Что такое наука как она возникла и развивалась

История науки

Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «учёный» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли своё занятие «натуральной философией».

Хотя эмпирические исследования известны ещё с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн аль-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.

Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие ученые и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Совреме́нная европе́йская филосо́фия (философия современности европейской культурной традиции) — философия XX-XXI веков.

Источник

Наука. Виды и функции науки.

Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли – ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции. Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию.

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука – это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

Источник

Что такое наука — ее виды и функции, признаки научного подхода

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наука – это добывание истины, процесс трудный, кропотливый и одновременно интересный, захватывающий.

Научная сфера – одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Посвятивший себя и свою жизнь науке, точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем нужно (функции науки), ее виды и то, какой подход можно считать научным.

Наука — что это

Термин «наука» произошел от славянского слова «укъ», что значит учение.

В привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.

Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель, средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.

Еще одно определение науки звучит следующим образом:

наука – это постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.

Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для изучения: этим занимается Науковедение.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.

Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.

Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.

Если вы готовитесь к ЕГЭ, то вам пригодится этот ролик, где по полочкам разложены все возможные варианты трактовки термина «наука», показано как отличить научные знания от ненаучных, ну и, конечно же, виды и функции науки расписаны:

Видео отлично поможет в подготовке, но все же я бы посоветовал вам прочить эту статью дальше, чтобы все встало на свои места.

Виды наук

Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и творческие.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

В настоящий момент общепринятая классификация по видам выглядит следующим образом:

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Функции науки

Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественность.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

В настоящий момент выделяют 5 основных функций:

Три кита науки

Чтобы глубже понять, что такое наука, нужно ознакомиться с ее структурой, представляющей собой 3 основания, без которых наука не является наукой.

Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.

Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.

Научно или нет

Отличительной чертой научного подхода в изучении феноменов окружающего мира являются честность и непредвзятость. Без них настоящей науки не бывает, поэтому исследователь должен постоянно взращивать и развивать в себе эти качества.

И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.

Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.

Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.

Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.

Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.

Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.

Признаки научного подхода

Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:

Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Хорошая статья, спасибо!

В широком смысле — то, что направлено на познание окружающей действительности. Без науки общество до сид пор бы не вылезло из пещеры и не знало ни огня, ни каменных орудий труда, так как создание элементарных удобств — тоже наука))

Сейчас очень остро стоит вопрос этики в научной деятельности, а также того, что имеет большую ценность — жизнь и экология, или новые открытия.

Источник

Тема 2. История науки

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

1. Модели развития науки

2. Возникновение науки.

4. Средневековая наука.

5. Научная революция XVI-XVII вв.

6. Классическая и современная наука.

Модели развития науки

Общий ход развития науки, в том числе и естествознания включает три основные ступени познания природы и мира в целом:

n Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого (греческая натурфилософия);

n Анализ природы, расчленение ее на части (характерно для позднего средневековья и начало Нового времени);

n Воссоздание целостной картины на основе познанных частностей, соединение анализа с синтезом (характерно для зрелого периода развития науки).

В настоящее время выделяются три основные модели развития науки:

1) Эволюционная (кумулятивная), т. е. развитие науки как непрерывный, поступательный, прогрессивный процесс;

· Существование необходимости теоретического обобщения нового эмпирического материала;

· Наличие коренной ломки традиционных господствующих представлений о природе;

· Возникновение в науке кризисных ситуаций.

В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:

3. Глобальная — это революция, изменяющая основания науки.

1-я глобальная научная революция произошла в XVI-XVII вв. В это время произошел революционный скачок в науках, изучающих механическую форму движения материи, что привело к становлению классического естествознания.

В середине XIX в. в естествознании произошло несколько комплексных революций: открытие закона сохранения и превращения энергии, периодического закона Д. И. Менделеева, создание клеточной теории, эволюционного учения Ч. Дарвина.

2-я глобальная научная революция произошла в начале ХХ века и связана с пересмотром научных представлений о пространстве и времени на основе теории относительности и квантовой механики.

В настоящее время можно говорить о третьей глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Возникновение науки

По вопросу о происхождении науки существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения считают научным всякое обобщенное знание и утверждают, что наука возникла в период, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайняя точка зрения относит происхождение науки к довольно позднему периоду (XV-XVIII вв.), когда появилось экспериментальное естествознание. Современное науковедение не дает однозначного ответа на этот вопрос, т. к. из разного понимания сущности науки вытекают различные даты ее возникновения:

1) если считать науку формой общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции;

2) если понимать науку как всякое обобщенное знание и деятельность по производству этих знаний, то наука возникла в начале становления человеческой культуры;

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

3) если считать науку социальным институтом, то возникновение науки относится к Новому времени;

4) как система подготовки научных кадров наука возникла с середины XIX века;

5) как производительная сила наука возникла со второй половины ХХ века.

· наличие социального запроса на научные знания;

· выделение особой группы людей, занимающихся наукой;

· возможность накопления научных знаний (на основе письменности)

· разработка познавательных приемов (сравнение, доказательство, анализ).

Этому предшествовал на ранних этапах человеческой истории личностно-именной тип передачи знаний, при котором необходимые знания передавались через обряды, посвящения.

Универсально-понятийный тип передачи знаний, характерный для современной науки, не регламентирует субъекта познания.

В древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей около 4000 лет, происходило медленное, стихийное накопление знаний. Более динамично развивалась вавилонская цивилизация. Вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов. Они создали астрономию как практическую деятельность.

Практический характер имели знания в Индии и Китае. Многие из них имели иррациональный характер, т. е. были добыты на основе интуиции, озарения и медитации. Таким образом, знания, накопленные у древневосточных цивилизаций, имели следующие общие черты:

· недоказательный характер знания;

· отсутствие критической позиции по отношению к знанию;

· невозможность коррекции знания;

· отсутствие теоретичности и фундаментальности;

· рецептурный характер (многие знания были простым набором алгоритмов и правил для решения задач).

Из этого можно заключить, что в древневосточных цивилизациях не существовало науки, но были подготовлены предпосылки для появления науки и существовали отдельные ее компоненты.

Античная наука

Появление науки произошло в Древней Греции в VII-VI вв. До н. э. Этому способствовал ряд предпосылок, сложившихся в этом государстве:

6) у греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знания были доступны любому свободному гражданину, имеющему к ним интерес;

7) демократическая форма правления в государстве, что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента.

Это способствовало развитию логического, рационального стиля мышления, необходимого для науки.

Греческая наука стала деятельностью по получению новых знаний. Ее цель можно определить как получение истины из интереса к ней. Греческая наука системна и рациональна.

Вместе с тем, у греков было пренебрежение к физическому труду, что привело к отсутствию эксперимента, невозможности использования ее достижений в производстве и для потребностей практики. Это определило в целом умозрительный характер греческой науки и оторванность ее от жизни.

В Древней Греции возникли первые научные программы:

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Пытаясь найти третий путь, возражая Демокриту и Платону с Пифагором, Аристотель выделяет четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» мир выступает как целостное, естественно возникшее образование, заключающее причины в себе самом. Это образование предстает перед человеком в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, проявляющуюся через изменяющуюся видимую сторону. Предметом науки, по Аристотелю, должно стать изучение неизменной, но познаваемой сущности мира.

Эти три основные научные программы античности заложили основы естествознания и науки вообще. В греческой науке воплотились такие свойства, как объективность, идеальное моделирование действительности, поиск первоосновы, что позволяет констатировать появление науки как особого типа отношения к реальности.

Средневековая наука

Средневековая наука не предложила новых фундаментальных научных программ. Ее значение состояло в том, что был предложен ряд новых обобщений, уточнений, понятий и методов исследования, которые подготовили основу механики Нового времени.

Основными чертами средневековой науки являются:

1. Рациональность — постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.

2. Телеологизм — толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Считалось, что природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления божественного промысла.

4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.

Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты:

· Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.

· Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания.

В целом можно констатировать откат средневековой науки назад, по сравнению с античной. Наука была объявлена «служанкой богословия», средством решения чисто прикладных задач. На фоне общего упадка науки развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления дат религиозных праздников.

Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

8. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

9. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.

10. Началась математизация физики.

Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию человека в мире. Человек был поставлен на место Бога и стал собственным творцом и владыкой природы. В эпоху Возрождения снимается граница между наукой как средством познания и практической деятельностью.

Новые взгляды на мир и человека позволили сделать выдающиеся научные открытия, создать новые теории и подготовить базу последующей научной революции, благодаря которой сформировалось классическое естествознание. Были сделаны открытия Н. Коперника, Д. Бруно, давшие науке гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной. Пока это были еще догадки, требовавшие естественнонаучного и философского обоснования.

Отправной точкой первой научной революции, в результате которой появилась классическая наука и современное естествознание, стал выход книги Н. Коперника «О вращении небесных сфер» в 1543 г. Высказанные в книге гелиоцентрические идеи были лишь гипотезой и нуждались в доказательстве. Поиск аргументов в пользу этой гипотезы стал основной задачей научной революции XVI-XVII вв., которая началась с работ Г. Галилея.

Г. Галилей заложил основы новой науки и мировоззрения нового типа. Новая научная методология Галилеяможет быть сведена к следующим положениям:

13. Экспериментальность. Проверка истинности гипотез осуществлялась ученым эмпирически. Для этой цели Галилей изобрел и усовершенствовал множество технических приборов и экспериментальных установок: линзу, телескоп, микроскоп, воздушный термометр, барометр и др.

14. Доказательность. Научная теория должна быть, по мысли ученого, иметь подтверждение. Галилей использовал доказательство как прием проверки истинности гипотезы.

15. Математизация. Свою ориентацию на опыт Галилей сочетал с математическим осмыслением, которое ставил чрезвычайно высоко, считая возможным заменить математикой традиционную логику.

16. Аналитико-синтетический подход. Галилей широко использовал в своей научной методологии анализ и синтез. При помощи аналитического метода он расчленял исследуемое явление на более простые составляющие его элементы. Проверка правильности высказанной гипотезы осуществлялась при помощи синтетического метода.

Особое значение для науки имели открытия Галилея в области механики. С помощью новой методологии им были опровергнуты догматические положения схоластической физики Аристотеля. Особенно важное значение имели работы Галилея о движении. Он установил, что:

· тяжелые тела не всегда движутся вниз, а легкие вверх (например, бревно в воде);

· тела разной массы падают с одинаковым ускорением, величина которого

Галилей открыл и изучил инерцию, высказал идею об относительности движения. Законы механики Галилея в комплексе с его астрономическими открытиями подвели научную базу под теорию Коперника и способствовали утверждению гелиоцентрической доктрины в науке. Но остался нерешенным вопрос о соотношении земных и небесных движений, объясняющих движение самой Земли.

Завершил первую научную революцию И. Ньютон. Заслуга Ньютона заключается в том, что он:

· соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую теорию;

Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развиваласьЧто такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть фото Что такое наука как она возникла и развивалась. Смотреть картинку Что такое наука как она возникла и развивалась. Картинка про Что такое наука как она возникла и развивалась. Фото Что такое наука как она возникла и развивалась

· доказал существование тяготения как универсальной силы, которая является причиной замкнутых орбит, по которым движутся небесные тела. Каждая частица материи во Вселенной притягивает каждую другую частичку с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

· математическим путем вывел эллиптическую форму планетных орбит;

· объяснил, что планеты движутся и одновременно удерживаются в пределах своих орбит под действием сил инерции и гравитации;

· разработал физический принцип дальнодействия, выражающийся в мгновенном воздействии тел друг на друга на разных расстояниях без посредников;

· ввел в физику понятия абсолютного пространства и абсолютного времени;

Результатом первой научной революции явилось возникновение естествознания и становление классической науки.

17. Классическая и современная наука

Понятие классической науки охватывает период с XVII в. по 20-е годы ХХ в. Этот этап науки характеризуется рядом специфических особенностей:

18. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде.

22. Доминирование количественного сопоставления и оценки всех явлений над качественным.

27. Гипотетический метод познания. Внедрение этого метода связано с именем Галилея, который предлагал вести изучение не с эмпирического, а с теоретического. Затем требовалось осуществление эксперимента, который должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу.

В результате наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, заняла ее место и стала претендовать на роль истины в последней инстанции, не оставив в мировоззрении место ни религии, ни философии.

В XIX веке наука остается в целом механистической и метафизической, но в ней начинают формироваться предпосылки второй глобальной революции. Этому предшествуют комплексные научные революции, в результате которых в естествознании утвердились идеи всеобщей связи и началось стихийное проникновение диалектических воззрений.

В этот период на первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения веществ и энергии. В геологии возникает теория развития Земли Ч. Лайеля, в биологии зарождается эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

Особое значение имели революции, связанные с тремя великими открытиями второй трети XIX в.:

— клеточной теории Шлейдена и Шванна;

— закона сохранения и превращения энергии Майера и Джоуля;

— эволюционного учения Дарвина.

Затем последовали открытия, продемонстрировавшие диалектику природы еще более полно:

· теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова;

· периодический закон Д. И. Менделеева;

· химическая термодинамика Я. Х. Вант-Гоффа;

· основы научной физиологии И. М. Сеченова;

· электромагнитная теория света Дж. Максвелла.

В результате этих научных открытий естествознание поднимается на качественно новую ступень и становится дисциплинарно организованной, систематизирующей наукой, т. е. наукой о предметах и процессах, их происхождении и развитии. В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, т. е. дробление крупных разделов наук на более мелкие, например, выделение в физике таких разделов, как термодинамика, физика твердого тела, электричество, магнетизм и т. д.

К концу XIX в. появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки ХХ века. Это появление новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования, таких, как биохимия, геохимия, физическая химия и др.

Тем не менее естествознание оставалось в рамках классической науки, основанной на метафизике и механицизме. Это противоречие было разрешено в ходе второй глобальной научной революции.

Вторая (новейшая) революция в естествознании началась с 90-х годов XIX в. до середины ХХ века. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, изменив основания науки в целом и создав феномен современной науки.

Толчком новейшей революции в естествознании послужил ряд ошеломляющих открытий в физике:

· электромагнитных волн Г. Герцем;

· рентгеновских лучей В. Рентгеном;

· радиоактивности А. Беккерелем;

· электрона Дж. Томсоном;

· светового давления П. Н. Лебедевым;

· введения идеи кванта М. Планком;

· создание теории относительности А. Эйнштейном;

· разработка моделей атома Э. Резерфордом, а затем Н. Бором.

Это первый этап новейшей революции в естествознании, связанный с физикой. Он сопровождался крушением прежних представлений о материи, ее свойствах, формах движения, пространстве и времени.

Второй этап научной революции начался с середины 20-х годов ХХ в. Он связан с созданием квантовой механики в сочетании с теорией относительности. В ходе этого этапа были пересмотрены многие важнейшие постулаты науки:

· учение об атомах как твердых и неделимых частицах было заменено моделями, которые почти целиком заполнены пустотой;

· трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума; время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью; вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных условиях может совсем остановиться;

· законы Евклидовой геометрии не обязательны в масштабах Вселенной; планеты движутся по эллиптическим орбитам не потому, что их притягивает Солнце, а потому, что пространство, в котором они движутся, искривлено;

· объекты микромира имеют двойную природу и обнаруживают себя как частицы, и как волны;

· стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение (принцип неопределенности).

Началом третьего этапа научной революции были:

a. овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия;

b. зарождение ЭВМ и кибернетики.

c. наступление эпохи НТР, слияние науки с производством и превращение науки в производительную силу.

В этот период, наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. С середины ХХ века наука окончательно сливается с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

Вторая научная революция значительно изменила стиль научного мышления и привела к формированию современной науки.

1) квантово-релятивистский подход;

3) изучение объектов и явлений на основе теории вероятности;

4) признание неисчерпаемости материи вглубь;

5) антиэлементаризм, т. е. отказ от стремления выделить элементарные составляющие сложных структур;

6) неточность и нестрогость результатов исследования и научных теорий;

7) отказ от изоляции предмета исследования от окружающих воздействий;

8) динамизм, обусловленный исследованиями неравновесных, нестационарных, открытых систем с обратной связью;

9) развитие наук биосферного класса;

10) апогей противостояния науки и религии.

В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.

В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.

Исторически идеология сциентизма прошла определенную эволюцию от идей просветительства через философию позитивизма к технократизму, порождающему психологию потребительства.

Современный сциентизм формирует следующие мировоззренческие установки:

· доминирование материальных интересов над духовными;

· сомнение в истинности духовных ценностей.

Таким образом, возник парадокс научного мышления, состоящий в том, что разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дает религия и философия, подвергая сомнению каждый их постулат, принимаемый на веру, наука не дает такого же целостного убедительного миропонимания.

Еще с середины ХХ века в адрес науки высказывались многочисленные критические оценки со стороны философов, деятелей культуры, искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его искусственными предметами, она нарушает его связь с живой природой, ввергая в унифицированный мир, где цель поглощает средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом решении.

Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая напряжения всех сил человека и все новых экономических ресурсов, выбивает человека из колеи, разрушая его природную связь с Землей. Это приводит к разрушению традиционных устоев и ценностей.

К этой гуманистической критике добавились и тревожные факты неблагоприятных последствий научных достижений: опасное загрязнение воды, воздуха, почвы, вредное воздействие на растения, животных, вымирание большого числа видов, значительные нарушения в экосистеме всей планеты.

Эти факты все отчетливее проявляются в современной науке и мировоззрении, говоря об их кризисе. Разрешить этот кризис сможет только глобальная мировоззренческая революция, частью которой будет и новая революция в науке.

Такая же кризисная ситуация сложилась и в других сферах человеческой культуры. В настоящее время идет поиск путей выхода из этого глобального кризиса, намечаются черты будущего постмодернистского мировоззрения и постнеклассической науки.

По мнению большинства ученых, будущая постнеклассическая наука будет обладать следующими чертами:

1). Признавать равноправие таких сфер человеческой деятельности, как религия, философия, искусство. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности в качестве ведущей. Постнеклассическая наука должна быть гармонично вписана в систему человеческой культуры и мировоззрения.

2). Иметь тенденцию к гуманизации, т. е. включить в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании.

3). Познание в постнеклассической науке должно иметь диалогический характер.

5). Иметь комплексный характер на основе стирания граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификации междисциплинарных исследований.

6). Должна опираться на новые достижения в сфере хранения и получения знаний.

7). Выступать как предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности и как индивидуальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *