Что такое научно познавательный текст
Оптимальный жанр
Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.
Художественность или информативность?
Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.
Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.
С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.
Художественно-познавательная литература
Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.
Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции
Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.
Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.
Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.
Познавательная литература и воспитание
Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста – вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.
Неизбежность художественного уклона
Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.
Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.
Научно-познавательный рассказ (определение)
Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ – это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.
Познай самого себя
Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества – все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.
Первостепенная необходимость для подрастающего поколения – проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры – всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.
Научный стиль текстов:
особенности и правила
Понятие научного стиля
Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.
Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Особенности научного стиля
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.
Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.
«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).
Открытый урок по развитию речи «Научно-популярный текст»
Выбранный для просмотра документ урок.docx
Тема урока: «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ»
1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями различия научного текста от научно-популярного;способствовать умению доказательно различать научный и научно-популярный тексты способствовать обогащению словарного запаса детей;учить составлять сообщение научно-
популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста.
2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.
3. Воспитательные: формировать интерес к изучению научно-популярной литературы.
– выявлять и уяснять признаки научно-популярного текста, проводя исследовательскую (квазиисследовательскую) работу с текстами учебника;
– осознать, что в определении научно-популярного текста сконцентрированы его основные признаки;
– составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из двух текстов, близких по проблематике.
Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД:
Предметные умения : иметь представления о научно-популярном тексте.
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о различиях научно-популярного от научного текста, формирование познавательного интереса к ним через работу с текстом.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами и сотрудничать в малой группе.
Метапредметные умения : составлять сообщения, доклады, рефераты в старших классах.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с.84–87), презентация.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
1.Организационный этап. __________
Цель: подготовить учащихся к работе.
«Я желаю тебе сегодня добра
Ты желаешь мне сегодня добра
Если будет трудно, я тебе помогу»
2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.__________
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.
-По какой части учебника работаем? Значит какой сегодня урок? ( урокразвития речи )
— Определите по содержанию, по какой теме будем работать. ( Научный текст ).
-Сегодня мы будем работать с упр. 36.
— Не читая текста, можете определить, о каких животных мы узнаем? ( О белке, лисе и волке)
— Что помогло вам?( иллюстрация).
— Чуть позже мы с вами убедимся, об этих ли животных пойдет речь, на основе НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА.
-Так с каким текстом будем работать? ( С научно-популярным )
— Скажите, какое понятие уже известно? ( научный текст )
— Вспомните, что такое научный текст? ( текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном )
-А что для вас новое? ( сочетание слов научно-популярный )
-Хотите узнать, какой текст называют Н-П? ( Да )
3. Определение темы и целей урока __________
Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.
— Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.
( Узнать,что такое научно-популярный текст, уметь различать научный и научно-популярный тексты, узнать о жизни животных зимой ).
-Какие задачи поставите перед собой?( Проверить свои знания и получить новые).
4.Этап открытия новых знаний (исследование)__________
— Для того, чтобы добиться цели урока, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Что мы будем исследовать? ( текст )
-О жизни каких животных вы узнали ?( белка, лиса, волк )
-Разделите этот текст на части. Карандашом поставьте точки.
-Сколько частей получили?( На триили четыре )
— Прочитайте этот текст по частям.
— Есть ли в тексте научная информация о жизни животных?( Да )
— Найдите их в тексте ( Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени ; Зимой волки живут стаями по 10–12 особей ; )
— А какие слова и выражения могут быть использованы в художественном тексте? ( как бы в валенках, ноги ее зябнут, волка ноги кормят ) .
— Нужно ли быть ученым и хорошо знать мир природы, чтобы написать такой текст? Почему? ( да, ведь в тексте есть научная информация )
-А талант писателя необходим? Зачем?( да, ведь в тексте просто и интересно излагаются научные сведения ).
— Обратите внимание на вопрос Маши. Прочитай вслух.
— Как вы ответите Маше? ( Текст, в котором научные сведения излагаются в интересной форме, называется НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМ).
— Сравните наш вывод и вывод Летучей мыши? ( Выводы совпадают.Мы правильно его сделали. )
РЕБЯТА, ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? СДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ!
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Цель:организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий в парах.
-Ребята, Анишит Йокоповна предложила следующее задание:
Каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит сообщения. Один ученик – о жизни белки в зимнем лесу.
-А сосед по парте составит сообщение о жизни лисы зимой. Постарайтесь, чтобы ваши сообщения были одновременно и точными, и интересными.
-То есть, какой текст будете составлять? (Н-П)
— Договоритесь между собой, о ком подготовите сообщения.
В результате этой работы два сообщения (один из учеников – о лисе, а другой – о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только нужные сведения(карандашом)
— Если будет трудно, не бойтесь обратиться за помощью к товарищу или учителю
ПРОХОЖУ, ПОМОГАЮ С ПЛАНОМ
Где зимой живет белка?
Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
Чем питается белка зимой?
(Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе, учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного
Слушаются 2- 4 ученика. (Оценивание учащимися) ПО КРИТЕРИЯМ.
При оценке ответа товарища руководствуйтесь следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов__________
-Какую цель поставили в начале урока?
( Узнать что такое научно-популярный текст, научиться различать научный и научно-популярный тексты, узнать, как живут животные в лесу зимой)
— Достигли ли мы ее? ( Да)
-Каким способом ? (работой в паре с текстом)
— Где будете применять свои знания? (писать доклады, сообщения.)
7. Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):__________
— Оцените каждый свою работу: (На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)
— Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
— Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
— Выберите красный, если вам было трудно.
— Что нужно для того, чтобы наши знания были более прочными? ( Поработать над темой еще)
8.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников__________
Дома подготовьте сообщение об одном из животных по вашему выбору.
Кто испытывает трудности – предлагаю воспользоваться планом, который я оставлю у вашего учителя и подготовить сообщение по составленному плану.
Где зимой живет белка?
Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?
Чем питается белка зимой?
Что предохраняет от холодов лису?
Мерзнут ли ноги у лисы? Почему?
Легко ли лисе добывать пищу?
Хорошо ли волки переносят сильные морозы?
Как зимой живут волки?
Легко ли находят волки пищу?
Бывают ли зимой волки сытыми?
— Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок; на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в хлопке и скажем друг другу «спасибо!»
Если мы обменяемся яблоками, у нас так и останется одно яблоко. А если мы обменяемся идеями, у нас станет две идеи.
Где зимой живет белка?
Как белка подготавливает свое жилье к зиме?
Выходит ли белка из гнезда зимой, несмотря на свою теплую шубку?