Что такое научный процесс

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Что такое научный процесс. Смотреть фото Что такое научный процесс. Смотреть картинку Что такое научный процесс. Картинка про Что такое научный процесс. Фото Что такое научный процесс

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Научный процесс

Существенной особенностью учебного и научного процесса высшей школы является то, что субъективные, личностные факторы играют не меньшую роль, чем объективные. В некоторых отдельных актах учебной, научной, обучающей деятельности, таких, например, как развитие индивидуальных способностей студентов, личное педагогическое мастерство педагога и его исследовательская одаренность, субъективное играет определяющую роль. Однако даже в этих случаях личное всегда имеет основание в объективном общем, исходит из объективных целей и объективной необходимости. [3]

На практике различные стадии научного процесса обычно не строго разграничены и могут осуществляться более или менее одновременно. Выдвижение новой гипотезы, проверка и отказ от нее иногда занимают лишь несколько минут мыслительного процесса одного ученого. Вместе с тем в научном мире нередко сосуществуют несколько противоположных гипотез, объясняющих одну и ту же совокупность экспериментальных фактов, и такое положение может продолжаться до тех пор, пока не накопится больше данных, подтверждающих одну гипотезу и исключающих остальные. [4]

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. [5]

В зависимости от выполняемой функции в производственном и научном процессе основные фонды делятся на активную и пассивную части. [8]

Известно, что основные фонды в зависимости от выполняемой ими роли в производственном и научном процессе делятся на активную и пассивную части. [12]

Источник

НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Смотреть что такое «НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ» в других словарях:

Научный метод — Использование объективных, систематических и воспроизводимых способов исследования. Объективность заключается в том. что исследователь не позволяет усвоенным идеям или предрассудкам влиять на сбор данных. Систематичность заключается в том, что… … Большая психологическая энциклопедия

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА — реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно исследовательский потенциал, были… … Современный философский словарь

Научный метод — В Викицитатнике есть страница по теме Научный метод … Википедия

Научный взгляд на мир — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия

НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС — категория философии и социологии научного знания, фиксирующая важнейшую роль в функционировании и развитии научного знания когнитивных коммуникаций между членами научного сообщества. Введение этого понятия в философию науки означало по существу… … Философия науки: Словарь основных терминов

Научный подход — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов … Философская энциклопедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания новым научным знанием. В понимании субъекта научного… … Философия науки: Словарь основных терминов

Источник

Процесс научного исследования, его характеристика и этапы проведения

Процесс познания включает в себя накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысление фактов не может существовать никакая наука. Хотя факты ученому нужны, как воздух, но отдельно взятые они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, если они выступают в систематизированном обобщенном виде.

Любое научное изучение, от творческого замысла до законченной научной работы, осуществляется индивидуально. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего нужно начинать исследования, как обобщить факты и каким путем идти к выводам. При этом закономерным является соблюдение следующих рекомендаций:

— ничего не принимать за истину, что не является достоверным и аксиоматичным;

— сложные вопросы разделять на столько частей, сколько нужно для решения проблемы;

— начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей в сложных и тяжелых;

— останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не выпущено;

Наука является общественной за своим происхождением, развитием и использованием. Любое научное открытие является общим трудом, суммарным воспроизведением человеческих успехов в познании мира.

Поэтому научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать, и осознавать свое отношение к тому, что известно или из опыта, или с предварительного изучения, т.е. определять качество неизвестного с помощью известного.

Формой осуществления развития науки является научное опытно-то есть целенаправленное изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений. Оно характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказовістю и точностью.

Целью научного исследования является всестороннее, объективное и основательное изучение явлений, процессов, их характеристик, связей на основании разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрение их в производство для повышения его эффективности. При научном исследовании важно учитывать все, концентрируя внимание на основных, ключевых вопросах темы. Нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначимыми.

Результаты научных исследований тем лучше, чем выше научный уровень выводов, обобщений, чем выше их достоверность и эффективность.

По целевому назначению к потребностям практики научные исследования принято делить на:

При проведении научных исследований отличают понятия «объект» и «предмет» познания и исследования.

Объектом исследования принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования.

Предметом исследования является исследуемые с определенной целью свойства, характерные для научного познания, это определение определенного «ракурса» исследования как предположение о наиболее важных для изучения выбранной проблемы характеристики объекта. Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта и всегда совпадает с темой исследования. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований и даже научных направлений. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное.

Объектом научного исследования является окружающий материальный мир и формы его отражение в человеческом сознании людей, которые существуют независимо от нашего сознания, отбираются согласно цели исследования.

Правильный выбор объекта изучения окружающего материального мира согласно цели исследования способствует обоснованности результатов исследования.

Задача исследователя состоит в определении факторов, которые влияют на объект исследования, отборе и сосредоточении внимания на наиболее существенных из них. Критериями отбора являются цель исследования и количественный уровень накопленных фактов в этом направлении. Отбор наиболее существенных факторов, которые влияют на объект исследования, имеет большое практическое значение, поскольку влияет на степень достоверности результатов исследования. Если любой существенный фактор не учтено, то выводы, полученные в результате исследования, могут быть ошибочными, неполными или совершенно ошибочными. Выявление существенных факторов проще, если исследования основываются на хорошо обработанном теории. Если теория не дает ответа на поставленные вопросы, то используют гипотезы, научные идеи, сформированные в процессе предварительного изучения объекта исследования.

Отобрав объект, определив предмет и факторы, которые влияют на причинно-следствия результаты состояния объекта, определяют его параметры, то есть полноту изучения в соответствии с поставленной цели.

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, основываться на связи теории с практикой.

Важную роль в научном исследовании играют познавательные задачи эмпирического и теоретического направления.

Эмпирические задачи решаются с помощью наблюдения, эксперимента, измерения, описания.

Теоретические задания направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, которые позволяют установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания.

Здесь преобладает использование аксиоматических методов, системных, структурно-функционального анализа, математического моделирования.

В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и т.д. Теоретические познавательные задачи формируют таким образом, чтобы можно было их проверить эмпирически.

В решении эмпирических и особенно теоретических задач научного исследования важное место принадлежит Логическом метода познания, который позволяет на основе умозаключений объяснить явления и процессы, вызывать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Он строится на полученных фактах и результатах эмпирических исследований.

Систематизированы научные знания классифицируют по различным признакам:

а) за видом связи с общественным производством (улучшение организации труда, создание машин, конструкций, теоретические гуманитарные работы и т.п.);

б) по степени важности для народного хозяйства (работы, выполняемые по заказу министерств, ведомств);

в) по источникам финансирования (госбюджетные и хоздоговорные);

г) за сроком разработки (долгосрочные, краткосрочные).

Следовательно, процесс научного исследования достаточно длительный и сложный. Он начинается с возникновения идеи, а завершается доказательством правильности гипотезы и суждений.

Главными этапами научного исследования (схема 5) являются:

— возникновение идеи, формулировка темы;

— формирование цели и задач исследования;

— выдвижение гипотезы, теоретические исследования;

— проведение эксперимента, обобщение научных фактов и результатов;

— анализ и оформление научных исследований;

— внедрение и определения эффективности научных исследований;

Что такое научный процесс. Смотреть фото Что такое научный процесс. Смотреть картинку Что такое научный процесс. Картинка про Что такое научный процесс. Фото Что такое научный процесс

Схема 5. Главные этапы научного исследования.

Источник

Научный метод

Что такое научный процесс. Смотреть фото Что такое научный процесс. Смотреть картинку Что такое научный процесс. Картинка про Что такое научный процесс. Фото Что такое научный процесс

Что такое научный процесс. Смотреть фото Что такое научный процесс. Смотреть картинку Что такое научный процесс. Картинка про Что такое научный процесс. Фото Что такое научный процесс

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Содержание

История

Что такое научный процесс. Смотреть фото Что такое научный процесс. Смотреть картинку Что такое научный процесс. Картинка про Что такое научный процесс. Фото Что такое научный процесс

Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора, вершиной которых стала софистика. Однако целью софистов была не столько научная истина, сколько победа в судебных процессах, где формализм превышал любой другой подход. При этом выводам, полученным в результате рассуждений, отдавалось предпочтение по сравнению с наблюдаемой практикой. Знаменитым примером является утверждение, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху. Оппоненту софистов Сократу приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина.

Следует заметить, что если следовать критерию Поппера, то при учете полной группы событий и невозможности всеобъемлющего восприятия действительности, научный метод никогда не сможет абсолютно верифицировать (доказать истинность) гипотезы (шаг 2); возможно лишь опровергнуть гипотезу — доказать её ложность.

Виды научного метода

Теоретический научный метод

Теории

Тео́рия (др.-греч. θεωρία «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

Гипотезы

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Научные законы

Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с экспериментальными данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.

Научное моделирование

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определёнными свойствами, дублирующими оригинальные. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное — компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.

Эмпирический научный метод

Эксперименты

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

Эксперимент делится на следующие этапы:

Научные исследования

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Наблюдения

Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

Измерения

Измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

Истина и предубеждение

В XX веке некоторые исследователи, в частности Людвик Флек (1896—1961), отметили необходимость более тщательной оценки результатов проверки опытом, поскольку полученный результат может оказаться под влиянием наших предубеждений. Следовательно, необходимо быть более точным при описании условий и результатов проведения эксперимента.

Выдающийся российский учёный, М. В. Ломоносов, придерживался мнения, что вера и наука дополняют друг друга: [5]

Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия.

Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных работах ни словом не упоминают о Боге… Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге…

Даже без религии простая убеждённость в чём-либо на основе предыдущего опыта или знаний может изменять интерпретацию результатов наблюдения. Человек, имеющий определённое убеждение касательно некоего явления, часто склонен воспринимать факты в качестве доказательств своей веры уже только потому, что они ей прямо не противоречат. При анализе может оказаться, что предмет веры является лишь частным случаем более общих явлений (например, Корпускулярно-волновая теория считает частными случаями предшествовавшие представления о свете в форме частиц или волн) или вообще не связан с предметом наблюдения (например, концепция Теплорода в отношении температуры).

Как мы отмечали ранее, столкновение материалистического и идеалистического мировоззрений в биологической науке имело место на протяжении всей её истории… Для нас совершенно ясно, что основные положения менделизма-морганизма ложны. Они не отражают действительности живой природы и являют собой образец метафизики и идеализма… Истинную идеологическую подоплеку морганистской генетики хорошо (невзначай для наших морганистов) вскрыл физик Э. Шредингер. В своей книге «Что такое жизнь с точки зрения физики?», одобрительно излагая хромосомную вейсманистскую теорию, он пришел к ряду философских выводов. Вот основной из них: «…личная индивидуальная душа равна вездесущей, всепостигающей, вечной душе». Это свое главное заключение Шредингер считает «…наибольшим из того, что может дать биолог, пытающийся одним ударом доказать и существование бога и бессмертие души».

Критика научного метода

Ряд постпозитивистов в своих трудах во 2-й половине XX века сделали попытку применить критерии научного метода к самой науке на примере исторического материала реальных открытий. В результате появилась критика этого метода, которая, по мнению постпозитивистов, указывает на расхождение между методологией научного метода и реальным развитием научных идей. По их мнению, это свидетельствует об отсутствии полностью формализированного и достоверного метода, приводящего к более достоверному знанию, однозначной связи между принципами верификации/фальсификации и получением истинного знания. [9]

Основные авторы критики научного метода в современной философской литературе: Кун Т., Лакатос И., Фейерабенд П., Полани М., Лекторский В. А., Никифоров А. Л., Степин В. С., Порус В. Н. и т. д.

Хотя постпозитивисты отказываются от понятия истины, тем не менее, другие методологи [источник не указан 639 дней] науки выражают надежду найти общие критерии, которые позволяли бы приблизиться к более адекватному описанию мира.

Явление парадигмы

Томас Кун считает, что научное знание развивается скачкообразно. Научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи старой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. Развитие науки соответствует смене «психологических парадигм», взглядов на научную проблему, порождающих новые гипотезы и теории. Кун относит методы, которые влияют на переход от одной парадигмы к другой, в область социологии. [10]

Утончённый фальсификационизм

Имре Лакатос, развивая на основе идей фальсификационизма Поппера свой утончённый фальсификационизм, пришёл к выводу, что одной из существенных проблем развития науки как системы, опирающуюся на какие-то единые методы, — является существование гипотез ad hoc. Это один из механизмов, при помощи которого преодолеваются противоречия между теорий и экспериментом. Из-за этих гипотез, которые фактически являются частью теории, временно выводятся из-под критики и становится невозможным опровержение таких теорий, так как противоречия теории и эксперимента объясняются гипотезой ad hoc и не опровергают теорию. С помощью этих гипотез становится невозможным полное опровержение ни одной теории. Возможно говорить только о временно́м сдвиге проблем: либо прогрессивном, либо регрессивном.

Догматический фальсификационист, в соответствии со своими правилами, должен отнести даже самые значительные научные теории к метафизике, где нет места рациональной дискуссии — если исходить из критериев рациональности, сводящихся к доказательствам и опровержениям, — поскольку метафизические теории не являются ни доказуемыми, ни опровержимыми. Таким образом, критерий демаркации догматического фальсификациониста оказывается в высшей степени антитеоретическим. [11]

Знание и неявное знание

Майкл Полани считает, что научное знание можно передать через формальные языки только частично, а оставшаяся часть будет составлять личностное или неявное знание учёного, которое принципиально непередаваемо. Ученый, постепенно погружаясь в науку, принимает некоторые правила науки некритично. Эти некритично принятые и формально непередаваемые правила (часто включают навыки, умения и культуру) и составляют неявное знание. Ввиду того, что формализировать и передать неявное знание невозможно, невозможно и сравнение этого знания. Вследствие чего в науке присутствует сравнение только формализованной части одной теории с формализированной частью другой теории.

Гносеологический анархизм

Пауль Фейерабенд считает, что единственным принципом, не создающим препятствий прогрессу, является принцип «допустимо всё». Ни одна теория никогда не согласуется со всеми известными в своей области фактами. Любой факт теоретически нагружен, то есть зависит от теории, в рамках которой он рассматривается. Поэтому теорию нельзя сравнивать с фактами. Также теории нельзя сравнивать и друг с другом из-за того, что понятия в разных теориях имеют разное содержание.

Открытия без применения научного метода

В центре всего, в покое, находится Солнце. В этом прекраснейшем храме кто может найти этому светильнику лучшее место, чем то, из которого он может освещать всё одновременно? [14]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *