Что такое неналоговые платежи

Что такое неналоговые платежи

БК РФ Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 62-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от внешнеэкономической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

средства, полученные организациями от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

средства, полученные от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Источник

Что такое неналоговые платежи

(см. текст в предыдущей редакции)

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(часть первая в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 15.04.2019 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.12.2014 N 450-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в статье 58 настоящего Кодекса неналоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

(часть третья введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

Источник

Создается реестр неналоговых платежей. Что такое неналоговые платежи?

Что такое неналоговые платежи. Смотреть фото Что такое неналоговые платежи. Смотреть картинку Что такое неналоговые платежи. Картинка про Что такое неналоговые платежи. Фото Что такое неналоговые платежи

В реестр неналоговых платежей хотят включить экологический сбор, утилизационный сбор, плату с грузовиков массой более 12 тонн, за негативное воздействие на окружающую среду, за проведение госэкспертиз и т.д. Речь идет именно о сборах с бизнеса. Сборы и платежи с физических лиц на совещании в Минэкономразвития не обсуждались

Что такое неналоговые платежи. Смотреть фото Что такое неналоговые платежи. Смотреть картинку Что такое неналоговые платежи. Картинка про Что такое неналоговые платежи. Фото Что такое неналоговые платежи

На сегодня подобного реестра нет: платежи регулируются разными актами. Востребованность единого списка платежей подтверждена и государством, и бизнесом. Для бизнеса систематизация платежей упростит диалог с властями. Госорганам такой реестр упростит администрирование.

Минфин и Минэкономразвития едины во мнении, что реестр нужен, но подходы у ведомств разные.

Минэкономразвития и бизнес-сообщество склоняются к идее регулирования реестра неналоговых платежей отдельным законом.

Минфин настаивает лишь на внесении изменений в действующее законодательство. Например, на поправках в Налоговый кодекс.

Что такое неналоговый платёж?

Неналоговый платёж — это обязательный платёж, который не входит тем не менее в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К неналоговым платежам относятся:

Все сборы с бизнеса предлагается разделить на три группы:

платежи, которые войдут в реестр неналоговых платежей;

платежи и требования, которые требуют дополнительного обсуждения (молоко за вредность — среди них);

платежи, которые предлагается в реестр не включать, а, возможно, даже отменить.

В первую группу планируют включить 24 платежа. Среди них экологический сбор, утилизационный сбор, система взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн (система «Платон»), плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за проведение госэкспертиз, за предоставление сведений из регистров, патенты, плата за приобретение акцизных марок и т.д.

Во второй группе предусмотрены 23 платежа и требования к бизнесу, которые подлежат дополнительному обсуждению. Это обязательные для бизнеса услуги возмездного характера, которые оказывает государство напрямую или окологосударственные структуры. В ходе их анализа планируется выявить «навязанные» бизнесу услуги и проверить стоимость данных услуг на предмет их завышения.

Что такое неналоговые платежи. Смотреть фото Что такое неналоговые платежи. Смотреть картинку Что такое неналоговые платежи. Картинка про Что такое неналоговые платежи. Фото Что такое неналоговые платежи

Как сообщили в пресс-службе Минэкономразвития, «работа по определению порядка и правил ведения реестра неналоговых платежей в настоящий момент ведется в рамках в том числе разработки отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы установления и взимания неналоговых платежей».

Источник

Неналоговые платежи: как не утонуть в море отчислений

Основные характеристики неналоговых платежей

Получателями неналоговых платежей могут выступать федеральный, региональные и местные бюджеты, целевые фонды, коммерческие и некоммерческие организации. Во многом неналоговые доходы подлежат управлению региональными и местными властями.

По оценке министерства экономического развития РФ, неналоговых платежей сейчас в России насчитывается 87. Все неналоговые платежи можно разделить на несколько видов:

Также платежи делятся на универсальные и специальные. Универсальные платежи предназначены для всех организаций, специальные зависят от рода деятельности организации.

Вот лишь несколько примеров таких платежей: за противопожарную безопасность, за вред экологии, платежи за специальную оценку условий труда, за мероприятия по охране труда, за обязательные медицинские осмотры, обязательные сборы (парафискалитеты), платежи СЭС, патентные и лицензионные платежи, платежи за сертификацию, утилизацию и т.п.

Лебедь, рак и щука: 3 «подвоха» неналоговых платежей

Все новые и новые виды платежей появляются без всякой системы, устанавливаются множеством структур, имеют различные порядки взимания, закрепляются большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы.

У организации есть возможность отказаться от ряда платежей. Ее зона прямой ответственности – только обязательные неналоговые платежи. Например, компания имеет право отказаться от услуги, предоставляемой государством. Аргументом для отказа может быть, к примеру, высокая цена. Однако единого реестра обязательных платежей пока нет.

Оплата неналоговых платежей контролируется государством и, так же, как и оплата налогов, может быть проверена.

Неупорядоченность неналоговых платежей взята под контроль

Тема неурегулированности и избыточности неналоговых платежей – одна из горячих в предпринимательском сообществе. Представители бизнес-объединений постоянно поднимают ее на встречах «в верхах» с законодателями и руководителями государства. В частности, как сообщают СМИ, «Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей в феврале 2017 года направили премьер-министру Д.А. Медведеву список из 25-ти предложений по повышению темпов экономического роста, в который входил и пункт о регулировании неналоговых платежей. И, кажется, предпринимательское сообщество услышано. Государство взялось наводить порядок в этом вопросе и вышло на длинную дорогу создания нового кодекса – неналоговых платежей.

Данный запрет должен действовать как минимум до принятия закона, который наведет порядок в этом вопросе, то есть даст определение неналоговым платежам, структурирует и пропишет правила их принятия, расчета и уплаты. Министерства финансов и экономического развития совместно разбираются в сложившейся ситуации с неналоговыми платежами.

Есть ли план по систематизации неналоговых платежей?

9 августа 2017 года первым заместителем председателя правительства РФ И.И. Шуваловым был утвержден план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, а также по закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, повышению эффективности их администрирования.

Данный план включает в себя:

Согласно утвержденному плану действий, уже разработан проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». К неналоговым платежам он относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов.

В документе предлагается закрепить правила изменения существующих и появления новых неналоговых платежей. Например, введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования этих актов. Предложено установить предельный размер обязательных платежей, сделать возможным зачет переплаты в счет будущих платежей или возврат платежей.

Правом устанавливать неналоговые платежи, согласно данному законопроекту, наделены федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Будущий реестр неналоговых платежей, соответственно, должен состоять их трех списков – федеральных, региональных и местных платежей. Согласно законопроекту, платежи, которые не попадут в реестр, можно будет не платить.

В законопроекте указано и на контролирующие функции структур, ответственных за сбор обязательных платежей. Например, эти структуры имеют право потребовать документы от плательщика, вызывать его для объяснений и т. д. Однако, как утверждают юристы, процедура реализации этих прав (сроки, ответственность и т.п.) в законопроекте пока не урегулирована.

Данный законопроект должен стать основой для «Кодекса неналоговых платежей». Реалистичная перспектива его появления – 2019-2020 годы.

Чтобы не запутаться в потоке отчетности и платежей, воспользуйтесь современными электронными сервисами. Один из лидеров рынка электронной отчетности в России – сервис СБИС. С ним вы будете в курсе всех законодательных изменений и нововведений, станете обладателями полного набора форм отчетности, будете контролировать свою задолженность перед бюджетом, сможете получить консультации в любое время дня и ночи по интересующим вас вопросам. Неотъемлемой частью современных электронных коммуникаций является электронная подпись. Не забывайте об этом!

Систематизируйте свои платежи и не платите лишнего! Подробнее об этом вам готовы рассказать наши специалисты

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Источник

«О неналоговых платежах предпринимателей»

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 29 апреля 2021 года заседание «круглого стола» на тему «О неналоговых платежах предпринимателей».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, общественных объединений предпринимателей, а также научных кругов.

Обсудив вопросы необходимости систематизации неналоговых платежей субъектов предпринимательской деятельности, урегулирования порядка их установления и взимания, осуществления контроля за их расходованием, совершенствования законодательства в данной сфере, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

В настоящее время определение неналоговых платежей законодательно не установлено. Под неналоговыми платежами понимают обязательные платежи, нормативно закрепленные вне Налогового кодекса Российской Федерации. Основной признак, объединяющий такие платежи с налогами, – это публичность их установления, заключающаяся в том, что какой‑либо уполномоченный государственный орган (или организация) в силу нормативного предписания обладает полномочиями по установлению и (или) взиманию соответствующего платежа.

Неналоговые платежи, которые уплачивают субъекты предпринимательской деятельности, могут устанавливаться как федеральными законами (при этом отдельные важные элементы устанавливаются или конкретизируются в подзаконных нормативных актах), так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Следует обратить внимание, что данные платежи могут поступать не только в бюджетную систему Российской Федерации, а взиматься на основе исключительных полномочий во внебюджетном порядке.

Минфином России составлен перечень из 167 видов неналоговых платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, как зачисляемых в бюджеты бюджетной системы, так и не зачисляемых в бюджеты. По данным Счетной палаты Российской Федерации, на федеральном уровне в реестре источников доходов содержится 7 192 записи, из них к неналоговым доходам можно отнести 5 479 записей.

Для субъектов предпринимательской деятельности большое количество неналоговых платежей создает дополнительную фискальную нагрузку, которая оценивается на уровне 1% ВВП. Также проблема неналоговых платежей состоит в том, что они «рассеяны» по нормативным правовым актам, принимаются зачастую подзаконными актами и бесконтрольно устанавливаются на всех уровнях власти.

В связи с обращениями представителей бизнеса и поручениями Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации с 2017 года активно вело работу по инвентаризации неналоговых платежей и созданию системы их регулирования. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагалось, что по результатам инвентаризации и анализа действующих неналоговых платежей те платежи, которые обладают признаками налогов или сборов, следует регулировать в рамках законодательства о налогах и сборах, а по остальным сформировать закрытый перечень с установлением единых правил регулирования в рамках отдельного законодательства.

Участники «круглого стола» считают, что проблема регулирования неналоговых платежей должна быть решена как можно скорее, и поддерживают включение ряда обязательных платежей, имеющих признаки налогов или сборов, в сферу регулирования Налогового кодекса Российской Федерации. Также целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы на законодательном уровне закрепить норму о введении новых неналоговых платежей на основании федерального закона при условии, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или представительными органами муниципальных образований принято решение о необходимости установления такого платежа. При этом законом должны быть установлены предельные размеры неналоговых платежей в регионе и на муниципальном уровне.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов было предусмотрено включение трех неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер, в Налоговый кодекс Российской Федерации. Это — утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования и курортный сбор. В связи с этим Минфином России был подготовлен пакет проектов федеральных законов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

В рамках обсуждения участниками «круглого стола» отмечалась необходимость создания единого информационного ресурса, содержащего информацию о неналоговых платежах предпринимателей. В настоящее время информация о платежах, которые уплачиваются субъектами предпринимательской деятельности и поступают в бюджетную систему, отражена в различных информационных ресурсах, применяемых для формирования перечня источников доходов Российской Федерации.

Вместе с тем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кроме платежей, поступающих в бюджеты, наиболее актуальными являются платежи, взимаемые государственными учреждениями при проведении государственных экспертиз, обследований, мониторингов, оказании иных государственных услуг. Поступления от таких платежей, как правило, остаются в распоряжении данных учреждений, а информация о них не может быть выявлена и проанализирована в рамках использования информационных ресурсов.

Установление единых и прозрачных условий уплаты неналоговых платежей, их качественное администрирование будет способствовать формированию равной конкурентной среды для субъектов предпринимательской деятельности и созданию условий для поддержания в долгосрочной перспективе стабильной фискальной нагрузки на бизнес.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

провести до 1 октября 2021 года заседание экспертной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей предпринимателей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 2069-р;

определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере неналоговых платежей, наделив его соответствующими полномочиями;

сформировать до 31 декабря 2021 года единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей, определив его правовой статус и федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение указанного реестра;

признать неналоговые платежи, не попавшие в единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей, подлежащими отмене;

провести работу по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов, касающихся неналоговых платежей, включенных в единый реестр (перечень) неналоговых платежей предпринимателей, в соответствии с критериями экономической эффективности платежей, цели их взимания, обоснованности установленных ставок, уровня фискальной нагрузки в целях отмены неэффективных платежей;

продолжить работу над проектами федеральных законов, направленных на включение отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации;

проработать вопрос о едином правовом регулировании отношений по установлению (введению, изменению), исчислению и взиманию неналоговых платежей, включая проверку их целевого использования.

2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопрос о создании информационного ресурса (интерактивного сервиса), содержащего сведения о неналоговых платежах предпринимателей, рассмотрев вопросы определения функционала указанного ресурса, установления ответственного за его ведение федерального органа исполнительной власти, внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты в целях неукоснительного представления администраторами неналоговых платежей данных в информационный ресурс.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации провести работу по сбору и систематизации информации о неналоговых платежах предпринимателей, взимаемых на региональном и муниципальном уровнях.

4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить в Правительство Российской Федерации рекомендации «круглого стола».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *