Что такое название предметов в русском языке
Слова названия, указатели, помощники
Обсуждение вопроса:
Слова-названия называют кого-то или что-то, какое-то действие.
Они отвечают на вопросы:
Кто? (учитель, девочка и т. д.)
Что? (пианино, пенал и т. д.)
Какие? (красные, красивые и т. д.)
Что делают? (идут, строят и т. д.)
Слова-указатели просто указывают на что-то, или кого-то.
Например: я, она, вы и т.д.
Слова-помощники связывают слова между собой.
Это различные предлоги: на, за, у и т.д.
В речи есть слова: названия, указатели, помощники.
Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:
— кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка…)
— что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)
— сколько? (количество- много, двадцать …)
— какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)
— что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)
-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?
Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.
Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собобой другие слова.
ТЕМА: «Слова, обозначающие названия предметов».
«Слова, обозначающие названия
Урок русского языка по теме «Слова, обозначающие названия предмета «.
Цель: Закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов.
формировать умения выделять их в тексте, ставить к ним вопросы кто? что?, разделять слова-предметы на «живые» (одушевлённые) и «неживые» (неодушевлённые);
коррекция зрительного восприятия, различных видов внимания, памяти, мышления на основе упражнений в запоминании, воспроизведении, сравнении;
развивать каллиграфические и гигиенические навыки письма;
воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка;
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию.
Организация учащихся (Психологический настрой)
«Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай»
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся
Книжки? Ручки? И тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Повторяйте за мной:
Мы – умные!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
На столе у вас лежат смайлик покажите с каким настроением вы пришли ко мне на урок.
Какую цель мы поставим сегодня?
II. Введение в тему
– Ребята, нам прислали посылку. Здесь написано : Чтобы узнать от кого пришла вам посылка, вы должны отгадать по первым буквам слов – названий предметов: (учитель выставляет иллюстрации предметов; слабые учащиеся выкладывают нужные буквы из разрезной азбуки) ч ерепаха, е нот, б ереза, у тюг, р омашка, а рбуз, ш уба, к апуста, а пельсин. (Чебурашка)
— А вот и картинки. Что изображено у нас на картинках?
— Молодцы! А теперь мы с вами поработаем в тетрадях, но для этого нам нужно разработать руку к письму.
Подготовка руки к письму.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы писать
Отдыхать мы тоже можем
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим
— Откройте тетради и запишите число.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Давайте запишим все эти слова в тетрадках.
-Какое слово у нас получилось?
– Давайте посмотрим, что же в посылке. Ребята, что то не получается открыть посылку.
1) Чебурашка предлагает вам прослушать рассказ
-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.
Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?
— А зачем обычно задают вопросы?(Чтобы что то узнать)
-А это что? Черепашка
(Только это не что, а кто)
— Молодец Данил, ты очень верно заметил, что про одни слова мы говорим что, а про другие кто.
_Верно вы заметили, Но ведь черепашка зато живая, а машинка нет.
Черепашка живое существо, она обозначается одушевленным словом и отвечает на вопрос кто?
-А карандаш и машинка неодушевленные, они отвечают на вопрос что.
Давайте откроем конверт и выполним следующее задание
2)Следующее задание «Собери цветок»
4) Следующее задание «Внимательные глазки»
«С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи»
фкфнфифгфа (книга)
Какое слово получилось?
Какой вопрос вы зададите к этому слову?
5)А теперь я предлагаю вам отдохнуть Физминутка (Видеофрагмент)
6) Игра на внимательность.
Учитель:-А сейчас мы выполним задание на внимательность. Я буду читать стихотворение очень медленно. Хлопните в ладоши, если в нем будет слово, которое отвечает на вопрос что?
На скамейку я встаю,
Посыпались из ящика
-Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?
7)Следующее задание в группах
-Итак 1 группа, зачитайте свои слова и задайте к ним вопрос.
— 2 группа, что у вас получилось.
-Рассмотрите картинку. Составьте небольшой рассказ по данной картинке.
-Вроде мы сделали все задания, а теперь давайте посмотрим откроется ли наша посылка.
— Меня вы узнали, друзья!
Да, Баба Яга – это я!
(пожимает всем руки)
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Части речи, предмет, признак предмета, действие
Посмотри на слова, которые записаны на доске. Раздели их на 3 группы.
Проверь себя. По какому признаку ты разделил слова?
Вспомни, на какой вопрос отвечает каждая группа?
Разберемся с каждой из частой речи подробнее.
Имя существительное
Посмотри на рисунки. Задай вопрос к каждому из них.
Все эти слова являются именами существительными. Название свое они получили за то, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
Распредели слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные:
собака, медведь, тарелка, хобот, животное, солдат, альбом, избушка, внук, поезд.
Прочитай текст и выбери с какой буквы нужно писать имена существительные.
Сколько предметов могут обозначать существительные?
Измени число существительных.
Глагол как часть речи
Посмотри на записи. Подбери к существительным слова, которые отвечают на вопрос: «что делает?».
Слова, которые ты подобрал, называются глаголы.
Догадайся по действиям, какие предметы могут их совершать.
Также как и существительные, глаголы могут изменяться по числам.
Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких – во множественном.
Раздели глаголы на две группы: единственное и множественное число.
Имя прилагательное
Прочитай и сравни два текста. Чем они отличаются друг от друга?
Верно, второй текст помогает более ярко и верно представить то, что случилось с природо
й весной.
Какие именно слова появились во втором тексте? Что они обозначают?
Ранняя, яркое, зимнего, первый, лесной – все эти слова обозначают признак предмета, уточняют его.
Прочитай. Попробуй подобрать к каждому предмету подходящий признак.
Все слова второго столбика – имена прилагательные.
Подбери к каждому предмету прилагательное.
Найди ошибки в прилагательных.
Сегодня ты узнал много нового.
Если усвоишь все новые знания про имя существительное, имя прилагательное и глагол, то твоя речь станет красивой, яркой и грамотной.
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Найди существительное, которое отвечает на вопрос кто?
1) Одуванчик 2) Праздник 3) Облако 4) Тигр
Найди существительное, которое отвечает на вопрос что?
1) Собака 2) Тайга 3) Девочка 4) Комар
Выбери прилагательное, которое подходит к слову тарелка:
1) Мохнатая 2) Глубокая 3) Чистый 4) Сердитая
На какой вопрос отвечает глагол опоздал:
1) Что делать? 2) Что сделала? 3) Что сделать? 4) Что сделал?
В каком предложении части речи употреблены во множественном числе:
1) Распустились первые подснежники 2) Дует сильный ветер 3) Плачет маленький ребёнок 4) Едет зелёный грузовик
Слова- названия предметов, признаков, действий, предметов и явлений.
Содержимое разработки
2 урок- Русский язык
Тема урока: Слова- названия предметов, признаков, действий, предметов и явлений.
-Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку?
Учебник, тетрадь, пенал.
-Приведите в порядок своё рабочее место.
ЩЕНОК, ВЕСЁЛЫЕ, РЕБЯТА, БЕГАЕТ, МАЛЕНЬКИЙ, ИГРАЮТ.
-Что общего у слов щенок, ребята?
—Правильно! Называют предметы.
-Что общего у слов весёлые, маленький?
-Правильно!Называют признаки предметов.
Правильно! Называют действия предметов.
-Прочитайте тему урока на стр 21 в учебнике.
-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?
-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.
— На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.
-Ребята, давайте откроем учебник на стр 22 и выполним первое упражнение 7
-Подумайте, по какому признаку распределены слова в три группы?
-Попробуйте определить, какие из этих слов называют предметы?
-Какие из этих слов – действия предметов?
-Какие из этих слов –признаки предметов?
Постарайтесь соотнести слова-названия с вопросами:
какие слова отвечают на вопрос кто? или что?
какие слова отвечают на вопрос что делает?
прочитай слова оставшейся группы, задавая к каждому слову вопрос?
-Готовимся к письму!
-Сядьте за стол правильно и красиво. Подвиньте ножку стула к ножке стол. Выпрямите спину. Проверьте кулачком расстояние между партой и животом. Тетрадь положите под наклоном. Возьмите ручку.
-Запишите на первой строчке число.
-Пропишем Минутку Чистописания. Что значит прописать красиво?
-Правильно! Правильно написать элементы буквы, наклон, расстояние.
-Запишите в тетради на следующей строчке упр 7.
-На стр 22 в учебнике составь предложения, используя данные слова. Напиши одно предложение.
-Выполним следующее упражнение 8 устно.
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос какая?
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос какое?
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос какой?
-Постарайтесь составить предложение с любым из этих слов.
-Выполни устно упражнение 9 на стр 23
-Выполни устно упражнение 10 на стр 23
-Прочитай задание упражнение 11 на стр 24
-Запиши красиво в тетради любую группу слов без лишнего слова.
Прочитай сведение о языке в жёлтой рамке стр 24.
Подведем итог. На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет?
Назовите лишнее слово: автобус, машинка, едет, трамвай.
На какие вопросы отвечают слова, называющие действие предмета?
Назовите лишнее слово: пашет, поет, рисует, зелёный.
На какие вопросы отвечает слова, называющие признак предмета?
Назовите лишнее слово: жёлтый, большая, ласковая, яблоко.
-МОЛОДЕЦ! Ты успешно справился с уроком!
— Теперь сфотографируй свою работу.
— Прикрепи (загрузи) файл (фото работы) в Дневник.Ру