Что такое научная журналистика

Научная журналистика

Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика

Научная журналистика — область журналистики, которая используется для создания информации на научные темы. В общем виде научная журналистика рассматривается как «перевод» научного исследования с научного языка на обыденный без искажения смысла. К научной журналистике также относят медицинскую и экологическую журналистику.

Первая задача научного журналиста заключается в том, чтобы обработать очень подробную, специфическую, и часто загруженную жаргоном информацию, собранную учёными, в такую форму, что средний потребитель СМИ мог её понять и оценить, в то время как информация всё ещё передаётся точно. Научные журналисты зачастую имеют углублённую подготовку по конкретным научным дисциплинам, которые они охватывают — они были учёными и врачами, прежде чем стать журналистами — или, по крайней мере, проявили талант в описании научных тем.

В последние годы объём научных новостей быстро рос вместе с наукой, играя всё более центральную роль в жизни общества, и взаимодействие между научными кругами и средствами массовой информации усилилось. Различия между методологиями этих двух «столпов» современного общества, в частности свои собственные пути развития их реальности, приводит к некоторым трудностям. Журналистика, как правило, имеют более сильный уклон в сторону сенсационности и спекулятивных теорий, чем наука, тогда как наука уделяет больше внимания фактам и эмпирическим оценкам.

Правила научной журналистики были изложены Ломоносовым в сочинении «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

Связь научного знания посредством средств массовой информации требует особых отношений между миром науки и средств массовой информации, который пока ещё только начинает формироваться. С появлением Интернета появились новые формы научной журналистики: агентства научных новостей и научные блоги.

Научная журналистика существует как учебная дисциплина. Её преподают на факультетах журналистики, массовой коммуникации и естественнонаучных факультетах. Получить образование в области научной журналистики можно в США и некоторых других западных странах. В Европе преподавание научной журналистики осуществляется на уровне спецкурсов в рамках естественнонаучных факультетов. Единственная программа, после которой присваивают степень бакалавра по научной журналистике, утверждена в Университете Дортмунда (англ.) в Германии. В России существуют места, где обучают научной журналистике, например, школа-студия при журнале «Химия и жизнь», спецкурс на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, курс на Биологическом факультете МГУ, а также в НГУ (Новосибирск) в рамках курса «Журналистское мастерство: научная журналистика».

Источник

Научная журналистика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности научной журналистики

Важная задача научного журналиста заключается в том, чтобы грамотно обработать полученную информацию, не упустив при этом важные данные: цифры, определения, названии, имена и фамилии. Научные журналисты довольно часто имеют профессиональную научную подготовку, так им проще ориентироваться в пространстве науки, медицины и экологии.

Стоит отметить, что в последние годы увеличилось количество научных тем, которые публикуются в печатных средствах массовой информации. Наука начинает играть центральную роль в обществе, а также во взаимодействии средств массовой информации с научными кругами. Порой возникают трудности, ведь сама журналистика имеет сенсационный и нередко спекулятивный характер, а для научной журналистики это не только не свойственно, но и не допустимо.

Правила научной журналистики впервые были изложены Ломоносовым в его сочинении под названием «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддерживания свободы философии».

Современная связь научного знания при помощи различных вариантов средств массовой информации требует некоторые особые отношения с миром науки и изданиями. К сожалению, они только начинают формироваться и неизвестно к чему это приведет. С появлением медиа – пространства (Интернет) зарождаются и новые формы научной журналистики, например, научные блоги и агентства научных новостей.

Научная журналистика как отдельная дисциплина

Научная журналистика существует как отдельная и весьма серьезная дисциплина в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения журналистской квалификации.

Получить профильное образование в сфере научной журналистики можно в западных странах и в США. В Европе преподавание дисциплин по научной журналистике отведено специальным курсам в рамках естественнонаучных факультетов. Сегодня существует только одна программа, после которой выпускник получает статус бакалавра, существует в Университете Дортмунда, расположенного в Германии.

Готовые работы на аналогичную тему

В России также существуют места, где можно пройти обучение и стать научным журналистом:

Научная журналистика в России

Профессионализация научной журналистики на территории России своими корнями уходит в советский проект Просвещение. Именно тогда свою популярность получила эта журналистика. Содействовали в этом такие периодические издания, как:

Тем не менее, сам статус научного журналиста обрастал массой проблем. Нередко данной темой хотели заниматься исключительно ученые, но, не имея профессионального образования, они не могли написать понятную для общества статью. В результате возрастал потребительский спрос на типовые издания, но полученные статьи были не понятны в виду большого количества научных жаргонов.

В конце 1980 – х годов при редакциях научных периодических изданий появляются специальные подготовительные курсы, которые способствовали просвещению в мир научной журналистики.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22 12 2016

Источник

Для чего нужна научная журналистика и где можно учиться

Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика

При всем очевидном сходстве журналистики вообще и научной журналистики, есть и большая разница. Во-первых, наука, в отличие от политики и экономики, может опираться на аксиомы. Мироздание — например, двойная спираль ДНК, E=mc 2 и лингвистические универсалии — существует и действует независимо от персональных и идеологических предпочтений начальства. Поэтому научный журналист имеет дополнительную степень свободы. Во-вторых, радость познания не сравнить ни с чем. В наши дни и то, и другое ощущается особенно сильно.

В начале 2000-х я делала первые шаги в журналистике. Как-то один знакомый спросил, кем я работаю. «Журналистом», — не без гордости ответила я. «А, понятно. Хочешь стать пресс-секретарем президента?», — протянул насмешливо мой собеседник. Такая реакция меня обескуражила, поэтому в следующий раз, когда кто-то снова спросил меня о профессии, я сказала, что работаю научным журналистом. «Понятно. Не удалось стать пресс-секретарем президента», — снова ответом мне была насмешка. Стать пресс-секретарем президента или хотя бы видного чиновника считалось одним из вариантов большого карьерного успеха.

Ирония, однако, заключалась в том, что как раз научных журналистов это не касалось, они работали с совершенно иной мотивацией — поделиться с миром потрясающими успехами, которые случались в науке чуть не ежедневно. В научную журналистику шли все, кто угодно, только не выпускники журфаков. В научных отделах СМИ работали физики и химики, нередко с дипломами кандидатов наук, инженеры, врачи, экономисты, историки, филологи, педагоги. Собственно, так жили все новые — без советского прошлого — российские СМИ, начиная с Коммерсанта, куда не брали выпускников журфака. Так жили и вообще многие новые бизнесы, избегавшие сотрудников с «советской закалкой».

В то время этот подход себя оправдывал. Последовал период упадка научной журналистики, тиражи великих научно-популярных журналов катастрофически упали, пока, наконец, в середине 2010 годов не наметился постепенный рост интереса к науке. И теперь сложилась парадоксальная ситуация — одной из самых бурно развивающихся и перспективных профессией в масс-медиа занимаются люди без специального журналистского образования. Неудивительно, что они порой ощущают себя внутри журналистского сообщества белыми воронами и, одновременно, обладателями некоего сакрального знания.

В работе научных журналистов действительно много особенного. У них есть свое особое поле работы — наука, на которое мало кто из обычных журналистов заходит. Наука — слишком сложная общественная сфера, слишком динамичная. Чтобы с ней работать в СМИ, нужно знать основы как минимум одной из классических наук, разбираться в новейших научных теориях, проблемах, знать, что перспективно, а что устарело. У научных журналистов есть свои источники новостей, спикеры, герои и антигерои, свои темы и сюжеты.

Внутри нашего журналистского сообщества сложилось нечто вроде экспертизы идей и мнений, образовался обширный круг экспертов из науки. У них есть профессиональные конкурсы, где можно получить признание, возможность поехать на стажировку за рубеж или грант на поездку на международную встречу. Есть свои формальные и неформальные профессиональные объединения. В общем, есть все, кроме системы подготовки кадров, с помощью которой это «сакральное» знание можно было бы передать следующему поколению. Да этой системы не существовало и в советское время. Тогда только в одном месте приобщали к научной журналистике — в школе-студии при журнале «Химия и жизнь». Школа представляла собой одно- или двухгодичный курс, собираемый далеко не каждый год, куда приглашали людей исключительно с естественнонаучным образованием. Там учили «для себя», чтобы взять в редакцию лучших выпускников.

В прошлые годы спецкурсы по научной журналистике на журфаке МГУ читали журналист Елена Кокурина (автор недавно увидевших свет книг «Код Бехтеревой» и «Мегагрант») и космонавт Юрий Батурин, последний директор ИИЕТ РАН. Кто-то из журналистов время от времени вел спецкурсы в разных столичных вузах. Я и мои коллеги на протяжении многих лет проводим краткосрочные семинары и тренинги по заказам пресс-служб вузов или организаторов научных фестивалей. Там и сям на разных площадках можно послушать лекции по научной журналистике.

Встречались и более серьезные инициативы — например, летняя школа научной журналистики, которую организовал в рамках большого образовательного проекта Григорий Тарасевич, ныне главный редактор журнала «Кот Шредингера». Одно время своя школа работала при Политехническом музее. Несколько раз в Москве проходили большие школы научной журналистики длительностью по два-три месяца, охватывающие многие аспекты профессии. К примеру, в 2009 году такую школу организовал strf.ru совместно с биофаком МГУ. Но в целом эти образовательные инициативы развивались довольно стихийно. Систематического образования по научной журналистике они не давали.

