Что такое наутилус помпилиус значение
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Происхождение названия группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и её имиджа
Советский энциклопедический словарь:
«НАУТИЛУСЫ» — род головоногих моллюсков, являются единственной современной группой подкласса четырехжаберных, съедобны, перламутр раковин идет на украшения, распространены в Индийском и западной части Тихого океана».
Жюль Верн, «Двадцать тысячлье под водой»:
«Если ваши суда, подверженные всем случайностям мореплавания, всюду подстерегает опасность, если первое впечатление, которое производит море, — страх бездны, то на борту «Наутилуса» человек может быть спокоен… «Наутилус» действительно чудеснейшее судно».
В сопроводительной записке, приложенной ко второму пленочному альбому группы «Наутилус Помпилиус» сказано: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен».
По имеющимся данным, название группы — НАУТИЛУС — было предложено звукооператором Андреем Макаровым в 1982 году. В 1984 на горизонте появился московский коллектив под тем же названием, созданный бывшими участниками группы «Машины времени» Сергеем Кавагое и Евгением Маргулисом. Из отдаленного Свердловска тягаться с именитыми в рок-мире москвичами казалось в те годы неразумным. И во избежание недоразумений свердловские музыканты добавили к своему названию приставку «ПОМПИЛИУС» — как сказал однажды Илья Кормильцев — «прекрасную в своей абсурдности».
***
Наутилус (Nautilus Pompilius) — подробнее о самом моллюске см. здесь.
***
В. Бутусов, из книги «Рок человека», СПб: Кучково поле, 2008 :
Когда администрация рок-клуба поставила вопрос о регистрации в рок-клубе, возникла проблема названия нашего безымянного коллектива. Кто-то предложил название, ассоциирующееся с дирижаблем, в честь любимой группы “Led Zeppelin”, и, поскольку в то время были весьма распространены названия заимствованные с книжных полок (“Урфин Джюс”, “Моби Дик”, “Змей Горыныч Бэнд” и т.п.), то постепенно всплыл образ знаменитой подводной лодки капитана Немо из произведений Ж.Верна. Вполне самоиронично, дескать они “LZ” в небе, а мы под водой.
“Наутилус – отличное название!” — нас одобрил совет руководства свердловского рок-клуба во главе с самим президентом. Но оказалось, что в вездесущей Москве уже существует один “Наутилус”. Мы слегка озадачались.
А что дальше?
…
— А дальше вот что! — решительно хлопнул энциклопедическим словарём по столу широкоэрудированный молодой уральский поэт-самородок Илья Валерьевич Кормильцев и ткнул пальцем в статью про головоногого голожаберного моллюска, обитателя глубин индийского океана.
В справочнике было написано, что nautilus pompilius в переводе с латинского языка дословно означает “лоцманский кораблик”. На иллюстрации же красовалось изображение многоусого создания в витиеватой кривополосой раковине.
***
Интервью с В. Бутусовым, июль 2003:
— Это правда, что название группы возникло в пику «Лед Зеппелин»?
— Скорее по аналогии, по ассоциации — дескать, у вас летающий в облаках дирижабль, а у нас будет плавающая в морской глубине подводная лодка. Плюс еще, как вы понимаете, Жюль Верн.
***
Из интервью с В. Бутусовым и И. Комильцевым, «Уральский следопыт», 1988:
В. БУТУСОВ: Люди представляют себе, что название коллектива должно нести какую-то побочную глубокомысленную информацию, но когда придумываешь название- в голову редко приходит что-то умное. Наше первое название звучало так — «Али Баба и сорок разбойников» — от любви к книжным полкам. Это было в начале 80-х. Мы тогда были моложе. На первом семинаре рок-коллективов, куда пригласили и нас, новобранцев, мэтров рок-движения «Али Баба» категорически не устроил, Тогда и прозвучало впервые «Наутилус», всем нам известный по роману Жюля Верна. Это название предложил наш тогдашний звукорежиссер и оператор Андрей Макаров. Мы в тот момент обожали «Лед Зеппелин» и подтянули такую версию мы — подводный вариант дирижабля, он в небесах, а мы вот такие скромные — в глубинке где-то… периодически всплываем, опять на дно… Все это было романтично и интересно. Но в Москве, а позднее — в Ленинграде образовались группы с таким же названием. Московскую группу возглавил бывший басист «Машины времени» Женя Маргулис, и мы, естественно, не имели права соперничать с таким великим человеком. И тут нам напомнили, что Жюль Верн имя для своей лодки взял не с потолка, так называется вид голожаберного моллюска, и полное название по латыни — «Наутилус помпилиус», что значит «лоцманские кораблики». Открыв энциклопедию, мы уловили там один интересный момент: нас поразило, с какой характерной предосторожностью этот моллюск размножается. Нам стало смешно, мы решили, что в любой момент любители подпольных смыслов смогут обнаружить в нашем названии какую-то глубинную логику…
***
Из ответов В. Бутусова на звонки, «Комсомолбская правда», 24.05.2005:
— Здравствуйте. Это Олег вас беспокоит. Вы не подскажете, почему группа называется именно «Наутилус Помпилиус»?
— На самом деле никакой теории на эту тему не существует — просто взяли такое название. Сначала — по бестолковости, потом это нужно было как-то оправдать. Вы знаете, у нас все подотчетно, с нас требовали всегда объяснения, почему так или иначе называется группа, и так далее. Хотя я, например, никогда своим родителям не задавал вопрос, почему меня так назвали. Изначально был «Наутилус», но поскольку был «Наутилус» Маргулиса в Москве, то мы стали называться очень замысловато. «Наутилус Помпилиус».
***
Д. Умецкий, 2003:
Что же касается концертного имиджа группы, то у нас была колоссальная задумка. Мы покрасили анилиновым красителем материал в яркие оранжевый, желтый, синий цвета, сшили себе из всего этого костюмы, потом сделали рамки, натянули на них кальку, так чтобы когда прожектор светил на эту кальку из зала, она казалась непрозрачной, глянцевой поверхностью, после чего еще и понакрасились, понамазались со страшной силой. И вот сидит себе народ в зале, глядит на наши щиты, а впечатление такое, что это — пластик, и вдруг развеселые дядьки прорывают кальку и выскакивают намазанные, накрашенные, в попугайских костюмах и чешках и под драм-машину втроем заворачивают рок-н-ролл. В общем, полный вперед, но зато весело.
Вообще с имиджем у нас была целая эпопея. Ведь мы же на сцене двигались, причем очень активно, скакали козлами, я как вспомню эти выступления попугайские, так вздрагиваю. Ну представьте, выскакивают три козла в пестрых одеждах и начинают по сцене прыгать. Естественно, ни на кого впечатления это произвести не может. Оно, конечно, весело, но вроде музыка-то серьезная, тексты какие-то произносятся, а ведь тогда уже все хиты игрались, тут уже не до шуток. А это на самом доле очень сильно ломает, когда мелодичная музыке, серьезный текст, и все это на фоне прыгающих попугайских товарищей. Выглядит такое по меньшей мере сомнительно.
И вот начали мы переползать из цветастого во что-то более серьезное. Пробовали, экспериментировали, сапоги какие-то нашли, еще чего-то. В общем, такие рывки были туда-сюда. В конце концов вопрос стал ребром. Слава сказал, что он хочет китайские балахоны «а-ля Цой», я настаивал на мундирах, но окончательно вопрос решился только когда я себе сшил френч и пришел в нем показаться. Бутусов как увидел, сразу заявил, что он тоже такой хочет, и проблема была решена окончательно.
Таким вот образом мы постепенно приехали к чорным костюмам полувоенного образца, статике, то есть доброли до окончательного имиджа.
Концерт НАУ образца 1987 (весна)
Первое — сценический образ. Начиная с лета 1986 Бутусов стал активно употреблять косметику, создавая нечто гротескно-демоническое. Соответствующий «прикид» — галифе, сапоги, орденская планка. Остальные — Умецкий, Могилевский, Хоменко — тоже в стиле и образе.
Концерт начинался в полной темноте исполнением песни «Разлука», перераставшей в истошный вопль
с последующим резким переходом к чему-нибудь ритмичному (например, «Мальчик-Зима»). И заканчи-
вался одиноким саксофоном Могилевского во время «Гуд-бай, Америка», когда один за другим замолкали инструменты и музыканты поочередно покидали сцену.
А при удачном стечении обстоятельств (а такое тогда на выступлениях НАУ случалось даже чаще, чем у других рок-коллективов) группе удавалось держать в эмоциональном напряжении зал от первой до последней минуты концерта. Режиссура была лаконичной, но эффектной; приемы, возможно, и не оригинальны, но уместны — как, например, мимическая имитация Бутусовым крика под саксофонный пассаж в песне «Отход на Север». Исполняемая музыка была несложна, соразмерна возможностям музыкантов, и потому звучала без режущих слух огрехов. Вообще, все выглядело логично, естественно, увязывалось с техническим и исполнительским уровнем. Сложилось мнение, что Бутусов — не Бог весть какой гитарист, но «попсовые» клавиши и саксофон компенсировали любые недостатки.
***
Из интервью с В. Бутусовым, 2003:
– А кто придумал в середине 80-х вам военный имидж – с орденами, с галифе?
– По сути, это была имитация глэм-рокеров, которые популяризировали новую волну на Западе. То есть мы видели, что это такой псевдоромантизм – всклокоченные «дюран-дюрановские» волосы, средневековый или военный антураж: ордена, сапоги. А изначально, в более ранний период, на концертах мы были похожи на таких карибских пиратов – покупали какие-то тряпки, красили их в тазиках, страшное было зрелище… Потом это выродилось в эстетику милитари, потому что мы захотели быть более сдержанными, менее веселыми. Пошел период выработки идеологии.
– И вновь костюмы создавали сами?
– Да, ботфорты в ТЮЗе, помню, взяли, галифе перекрашивали из обычных. То есть все подручные средства использовали.
– А ваш знаменитый орден как тогда возник?
– Его кто-то из брошки сделал. Потом уже нам всю эту бижутерию просто дарили.
***
Из интервью с В. Бутусовым, журнал «Фома» №7/63, июль 2008:
— Мне всегда казалось, что известность Вас тяготит. Вы казались очень замкнутым — это имидж или.
— Отчасти имидж, но он возник вынужденно. Я всегда ощущал себя «тяжким человеком», постоянно недовольным — прежде всего собой. А известность, слава и все сопутствующие этому вещи только усугубляли ситуацию. У меня было чувство, что я делаю не то, не там и не так. И вот, в результате выходил на сцену с кислой миной — и надо же было с этим что-то делать. Точнее, ничего делать уже и не надо: ты упорно, по неумению своему, ведешь себя на каждом выступлении одинаково — и постепенно люди начинают понимать это так, что ты загадочный. Так что этот имидж сложился во многом просто от скованности.
_______________________________________________________________________
Наутилус помпилиус (моллюск)
Царство: | Животные |
Тип: | Моллюски |
Класс: | Головоногие |
Отряд: | Nautilida |
Семейство: | Наутилоидеи |
Род: | Наутилус |
Вид: | Наутилус помпилиус |
Наути́лус помпи́лиус (лат. Nautilus pompilius ) — морской головоногий моллюск отряда Nautilida.
Содержание
Внешний вид. Физиологические особенности
Раковина
Диаметр достигает 25 см. Раковина спирально закрученная в одной плоскости, разделена на камеры. В самой крупной находится тело животного. Остальные камеры служат для всплывания и погружения на определённые глубины, частично наполняясь то воздухом с повышенным содержанием азота, то водой. [1]
Окрас раковины варьирует у разных представителей, чаще всего он тигровый: на белом фоне поперёк расположены коричневые неровные полосы. Обычно верхняя часть более тёмная, чем нижняя; это является маскировкой от хищников: светлая нижняя часть менее заметна на фоне поверхности воды, а тёмная, наоборот, сливается с морским дном. Внутренняя часть раковины перламутровая.
Рот окружён многочисленными (около 90) выростами руками, которые в отличие от рук других современных головоногих не несут присосок. Руки служат для захвата добычи и для передвижения.
Близ мантии лежит мускулистый орган, имеющий вид воронки, обращённой узким концом наружу, служащий для выброса воды из мантийной полости. При этом выбросе моллюск получает толчок, отбрасывающий его назад. В этом и состоит способ передвижения наутилуса помпилиуса в толще воды. [1]
Глаза моллюска примитивны, в них отсутствуют объективы. На голове расположена пара обонятельных щупалец — ринофор, основная функция которых — распознавать химический состав веществ.
Питание
Половая система и размножение
Представители вида раздельнополы. Семя самца заключено в сперматофоры. При копуляции самец захватывает сперматофор спадиксом — видоизменённой рукой, аналогичной гектокотилю двужаберных головоногих, — и переносит его в мантийную полость самки.
Яйца имеют толстую оболочку. Самка прикрепляет их к подводным предметам. Нововылупленные представители похожи на взрослых особей, имеют уже сформировавшееся тело. [1]
Подвиды
Было описано два подвида наутилуса помпилиуса:
Наутилус помпилиус помпилиус является наиболее известным представителем всего отряда. Из-за больших размеров его иногда называют Импера́тором Наути́лусом (англ. Emperor Nautilus ).
Очень крупные экземпляры с раковиной диаметром до 268 мм [3] были зарегистрированы в Индонезии и северной Австралии. Эти гигантские представители были описан как Nautilus repertus, однако большинство учёных не считают их отдельным видом.
Nautilus pompilius suluensis встречается реже. Представители были впервые обнаружены в море Сулу на юго-западе Филиппин, в честь которого и назван вид. Самый крупный зарегистрированный экземпляр имел диаметр раковины в 148 мм. [4]
Влияние на культуру
Из раковин наутилуса помпилиуса изготовлено множество красивых предметов, находящихся в кунсткамерах эпохи Возрождения. Часто ювелиры делают из них экстравагантные чаши на тонких ножках, предназначенные в основном для украшения, а не для использования.
«Chambered Nautilus» (распространённое в английском языке название данного вида) — название стихотворения Оливера Уэнделла Холмса, в котором автор восхищается «жемчужным кораблём» (англ. ship of pearl). Он находит в таинственной жизни и смерти наутилуса помпилиуса сильное вдохновение для собственной жизни и своего духовного роста. Он приходит к выводу:
Build thee more stately mansions, O my soul, As the swift seasons roll! Leave thy low-vaulted past! Let each new temple, nobler than the last, Shut thee from heaven with a dome more vast, Till thou at length art free, Leaving thine outgrown shell by life’s unresting sea! |
Американский композитор и комментатор Димс Тейлор в 1916 году написал кантату под названием Nautilus Chambered.
Акустические колонки «Nautilus» [6] фирмы Bowers & Wilkins формой, точно повторяющей раковину моллюска, стоимостью более 70000 долларов были впервые выпущены в начале 1990-х годов и считаются некоторыми экспертами эталоном качества воспроизведения звука.
Наутилус Помпилиус
Наутилус Помпилиус
Наутилус Помпилиус Nautilus Pompilius | |
Концерт Нау. Конец 80-х | |
---|---|
Годы |