Что такое неконструктивное поведение
Сайт психолога Пяташовой Е.В.
TPL_BEEZ3_NAV_VIEW_SEARCH
TPL_BEEZ3_NAVIGATION
TPL_BEEZ3_SEARCH
ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение он будет культивировать» Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, если оно есть не что иное, как «слепое» следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения — осмысленности, инициативности. Поэтому ребенок с таким «удобным», другими словами,— конформным поведением нуждается в коррекционной помощи.
Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.
Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:
Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.
В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, родители) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.
Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте являются: импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.). Рассмотрим их.
Консультация для воспитателей «Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
«Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста»
педагог-психолог: Недлина Е. Н.
Начиная со старшего дошкольного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки.
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения.
1. Ребенок понимает, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе.
2. Дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая наказаний, проявляя инициативу и творчество.
3. Дети умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, не смотря на трудности, а также в ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых и ли сверстников.
Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение,значит у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).
Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. «Слепое» послушание лишено важных характеристик произвольного поведения- осмысленности, инициативности. Дети с таким «удобным», т. е. с конформным поведением нуждаются в коррекционной работе.
Другим детям приобретение опыта произвольности дается с трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение дошкольников характеризуется как отклоняюшееся, неконструктивное.
Две группы неконструктивного поведения дошкольников:
1. Нарушения поведенияребенка определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность (обнаруживается при импульсивном) поведении. Оно характеризуется эмоциональной неустойчивостью, легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот.
2. Нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий стиль общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Поведение таких детей отличается не решительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Предупреждение нарушений поведения в этой группе довольно легко осуществляется в тех случаях, когда воспитатели и родители обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Важно быстро реагировать на конфликты и недоразумения. Это объясняется тем, что раз, возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.
Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину, а от безделья и скуки, в недостаточно насышенной различными видами деятельности (игровой, трудовой, спортивной и т. д.) воспитательной среде.
Нарушение поведения также появляется у детей из-за незнания правил поведения.
Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями детского сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.
Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста
Поведение, обусловленное нейродинамическими особенностями ребенка
Импульсивное поведение детей.
Ребенок быстро и непосредственно реагирует и также быстро раскаивается в своих действиях. Ребенком движет желание удовлетворить свои потребности. Конкретная цель при этом не ставится, сознание не концентрируется на достигнутом результате.
Ребенок отличается невероятной двигательной активностью, повышенной отвлекаемостью, невнимательностью. Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами;
Сидя на стуле корчится, извивается; с трудом дожидается своей очереди во время игры, занятии, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; не может играть тихо и спокойно; часто вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Ребенок отличается недостаточно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы). У таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто находятся вне ситуации.
Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.
Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети плохо адаптируютяся к школе.
Причины:
Особенности поведения этих детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего звена в становлении произвольного поведения.
Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников является игра. В частности, игры с правилами и длительные игры со сверстниками. В играх этим детям потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других.
Поведение, связанное с обучением и развитием, стилем взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенностями семейного воспитания.
Конформное поведение.
Среди старших дошкольников достаточно много «тихонь», которые готовы со всем соглашаться. Такое поведение детей чаще устраивает взрослых, чем пугает и настораживает. Дети-тихони идут на поводу у своих сверстников, не имея своей точки зрения.
Если конформное поведение закрепляется, то оно приводит к искажению его личностного развития.
Дети с комформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них – это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.
Причины:
Личностные особенности не являются его врожденными качествами. Они формируются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания.
Необходимо создать условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого нужно выбрать для ребенка увлекательное занятие. Самым эффективным средством освобождения ребенка от комформного поведения являются игры – драматизации.
Демонстративное поведение.
Детское кривляние. Ребенок кривляется только в присутствии взрослого, и только тогда, когда на него обращают внимание. Кривляется, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведения.
Ребенок как бы говорит: «Я делаю то, что вам не нравиться. Я –плохой».
Причины:
Это единственный способ привлечь к себе внимание.
Это происходит тогда, когда родители практически не общаются с ребенком, или общаются в ситуации, когда ребенок плохо себя ведет. Демонстративное поведение распространено в семьях, группах с авторитарным стилем воспитания.
Каприз – это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные выходки с целью самоутвердится. Капризы сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности.
Эффективным способом для коррекции поведения является игра. Взрослый в игре может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко проявил демонстративность. Такие заострения негативных черт одновременно и способ самовыражение ребенка, и, что важно,- один из способов самосознания.
Протестное поведение.
3 формы протестного поведения: негативизм, упрямство, строптивость. В возрасте от 2до 3 лет такое поведение свидетельствует о нормальном формировании личности.
Негативизм-такое поведение ребенка, когда он не хочет делать только потому, что его попросили. Типичные проявления-слезы, грубость, дерзость, отчужденность, обидчивость.
Причина: у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых. Негативизм чаще результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого взрослым. Не надо смешивать негативизм с проявлением настойчивости (стремление ребенка к цели).
Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем –либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
Причины:
1. Следствие неразрешимого конфликта взрослых.
2. Часто упрямство определяется как «дух противоречия», следствие длительно действующих эмоциональных конфликтов, стрессов, которые не могут быть разрешены ребенком самостоятельно.
Строптивость – направлена против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни. Такие дети чаще инициируют конфликты. Склонны решать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
Помочь ребенку осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречия, привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку. В этом помогут коллективные игры, которые учат идти на компромисс, договариваться.
Агрессивное поведение.
Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.
Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки; замещение неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов.
Дети склонные к вербальной агрессии – оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются.
Причины:
1. Агрессивное поведение возникает из-за разнообразных учебных трудностей.
3. Дисгармонические отношения родителей, агрессивное поведение по отношению к другим людям.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, т. к. порой он даже не догадывается о том, какими добрыми могут быть человеческие отношения.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей
1. Игры с правилами
В них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, т. е. не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.
Наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
3. Игры – драматизации.
Особенно эффективны для конформных детей. Ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, трусость, а приобретает самостоятельность, уверенность, инициативность.
4. Коллективные дидактические игры.
Эффективны для детей с протестным поведением. Отличием коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. В ней приоритетной задачей является развитие у играющих навыков сотрудничества.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Преимущественно применяется в коррекции демонстративного поведения. Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения, обладает мощным социализирующим эффектом. На первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
Направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя берет функцию режиссера.
Универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.
olga_andreeva
Жизнь как странствие
Место встречи
Неконструктивное поведение
Хочу рассказать о полезной книге – Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби «Консультирование семьи». М., «Когито-центр», 2004.
Особого внимания заслуживает описание четырех целей неправильного поведения. В книге это описание посвящено прежде всего детям. Но взрослые не в меньшей степени, чем дети, демонстрируют неконструктивное поведение. Чаще всего это связано с недостаточной уверенностью в себе, непониманием своих потребностей, недооценкой своих возможностей добиться желаемого конструктивным способом.
Первая цель – привлечение внимания. Механизмы достижения этой цели могут быть достаточно сложными. Одна моя клиентка не могла понять своей чрезмерной строгости к своему трехлетнему ребенку. Когда она поняла, что эту строгость она проявляет только в присутствии мужа, ей стало понятно, что она таким способом хотела привлечь его внимание к содержанию своей жизни, сфокусированной на ребенке. Ей хотелось больше общаться с мужем, большего его участия в воспитании ребенка, хотелось иметь какое-то свободное время для себя. Когда она об этом мужа попросила прямо, он отнесся к ее пожеланиям с полным пониманием. Себя понять нелегко. Проще «прочитать» поведение другого человека.
Вторая цель – борьба за власть. Если человек не получает достаточного внимания или признания, то он начинает добиваться этого другим способом. Он стремится контролировать ситуацию. Причем борьба за власть может принимать не вполне очевидную форму – форму пассивно-агрессивного поведения.
Что касается детей, то они нередко завидуют той власти, которой обладают родители или старшие браться и сестры. Если родители или учителя «поведутся» на провокации детей, то они только бездарно растратят свои силы. Победить ребенка невозможно, поскольку он не ограничен в своих методах борьбы никаким чувством ответственности и никакими моральными обязательствами. Ребенок не будет бороться честно.
Когда предыдущие методы не позволяют добиться того, что человек хотел бы получить от других людей, он может прибегнуть к четвертому способу – симуляции неспособности. Если человеку удается убедить окружающих в том, что он неспособен что-то сделать, к нему будет предъявляться меньше требований. Это дает возможность избежать многих возможных унижений и неудач.
К такому поведению часто прибегают дети, которых сравнивают с другими детьми.
Психологи не очень любят работать с такими детьми, потому что у этих детей нет собственной мотивации для работы с психологом – их приводят отчаявшиеся родители или учителя. И от такого ребенка на любые вопросы или предложения слышишь только такие фразы: «А я не знаю», «У меня не получится», «Я не понимаю». И пробить эту стену очень сложно.
Когда мы сталкиваемся с неконструктивным поведением других людей, можно поинтересоваться ЦЕЛЯМИ этого поведения. Например, задать вопрос такого типа: «Ты хочешь моего внимания?», «Ты хочешь меня победить?», «Ты хочешь меня наказать?», «Ты хочешь доказать мне, что ты не сможешь справиться с этим делом?». Чаще всего человек сам не осознает целей своего поведения, поскольку они существуют на уровне бессознательного. С помощью этих вопросов можно содействовать осознаванию данных целей. Кстати, такого типа вопросы можно задавать и самому себе, чтобы лучше понимать мотивы собственного поведения.
В книге есть совершенно замечательное приложение – таблица домашних обязанностей ребенка в зависимости от его возраста. Когда ребенок имеет свою долю ответственности в распределении домашних обязанностей, он учится сотрудничать и готовится к тому, чтобы выйти во взрослую жизнь способным заботиться о себе и решать все свои проблемы.
Как формируются 3 основных вида неконструктивного поведения
Хорошо известно, что большинство моделей поведения, которыми мы пользуемся будучи взрослыми, формируются гораздо раньше – в детстве и подростковом возрасте. Мы пользуемся ими всю жизнь и, чтобы их изменить, нужно затратить немало усилий. И, конечно, бывает грустно, когда мы понимаем, что все могло быть по другому, а мы не только ничего не сделали для этого, но даже и не знали, что происходит.
Модель бездействия
Наверняка практический каждый из нас сталкивался с людьми, которые придерживаются позиции, при которой лучше ничего не делать, не начинать никаких новых дел, проектов, потому что ничего хорошего из этого не выйдет. Эти люди настроены пессимистично практически ко всему. «Я совершенно точно знаю, что у меня ничего не выйдет» – вот их печальный девиз.
Что интересно, они во многом правы. Их манера поведения формировалась таким образом, что даже если они попытаются что-то начать делать, что-то значимое для них, например, попробуют открыть свой бизнес, то можно практически с полной уверенностью сказать, что у них ничего не получится.
Для таких людей можно с большой долей вероятности предположить, что их модель отношений с родителями строилась на том, что их не слишком поддерживали, но и не особенно ругали. Правильно сказать – на ребенка обращали мало внимания. Мы знаем, как важна родительская поддержка в становлении уверенного поведения человека, способного к достижениям в своей жизни. Но, в этом случае, когда ребенок в поисках одобрения обращается к родителям, то не получает никакого внимания к своим проблемам, не получает обратной связи. Тогда у него формируется стереотип поведения, при котором любое важное действие порождает страх остаться наедине с проблемами, который ему не преодолеть. Один, всегда один перед всеми вызовами, которыми изобилует жизнь. Конечно, противостоять им такому человеку практически нереально.
Модель волшебства
Другой типичный пример ошибочного родительского поведения – это баловство ребенка. Все его фантазии исполняются, любое его действие, даже глупое, или асоциальное, вызывает чуть ли не слезы умиления.
В итоге, у ребенка не вырабатывается способность переживать неудачи, он оказывается неспособным или малоспособным к самостоятельным действиям, поскольку всегда все делалось за него (тут уместно вспомнить песню из кино про Красную шапочку «Ты никогда и ничего не делал в жизни сам»), у ребенка формируются завышенные ожидания в отношении значимости своей персоны. Его быстро схваченное в детстве умение плакать и жаловаться, чтобы быстро получить желаемое переносится и во взрослую жизнь.
В итоге, мы получаем человека скорое манипулятивного, чем говорящего прямо, человека готового разыгрывать из себя вечного страдающего, которому требуется помощь; человека, слабо готового трудиться для достижения целей. Такой человек вряд ли удивится, если вдруг его мысль материализуется и он станет богатым, знаменитым, счастливым.
Очевидно, что в здоровом обществе это не самые полезные навыки для того, чтобы стать успешным, поэтому такие люди часто пытаются «спрятаться» за другими. Например, манипулируя партнерами, коллегами, чтобы они как можно больше делали за него, обеспечивали «прикрытие» его беззаботной жизни.
Несложно понять, что происходит, если никто не готов потакать избалованному ребенку, сидящему внутри уже взрослого человека. Очевидно, депрессия, злоупотребления, разочарования, обиды будут его верными спутниками.
Модель озлобления
И, третья модель поведения, проистекает из потока критики, которая обрушивается на ребенка. Что бы он ни сделал, он не встретит одобрения родителей или других значимых людей из его окружения. Он всегда сделал недостаточно, он всегда что-то сделал неправильно, он не смог, не достиг, он не прав. Возможно, что в нашей стране это самая популярная модель воспитания. Во всяком случае, из иррациональных.
Очевидно, можно представить себе реакцию ребенка на такое несправедливое воздействие. Он замыкается, начинает злиться, возможно, даже пытается отомстить. В детстве и юности он может отыгрываться на себе (нанося себе вред), по принципу «выколю себе глаз, пусть у вас ребенок будет без глаза».
Во взрослом возрасте, в человеческих отношениях он склонен критиковать других, причем часто незаслуженно, агрессивно. В жизни это люди, как правило, не способные радоваться практически ничему. Это не значит, что такой человек не в состоянии достичь успеха, он вполне способен это сделать. Если, конечно, его злобный характер не помешает сделать этого. Но, как известно, важная составляющая любого успеха – это радость, восторг, удовлетворение от достижения цели. Но, увы, такой человек не способен на это. Радость – это не его.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Всего понемногу
Конечно, есть и положительный сценарий, когда ребенка и не перехваливают и не игнорируют и не критикуют, а помогают преодолеть трудности. Но, увы, для этого надо, по крайней мере, понимать, что надо делать, и, что еще сложнее, уделять ребенку много времени и внимания.
В реальности, редко можно встретить какой-то один, «чистый» сценарий. Как правило, в большинстве людей намешано всего. Но, ситуация, когда есть один ведущий паттерн поведения, а, остальные дополнительные встречается довольно часто.
Каким будет ребенок через 10-15 лет?
Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы родители задали бы себе вопрос, каким человеком вы хотите видеть своего ребенка, скажем через 15 лет? Беспомощным, манипулятивным, озлобленным, неспособным радоваться жизни, вечным неудачником? Или же уравновешенным человеком, способным добиться успехов, отзывчивым, уверенным в себе, устроившим свою личную жизнь и имеющим прекрасную семью?