Что такое неполное предложение в русском языке
Неполные предложения – что это такое и в чем разница между контекстуально-неполными и ситуативно-неполными предложениями
Предложения, которые будут непонятны вне контекста или ситуации.
Неполное предложение – это такое предложение, в котором нет некоторых слов. И поэтому оно само по себе вообще непонятно. Например: «Да, он классный» – о чем речь? Неясно, потому что использовано местоимение «он», а вместо какого «имени» оно использовано, мы не знаем. Ясность появится, если восстановить контекст: «Вам понравился фильм? Да, он классный».
Два типа неполных предложений
Бывают предложения контекстуально-неполные и ситуативно-неполные.
В контекстуально-неполных значение ясно из контекста, то из из того, что было сказано или написано ранее. Пример с классным фильмом как раз иллюстрирует контекстуальную неполноту.
Ситуативная неполнота возникает тогда, когда мы не используем слов, потому что все «и так понятно». Например, в мультике про Алешу Поповича есть такой момент – Змей Горыныч, который никогда не умел летать, бежит из избушки Бабы-Яги и вдруг… взлетает. Баба-Яга высовывается из окна и глазам своим не верит: «Ааа, полетел! Полетел!» Она не говорит, что полетел Змей Горыныч, потому что это понятно из ситуации.
Чем неполные предложения отличаются от односоставных
Односоставные предложения не обязательно неполные. Бывает так, что для выражения какой-то мысли достаточно использовать только подлежащее или только сказуемое. Автор их использует и получает полноценное предложение, в котором все понятно. Например: «Смеркается» – все ясно, то есть солнце садится, наступают сумерки. Или «Меня знобит» – тоже все понятно.
Другой пример – с предложениями, где только подлежащее: «Зима», «Бессонница» – тоже мысль ясна. Автор хочет просто констатировать факт, что на улице зима или что героя мучает бессонница.
Неполное предложение – это когда именно непонятно, не хватает чего-то, чтобы понять суть. Предложение «Мой друг поздравил ее» – неполное, даже несмотря на то, что оно ДВУсоставное. Потому что непонятно, кто имеется в виду под местоимением «ее».
Может ли неполное предложение быть распространенным
Да, конечно. Оно может быть даже очень распространенным. И все равно будет неполным, потому что что-то останется неясным: «Тогда я еще не понимал всей опасности происходящего и слепо верил в свои мечты». «Тогда» – это когда?
Очевидная неполнота, хотя предложение распространенное и второстепенных членов в нем напичкано очень много.
Почему появляются неполные предложения
Потому что мы стремимся к «экономии языковых средств». Это сложное и непонятное слово, давайте я вам его поясню. Стремиться экономить языковые средства – то есть стараться сказать как можно короче и быстрее. И полностью выразить мысль.
Из-за этого стремления подростки говорят не «Посмотри, какое интересное видео», а «Зацени видос».
Неполных предложений очень много в диалогах, потому что там из контекста понятно, о чем речь. И не приходится повторять одно и то же несколько раз:
– Я написала конспект на 10 страниц, а ты?
– Я тоже.
Этим «тоже» все сказано.
Функции неполных предложений
Главная функция – ускорять передачу информации.
Второстепенная – делать речь более приятной за счет удаления повторов.
Если бы авторы реплик не стремились к использованию неполных предложений, они бы говорили так:
– Я написала конспект на 10 страниц, а ты насколько страниц написала конспект?
– Я тоже написала конспект на 10 страниц.
Такие диалоги звучат очень назойливо, в них постоянно повторяется одно и то же.
О чем надо помнить
Когда вы используете в тексте неполные предложения, следите за тем, чтобы читатель не запутался. Например, ученик в сочинении пишет: «Автор показывает своего героя с разных сторон. Он хороший человек, но очень неуверенный в себе». «Он» – это герой или автор?
Учитель, может, поймет и простит, а вот на ЕГЭ и ОГЭ вы за такие ошибки лишитесь дорогих баллов.
В живой речи такая проблема тоже встречается, но там все проще. Вас спросят: «Что вы имеете в виду?» или просто «В смысле?» И вам придется уже полноценно объяснить, что вы хотели сказать.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку нашего сайта. Раз в неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи из рубрики Образование.
Посмотрите три подборки с курсами по русскому. Я постарался там собрать учебные программы от лучших педагогов России. Они помогут вам подготовиться к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ максимально быстро и недорого. Плюс, в подборках есть бесплатные пособия и справочники для скачивания.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, как вам статья. Если плохо – покритикуйте, чтобы я понял, что не так и поправил. Если все ок, напишите, что ок.
Я хочу, чтобы все статьи по Образованию были качественными, читались легко и приносили пользу.
Неполное предложение: определение, примеры
Содержание:
Неполное предложение — синтаксическая конструкция, в которой недостаёт одного члена или группы членов. При этом пропущенное слово восстанавливается с помощью контекста или объясняется речевой ситуацией. Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. В выделенном неполном предложении сказуемое «говорит» восстанавливается из контекста. По источнику информации о пропущенном члене предложения различают:
Неполные предложения — полноценные коммуникационные единицы, постоянно использующиеся в речи. От полных они отличаются тем, что в рассматриваемых конструкциях те или иные элементы структуры опущены, а в полных словесно представлены все составляющие звенья.
