Что такое нелинейный сюжет

Что такое нелинейное повествование в кино?

Что такое нелинейный сюжет. Смотреть фото Что такое нелинейный сюжет. Смотреть картинку Что такое нелинейный сюжет. Картинка про Что такое нелинейный сюжет. Фото Что такое нелинейный сюжет

Что такое нелинейный сюжет. Смотреть фото Что такое нелинейный сюжет. Смотреть картинку Что такое нелинейный сюжет. Картинка про Что такое нелинейный сюжет. Фото Что такое нелинейный сюжет

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Самая простая и естественная схема организации любой истории – линейная. Это система по которой зритель/слушатель/читатель узнает о событиях именно в том порядке, в котором они произошли. То есть хронологически. Экспозиция, появление конфликта, развитие конфликта, усугубление, кульминация финал. От начала к концу. От первого шага к приключениям до финала.

Но чем больше люди слышали историй, чем лучше развивался сторителлинг, тем чаще возникали сюжеты, построенные с нарушением хронологического порядка. Такой тип повествования называется нелинейным.

Именно о нем мы и поговорим в этом материале.

Зачем нужно нелинейное повествование

Нелинейное повествование – это игра со зрителем. Она заставляет публику думать, складывать разрозненные куски в единое целое. Ведь при таком подходе трудно сразу уловить причинно-следственные связи между событиями.

Это похоже не решение загадок или головоломок. Соответственно и удовольствие зритель получает такое же, как при решении интересных задач.

Кроме того, благодаря нелинейному повествованию сценарист может решить какие-то свои драматические задачи. Усилить эффект от какой-то сцены, замаскировать проседание действия в каком-то моменте, придержать сюжетный твист, нагнать интриги, запутать зрителя и тд.

Так почему же все истории не пишутся нелинейно?

Начнем с того, что организовать историю в слаженную нелинейную структуру, гораздо сложнее, чем рассказать все хронологически. И потому не каждая история достойна таких дополнительных усилий. Какая достойна? Сложный вопрос. В каждом конкретном случае нужно решать отдельно.

Но вот несколько самых основных признаков того, что история подходит под нелинейное повествование:

Разумеется, для использования нелинейного повествования могут быть и другие причины. Например, без него просто невозможно показать эту историю. В качестве примера можно вспомнить фильм «Вечное сияние чистого разума».

Не стоит путать нелинейное повествование, как способ организации истории, и нелинейный сюжет, который создается в интерактивных медиа. Нелинейный сюжет, это когда потребитель (зритель/игрок/читатель) сам решает, куда двинется сюжет. И от его решений конструкция истории меняется. Чаще всего этот концепт используется в компьютерных играх, где от действий игрока может меняться финал истории или способы прохождения заданий. Но технологии привносят этот, же подход и в другие медиа. Например, один их эпизодов сериала «Черное зеркало» – «Брандашмыг» снят и смонтирован именно с применением нелинейного сюжета. В конце каждого эпизода зритель решает куда дальше пойдет история и в итоге, каждый видит свою версию этого эпизода сериала.

Виды нелинейного повествования

Играться со временем и структурой можно самыми разными способами. Большинство сценаристов и большинство режиссеров заходящих на это поле, пытаются привнести в нелинейное повествование что-то свое, что-то новое. И некоторым это даже удается.

Но есть несколько общих приемов, которые используются чаще всего:

Разумеется, если ваша идея это позволяет, можно попробовать использовать сразу несколько приемов нелинейного построения истории. Как, например, это делали в сериале «Как я встретил вашу маму». За девять сезонов авторы перепробовали все возможные комбинации средств нехронологического рассказа.

Параллельное и перекрестное действие

Создание нелинейных историй в кино очень тесно завязано на правила и техники видеомонтажа. Именно на монтаже завязаны и все возможности игр нелинейным сюжетом, и его ограничения.

Придумывая такой сценарий, автор должен четко понимать, что можно будет показать на экране так, чтобы зритель это считал, а что может оказаться слишком сложным.

Так что прежде чем садиться за нелинейную историю, изучите основные правила монтажа. В первую очередь, конечно, стоит изучить все приемы, которыми монтаж показывает параллельные и перекрестные действия на экране. Причем изучать это нужно и в теории и изучая уже готовые фильмы с нелинейным повествованием.

Параллельное действие – это события из разных сюжетных линий, которые происходят в одно и то же время, но в разных локациях. Перекрестное действие – это события, происходившие в разное время, но показанные вместе.

В первую очередь обратите внимание на монтажные склейки, их длину, как они сочетаются друг с другом. За счет чего происходит переход из одной сюжетной линии к другой. Резкий он или плавный? В чем отличия в цветокоррекции, звуковом оформлении, подборке кадров в разных сюжетных линиях? За счет чего зритель сразу определяет, какая перед ним часть истории?

И только удостоверившись, что вы понимаете, какие сложности может вызвать нелинейное повествование на монтаже, и при просмотре зрителем готового фильма, можно приступать к созданию такой истории.

Рамочная, сквозная и кольцевая композиция

Игры с композицией – это самое простое и легкое использование приемов нелинейного повествования в кино. По сути, сама история все еще остается единой и линейной за исключением пары сцен в начале, финале и иногда середины.

Рамочная композиция

Суть этого приема в том, что в начале и в конце фильма действие переносится в другое время и пространство, а сам основной сюжет показан в правильной хронологии. Чаще всего такой подход используется для того чтобы обозначить: сюжет фильма, чей-то рассказ. В начале зрителям показывают говорящего, потом переходят к основному сюжету, и только в самом финале вновь напоминают, что все это история внутри истории.

Рамочная композиция очень хорошо подходит для того чтобы настроить зрителя на восприятие волшебных или мистических сюжетов. По сути, фильм говорит публике: садитесь поудобней, сейчас мы расскажем вам сказку.

Соответственно и примеры рамочной композиции проще всего искать в сказках. Например, такое построение используется в фильме «Эдвард Руки-ножницы». Весь основной сюжет, это сказка на ночь постаревшей героини Вайноны Райдер – Ким, своей внучке.

Также сюда можно отнести «Жизнь Пи» Энга Ли и, например, «Призрак оперы» Джоэля Шумахера.

Нужно отметить, что если вместо персонажа-рассказчика в фильме присутствует закадровый голос автора, то формально этот фильм уже не подходит под определение нелинейного повествования. Хотя эффект от закадра точно такой же как и от персонажа-сказителя.

Сквозная композиция

Это чуть более усложненный вариант рамочной композиции. Разница между ними только в том, что зрителями напоминают о рассказчике не только в начале и конце, но и несколько раз в середине сюжета.

В качестве примера этого приема можно посмотреть знаменитый «Титаник» Джеймса Кэмерона. Если кто забыл, там в течение всего повествования камера несколько раз возвращается в современность и показывает, как команда ученых-подводников слушает рассказ Роуз и даже задает какие-то уточняющие вопросы.

Также можно вспомнить «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона ил «Фореста Гампа» Роберта Земекиса.

Кольцевая композиция

Этот прием построен на том, чтобы первая и последняя сцена фильма дублировали друг друга. Это может быть либо одна сцена показанная дважды, либо две сцены сходные по строению, композиции кадра или содержанию.

В первом случае это просто художественный прием. Метафора используемая для того чтобы показать что время циклично или, что истории все время повторяются.

А вот если это в прямом смысле одна и та же сцена, показанная дважды, то ко всему прочему это еще и образец нелинейного повествования.

Одно из самых удачных примеров кольцевой композиции, на наш взгляд, был реализован в фильме Терри Гиллиама «12 обезьян». Кино начинается с воспоминания главного героя, который в детстве видел как полицейские в аэропорту убили вооруженного мужчину. А в конце фильма, в итоге приключений связанных с перемещением во времени оказывается, что тем мужчиной и был как раз, повзрослевший главный герой.

Отличный пример, когда благодаря не хитрому приему нелинейного повествования в сюжете создается еще и мощнейший твист, оставляющий у зрителей неизгладимое впечатление при первом просмотре.

Обратная и смешанная хронология

Обратная хронология – один из первых приемов нелинейного повествования опробованный в кино. Первые опыты со сценами идущими задом наперед были еще в середине двадцатых годов прошлого столетия.

Тогда же режиссеры экспериментировали с ускорением или замедлением отдельных моментов. Например, уже в легендарном «Броненосце «Потемкине» Сергей Эйзенштейн, настолько растянул сцену с катящейся по потемкинской лестнице в Одессе детской коляской, что многие до сих пор оказавшись там впервые, не верят, что это – то самое место.

Сегодня сцены показанные в рапиде (замедлении) или ускоренном воспроизведении прочно поселились в кино и уже не вызывают былого восторга. Часто такие приемы показываются для создания экшен сцен, чтобы одновременно показать стремительность боя и дать зрителям время рассмотреть самые зрелищные удары. А например, Джеки Чан во многих своих ранних фильмах самые сложные трюки показывал по 3-4 раза с разных камер, тоже для того чтобы публика рассмотрела все детали и убедилась что все это снято без использования каскадеров.

Что касается обратной хронологии, то и здесь эксперименты киноделов продолжаются. Взять хотя бы «Необратимость» Гаспара Ноэ или «Помни» Кристофера Нолана, в обоих случаях сами сцены идут в хронологическом порядке, но в фильме они выстроены в обратной хронологии, начиная с самой последней.

Прыжки во времени

Можно сказать, что это подраздел смешанной хронологии. Сюда входят приемы при которых, когда события основной истории на какой-то момент приостанавливаются и сюжет переключается на сцены из другого временного отрезка: прошлого – флешбеки, будущего – флешфорварды или даже альтернативной вселенной – флешсайды.

При этом события другой временной линии могут быть как эпизодическими, так и составлять полноценные сюжетные линии.

Подробнее об использовании прыжков во времени можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Тот факт, что в компьютерных играх больше ценится нелинейный сюжет как вид интерактива, не означает, что в них не может быть классического нарушения хронологии в повествовании. Во многих играх есть отдельные миссии или уровни, которые по сути являются флешбэками или флешфорвардами по отношению к основной истории.

Фрагментарная структура

Особняком стоят фильмы и сериалы, где события перемешаны таким образом, что с первого раза невозможно соотнести отдельные сцены с их правильным местом в истории.

Кажется, что в таких фильмах и даже некоторых сериалах события намешаны хаотично, безо всякой логики.

Разумеется, иногда и такое бывает. Например, режиссер и сценарист фильма «Господин Никто» Жако Ван Дормаль, признавался, что при черновом монтаже использовал карточки с номерами сцен, которые тасовал перед работой в случайном порядке. И только на втором или третьем этапе монтажа привносил в получившийся винегрет какие-то едва заметные логические цепи.

Но чаще всего, внутренняя логика фрагментарного повествования есть с самого начала. Просто ее зрителю еще нужно разгадать. Например, в «Криминальном чтиве» сюжет состоит из пяти новел, часть из которых идет линейно, а часть разбита на отдельные фрагменты и раскидана по всему сюжету. Но при этом и сами новеллы идут не в хронологическом порядке: самая последняя может стоять в середине, вторая в конце, а первая между ними.

И все же при повторном просмотре зритель уже понимает даже такую запутанную структуру и видит всю логику событий.

А, например, в первом сезоне «Мира дикого запада» логика еще проще, просто она лучше скрыта и потому большинство зрителей не разгадали ее до конца сезона. Весь трюк в том, что часть сюжета это события, идущие за много лет до нынешних, о чем можно догадаться как по малейшими нестыковкам, так и наоборот странным совпадениям.

Разумеется, литература освоила нелинейное повествование задолго до кинематографа. Например, еще в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова события перетасованы в случайном порядке.

Повтор события

Последний из популярных приемов создающих нелинейное повествование. Уже из названия видно, что это истории которые раз за разом возвращаются к одному и тому же событию.

И каждый раз это событие должно как-то видоизменяться для зрителя. Это могут появляться новые детали. Появляться новая информация из-за которой события будут восприниматься иначе. Это событие могут пересказывать разные люди с эффектом ненадежного рассказчика. То есть перевирая какие-то вещи, опираясь на субъективное восприятие и недопонимание мотивов других участников событий.

Понятно что, лучше всего такой прием смотрится в детективах и триллерах. Для примера можно посмотреть уже упоминавшийся выше фильм «Достать ножи» или сериал «13 причин почему». Но в ряде случаев повтор событий может использоваться и в других жанрах. В сериале «Как я встретил вашу маму» этот прием используется для создания комедии. А в фильме «День сурка», как основное драматическое препятствие главного героя. Повтор одного события в буквальном смысле становится самой главной проблемой героя Билла Мюррея – Фила.

Источник

Что такое нелинейный сюжет

Что такое нелинейный сюжет. Смотреть фото Что такое нелинейный сюжет. Смотреть картинку Что такое нелинейный сюжет. Картинка про Что такое нелинейный сюжет. Фото Что такое нелинейный сюжет

Как запутанный порядок событий помогает известным режиссерам и сценаристам делать фильмы сложнее и интереснее.

Знаменитая фраза Жана-Люка Годара: «В фильме может быть начало, середина и конец, но не обязательно в этом порядке», — точно выражает суть нелинейности.

Большинство историй строго последовательны: одно событие влечет за собой другое, и так по цепочке. Линейная хронология действительно кажется более легкой для восприятия, но в некоторых случаях может стать минусом, не увлекая зрителя. Нетрудно угадать развитие сюжета, если в одном эпизоде видишь причину, а в другом — следствие.

Когда порядок нарушен, возникает неопределенность, появляется несколько путей разрешения конфликта и финал уже не так очевиден. Смотреть сложные фильмы бывает интереснее именно из-за подобной неясности.

Говоря о нелинейном повествовании, мы чаще всего подразумеваем обратную хронологию событий. Но на самом деле вариантов нелинейности множество. Разберем, какие примеры нелинейного повествования встречаются в кино.

Параллельное и перекрестное действие

Вопрос о том, как показать на экране действие, происходящее в нескольких местах и в разное время, еще в немую эру привел к экспериментам с параллельным и перекрестным монтажом. Это были первые шаги на пути к сложному повествованию. Первый в истории кино вестерн «Большое ограбление поезда» (1903) состоял из 14-ти план-эпизодов. Монтажные склейки не просто разделяли и соединяли эпизоды, но и позволяли зрителю следить за событиями в разных местах.

Следующим прорывом стали фильмы Дэвида Уорка Гриффита. В «Нетерпимости» (1916) он соединил четыре временные эпохи. Истории развивались параллельно, а в качестве сквозного через весь фильм проходил образ женщины, укачивающей ребенка. В финале, впервые применив перекрестный монтаж, Гриффит завершил все сюжетные линии.

Позднее Абель Ганс в масштабном «Наполеоне» (1927) использовал полиэкран, чтобы показать действие в разных местах.

В целом такая форма нелинейного повествования идеально подходит для сюжетов, где настоящее и прошлое (или настоящее и будущее) имеют равное значение. Например, в «Пылающей равнине» (2008) одинаковое внимание привлекают три сюжетные линии: Марианна, Сильвия и маленькая девочка с отцом. В финале они соединяются, и становится понятно, какая из историй — настоящее, а какая — прошлое.

В драмах «Жасмин» (2013) Вуди Аллена и «Манчестер у моря» (2016) Кеннета Лонергана — две параллельные сюжетные линии. Образы главных героев становятся многогранными, когда их настоящая жизнь объясняется через трагедии прошлого.

Пример перекрестного повествования — «Дюнкерк» (2017) Кристофера Нолана. Надо признать, что нелинейная структура не всегда усложняет понимание. Нолан с первых же минут дает зрителю подсказки в форме подписей. Скоро становится понятно, что все истории происходят в одно время, но с разной длительностью. Перекрестный монтаж ускоряется с развитием конфликта и сплетает три сюжета в один.

В «Облачном атласе» (2012) нелинейная структура сложнее и не так очевидна. Шесть историй, происходящих в разных местах и в разное время, соединяются между собой персонажами и деталями. Это можно рассматривать как своеобразную цепочку линейных событий со стандартными причинно-следственными взаимосвязями. Запутанная хронология делит фильм на несколько уровней, на каждом из которых есть скрытый смысл.

Обратная и смешанная хронология

Классический вариант нелинейного повествования — сюжет, развивающийся прямо противоположно привычной хронологии. В этом случае конец и начало меняются местами, история буквально переворачивается с ног на голову. Такой подход может применяться и к целому фильму, и к отдельным сценам, когда мы видим, чем все закончится, а затем разбираемся, как герои к такому финалу пришли.

Французские режиссеры-авангардисты еще в начале прошлого века экспериментировали с изображением времени на экране. В «Антракте» (1924) Рене Клера время не подчиняется естественным законам — оно удлиняется, ускоряется, а в некоторых эпизодах течет вспять.

Полностью переворачивать структуру решаются немногие — сложно и для написания сценария, и для зрительского восприятия. Как правило, даже если фильм снят в обратной хронологии, часть эпизодов в нем все равно рассказана линейно. В начале романтической мелодрамы «Осторожно! Двери закрываются» есть момент с перемотанной сценой, который разделяет всю историю на две отдельные линии. Кристофер Нолан в своем раннем фильме «Помни» (2002) также изменяет привычное течение времени, выстраивая некоторые фрагменты сюжета в обратном порядке.

Смешанная хронология применяется чаще. Как правило, это перенесение кульминации в начало, чтобы удивить и заинтересовать зрителя. «Бойцовский клуб» (1999) Дэвида Финчера начинается со знаменитой сцены, в которой герой Эдварда Нортона стоит на коленях под дулом пистолета. Вопрос: «Как это случилось?» — и дальше в линейном ритме мы узнаем всю историю.

В детективах, боевиках, приключенческих картинах и даже мелодрамах нелинейная хронология добавляет динамики, интригует и запутывает. Вспомним «25-й час» (2002), «Одержимость» (2004), «Наркоз» (2007), «Области тьмы» (2011), «Исходный код» (2011). Вряд ли бы они были так увлекательны, если последовательно переходили от одного события к другому.

Все тизеры и трейлеры также построены по принципу смешанной хронологии. Самые интересные события собираются в короткий ролик, главная цель которого — привлечь зрителей в кинотеатры.

Рамочная, сквозная и кольцевая композиция

Если на экране в первых кадрах присутствует рассказчик, который погружает нас в историю, а в финале резюмирует все, что мы увидели — это рамочная композиция.

Известный пример из истории — «Кабинет доктора Калигари» (1920) Роберта Вине. Один человек рассказывает другому историю, которая приключилась с ним давным-давно, а в финале мы понимаем, что это пациенты психиатрической больницы и все превращается в плод больного воображения. Начальная задумка «Калигари» такой рамки не предусматривала, но студия решила добавить ее. В результате сюжет приобрел совсем другой смысл.

Очень часто события в фильмах, построенных по рамочной композиции, развиваются линейно. Но рассказчик может появляться в середине сюжета и тогда рамка превращается в сквозную линию.

В «Призрачной нити» (2017) Пола Томаса Андерсона героиня Вики Крипс рассказывает необычную историю любви, эпизодически возникая на экране в течение фильма. Через ее комментарии вырисовывается образ загадочного маэстро Вудкока — его характер, привычки, страсти и странности.

Мизанабим (история в истории) — это отдельный кинематографический прием. Но если введение его в сюжет не ограничивается одной сценой, к примеру, как у Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера в «Красных башмачках» (знаменитая 15-минутная вставка балета), а проходит отдельной линией через весь фильм, мы также имеем дело с нелинейным повествованием. «Под покровом ночи» (2016) Тома Форда — как раз такой случай. Тут есть два параллельных сюжета: героиня Эми Адамс, читающая роман бывшего мужа и события, о которых она читает. Кроме того, присутствует дополнительная линия воспоминаний об их совместной жизни.

Иногда фильм начинается и заканчивается одним и тем же статичным планом. Это можно назвать рамкой, но правильнее будет говорить о кольцевой композиции. Она не всегда имеет прямое отношение к основному сюжету, скорее, дополняет его. В знаковом для кинематографа «Гражданине Кейне» (1941) есть элемент кольцовки: в экспозиции и в финале перед нами кадры дворца Ксанаду. Но главный признак нелинейности этой истории — рамка со сквозным образом журналиста, который собирает истории о загадочной фигуре Кейна, общаясь с теми, кто его знал.

Фрагментарная структура

Некоторые картины благодаря нелинейному повествованию становятся совсем запутанными и даже нелогичными. В них трудно отделить прошлое и будущее от настоящего, разобраться в поступках героев и отличить реальность от сна.

Эксперименты с выражением на экране психологических состояний в 50-60-х годах XX века привели к тому, что многие фильмы тех лет балансировали на грани реальности и вымысла, необычно соединяли сны, воспоминания и настоящее время. Сложная структура в таких картинах, как «Земляничная поляна» (1957), «Хиросима, моя любовь» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), «Восемь с половиной» (1963), «Иваново детство» (1962) едва ли понятна с первого раза.

В дальнейшем нелинейный подход взяли на вооружение многие режиссеры-постмодернисты. Говоря о «Шоссе в никуда» (1996), Дэвид Линч в беседе с Крисом Родли поясняет: «Эта сложность была мне необходима, но не для того, чтобы сбить с толку, а чтобы дать почувствовать загадку. Загадка — это хорошо, а неразбериха — это плохо, и между ними огромная разница». Впрочем, в фильмах Линча иногда очень сложно отделить неразбериху от загадки именно потому, что он запутывает зрителя нелинейными структурами.

Еще один известный пример — «Криминальное чтиво» (1994), на сюжет которого Тарантино вдохновили фильмы классиков французской Новой волны и бульварные романы. Идея была добиться от фильма эффекта литературного рассказа — три взаимосвязанных истории, в которых участвуют одни и те же персонажи. В итоге Тарантино с Роджером Эвери собрали «Криминальное чтиво» из нескольких сценариев, написанных ранее для других проектов. Результат — 5 сюжетов, два из которых идут в хронологическом порядке, остальные перемешаны, а один разбит на две части (начало и конец).

Совсем хаотичный вариант хронологии можно увидеть в фильме сценариста «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфмана. Его «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008) — это причудливая смесь снов, реальности и театральной постановки. Разобраться, когда на экране настоящее, когда прошлое, а когда этого не было вообще и происходит только в воображении, удается не всегда.

Подведем итоги

Нелинейное повествование может не только сбивать зрителя с толку, но и наоборот облегчать понимание — структурировать фильм, разделяя историю на смысловые блоки. В любом случае такой подход делает сюжеты многоуровневыми, даже если речь идет об одном персонаже или событии, рассмотренном с разных точек зрения.

Рубрики: Видео, Уроки | Что такое нелинейный сюжет. Смотреть фото Что такое нелинейный сюжет. Смотреть картинку Что такое нелинейный сюжет. Картинка про Что такое нелинейный сюжет. Фото Что такое нелинейный сюжетКомментариев нет »

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *