворянство стало играть ведущую роль в развитии светской национальной культуры. По заказу дворян строились дворцы и особняки в столицах, архитектурные ансамбли в поместьях, работали художники и скульпторы. Дворяне содержали театры, оркестры, собирали библиотеки. Большинство известных писателей, поэтов и философов принадлежало к дворянству. Дворянами были все члены Государственного совета, Сената, министры, офицеры армии и флота. В целом исторические заслуги дворянства перед Россией были поистине огромны.
На территории России в первой половине XIX в. существовали различные религиозные культы и вероисповедания (буддизм, иудаизм, ислам, христианство), которые обеспечивались духовными лицами, обычно организованных в церковные иерархии. Господствующей церковью России являлась Русская православная церковь, духовенство которой составляло особое сословие. Духовенство подразделялось на белое (священнослужители, церковнослужители) и черное (монашество). Белое, в свою очередь, разделялось на епархиальное, военное, придворное и заграничное.
В 1825 г. в составе белого духовенства было 102 тыс. человек, которые обслуживали около 450 соборных и около 24,7 тыс. приходских церквей, около 790 молитвенных домов и часовен. В 377 мужских монастырей было около 3,7 тыс. монашествующих и свыше 2 тыс. послушников, в 99 женских монастырях — около 1,9 тыс. монахинь и свыше 3,4 тыс. послушниц.
В духовенство был закрыт доступ выходцам из других сословий. Священнослужителями могли быть только дети «духовного чина». Вместе с тем, они не могли перейти в другое сословие кроме податного.
В конце XVIII в. священники были освобождены от телесных наказаний. По своему экономическому положению духовенство сильно различалось в зависимости от места в церковной иерархии. Жизненный уровень сельского приходского священника мало чем отличался от уровня жизни крестьянина, и это беспокоило правительство, заставляло изыскивать средства для его повышения. В целом русское духовенство, исповедуя христианскую религию, полностью вписалось в главную национальную идею России — самодержавие, православие, народность.
Купечество России как отдельное сословие делилось на три гильдии. Купцы первой гильдии, имевшие большие капиталы, вели оптовую внутреннюю и внешнюю торговлю; второй гильдии — могли вести крупную торговлю только внутри российских губерний; третьей — занимались мелкой и розничной торговлей внутри отдельных губерний, уездов и волостей.
В 1811 г. из общего числа городского населения России в 2,7 млн. человек купцы составляли 201,2 тысячи или 7,4%. Это была нарождающаяся городская буржуазия, значительную часть которой составляло торговое купечество. Немногочисленность купечества и большая степень концентрации денежных средств приводили к тому, что размах торговых операций крупных купцов был очень большим. Нередко один купец с помощью своих приказчиков торговал и на рынках Сибири, и на Нижегородской ярмарке, и в Москве, и на Украине, и в ряде других столь же отдаленных друг от друга местностях России. Внутренняя оптовая торговля сочеталась с торговлей внешней на восточной и западной границах государства. Торговые операции таких купцов не были специализированы: они совершали одновременно соляные и винные поставки, вели торговлю хлебом и промышленными изделиями и т.д.
Военным сословием являлось казачество, в котором числилось население ряда местностей России, пользовавшееся особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности. Служилое казачество начало складываться с XIV в., в последующие столетия продолжалась его деятельность.
В начале XIX в. Александр I утвердил «Положения казачьих войск», которые определяли устройство и порядок службы каждого казачьего войска: Донского, Черноморского, Оренбургского, Уральского, Симбирского, Кавказского, Азовского. Эти положения окончательно превратили казачество в особое военное сословие. Отныне вводились: особый порядок отбывания воинской повинности, освобождение от подушной подати, от рекрутской повинности, право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий и др. В 1851 г. было учреждено Забайкальское казачье войско. Атаманом всех войск считался наследник престола. Станичные атаманы избирались, что являлось проявлением демократизма в их общественной жизни. Фактически казаки участвовали во всех войнах, которые вела в XIX в. Россия. В конце 50-х годов XIX в. казачество насчитывало 1,5 млн. человек.
Мещанство входило в податную группу сословий. Оно состояло из городского населения — ремесленников, наемных работников, мелких торговцев и др. Они были обложены высокой подушной податью, поставляли рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Мещане образовывали значительную часть городского населения страны. В 1811 г. они составляли 35,1% от численности российских горожан (949,9 тыс. человек).
Особенностью первой половины XIX века стало быстрое расширение слоя разночинцев. Это были выходцы из различных сословий, получившие образование и поступившие на государственную службу. Они пополнялись за счет детей церковнослужителей, мещан, купцов второй и третьей гильдий, чиновников, нижних воинских чинов. В правовом отношении разночинцы не имели права владеть землями, крепостными крестьянами, фабриками и заводами, а также заниматься торговлей и ремеслами, но могли получать образование. Источником дохода для многих из них стал умственный труд. Это создавало благоприятные условия для формирования разночинной интеллигенции.
Крестьянство представляло собой самое большое многочисленное сословие в России первой половины XIX в. В конце 50-х годов оно составляло 86% населения страны. По правовому статусу крестьяне делились на три основные категории: помещичьи, государственные и удельные.
Самой значительной категорией крестьянства были крестьяне помещичьи — около 11 млн. душ мужского пола. Основная масса крепостных крестьян приходилась на центральные губернии страны, Литву, Белоруссию и Украину. Там они составляли от 50% до 70% населения. В северных и юго-степных районах удельный вес крепостных крестьян колебался от 2% до 12%. Совсем не было крепостных в Архангельской губернии, а в Сибири их насчитывалось всего 4,3 тыс. человек.
По форме повинности помещичьи крестьяне делились на оброчных, барщинных, дворовых и приписанных к частным заводам и фабрикам. Форма и тяжесть повинности крестьян зависели от экономических условий региона: плодородности почв, наличия пахотной земли, развития промыслов, а также от состоятельности и личности помещика.
Положение государственных крестьян — 8-9 млн. душ мужского пола — было несколько лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официально считались «свободными сельскими обывателями». Основная масса государственных крестьян была сосредоточена в северных и центральных губерниях России, на левобережной и степной Украине, в Поволжье и Приуралье. Эта категория крестьян должна была платить государству оброк, а местным властям — определенные налоги. Норма земельного надела для них была установлена в 8 десятин на одну мужскую душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактически же это положение не соблюдалось. В 1837 г., когда было создано Министерство государственных имуществ, правительство пыталось решить проблему малоземелья крестьян массовыми переселениями. Тогда же начала вводиться система крестьянского самоуправления.
Удельные крестьяне — около 1 млн. душ мужского населения — принадлежали императорской фамилии. Для управления ими в 1797 г. был создан Департамент уделов. За первую половину XIX в. количество удельных крестьян увеличилось вдвое. Они расселялись по 27 губерниям, причем более половины сосредоточивались в губерниях — Симбирской и Самарской. В повинности удельных крестьян входили оброк, денежные и натуральные пошлины.
Таким образом, в первой половине XIX в. Россия была страной с жесткой сословной организацией общества. Причем, если в правление Александра I предпринимались попытки ослабить сословные перегородки, то меры правительства Николая I, напротив, были направлены на их укрепление. В результате вплоть до реформ 1860-х гг. крестьянство, то есть подавляющая часть населения страны, практически было отстранено от участия в политической и общественной жизни страны, не имело опыта использования гражданских прав. В целом социальная структура России соответствовала средневековому уровню политической культуры общества, ее консервация была попыткой сохранения феодальных отношений.
Итак, в первой половине XIX в. вопреки тормозящему влиянию крепостничества, социально-экономическое развитие России было в целом прогрессивно-поступательным, а направление — буржуазным. Особенно заметно эти тенденции проявлялись в крупной обрабатывающей промышленности, в появлении первых железных дорог и пароходов, в формировании буржуазии и вольнонаемных работных людей.
В то же время продолжалось и нарастало уже хроническое отставание России — экономическое, социальное, политическое, структурное, технологическое — от наиболее передовых стран Европы. Глобальная проблема России — ответить на вызов времени, ликвидировать это отставание. В первой половине XIX в. решение этой действительно исторической проблемы во многом зависело от внутренней и внешней политики двух российских императоров — Александра I и Николая I.