Неполные предложения могут быть односоставными, с одним главным членом, и двусоставными, с полной грамматической основой. Чтобы различить их, необходимо достроить фразу — восстановить недостающие члены, и по получившейся структуре определить, каким было исходное предложение — двусоставным или односоставным.
Отличие неполных предложений от односоставных
Односоставные
Неполные
Смысл выражен ясно, контекста не требуется
Смысл не ясен без контекста или учета речевой ситуации
Исключается только подлежащее или сказуемое
Исключается любой член предложения
В односоставном назывном предложении допустим второстепенный член — определение. Восхитительная зима.
В неполном односоставном предложении с главным членом — подлежащим второстепенный член — обстоятельство, связанное с пропущенным сказуемым. Зима на стоянке в лесу.
Примеры незамещённых членов в неполных предложениях
Отметим: вариации сочетания пропущенных членов в неполных предложениях могут быть самыми разнообразными.
Эллиптические предложения — структуры особого типа, с отсутствием глагольного сказуемого, при этом не являющегося необходимым для понимания смысла высказывания. При этом в предложении есть второстепенные члены группы сказуемого. Для понимания смысла в данном случае нет необходимости ни в контексте, ни в речевой ситуации. Цель эллиптической конструкции:
В эллиптических предложениях подразумеваются глаголы со значением:
Пунктуационные особенности
Пропуск слова в устной речи отмечается паузой, на письме знаком тире. В большей части эллиптических предложений тире не является обязательным, однако есть исключения:
Пример разбора неполного предложения
Над степью — поднятая копытами лошадей пыль.
Русский язык
План урока:
Полные предложения: определение и признаки
Определение термина звучит следующим образом:
Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:
Они завтра едут на рынок.
Анна мечтала отдохнуть в Египте.
Дети играли в домино и весело смеялись.
Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.
Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.
— Какой фильм вы смотрите?
— Мы смотрим интересный художественный фильм.
В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.
В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».
Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».
Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.
Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:
Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.
Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.
Неполные предложения
Дадим определение термину:
Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:
Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.
Обратите внимание на текст.
Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.
Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.
Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.
Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.
В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:
Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.
Неполные предложения разделяют на нескольких видов.
Поговорим о каждом подробнее.
Структурно полные, но семантически неполные предложения
Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:
Кто-то вошел в аудиторию.
Вдруг ему что-то вспомнилось.
Кто же это мог быть?
Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.
Структурно и семантически неполные предложения
Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.
Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:
Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).
Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).
Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:
Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:
Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.
Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.
Семантически полные, но структурно неполные предложения
Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:
За магазином – сосновый бор.
По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.
Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».
Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.
Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.
Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.
2.6. Неполные предложения
Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном – туман (Блок);
в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:
План разбора неполного предложения
Мужики – за топоры (А.Н. Толстой).
► Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»
Неполные предложения
Всего получено оценок: 676.
Всего получено оценок: 676.
В русском языке существуют разные принципы классификации предложений, и один из них – по полноте и неполноте данной синтаксической единицы. Что именно это означает, разъясняется на уроках русского языка в 8 классе. Данная тема очень важна для понимания принципов составления предложений и синтаксиса в целом.
Неполные предложения: что это такое и их разновидности
Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов, которые необходимы для того, чтобы синтаксическая единица была полной с точки зрения значения и строения. Восстановить пропущенные члены предложения можно, исходя из окружающего контекста или знания ситуации, о которой идет речь, если это устное общение.
Лучше понять, что имеется в виду, помогут примеры неполных предложений.
Ваш класс завтра дежурит по школе? – Наш. – в этом диалоге ответная реплика и будет неполным предложением, полное значение которого (да, наш класс завтра дежурит по школе) ясно из контекста.
Чаще всего неполные предложения используются именно в диалоговой речи, также нередко неполным предложением будет одна из частей сложной синтаксической единицы.
Вот пример такого предложения: Все мне подвластны, я – никому (вторая часть в полном виде звучала бы как “я не подвластен никому”).
Главной особенностью неполного предложения является то, что вне контекста или ситуации общения его значение непонятно. По принципу того, откуда слушатель или читатель узнает недостающую информацию, они делятся на следующие виды:
Если неполное предложение состоит более чем из одного слова, то на месте пропущенного слова или слов как правило ставится тире. В устной речи на этом месте делается небольшая пауза для выделения пропуска.
Нужно отличать неполные предложения от односоставных, поскольку это разные явления. Так, в односоставном предложении, несмотря на отсутствие одного из главных членов, смысл понятен и без него.
Эллиптическое предложение как особый вид неполных предложений
В русском языке, однако, есть такие неполные предложения, которые понятны вне ситуации общения или контекста, кроме того, в них пропущен всегда только один член предложения – сказуемое, выраженное глаголом. Такие синтаксические единицы называются эллиптическими. Они также отличаются тем, что тире на месте пропуска такого сказуемого не ставится. Как правило, стандартная структура такого предложения – это подлежащее + дополнение или обстоятельство.
Например: Обед на столе – это эллиптическое предложение, в котором пропущен глагол-сказуемое “стоит”. Обычно восстановить такой глагол не составляет труда.
Что мы узнали?
В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные. то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов. В зависимости от того, откуда можно восстановить смысл предложения, они делятся на контекстуально-неполные и ситуативно-неполные. При этом их следует отличать от односоставных предложений. Особым типом неполного предложения является эллиптическое. в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире, то в эллиптическом оно обычно не требуется.