В 2013 году Минобрнауки решило формализовать образовательную деятельность в сфере научной журналистики и предложило открыть в МГИМО магистратуру по научной журналистике, а следом — и на журфаке МГУ. Это стало целым событием в профессиональной среде. Припоминаю, что по горячим следам попытки выяснить содержание магистерского курса МГУ и состав преподавателей не увенчались успехом. С тех пор я ничего не слышала о том выпуске на журфаке — в отличие от выпускников магистратуры МГИМО, которые ко мне обращались с вопросами при подготовке дипломных работ. Пару раз кто-то из них объявился в Facebook с просьбами поделиться информацией или контактами.

В этом году в МАМИ предприняли попытку подготовить бакалавров по научной коммуникациям — смежной с научной журналистикой специальности, предназначенной для сотрудников пресс-служб, т.е. тех людей, которые должны обеспечивать журналистов возможностями получать информацию. Портал Научная Россия подробно рассказывал об этом проекте в статье «Научные коммуникации: «переводы с академического на русский».

В конце концов, научные журналисты созрели для того, чтобы предлагать образовательные услуги за плату. Год назад школу научной журналистики объявила у себя ВШЭ. Очередной трехмесячный курс должен был начаться в октябре 2015 года (но не начался из-за организационных трудностей). Оплата составляла около 40 тысяч рублей за обучение. Курс по научным коммуникациям, организованный в ИТМО (Санкт-Петербург) в ноябре этого года, обошелся слушателям в 15 тысяч рублей.

Успешно стартовала в Москве весной этого года школа научной журналистики, организованная журналистом «Русского репортера» Ольгой Андреевой. Поскольку я принимала участие в ней как преподаватель, то могу подробнее рассказать о ней. На курс записались 25 человек, среди которых были самые разные люди — астрономы и философы, программисты и дизайнеры, движимые самыми разными причинами изучать научную журналистику. Кто-то хотел расширить свой кругозор, кто-то — создать свой познавательный проект. Один из участников работал в пресс-службе вуза и делал материалы для сайта, другой хотел научиться лучше — с точки зрения языка — писать научные статьи.

В итоге все фактически получили вторую профессию, а в процессе обучения написали около двух десятков статей. С 17 января 2016 года та же команда запускает новый, расширенный, курс, который продлится пять месяцев, стоимость всего обучения составит 40 тысяч рублей.

Как пояснила мне основатель проекта Ольга Андреева, выпускник школы научится увлекательно рассказывать о науке для широкой аудитории. Она образно сравнила научных журналистов с проводниками, которые берут людей за руку и ведут в заповедник, где делается наука. Без таких проводников в обществе очень сложно узнать, что происходит сегодня в науке. Нужно, чтобы кто-то рассказывал простым понятным языком о научных открытиях, писал прекрасные книги, как например, классические «Занимательная физика» Якова Перельмана или «Охотники за микробами» Поля де Крайфа (де Крюи). «Уровень развития научно-популярной области напрямую связан с интеллектуальным потенциалом страны, — говорит Ольга. — Страна жива, если уровень любопытства к науке в обществе высок».

Научная журналистика и научная популяризация воспитывают в людях логическое мышление, строгое обращение с фактами и просто здравый смысл. Те, кто овладевают навыками научной журналистики и научной популяризации, не только учатся писать и выстраивать тексты, понимать, как работает СМИ и т.п, они еще и получают инструменты, востребованные на любой должности, связанной с умственным трудом —способность выстраивать причинно-следственные связи, отделять важное от неважного, искать информацию, и, что не менее важно, делать все это быстро. Иными словами, понимать, «как это работает» — что критически важно для успеха, особенно в наши трудные времена.

Источник

Научная журналистика как сфера журналистской деятельности

Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика

Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика

Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика

Для журналиста, пишущего о науке для массового читателя, идеальной является ситуация, когда из всего огромного потока научных результатов (сотни оригинальных статей в день!) кто-то, кто хорошо разбирается в отдельных областях, уже отобрал наиболее интересное (и достоверное!) и более-менее доступно объяснил, в чем суть, и почему именно эта работа важна. Например, очень удобно работать с пресс-релизами. За достоверность представленных в них данных отвечает соответствующий университет, институт, обсерватория или лаборатория. Количество информации, как правило, существенно превосходит необходимое для популярного сообщения, но самые «тяжелые» термины, формулы и т.п. уже объяснены. Все было бы прекрасно, но по ряду причин далеко не все интересные работы попадают в пресс-релизы. Кроме того, пресс-релизы составляются не вполне незаинтересованными людьми (каждому институту важно представить свои работы в наиболее выгодном свете). Таким образом, необходимы независимые профессиональные источники информации, в которых оперативно на основе охвата как можно более широкого потока публикаций, популярно рассказывается о самых современных достижениях науки со ссылками на оригинальные источники и обзоры, которые могут помочь неподготовленному читателю.

Что такое научная журналистика. Смотреть фото Что такое научная журналистика. Смотреть картинку Что такое научная журналистика. Картинка про Что такое научная журналистика. Фото Что такое научная журналистика

В англоязычном мире эта проблема решена благодаря существованию журналов и новостных сайтов разного уровня популяризации. Возможно, только специалист сможет разобраться в статье из «Phys. Rev. D.»Но в статье из «Physics World»или «CERN Courier»разберется практически каждый физик, чем бы он ни занимался. «Scientific American»доступен уже любому человеку с высшим образованием, интересующемуся новостями науки. Ну и далее мы имеем наиболее популярные и доступные материалы. У нас в России такой цепочки, в общем-то, нет. Точнее ситуация с широтой охвата материалов и их количеством, а также с тиражами и оперативностью соответствующих изданий такова, что по сути система не работает.

Крайне важно иметь как можно более полный набор изданий, рассказывающих о науке на все более и более популярном уровне. Иначе, мы получаем популярные материалы, изобилующие грубыми ошибками, крайне непрофессиональной терминологией, да и просто неверным изложением сути открытия.

С учетом многоступенчатости процесса популяризации также происходит следующее. На каждом этапе мы имеем не только упрощение материала, неразделимо связанное во многих случаях (в первую очередь, если речь идет о теоретических результатах) с потерей существенных деталей. Происходит еще и отбор материала. Причем одним из вопросов, на которые отвечает отбирающий, является и такой: «в чем я могу детально разобраться и рассказать популярно?» Это приводит к тому, что кое-что не доходит до массового читателя просто из-за недостаточной подготовки популяризаторов.

Для решения первой проблемы представляется необходимым создание у нас оригинального (не переводного) мультидисциплинарного научно-популярного журнала высокого уровня (имеется в виду изложение, рассчитанное на достаточно подготовленного читателя). Кроме того, хотелось бы видеть и более специальные популярные журналы, рассчитанные уже на ученых и преподавателей соответствующих специальностей (например, В.Л. Гинзбург неоднократно отмечал необходимость такого журнала для физиков). Во многом отсутствие таких изданий объясняется финансовыми проблемами. Тем не менее, они крайне необходимы.

Вторая проблема носит более фундаментальный характер. Важнейшим элементом повышения научной культуры является возможность обращения к более высокому уровню изложения вплоть до оригинальных работ. Благодаря открытости многих научных ресурсов это не является такой уж большой проблемой, особенно в Интернете. Также важно не создавать впечатления, что неизбежно упрощенное популярное изложение содержит истину в последней инстанции. Это необходимый элемент хорошей популяризации, который часто упускают сознательно или несознательно.

Источник

Научная журналистика

Первая задача научного журналиста заключается в том, чтобы обработать очень подробную, специфическую, и часто загруженную жаргоном информацию, собранную учёными, в такую форму, что средний потребитель СМИ мог её понять и оценить, в то время как информация всё ещё передаётся точно. Научные журналисты зачастую имеют углублённую подготовку по конкретным научным дисциплинам, которые они охватывают — они были учёными и врачами, прежде чем стать журналистами — или, по крайней мере, проявили талант в описании научных тем.

В последние годы объём научных новостей быстро рос вместе с наукой, играя всё более центральную роль в жизни общества, и взаимодействие между научными кругами и средствами массовой информации усилилось. Различия между методологиями этих двух «столпов» современного общества, в частности свои собственные пути развития их реальности, приводит к некоторым трудностям. Журналистика, как правило, имеют более сильный уклон в сторону сенсационности и спекулятивных теорий, чем наука, тогда как наука уделяет больше внимания фактам и эмпирическим оценкам.

Правила научной журналистики были изложены Ломоносовым в сочинении «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

Связь научного знания посредством средств массовой информации требует особых отношений между миром науки и средств массовой информации, который пока ещё только начинает формироваться. С появлением Интернета появились новые формы научной журналистики: агентства научных новостей и научные блоги.

Научная журналистика существует как учебная дисциплина. Её преподают на факультетах журналистики, массовой коммуникации и естественнонаучных факультетах. Получить образование в области научной журналистики можно в США и некоторых других западных странах. В Европе преподавание научной журналистики осуществляется на уровне спецкурсов в рамках естественнонаучных факультетов. Единственная программа, после которой присваивают степень бакалавра по научной журналистике, утверждена в Университете Дортмунда в Германии. В России существуют места, где обучают научной журналистике, например, школа-студия при журнале «Химия и жизнь», спецкурс на факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, курс на Биологическом факультете МГУ, а также в НГУ (Новосибирск) в рамках курса «Журналистское мастерство: научная журналистика».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *