Что такое научная рациональность

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ» в других словарях:

Научная рациональность — один из типов рациональности как таковой. Рациональность (от лат. ratio разум) понятие, характеризующее формы активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности,… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — это совокупность правил, норм, образцов научно познавательной деятельности, обеспечивающих научную истинность результата познания. Основные требования научной рациональности: 1) ориентация на объективность, устранение из содержания знаний… … Философия науки и техники: тематический словарь

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. ratio разум) разумность, характеристика знания с т.зр. его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума. Поскольку совокупность таких принципов не является вполне ясной и не имеет отчетливой границы, понятию «Р.» свойственны и… … Философская энциклопедия

научная исследовательская программа — «НАУЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА» центральное понятие философско методологической концепции И. Лакатоса, которую он называл «утонченным фальсификационизмом», приближающим попперовскую концепцию научной рациональности к реальной… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

рациональность — РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. ratio разум) термин, обозначающий одну из ключевых тем философии, фундаментальную проблему, решение которой определяется общим содержанием той или иной философско методологической концепции. Проблема состоит в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. ratio разум) понятие с многозначным содержанием, зависящим от включенности в ту или иную философскую или социологическую концепцию. В классической философии это понятие по существу не тематизировалось и отождествлялось с общими понятиями … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

научная фантастика — один из видов фантастики, рассказывающий о воображаемом прошлом или будущем человечества (или обитателей других планет), уделяя особое внимание техническим достижениям, научным открытиям, возможностям, которых лишён современный человек. Конфликты … Литературная энциклопедия

коммуникативная рациональность — КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. communicare делать общим, связывать, общаться; и rationalis разумный) одно из центральных понятий теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса; теоретическая конструкция, ставящая своей целью… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — ’ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ’ (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато… … История Философии: Энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехода отечественной философии науки от обсуждения… … История Философии: Энциклопедия

Источник

Понятие научной рациональности

Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность

Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность

Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность

Проблема критериев периодизации науки.

Этапы развития науки, приводящие к качественно новым ее состояниям, выделяются на разных основаниях.

На основе культурно-исторического подхода к исследованию науки, который делает акцент на изучении науки как органической части культуры, выделяются следующие культурно-исторические типы науки:

1) древняя пранаука (Вавилон, Шумеры, Древний Египет (ей присущи такие черты, как: непосредственная связь с практикой, рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый и догматический характер знания);

2) античная наука (VI в. до н.э. – III в. н.э.) (характеризуется созерцательностью, установкой на внутреннюю самодостаточность, логической независимостью от практики, логической доказательностью знания, системностью, методологической рефлексивностью, демократизмом, открытостью критике);

3) средневековая европейская наука (VI – XVв.в.) (ей свойственны теологизм, телеологизм, герменевтика, схоластика, догматизм)

4) классическая (XVII – XIX в.в.)

5) неклассическая (начало XX в.– 70-е годы XX в.)

Характерные черты трех последних этапов развития науки мы рассмотрим более подробно.

Академик Степин В.С. три первых перечисленных периода развития научного знания относит к этапу преднауки, наука же в собственном смысле слова возникает лишь в ХVI – XVII в.в. в связи с отделением наук о природе (вначале физики, затем химии, геологии, биологии и т.д.) от философии [20, с.54]. В период преднауки единственной формой теоретического знания была философия. Переход от преднауки к науке сначала осуществился в математике, затем в естественных науках и, наконец, в технических и социально-гуманитарных науках. Развитой науке свойственно теоретическое исследование, основанное на относительно самостоятельном оперировании идеализированными объектами и способное открывать новые предметные обрасти до того, как они начинают осваиваться практикой.

Рассмотрим этапы развития собственно науки. Они выделяются В.С. Степиным согласно типам научной рациональности. Что такое рациональность?

Действие называется рациональным, если оно эффективно и с наименьшей тратой сил достигает своей цели. По аналогии можно сказать, что те научные действия являются рациональными, которые позволяют наиболее кратким путем приблизиться к истине. В основе научной рациональности лежат представления об обязательных процедурах познавательной деятельности, которые обеспечивают постижение истины.

Рациональность в самом общем смысле – способность познавать мир согласно общим принципам, открываемым мышлением, в основе рациональности лежит убеждение в том, что мир познаваем в своей сути именно посредством мышления. Для рационального познания характерно «наличие концептуального аппарата, моделирование реальности в системе понятийных конструкций науки, надстраивающихся над обыденными представлениями о мире. Обеспечивая проникновение человеческой мысли в слои реальности, недоступные неспециализированному обыденному сознанию, рациональное сознание в то же время создает особый мир идеальных конструкций, «теоретический мир»… [25,8].

Научная рациональность – некий эталон научности знания, некая система норм и оснований, позволяющих оценить ту или иную деятельность как научную или ненанучную. Научная рациональность характеризуется стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности знания. По сути дела, критерии научности знания, являются также и критериями научной рациональности.

История науки показывает, что эталоны рациональности могут меняться, и то, что сегодня признается иррациональным, на следующем этапе развития знания может быть признано сначала не классически рациональным, лишь частично соответствующим идеалу научности, а затем и рациональным.

«В эпохи глобальных научных революций, когда перестраиваются все компоненты оснований науки, происходит изменение типа научной рациональности. Можно выделить три их основных исторических типа: классическую, неклассическую и постнеклассическую. Классическая наука полагает, что условием получения истинных знаний об объекте является элиминация при теоретическом описании и объяснении всего, что относится к субъекту, его целям и ценностям, средствам и операциям его деятельности. Неклассическая наука (ее образец – квантово-релятивисткая физика) учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в которой обнаруживается и познается объект. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами» [20, с.712-713]. В основе различения типов научной рациональности, как видим, лежит различие в понимании отношения субъекта и объекта познания, разная мера осознания того, как свойства самого субъекта отражаются на его знаниях об объекте. Само понятие «субъект познания» отнюдь не однозначно, как уже отмечалось. В любом случае субъект научного познания (отдельный исследователь, группа ученых, сообщество ученых) является частью социума, разделяет общее мировоззрение своей эпохи, его сознание формируется под влиянием множества социокультурных факторов. Современная философия науки делает предметом рассмотрения, как культурное и историческое содержание входит в состав научных теорий.

Что такое научная рациональность. Смотреть фото Что такое научная рациональность. Смотреть картинку Что такое научная рациональность. Картинка про Что такое научная рациональность. Фото Что такое научная рациональность

Несколько иная типология основных стадий развития науки разрабатывается, исходя из хронологии научных революций, так как каждая глобальная научная революция дает начало новому этапу развития науки.

Источник

Научная рациональность и её основные типы

История происхождения понятия «рациональность» восходит к философскому движению, основанному мыслителем Нового времени Рене Декартом в XVII веке. Рациональными определялись действия, основанные на разуме и логике. Главным критерием рационализма считалось достижение цели с наименьшей тратой сил.

Научная рациональность — это система правил, знаний и норм, позволяющих определить степень научности той или иной деятельности, а также обеспечить истинность результатов познания.

Качественный скачок в становлении научной рациональности произошел в конце XIX — начале XX вв. в период расцвета научной революции. Рациональность в науке подразумевает точность, доказательность и объективность знания. Недостаточно просто что-то сообщить, необходимо логически обосновать теорию и привести доказательства. Именно поэтому развитие рациональности в первую очередь связано с возникновением квантовой физики, теории относительности и математической логики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Как правило, наука придерживается определенных рациональных идеалов и эталонов, которые могут меняться с развитием знания. Например, то, что когда-то считалось нелогичным и иррациональным, сегодня может признаваться соответствующим научным эталонам.

Однако постоянные условия, которые составляют основу научной рациональности, актуальны независимо от эпохи. К ним относятся:

У каждого из перечисленных требований свои особенности в зависимости от научной дисциплины. Традиционно различают 3 разновидности научного идеала:

Исторические типы рациональности

Современная философия науки классифицирует рациональность по историческому признаку, исходя из хронологии научных революций. Каждый этап предваряет глобальный скачок научного прогресса, в результате чего формируется специфика научной деятельности и пересматриваются эталоны рациональности.
Наиболее классическим считается разделение научной рациональности на 3 типа:

Классический тип научной рациональности

Становление классической рациональности связано с научной революцией XVII века, которая ознаменовала активное развитие естествознания.

Основоположником методологии был философ Нового времени Рене Декарт, который считал, что только с помощью разума можно познать тайны природы и бытия. На этом этапе наука стремилась к целостности и достижению абсолютной истины. Помимо веры в силу разума, ученые того времени выступали за свободу, справедливость, прогресс, равноправие и другие человеческие ценности, значение которых резко возросло на фоне научных открытий.

Идеал познания заключался в создании мысленной конструкции исследуемого объекта, которая была бы универсальна для всех. В качестве примера ученые ориентировались на строение часового механизма, работающего по законам механики. В классическом представлении о научной рациональности субъект имел второстепенное значение, а на первый план выдвигался объект познания.

Классической рациональности свойственные следующие черты:

Основы естествознания заложили Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон, которые сформулировали законы механики.

Неклассический тип научной рациональности

В этот период развития ученые исключили существование абсолютной истины и универсального научного метода. Взамен поисков «абсолюта» пришло утверждение о единстве этапов развития науки. Отдельные направления все еще были самостоятельны, но каждое из них участвовало в формировании общей картины мира, которая приобрела динамический характер. Неклассические представления о рациональности допускают многообразие теорий и методов, предполагающих различные варианты решения.

Развитие неклассической рациональности связано с открытиями в физике, космологии и с появлением кибернетики в XIX веке. Классическое естествознание вышло на новую стадию с открытием общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Также большой вклад в науку внесли Макс Планк, Эрнест Резерфорд и Луи де Бройль.

Научной рациональности неоклассического типа присущи:

На место идеала об универсальном механизме в качестве эталона приходит плюрализм, допускающий истинность различных теорий в описании одной проблемы.

Постнеклассический тип научной рациональности

Возник в конце XX века на фоне радикальных изменений в науке, которые отразились в новой глобальной революции. Трансформации связаны с техническим прогрессом и компьютеризацией знания, что привело к формированию новых междисциплинарных исследований и комплексных методов. Постнеклассический тип включает проблему человека, в результате чего рождаются антропологические и моральные вопросы. Ученые в процессе научных разработок и исследований учитывают ценность человека и природы, вопросы этичности и степень влияния научных открытий на окружающий мир и общество.

Характеристики постнеклассического типа:

Идеалом постнеклассического типа становятся идеи историзма и эволюционизма. В естествознании особенное значение придается науке о Земле, биологии и астрономии.

Все 3 типа научной рациональности дополняют друг друга, на каждом этапе развития исключая устаревшие положения и привнося новые установки и идеалы.

Источник

Научная рациональность и ее исторические типы

Вопросы

1. Понятия научной рациональности и ее идеал.

2. Классический тип научной рациональности.

3. Неклассический тип научной рациональности.

4. Постнеклассический тип научной рациональности и современная наука.

Лекция

1. Рациональность (лат. ratio – разум, т.е. разумность, рассудительность) в самом общем плане – это характеристика объективной и субъективной действительности с позиции разума, интеллекта. В познавательном или гносеологическом плане – это характеристика познания и знания с точки зрения его соответствия общим принципам мышления, разума. В плане практическом – это целенаправленные, «программные» действия человека, совпадающие с принципами (нормами, стандартами) разума, а также с утвердившимися в обществе общезначимыми нормами и ценностями.

Главным критерием рациональности является достижение цели: если цель достигнута, значит, эта деятельность – рациональна.

Рациональность также понимается как присущая человеку-субъекту способность организации деятельности. Так, по Максу Веберу, рациональность – это точный расчет адекватных средств для данной цели, по Людвигу Витгенштейну – наилучшая адаптированность к обстоятельствам, по Стивену Тулмину – логическая обоснованность правил деятельности.

Научная рациональность – это совокупность правил, образцов, норм научно-познавательной деятельности, обеспечивающих научную адекватность и истинность результата познания. Согласно ей, в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые – рациональные основания, по которым положение можно считать истинным.

Основные требования научной рациональности – это: 1) ориентация на объективность, устранение из содержания знаний, насколько это возможно, субъективного, – эмоционального (например), моментов; 2) системность, придающая знанию выводной характер; 3) универсальность и независимость формулируемых наукой положений от конкретных обстоятельств; 4) доказательность, обоснованность любых выдвигаемых положений; 5) языковая определенность, четкость и однозначность терминологии; 6) методологическая определенность – использование тех методов, приборов и других средств познания, которые считаются адекватными данной научной дисциплине; 7) организованный критицизм как стремление к проверке и установлению границ истинности любых выдвигаемых положений.

Конкретизация этих требований научной рациональности зависит от особенностей научных дисциплин. В связи с этим принято различать: а) математический идеал научной рациональности с ориентацией на совершенство вывода из исходных постулатов; б) естественнонаучный идеал научной рациональности с акцентом на экспериментальной проверке выдвигаемых положений; в) социально-гуманитарный идеал научной рациональности, допускающий возможность соотнесения результатов познания с фундаментальными, общезначимыми для общества ценностями.

Рациональность ответственна за специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мышлении. Это способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир понятийно. Научной рациональности нужны знания, пригодные для практического использования, следовательно, она признает те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально или потенциально сопряжены с практической значимостью для человеческой жизнедеятельности.

С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами.

С другой стороны, научная рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка научного познания.

2. В историческом плане, соответствующем развитию науки, выделяют: 1) классический идеал научной рациональности,ориентирующий на строго однозначное описание свойств объекта безотносительно к используемым познавательным средствам, характерный для классической науки (XVII-XIX вв.); 2) неклассический идеал,опирающийся на вероятностное видение мира и требующий учета роли прибора в формировании изучаемых свойств объекта (XX век, его первая половина); 3) пост-неклассический (современный), учитывающий роль ценностей и целей субъекта в организации его взаимодействия с изучаемым объектом/предметом (например, в процессе математического моделирования – компьютерного эксперимента).

Три стадии исторического развития науки как естествознания, каждая из которых начинается с глобальной научной революции, можно охарактеризовать с позиции/точки зрения научной рациональности.

1) Классическая рациональность (соответствующая классической науке в до-дисциплинарном и дисциплинарно организованном состояниях). Концентрирует внимание исключительно на объекте познания. Стремление при теоретическом объяснении и описании объекта исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения подлинного научного знания. Используется рефлексия – когда наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для данного типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковой, универсальной для всех, например часовой механизм, функционирующий в соответствии с законами механики.

Классическое представление о рациональности связано с идеалом научной объективности знания. В нем провозглашалась необходимость процедуры элиминирования субъективных качеств человека, всего того, что не относится к объекту, того, что считалось помехой научному познанию. Классический идеал чистого разума не желал иметь ничего общего с реальным человеком-субъектом, носителем разума. В модели классической рациональности место реального человека, мыслящего, чувствующего, занимал абстрактный субъект познания, носитель «чистого разума» (И.Кант).

Классический тип научно рациональности был связан с научной революцией XVII века, ознаменовавшей становление классического естествознания. И.Кеплер, Г.Галилей и И.Ньютон сформулировали законы механики (закон всемирного тяготения, закон орбитального движения планет и закон свободного падения всех земных тел, которые составили единую механику для всех небесных и земных тел), и перешли к экспериментальному изучению природы, заложили основы классического естествознания и, соответственно – классической рациональности. Законы механики базировались на отвлечении от качественных изменений тел и концентрировались на описании их движения, что позволяло свести изучение механических процессов к их точному математическому описанию.

Идеалом познавательной деятельности в классической рациональности считалось построение абсолютной, истинной картины природы. Имела место ориентация на поиск очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» онтологических принципов, на основании которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие факты. Доминировало механистическое понимание природы. Объяснение, по существу, было поиском механических причин и субстанций (носителей сил, которые определяют наблюдаемые явления/факты), редуцирующим знание к фундаментальным представлениям, принципам и законам механики (так называемой «ньютоновской механики»).

В соответствии с этими принципами и установками строилась механистическая картина природы, которая одновременно являлась общенаучной картиной мира. Для нее характерно представление о Вселенной как механизме (механицизм), и вытекающий из этого жесткий детерминизм (в мире заданными являются как начальное состояние, так и все происходящие в нем процессы). Допущение, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами составляющих его частей, что вещь это относительно устойчивое целое, а процесс есть перемещение тел в пространстве с течением времени. Идея симметрии процессов во времени и субстанциональное понимание пространства и времени. Сочетание методов количественного описания, логических методов (анализ, синтез, сравнение), экспериментальных методов и использование математических абстракций.

2) Неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций познавательной деятельности субъекта; выявление этих связей считается необходимым условием научного описания и объяснения мира. Связи между внутринаучными и общезначимыми ценностями и целями не служат предметом научного осмысления, хотя опосредованно определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире. Этот тип научной рациональности возникает в первой половине XX века (после Эйнштейновской научной революции). Здесь происходит объединение средств и объекта познания. Невозможно отделить познавательные средства от самого объекта познания. Так, для познания объекта квантовой механики, согласно корпускулярной теории волнового дуализма, нужно рассмотреть этот объект как волну и как частицу. Познание микрообъектов требует их взаимодействия с научными приборами (макрообъектами), при котором происходит кардинальное изменение свойств объектов: на одном виде приборов они будут одними, а на другом – другими.

Идеал объекта познания в классическом типе рациональности в принципе практически не осуществим. Поэтому познание (неклассическая рациональность) стало: релятивистским (относительным), вероятностным.

В неклассической рациональности происходит отказ от прямолинейного онтологизма. На место идеалу единственно истинной теории, как бы «фотографирующей» исследуемые объекты, приходят идеалы плюрализма, допускающего истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, и дополнительности. Принимаются такие типы объяснения и описания, которые содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Пример такого подхода – идеалы и нормы объяснения и описания знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике; в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей наблюдения, которые взаимодействуют с объектом.

Важным условием в деле достижения истины согласно неклассической рациональности становится не исключение всех действий, сопутствующих исследованию, а уточнение их роли и влияния, учет соотношения природы объекта со средствами и методами его исследования. Данный тип рациональности учитывает динамическое отношение человека к реальности, в котором большое значение приобретает его активность. Субъект пребывает в проблемных ситуациях и подвержен необходимости самоопределения и саморазвития при взаимодействии с внешним миром. И если в классической рациональности речь идет о предметности бытия, то в неклассической – о процессе становления и развития, это – процессуальная картина мира.

По новому интерпретируется принцип причинности, в него включаются понятия «случайность» и «вероятностная причинность». Новым содержанием наполняются понятия «вещь», «процесс», так как изучаемый объект уже не определяется как относительно устойчивая, тождественная себе самой вещь, а представляется процессом, характеризующимся устойчивыми состояниями и изменчивыми характеристиками. Утверждается релятивистское понимание пространства и времени. Происходит интеграция картин реальности и развитие общенаучной картины мира на базе распространившегося представления о природе как сложной, многомерной, динамической системе.

Неклассическая рациональность связана со следующими открытиями в естествознании: в физике – открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории, в космологии – концепция нестационарной Вселенной, в химии – квантовой химии, в биологии – становление генетики. Все эти открытия составили основу новой глобальной научной революции, которая привела к переходу на следующий уровень и исторический этап развития науки (неклассическое естествознание) и изменению стиля мышления ученых в первой четверти ХХ века.

3) Постнеклассическая научная рациональность (соответствующая постнеклассической, современной науке) возникает в последней четверти XX века. В это время произошли радикальные изменения в основаниях науки, которые характеризуются как новая глобальная научная революция, в ходе которой формируется постнеклассическая наука. Изменение характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знания (компьютеризацией науки) приводит к распространению междисциплинарных исследований и проблемно-ориентированных форм исследования. Реализация комплексных исследовательских программ приводит к сращиванию в единую систему деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Все это приводит к усилению процессов взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках.

Постнеклассическая научная рациональность стремится обеспечить исследование сложных, исторически развивающихся систем объектов, характеризующихся открытостью и саморазвитием. Идеи историзма и эволюционизма становятся основой синтеза картин реальности. Так, в естествознании первыми фундаментальными науками, начавшими учитывать особенности исторически развивающихся систем, стали биология (биосфера), астрономия (Метагалактика) и науки о Земле (Земля как сложная система взаимодействующих геологических, биологических техногенных процессов).

Ориентация науки на исследование сложных, исторически развивающихся систем привело к изменению норм и идеалов научно-исследовательской деятельности. Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его функционирования предполагает применение особых способов описания и предсказания его состояний – построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации.

Представление о теории как аксиоматически-дедуктивной системе замещается теоретическим описанием, основанным на применении метода аппроксимации, теоретической схемы, использующей компьютерные программы. В естествознании (биологии, геологии, астрофизике) нашел применение метод исторической реконструкции. Изменилось представление о стратегии эмпирического исследования. Требование воспроизводимости эксперимента применительно к развивающимся системам получает теперь особый смысл. Если эти системы типологизируются (т.е. если можно экспериментировать над многими образцами, каждый из которых может быть выделен в качестве одного и того же начального состояния), то эксперимент даст один и тот же результат с учетом вероятностных линий эволюции системы. Кроме того, существуют уникальные исторически развивающиеся системы. При эксперименте, основанном на энергетическом и силовом взаимодействии с такой системой, невозможно воспроизвести ее в одном и том же начальном состоянии. И сам факт первичного «приготовления» этого состояния меняет систему, направляя ее в новое русло развития, а необратимость процессов развития не позволяет воссоздать начальное состояние. Поэтому для этих систем требуется особая стратегия экспериментального исследования. Их эмпирический анализ осуществляется методом вычислительного эксперимента на ЭВМ, что позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система.

Соответственно, возникает новое понимание категорий пространства и времени (учитывается историческое время системы, иерархия пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешнее воздействие). В связи с появлением «человекоразмерных» объектов (природных комплексов, в которые в качестве компонента включен сам человек, – медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологий и др.), их объяснение и описание предполагает введение ценностных факторов в состав объясняющих положений. В ходе научно-исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами исследователю приходится решать проблемы этического характера, определяя границы возможного и допустимого вмешательства в объект. Намечается процесс соотнесения внутренней этики науки, стимулирующей поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, с общегуманистическими ценностями, нормами и принципами.

В постнеклассической рациональности расширяется поле осмысления деятельности, учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми ее структурами. Данныйтип научной рациональности – это неразрывное соединение трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания. Наука переходит к человекомерным объектам, т.е. объектом познания становится сам человек. «Чистота» объекта познания невозможна в принципе, поскольку человек сам – заинтересованная сторона.

Рефлексия научного познания, актуализируемая постнеклассической рациональностью – это осознание неотъемлемости процесса познания от жизнедеятельности человека, влияния на познание как внутри-научных целей и ценностей, так и социокультурных ценностей вообще (влияние ценностей на характер познания). Проблема ценностного выбора действия средств на фундаментальные или прикладные научные исследования. Актуализируются также этические соображения в процессе организации научного познания (например, морально-этическая сторона вопроса о клонировании человека). Еще одна важнейшая сторона постнеклассического типа рациональности: исследование сложных саморазвивающихся систем на основе синергетики.

Постнеклассическая рациональность расширяет также поле рефлексии над деятельностью. Она показывает, что понятие рациональности включает не только логико-методологические стандарты, но и анализ целерациональных действий человека как таковых. Этот тип рациональности характеризуется соотнесенностью знания не только с активностью субъекта и со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами его деятельности. Человек вводится в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий фактор. Здесь человек-субъект выступает одновременно и как наблюдатель, и как активатор. Мышление человека с его целями и ценностными ориентациями несет в себе характеристики, которые сливаются с предметным содержанием объекта познания. В постнеклассической рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем типа «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», которые сами являются порождениями НТП/НТР.

Все эти связанные с глобальными научными революциями типы научной рациональности взаимно «перекрываются», причем появление каждого нового типа рациональности не отрицает предшествующего, а только ограничивает сферу его действия, обусловливая его применимость только к определенным типам научно-исследовательских проблем и задач.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов познания (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к упразднению представлений и методологических установок предшествующего этапа.

Между типами рациональности существует преемственность, они не отрицают, а взаимно дополняют друг друга. Так, неклассическая наука не упразднила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении некоторых задач небесной механики не привлекают нормы квантово-релятивистского описания действительности). Точно так же становление постнеклассической науки не стало причиной упразднения всех представлений и познавательных установок классического и неклассического типов рациональности. Развитие науки в предельных основаниях – это исторически-преемственный процесс.

Литература

1. Баранец Н.Г. Философия науки (учебник для аспирантов) / Н.Г. Баранец. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – С. 139-144.

2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 78-132.

3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 285-335.

4. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 63-87, 108-115, 156, 193.

5. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 523-529.

6. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н.Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – 704 с. – С.218-221.

Дополнительная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 275-276.

2. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – С. 464-466.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *