Что такое наукоемкая продукция
Продукция наукоемкая
«Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации» (утв. Минобрнауки России 31.07.2006)
Смотреть что такое «Продукция наукоемкая» в других словарях:
Продукция наукоемкая — продукция, для которой показатель наукоемкости превышает в 1,2 1,5 раза среднемировой уровень по обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран; … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ — продукция, в себестоимости которой доля расходов на НИОКР существенно превышает значение среднеотраслевого показателя, либо значения аналогичных показателей смежных отраслей. В ряде случаев, к такой продукции (производствам, ее выпускающим)… … Война и мир в терминах и определениях
Экономика Великобритании — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Экономика Германии — Экономические показатели … Википедия
Проект научно-технический инновационный — Инновационный научно технический проект (далее проект) это научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно технической задачи, в результате выполнения которой создается наукоемкая продукция, реализуемая как товар на … Официальная терминология
Проект научно-технический инновационный самостоятельный — Самостоятельный инновационный научно технический проект (далее самостоятельный проект) это направленные на решение крупной научно технической задачи научное исследование или разработка, которые по тематике, срокам и объемам финансирования не… … Официальная терминология
ТОВАР — – ключевая категория товарного производства. Существует разное понимание его сущности. 1. В марксистской теории Т. рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что: а) Т. является … Экономика от А до Я: Тематический справочник
ТОВАР — (good ; commodity; product) продукт труда, произведенный для продажи. Т. это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования и потребления. Товарная единица обособленная целостность,… … Внешнеэкономический толковый словарь
Продукция наукоемкая
Смотреть что такое «Продукция наукоемкая» в других словарях:
Продукция наукоемкая — Наукоемкая продукция продукция, в составе затрат на производство которой доля затрат на НИОКР, включая расходы на приобретение и (или) создание продуктов интеллектуальной деятельности (исключительных прав на них), составляет более 3,5 процентов … Официальная терминология
НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ — продукция, в себестоимости которой доля расходов на НИОКР существенно превышает значение среднеотраслевого показателя, либо значения аналогичных показателей смежных отраслей. В ряде случаев, к такой продукции (производствам, ее выпускающим)… … Война и мир в терминах и определениях
Экономика Великобритании — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Экономика Германии — Экономические показатели … Википедия
Проект научно-технический инновационный — Инновационный научно технический проект (далее проект) это научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно технической задачи, в результате выполнения которой создается наукоемкая продукция, реализуемая как товар на … Официальная терминология
Проект научно-технический инновационный самостоятельный — Самостоятельный инновационный научно технический проект (далее самостоятельный проект) это направленные на решение крупной научно технической задачи научное исследование или разработка, которые по тематике, срокам и объемам финансирования не… … Официальная терминология
ТОВАР — – ключевая категория товарного производства. Существует разное понимание его сущности. 1. В марксистской теории Т. рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что: а) Т. является … Экономика от А до Я: Тематический справочник
ТОВАР — (good ; commodity; product) продукт труда, произведенный для продажи. Т. это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования и потребления. Товарная единица обособленная целостность,… … Внешнеэкономический толковый словарь
НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ
Смотреть что такое «НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ» в других словарях:
Продукция наукоемкая — Наукоемкая продукция продукция, в составе затрат на производство которой доля затрат на НИОКР, включая расходы на приобретение и (или) создание продуктов интеллектуальной деятельности (исключительных прав на них), составляет более 3,5 процентов … Официальная терминология
Продукция наукоемкая — продукция, для которой показатель наукоемкости превышает в 1,2 1,5 раза среднемировой уровень по обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран; … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
Экономика Великобритании — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Проект научно-технический инновационный — Инновационный научно технический проект (далее проект) это научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно технической задачи, в результате выполнения которой создается наукоемкая продукция, реализуемая как товар на … Официальная терминология
Проект научно-технический инновационный самостоятельный — Самостоятельный инновационный научно технический проект (далее самостоятельный проект) это направленные на решение крупной научно технической задачи научное исследование или разработка, которые по тематике, срокам и объемам финансирования не… … Официальная терминология
Экономика Германии — Экономические показатели … Википедия
ТОВАР — – ключевая категория товарного производства. Существует разное понимание его сущности. 1. В марксистской теории Т. рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что: а) Т. является … Экономика от А до Я: Тематический справочник
ТОВАР — (good ; commodity; product) продукт труда, произведенный для продажи. Т. это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования и потребления. Товарная единица обособленная целостность,… … Внешнеэкономический толковый словарь
Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 27.04.2018 2018-04-27
Статья просмотрена: 10494 раза
Библиографическое описание:
Иванченко, А. Г. Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы / А. Г. Иванченко, Д. С. Ушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49692/ (дата обращения: 18.12.2021).
В данной статье рассматривается понятие высокотехнологичной продукции, отличие высокотехнологичной продукции от наукоемкой продукции и продукции инновационной деятельности. Проведен анализ подходов российских и зарубежных ученых к определению данных понятий. Рассматриваются различные подходы к классификации отраслей промышленности и критерии их отнесения, исходя из объема затрат на отраслевую науку, к той или иной категории.
Ключевые слова: мировой рынок высокотехнологичной продукции, высокотехнологичные продукты, высокотехнологичное производство, высокотехнологичная отрасль, международная специализация, ОЭСР, ЮНИДО, НИОКР, инвестиции, инновации, наукоемкая продукция, наукоемкость, продукция инновационной деятельности.
Для понимания сущности и структуры мирового рынка высокотехнологичной продукции необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная продукция. В настоящее время существует множество классификаций отраслей промышленности. Отнесение того или иного производства к высокотехнологичному или наукоемкому достаточно условно. На текущий момент в современных научных трудах ученые из разных страна мира дают множество понятий. Наиболее точно, на мой взгляд, они раскрываются в следующих определениях.
В отечественной литературе понятие наукоемкой продукции было прекрасно раскрыто профессором А. Е. Варшавским: «Наукоемкая продукция — продукция, при производстве которой характерны превышающий некоторый фиксированный уровень объемы затрат на НИОКР по отношению к объему выпускаемой, либо отгруженной продукции, добавленной стоимости или величине основных факторов производства (производственных фондов или труда)».
Как структурное составляющие и как следствие из этого определения вытекает определение наукоемкости, данное профессором Варшавским в этой же статье: «Наукоемкость — экономический показатель, который определяется как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции».
В проекте Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции» от 1 ноября 2012 года дано следующее определение инновационной продукции: «К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, основу которых составляют результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых принадлежат производителю, и удовлетворяющих одному из следующих критериев:
– использование в продукции в течение последних трех лет научно-технических и (или) технологических решений, значительно улучшающих или создающих новые потребительские свойства;
– более высокая (в сравнении с существующими аналогами) экономическая и (или) экологическая эффективность на стадиях жизненного цикла продукции».
Через определение продукции инновационной деятельности в этом же документе дается определение высокотехнологичной продукции: «К высокотехнологичной продукции относится инновационная продукция, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) перечню критических технологий страны».
На мой взгляд, в данном понятии, являющимся официальным в России, сказывается сильное влияние государства на принятие решения об отнесении продукции к высокотехнологичной. В работе Т. В. Коночкиной дано наиболее корректное, на мой взгляд, определение: «Высокотехнологичная продукция — это продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения, передовой опыт и обладающая высокой социально-экономической эффективностью».
Как мы можем заметить, понятия наукоемкой и высокотехнологичной продукции во многом близки, но не являются взаимозаменяемыми. Исходя из выше обозначенных определений, следует, что наукоемкая продукция не всегда будет высокотехнологичной, поскольку высокая доля затрат на НИОКР теоретически может присутствовать в любой отрасли производства, не только в высокотехнологичном сегменте. Обратное утверждение тоже не всегда верно.
В данный момент в мире существует две наиболее авторитетных классификаций высокотехнологичных отраслей промышленности: классификация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). При составлении классификации ЮНИДО были использованы разработки ОЭСР, однако в ней отрасли промышленности делятся на три группы: высокотехнологичные, среднетехнологичные и низкотехнологичные. Стоит отметить, что согласно данной классификации, высокотехнологичный сектор также включает в себя и среднетехнологичные отрасли высокого уровня.
По методике ОЭСР к высокотехнологическим относят такие отрасли, в отгруженной продукции которых доля затрат на отраслевую науку составляет более 5 %. К средне-высокотехнологическим относятся отрасли, доли затрат на исследования и разработки в которых составляют 2,5 до 5 %, к среднетехнологическим — от 1 до 2,5 %, и к низкотехнологическим — ниже 1 %.
Ниже приведена классификация отраслей по степени технологичности согласно ОЭСР.
– производство офисной техники и компьютеров;
– производство радио- и телекоммуникационного оборудования;
– производство медицинского оборудования, точных и оптических приборов, а также часов.
Среднетехнологичные отрасли высокого уровня:
– электрические машины и оборудование;
– автомобили, прицепы и полуприцепы;
– химическое производство за исключением фармацевтики;
– железнодорожное оборудование и транспорт;
– машины и оборудование, не включенные в др. группы.
Среднетехнологичные отрасли низкого уровня:
– судостроение и ремонт судов и лодок;
– производство резины, каучука и пластика;
– производство кокса, нефтепродуктов и ядерного топлива;
– производство др. минеральных продуктов (кроме металлургии);
– прочие производства и переработка отходов;
– производство древесины, бумаги и издательская деятельность;
– производство продуктов питания, напитков и табака;
– текстильное производство, производство кожи и обуви.
Для сравнения приведем перечень отраслей промышленности, относящихся к высокотехнологичным, согласно классификации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию:
– химические изделия и продукты;
– офисная, бухгалтерская и компьютерная техника;
– электроника, оборудование для радио, телевидения и связи;
– медицинские, точные и оптические инструменты;
– автомобили, прицепы, полуприцепы и другое транспортное оборудование;
– машины и оборудование, не включенные в другие категории.
Проанализировав обе методологии, становится очевидным, что принципиальных отличий нет. Методология ООН является более общей, не выделяя в отдельные отрасли такие высокотехнологичные производства как: авиакосмическое, фармацевтику, военную промышленность, а также железнодорожное оборудование и транспорт. Классификация отраслей промышленности по степени высокотехнологичности в Российской Федерации основывается на данных классификации ЮНИДО. Поскольку большинство современных производств стараются внедрить инновационные разработки в свои технологические процессы и, как следствие, грани в этих классификациях между сферами становятся весьма условными, постольку процесс отнесения производства к той или иной сфере промышленности вызывает сложности.
Проведя анализ понятийной базы мирового рынка высокотехнологичной продукции, невозможно не отметить, что, не смотря на существование классификаций ОЭСР и ЮНИДО, четко сформулированных и общепринятых мировых стандартов деления рынка высокотехнологичной продукции на отрасли нет. Каждое государство, хотя и базируется на вышеуказанных методологиях, выдвигает свою концепцию сегментации рынка. Также разнятся и принципы деления рынка на отрасли, в связи с тем, что пороговый показатель затрат на НИОКР в различных методология установлен на разном уровне, да и определить его реальное долевое значение в конкретной отрасли крайне трудно, учитывая факт использования продукции одной отрасли при производстве другой.
Наукоемкая продукция (science intensive production) —
продукция, для которой показатель наукоемкости превышает в 1,2-1,5 раза среднемировой уровень по обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран [73, с. 102].
Наукоемкие отрасли (science intensive sectors) —
Научная и (или) научно-техническая продукция (scientific production) —
научный и/или научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп. от 19 июля 1998 г.), гл. I, ст. 2).
В качестве научно-технической продукции могут выступать законченные научно-исследовательские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы или опытные партии изделий, выполненные в соответствии с требованиями, предусмотренными в договоре, и принятые заказчиками. [73, с. 102-103]
Научная (научно-практическая) деятельность (scientific activity) —
деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научная организация (scientific organization) —
организация (учреждение, предприятие), выполняющая научные исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющая в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение научных исследований и разработок, независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.
Научная революция (scientific revolution) —
радикальное изменение всех элементов научного знания (методов, теорий, норм и идеалов научности и т.п.), приводящее к смене научной картины мира. Таких четко фиксируемых смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории науки принято выделять три: аристотелевскую, ньютоновскую и эйншнейновскую. Эти революции разбивают историю науки на три больших периода: доклассический (VI в. до н.э. – XVI в.н.э.), классический (XVII- XIX вв.) и неклассический (XX в.).
Научное управление (scientific management) —
управление, опирающееся на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений.