Что такое некассовые операции в бюджетном учете

Что такое некассовые операции и как вести их учет

Некоторые действия по приобретению и списанию собственности/обязательств госучреждений не сопровождаются денежными расчетами. Подобные операции в малом количестве есть практически в каждой организации. Однако, несмотря на их минимальный объем, отражение действий в учете вызывает много проблем. Главная причина их возникновения – потребность в детализации всех поступлений и трат по положениям Классификации (КОСГУ).

Что собой представляют некассовые операции

Некассовые операции (НО) – это операции, при исполнении которых отсутствует движение денег. Это может быть взаимное покрытие дебиторского и кредиторского долга. К примеру, у государственного учреждения есть долг в размере 50 000 рублей перед другим муниципальным образованием. У этого муниципального образования, в свою очередь, есть долг перед государственным учреждением в этом же размере (50 000 рублей). В этом случае происходит взаимный зачет требований. Задолженность в этом случае погашается. Однако процедура не сопровождается движением денег. Это и есть некассовая операция.

Вопрос: Как заполнять графу 8 «Некассовые операции» отчета ф. 0503737?
Посмотреть ответ

К СВЕДЕНИЮ! НО обеспечивают уменьшение сроков расчета между учреждениями, партнерами. Они актуальны тогда, когда у субъекта мало свободных денег на счетах.

Форма №0503737

Выполнение плана хозяйственной работы субъектом подтверждается отчетом формы №0503737. НО в нем будут фиксироваться обособлено на основании абзаца 9 пункта 42 и 43 Инструкции, утвержденной приказом Минфина №33 от 25.03.11 г. Необходимость в обособлении вызвана этими факторами:

ВАЖНО! Любое бюджетное образование должно оформлять План деятельности, а затем создавать отчет о его исполнении. Отчет составляется по форме 0503737. Соответствующее указание есть в Приказе Минфина №33н от 25.03.11 г.

Форма 0503737 позволяет отчитаться по этим направлениям:

В форму требуется вносить сведения на начало апреля, июля, октября и января периода, последующего за отчетным.

Первый раздел: доходы

В части №1 фиксируются эти сведения:

При заполнении раздела №1 можно пользоваться информацией с забалансовых счетов 17. Эти забалансовые счета прилагаются к этим счетам:

Для заполнения раздела используются также аналитические данные по тратам, зафиксированным на забалансовых счетах 18. Они сопровождают счет 020 134 000.

ВАЖНО! В разделе «Доходы» не фиксируются сведения о возврате излишне приобретенных доходов, зафиксированных на счете 304.06.

Второй раздел: траты

В части №2 фиксируются эти направления:

Для заполнения раздела используются аналитические данные, зафиксированные на забалансовом счете 18. Он открывается к этим счетам:

Кроме того, нужно учесть счет 020 134 000 (Касса).

Третий раздел: источники восполнения дефицита средств

В части №3 фиксируются эти сведения:

При заполнении этой части используются аналитические сведения по выплатам, зафиксированным на забалансовых счетах 17 и 18.

ВАЖНО! Значение в строке 500 должно соответствовать значению из раздела №2 строке 450 с обратным знаком. Если эта рекомендация будет нарушена, появится внутренняя ошибка.

Четвертый раздел: информация о возврате неизрасходованных субсидий и трат предыдущих лет

В части №4 учитываются эти значения:

К СВЕДЕНИЮ! В рассматриваемой форме отчета нужно зафиксировать, что субъект выполнил План хозяйственной деятельности. Эта форма не используется для фиксации завершающих операций по закрытию счетов, проведенных 31 декабря.

Особенности бухучета

Рассмотрим виды НО и нормативные акты, которые регламентируют отражение этих операций:

Учет НО до сих пор не является совершенным. 1С старается улучшить конфигурации, касающиеся некассовых операций. Имеющиеся проблемы связаны с тем, что НО сложно определить. Следовательно, трудно автоматизировать создание отчетов по этим действиям.

Бюджетный учет некассовых операций

Рассмотрим проводки, нужные для фиксации НО:

При заполнении отчета по форме №0503737 используются данные учета. Это счета и ДТ, и КТ.

Источник

Некассовые операции

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 8

Что подразумевается под некассовыми операциями? Сходны ли понятия некассовых операций и неденежных расчетов? Каковы наиболее распространенные виды некассовых операций? Отражаются ли такие операции в бухгалтерской отчетности? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

Понятие некассовых операций

Четкого определения понятия «некассовые операции» в законодательстве нет.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Если сравнивать термины «некассовые операции» и «неденежные расчеты», по смыслу они схожи, то есть и те и другие осуществляются без движения денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что к некассовым операциям относятся операции по расчетам в виде зачета (зачет переплаты одних видов платежей в счет других видов платежей, авансовых платежей, обязательств, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), отражаемые в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счетов 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 06 000.

Далее рассмотрим подробнее наиболее распространенные виды некассовых операций.

Удержание из зарплаты суммы задолженности работника перед работодателем

В качестве задолженности работника перед работодателем может быть признано следующее:

На основании положений ст. ст. 137, 248 ТК РФ перечисленные виды задолженности (при условии что работник их не оспаривает) по его заявлению могут быть удержаны из зарплаты работника.

Операции по удержанию суммы из зарплаты работника в счет погашения его задолженности перед работодателем признаются для целей бухгалтерского учета и отчетности некассовыми.

Пример 1. Работнику автономного учреждения были выданы наличные денежные средства под отчет на заправку картриджа в сумме 1000 руб. Согласно акту оказанных услуг, приложенному к авансовому отчету, фактическая стоимость услуг по заправке составила 750 руб. Сумма неизрасходованного аванса (250 руб.) по заявлению работника была удержана из его зарплаты. В месяце удержания ему была начислена зарплата в сумме 15 000 руб. Операции произведены за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

Начислена зарплата сотруднику

Выданы наличные денежные средства под отчет

Отражены расходы на заправку картриджей на основании утвержденного авансового отчета

Удержан из зарплаты работника неизрасходованный остаток подотчетной суммы в счет погашения задолженности перед учреждением

Произведен зачет требований по возврату неизрасходованного аванса

Некассовая операция.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 2. По результатам внеплановой ревизии кассы, проведенной в автономном учреждении, выявлена недостача денежных средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, в сумме 300 руб. Кассир согласна возместить указанную недостачу путем удержания суммы из ее заработной платы (имеется письменное заявление кассира). Заработная плата кассиру начисляется за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся в соответствии с Инструкцией N 183н и с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина России от 18.10.2012 N 02-06-10/4354, следующим образом:

Выявлена недостача денежных средств в ходе ревизии кассы

Удержана из заработной платы кассира сумма в погашение причиненного ущерба на основании письменного заявления

Уменьшены расчеты по удержаниям сумм оплаты труда в счет погашения задолженности кассира перед учреждением (в части дебиторской задолженности по источнику финансового обеспечения, отличному от источника финансового обеспечения, по которому произведено удержание обязательства)

Указанные операции подлежат отражению в бухгалтерской отчетности автономного учреждения по кодам видов деятельности 2 и 4 как некассовые операции.

Зачет неустойки в счет оплаты обязательств

Стоит отметить, что средства (в частности, сумма неустойки), полученные автономным учреждением в результате применения к недобросовестному поставщику (исполнителю) мер гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (Письмо Минфина России от 13.07.2012 N 02-04-10/2732).

При оплате договора автономное учреждение также вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил. Иными словами, оплачивая расходы по гражданско-правовому договору, автономное учреждение вправе уменьшить перечисляемую сумму на сумму неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств другой стороной (поставщиком (исполнителем, подрядчиком)). Указанный взаимозачет тоже является некассовой операцией.

Пример 3. Автономное учреждение заключило договор на поставку оборудования на сумму 20 000 руб. Оплата по договору осуществляется за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Поставка оборудования произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 3000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся в соответствии с Инструкцией N 183н и разъяснениями, приведенными в Письмах Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, от 23.01.2014 N 02-06-07/2378, от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, следующим образом:

Отражены капитальные вложения по приобретению оборудования

Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора

Произведена оплата поставщику согласно договору (с учетом встречного требования)

Отражено прекращение встречных требований зачетом (согласно акту приемки оборудования)

Некассовая операция. В случае если оплата договора осуществляется не за счет приносящей доход деятельности (иного источника финансирования), операции по взаимозачету требований осуществляются также с использованием счета 0 304 06 000 (аналогично примеру 2) (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).

Удержание суммы полученного обеспечения в счет невозвращенного аванса

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Обеспечение исполнения контракта (договора) по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту (договору). Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта (договора).

Операции по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса признаются некассовыми.

Пример 4. Автономное учреждение за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 150 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (45 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете автономного учреждения в соответствии с Инструкцией N 183н и с учетом разъяснений, приведенных в Письме N 02-02-04/67438, следующим образом:

Поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта

Перечислен аванс исполнителю

Предъявлено требование в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта

Удержан аванс за счет денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта, в сумме удовлетворения требования залогодержателя

Уменьшена дебиторская задолженность в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта

Перечислена удержанная сумма обеспечения исполнения контракта в счет невозвращенного аванса со счета, предназначенного для учета средств во временном распоряжении, на лицевой счет

Некассовые операции.

Порядок отражения некассовых операций в отчете (ф. 0503737)

В разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» отчета (ф. 0503737) данные о произведенных возвратах некассовыми операциями отражаются в графе 7.

Примеры отражения некассовых операций в отчете (ф. 0503737) приведены в Письмах Минфина России от 15.04.2015 N 02-07-07/21402 (см. пример 3), от 01.07.2015 N 02-07-07/38257 (см. примеры 2, 4).

Заключение

К некассовым операциям относятся операции по расчетам в виде зачета (зачет переплаты одних видов платежей в счет других видов платежей, авансовых платежей, обязательств, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), отражаемые в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счетов 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 06 000. В статье рассмотрены правила отражения в бухгалтерском учете таких некассовых операций, как:

Источник

Госсектор. Некассовые операции: порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности

Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Смотреть фото Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Смотреть картинку Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Картинка про Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Фото Что такое некассовые операции в бюджетном учетеК некассовым относятся операции, которые осуществляются без движения денежных средств. Как правило, речь идет об одновременном погашении дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся в учете организации госсектора. Осуществление некассовых операций позволяет существенно сократить сроки расчетов между контрагентами, особенно в условиях недостатка свободных денежных средств на лицевых счетах учреждения.

В об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – Отчет) некассовые операции отражаются обособленно (абз. 9 п. 42, абз. 9 п. 43 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н). Это обусловлено двумя обстоятельствами.

ФОРМА

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Во-первых, согласно применяемым в настоящее время стандартам бухгалтерского учета доходы и расходы организации госсектора детализируются в разрезе кодов КОСГУ.

Во-вторых, при одновременном погашении дебиторской и кредиторской задолженности фактически полученные доходы и осуществленные расходы не находят отражения на лицевых (банковских) счетах. Иными словами, при осуществлении некассовых операций данные, учтенные на лицевых счетах учреждения, корректировке не подлежат.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского учета в организациях госсектора, не содержат перечня некассовых операций. Наиболее распространенные из них приведены ниже (таблица 1).

Таблица 1. Виды некассовых операций

Виды некассовых операций

Особенности отражения некассовых операций

в бухгалтерском учете

в бухгалтерской отчетности

Удержание из заработной платы, стипендии задолженности за причиненный ущерб

Удержание из заработной платы работника задолженности по подотчетным суммам

Исполнение контрагентами возвратов излишне полученных оплат денежных обязательств за счет субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капвложений

Исполнение предъявленных требований по уплате санкций (неустойки, пеней, штрафов, возмещение ущерба) с одновременным исполнением обязательств учреждения по договору

Удержание суммы аванса из средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в обеспечение исполнения контракта

Удержание кредитной организацией средств в оплату услуг из средств учреждения

Иные случаи прекращения встречного требования зачетом

На конкретных примерах разберем порядок отражения некассовых операций в учете и отчетности.

Пример 1. Некассовые операции в рамках двух видов финобеспечения

В первом квартале текущего финансового года учреждением заключен договор на поставку оборудования. Оплата будет осуществляться за счет субсидии на выполнение госзадания. Стоимость оборудования составляет 118 тыс. руб. Оплата по договору осуществляется после полного исполнения поставщиком обязательств. За нарушение сторонами обязательств (в части несоблюдения сроков поставки и оплаты) договором предусмотрены штрафные санкции.

Поставка и наладка приобретенного оборудования осуществлена поставщиком с нарушением сроков. Размер штрафных санкций составил 1 тыс. руб. Оплата поставщику произведена учреждением с учетом встречных требований, то есть в сумме 117 тыс. руб.

В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения производятся следующие записи (таблица 2):

Таблица 2. Корреспонденция счетов при отражении некассовых операций в рамках двух видов финобеспечения.

Стоимость оборудования учтена в качестве вложений в основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения (с учетом НДС)

Оборудование принято к учету в составе основных средств

Предъявлена сумма неустойки

Произведена окончательная оплата по договору

Погашена задолженность перед поставщиком путем зачета встречных требований

Погашена задолженность по доходам от применения штрафных санкций

Согласно требованиям Контрольных соотношений показатели в графах 5-7 по строке 700 Раздела 3 Отчета ф. 0503737 по каждому из видов финобеспечения должны быть равны разности между суммами остатков средств на начало и на конец отчетного периода по счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) в разрезе каждого из источников финобеспечения.

ФОРМА

Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)

Поэтому если некассовые операции осуществляются со средствами, отражаемыми на одном лицевом (банковском) счете, бюджетному (автономному) учреждению желательно скорректировать остаток средств в разрезе источников финобеспечения. Для этого могут применяться, например, приведенные ниже корреспонденции. Вместе с тем необходимо понимать, что порядок ведения учета и формирования отчетности для подобных ситуаций нормативными актами не урегулирован, поэтому рекомендации, содержащиеся в данном материале, желательно применять по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (таблица 3).

Таблица 3. Корреспонденция счетов при осуществлении некассовых операций со средствами, отражаемыми на одном лицевом (банковском) счете

Увеличен остаток на лицевом счете по виду деятельности «2»

Уменьшен остаток на лицевом счете по виду деятельности «4»

В Отчете по виду финобеспечения «2» перечисленные выше операции отражаются следующим образом (рисунок 1.1):

Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Смотреть фото Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Смотреть картинку Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Картинка про Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Фото Что такое некассовые операции в бюджетном учете

Рис. 1.1. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности по виду финобеспечения «2»

По виду финобеспечения «4» Отчет формируется в следующем порядке (рисунок 1.2):

Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Смотреть фото Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Смотреть картинку Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Картинка про Что такое некассовые операции в бюджетном учете. Фото Что такое некассовые операции в бюджетном учете

Рис. 1.2. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности
о виду финобеспечения «4»

Пример 2. Некассовые операции в рамках одного вида финобеспечения по расходным кодам КОСГУ

