Что такое натурализм в истории
Натурализм
Полезное
Смотреть что такое «Натурализм» в других словарях:
Натурализм — (от лат. natura природа) название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70 х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80 90 х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы Н. в… … Литературная энциклопедия
НАТУРАЛИЗМ — (от лат. naturalis природный, естественный; natura природа) всякая филос. концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все «сверхъестественное». По И. Канту, Н. есть выведение всего… … Философская энциклопедия
Натурализм — Натурализм: Натурализм философское направление. Натурализм направление в литературе. Натурализм направление в живописи. Натурализм направление в сценическом искусстве. Натурализм социологическая концепция,… … Википедия
НАТУРАЛИЗМ — (лат. naturalismus, от лат. natura, с греч. окончанием). Верование, по которому почитаются силы природы; вообще боготворение природы. В искусстве: слепое подражание природе, без примеси идеала, чрезмерный реализм. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Натурализм — (франц. naturalisme, от лат. naturalis природный, естественный, natura природа), 1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному… … Художественная энциклопедия
Натурализм — Натурализм ♦ Naturalism Учение, рассматривающее природу в широком смысле слова как единственную реальность; считающее, что сверхъестественного не существует, а его проявления суть не более чем иллюзии. Можно ли сказать, что натурализм… … Философский словарь Спонвиля
натурализм — а, м. naturalisme m. 1. Реакционная идеалистическая философская теория, пытающаяся объяснить развитие общества законами природы. БАС 1. 2. Противоположное реализму направление в современном буржуазном упадочном искусстве и литературе,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
натурализм — нудизм Словарь русских синонимов. натурализм сущ., кол во синонимов: 2 • нудизм (2) • сыроеде … Словарь синонимов
Натурализм — современная форма литературного движения, известного подименем реализма. Н. выделяется из общего течения реализма требованиемполнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей,эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Натурализм — (фр. naturalisme, от лат. natura) 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2 й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма… … Энциклопедия культурологии
Значение слова «натурализм»
1. Направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 в.) и характеризовавшееся стремлением к объективному воспроизведению действительности и человеческих отношений.
2. Первоначальное название реалистического направления в русской литературе; натуральная школа. В баснях Крылова сатира делается вполне художественною; натурализм становится отличительною характеристическою чертою его поэзии. Белинский, Взгляд на русскую литературу 1847 г.
3. Нарочитое подчеркивание внешних деталей, преувеличенно подробное изображение теневых, мрачных сторон действительности, жестокости, насилия и т. д.
[От лат. naturalis — естественный, природный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Натурализм — философское направление.
Натурализм — направление в литературе.
Натурализм — направление в живописи.
Натурализм — направление в сценическом искусстве.
Натурализм — социологическая концепция, опирающаяся на толкование социального как проявления природы.
НАТУРАЛИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (от латин. naturalis — природный). 1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.). 2. Противоположное реализму позитивистическое направление в искусстве и литературе, стремящееся к фотографически точному, якобы объективному, воспроизведению действительности (лит. и искус).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
натурали́зм
1. книжн. направление в литературе и искусстве, возникшее под влиянием естественных наук (в последней трети 19 века) и характеризовавшееся стремлением к внешне точному воспроизведению действительности и человеческих отношений
2. разг. нарочитое подчёркивание внешних деталей, преувеличенно подробное изображение теневых, мрачных сторон действительности, жестокости, насилия и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова аська (существительное):
Пеев Г.И. Натурализм в истории и науке
4. Натурализм в истории и науке
4.1. Натурализм и мифология
В мифологии в качестве абсолютного предполагается природное начало. Отсюда сходство натурализма и мифологии.
Но натурализм — философская концепция, он возникает, когда человек дистанцируется от природы. Природа хотя и полагается в качестве абсолюта, но не обожествляется. Она уже ниже человека, лишена воли и разума, независимо от того, как она понимается — хаотичный поток (античность) или то, чем она была в старом свете.
Сам человек оказывается высшим звеном природы как существо с волей и интеллектом. Человек же понимается с позиций своих желаний и интересов. Отсюда следует доминирование потребительского (присваивающего) отношения к природе.
В первых мифологиях человек также занимается присвоением (хтоническая мифология соответствует присваивающей экономике). Но присвоение первого фетишиста было иным: присваивая, он считался с природой, вписывался в экологический ритм природы — лишнего не брал, просил прощения за убийство у зверя [и т.п.]
Натуралист этого не испытывает. Поэтому его потребительское отношение к природе не знает ограничений.
Тоже происходит в отношениях между человеком и человеком:
В рамках хтонической мифологии само сознание было сознанием животного инстинкта (отсутствовало сознание «Я»). Природный инстинкт не только сознавался, но и обожествлялся — это был природный инстинкт рода.
В сфере натурализма уже возникает, путь и примитивное, «Я» (огонь Гераклита, совершенные атомы Демокрита и т.д.), и индивидуальность трактуется с позиций интересов и потребностей, а разум и воля лишь обслуживают оные. Отсюда и потребительское отношение человека к человеку: один человек обслуживает потребности другого.
В рамках хтонической мифологии (по преимуществу в рамках соплеменников) все это отсутствовало, поэтому потребление и присвоение доминировало над производством.
4.2. Натурализм в истории
Натурализм как концепция зародился в древней Греции (у «физиков» и натур.философов).
Софисты из теорий натурфилософов сделали антропологические выводы (см. лекцию 3) — с IV в до н.э. начался период заката классической цивилизации.
Пример 1. Классическая цивилизация греков связана с полисом. История полисов — история гражданских войн (борьбы партий). Но в V в. борьба еще не имела ожесточенных форм, т.к. существовали сдерживающие регуляторы религиозного плана (полис был божественным, равно как и его законы: Афины основаны Афиной и т.д.) — это все более чем побуждало следовать миру во имя своей божественной родины и божественных законов.
У софистов «человек — мера всех вещей». Отсюда «Закон — есть воля сильного». Здесь уже последние нравственные нормы, сдерживающие людей, спадают и борьба уже находит оправдание: всякая партия накладывает свою волю на человека в зависимости от своей и его силы. Следовательно, [необходимо] меряться силами. Отсюда яркие примеры стремления к власти (наложение меры на окружающих).
Борьба партий (аристократической, демократической и олигархической) [становится] все сильнее. В такой борьбе верх часто одерживают не самые достойные и разумные — в борьбе аристократов и демократов к власти приходит охлос («низы»).
Это было время Пелопонесских войн (Афины и Спарта), кроме того, происходила борьба внутри Афин за власть.
Пример 2. Французский натурализм XVIII в. (концепция удовольствия–неудовольствия).
Человек (как и у софистов) — венец природы, но понимался с исключительно природной стороны.
Но вскоре после «свободы» заговорили о деспотизме (гильотина, гражданская война).
Революция — время дележки и перераспределения, а не производства. А когда во Франции делить стало нечего последовало вторжение в Европу (Наполеоновские войны).
Пример 3. Марксизм в России (идеал гармонического развития личности).
Группы людей берутся со стороны человеческих потребностей. Т.к. человек — высшая часть природы из этого вытекает абсолютизация человеческих потребностей. Человек рассматривается со стороны природных натуральных свойств. Поэтому их абсолютизация ведет к насилию: один класс становится средством удовлетворения потребностей другого класса.
На рубеже XVIII–XIX вв. — волна мощной критики религии, которая не абсолютизировала потребности человека и предлагала ценности, ради которых потребности и страсти надо сдерживать и регулировать.
[Также и в России] Для тех, кто хотел развязать гражданскую войну и революцию, борьба с религией была неизбежна.
4.3. Натурализм и религия
В религии страсти и потребности человека не возводятся в абсолют. Религия играет стабилизирующую роль в обществе, т.к. предлагает регулировать потребности.
Но католицизм во Франции (XVIII в.) и православие в России (XIX–XX вв.) не сыграли это [стабилизирующей] роли. Почему?
Натурализм — это не только философская концепция. Это определенный тип человеческой деятельности, осуществляемой порой бессознательно (архетип поведения).
«Комок праха, забывая об имеющейся в нем искре Божией, старается встать на место Бога» [© Г.И. Пеев]
Также, например, монахи инстинктивно, чтобы не говорили, оказываются ведут себя натуралистически!
Бывают периоды упадка религиозности. Этими периодами и пользуется и спекулирует на них обычно натурализм.
Католическая церковь (формально оставшись служащей Бога) все же служит фактическим интересам и потребностям власть предержащих.
Когда наступает период натуралистического течения в самой религии, которая обслуживает не Бога, а земную власть и ее потребности — здесь и появляется натурализм: он вскрывает правду (священники не служат Богу — они лгут).
Натурализм вскрывает правду разложившейся религиозности. В этом его искра, задор и привлекательность. Он обычно обрушивается на священнослужителей, но не на религию — это разные вещи.
Если священнослужители лжецы, это не значит, что вера неправая. Церковь — это и верующие тоже, т.к. они пронизаны святым Духом (+ тело Христово). Догматы церкви вечны, в отличие от истин науки. Хотя в Риме Папа может сам издавать догматы, православие очень консервативно, т.к. считает, что догмат можно принять лишь соборно. С XI в. христианство расколото на католицизм и православие. Православные считают, что лишь все христиане в праве принимать новые догматы. Когда Папа глаголет с кафедры — он непогрешим [а с точки зрения православия утверждения Папы — телогумены]. Телогумен — это частное мнение кого-либо в церкви, т.е. то, что не принято всей соборностью. Православная соборность не отрицает наличие у человека частного мнения. Нельзя лишь свое мнение считать истиной, возводить его в ранг вечной истины — догмата.
Пример [натуралистического течения в религии]. «Революция сверху» Петра I: кавалерийский офицер стал главой синода, церковь фактически стала служить государственной потребности (это вызвало ослабление веры). В интересах государства разрешено было нарушать тайну исповеди. Духовенство не столько служило Богу, сколько пеклось о земной власти — это его развращало. Здесь и появился натурализм!
Маркс: «Буржуа, ходя в церковь лжет, а мы говорим правду» — здесь натурализм искренен (хотя бы в констатации лжи).
Отношения между натурализмом и религией непримиримы.
4.4. Натурализм и наука
Натурализм хотел бы претендовать на особую близость с наукой (т.н. «научное мировоззрение» XVIII–XIX вв). «Брак» натурализма с наукой служит для него оправданием его притязаний на подлинность.
Наука может объяснить все из самой себя (без сверхъестественного), это же делает и натурализм: природа понимается из самой себя, следовательно, наука принципиально отвергает чудо (натурализм тоже).
Но натурализм видит в природе абсолют, а наука абсолюта в ней не ищет. Это позволяет науке бесконечно развиваться, выдвигая бесконечное число гипотез, объясняющих факты. Для науки природа выступает как совокупность фактов, а уж, что она такое сама [по себе] науку не интересует.
Натурализм, возводя природу в абсолют, обычно абсолютизирует ту или иную часть мира: в XVIII–XIX вв. — это мех[нистическая ] картина Ньютона, в натурализме марксистской философии — диалектические законы природы.
Все, что не подходит под абсолют, натурализм отвергает и этим ставит преграду развития науки (например, кибернетика и генетика в СССР 1930–1940 гг.).
Наука пытается понять человека как природное существо со стороны его интересов и потребностей — эта черта также согласуется с принципами натурализма. Натурализм прибегает к данным науки для обоснования своей концепции, забывая, что для науки человек — явление природы, и наука не смеет судить о том, чем по существу является человек, в чем смысл его существования — она вообще вопрос о смыслах не ставит.
Парадокс: Марксизм опирается на учение Павлова (в том числе), но Павлов был глубоко религиозен. И он понимал, что его теория — лишь одна из многих возможных. Т.е. он, действуя сообразно религиозным принципам, не мог абсолютизировать свою теорию и противопоставить науку религии.
Естественная наука с XVIII в. обращается против религии. Это привело к возникновению [такого] недоразумения как «научное мировоззрение».
Наука и религия — разные вещи. Их интересы лежат в разных сферах. У них различные исходные посылки и разные [из этих посылок] выводы.
Наука интересуется преимущественно явлениями. Религия — сфера ценностных отношений к действительности. Она занимается тем, чем наука не занимается и vice versa [наоборот]. Они могут сотрудничать, очищая веру от суеверия (обожествления того, что по сути божественным не является).
Заметим, что само словосочетание «научное мировоззрение» — большая чушь. Представления о бытии в аспекте целостности (см. лекцию 1) выступают для человека методом познавательного отношения к миру, т.е. формой мировоззрения. Но именно этот целостный аспект действительности науку не интересует. Им занимается философия, искусство, религия. «Научного мировоззрения» просто не может быть. Это противоречит смыслу и мировоззрения и науки.
Обычно натуралисты — популяризаторы науки. Крупные ученые натуралистами были редко (это не случайное следствие).
НАТУРАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «НАТУРАЛИЗМ» в других словарях:
Натурализм — (от лат. natura природа) название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70 х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80 90 х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы Н. в… … Литературная энциклопедия
Натурализм — Натурализм: Натурализм философское направление. Натурализм направление в литературе. Натурализм направление в живописи. Натурализм направление в сценическом искусстве. Натурализм социологическая концепция,… … Википедия
НАТУРАЛИЗМ — (лат. naturalismus, от лат. natura, с греч. окончанием). Верование, по которому почитаются силы природы; вообще боготворение природы. В искусстве: слепое подражание природе, без примеси идеала, чрезмерный реализм. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
Натурализм — (франц. naturalisme, от лат. naturalis природный, естественный, natura природа), 1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному… … Художественная энциклопедия
Натурализм — Натурализм ♦ Naturalism Учение, рассматривающее природу в широком смысле слова как единственную реальность; считающее, что сверхъестественного не существует, а его проявления суть не более чем иллюзии. Можно ли сказать, что натурализм… … Философский словарь Спонвиля
натурализм — а, м. naturalisme m. 1. Реакционная идеалистическая философская теория, пытающаяся объяснить развитие общества законами природы. БАС 1. 2. Противоположное реализму направление в современном буржуазном упадочном искусстве и литературе,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
натурализм — нудизм Словарь русских синонимов. натурализм сущ., кол во синонимов: 2 • нудизм (2) • сыроеде … Словарь синонимов
Натурализм — современная форма литературного движения, известного подименем реализма. Н. выделяется из общего течения реализма требованиемполнейшей объективности художника и пристрастием к изображению низшей,эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Натурализм — (фр. naturalisme, от лат. natura) 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2 й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма… … Энциклопедия культурологии
НАТУРАЛИЗМ (ЛИТЕРАТУРА)
НАТУРАЛИЗМ
1) Направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX века, декларировавшее стремление к максимально точному и беспристрастному отображению действительности.
Как направление в литературе натурализм зародился во Франции. Его эстетической основой стало предисловие к «Истории английской литературы» И. Тэна (1863 год). Наивысшего расцвета натурализм достиг в творчестве писателей Меданской группы; принципы натурализма разделяли братья Гонкур, А. Доде, О. Мирбо, Л. Декав и др. Самым значительным теоретиком натурализма стал Э. Золя, опиравшийся на художественный опыт О. де Бальзака, Г. Флобера, Стендаля, а также труды философов и естествоиспытателей О. Конта, Г. Спенсера, К. Бернара и др.: предисловие к роману «Тереза Ракен», 1867 год; сборники статей «Экспериментальный роман», 1880 год, «Романисты-натуралисты», 1881 год, и др.
Наиболее последовательно воплотившись в прозе, натурализм нашёл отражение и в драматургии: пьесы А. Стриндберга («Отец», 1887 год, и др.) в Швеции,Г. Гауптмана («Перед восходом солнца», 1889 год, «Ткачи», 1892 год, и др.), А. Хольца («Семья Зелике», 1890 год, совместно с Й. Шлафом) в Германии, Б. Шоу («Профессия миссис Уоррен», 1894 год) в Великобритании. Принципы натуралистической драмы теоретически осмыслены в статьях ставившего свои романы на сцене Э. Золя (сборник «Натурализм в театре», 1881 год), в предисловии к пьесе «Фрёкен Юлия» Стриндберга (1888 год), в статье «Квинтэссенция ибсенизма» Шоу (1891 год).
Натурализм проявился также в творчестве Ф. Норриса, Т. Драйзера, С. Крейна в США, Дж. Р. Гиссинга, Дж. Мередита, Дж. Мура в Великобритании, К. Лемонье в Бельгии, Э. Пардо Басан, А. Паласио Вальдеса в Испании, Ж. М. Эса ди Кейроша в Португалии. В Италии аналогичным натурализму литературным движением стал веризм. В России натуралистические тенденции обнаруживаются в творчестве П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста «золаизма» (курс лекций «Реальный роман во Франции», 1876 год, и др.), Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Натурализм в театре явился продуктом эволюции миметической эстетики, восходящей в своих основных положениях к «Поэтике» Аристотеля и театру барокко (культ сценической иллюзии). Исторически натурализм с его принципом создания единой пространственной среды для всех персонажей стал первой эстетикой режиссёрского театра, пришедшего на смену традиционному актёрскому театру. Первой версией сценического натурализма стал «археологический натурализм» постановок Ч. Кина (смотрите Кин) в 1850-1859 годах. Программные постановки натуралистического театра осуществили герцог Георг II и Л. Кронек (смотрите Мейнингенский театр), А. Антуан, О. Брам. В эстетике натурализма творил ранний М. Рейнхардт. Гастроли Мейнингенского театра в России (1890 год) оказали влияние на молодого К. С. Станиславского, сформулировавшего впоследствии ключевой для натуралистического театра принцип «четвёртой стены». Осмысление натурализма с точки зрения театральной практики предпринял Антуан (статья «Беседа о режиссуре», 1903 год).
Стремление к исторической, этнографической и бытовой достоверности, к детальному воссозданию объективной действительности обусловило использование в декорационном оформлении предметов повседневного обихода: окровавленные бычьи туши в «Мясниках» А. Антуана (1888 год) и др. Но хотя натуралистический театр пытается скрыть всё, что могло бы напомнить зрителю об условности происходящего на сцене, маскируя даже линию рампы, искомый им «эффект реальности» достигается за счёт усиления сценической иллюзии. Исповедуя принцип жизнеподобия, натурализм в действительности ориентирован на создание тотальной сценической иллюзии.
Для натурализма как стиля актёрской игры характерны видимое тождество актёра и персонажа, отказ от патетики и декламации, воспроизведение речевых оборотов и интонаций повседневной разговорной речи с сохранением её синтаксических и диалектальных особенностей, выстраивание внешнего облика, речи и поведения персонажа, исходя из его социального статуса. На смену традиционной для актёрского театра системе амплуа в натуралистическом театре пришли индивидуализированные характеры, разрабатываемые даже для статистов, занятых в массовых сценах (которые сами по себе также были нововведением натурализма).
2) Термин «натурализм» в нестрогом значении связывается также с детальным изображением в произведениях искусства отталкивающих сторон жизни, разного рода патологий, извращений, сцен насилия.
Издания:
Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935.