Что такое небесное воинство
НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО (HEAVENLY ARMIES/HOST)
Выражение «воинство небесное», получившее известность благодаря современным переводам Библии, имеет два совершенно разных значения: первое относится к звездам, а второе – к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам. В некоторых случаях оба значения как будто бы совпадают. Действительно, в двух значениях еврейского выражения, переводимого как «воинство небесное» (s e baʾhassamayim), а именно «небесные тела» и «ангельские существа», отражается возможная ассоциативная связь в еврейском воображении между ангелами и звездами или планетами. С другой стороны, звездное небесное воинство в ряде случаев связывается с идолопоклонством, поскольку окружавшие Израиль языческие народы занимались астрологией и поклонялись небесным телам.
Небесные тела. Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звезд. В силу своего бесконечного множества, яркого света, силы и отождествления с конкретным верховным правителем звезды в Писании называются «воинством» сотворенной Яхве сферы ( Неем. 9:6 ; Пс. 32:6 ; Ис. 40:25–26; 45:12 ). В качестве отдельной сотворенной категории ( Быт. 1:16 ) они, как и песок, служат обозначением несметного количества в заветах Бога с Авраамом и с другими патриархами ( Быт. 15:5; 22:17; 26:4 ; Неем. 9:23 ).
Главная отличительная черта звезд как многочисленной группы заключается в их огромном количестве, но в нашем представлении о них как о «небесном воинстве» с ними связываются и другие образы. В победной песне Деворы звезды сражались с неба по воле Бога ( Суд. 5:20 ). Они также прославляют Бога ( Пс. 148:3 ; Иов 9:7; 38:7 ) и свидетельствуют о всемогуществе Бога. Последний мотив хорошее выражение нашел в Ис. 40:26 :
Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
Он всех их называет по имени:
по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
Учитывая такую ассоциативную связь с трансцендентностью, не удивительно, что небесные тела как «воинство небесное» стали объектами языческого поклонения. Народ Израиля не был невосприимчивым к соблазнам таких языческих обрядов. Израиль и Иудея присоединялись к языческим народам в поклонении «звездному воинству», и за почитание сотворенным вещам и превратное понимание божественного подвергались суду Яхве ( Втор. 4:19 ; 4Цар. 17:16; 23:4–5 ; Иер. 8:2 ).
Божье воинство. Поклонение языческим божествам как воинству небесному в Библии запрещалось, но, вместе с тем, в библейском воображении по побуждению Самого Бога предстает определенный образ Божьего небесного «воинства». Образ небесного воинства основывается на образе Бога как Царя, двор Которого наполнен последователями и Который располагает огромным войском для исполнения Своей воли (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Этот образ часто встречается в разделах Писания, в которых рассказывается о битвах: в исторических и поэтических частях Ветхого Завета и в пророческих частях обоих Заветов. Это воинство небесное состоит из большого числа сильных и благородных ангельских существ, отношения которых с Яхве можно сравнить с отношениями между рыцарями и феодальными королями: они основываются на почитании, служении и участии в битвах. Ангелы представляют собой огромное войско, верное исполнению целей и желаний Бога.
Сильные и благородные. Псалмопевец и прозорливец Иоанн наделяют этих воинов силой и благородством. Иоанн отмечает их огромное количество – «тьмы тем и тысячи тысяч» ( Отк. 5:11 ) – и благородный внешний вид – они шествовали «на конях белых. облеченные в виссон белый и чистый» ( Отк. 19:14 ). Он изображает их воинством, следовавшим за Тем, Чье имя «Слово Божие» ( Отк. 19:13 ). При описании своего видения Иоанн пользуется языком, присущим благородным воинам. Великолепие такого войска придает славу Тому, Кто возглавляет его. Псалмопевец обращается к воинствам небесным как к «крепким силою, исполняющим слово Его, повинуясь гласу слова Его» ( Пс. 102:20 ), и в том же отрывке просто как к ангелам и «воинству» ( Пс. 102:20–21 ). Таким образом воинство небесное предстает величественным символом Божьей славы.
Преклонение и служение. Одна из обязанностей этих воинов заключается в поклонении Богу и прославлении Его. Как в случае принесения средневековой присяги, когда коленопреклоненный вассал вкладывал свои руки в руки господина, так и воины на небе предстают пред Всевышним в поклонении. Именно во время собрания ангелов пред Богом к Нему обратился сатана по поводу Иова ( Иов 1 – 2 ). Неемия возносит хвалу Богу, напоминая, что «небесные воинства Тебе поклоняются» ( Неем. 9:6 ). Исаия видит ангелов, которые непрестанно взывают друг к другу, говоря: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» ( Ис. 6:3 ). В Откровении Иоанна тоже показано большое собрание ангелов, прославляющих Бога аналогичным образом ( Отк. 7:11 ). Своим смиренным присутствием и непрестанным поклонением небесное воинство возвеличивает славу, окружающую Божий престол.
Благодаря смирению этих сильных и благородных существ пред Богом на них возлагается поручение по донесению Божьих посланий до людей. Один из двух поклонявшихся серафимов коснулся Исаии горящим углем, и только после этого Сам Бог заговорил с ним ( Ис. 6:1–8 ). Иисус Навин встретился с представителем небесного воинства, назвавшим себя «вождем воинства Господня» ( Нав. 5:14 ). Иоанн рассказывает о видении ангелов, державших четыре угла земли, и одного, у которого была печать Бога ( Отк. 7:1–2 ). Все они и многие другие передают послания Бога. Псалмопевец обращается к ним как к «служителям Его, исполняющим волю Его» ( Пс. 102:21 ). Воплощение было возвещено пастухам появлением на земле многочисленного воинства небесного, присоединившегося к Гавриилу, чтобы прославить Бога и передать людям Божье послание о надежде ( Лк. 2:13–14 ).
Воины. Помимо передачи посланий, воинство небесное осуществляет Божий суд, участвуя в сражениях. В одном из эпизодов Бог попросил добровольца из числа воинства небесного, и предложение принял один из духов ( 3Цар. 22:19–23 ). Представление о небесном воинстве, или о воинстве Бога, в метафорическом смысле распространяется и на некоторые человеческие дела. Израильтяне получили указание выйти из Египта «по воинствам их» ( Исх. 6:26 <«по ополчениям»>). Бог назвал их Своим воинством, и Его воля была исполнена ( Исх. 7:4; 12:51 ; Чис. 33:1 ). Исаия показывает, как Бог создает воинство из идолопоклоннического народа для наказания Израиля ( Ис. 13 ). Небесное воинство сражается за Господа, но для исполнения Своих целей Он использует и человеческие войска.
Короче говоря, все небесные воины сотворены Богом и служат Ему. Все стоящие вокруг Его престола изображаются Его поклонниками, посланниками и воинами.
См. также: АНГЕЛЫ, ВОЙСКО, ЗВЕЗДЫ, КОСМОЛОГИЯ, НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Православная Жизнь
Об ангельской иерархии – архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.
– Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?
– В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.
Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», – пишет свт. Иоанн Златоуст.
– Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?
– Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений – не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.
– Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?
– Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.
– Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?
– В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.
– Кто такие Ангелы Хранители?
– В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.
По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.
Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».
Воинство небесное
Содержание
Этимология названия
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
Существует мнение, основывающееся на Быт.6:2-4, по которому грешные ангелы некогда скрещивались с людьми порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:
Однако, под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, согласно еврейской и христианской традиции, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии — это потомки Сифа, а дочери человеческие — потомки Каина.
В Новом Завете
В религиозной традиции
В иудаизме
Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль. Остальные четверо, Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль.
В Каббале
В Каббале ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов.
Каббала — руководство, описывающее путь к Богу. А путь этот ведёт через дворцы или несчётные залы, где нужна помощь ангелов. Существуют четыре мира:
В Каббале есть десять сефирот, или ангелов. Это главные проводники божественной энергии. Каждый расцветает подобно светящейся розе, в каждом лепестке которой открывается крылатый контур. Имена сефирот отвлечённы: утверждение, красота, вечность, прекрасное, сила, милость, знание, мудрость, понимание и корона, венец.
Располагаются они в обращённой вершиной вниз пирамиде.
В основании находится ангел Сандальфон, это ангел-хранитель.
У Бога есть восемь главных ангелов, они считаются его «воплощениями»:
Выше всех Метатрон, Глас Божий
Духи (человеческая душа, освободившаяся от тела):
У Дьявола есть семь главных демонов, они также считаются обличиями Дьявола:
Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов.
Наивысшим творением из всего являются заповеди Торы, изучение, познание Торы, молитвы и покаяния. Каждая заповедь, который совершает человек, это не только акт духовного созерцания, сам по себе священный, но это также акт преобразования материального, физического мира.
Согласно еврейской традиции, являться существами мужского пола и не имеют крыльев.
В христианстве
По христианскому учению все ангелы — суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они — великая помощь спасающимся), их удел — славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их — как струящиеся потоки благодати) и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.). В писании порой называются птицами Небесными.
В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Денница — самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека, как существо по способностям равное Богу (имеется ввиду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов, и поразил Денницу (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы — бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в «преисподняя земли», то есть, в ад, где сорганизовалась в царство Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).
В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.
Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.
Чины ангелов
В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к ангелам: престолы, господства, начала, власти и силы.
В своем комментарии «Правила святых апостолов» св. Григорий Богослов (Нисский) (ум. ок. 394) пишет, что существуют девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения и силы умные (разумения).
Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».
Св. Афанасий Великий (ум. 373) выделял «…небесные сияния, престолы, господства, есть небо, херувимы и серафимы и множество ангелов».
В одной из своих проповедей св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.
Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:
Первый лик (высшая иерархия)
Второй лик (средняя иерархия)
Третий лик (низшая иерархия)
В исламе
Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177). Это один из столпов веры мусульманина. По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света. Смысл их существования в служении Аллаху (Один, Единый Бог).(Коран 2:34). Ангелы безгрешны, так как не наделены Аллахом способностью делать выбор, беспрекословно выполняют его приказы.
В Коране и в достоверной сунне Пророка Мухаммада описывается и другие ангелы, без называния их имен:
В других источниках
В мифологии Розы мира
Ангелы низшего круга:
Ангелы высшего круга:
Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством, и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.
Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.
В Книге Урантии
В Книге Урантии говорится, что ангелы принадлежат к категории попечительских духов.
Ангелы — это духовные попечители и товарищи восходящих эволюционных волевых созданий всего пространства; они также являются коллегами и партнерами вышестоящего воинства божественных личностей сфер. Ангелы всех чинов представляют собой ярко выраженные и высокоиндивидуализированные личности. |
Ангелы в Книге Урантии классифицируются следующим образом:
Как следует из Книги Урантии, есть и другие нераскрытые ангельские чины.
Изображения ангелов
Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).
Способности ангелов
Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:
Правда, р. Саадия Гаон (IX—X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.[1]
Аналоги в других традициях
См. также
Литература
Примечания
Ссылки
Христианская иерархия ангелов
Полезное
Смотреть что такое «Воинство небесное» в других словарях:
Воинство небесное — ангельские силы, лики ангелов и архангелов см. Ангел … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воинство небесное — ♦ (ENG heavenly host) ангелы Бога (Лк. 2:13) … Вестминстерский словарь теологических терминов
Небесное воинство — неоднократно встречающееся в Библии совокупное именование ангелов, а также небесных светил[1]. Ангельское воинство трубит победу … Википедия
Воинство — войско (Исх. 14, 4, 9, 17); воинство Божие все живущее, служащее Богу (Прем. 12, 8); воинство небесное звезды (Иер. 7, 18, 19, 13); воинства небесные сонмы святых прославленных (Апокал. 19, 14); воинство выспреннее на… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Небесное воинство — (библ.) иноск. звѣзды. Ср. И истлѣетъ все небесное воинство, и небеса свернутся, какъ свитокъ книжный; и все воинство поспадетъ, какъ слетаетъ листъ съ виноградной лозы. Исаіи. 34, 4. Ср. Поднимите глаза ваши на высоту небесъ и посмотрите, кто… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ВОИНСТВО — Небесное воинство. Книжн. Устар. 1. О звездах и планетах. 2. Об ангелах и архангелах. /em> Оборот библейского происхождения. БМС 1998, 93 … Большой словарь русских поговорок
небесное воинство — (библ.) иноск.: звезды Ср. И истлеет все небесное воинство, и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство поспадет, как слетает лист с виноградной лозы. Исаии. 34, 4. Ср. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Светлое Небесное Воинство
Православная Церковь 21 ноября празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — главный из всех православных праздников в честь святых Ангелов. Несмотря на то что этот мир невидим обычным человеческим зрением, он вовсе не так далек от нас, как кажется.
Установление празднества
В далеком IV веке стало распространяться ложное учение: среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии Поместный Собор. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как правителям мира и утвердил их православное почитание. Также было установлено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 21 ноября (8 ноября по ст. ст.).
Дата была выбрана не случайно. Ноябрь — это девятый месяц после марта, с которого в древности начинался год — в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь особенно подчеркнула, что Ангелы будут свидетелями перед Богом о нас на Страшном Суде.
Небесная иерархия
«Занятие Ангелов — славословить Бога», — пишет святитель Василий Великий. По своей природе Ангелы — это деятельные духи, имеющие разум, волю и знания. Слово «ангел» означает вестник. Много раз они являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда Бог посылал их к людям возвестить Свою Волю. Будучи бесплотными, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от расстояний и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать.
Господь учредил удивительный порядок в этом Небесном Воинстве, создав ангельскую иерархию. Все Ангелы разделяются на девять чинов по три чина в иерархии, где низшие подчиняются высшим. Святой Дионисий Ареопагит описал все девять Ангельских чинов в книге «О Небесной иерархии».
Первую, высшую триаду составляют Серафимы, Херувимы и Престолы. Эти Ангелы находятся в непосредственной близости к Богу, «как бы в преддверии Божества». Слово «Серафим» означает «пламенеющий». О Серафимах Церковь говорит, что они — «само небесное выражение Божественной любви». Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев. Красный цвет здесь как символ пламенной любви к Богу.
Слово «Херувим» в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Херувимы, обладающие высшей духовной мудростью, на иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета. Херувимы предстоят Престолу Божию.
В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, которых часто изображают держащими Престол, на котором восседает Сам Господь.
Среднюю ангельскую триаду составляют Господства, Силы и Власти. Эта иерархия особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества.
Господства сообщают волю Божию, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими дурными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божиим. Из Предания нам известно, что именно Ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.
В низшую ангельскую триаду входят Начала, Архангелы и Ангелы. Эта триада отличается непосредственной близостью к миру и человеку.
Начала управляют природной стихией. Они начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради Славы Божией и пользы ближних.
Архангелы благовествуют «о великом и преславном», открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Каждому христианину Бог дает при Крещении Ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. Ангелы хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Большинство искусствоведов и богословов объясняют, что крылья, которые мы видим у Ангелов на иконах, символизируют ту быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божией.
Главнокомандующий Небесного Воинства
Девять ангельских чинов возглавляет святой Архангел Михаил. В Православии его называют Архистратигом, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий». Именно Архангел Михаил низринул с Неба возгордившегося Ангела Денницу (сатану) с другими павшими духами. А остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».
Из Церковного Предания, запечатленного в службе Архистратигу Михаилу, нам известно, что он принимал участие во многих судьбоносных моментах человеческой истории. Особенно Архангела почитают воины, потому что его деятельность всегда была направлена к утверждению мира и правды. Церковное предание гласит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.
Из Священного Писания нам известны также Архангелы:
Гавриил — имя его означает «Крепость (сила) Божия». Архангел Гавриил — Божий благовестник. Пророку Даниилу он объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, святому пророку Захарии — о рождении святого Иоанна Крестителя.
Рафаил — «Врачевание Божие», целитель человеческих недугов, попутчик, наставник в пути.
Уриил — «Огонь или свет Божий, просветитель», просвещает умы людей откровением полезных для них истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, истребляет пагубные земные привязанности.
Селафиил — «Молитвенник Божий, побуждающий к молитве». Архангел Селафиил охраняет душу от всяких враждебных сил.
Иегудиил — «Славящий Бога», укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги.
Варахиил — раздаятель благословений Божиих на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии.
Иеремиил — «Высота Божия», посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил — в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил — на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил — держит в руке весы.
В ангельском мире присутствует как доброе, так и злое начало. Господь не отнимает у нас свободы, и мы всегда сами решаем, какую сторону нам принять. Апостол Павел в своем послании к Евфесянам пишет: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но познавайте, что есть воля Божия (5, 8–19). Прославляя светлые Божественные силы, мы просим их о помощи в нашей человеческой борьбе со злом. Для того чтобы мы могли мужественно уклоняться от бесплодных дел тьмы, будем же чаще взывать к неведомому для нас, но реальному Небесному воинству.