Что такое некомплектный товар
Энциклопедия решений. Поставка некомплектных товаров
Поставка некомплектных товаров
В соответствии с п. 1 ст. 519 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 480 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами. Передача некомплектного товара имеет место в том случае, если покупателю поставлен в целом предусмотренный договором товар, но отсутствуют его отдельные части, узлы, детали и т.д. (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.09.2015 N Ф04-23774/15).
Пункт 1 ст. 480 ГК РФ позволяет покупателю, которому переданы некомплектные товары, потребовать от продавца либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо доукомплектования товара в разумный срок. В силу п. 2 этой же статьи невыполнение продавцом в разумный срок последнего из приведенных требований позволяет покупателю потребовать замены некомплектного товара на комплектный либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Для реализации покупателем предусмотренных п. 1 ст. 519 ГК РФ прав должен быть доказан факт поставки некомплектного товара и факт соответствующего уведомления покупателем поставщика. Последнее может подтверждаться, в частности, письменными доказательствами, позволяющими установить факт вручения уведомления уполномоченному представителю поставщика или факт направления уведомления по указанному в ЕГРЮЛ адресу поставщика (п. 3 ст. 54, ст. 165.1 ГК РФ). Электронная переписка сама по себе в качестве такого подтверждения рассматриваться не может (постановление АС Северо-Западного округа от 19.02.2016 N Ф07-1885/15).
Значение использованного в п. 2 ст. 480 ГК РФ понятия «разумный срок» законом не конкретизировано. Продолжительность такого срока в случае возникновения спора оценивается судом индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств. От результатов такой оценки зависит и правовая квалификация действий покупателя, направленных на реализацию прав, предусмотренных указанным пунктом: если разумный срок с момента предъявления покупателем требования, например, о доукомплектовании товара не истек, покупатель не вправе требовать от поставщика замены некомплектного товара на комплектный или отказываться от исполнения договора (постановление АС Московского округа от 27.01.2016 N Ф05-20416/15). Специальное правило предусмотрено п. 2 ст. 519 ГК РФ: этот пункт позволяет покупателю (получателю), осуществляющему продажу поставленных ему товаров в розницу, требовать замены в разумный срок некомплектных товаров, возвращенных потребителем, комплектными, если иное не предусмотрено договором поставки. Это право может быть реализовано без предварительного предъявления поставщику требований, предусмотренных п. 1 ст. 480 ГК РФ.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Что делать если Вам продали некомплектный товар
Что делать если Вам продали некомплектный товар
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Кроме того, в соответствии со ст. 478 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.
В случае, когда после покупки товара потребитель обнаружил недостачу каких-то деталей в товаре он имеет право на предъявление к продавцу определенных требований. Для того чтобы понять, какие права имеет потребитель в случае продажи ему некомплектного товара, нужно разобраться, что же такое некомплектный товар и в чем его отличие от товара ненадлежащего качества.
Товар, передаваемый покупателю по договору купли-продажи, может состоять из отдельных частей, комплектующих товар. Причем в данном случае это не просто составные, а именно комплектующие части, дополняющие товар, обеспечивающие особенности его функционирования как единого целого. В отличии от некачественного товара, в котором недостающие детали необходимы для нормального его использования, в некомплектном товаре основное изделие вполне может использоваться по назначению и без отдельных комплектующих.
Ст. 479 ГК РФ, закрепляет, что если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), такое обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект. При этом продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Так что же делать потребителю, если вдруг он получил некомплектный товар?
В сложившейся ситуации, на основании ч. 1 ст. 480 ГК РФ потребитель имеет право обратиться к продавцу с одним из требований:
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— доукомплектования товара в разумный срок.
Только в случае если продавец в разумный срок не выполнил одно из указанных требований, потребитель вправе предъявить требование о замене некомплектного товара на комплектный или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной денежной суммы, в отличие от продажи некачественного товара, когда потребитель вправе сразу предъявлять эти требования.
Кроме того, необходимо учитывать положения п. 32 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. № 918, а также п. 27 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612, согласно которым в случае, когда покупателю передается товар с нарушением условий договора о количестве, ассортименте, комплектности, таре и (или) упаковке товара, он обязан не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Стоит отметить, что свои требования необходимо указывать в заявлении (претензии), составленном в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями необходимых документов (чеков, квитанций и т.п.) вручается продавцу, другой остаётся у потребителя с отметкой о дате вручения и печатью организации. Если вручить претензию лично не представляется возможным, то ее можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес хозяйствующего субъекта.
Согласно ст. 21 Закона РФ продавец обязан заменить товар в течение семи дней со дня предъявления требования о замене товара. Однако, если в момент предъявления требования необходимый для замены товар отсутствует у продавца, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
Требование о возврате уплаченной денежной суммы в соответствии со ст. 22 Закона РФ подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В случае нарушения указанных сроков продавцу в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ придется уплатить потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки. А если продавец все же отказывается разрешить возникший спор в добровольном порядке, то потребитель вправе обратиться за защитой нарушенных прав в судебный орган.
В случае неудовлетворения заявленных требований в добровольном досудебном порядке, согласно ст. 17 Закона, потребитель вправе обратиться за защитой своих имущественных правв суд.
Комплектность товара: что это по ГК.
Закон, защищающий права потребителей, и Гражданский Кодекс предусматривают, что продавец должен передать покупателю качественное изделие. При этом на данную категорию нередко влияет наличие всех деталей в комплекте. Качество и комплектность товаров считаются связанными понятиями.
Комплект и комплектность: в чем разница.
Понятие комплекта установлено в ст. 479 ГК РФ. В нормативно-правовом акте сказано, что продавец обязан передать продавцу определенный набор товаров.
Если в договоре купли-продажи не установлено другое, то все детали комплекта отдаются единовременно.
В ст. 478 ГК РФ установлена комплектность товара, условия передачи изделия потребителю.
Обычно это понятие применяют к технически сложным изделиям. Они состоят из нескольких деталей. Нарушение комплектности товара может влиять на потребительские качества изделии.
Нередко техника не сможет нормально функционировать, если отсутствуют даже незначительные, на первый взгляд, детали.
Таким образом, комплект представляет собой набор однородных изделий, которые объединены в одну группу. Они могут продаваться как вместе, так и отдельно.
Все составляющие комплекта не зависят друг от друга. При приобретении одного предмета из набора, им можно пользоваться, без ущерба для качества.
Комплектность представляет собой дополнение товара деталями, без которых он не сможет работать. Так, при отсутствии каких-либо элементов в мебели ее невозможно будет собрать.
Поэтому продавец обязан проверить перед передачей изделия наличия всех необходимых комплектующих.
Права потребителей.
В ст. 480 ГК РФ указываются последствия для продавца в случае, если произошло несоответствие комплектности товара.
Покупатель имеет право выдвинуть следующие требования:
Продавец обязан доукомплектовать товар в разумные сроки. Если он не выполнил требование покупателя, то клиент может расторгнуть договор купли-продажи и вернуть всю сумму или обменять изделие на аналогичное.
В случае, когда отсутствие деталей влияет на качество товара, продавец несет ответственность в соответствии со ст. 475 ГК РФ.
Потребитель имеет право предъявить следующие требования:
Если изделие можно эксплуатировать без недостающих деталей, то считается, что продан товар надлежащего качества.
Продавец может реализовать продукцию в упрощенной комплектации, если это не отразится на ее эксплуатационных характеристиках. Это не будет считаться нарушением.
Гарантия распространяется не только на сам товар, но и на все его комплектующие.
Поэтому если одна из деталей низкого качества, то покупатель имеет право вернуть все изделие и выдвигать требования по замене или расторжению договора купли-продажи.
Куда жаловаться на некомплект товара.
В случае, когда покупателю был передан неукомплектованный товар, его действия могут быть следующие:
В претензии необходимо указать:
В заявлении можно прописать санкции, которые будут предприняты покупателем, если его требования не будут удовлетворены.
Претензию в письменном виде можно передать лично, при этом на втором экземпляре нужно проставить дату и номер входящей корреспонденции.
Покупатель может направить заявление заказным письмом с уведомлением. На рассмотрение претензии дается 30 дней. Продавец должен письменно известить покупателя о принятом решении.
Если претензия потребителя осталась без ответа, то он может жаловаться в вышестоящие инстанции.
Роспотребнадзор представляет собой надзорный орган над соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Куда подают жалобу на продавца.
Жалобу на продавца, если он продал неукомплектованный полностью товар, можно подать следующими способами:
В документе прописываются условия заключенного договора, а также выявленные нарушения.
К заявлению могут быть приложены фото, видео. Рекомендуется направить в Роспотребнадзор копию договора купли-продажи.
Свои права потребитель может отстаивать в суде. При подаче искового заявления не требуется оплачивать госпошлину, если сумма иска менее 1 000 000 руб.
При нарушении прав потребителя помимо возврата средств за некачественное изделие истец может просить:
При выявлении нарушений прав потребителя суд может присудить продавцу штраф, составляющий 50% от суммы договора.
К иску в обязательном порядке следует приложить претензию, которая направлялась продавцу, и ответ на нее, если он был.
Кроме того, в иске следует ссылаться на нормы гражданского права, нарушенные из-за некомплектности товара.
Заключение.
Права потребителя защищены законодательством. Не всегда продавец добросовестно выполняет свою часть сделки. Иногда покупатель может обнаружить, что комплектность товара нарушена.
Особенно это важно для технически сложных изделий. Нередко отсутствие небольшой детали влияет на то, что товар нельзя использовать по прямому назначению.
В таком случае покупатель может обратиться к продавцу с требованием устранить нарушение. Реализатор обязан снизить цену или доукомплектовать изделие. Если продавец не выполнил обязательства, покупатель имеет право требовать расторжения договора купли-продажи.
Что такое комплектность товара
Любой товар должен соответствовать требованиям комплектности, так гласит российское законодательство. Только вот не все понимают само требование – какой-такой комплектности. Может требованиям комплекта? Но законодательство четко разграничивает эти понятия. Но если с понятием комплекта более-менее все знакомы, то комплектность у многих вызывает вопросы. Что же это такое?
Понятие комплектности и комплекта
Несмотря на то, что эти понятия довольно близки друг к другу, значения у них разные. Разность обуславливается различными правилами продажи и ответственности продающей стороны.
Комплектом зовется объединение различных товаров в одну группу. Формально они независимы друг от друга, поэтому могут продаваться как вместе, так и по отдельности в зависимости от ситуации и предпочтения покупателя.
Понятие же комплектности применяется к технически сложной продукции и означает, что при продаже должны наличествовать все указанные в техпаспорте детали. Даже отсутствие одной из них вызывает полный нефункционал товара или же его ограничение. Поэтому продажа подобных товаров ведется в условиях полной комплектности. В ином случае это будет рассчитываться как неисполнение продающей стороной своих обязанностей и будет считаться нарушением прав потребителя.
А чтобы читателю стало более понятно, приведем примеры обоих понятий на таком предмете, как мебельный набор.
Итак, комплект в этом случае будет означать мебельный гарнитур. Здесь каждый предмет можно продать как отдельный вид мебели за свою цену. Можно также продавать его в сборе, тогда стоимость всех предметов складываются. Но в любом случае функциональность гарнитура не пострадает.
Что касается же комплектности, то здесь будем ориентироваться на наличие всех требуемых деталей для сборки предмета мебели: дверок, угольников, запорных механизмов, гаек, винтиков, ножек и другой фурнитуры. Без всего перечисленного предмет как бы можно собрать, но полноценно работоспособным его назвать нельзя.
Что можно отнести к некомплектности
Нередко можно слышать, что товар был возвращен в магазин по причине некомплектности. Как это понять?
В юридической практике под данным термином признается неисполнение продавцом своих обязанностей и разновидностью ненадлежащего качества. В этом случае приобретенный товар невозможно использовать по назначению, так как не хватает каких-то деталей для этого.
Но возможно использование товара и в неполной комплектации. В этом случае законодательство признает, что продавцом был продан товар, имеющий надлежащее качество. Ответственность на него накладывается только за продажу продукции с неполной комплектностью.
Как видите, термин некомплектности можно трактовать довольно широко. Под ним понимается целостность не только всего товара, но и каждой детали, составляющей общность.
В качестве примера. Вы приобрели новый автомобиль. На него дается гарантия. Но вот случилась авария, и тут обнаружилось, что одна из деталей вашего нового авто б/у. Законодательство такой проступок со стороны продавца считает нарушением, так как это признается некомплектностью. Хотя вроде бы приобретенный товар (автомобиль) был формально укомплектован полностью. Но тут необходимо вернуться к вышенаписанному, где указывается, что гарантия дается не только на все авто в целом, но и на каждую его деталь по отдельности. В рассматриваемом случае такое невозможно, так как указанная деталь уже была в эксплуатации и давать на нее гарантию никто не будет.
Или другой пример. Вы приобрели цифровой фотик. Но при рассмотрении дома обнаружилось, что отсутствует кабель USB, необходимый для подсоединения камеры к компу.
С одной стороны, это не мешает использованию фотокамеры по его прямому назначению – фотографированию. Но с другой стороны, особенность такой камеры в том, что фотографии полноценно можно рассмотреть только после скачивания их на комп, а без кабеля сделать это невозможно. А значит, продан фотоаппарат вам был неполной комплектности.
Что делать?
Извечный вопрос нашего народа. Да еще и кто за это будет отвечать. Как уже неоднократно указывалось, это является неисполнением продавцом своих обязанностей. И покупатель имеет полное право потребовать (у продавца устно) довести комплектацию купленного товара до полной. Если же он откажет, то обращаемся к ГК.
Все действия потребителя зависят от следующего факта – работоспособен ли приобретенный товар, пусть и ограниченно, или же его функциональность на нуле.
В первом случае к руководству действиями покупателя берется ст. 480 ГК. И он должен сделать следующее:
Если товар не функционирует по причине некомплектности, то обычно сразу начинают с третьего пункта – возврат денег или замена.
Составляем претензию
Единого образца не существует, поэтому пишем в свободной форме. Правда, в ней в обязательном порядке должны содержаться следующие пункты (по порядку):
Бумагу можно предать продавцу лично или же отправить по почте заказным письмом. В первом случае лучше всего написать ее в двух экземплярах, один оставляете себе. Это необходимо для того, чтобы продавец впоследствии не мог заявить, что не получал ее. Это касается не только данной ситуации.
Если магазин не удовлетворит ваши требования, то нужно обратиться в суд. В этом случае, кроме вышеизложенных требований, вы можете еще потребовать выплату вам неустойки или компенсировать моральный вред. Обычно если требования разумны и обоснованы, то суд удовлетворяет их.
Статья 519. Последствия поставки некомплектных товаров
1. Покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 480 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.
2. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок некомплектных товаров, возвращенных потребителем, комплектными, если иное не предусмотрено договором поставки.
Комментарий к ст. 519 ГК РФ
1. Последствия поставки некомплектного товара регулируются ст. 480 ГК (см. коммент. к ней) с учетом правил коммент. ст., а также ст. 513, 514, 520, 523 ГК.
Специальное регулирование последствий нарушения условия о комплектности, установленное коммент. ст., в значительной степени повторяет правила, регламентирующие последствия поставки некачественного товара (см. ст. 518 ГК).
Поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности переданных ему товаров, вправе незамедлительно доукомплектовать их либо заменить комплектными товарами. Незамедлительное устранение поставщиком допущенных нарушений исключает возможность предъявления покупателем требований, предусмотренных ст. 480 ГК (п. 1 коммент. ст.). Согласия покупателя на такую замену или доукомплектование не требуется.
Судебная практика по статье 519 ГК РФ
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались условиями договора поставки, статьями 463, 480, 483, пунктом 1 статьи 519 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности наличия оснований для отказа покупателя от договора в связи с существенным нарушением поставщиком своих обязательств и возврата всех денежных средств, полученных ответчиком от истца за непереданное имущество.
Проанализировав и оценив в порядке статей 71, 82, 86, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение от 29.03.2018 N БН-39 наряду с иными доказательствами, представленными сторонами в обоснование своих требований и возражений, признав доказанным факт поставки ответчиком истцу оборудования ненадлежащего качества с существенными недостатками, не имеющего потребительской ценности для истца, его некомплектности, отказа истца от исполнения договора, отсутствие доказательств устранения недостатков товара либо возврата уплаченных за него денежных средств, установив наличие у истца убытков, выразившихся в несении расходов на установку оборудования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 333, 393 421, 450.1, 475, 480, 513, 518, 519 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части возврата неосвоенного аванса и убытков, а также для уменьшения неустойки, начисленной на основании пункта 9.7 договора, ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушенного обязательства.
Принимая судебные акты в обжалуемой части, суды, руководствуясь положениями статей 478, 480, 519 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что предусмотренная документацией об аукционе программа мониторинга, не является функциональной и работающей по причине необеспечения поставщиком дистанционного входа к программе, отсутствия полной инструкции по использованию программы мониторинга, пришли к выводу о поставке некомплектного товара, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требований общества о взыскании денежной суммы за поставленный товар, а также штрафа и пени. Поскольку общество ненадлежащим образом исполнило обязательства по контракту требование о возврате внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта денежных средств также признано судами необоснованным.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, изучив условия заключенного договора поставки, руководствуясь статьями 309, 310, 475, 478, 483, 506, 516, 518, 519, 520 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что ответчиком не доказана поставка некачественного и некомплектного товара, а также надлежащее уведомление поставщика о выявленных недостатках. В отсутствие доказательств полной оплаты поставленной продукции суды удовлетворили иск завода.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 476, 478, 480, 513, 519 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу наличии оснований для отказа в удовлетворении требований в части соразмерного уменьшения цены товара и взыскания денежных средств в связи с недоказанностью фактов поставки истцу дизельного генератора без комплектующего изделия (подогрева ПЖД30) и нарушения сроков поставки товара. При этом судами учтено, что истец принял дизельный генератор без проверки его комплектности, не представил доказательств того, что некомплектность имела место до передачи товара покупателю, в связи с чем несет риски негативных последствий такой неосмотрительной приемки товара.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 333, 458, 469, 486, 506, 519 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы факт ненадлежащего исполнения заявителем своих обязательств в части своевременной оплаты поставленного ему по договору товара, проверив и признав обоснованным расчет заявленного материально-правового требования, но усмотрев наличие оснований для снижения неустойки по заявлению стороны спора, суды удовлетворили иск в части.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 431, 478, 480, 519, 521 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив факт поставки некомплектного товара, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска. Размер неустойки определен на основании пункта 14.3 договора исходя из стоимости трубореза.
Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались положениями статей 310, 450, 478, 519, 525, 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и исходили из того, что оборудование поставлено с нарушением согласованного в контракте срока, при этом товар не соответствовал предъявленным ему условиями контракта требованиям, в связи с чем решение ответчика от 16.11.2018 об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта от 17.08.2018 признано правомерным.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 15, 457, 487, 506, 509, 519 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполнил обязанность по передаче товара в установленный срок и в согласованной сторонами комплектации, а также из недоказанности оснований для взыскания с покупателя убытков и штрафа.