Что такое не доминантная рука
Правая или левая: на какой ладони правильно будет читать линии (3 фото)
Большинство людей не знают, какую руку дать перед сеансом чтения. Должна ли это быть только одна рука и или обе руки? Узнайте, какую ладонь читать и почему.
На какой руке нужно читать линии
Одна рука не может быть прочитана без другой. Обе руки должны быть прочитаны, если мы хотим понять, что линии наших рук говорят о нашей жизни. Многие хироманты считают, что как доминантная, так и недоминантная рука должны быть прочитаны, потому что при индивидуальном чтении каждая ладонь имеет свои уникальные особенности и играет важную роль в раскрытии информации о будущем.
Недоминантная рука
Недоминантная рука раскрывает врожденный потенциал, с которым мы родились. По этой самой причине линии недоминантной руки всегда заметно отличаются от доминантной руки. Когда эту руку сравнивают с доминирующей рукой, может оказаться, что наш истинный потенциал остается неиспользованным или что мы каким-то образом неправильно его использовали. Недоминантная рука также может помочь нам глубже понять наши прошлые жизни. Эта рука может показать жизнь, которую мы могли бы прожить, если бы наш жизненный опыт не изменил все.
Доминирующая рука
Доминирующая рука – это рука, которую мы используем больше всего, и для выполнения повседневных дел. Это также наша самая сильная рука, и ее часто используют для подъема тяжелых предметов. Для тех, кто неоднозначен, их доминирующая рука будет той, которую они используют чаще. Обычно рука, которой мы едим, является нашей доминирующей рукой.
Почему меняются линии?
Линии на нашей ладони постоянно меняются. Что заставляет нас задуматься – если одна рука не доминантнаяот рождения, как ее линии могут меняться? Разве наша судьба не должна оставаться неизменной, по крайней мере, на не доминирующей ладони? Ответ на этот вопрос заключается в изменениях, которые мы вносим в нашу жизнь, и в то, как меняется наша доминирующая рука, изменяя, таким образом, и нашу предопределенную судьбу.
Кажется, что каждый из нас родился с определенной целью; однако мы можем или не можем достичь ее, если мы пойдем по неверному пути или примем неправильные решения. Некоторые решения, которые мы принимаем сегодня, могут изменить темп нашего жизненного путешествия и заставить нас достичь наших целей намного позже или быстрее по сравнению с указанными на недоминантной ладони знаками.
Итак, в следующий раз, когда вы будете проводить сеанс ручного чтения, узнайте, читает ли ваш хиромант обеими руками или нет. Настаивайте, чтобы читали обе ваши ладони.
Сила и тайна вашей неглавной руки
К концу 20 века наука наконец-то убедила общество и его социальные институты, что преобладание левой руки не является отклонением и положила конец дичайшему, по нынешним понятиям, насильственному переучиванию обязательного использования при письме правой руки.
Не важно, относитесь ли вы к традиционному большинству или к числу тех людей, которые на нашей планете составляют 15%. Сегодня наука уже выходит на новые уровни открытий, которые несомненно будут интересны и для леворуких, которые в меньшинстве, и особенно для праворукого большинства.
Как известно, каждое из полушарий человеческого мозга выполняет специфические функции. В частности, правое управляет левой стороной тела, а левое полушарие – правой.
Но в личности каждого из нас доминирует только одно. Нейрофизиологи и психологи называют это явление межполушарной асимметрией головного мозга.
Ученые пытаются понять: отчего возникает доминантность, то есть преобладающее развитие одной руки? Почему большинство людей правши?
Как доминантность той или иной руки связана с функциями мозга?
Психолог и арттерапевт, а ныне известный писатель Люсия Капаччионе провела многочисленные исследования, доказывающие как при помощи левой руки активизируются возможности правого полушария головного мозга.
А в результате раскрепощаются ресурсы нашего сознания и подсознания, открываются «спящие» резервы организма.
На основе этих практик появилась книга «Сила другой руки», которая переворачивает многие укоренившиеся в нас представления о себе и своих возможностях.
Итак, одна рука у нас главная, ведущая, ее называют доминантной, другая – вспомогательная, ведомая. Доминантную, как пишет Капаччионе, принято определять тем, что она может делать: тренированная, разработанная, опытная, развитая, изящная, сильная, умеет писать. Соответственно, вторая рука характеризуется тем, чего она не может: неразвитая, неопытная, неловкая, грубая, слабая, неграмотная, не умеющая писать. Не важно, какая именно рука является доминантной — правая или левая. В обоих случаях действуют одинаковые внутренние механизмы.
Существуют различные гипотезы, объясняющие функциональную ассиметрию рук, преобладающее развитие одной руки. Для нашего социума это в порядке вещей, так, как должно быть, как происходит из поколения в поколение.
Поэтому мы обучаем писать детей одной рукой (неважно правша или левша), внушаем это, как норму на всю жизнь.
Только вот напрашивается вопрос: а почему одной? Ведь наши руки выглядят одинаково, почему же они не действуют одинаково? Была ли такая «специализация» рук неизбежной для развития человечества?
По мнению автора исследования, «разнорукость» проявляется не только на индивидуальном уровне, но и на социальном. Мы живем в правостороннем мире.
Выдающийся антрополог Роберт Гертц писал: «…во всем мире именно правая рука, а не левая, является доминантной, и так повсюду, будь то любая из высокоразвитых цивилизаций Европы, Индия или самое примитивное племя дикарей».
Хотя так было не всегда. Орудия труда и пещерная живопись каменного века свидетельствуют, что правшей и левшей среди наших древних предков было примерно поровну. Правая рука стала доминантной только в бронзовом веке.
Есть и сейчас очень незначительный процент людей в мире с одинаково развитыми руками, их называют амбидекстры.
В отдельную группу также можно выделить переученных людей, хотя многие из них могут даже не помнить, что были левшами.
Существует две научные школы, объяснящие доминантность одной руки: биологическая и культурологическая.
Платон, например, считал, что человек задуман природой как амбидекстр, а превосходство одной руки – плохая привычка, приобретенная в процессе воспитания. Аристотель был сторонником биологического подхода и полагал, что правая сторона тела от природы сильнее левой.
В XIX веке французский невролог Пауль Брока путем научных исследований установил, что центр речи находится в левом полушарии головного мозга. На основании этого открытия Брока стал утверждать, что мы оттого являемся правшами, что у нас доминирует левое полушарие.
Антропологи и историки убеждены, что праворукость сформировали культурологические факторы. «Бог в правой руке, а дьявол в левой” – эти верования наших предков отражали силы добра и зла. Таким образом, правая рука и стала «главной».
Немецкий антрополог Роберт Гертц утверждал, что левое полушарие мозга оттого и развито лучше, что люди – правши. Он рьяно боролся с несправедливым отношением к левой руке. В своем эссе «Превосходство правой руки», которое сейчас считается классическим, Гертц писал:
«Нет сходства более совершенного, чем сходство между двумя нашими руками! И вместе с тем какое поразительное неравенство! Правой руке воздают почести, приписывают лестные определения и даруют привилегии; она действует, приказывает и берет. Левой руке, напротив, отведена лишь жалкая вспомогательная роль: она помогает, служит опорой и держит.
Правая рука — символ и образец всего аристократического, левая — плебейского. Чем же заслужила правая рука такое почтение? И откуда проистекает рабское положение левой руки? Правой руке издревле отдавали моральное предпочтение. Из-за этого ее и использовали чаще, чем левую, а это, в свою очередь, повлекло за собой преимущественное развитие левого полушария мозга.»
Примечательно, что «правое» оценивается как все хорошее, а «левое» как плохое в различных культурах, находящихся далеко друг от друга и во времени, и в пространстве. Эти установки закрепились в мифах, обычаях многих народов, в фольклоре (все ведьмы – левши). Даже в Библии, по данным специального исследования категорий правого и левого, нет ни одного случая, где бы левая рука ассоциировалась со славой, честью, превосходством или справедливостью, добродетельностью.
Мы не просто пренебрегаем левой рукой, мы фактически ее угнетаем, – делает вывод автор книги «Сила другой руки».
«Впервые «предоставив слово» левой руке, – пишет Капаччионе, – я услышала давно забытый голос своей собственной сущности, той моей части, которая требовала внимания, умоляла, чтобы ее наконец услышали. Это в конце концов привело меня к моему внутреннему «я», к моей истинной сущности.»
А началось все с борьбы за выздоровление и за возвращение от депрессии к жизни. От своего психотерапевта Люсия Капаччионе получила задание написать о своих желаниях и мечтах, но только обязательно левой рукой.
Это было непривычно и сложно, но во время письма она вдруг ощутила себя маленькой девочкой, к ней вернулось давно забытое состояние радости, непосредственности, творческой энергии. Психотерапевт объяснил: Люсия встретилась со своим Внутренним Ребенком.
«С Внутреннего ребенка все и началось, – вспоминает Люсия, – именно он первым повел диалог между правой и левой руками.
В этом диалоге я осознала, что нашла ключ к раскрытию той силы, которая таилась во мне. Эта сила могла помочь мне справиться с демонами самоедства и сомнения, гнездящимися во мне и пожирающими меня изнутри.
Этот диалог живо напомнил детство, когда взрослые изводили меня, промывая мозги скучным перечислением моих прегрешений, оскорбляя, унижая, грубо ставя на место: «Ты работаешь недостаточно усердно… Ты — лентяйка… Ты — грязнуля… Какая ты неуклюжая… Ну что за отметки ты получаешь в школе…»
Этот диалог показал, какое огромное значение все еще имел для меня критический Родитель, чьи проповеди въелись в мои мозги в далеком детстве. Оказалось, что он подавлял меня до сих пор. В моем сознании отпечаталось клеймо неудачника: «Не важно, сколько ты сделала, а важно то, что ты ничего не можешь сделать достаточно хорошо». Только с помощью диалога правой и левой рук мне удалось узнать, каким в действительности ребенком я была до того, как мне стали вбивать в голову эти отрицательные установки».
Следующим заданием Люсии были дискуссии между своим Внутренним Родителем и Внутренним Ребенком. Она записывала эти диалоги и правой рукой, и левой, причем доминантная правая рука фиксировала голос Внутреннего Родителя, а левая — Внутреннего Ребенка.
Чем больше Люсия работала с субдоминантной левой рукой, тем больше убеждалась, как она внутренне преображается, становится более экспрессивной, непосредственной, творческой, позитивные мысли и настроение вытесняют излишнюю самокритичность, сомнения, неуверенность, страх. Самочувствие заметно улучшалось. Неужели это все благодаря левой руке?
Американский нейропсихолог Роджер Сперри, получивший еще в 1981 году Нобелевскую премию за новаторское исследование функций полушарий головного мозга, утверждает: когда мы пишем субдоминантной, вспомогательной рукой (левой-авт.), то стимулируем, раскрываем возможности своего правого полушария.
Правое полушарие нашего мозга, отвечающее за интуицию, образное мышление, творческое начало, эмоции и фантазии, непосредственно связано с левой рукой. Оно оказывает огромное влияние и на людей с доминирующим левым, то есть вербальным, полушарием, людей логичных, интеллектуальных и организованных. Но очень часто мы пренебрегаем иррациональными свойствами нашей психики, управляемыми правой стороной мозга, – считает Капаччионе.
«Мы не принимаем всерьез интуитивное, эмоциональное, творческое, поэтическое, детское, чистое, наивное. Поэтому страдаем от раздоров, непрерывно раздирающих нашу психику.»
Ощутив на себе позитивные результаты методики «другой руки», Люсия сменила профессию и стала арт-терапевтом, чтобы делиться своими новыми знаниями с людьми. Главным в ее терапии стало ведение творческого дневника, рисунки и записи в котором нужно делать правой и левой рукой. С 1974 года она обучила письму обеими руками тысячи людей разного возраста и уровня образования.
«Я наблюдала, как люди, использующие эту методику, становились более творческими, экспрессивными и проницательными, – пишет Капаччионе. – Многие обучающиеся у меня стали работать производительнее, становились коммуникабельными и жизнерадостными. Я видела, как улучшается их здоровье и развиваются дремлющие в их психике целебные силы. Многим удалось наладить контакт с духовным источником своих внутренних сил – с тем, что я называю в этой книге внутренним Я.»
Если у вас уже возникло желание познакомиться со своей другой рукой, попробуйте сделать первое упражнение.
Оно может доставить вам в начале несколько неприятных минут, – предупреждает арт-терапевт, – но в то же время даст возможность осознать типичную для вас реакцию на неловкие движения и незнакомые ситуации.
Обучая людей писать обеими руками, Капаччионе наблюдала, как именно другой, субдоминантной рукой человек выражает непризнанные, угнетенные, притесненные части своей личности. И имен
но эта рука позволяла высвобождать эмоции и желания, накопившиеся в подсознании.
С помощью другой руки мы можем выражать свои чувства, а это эффективный метод психотерапии. Ведь наши чувства обладают огромным энергетическим зарядом, и когда мы загоняем их вглубь подсознания, они превращаютмя в душевную боль, подавленность, а то и болезнь. Письмо и рисование другой рукой помогают плавно вывести эти чувства на поверхность, признать и принять их.
Как видим, наша другая рука, незаслуженно униженная в своем статусе, на самом деле хранит в себе великую силу и тайну и может дать каждому из нас шанс по-новому открыть, узнать и совершенствовать себя.
Больше раскрыть эту тему вам помогут наши статьи, а реальных перемен – наши тренинги:
Тело без боли. Он-лайн тренинг.
Тело, готовое к удовольствию. Он-лайн тренинг для женщин.
Как всё устроено у левшей. Еда левой рукой, переучивание, генетика и проблемы со сном
Многие учёные считают, что выбор «главной» руки определяется очень рано – ещё во время развития плода, как, впрочем, и множество других индивидуальных факторов, определяющих будущее каждого человека. В одном британском исследовании утверждается, что эмбрионы у беременных женщин, подвергшихся стрессу, чаще касались своего лица левой рукой, чем правой. Учёные пришли к выводу, что это могут быть первые признаки ребёнка-левши. Эту теорию подтверждают и другие исследователи. В процессе изучения шведскими учеными в 2008 г. женщин, которые во время беременности находились в депрессии или стрессе, выяснилось, что они имели больше шансов родить детей-левшей или детей, отмеченных амбидекстрией (равное развитие функций обеих рук). Согласно другим исследованиям, младенцы с низкой массой тела при рождении, или рождённые от матерей более старшего возраста, также чаще оказывались левшами.
Учёные уверяют, что в 25% случаях гены определяют, какая рука у человека главная, но эта особенность предается заметно реже, чем другие черты, такие, как рост или интеллект. У однояйцевых близнецов иногда могут быть разные доминантные руки. При этом левшами бывают примерно в два раза чаще именно близнецы. Бельгийское исследование 1996 г. показало, что около 21% близнецов, как разнояйцевых, так и однояйцевых, левши.
Какой рукой кормят себя левши и почему
Почему всё так устроено? Человек обычно использует свою доминирующую руку, ту, которая даёт нам полную возможность решить любую, в том числе, сложную или деликатную задачу. Например, порезать еду ножом. Поэтому правши задействуют правую, а левши, соответственно, левую руку.
Переучивание левшей за столом, как это влияет на здоровье
Высокий процент левшей, которые едят, как правши, с детства копируют своих родителей. Известно, что около 75% левшей имеют двух родителей-правшей и только 2% – двух родителей-левшей. И среди этих 75% многие приноровились за столом «делать» доминирующей правую руку. Влияют ли на левшей такие изменения?
Вот случай из жизни, который был рассказан на английском форуме, где собираются левши. Кэтрин, мама 8-летнего мальчика: «Мой сын – в основном правша, но ест ножом и вилкой, как левша. Я недавно узнала, что его заставляют есть «правильно» в школе, во время обеда. Я была шокирована и возмущена, но сотрудники школы утверждают, что это для его же блага».
Кэтрин ответили: «Симптомы, о которых вы пишите, похожи на те, которые могут возникнуть в результате смены пишущей руки. И хотя нет всесторонних исследований, возможно, это одно и то же. Также может быть, что ребёнок испытывает наибольший стресс из-за давления со стороны учителей, и именно это вызывает проблемы, а не что-то связанное с функцией мозга при переучивании».
Через некоторое время на форуме появился новый пост от Кэтрин: «Большое спасибо за ответ. Мы посоветовали нашему сыну есть той рукой, которой ему удобнее всего держать вилку, и его нервные тики и заикания почти исчезли. Сейчас он спокоен и весел. Однако в школе этому не рады и утверждают, что правильное пользование столовыми приборами является частью их программы социального развития».
Левши всегда «правополушарные»?
То, что у большинства левшей больше задействовано правое полушарие мозга, – просто распространённый миф.
Исследователи из лаборатории Веллингтонского университета в Новой Зеландии сообщили, что около 98% правшей используют левое полушарие, но его используют также и около 70% левшей. Есть мнение, что у большинства левшей за речь отвечает такое же полушарие мозга, как и у правшей. К сожалению, исследований других функций мозга, таких как внимание, эмоции, узнаваемость лиц, проводилось гораздо меньше, но учёные считают, что у левшей работа этого важнейшего человеческого органа явно ничем не отличается от правшей.
Леворукость может повлиять на успеваемость в начальной школе
В исследовании, проведённом в 2009 г. среди детей 11 лет и младше, австралийские учёные обнаружили, что по нескольким параметрам дети-левши показывают худшие результаты, чем правши. Это касалось словарного запаса, чтения, письма, мелкой моторики и социальной адаптации. Дети с разнонаправленными руками выступали даже хуже, чем левши.
При этом большинство детей догоняют своих одноклассников по мере взросления. Быть левшой или обладать амбидекстрией – это совсем не мешает успевать по всем предметам в старших классах.
Левши имеют преимущество в спорте
Левши имеют преимущество, когда речь идёт об индивидуальных видах спорта, таких как теннис или бокс, хотя в бейсболе левши тоже делают значительные успехи. В своей книге «Загадка леворукости» лингвист Рик Смитс объясняет, что спортсмены (и левши, и правши) обычно тренируются против правшей. Столкнувшись с таким же левшой, левши могут легко приспособиться к такому противоборству, а правши оказываются в невыгодном положении. Они вынуждены вступить в асимметричную битву, к которой плохо подготовлены. А вот их оппоненты, напротив, умеют справляться с такой ситуацией.
Интересно, что во французском исследовании 2005 г. исследователи обнаружили, что левши составляли всего около 3% населения в мирных примитивных сообществах и 27% в самых воинственных. Почему? Это как раз имеет отношение к тому, что левши, как правило, физически сильнее, чем правши.
Правда, что левши более креативны и артистичны?
Левшей часто считают более творческими, но это трудно проверить. Возможно, единственное исследование было проведено в 1995 г. Оказалось, что левши склонны к более «дивергентному мышлению», чем правши, то есть, они способны генерить больше вариантов решения любых проблем. Для женщин, однако, доминантность рук в таком случае не имела никакого значения.
Левши также имеют репутацию интровертов и артистов, хотя это тоже не доказано. Однако в исследовании 2013 г. учёные обнаружили, что люди, одинаково владеющие двумя руками, более замкнуты.
Левши и проблемы с психикой – как это связано
Согласно исследованию Йельского университета 2013 г, левши подвержены большему риску психологических расстройств, таких как шизофрения. Когда исследователи опросили пациентов психиатрической клиники, 40% больных шизофренией сообщили, что писали левой рукой. Исследования также обнаружили связь между леворукостью и гиперактивностью.
У левшей выше риск посттравматического стрессового расстройства
Шотландское исследование 2007 г. показало, что левши с большей вероятностью проявляют симптомы посттравматического стрессового расстройства после просмотра отрывков из ужастика. Другие исследования сообщили, что левши испытывают больше негативных эмоций. Оба вывода могут быть связаны с тем, что у левшей чаще наблюдается необычная латерализация* мозга, влияющая на восприятие мозгом страха и гнева.
*Латерализация функций головного мозга (лат. lateralis «боковой, расположенный в стороне») – процесс, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга.
Есть ли у левшей особые проблемы со сном?
Левши могут быть более предрасположены к синдрому периодических движений конечностей (PLMD), которое заставляет пациентов непроизвольно дёргать руками и ногами во время сна. В опросе ста пациентов Клиники сна, проведенном в 2011 г. университетом Толедо, учёные обнаружили, что 69% правшей двигали конечностями во сне. Что касается пациентов-левшей, то у 94% из них были такие движения.
Левши и алкоголь – как это связано
Исследования показали, что левши пьют больше, чем правши, но учёные не могут окончательно определить причину такой взаимосвязи. Они предполагают, что необычная работа мозга, делает левшей более склонными к алкоголизму, или, что левши просто больше пьют, чтобы справиться со стрессом, возникшим от их социальной ущемлённости. В исследовании 2011 г, опубликованном в Британском журнале психологического здоровья, было задействовано более чем 27000 человек. Учёные обнаружили, что левши действительно пьют чаще, но в основном потому, что они «реже пьют сразу много».
Кто больше зарабатывает денег: правши или левши?
Действительно ли умственные и физические отличия левшей от правшей реально влияют на успешность людей?
Исследование, проведённое в Гарварде в 2014 г., предполагает, что да, это так. Ученые обнаружили, что зарплаты левшей в среднем на 9-19% ниже, чем у их сверстников-правшей. Разрыв между оплатой труда левшей и правшей составлял 2500 долларов для мужчин и 3400 долларов для женщин.
Кроме того, левши с большей вероятностью могут не стремиться получить высшее образования или даже способны бросить учёбу. Они чаще выбирают работу, требующую меньше умственной активности.
Леворукость не влияет на продолжительность жизни
Одно время говорили, что у левшей продолжительность жизни меньше, чем у правшей. Например, это утверждало исследование 1991 г., проведённое университетом Британской Колумбии. Трагическое превосходство левшей над правшами образовалось благодаря смертности в автоавариях. Оказалось, что левши имеют репутацию плохих водителей. Но несколько исследований, проведённых позже, опровергли это утверждение, и теперь учёные признают, что ни звание «правша», ни «левша», никак не влияют на продолжительность жизни.
Вывод: в целом доминантная рука не оказывает большого значения на жизнь человека. Учёные подтверждают, что различия между правшами и левшами на самом деле довольно тонкие и представляют, скорее, научный интерес, чем какой-либо практический. Люди, отмеченные амбидекстрией, отличаются от левшей и правшей намного больше, чем левши и правши друг от друга. Однако таких людей пока исследуют мало.