Работник учреждения направлен в командировку. Перед убытием в командировку ему был выдан аванс. По окончанию командировки сотрудником оформлен и представлен работодателю авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Задолженность работника перед учреждением согласно авансовому отчету составила 5,5 тыс. руб., в том числе оплата проезда (КОСГУ 222) 2,5 тыс. руб. и наем жилья (КОСГУ 226) 3 тыс. руб. В связи с тем, что эта задолженность не была погашена в установленные сроки, в учреждении принято решение об удержании средств из заработной платы работника. Сумма заработной платы, начисленной работнику, составила 49,7 тыс. руб. Вычеты по НДФЛ работнику в рассматриваемом периоде не предоставлялись. Выплата заработной платы осуществляется путем перечисления средств с лицевого счета учреждения на банковскую карту работника. Начисление заработной платы работнику, а также выдача аванса на командировочные расходы произведены за счет средств субсидии на выполнение госзадания.

В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи (таблица 4):

Таблица 4. Корреспонденция счетов при осуществлении некассовых операций в рамках одного вида финобеспечения по расходным кодам КОСГУ

Источник

Некассовые операции в деятельности государственных учреждений

Отдельные операции по получению или списанию имущества и/или обязательств государственных (муниципальных) учреждений вообще могут быть не связаны с осуществлением каких-либо денежных расчетов. Поэтому некассовые операции, несмотря на их небольшой объем, осуществляются в финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, а их отражение в бухгалтерском учете и отчетности вызывает немало проблем.

Основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), а также соотнесение в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат (получение, использование, списание и т.п.), с отражением источников финансового обеспечения данных операций и соответствующих связанных с ними расчетов. Если фактические расходы учреждения четко привязаны к соответствующим счетам учета таких расходов (040120000 «Расходы текущего года» или 0 10900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг») по статьям КОСГУ, то размеры кассовых расходов по данным статьям КОСГУ могут отличаться от соответствующих фактических расходов на суммы расчетов, произведенных в форме некассовых операций.

Причем, учитывая сквозной характер показателей бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимосвязь показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, то есть в момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета. Если же в дальнейшем учреждение по каким-либо причинам получает имущество, работы и услуги, отличные от фактически оплаченных, либо снимает со счета наличные денежные средства с учетом уменьшения задолженности учреждения по их выдаче на суммы встречной задолженности перед учреждением по другим статьям КОСГУ, то возникают риски искажения показателей бухгалтерской отчетности как самого учреждения, так и обслуживающих его финансовых органов.

Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований

Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике в учреждениях осуществляется чаще всего на примере начисленных штрафных санкций и уплаты кредиторской задолженности по договору на сумму, уменьшенную на эти самые штрафные санкции. До 01.01.2011г. все доходы государственных (муниципальных) учреждений признавались неналоговыми доходами бюджета и поэтому должны были формировать данные доходы именно в денежной форме. В соответствии с изменениями, внесенными законом от 08.05.2010г. N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 01.01.2011г. бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а поступления от осуществления ими приносящей доход деятельности переходят в их самостоятельное распоряжение. Однако, несмотря на вышеизложенное, учреждения по привычке продолжают не использовать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.

Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций зачета встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

В правовом отношении в соответствии с требованиями ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:

Кроме того, ст. 411 ГК РФ запрещает производить зачет следующих встречных требований:

Также учитывая обязательную детализацию в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений расчетов по источникам их финансового обеспечения, зачет встречных требований может быть осуществлен ими только в рамках обязательств по одному из указанных источников.

При этом следует иметь в виду, что погашение ранее выданных учреждением авансов под поставки продукции (выполнение работ, оказание услуг) его контрагентами не относится к некассовым операциям, так как и авансы, и окончательные расчеты учреждения с контрагентом производятся кассовым методом (то есть в форме перечисления денежных средств с лицевого счета или выдачи их из кассы).

Практический пример

31.05.2014г. учреждению «Медицинское учреждение ДЗМ» выставлен акт от поставщика по договору об оказании услуг (КОСГУ 226) на сумму 300 000,00 руб.

09.06.2014г. учреждение выставило сумму штрафных санкций по исполнению услуг по договору на сумму 15 000,00 руб.

Входные формы: Акт об оказании услуг, Акт сверки взаиморасчетов, расчет штрафных санкций и акт на выставленную сумму, выписка с л/счета.

Выходные формы: Бухгалтерская справка №0504833.

С учетом базовых требований Инструкции N 157н некассовые операции по зачету встречных требований в бухгалтерском учете государственного учреждения будут выглядеть так:

Отражена задолженность учреждения перед контрагентом за оказание последним прочих услуг

Начислена сумма штрафных санкций поставщику

На основании акта сверки взаиморасчетов и решения сторон указанная взаимная задолженность погашается зачетом встречных требований

Оплачена сумма кредиторской задолженности

Расходы учреждения на выполнение плана его финансово-хозяйственной деятельности учитываются по кассовому методу, то есть в момент получения денежных средств с лицевого счета либо безналичного перечисления их на счета получателей заработной платы, следовательно, суммы выплат (перечислений) заработной платы и суммы ее начисления по данным бухгалтерского учета отличаются на суммы произведенных удержаний. На суммы таких удержаний уменьшается задолженность учреждения перед своими работниками по заработной плате, то есть фактически производится тот же зачет встречных требований, относящийся, как уже было описано выше, к разновидности некассовых операций.

Если удержания из заработной платы работников производятся в целях возмещения их задолженности перед учреждением по тем же статьям КОСГУ (например, удержание начисленного на заработную плату НДФЛ, алиментов или профсоюзных членских взносов), то отражение в бухгалтерском учете операций по таким удержаниям не приводит к искажению показателей бухгалтерской отчетности учреждения (ведь уменьшение кассового расхода по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ посредством удержания из сумм начисленных расходов на выплату заработной платы НДФЛ полностью компенсируется кассовым расходом по данной подстатье КОСГУ на перечисление указанного налога в бюджет, алиментополучателям или на счета профсоюзной организации).

Если же задолженность по возмещению расходов учреждения и его работников (в данном случае являющихся контрагентами учреждения) подлежит отнесению на разные расходные статьи КОСГУ, возникает необходимость приведения фактических кассовых расходов по указанным статьям КОСГУ в соответствие со статьями КОСГУ по кассовому расходу некассовыми операциями.

Проанализируем особенности отражения таких некассовых операций в бухгалтерском учете учреждения на примере следующих удержаний из заработной платы его работников.

Удержание непогашенных подотчетных сумм. Кассовые расчеты по подотчетным суммам отражаются в бухгалтерском учете учреждения в следующем порядке:

В случае же удержания непогашенных подотчетных сумм из заработной платы работников такие операции отражаются в бухгалтерском учете учреждения непосредственно в корреспонденции со счетом учета обязательств по начислению заработной платы (дебет счета 030211830 кредит счета 020800660). Контрагентами при этом являются только учреждение и его работники. Кассовый расход по погашению задолженности по заработной плате (кредит счета 030211730) погашается кассовым методом путем выплаты соответствующим работникам наличных денежных средств или перечисления данных средств на их банковские (карточные) счета в размерах за минусом сумм удержаний. Удержание непогашенных подотчетных сумм из заработной платы относится к некассовым операциям.

Удержание денежных средств в возмещение материального ущерба. Возмещение работниками материального ущерба, причиненного учреждению, в общем случае осуществляется путем внесения денежных средств в кассу. Однако учреждение вправе удержать данные денежные средства и из заработной платы соответствующих работников.

При удержании из заработной платы работников сумм в возмещение причиненного учреждению материального ущерба поступления денежных средств признаются собственными доходами учреждения, что подтверждено Письмом Минфина России от 18.10.2012 N 02-06-10/4354.

В бухгалтерском учете учреждения такие операции отражаются в следующем порядке:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *