Что такое необъективная информация определение
Свойства информации
Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.
С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 0 С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
♦ преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
♦ искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Полезность(ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:
♦ имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
♦ имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат; cumulatio – увеличение, скопление).
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.
Что такое необъективная информация определение
Информация. Свойства информации
Информация обладает определенными свойствами. К основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность, полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел товар, может напрасно потратить деньги.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение «Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию. Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при исправном спидометре.
Информация полна, если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10 градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному выбору человеком верхней одежды.
Информация актуальна, если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей, полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая, преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация понятна, если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация доступна, если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом конкретном случае.
Человек постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства, выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Декларативные знания, по своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество, энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с информацией».
Процедурные знания, определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели. Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего мира.
Два подхода к понятию “информация”.
Информация для человека – это сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность знания.
Под информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью технических средств, в том числе и компьютера.
Таким образом, понятие «информация» многозначно. Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация» может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых он используется.
Объективность — что это такое, примеры, отличия от субъективности
Что такое объективность?
Объективность — это независимость взглядов, мнений, утверждений и т.п. от интересов, вкусов и предпочтений субъекта (человека), умение беспристрастно и открыто вникать в суть дела или проблемы, представлять объект в не зависимости от субъекта.
Термин объективность пришел к нам из латинского языка от слова objectum и дословно переводится как «предмет».
В Большом психологическом словаре описаны следующие параметры объективности:
Например, когда мы ведем рассуждения о таких категориях как — интересы, предпочтения, красота, вкус, стиль — мы неосознанно применяем прием личного оценивания или опираемся на приобретенный опыт. Соответственно, мы рассуждаем субъективно. Когда мы ведем речь о точных измерениях или научно доказанных фактах мы высказываем объективное мнение, так как за основу берутся уже утвержденные данные.
Противоположным объективности понятием является субъективность.
Отличия объективности от субъективности
Антонимичная черта — субъективность. Человек, рассуждающий субъективно, высказывает мысли и суждения, которые зависят от взглядов и мнений субъекта. Субъектом может выступать не только конкретная личность, но и коллектив, общество, нация или даже все человечество.
Например, субъективность характеризовала веру в существование загробного мира, в вечную жизнь души человека и т.д. Субъективным когда-то было убеждение в возможности создания в ближайшем будущем общества, где отсутствует частная собственность, тяжелая работа и социальное неравенство.
Можно определить несколько ступеней субъективности:
Объективность отличается от субъективности тем, что объективные взгляды не опираются на чувства и эмоции, они являются утвержденными фактами. Субъективные взгляды – это суждения, которые опираются на оценки, чувства, эмоции. Субъективно мыслящий человек относится к ситуации со своей точки зрения, опираясь на свой личный опыт.
Примеры объективности
Возьмём несколько примеров из жизни. В частности, хороший пример объективности — преподаватель, который оценивает ученика исключительно по его знаниям, а не руководствуется личными предпочтениями и не завышает оценку «любимчикам». В жизни часто бывает иначе — преподаватель может завысить оценку ученику, который ему симпатичен, даже если тот не дотягивает, но это уже не будет объективной оценкой его знаний. Объективность = полная беспристрастность.
Рассмотрим и другой пример — из футбола. Случается так, что главный судья во время матча в спорных моментах может принять решение в пользу команды, которая ему больше нравится (возможно, он лично знаком с кем-то из игроков, или с тренером, и хочет помочь этой команде). Если судья в спорных моментах руководствуется симпатией — это уже субъективность. Но если он может полностью абстрагироваться от личных предпочтений и принять беспристрастное решение (пусть даже не в пользу любимой команды), значит это решение объективно.
Объективность в науке
Наука – сфера самого эффективного преодоления субъективности. Идеальным результатом научного познания является факт, полностью свободный от «точки зрения», с которой ведет свое наблюдение ученый. Мир в науке должен описываться «с ничьей точки зрения», такое определение дал немецкий философ Э. Кассирер. Данный идеал труднодостижим, но является необходимым условием развития и прогресса в науке.
Объективность – одно из ключевых требований, предъявляемых к методам науки. Необходимо полностью исключить субъективное толкование. В особенность научного метода положен принцип научной объективности, в соответствии с которым ученые должны:
То есть, объективность – требование, приближающее научный подход к истине, но не делающее его полностью истинным, так как невозможно достичь абсолютной объективности не в одной научной сфере. Объективность напрямую зависит от истории, убеждения, которые были объективны в одном столетии, могут стать субъективными в другом. Например, специалисты в области астрономии более двух тысячелетий геоцентрическую картину мира (Земля в центре) называли объективной. Только спустя века великие ученые и философские деятели, такие как Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, доказали, что истинной является гелиоцентрическая система мира (Солнце в центре).
Трансформацию объективности в субъективность можно проследить во время перехода от устаревшей теории к новоизобретенной. По статистическим данным, подобные изменения происходят резко или случаются позднее, уже после смерти разработчиков нового учения. Теория Коперника приобрела немного последователей в течение века после ухода ученого из жизни и была признана объективной гораздо позже. «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона более полувека не были признаны в мире, в особенности в странах центральной Европы.
Объективность в философских учениях
С точки зрения философской мысли, реальность как единство фактов, предметов, действий, несомненно, объективна, но только в каждый конкретный период времени. Но реальность постоянно изменяется, и ее почти всегда оценивает субъект, этим объясняется ее субъективность.
Объективность в философских учениях – это:
В эпистемологических учениях 17—18 столетий преобладало мнение, что объективность и научность фактов обязательно должны быть истинными, а утверждения, которые допускают разночтений в понятиях истинности и лжи, не могут называться объективными и научно доказанными. Данная версия была спровоцирована тем, что в сферу науки входили только естественнонаучные дисциплины. Социальные и гуманитарные области были только преднауками, которые значительно отставали в своей сформированности от природных наук.
Объективность, обоснованность взглядов и научность сводились к версии, что истинные знания, которые зависят только от устройства вселенной и не имеют последовательных ступеней, являются вечными и незыблемыми, поэтому могут быть устойчивой основой для учений и поступков. Там, где отсутствует истина, нет места объективности, поэтому все является субъективным и изменчивым. Формы отражения реального устройства мира объяснялись через понятия истины, причем это касалось не только научных истин, но и истин морали, культуры, литературы и т.д. Добродетель и красота были практическими видами истины. Связь объективности с истиной повлияла на то, что различные употребления языка свелись к описанию, так как только оно может быть достоверным и надежным. Такие языковые способы, как оценивание, норма, обещание, декларирование, экспрессия и другие считались скрытыми описаниями и считались случайными, субъективными и недостоверными.
В последнем десятилетии 19 века представители позитивизма соединили различные неописательные утверждения, стали называть их «оценками» и потребовали не использовать их в языке науки. Вместе с этим сторонники философии жизни, не разделявшие взгляды позитивистов, стали говорить о важности подобных «оценок» для развития человечества. Они настаивали на том, чтобы их не устраняли из языка общественных наук. Данная полемика актуальна и в наше время. Но, если в социальных и гуманитарных учениях не будут содержаться различные советы относительно действий и поступков человека, они попросту будут нецелесообразны. Экономика, социология, политология, языкознание, психология и другие научные отрасли, выстроенные по примеру физики, в которой отсутствуют субъективные суждения, не принесут пользы человечеству.
Заключение
Объективность и субъективность – это две антонимичные формы восприятия действительности. Субъективность – индивидуальные взгляды человека. Объективность – факты, основанные на достоверных источниках информации и научно доказанные.
Новое в блогах
КАКИМ СПОСОБОМ ИНФОРМАЦИЯ СУЩЕСТВУЕТ?
Можно было бы и не размышлять о способе существования информации, если бы она не влияла на мышление и поведение человека, на судьбы людей и на ход истории.
В настоящее время нет единого мнения о том, что такое информация.
Информация бывает двуликой: ОБЪЕКТИВНОЙ и НЕОБЪЕКТИВНОЙ
Л учше один раз увидеть, чем сто раз услышать разъяснения философа: чем отличается ОБЪЕКТИВНАЯ информация от НЕОБЪЕКТИВНОЙ и, что у них общего.
У нас есть возможность с помощью технических средств увидеть своими глазами как выглядят эти два столь разных вида информации. В качестве наглядного материала используем реальное событие.
11 сентября 2001 года весь мир содрогнулся от чудовищного преступления: два рейсовых пассажирских самолёта, захваченные террористами, торпедировали небоскрёбы Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхеттена, в Нью-Йорке. Хронику тех событий мы часто видим на экранах своих телевизоров. Вот как предстаёт пред нами правда жизни на экране.
Иногда, эти же документальные видеокадры нам демонстрируют в режиме обратного воспроизведения.
Мы собственными глазами созерцали на экране телевизора одно и то же событие в двух разных способах существования информации, ОБЪЕКТИВНОЙ и НЕОБЪЕКТИВНОЙ. В первом случае мы наблюли физические явления, которые не противоречат законам природы. То, что мы видели во втором случае законами природы объяснить невозможно, а потому такое явление народ называет ЧУДОМ. Самовозрождение разрушенных зданий, оживление мёртвых, течение времени вспять происходит, но. не в материальном мире, а в мире информационном.
С помощью технических средств мы смогли увидеть превращение ПРАВДЫ в НЕПРАВДУ. Что общего у этих двух видов информации? И та, и другая сотканы из одних и тех же видеокадров.
Если рассматривать каждый снимок видеорепортажа отдельно от остальных, то мы обнаружим беспристрастное, точное отражение бытия. Если не в снимках, то где нам следует искать причину превращения ОБЪЕКТИВНОЙ информации в НЕОБЪЕКТИВНУЮ?
Чудеса в мире информации начинаются, когда мы начинаем увязывать снимки друг с другом.
Про кручивая эти же самые видеокадры в режиме обратного воспроизведения мы превращаем ОБЪЕКТИВНУЮ информации в НЕОБЪЕКТИВНУЮ
Всё, что имеет причинно-следственную связь является информацией.
Что же связывает ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ?
В законах, по которым живёт природа, уже прописано, что ПРИЧИНА, а что СЛЕДСТВИЕ.
Объективную информацию создаёт сама матушка-природа.
А необъективную кто?
Человек может проделывать с документальным фильмом (на котором запечатлена правда жизни) всевозможные манипуляции:
Все эти манипуляции сводятся к созданию ИСКУССТВЕННЫХ причинно-следственных связей.
Это в математике от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
В мире информации п оменяв местами «причину» и «следствие» мы попадаем из реального мира в мир виртуальный.
Всё, что кинорежиссёр и его помощники проделывают с видеоматериалом в монтажной мастерской (используя всевозможные технические средства, в том числе ножницы и клей), мозг человека в состоянии совершать то же самое с объективной информацией, используя свои функциональные возможности.
Два творческих процесса (создание виртуального мира на экране и создание виртуального мира в нашей голове) протекают аналогичным образом с той лишь разницей, что функционирование нашего мозга скрыто от посторонних глаз, в то время как мы имеем возможность отслеживать все этапы создания кинофильма от написания его сценария и до выхода картины на экран.
Благодаря сходству этих двух процессов, у нас появляется возможность представить более наглядно: как наш мозг поглощает объективную информационную пищу, как переваривает её, как он от ложной информации избавляется и почему объективную информацию оставляет для практического использования.
Информацию о теракте 11 сентября 2001 года мы могли получить не из телевизионных новостей, а из уст очевидца этого события.
Как же удалось рассказчику «крутить кино» в нашей голове?
Со времени свершения теракта прошло много дней (месяцев или лет) и всё это время очевидец вынашивал в себе объективную информацию, которой он с нами поделился. Где и в каком виде эта информация хранилась в его голове?
Внешний мир, используя сенсорные органы человека (прежде всего глаза и уши), беспрепятственно проникает в правое полушарие мозга (ППМ), где самостоятельно творит своё чувственно-образное подобие.
РЕАЛЬНАЯ КАРТИНА ТЕРАКТА → (ОЩУЩЕНИЕ происходящего в ППМ → МТ → ЛПМ)→ СОЦИУМ
Стало быть, информацию о теракте человек получил из объективного источника и вынашивал в своём ППМ.
У очевидца события ППМ работает, как видеомагнитофон в режиме «запись».
Через какое-то время на человека нахлынули воспоминания о теракте.
У рассказчика ППМ «крутит кино», а его ЛПМ озвучивает чувственно-образные представления словами, которые долетают до наших ушей.
(ВОСПОМИНАНИЯ → АССОЦИАЦИИ → СЛОВА)→ СОЦИУМ.
У правого и левого полушарий коры головного мозга разные функциональные обязанности
Мозолистое тело мозга (МТ) обеспечивает ассоциативную связь ППМ с речевым левым полушарием мозга (ЛПМ).
Как рассказчику удаётся «крутить кино» в головах тех, кто его слушает?
Слова говорящего воспринимает наше ЛПМ, а ППМ откликается созданием чувственно-образных представлений
(ОБРАЗЫ ← АССОЦИАЦИИ ← СЛОВА)← РАССКАЗЧИК
В нашей голове возникают чувственно-образные представления теракта, как если бы мы сами были очевидцами этого страшного события.
Чувственные образы (одухотворённые файлы) могут появляться в нашем ППМ под воздействием двух причин.
Либо их создаёт внешний мир, либо эти же самые (не нами созданные) образы могут быть активизированы с помощью СЛОВ.
А если человек начнёт заниматься словоблудием, что будет?
Наше ППМ будет откликаться созданием чувственных образов реального мира, но в такой причинно-следственной связи, которой нет в природе.
Создавая нереальные представления об окружающем нас мире, мы используем образы реальных объектов хранящихся в нашем подсознании (в ППМ).
Наличие объективной информации в ППМ далеко не всегда осознаётся человеком. Практическое использование такой информации происходит самопроизвольно: в силу объективной необходимости и по запросу биологических потребностей организма.
Услышав слово «роза», в нашем ППМ возникает один чувственный образ цветка, а на слово «ромашка» наше подсознание откликнется другим одухотворённым файлом.
Но есть такие слова на которые наше ППМ может не отреагировать.
Зачем нам нужны слова?
На киноплёнке мы можем вычленить (вырезать) какой-то один снимок и рассматривать его в отрыве от остальных.
С помощью СЛОВ у нас есть такая же возможность: проникнуть в подсознание (в ППМ) и целенаправленно вычленить из бесконечной цепи чувственных образов какой-то единичный одухотворённый файл.
Слова мы используем и как «клей».
Логика (увязка) слов становится тем самым «клеем», с помощью которого мы способны создавать из отдельных чувственных ОБРАЗОВ (не нами созданных) виртуальный мир.
В сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок» автор, используя слова словно «ножницы» и «клей», создаёт в нашем ППМ фантастические представления, которые матушка-природа не смогла бы создать в нашей голове.
«Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов».
Увязывая слова друг с другом (по своему усмотрению) мы «склеиваем» ОБРАЗЫ, и тем самым создаём в своём воображении мир виртуальный.
Хорошо это, или плохо?
Без этой свободы СЛОВА человек был бы биороботом.
Владение словом позволяет гомо сапиенсу проявлять (реализовать) свои творческие способности, но.
В самом способе существования разумной жизни заложен гносеологический механизм препятствующий СВОБОДЕ СЛОВА (словоблудию) Этот механизм отторгает необъективную (ложную) информацию.
У человека появляется свобода выбора в виде искушения: какими представлениями ему руководствоваться в практических делах?
Виртуальный мир, нами же созданный, нередко оказывает на наше мышление и поведение и на судьбы человеческие более сильное влияние, чем мир реальный. Попытки людей руководствоваться в практических делах необъективной информацией (иллюзиями здравомыслия) становятся причиной многих общечеловеческих бед.
Отпуская человека на творческий промысел, наш создатель ставит перед нами одно условие: наши творческие фантазии должны как можно быстрее завершаться ТОЖДЕСТВОМ.
МИР РЕАЛЬНЫЙ (нами ощущаемый) = МИР ВИРТУАЛЬНЫЙ (нами воображаемый)
Время отпущенное нам для достижения ТОЖДЕСТВА ограничено.
Чтобы наш внутренний мир был в гармонии с внешним миром, каждый смертный должен выполнять требование основного гносеологического закона, именуемого «ТОЖДЕСТВОМ». Несоблюдение требований этого закона порождает экономические, политические, нравственные кризисы, а так же. социальные революции, локальные и мировые войны, а ещё.
Даёт о себе знать в виде террористических актов, коррупции, политического словоблудия.
Весь этот негатив свидетельствует: общественное сознание вошло в противоречие с гносеологическими законами вызревания разумной жизни в чреве Вселенной, а потому люди утрачивают право на благополучную жизнь до тех пор, пока не выбросят из своей головы ложные мысли.(идеи).