Что такое натуральный звукоряд
Натуральный звукоряд
В. А. Вахромеев.
Смотреть что такое «Натуральный звукоряд» в других словарях:
НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД — в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел 1 : 2 : 3 : 4 : 5 и т. д. Некоторые обертоны несколько… … Большой Энциклопедический словарь
Натуральный звукоряд — (от лат. natura природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика … Википедия
натуральный звукоряд — в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел 1:2:3:4:5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех … Энциклопедический словарь
Натуральный звукоряд — в музыкальной акустике ряд расположенных в восходящем порядке Обертонов или частичных тонов, т. е. призвуков основного тона. Соотношение частоты колебаний обертонов выражается рядом простых чисел; для того чтобы эти числа соответствовали… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… … Википедия
Звукоряд — последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — 1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. 2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно… … Музыкальная энциклопедия
звукоряд — а; м. Муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический з. Натуральный з. * * * звукоряд совокупность музыкальных тонов какой либо звуковой системы (лада, строя), выстроенных в… … Энциклопедический словарь
звукоряд — а; м.; муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический звукоря/д. Натуральный звукоря/д … Словарь многих выражений
ЗВУКОРЯД — 1) ряд звуков, построенных в известном порядке; от гаммы (См.) отличается тем, что гамма предполагает преимущественно последовательный ряд звуков и октавное построение, тогда как понятие з а не ограничено этими признаками. Оттого, например,… … Музыкальный словарь Римана
Что такое натуральный звукоряд
Звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму, часто далеко не походящую на математическую синусоиду. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело (струна), вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов. Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова.
Например, если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению:
Длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, B два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.:
Если принять за единицу число колебаний первого звука (основного тона) струны, то числа колебаний частичных тонов выразятся рядом простых чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и т. д.
Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом.
Приняв за основной тон звук до большой октавы, мы можем построить ряд звуков с частотами, соответствующими этой закономерности:
Столь сложная структура звучания простой одиночной струны не воспринимается нами сознательно, потому что подобное строение имеют, в принципе, все звуки, с которыми мы имеем дело в своей жизни; а также потому, что громкости, амплитуды этих призвуков чаще всего на несколько порядков меньше, чем амплитуда главной, основной частоты струны.
4. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:
Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.
Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.
Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных октав и нескольких звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на концах фортепианной клавиатуры). Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА и ПЯТАЯ ОКТАВА. Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.
Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:
Интервалы натурального звукоряда
в сопоставлениями с названиями нот 12 ступенного звукоряда.
Настроим соседнюю струну в унисон с полученным тоном. То же проделаем с третьей струной, настроим её в унисон с первой, пережатой в точке 4/5. Получим тон в 1.25 раза выше Ля. Это будет большая терция или нота близкая к ноте До диез, 12-ти ступенного звукоряда.
То же в полярной системе координат:
построено в среде MatLab:
x=0:0.01:2*pi;
for o1=[1 3 5 ]; y1(o1,:)=sin(x*o1)/o1; end
s=sum(y1); plot(x,s);
clear all x=0:0.1:2*pi;
id=1; for o1=4:0.25:1024; y1(id,:)=sin(x*o1)/o1;
id=id+1; end s=sum(y1); plot(x,s);
Без остальных более высокочастотных обертонов, проявляется особенный характер биений волн тонов аккорда друг об друга. Три ближайшие тона из одной октавы звучащие в унисон образуют мажорный аккорд.
Соотношение частот обертонов, т. е. призвуков к основному тону в нем целочисленно.
Целочисленные интервалы натурального звукоряда можно только сопоставлять со ступенями (для 12 ст. нотами) темперированных звукорядов наиболее близких к натуральному. Они не эквивалентны и звучат по-разному.
ступени | Note 12 | Nat. |