Что такое научный диспут
диспут
Полезное
Смотреть что такое «диспут» в других словарях:
диспут — а, м. dispute f., ит. disputa, пол. dysputa. 1. Спор, прения. Сл. 18. Вчера в собрании статском довольно диспута было. АК 6 160. А когда все подпишут свое мнение о деле, тогда диспуты иметь, и с той диспуты, куда более голосов явится, так и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Диспут — (от лат. disputatio) в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными… … Википедия
ДИСПУТ — (лат. disputatio, от disputare спорить). Спор, прение об ученом предмете, публичная защита диссертации. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСПУТ 1) ученый спор; 2) публичная защита диссертации,… … Словарь иностранных слов русского языка
диспут — См … Словарь синонимов
ДИСПУТ — ДИСПУТ, диспута, муж. (от лат. dispute обсуждаю) (книжн.). Публичный спор на научные темы. Диспут о происхождении человека. Диспут о кино. || Публичная защита диссертации (устар.). «А спорил в жизни только раз на диспуте магистра.» Тютчев.… … Толковый словарь Ушакова
ДИСПУТ — муж., лат. ученый спор, прение, состязание, гласный отстой, защита, оправдание сочинения, написанного для получения ученой степени. Диспут на магистра, на доктора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Диспут — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов
ДИСПУТ — (от лат. disputo рассуждаю спорю), публичный спор на научные, литературные и т. п. темы … Большой Энциклопедический словарь
ДИСПУТ — ДИСПУТ, а, муж. Публичный спор на научную или общественно важную тему. Д. при защите диссертации. Литературный д. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Диспут — (от лат. disputo рассуждаю, спорю) публичный спор на политические, научные, литературные и т. п. темы. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Что такое диспут
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В мире постоянно кто-то с кем-то спорит, противопоставляет свою точку зрения по какому-либо вопросу противоположному мнению других людей.
Но некоторые обсуждения имеют цель доказать свою правоту, выйти в споре победителем, а некоторые – найти истину, прийти к единому мнению. Здесь проходит тонкая грань между понятиями «диспут» и «дискуссия».
Это всё виды спора, как и близкие по значению с ними слова «дебаты» и «полемика» (что это?), Но то, как они проходят и их конечный результат отличаются между собой. В этой статье разберёмся, что такое диспут.
Значение слова диспут — что это
Слово диспут произошло от лат. disputare – рассуждать, обсуждать, спорить. В толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова дано следующее определение понятия.
Диспут – это публичный спор на научные, культурологические, литературные, философские и другие общественно важные темы.
Например, фраза с этим словом может выглядеть так: «Диспут о пользе альтернативных методов лечения перенесли на следующий день, поскольку не все были готовы к выступлению».
Участники диспута (их называют оппонентами) противопоставляют мнения, взгляды на ту или иную проблему, сравнивают их, пытаясь переубедить противника, навязать ему свою точку зрения.
Раньше существовало ещё одно значение этого слова: диспут (устар). – это публичная защита диссертации для присуждения академической или учёной степени (кандидата или доктора наук).
«Он спорил в жизни только раз на диспуте магистра».
Публичный характер обсуждения диссертационной работы придавал политическую окраску выступлениям соискателя учёной степени, но не менял их сути – утверждение норм и критериев научности. Их нарушение приводило к скандалу.
«Скандальные» диспуты считались наиболее значимыми для исследователей диссертационной культуры.
Диспуты пришли из философии и теологии
В Средние века во всём мире были распространены публичные философские диспуты – споры мыслителей и учёных разных богословских школ и направлений об обосновании христианской веры и церковных догматов. Их цель – доказать превосходство того или иного философского учения.
Диспуты также применялись в университетской практике и служили основным методом проведения устного экзамена в социальных дисциплинах (медицине, праве, искусствоведении, культурологии).
Процедура напоминала судебный процесс и возглавлялась компетентным в соответствующей области знаний учёным, который принимал окончательное решение о результате спора между участниками.
Диспуты проходили с соблюдением формальных правил и основывались на анализе конкретных событий либо аргументов. Участники ссылались на общепризнанные факты и авторитетные источники.
Особенности проведения диспута сейчас
В наше время диспуты чаще всего проводятся среди учащихся образовательных учреждений, молодёжных клубов, литературных кружков.
Такие споры считаются достаточно эффективным способом обучения студентов. Они расширяют их кругозор, воспитывают самостоятельность суждений, учат всесторонне анализировать и оценивать общественно значимые проблемы.
Выделяют несколько характерных особенностей и правил диспута:
Диспут считается успешно проведённым в том случае, если оппоненты проявили следующие качества:
Итог диспута – это правильный вывод по отношению к рассматриваемой проблеме.
Делаем выводы
Таким образом, главные отличительные особенности диспута перед другими видами спора – это публичность, обсуждение общественно важного или научного вопроса и отстаивание своей точки зрения.
Например, выяснение семейных отношений с криками и спорами нельзя назвать диспутом, а обсуждение новых неоднозначных законопроектов депутатами в Государственной Думе – это диспут.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Хорошая статья. Спасибо! Творческих успехов.
Диспут, в отличие от спора, должен быть полностью лишен эмоций. Если речь идет о науке, нужно оперировать только фактами.
Сейчас диспут может быть перенесен и в интернет, на форумы, это очень удобный вид ведения полемики, поскольку вся информация сохраняется в виде естественной стенограммы, в диспуте могут принять участие неограниченное количество лиц, независимо от их местоположения.
ДИСПУТ
Смотреть что такое ДИСПУТ в других словарях:
ДИСПУТ
(лат. Disputatio) — научный спор, прение, чаще всего публичная защита сочинения, написанного для получения ученой степени (Д. на магистра, на доктора). смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
диспут м. 1) Публичный спор на научную или общественно важную тему. 2) устар. Публичная защита диссертации (1).
ДИСПУТ
диспут м.public debate вести диспут — debate
ДИСПУТ
ДИСПУТ
Диспут (лат. Disputatio) — научный спор, прение, чаще всего публичная защита сочинения, написанного для получения ученой степени (Д. на магистра, на доктора). Теперь Д. редко имеет решающее значение. В средние века процветали всякого рода публичные Д., особенно Д. философские и богословские; к последним прибегают у нас и теперь. В 1860 г. происходил знаменитый Д. между Костомаровым и Погодиным (в СПБ. университете) о происхождении варягов.
ДИСПУТ
ДИСПУТ
Диспут Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка *. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ а, м. dispute f., ит. disputa, пол. dysputa. 1. Спор, прения. Сл. 18. Вчера в собрании статском довольно диспута было. АК 6 160. А когда все по. смотреть
ДИСПУТ
– публичный спор на общественно важную или научную тему. Корректное речевое поведение во время диспута включает в себя соблюдение элементарного речевого этикета, уважительные по отношению к оппоненту выражения. Отрицательным является уход в сторону от темы диспута, затягивание своей реплики (каждая реплика каждого участника не должна превышать двух, максимально трех минут), ироничность, третирована по отношению к оппоненту, перебивание его речи, пустопорожность или демагогичность реплики, особенно как ответ на реплику оппонента. Оценивая реплики участников диспута, обязательно нужно учитывать, что часто они «работают» больше на публику, на слушателей (присутствующих в зале или телезрителей) и в меньшей мере стремятся подействовать на собеседника-оппонента, т. е. стремятся убедить прежде всего публику, вести среди нее пропаганду своих идей (нравственных, политических и др.). Отсюда и недостаточное вникание в слова оппонента, перебивание его, ответы на его вопросы, недостаточно соотносимые с ними по содержанию. В психологии это называется апопатическое поведение. Несмотря на то, что такое поведение вполне понятно, нельзя его признать полностью правильным; диспутирующий должен соблюдать эристические правила (культуру спора), как-то: не перебивать оппонента, не передергивать его слова и мысли, не отклоняться от темы диспута, не переходить на личности, не чернить оппонента, чтобы дискредитировать его в глазах слушателей, и др. Сохраняющим личные убеждения дорога не истина, а то, что они называют истиной (А. Герцен. Дилетантизм в науке). смотреть
ДИСПУТ
СУПЕРЕ́ЧКА (словесне змагання між двома або кількома особами, при якому кожна із сторін обстоює свою правоту), СПІР, СПІ́РКА, ДИСКУ́СІЯ розм., СУПЕРЕ́К. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
ДИСПУТ
Диспут (от лат. disputo рассуждаю, спорю) публичный спор на политические, научные, литературные и т. п. темы. Политическая наука: Словарь-справочник. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
ДИСПУТ
м.discussion f publique, soutenance f (d’une thèse, etc.); réunion f contradictoireвести диспут — disputer vi, discuter vtСинонимы: дебаты, дискуссия. смотреть
ДИСПУТ
(от лат. disputare — рассуждать, спорить) — коллективное публичное обсуждение актуальных научных тем или социальных проблем, так или иначе связанных с жизнедеятельностью обучаемых и их социальным опытом; один из активных методов обучения, практикуемых со взрослыми учащимися, способствует развитию логического мышления и формированию самостоятельности суждений. Диспут дает возможность применить имеющиеся знания и понимание жизни в осмыслении и разрешении конкретных практических проблем. смотреть
ДИСПУТ
(лат. disputo — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему (о прочитанной книге, просмотренном кинофильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения. Осуществляется Д. обычно под руководством ведущего. (О речевом поведении ведущего и его функциях см. дискуссия). Лит.: См. лит. к статье Дискуссия. Н. И. Махновская. смотреть
ДИСПУТ
устный ученый спор, проходящий перед аудиторией между лицами, имеющ. разные точки зрения по к.-л. вопросу, проблеме. Д. были популярны в Др. Г. смотреть
ДИСПУТ
форма воспитания, предусматривающая организацию педагогом обмен мнениями между детьми, детьми и взрослыми (педагогами, родителями), специфика которого состоит в предъявлении собеседникам подчас диаметрально противоположной точки зрения по весьма неоднозначным морально-этическим проблемам. Зрители являются и «слушателями», и в тоже время имеют право и выделенное ведущим время на высказывание собственной точки зрения по поводу происходящего. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
диспутוִיכּוּחַ ז’* * *הידיינותהתפלמסותויכוחמריבהריבטריאСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, по. смотреть
ДИСПУТ
(лат. – спорю) – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении по разрешению спорной проблемы путем публичного спора. Диспут организуется как широкое обсуждение, выслушивание разных точек зрения на заслушанный доклад, излагающий видение проблемы и ее решение. На диспуты приглашаются специалисты высшего ранга и заинтересованные лица. Диспут – одна из форм публичной экспертизы каких-либо идей. смотреть
ДИСПУТ
м. discussion f publique, soutenance f (d’une thèse, etc.); réunion f contradictoire вести диспут — disputer vi, discuter vt
ДИСПУТ
Заимств. в конце XVII в. из польск. яз., где dysput «спор» является производным от лат. disputare «спорить, рассуждать», преф. образования от putare «р. смотреть
ДИСПУТ
(2 м); мн. ди/спуты, Р. ди/спутовСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
ДИСПУТ
м.disputa f, discusión fвести диспут — disputar vt, vi, discutir vt
ДИСПУТ
tartışma* * *мmünazara; tartışmaСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика. смотреть
ДИСПУТ
мdiscussão f, debate m, disputa fСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика. смотреть
ДИСПУТ
争论 zhēnglùn, 辩论 biànlùn; (собрание) 辩论会 biànlùnhuì, 讨 论会 tǎolùnhuìСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, пе. смотреть
ДИСПУТ
Rzeczownik диспут m dysputa f rozprawy f
ДИСПУТ
мDisput m, (gelehrter) Redestreit mСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полеми. смотреть
ДИСПУТ
disputt, ordreveksel, trefningСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика, п. смотреть
ДИСПУТ
ди́спутСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика, прения, препирательство. смотреть
ДИСПУТ
см. ПолемикаСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика, прения, препират. смотреть
ДИСПУТ
диспут м Disput m 1a, (gelehrter) Rede|streit m 1aСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизи. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
ДИСПУТ
м. dibattito, discussione f, contradditorio Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика, прения, препирательство, саббатина, словопрение, спор. смотреть
ДИСПУТ
диспутdisputierenСинонимы: дебаты, дискуссия, дискутирование, диспутация, контроверза, обсуждение, перетолк, полемизирование, полемика, прения, препир. смотреть
ДИСПУТ
ДИСПУТ
ДИСПУТ
Debate, discussion, disputationпроводити диспут — to argue, to debate, to disputeучасник диспуту — disputant
ДИСПУТ
устный ученый спор, проходящий перед аудиторией между лицами, имеющ. разные точки зрения по к.-л. вопросу, проблеме. Д. были популярны в Др. Греции в 5 и 4 вв. до н.э.; проводились они гл. обр. на философские темы. смотреть
ГРУППОВАЯ, НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ
К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.
Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.
Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.
Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.
Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп) часто запрещено правилами форума.
Диспут происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы.
Дебаты – это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала, позволяет решать следующие задачи:
• обучающие, так как способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
• развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей, формируя тем самым основные общие компетентности ученика и учителя. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
• коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности.
ГРУППОВАЯ, НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ
К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.
Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.
Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.
Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.
Каждый конкретный форум имеет свою тематику — достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп) часто запрещено правилами форума.
Диспут происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы.
Дебаты – это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов, направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала, позволяет решать следующие задачи:
• обучающие, так как способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
• развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей, формируя тем самым основные общие компетентности ученика и учителя. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
• коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности.
¾ формирование познавательных профессиональных мотивов и интересов;
¾ воспитание системного мышления;
¾ передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
¾ обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
¾ воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
¾ обучение методам моделирования, в том числе социального проектирования.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников с помощью специальных методов работы.
Виды учебных деловых игр:
· тренинг отдельного навыка;
· тренинг комплекса навыков;
· демонстрация навыка;
· демонстрация типичных ошибок и др.
Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.
Характеристики: имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс.
Цель:формированиепрофессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций, моделировании соответствующего рабочего процесса.
Методика проведения.
Подготовительный этап.
Разработка сценария, плана, общего описания игры, содержание инструктажа по ролям, разработка творческих заданий, связанных с будущей профессией, технологией производственных процессов, подготовка материального обеспечения.
Ввод в игру
Постановка проблемы, цели, знакомство с правилами, регламентом, распределение ролей, формирование групп, консультации
Студенты делятся на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия и количеством ролей.
Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер выполняет функционал роли, занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Этап проведения
Групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия, защита результатов, работа экспертов
Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию, с учетом предложенной роли.
После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.
В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
Этап анализа и обобщения
Выводы из игры, анализ результатов, рефлексия, оценка и самооценка, обобщение, рекомендации.
Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп.
Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий с учетом предложенных ролей, и эффективности предложенных путей решения.
ДИСКУССИЯ
Содержание метода:
Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.
Эффективность использования образовательной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов:
¾ актуальность выбранной проблемы;
¾ сопоставление различных позиций участников дискуссии;
¾ информированность, компетентность и научная корректность диспутантов;
¾ владение преподавателем методикой дискуссионной процедуры;
¾ соблюдение правил и регламента и др.
Выделяют следующие типыдискуссий:
¾ тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой занятия;
¾ биографическая – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт (навык) участника;
¾ интеракционная – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия групп.
Вид дискуссии выбирает преподаватель (арбитр) в зависимости от задач, которые он ставит перед собой до начала занятия, возможно сочетание различных видов дискуссий. В зависимости от целей и задач занятия, возможно использование следующих видов дискуссий:
¾ ролевая (ситуационная) дискуссия,
В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:
¾ моделировать реальные жизненные (служебные) проблемы;
¾ вырабатывать умение, навык слушать и взаимодействовать с другими группами;
¾ продемонстрировать наглядно характерную для большинства проблем (ситуаций) многозначность решений;
¾ научить анализировать реальные ситуации (проблемы), отделять главное от второстепенного.
Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо одну проблему (ситуацию), инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему (ситуацию).
Цель:Обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.
Задачи:
· достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса
· формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством
· достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.
Методика проведения:
Организационный этап.
Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени.
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по теме для дискуссии.
Основной этап – проведение дискуссии.
Заслушивается ряд суждений, предлагаемых каждой малой группой. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.
В завершении дискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии.
Этап рефлексии – подведения итогов
Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной своей малой группой во время дискуссии.
Преподаватель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.
ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Обучающийся высказывает:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятии с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»;
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).
Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, обучающиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.
ИНТЕРВЬЮ
Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы:
Документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.
Цель:организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме
Задачи:
· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;
· развитие коммуникативных навыков;
· актуализация изучаемого содержания на лекции.
Методика проведения:
Подготовительный этап.
Вопросы для интервьюирования формулируются разными способами:
· при прослушивании нового содержания по теме лекции
· до лекции по ее теме, при изучении источников
Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию по заданной теме.
Основной этап – проведение интервью
Вопросы задаются разными схемами:
· преподавателю на протяжении всей лекции, тогда лекция переходит в форму лекции – консультации,
· в начале и служат для актуализации рассматриваемого нового содержания,
· с места студентами по очереди,
· в письменном виде в «записочках»
Различают «вопросы-суждение» и «ответы-суждение».
«Вопрос-суждение» задается по следующей схеме: сначала пространное рассуждение, а потом сам вопрос. Отвечающий реагирует сначала на суждение и сразу же попадает в положение оправдывающегося. Он вынужден тратить время на объяснения, а потом только кратко ответит на поставленный вопрос, что в целом выглядит крайне не убедительно. При этом задавший такой вопрос занимает позицию судьи.
«Ответы-суждения». В этом случае сначала высказывается суждение о проблеме или о том, кто задал вопрос, или о характере самого вопроса, а потом уже коротко на него отвечают. Этот прием применяется тогда, когда задан неудобный вопрос и ответ на него явно будет невыигрышным.
Этап рефлексии – подведения итогов
Предлагается заслушать экспертные суждения из аудитории по содержанию полученной информации.
Преподаватель подводит окончательные итоги, учитывая экспертные суждения, объем освещенного материала, качество задаваемых вопросов.
ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Исполнение ролей (ролевые игры). В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. В основе разыгрывания ролей всегда лежит конфликтная ситуация. Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.
Познавательно-дидактические игры не относятся к деловым играм. Они предполагают лишь включение изучаемого материала в необычный игровой контекст и иногда содержат лишь элементы ролевых игр. Такие игры могут проводиться в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, «Поле чудес», КВН и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей, (например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами).
Нооген – это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно-деятельностных играх, а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: построить занятие, где учитель молчит, построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий и т.п.).
Исходный элемент образовательной технологии – коллективное построение возможных миров и возможных научных теорий.
Предметом ноогеновских задач могут быть пространство, время, природа, история, язык, отношения между людьми (детьми и взрослыми).
КЕЙС-МЕТОД
Ситуация (фр. – положение, обстановка), совокупность обстоятельств (внутренних и внешних), содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, организации, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения). Также этот метод в литературе называется «Кейс-стади».
Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация) – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
¾ развивает аналитическое мышление;
¾ обеспечивает системный подход к решению проблемы;
¾ позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения;
¾ студентам легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией;
¾ вносит в обучение элемент загадки, тайны;
¾ разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников игры.
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.
При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.
Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.
Метод case-study был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.
Метод анализа конкретных ситуаций насчитывает около 30 модификаций, одной из которых является кейс-метод (Case study). Это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
Ситуации бывают:
· стандартная (часто повторяющаяся ситуация при одних и тех же обстоятельствах, имеющая одни и те же источники. Она может иметь как положительный, так и отрицательный характер);
· критическая (нетипичная ситуация, разрушающая первоначальные расчеты и планы, требующая радикального вмешательства);
· экстремальная (уникальная ситуация, не имеющая в прошлом аналогов, приводящая к негативным изменениям, полевые);
· ситуации-оценки (описание конкретного события и принятых мер и формулируется задача оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер);
· ситуации-иллюстрации (на конкретном примере демонстрируются закономерности или механизмы социальных процессов, позитивная и негативная деятельность личностей и коллективов, эффективность использования методов и приемов работы, значение каких-либо факторов и условий),
· кресельные, базовые и конкретные;
· классические, «живые» ситуации, разбор корреспонденции, действие по алгоритму.
Источники ситуаций: художественная и публицистическая литература, статистические данные, научные статьи, реальные события местной жизни, Интернет.
Требования кконкретной ситуации (КС):
— КС должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;
— желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;
— следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс;
— ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;
— нужно, чтобы ситуация показывала как положительные (путь к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры (причины неудач и пр.);
— КС должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой;
— ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации);
— текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;
— ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.
Вместо подготовленных текстов можно использовать аудио- или видеозаписи, газетные статьи, официальные документы или их подборки, рассказы, содержащие описания производственных ситуаций. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики.
При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы обучающиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.
Принципы построения конкретных ситуаций: проблемность, моделирование профессиональных ситуаций и их решений, коллективно-индивидуальная деятельность, диалогичность общения.
Анализ конкретной ситуации – деятельное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее для оптимального и оперативного разрешения. Этот метод может использоваться как в процессе чтения лекций (возможны три уровня), так и как самостоятельное практическое занятие (классический вариант, свободный вариант, смешанный вариант).
Цель метода анализа конкретной ситуации метода — научить студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
Стадии создания кейса:
— определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;
— формулирование целей и задач;
— определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;