Что такое название факультета
Значение слова «факультет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В высших учебных заведениях ряда стран учебные подразделения, соответствующие факультетам, могут называться департаментами, институтами, колледжами. В большинстве стран факультетами (англ. faculty) называется только совокупность преподавателей таких подразделений, в англосаксонской модели образования факультеты, в отличие от департаментов, отделений, колледжей, не включают в себя студентов, так как программы их обучения часто являются междисциплинарными.
ФАКУЛЬТЕ’Т, а, м. [нем. Fakultät от латин. facultas — возможность, способность]. Отделение высшего учебного заведения, обнимающее науки, относящиеся к одной какой-н. отрасли знаний. Биологический ф. Медицинский ф. Исторический ф. Филологический ф. Рабочий ф. (см. рабочий 2 ).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
факульте́т
1. учебно-научное и административное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям ◆ В тот момент, когда нужно думать о всемерном развитии факультета, ректорату приходится рассматривать вопрос о его возможном расформировании. «Грустные каникулы», 12 сентября 2003 г. // «Поиск» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бытовать (глагол), бытует:
Трактовка понятий
Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность». В этом высшем учебном заведении (ВУЗ) готовятся специалисты по прикладным и основным наукам. В его главные задачи входит осуществление научно-исследовательской работы. Современные университеты и училища работают, как практические и учебно-научные комплексы.
ВУЗ состоит из нескольких факультетов с совокупностью разных дисциплин, составляющих основу знаний. Факультет является подразделением ВУЗа. В его функции входит подготовка студентов по нескольким схожим специальностям. К подразделениям факультета относится кафедра, занимающаяся подготовкой групп студентов либо ведущая научную работу в рамках конкретного направления.
Абитуриенты поступают на определённую программу образования (ПО) по предлагаемой ВУЗом специальности. Свой выбор относительно будущей профессии должен указать выпускник школы в заявлении. Для специальности высшего образования характерно направление подготовки, которое входит в закреплённое руководством направление и имеющее код.
У каждой специальности может существовать свой профиль обучения, который означает специализацию в конкретном сегменте знаний с учётом специфики отрасли. Базовый курс дисциплин в разных профилях одной специальности одинаковый. Например, профили по прикладной математике (ПМ):
Ключевым объектом поиска считается не специальность, а ПО, так как он позволяет определить главные профессиональные навыки и знания, которые получит студент. Чтобы понять принцип работы конкретного ВУЗа, рекомендуется ознакомиться с его полной программой. Она предполагает профиль и форму обучения (очное/заочное отделение), стоимость и формат (на базе школы, СПО). Программа может отличаться в зависимости от названия университета.
Принцип работы
Кафедра — вид научно-образовательного подразделения, которое осуществляет обучение в рамках конкретной специальности. Например, на кафедре лингвистики можно получить диплом переводчика. Одновременно проводятся лекции и семинары, исследовательская работа, организовывается производственная либо учебная практика.
Один факультет может состоять из нескольких кафедр. Главой каждого отделения является заведующий. Его управление длится 5 лет. Он выбирается путём голосования лекторов (преподавателей, доцентов). Заведующий подчиняется декану, который выполняет указания ректора. Претендовать на должность заведующего кафедрой может каждый преподаватель ВУЗа с высшей квалификацией.
Разница между факультетом и кафедрой: в Институте нефти и газа им. Губкина можно написать заявление о зачислении на факультет геологии и геофизики нефти и газа, который состоит из нескольких кафедр:
Список кафедр в каждом конкретном ВУЗе можно узнать в деканате. При кафедре студенты потоков защищают курсовые, дипломные и докторские работы. В задачи органа входит решение вопросов, которые появляются у студентов в процессе обучения. Продвижение по карьерной преподавательской лестнице тоже осуществляется в пределах кафедры.
Особенности структуры кафедры ВУЗа:
В штат могут входить инженеры, лаборанты, ассистенты. Критерии отличия кафедры от факультета: лаборатория для проведения научных исследований, возможность организации практического испытания, выдача ВУЗовского диплома по смежной специальности.
Список кафедр:
Первое подразделение существует в каждом ВУЗе. Его значение для преподавателей заключается в следующем: чтение лекций, проведение практических занятий, принятие зачётов и экзаменов. В большинстве высших учебных заведений РФ межфакультетская кафедра считается департаментом физического воспитания, в технических ВУЗах — русского либо иностранного языка, в творческих — истории искусств. Некоторые преподаватели таких отделений привлекаются в качестве рецензентов либо консультантов по написанию дипломных работ.
Базовое и военное отделения
В современных высших учебных заведениях активно формируется базовая кафедра. Её специфика заключается в ориентированности на потребности и интересы бизнеса, производства. На должность преподавателя привлекаются педагоги, студенты-практиканты. Принцип работы базовой кафедры — вовлечение студентов в специальность, повышение качества образования, открытие возможностей для карьерного роста.
Подготовка специалистов ведётся по просьбе конкретного бизнеса. После защиты дипломной работы студенты начинают работать на данном предприятии. Выпускники прикладной информатики политехнического университета привлекаются на работу в следующие компании:
Компании, которые предоставляют учебную базу, заинтересованы в сотрудничестве с квалифицированными специалистами. В университетах формируется военная кафедра, на которой готовят офицеров, рядовых и сержантов запаса. Выпускники получают не только диплом о высшем образовании, но и военный билет. В нём ставится отметка о прохождении срочной службы. Студентам предоставляется возможность в период учёбы заключить контракт с Министерством обороны. Таким способом они обязуются отслужить 3 года после получения диплома.
По специальным программам функционируют учебные военные центры. Они готовят для Вооруженных сил кадровых офицеров по инженерным, технологичным специальностям. С января 2019 года военные центры открыты в 93 ВУЗах страны.
Задачи факультета
К подразделениям ВУЗа относится факультет. Он выделяется на основе административных и научно-учебных критериев, там подготавливаются учащиеся на несколько смежных профессий. Состоит он из кафедр. В его задачи входит координация их взаимосвязанной деятельности. Во главе факультета находятся научный совет и декан. Лицо, претендующее на последнюю должность, обязано иметь:
Научный совет решает многочисленные вопросы, включая определение срока защиты дипломных работ и диссертаций, проведение научной конференции и аналогичных мероприятий, организацию выступления ВУЗа по России, награждение авторов научных работ. Факультет вручает дипломы и документы, подтверждающие повышение квалификации. Процесс их оформления и выдачи входит в задачи канцелярии.
Факультет в качестве составной единицы присутствует не только в университетах, но и в колледжах. Количество отделений зависит от масштаба и типа учебного заведения. В специализированном, но небольшом ВУЗе насчитывается до десяти факультетов. В структуру крупного классического университета входят более 20 подобных отделений.
Так как институты готовят специалистов для разных отраслей и сфер деятельности, факультеты бывают разные. Их названия в любом ВУЗе отражают направления подготовки:
В различных ВУЗах на одну специальность могут готовить различные факультеты. Сфера деятельности выпускника в будущем определяется выбранной специальностью и программой подготовки, но не факультетом, указанным в дипломе.
В РФ наибольшим спросом на рынке труда пользуются инженеры, врачи, агрономы, программисты, банкиры. Кафедры, факультеты и названия университетов с течением времени могут меняться, сливаться в единую структуру, расформировываться на более мелкие единицы.
Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра
Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.
Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.
Структура вуза
Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.
Факультет
Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:
• Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;
• Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;
• Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.
Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:
• Научная – изучение различных дисциплин;
• Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;
• Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;
• Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.
Кафедра
Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.
• Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;
• Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;
• Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.
Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.
Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем
Деканат
Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.
Основные задачи деканата:
• Совместная работа с приемной комиссией;
• Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;
• Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;
• Контроль за успеваемостью студентов;
• Ведение всех необходимых документов и другие.
Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.
Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.
Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.
Значение слова факультет
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
ФАКУЛЬТЕТ, а, м.
1. В высшем учебном заведении: учебное, научное и административное подразделение, объединяющее кафедры какойн. одной отрасли знания. Биологический ф. университета. Рабочий ф. (рабфак).
2. Специальное отделение вуза, занимающееся подготовкой абитуриентов (во 2 знач.) или повышением квалификации специалистов. Подготовительный ф. Ф. повышения квалификации (ФПК).
| прил. факультетский, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины,
относящиеся к какой-л. одной области знаний.
Словарь медицинских терминов
структурная часть высшего учебного заведения, объединяющая кафедры определенного профиля; Ф. предназначен для подготовки специалистов определенного профиля; в СССР в состав медицинского института могут входить лечебный, санитарно-гигиенический, педиатрический, стоматологический, фармацевтический и медико-биологический Ф.
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Деление учебных заведений на Ф. установилось в средневековых университетах √ т. н. артистический (общеобразовательный), медицинский, юридический, богословский Ф. С дифференциацией наук и развитием промышленности в 18√19 вв. количество Ф. значительно возросло √ появились физко-математические, историко-филологические, философские, биологические, технические и др. Ф. В 19 и начале 20 вв. подразделения типа Ф. в технических вузах часто называлист отделениями, а в современной высшей школе ряда стран их называют департаментами, институтами, колледжами. Во многих вузах существуют самостоятельные заочные и вечерние Ф., подготовительные √ для иностранных граждан (в СССР вузовские подразделения для повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодёжи и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу называются подготовительными отделениями ), Ф. повышения квалификации специалистов.
В СССР для общенаучных и общеинженерных подготовки студентов-заочников в целях приближения учебных центров к месту работы и жительства студентов при вузах организуются общетехнические Ф., которые работают по вечерней и заочной системам обучения и, как правило, по унифицированным учебным планам, рассчитанным на первые три курса. По окончании общетехнических Ф. студенты продолжают обучение по избранной специальности на соответствующем Ф.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – facultas (способность).
В русский язык слово «факультет» пришло в Петровскую эпоху, т.е. в начале XVIII в., из немецкого или голландского языка. Первоосновой является латинское facultas.
Факультет – это «отделение в вузе, на котором преподают дисциплины определенной области знания».
Производные: факультетский, факультатив, факультативный.
Словарь абитуриента: сложные термины простым языком
35246 | 02 мая 2020 |
Объясняем простым языком термины, которые должен знать каждый поступающий, чтобы правильно выбрать место обучения и не запутаться при поступлении в вуз.
Понравилось | 234 |
Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.
Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.
Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.
Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.
Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.
Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.
Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.
Понравилось | 234 |
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь