Что такое неоднородное подчинение придаточных
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложения (СПП) могут иметь несколько придаточных (зависимых) частей.
Он знал, что она не придет, хоть и обещала. (Придаточное изъяснительное + уступки).
В зависимости от того, как ставится вопрос в предложении от одной придаточной части к другой, выделяют следующие типы подчинения:
Рассмотрим каждую из них детальнее.
Однородное подчинение придаточных
При однородном подчинении все придаточные части относятся к одному и тому же слову/фразе в главном предложении и отвечают на одинаковый вопрос.
Другими словами, мы можем поставить одинаковый вопрос от одного и того же слова/фразы в главной части ко всем придаточным.
Он рассказал, что она не умеет готовить и что она совсем плохая хозяйка.
Главная часть – он рассказал. От слова рассказал ставим вопрос к придаточным: Он рассказал что? что она не умеет готовить, он рассказал что? что она совсем плохая хозяйка.
Ещё некоторые примеры СПП с однородным подчинением:
Неоднородное или параллельное подчинение
Существует две отличительные черты неоднородного подчинения придаточных:
Когда он подъезжал к дому, я напряг своё зрение, чтобы лучше его рассмотреть.
Главная часть – я напряг свое зрение. Напряг когда? Когда он подъезжал к дому. Напряг в с какой целью? Чтобы лучше его рассмотреть.
Как можно заметить, вопрос к придаточной ставится от одного и того же слова из главной части, но так как сам вопрос разный, можно сделать вывод, что придаточные функционируют с параллельным типом подчинения.
Надо учитывать месяц, в котором мы собираемся в отпуск, чтобы найти дешевые билеты.
Главная часть – надо учитывать месяц. Месяц какой? В который мы собираемся в отпуск. Учитывать зачем? чтобы найти дешевые билеты.
В данном предложении вопрос к придаточной части ставится от разных слов из главного предложения, поэтому вид подчинения также неоднородный.
Другие примеры с этим видом подчинения:
СПП с последовательным подчинением придаточных
К последовательному подчинению относятся сложноподчиненные предложения, в которых несколько придаточных образуют своеобразную цепочку. То есть вопрос ставится по цепочке от одной зависимой части к другой.
Я знал, что он не придет, потому что он всегда занят.
Я знал что? Что он не придет. Почему он не придет? Потому что он всегда занят.
Другие примеры с этим видом подчинения
Предложения с комбинированным подчинением придаточных
Существуют сложноподчиненные предложения, в которых можно встретить несколько видов связи, например последовательная + однородная или однородная + параллельная.
Пример комбинированного подчинения придаточных:
В лесу отчетливо послышалось, как кто-то закричал и как тяжело вздохнул медведь, которому помешали лакомиться малиной (однородная + последовательная).
Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными частями различают три вида подчинения придаточных предложений. Приведем примеры предложений с однородным, параллельным и последовательным подчинением.
Чтобы понять, как строится сложное предложение с несколькими придаточными, узнаем, что в составе сложноподчиненного предложения может быть не одна, а несколько придаточных частей. Два и более придаточных предложений по-разному соотносятся с главным предложением и друг с другом и образуют три основных вида подчинения:
Рассмотрим более детально сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, учитывая разные типы их подчинения.
Однородное подчинение придаточных предложений
В сложноподчиненном предложении, в дальнейшем СПП, все придаточные части могут относиться непосредственно ко всему главному предложению или к одному его члену. В таком случае указывают на однородное подчинение зависимых предложений. При однородном подчинении укажем его основные признаки:
Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), почему был сделан римским художником её портрет (3) и о чём она так печально задумалась (4).
Неизвестно (что?). Ко всем придаточным частям независимо от того, что они присоединены разными союзным словами (где, кто, почему, о чём), зададим один и тот же вопрос: что? В этом СПП наблюдается каскад изъяснительных придаточных, которые зависят от одного слова в главной части — сказуемого безличного предложения, выраженного предикативным наречием. Следовательно, это СПП с однородным подчинением придаточных.
Линейная схема предложения:
[ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).
Между подчинительными предложениями с перечислением, как в приведенном примере, ставятся запятые, кроме двух последних подчинительных предложений. Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая не ставится, например:
Мы понимали, что уже поздно_ и что надо торопиться домой.
Линейная схема предложения:
Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил (А. Куприн).
Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели (И. Соколов-Микитов).
Тётушка интересно рассказывала отом, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране (Ф. Искандер).
С тех пор как разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья (М. Пришвин).
Утром бабушка жаловалась, что саду ночью посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу (А. Чехов).
Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению (времени, уступки, причины, условия и пр.) или к одному из его членов (определительные, изъяснительные, меры и степени, места, образа действия), могут быть неоднородными, то есть разными по значению и принадлежать к разным типам, например:
Когда собрались рыбаки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень (2) (М. Пришвин).
От главного предложения зависят два придаточных:
Линейная схема предложения:
Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
Но хотя они всю жизнь были соседями, Уля никогда не виделась с Анатолием помимо школы да комсомольских собраний, где он часто выступал с докладами (А. Фадеев).
Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось (И. Тургенев).
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).
Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала, так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв (В. Солоухин).
Когда я всматриваюсь, мне даже чудится, что я начинаю видеть на сотни, на тысячи километров вокруг (М. Бубеннов).
Ранней весной, как только сойдёт снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью (Л. Леонов).
Предложения с последовательным подчинением
О сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением подробно с примерами идет речь в этой статье.
Примеры предложений с последовательным подчинением
Приведем еще примеры предложений с последовательным подчинением придаточных.
Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали (В. Солоухин).
Всё доступно человеку в этой жизни, если только страстно желать, так страстно, чтобы и жизни самой не жалко стало при этом (Л. Леонов).
Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню (В. Солоухин).
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов).
Видеоурок
2.5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Разбор и знаки препинания
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.
1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:
все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);
придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;
между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.
Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:
Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).
Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:
2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом ( и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.
3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.
4) Союзы ли. или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.
2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;
придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.
Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.
Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 (Чехов).
Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 ). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.
Вертикальная схема предложения будет следующей:
Вертикальная схема предложения будет следующей:
[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3
Вертикальная схема предложения будет следующей:
[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3
Между придаточными предложениями с параллельным подчинением запятые ставятся на общем основании. |
3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.
Вертикальная схема предложения будет следующей:
Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании. |
Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).
Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.
Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:
Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).
В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:
Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).
Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение ( то я исполню любое приказание ).
Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:
На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:
Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).
Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.
Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:
Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).
План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.
Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.
Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.
[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»
Презентация «Неоднородное подчинение в СПП»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Урок русского языка
в 9 классе
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.
Ответ: 145.
Описание слайда:
Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.
Описание слайда:
Главное предложение
Однородное соподчинение
Неоднородное соподчинение
Последовательное
Соподчинение
Описание слайда:
В сложноподчиненном предложении неоднородное подчинение — это такое подчинение, когда все придаточные разных видов относятся к главному или каждое их них поясняет разные слова в главной части.
Одновременно могут относиться ко всему главному предложению придаточные части следующих типов:
времени
причины
условия
следствия
цели
условия
сравнительная.
Описание слайда:
Прежде чем переставить лапу (1), гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки (2), подобно тому как складывают веер (3), и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь (2) (Е. Носов).
СПП состоит из трех простых предложений. Первое зависимое предложение начинает сообщение. Второе предложение является главным, в середине которого находится одна из придаточных частей. Придаточные поясняют всю главную часть и имеют разное значение:
первое предложение «прежде чем переставить лапу» отвечает на вопрос с каких пор? и является придаточным времени;
третье предложение «подобно тому как складывают веер» содержит сравнение.
(Прежде чем …), [… (подобно тому как …)… ].
Описание слайда:
В СПП с неоднородным подчинением придаточных также возможны другие комбинации зависимых частей:
одно из перечисленных выше придаточных частей поясняет главное предложение, а второе — только одно слово в нем;
два придаточных одного или разных видов поясняют разные слова в главном предложении.
Что бы о тебе ни думали (1), делай то, что считаешь справедливым (2) (Пифагор).
первое придаточное предложение с уступительным значением «что бы о тебе ни думали», присоединенное союзным словом с частицей «что ни», поясняет всю главную часть «делай то».
второе изъяснительное придаточное предложение поясняет в ней одно слово — указательное местоимение «то».
(Что ни…), […], (что… ).
Описание слайда:
А после вспомнится и то дерево, под которым развел теплинку (1), и тот ручей, который пел тебе всю ночь (2) (М. Пришвин).
В приведенном СПП два придаточных определительных поясняют разные слова главного предложения:
то дерево (какое?) под которым развёл теплинку;
тот ручей (какой?) который пел тебе всю ночь.
[…то дерево, (под которым…) и тот ручей], (который…).
Описание слайда:
Неоднородное (параллельное) подчинение
Главная часть
Придаточное 1
Придаточное 2
Признаки:
Задаёте разные вопросы
от главной части.
2. Вид придаточных разный.
3. Зависят от одного и того слова
или грамматической основы
в главной части.
(Когда наша шлюпка направилась к берегу), [ мы увидели ]( что из деревни
бросилось бежать множество детей).
Что?
Когда?
Описание слайда:
Описание слайда:
1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
Выпишите номера СПП с неоднородным (параллельным) подчинением.
Описание слайда:
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун который чтобы не бегать очень быстро привязывает к ногам пудовые гири. (Солоухин).
Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.
Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.
Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.
Расставьте знаки препинания, определите вид связи в СПП
Описание слайда:
Параграф 21
Упражнение 153 (задание № 4)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Однородное подчинение в СПП»
Презентация «Онлайн-уроки практической грамотности»
Конспект урока «Род имён существительных»
Презентация к уроку «Род имён существительных»
Урок русского языка с использованием УЧИ.РУ на тему «Предлог» (7 класс)
Методическая разработка «Методика работы над сочинением на этапе подготовки к ГИА»
Конструкт урока по теме «Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов?»
Тест «Главные и второстепенные члены предложения»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5403005 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута