Что такое национальный социализм
Национал-социализм: идеология и суть. Германский и русский национал-социализм
Анализ политических идеологий прошлого и современности на данный момент не особо актуален. Национал-социализм не является исключением. Но, как показывает политическая реальность, многих масштабных ошибок можно избежать с помощью анализа былого. В данной статье рассматривается суть национал-социализма. Античеловеческая и абсурдная, уничтожающая.
Определение понятия
Национал-социализм (или нацизм) представляет собой идеологическое и политическое течение. Национал-социализмом принято также называть режим правления в Германии Адольфа Гитлера (1933-1945 гг.) и партии НСДАП. Идеология отличается особой агрессивностью, расизмом и экстремизмом. Нацизм является идеологическим учением, которое официально запрещено на международном правовом уровне, а пропаганда этого учения уголовно наказуема во всех высокоразвитых странах мира. Это связано с тем фактом, что реализация национал-социалистических идей на практике привела к самым ужасающим последствиям в мировой истории. От рук нацистов погибло более 50 миллионов людей.
Генезис нацистской идеологии
У истоков национал-социалистической идеологии лежат самые разнообразные учения (порой даже противоречивые). Среди них можно выделить оккультные и теософские общества Германии и Австро-Венгрии, которые возникли в конце XIX века. Весьма точным примером подобных учений выступает арманизм. Его идеологом является австриец Гвидо фон Лист, изложивший свои представления в журнале «Остара».
Теория Листа
Политическая суть теории Листа состоит в отведении государственной власти священного места. Властная элита должна быть расово чистой и абсолютной. Выполнение этих оккультных предписаний должно было стать залогом будущего спасения. Лист стоял на позиции жестокого уничтожения всех врагов для вхождения избранных на их земли и обретения, таким образом, благополучия. Согласно древнегерманским легендам, Лист требовал воцарения сакрального диктатора для решения всех человеческих проблем. На этих принципах и строился германский национал-социализм.
Национал-социалистические «просветители»
Идеологи этого течения работали над создание «ширмы», которая гласила, что их мировоззрение основано чуть ли не на всем прошлом культурном и интеллектуальном наследии германского народа. В ряды так называемых предшественников были записаны: Г. Гегель, Ф. Ницше, У. фон Гуттен, Р. Вагнер, братья Гримм и многие другие деятели науки и искусства.
Практически все вышеупомянутые исторические личности не имели к идеологии нацистов никакого отношения. Они обращались к их творческому наследию лишь ради спекуляции общественным сознанием.
Идеология национал-социализма и ее символика в первую очередь связаны с именем Адольфа Гитлера (1889-1945 гг.). Свою нечеловеческую доктрину он изложил в легендарной книге Mein Kampf («Моя борьба»). Там он постулировал теорию превосходства арийской расы над всем остальным человечеством.
Превосходство арийской расы
В уже упомянутой книге «Майн Кампф» Гитлер говорил о том, что человечество существует в соответствии с особым законом природы, который утверждает, что формы размножения и непосредственно продолжения рода являются весьма ограниченными. Поэтому более сильная и чистая раса должна отнять у более слабой жизненное пространство и средства к существованию. Неполноценными расами считались евреи, цыгане, негры, славяне и арабы. Все они подлежали прямому физическому уничтожению или подчинению высшей расе арийцев.
Расовые представления национал-социалистов
Самым распространенным в среде нацистских идеологов было определение расы как суммы внешних признаков, которые определяются кровным родством. Огромное значение среди множества признаков придавалось форме и внешнему виду черепной коробки, цвету глаз и волос, осанке и даже форме носа. Высшая раса, которой были предки арийцев – германцы, наделялась всеми лучшими физическими свойствами и добродетелями. В то же время все упомянутые низшие расы наделялись моральными пороками и болезнями. Поэтому велась постоянная борьба против вырождения германской нации по примеру неполноценных рас.
Понятие о «недочеловеке»
Из нацистской расовой теории выплывал вполне обстоятельный термин «недочеловек». Ярким сторонником его употребления и введения в обиход стал руководитель СС Г. Гиммлер. Термин был впервые употреблен 6 августа 1941 года Густавом Хербертом, а впоследствии стал очень популярным. Термин основывался на теории о том, что германская нация имеет превосходство над всеми остальными народами. Сам Гиммлер довольно ясно выразился по этому поводу: «Пока на свете живут люди, борьба между человеком и недочеловеком будет считаться исторически обусловленным правилом». Термин не раз употреблял ярчайший пропагандист и идеолог национал-социализма Альфред Розенберг, в том числе называя «недочеловеками» и русский народ, который после победы «великого Рейха» должен перестать существовать.
Образ арийца в нацисткой идеологии
Национал-социалисты рассматривали себя как новых строителей «великой Германии» и старались воспитать таких немцев, которые превосходно выполняли роль господствующий расы. Понятие о «сверхчеловеке» нацисты позаимствовали из философской системы Ф. Ницше. Образ арийца окутывался легендами и представлялся героическим и созидательным. Идеал красоты человека строился на превосходных физических возможностях, но далеко не все ему соответствовали.
Арийский (немецкий) мужчина должен быть здоров, полон сил и одет в военную форму. Эти факторы должны были придать ему привлекательности и героизма в глазах немецких девушек, чтобы они даже не думали вступать в брак с представителями чуждой расы, сохраняли чистоту крови. Такой образ чистокровного арийца был введен согласно представлениям фюрера А. Гитлера и официального идеолога национал-социализма Альфреда Розенберга.
Национал-социализм в России
Несмотря на факт международного осуждения, национал-социализм в современном мире начал занимать новые политические позиции. Во многих странах мира существуют организации, которые тем или иным образом пропагандируют идеи о неравенстве рас и наций. Совокупность этих идей называют неонацизмом. Российская федерация не является исключением. Понятие русского национал-социализма уже давно вошло в лексикон отечественной политики. В 90-х годах многие ультраправые политические партии и организации стали употреблять термин «русский национал-социализм» для обозначения своих политических целей и программ. Идеи национал-социализма в его русском варианте не изменились. Только вместо германской избранной расы утверждается русская раса, которая должна покорить народы.
Национал-социализм
Содержание
Политика
В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем «восхищения и террора» (Faszination und Gewalt) [11] Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь» ( Ein Volk, Ein Reich, Ein Führer )
Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь — Франции) и «Коминтерна», в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта 1933 г. было создано Министерство народного образования и пропаганды во главе с талантливым пропагандистом Геббельсом. [12]
Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались.7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений «антинемецкого» содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы. [13]
Саул Фридлендер в статье «От антисемитизма к уничтожению: историография нацистской политики по отношению к евреям и попытка интерпретации» пишет, что особый характер нацизма определяется важностью антисемитизма и уничтожения евреев для идеологии режима. Некоторые исследователи в поисках объяснения нацизма выводят его из немецкой истории, из «особого пути» Германии; другие считают немецкий нацизм формой фашизма; третьи видят в нацизме одно из проявлений тоталитаризма. Всем этим теориям, по мнению Фридлендера, не удается убедительно объяснить нацистский антисемитизм и нацистский геноцид евреев.
Национал-социализм как идеология Третьего рейха
«Им всё ставилось на службу одной цели создания Единой Европы под властью Германии» (Траудль Юнге, [17] ).
Программные установки национал-социализма в программе НСДАП
Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (программа «25 пунктов»), стержень которой составляли следующие требования [источник не указан 1017 дней] :
Программные установки Гитлера
Цель политики НСДАП (нем. Das Ziel der Gesamtpolitik)
Выступая перед представителями верховного командования вермахта 3 февраля 1933 года Гитлер высказался следующим образом: …важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической мощи (нем. pol. Macht), на что должны быть мобилизованы все ресурсы, которыми располагает государство.
1.Внутри государства: Полный отказ от прежней внутренней политики. Нетерпимость к любым попыткам отвлечь от выполнения этой задачи (в том числе отказ от пацифизма). Кто не подчиняется этому, должен быть принуждён подчиниться. Искоренение марксизма в корне. Убеждение молодёжи и народа в целом в том, что нас может спасти только борьба, и что возврата к прошлому нет. (Проведение политики расширения нацизма с целью привлечь миллионы к национал-социализму). Воспитание юношества в военном духе любыми средствами. Введение смертной казни в отношении всех предателей народа и государства. Строгое авторитарное управление страной. Устранение любых метастаз демократии.
2. Во вне государства: Противостояние диктату Версаля. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений, что будет бесполезно в случае, если народом не овладеет воля к вооружённой борьбе. Забота о союзниках.
3.В хозяйстве: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, поскольку покупательная способность в масштабах мировой экономики ограничена и имеет место перепроизводство продукции сельского хозяйства. Единственный выход из создавшейся ситуации с безработицей лежит в политике освоения новых территорий. Однако это — длительный процесс и быстрых результатов в ближайшее время ждать не приходится, ибо жизненного пространства у немецкого народа слишком мало.
4.Возрождение вермахта. Это — важнейшая предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщей воинской обязанности. При этом органы государственной власти должны бдительно следить, чтобы армия не была поражена пацифизмом, коммунизмом или большевизмом или, по крайней мере, эти идеи никак не влияли бы на исполнение воинского долга [19]
Морально-психологическая атмосфера в обществе
Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе включали в свой состав черты, свойственные жителям Германии, наследуемые ими от своих предшественников в прошедшие годы, а также вновь приобретённые в годы нацизма. К числу первых из них относятся немецкая аккуратность и педантичность в выполнении любой работы, трудолюбие, а также дисциплинированность, проявляющая себя в беспрекословном подчинении вновь появившемуся авторитету, которое они проявляют с таким же рвением, как к авторитету ушедшему. [20]
Весьма распространённой чертой был и бытовой антисемитизм. [21]
В массах существовала и застарелая антипатия к Франции, которая в годы раздробленности Германии нередко пользовалась этим и осуществляла агрессию, зачастую сопровождаемую оскорбительными для национального самолюбия действиями (войны Людовика XIV и Наполеона).
К вновь приобретённым чертам относится оставшийся в памяти дожившего до лет нацизма поколения позор капитуляции в 1918 году и, особенно, грабительские условия Версальского договора, усугубившиеся общемировым кризисом 20-х годов. На этом фоне успехи администрации Гитлера, сумевшего существенно уменьшить безработицу и реализовать некоторые социальные проекты, успехи в достижении которых отмечались не только в границах Райха, но и за границей. [22] Одновременно с этим были запрещены профсоюзы и заменены другими корпоративными структурами, ликвидирована свобода слова и практически отменена система представительства масс в органах власти.
Значительная часть интеллигенции либо бежала за границу, либо оказалась в концентрационных лагерях, что ощутимо понизило культурный уровень населения [23]
Общая атмосфера в государстве характеризуется смесью экзальтированного восхищения Гитлером и жестокими репрессиями со стороны партийных структур. [24] Посол Франции Андре Франсуа-Понсе (André François-Poncet) описывал обстановку в дни проведения партийных съездов в Нюрнберге [24]
То, что можно было увидеть, невозможно описать словами. Город полностью был погружён в атмосферу общего энтузиазма. Сотни тысяч мужчин и женщин были охвачены романтическим возбуждением, находились в состоянии мистического экстаза, своеобразной всеобщей манией рабов. В течение семи дней Нюрнберг был городом, в котором царили чувства отрешенного от действительности ощущения счастья и радости.
С такими настроениями немецкий обыватель подошёл к началу войны и эти настроения достигли апогея к лету 1940 г. Затем, по мере получения тщательно скрываемых пропагандой плохих известий, настроение стало меняться, что стало особенно заметно после катастрофы под Сталинградом. Некоторые начали серьёзно задумываться о пагубности проводимой политики. В то время появилась издевательское перефразирование слов национального гимна Хорст Вессель: «Выше нос, глаза закройте крепче» (нем. «Die Nase hoch, die Augen fest gaschlossen» ). А также ироничное: «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасен» (нем. «Geniest den Krieg, der Friede wird fürchterlich» ) [25] После вступления Красной Армии на немецкую территорию настроения в немецком обществе, в особенности на территориях, оккупированных советскими войсками, заметно изменились, поскольку
Национал-социализм и религия
Последователи в современной России
Оценки
Отношение к нацизму в сильной степени зависело от политической конъюнктуры. Так во времена до Мюнхена на Западе была достаточно широко распространена положительная оценка происходящих в Германии событий. Существует мнение, что в Швеции рассматривался вопрос о присуждении Гитлеру Нобелевской премии мира.
Отношение к нацизму, как конкурирующей в борьбе за симпатии рабочего класса идеологии, среди коммунистов было резко отрицательным. Хотя, как в цвете знамён, в форме правления, партийном строительстве, состоянии гражданских свобод так и в ряде лозунгов (например в риторике Хорста Весселя) наблюдалось полное совпадение. [27]
Однако время действия Пакта о ненападении (с 23 августа 1939 года по 22 июня 1941 года) было временем, когда «На смену вражды, всячески подогревавшейся со стороны некоторых европейских держав, пришло сближение и установление дружественных отношений между СССР и Германией». [28]
Что теоретически было обосновано в том же выступлении, как:
Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это — дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма» прикрываемая фальшивым флагом борьбы за «демократию». [29]
Но в дальнейшем, после нападения Германии, взгляды на национал-социализм вернулись к прежнему состоянию. Окончательная оценка была дана процессом в Нюрнберге.
Сравнение национал-социалистической и коммунистической модели
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ» в других словарях:
национал-социализм — национал социализма, мн. нет, м. (нем. Nationalsozialismus … Словарь иностранных слов русского языка
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ — (National Socialism) Национал социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) пришла к власти под руководством своего вождя Адольфа Гитлера (1889–1945), ставшего в 1933 г. канцлером Германии. Пыталась осуществить полное преобразование государства и … Политология. Словарь.
национал-социализм — национал социализм, национал социализма … Орфографический словарь-справочник
национал-социализм — сущ., кол во синонимов: 1 • нацизм (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ — англ. national socialism; нем. National Sozialismus. Идеология, полит, движение и система власти, основанные на использовании лозунгов национализма и социализма; немецкая форма фашизма, провозглашающая расизм, идею народного общества, военной… … Энциклопедия социологии
Национал-социализм — … Википедия
национал-социализм — м. Направление в политике и идеологии, сочетающее идеи социализма и национализма [национализм 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
национал-социализм — национ ал социал изм, а … Русский орфографический словарь
национал-социализм — (2 м), Р. национа/л социали/зма … Орфографический словарь русского языка
Нацизм
Содержание
Идеология
Идеология нацизма построена на социальном дарвинизме. При правлении Гитлера нацисты создали сильное централизованное государство под руководством вождя (фюрера) и провозгласили своей главной задачей создание «расово-чистого государства» и завоевание «жизненно-важного пространства» (нем. Lebensraum ).
Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития НСДАП всё больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел», у румынской «Железной гвардии», во французской ФНП Жака Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса. Напротив, они относительно слабо проявлялись у норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских нацистских партий и у голландской НСС.
Крайне антимодернистские установки обнаруживаются и у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей. Но и эти движения не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике.
Сторонники нацизма считают, что события в новой и новейшей истории свидетельствуют о моральном, физическом и духовном регрессе белой расы, и её скором вырождении и вымирании. Нацизм, по их мнению, является единственной политической идеологией в мире, которая способна остановить этот процесс. Расизм, и различные формы ксенофобии (такие как преследование проявлений нетрадиционной сексуальной ориентации) приветствуются, как необходимые для спасения меры. Преступления против человечности представляются как неизбежная плата за выживание арийцев, которые считаются избранными людьми и высшей расой.
Противники нацизма считают эту идеологию высокомерной и бесчеловечной, ссылаясь на огромное количество жертв режима во время Второй мировой войны. Нацизм сейчас законодательно запрещён во многих странах мира.
Словом «нацизм» (но не «национал-социализм») нередко называют (по аналогии с расизмом и сексизмом) крайний национализм с призывами к вражде, дискриминации либо насильственным действиям по национальному признаку. Это слово приобрело такой смысл в связи с тем, что нацистская Германия была первым государством, поставившим своей государственной целью «расовую гигиену». Поскольку идеи многих современных ультранационалистических движений мало чем отличаются от идей НСДАП, то их называют нацистами или неонацистами.
Нацистская идеология Третьего рейха
В более расширенном и глубоком виде, идеи нацизма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». [1]
Программные установки нацизма в программе НСДАП
Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (25 пунктов), стержень которой составляли следующие требования:
Национал-социализм и религия
Нацизм и католичество
В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми ее представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но ради спасения католиков заключила «конкордат между курией и третьим рейхом» 20 июля 1933 года.
На первых порах, национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить еще остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.
Католическая и протестантская церковь в Германии во время войны использовали принудительный труд военнопленных. [2] Согласно показаниям бывшего офицера разведки армии США Уильяма Гоуэна в федеральном суде Сан-Франциско, чиновники Ватикана укрывали от ареста и суда нацистских военных преступников и коллаборационистов. Они также помогали укрывать и легализовывать собственность, отобранную у жертв нацистов, в том числе евреев. Так была оказана помощь Клаусу Барби («лионский мясник»), Адольфу Эйхману, доктору Менгеле и Францу Стенгелю — начальнику лагеря смерти Треблинка. [3]
Движение усташей в Хорватии пользовалось широкой поддержкой Католической церкви. 28 апреля 1941 года архиепископ Степинац призвал в своей энциклике поддерживать режим усташей. Множество католических священников принимали участие в насильственных обращениях сербов в католицизм. [3]
Нацизм и протестантизм
Представители евангелической церкви, расколотой на 28 церквей отдельных земель, хотя и отвергали новоязыческие взгляды людей вроде Розенберга, в то же время более или менее открыто сочувствовали националистическим, антисоциалистическим, антикапиталистическим, а также антисемитским целям национал-социализма. На церковных выборах, организованных 23 июля и поддержанных всем аппаратом пропаганды НСДАП, основанное в 1932 году национал-социалистическое движение «Немецкие христиане» получили значительно больше 60 % поданных голосов. «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») имело теперь большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин. Это движение последовательно использовало свое большинство, чтобы унифицировать отдельные евангелические церкви не только в организационном, но и в идеологическом отношении.
Движение Лапуа преследовало с самого начала крайне антикоммунистические установки с националистической и религиозной окраской. Именно вследствие своих религиозных, националистических и особенно антикоммунистических целей Движение Лапуа поддерживалось финской (лютеранской) церковью.
Нацизм и православие
Гитлера поддержали некоторые высокопоставленные представители Русской Зарубежной Церкви [4] и Московского Патриархата. Это объясняется тем, что лидеры православных Церквей видели в нападении Германии и ее союзников на СССР возможность восстановить на оккупированных территориях церковную жизнь, почти уничтоженную или загнанную в подполье советской антирелигиозной политикой, а в перспективе — восстановить царский режим, финансово и политически поддерживавший православие. [5]
По многочисленным свидетельствам, при занятии соединениями Вермахта очередного населенного пункта СССР (а иногда и до прихода фашистских войск), в нём, по инициативе православных верующих, сразу же открывались церкви, которые не успела разрушить советская власть. К храмовому богослужению вернулись тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье. [6] Некогда закрытые храмы впервые за долгие годы были отреставрированы и переполнены молящимися. На оккупированных территориях оказалось больше действующих храмов, чем во всей остальной Советской России. [7]
Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году [5] ), о поддержке блокадного Ленинграда [8] [9] [10] ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского, [11] ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства. [5]
По мнению православных исследователей, в цели германского руководства укрепление православия не входило. Утверждается, что возрождение народной религиозности использовалось третьим Рейхом исключительно в пропагандистских целях противодействия советскому руководству. В подтверждение своей точки зрения православные исследователи приводят тезис о том, что Гитлер желал видеть Православную Церковь раздробленной, а ее епархии на оккупированных территориях — независимыми от влияния Московского Патриархата. [12] Также, в подтверждение этой точки зрения приводятся факты о том, что некоторые иерархи и простое священничество оказывали сопротивление предполагаемой политике Германии в отношении Православной Церкви. [12] [13] [14] [15]
В некоторых случаях, германские оккупационные власти запрещали поместные церкви. Так, 27 сентября 1942 года была запрещена Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Ее Предстоятель епископ Горазд и несколько священников были расстреляны, имущество Церкви конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям, миряне отправлялись на принудительные работы в Германию. Причиной этому послужило то, что православные священники укрыли в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия группу чешских агентов, заброшенных из Великобритании и расстрелявших генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха. [16]
Нацизм и ислам
Адольф Гитлер активно сотрудничал с некоторыми мусульманскими религиозными лидерами. С 1941 по 1945 год в качестве почетного гостя нацистской Германии в Берлине жил муфтий Иерусалима Мохаммад Амин аль-Хусейни. [17]