Что такое национальная правовая система
б) Национальная правовая система, группы правовых систем, правовая семья
В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:
— национальные правовые системы
— группы правовых систем.
Национальная правовая система (НПС) – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым системам национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного (например, национальная правовая система РФ, НПС Англии, НПС Германии и т.п.)
Группой правовых систем –являетсясовокупность национальных правовых систем, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Существует множество классификаций правовых семей. Поэтому ни одна из классификаций не является исчерпывающей. Рассмотрим 3 самых известных классификации.
1) Согласно подходу Р.Давида (Приложение № 1):
2) К. Цвайгерт и Х. Кетц предложили классификацию правовых систем на основе выработанного ими понятия «правовой стиль» (отличительная особенность), который различает не только правовые семьи, но и правовые системы (Приложение № 2).
3) Попыткой создать классификацию правовых систем на принципах множественности критериев и совокупности как объективных, так и субъективных факторов типологизации отличается концепция американского профессора К.Осакве. Согласно этому подходу, классификация проводится на трех уровнях, т.е. на двух уровнях (Приложение № 3).
Общим в этих классификациях является выделение 4-х главных массивов в современной правовой карте мира, а именно:
Международное право – система юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. Основной источник международного права – международный договор.
Иностранное право – право (действующее законодательство) иностранного государства
Международное право по своей природе не может быть отнесено ни к одной из правовых систем и занимает «наднациональное» положение. Вместе с тем, в последнее время формируется стойкая тенденция к внедрению общепризнанных принципов и норм международного права во внутригосударственные правовые системы. Так, в КРФ (ч. 4 ст. 15) записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Т.О., международные договоры не только признаются частью системы права России, но и имеют приоритет над ее внутренним законодательством (ратификация РФ Хартии МСУ (15 октября 1985 г.) – 20.03.1998 г. (т.е. взяла на себя обязательство по соблюдению прав МСУ)) + ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г..
На примере российского права (отраслей права), мы можем проследить влияние международного права (МП) на национальное право:
1) Конституционное право – важнейшее значение, где для норм МП именно принципы и положения КРФ являются «входной дверью» в национальную правовую систему
2) Административное право – в меньшей степени: к институту госслужбы, административной юстиции
3) Гражданское право – широкий спектр применения международное частное право (МЧП)
4) Финансовое право – фрагментарное влияние международных норм (например, стандарты международной бухгалтерской отчетности, нормативы Европейского Союза, Международный валютный фонд)
5) Трудовое право – эффективное внедрение Конвенций Международной организации труда.
Взаимодействие иностранного с национальным правом:
Право иностранного государства рассматривается через призму его использования в регулировании конкретных отношений (между физическими, юридическими лицами). Это в отличие от международного права, где его нормы признаются всем обществом. Например, брак между гражданином РФ и гражданкой Германии может быть заключен как на основе российского законодательства, так и на основе германского законодательства (заключение брака на территории иностранного государства). Например, вопросы наследования: открытие наследства в иностранном государстве, где гражданин РФ является наследником имущества, находящегося в Израиле (пользуется законодательством Израиля). Также пример заключения коммерческого договора между какой-либо организации РФ и организации иностранного государства (частный интерес) – в договоре обязательно оговариваются условия о том, на территории какого государства будет рассматриваться иск в случае неисполнения обязательств по договору и пр.
Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 4513 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Национальная правовая система
Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное вйдеяие институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, мен
талитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой
культуры конкретной страны.
Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических.
В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права – судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Ру-.
Теория правовой системы рассмотрена в книге: Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. Часть I. Ярославль, 1995; Часть II. Ярославль, 1996.
мыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-ка-толическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).
Национальная правовая система: понятие и структура. Основные правовые семьи современности
30. Национальная правовая система – это историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет объединять их в отдельные группы – правовые семьи.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.
Англосаксонская правовая семья (семья общего права) – исторически сложилась в Англии, США и странах британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.).[187]
Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами, и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений – прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.
Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.
Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.
Романо-германская правовая семья (иногда используют название семья континентального права) возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права. Данная правовая система является наиболее древней и широко распространенной в мире. «Носители и двигатели данной системы были наиболее мощными государствами: два тысячелетия назад Римская империя, а затем зарождавшиеся и развивающиеся государства Европы – Франция, Германия и др.
В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвующих в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны.
Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.
Еще одна отличительная черта романо-германской правовой семьи заключается в том, что в государствах, ее образующих, существует строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Кроме того, происходит довольно четкое деление права на частное и публичное. Законодательство развивается в зависимости от отраслевого деления права. «Устойчивые нормативно-правовые массивы развиваются в русле отраслей права. Нередко на них почти не влияют политические и иные перемены в государствах».[189]
Характерна также устойчивая иерархия источников права, среди которых особо выделяется закон, обладающий верховенством по отношению к иным источникам.[190] Осуществляется последовательная систематизация законодательства, основным видом которой выступает кодификация.
Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).
Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления юридического характера.[191]
Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.
Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.
Иджма – конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.
Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.
Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т. д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади) рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворче
Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:
§ англосаксонская (семья общего права);
§ африканская (семья обычного права).
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3413 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Национальные правовые системы имеющие ряд общих, сходных черт, признаков образуют некую единую, автономную общность, охватываемую понятием «правовая семья»
Таким образом национальная правовая система понимается как исторически сложившаяся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореали-зации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.
Право — это мера свободы класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопри-тязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а также в форме обязанности не посягать на права других лиц государства и общества в целом.
Глава 28 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Понятие национальной правовой системы
Одним из необходимых этапов на пути познания сущности и социальной природы права является поиск учеными-юристами общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права. В настоящее время на земном шаре таких систем насчитывается более двухсот. Однако нет ни одного суверенного государства, которое бы имело систему норм права, полностью совпадающую с системой права, действующей в какой-либо другой стране. Принципиальное различие между действующими правовыми системами проявляется и во всех иных компонентах механизма правового регулирования: источниках права, судебной и иной правоприменительной практике, исторических традициях, правосознании, правоотношениях.
Можно найти немало примером тому, как принципиально важные положения одной правовой системы воспринимаются негативно, отвергаются другими правовыми системами и наоборот. Так основу мусульманского права составляют религиозные тексты — Коран, Сунна, тогда как правовая система Франции не только не воспринимает религиозные тексты в качестве источников права, но и запрещает какое-либо вмешательство религиозных организаций в дела государства и даже использование зданий религиозных организаций для проведения политических мероприятий.
Одним из действенных приемов, с помощью которого ученые-юристы пытаются выявить общие и специфические признаки действующих правовых систем, является их сравнение, сопоставление. Существует целое направление научных исследований — сравнительное правоведение, ставящее своей непосредственной целью проведение сравнительного анализа действующих правовых систем, их классификацию и выявление всего многообразия действующих норм, приемов и способов нормативно-правового регулирования общественных отношений, применяемого в современном мире.
Сравнение и основанная на нем классификация исследуемых явлений в истории науки не раз приводила к серьезным открытиям, примером чему может служить всем известная периодическая система элементов Д.И. Менделеева, сыгравшая первостепенную роль в изучении химических веществ и даже предсказавшая существование элементов, которые не были известны на момент составления таблицы, но были открыты впоследствии.
Основным объектом сравнительного анализа правовых систем современности выступает национальная правовая система.
Понятие «национальная правовая система»является одним из наиболее широких по содержанию правовых понятий и включает в себя всю, без какого-либо исключения совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране(Франции, Германии, Болгарии, России и т.д.). Этим понятием охватывается прежде всего вся система норм права, действующих в стране. Поскольку любая система права представляет собой итог правотворческой деятельности государства и общества, то и в национальную правовую систему включают также правотворческую деятельность государственных органов, общественных и иных организаций, населения по подготовке, принятию и дальнейшему совершенствованию действующих норм права.
Важнейшим и необходимым элементом национальной правовой системы выступает также деятельность государства и общества по охране и реализации норм права в конкретных отношениях. Ибо нормативно-правовое регулирование общественных отношений достигает своей конечной цели лишь на стадии реализации, воплощения действующих норм в конкретных отношениях, стадии создания правовых отношений, соответствующих действующим нормам права. И только с учетом конкретных правоотношений, которые реально возникают и существуют в обществе, можно давать объективные оценки нормам права, их способности выступать в качестве действенных, эффективных регуляторов общественных отношений, сравнивать, сопоставлять регулятивный потенциал одной национальной правовой системы, ее отдельных частей с другой национальной правовой системой.
Граждане, государственные органы и иные лица, будучи субъектами правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности, осуществляют волевые действия и акты, принимают юридически значимые решения, вступают в конкретные правоотношения. Все такие действия и решения, прежде чем выразиться в конкретном поведении тех или иных лиц, проходят стадию мыслительной деятельности субъекта, на которой решающую роль играет правосознание субъекта, его правовые знания, правовые чувства, эмоции и установки. Особенно велика роль правосознания, таких его компонентов, как правовая наука и правовая идеология на стадии правотворчества, формирования новых норм права. Поэтому правосознание также выступает необходимым компонентом национальной правовой системы.
Таким образом, понятие «национальная правовая система» включает в себя все компоненты механизма правового регулирования: систему норм права, правосознание и правоотношения, а также механизмы правотворчества, реализации норм права и государственного принуждения. И все же данное понятие не является тождественным понятию «механизм правового регулирования»,поскольку имеет более широкое содержание. Национальная правовая система характеризует механизм правового регулирования, во-первых, не абстрактно, а реально действующим в какой-либо отдельной стране и, во-вторых, рассматривает его как результат длительного исторического развития.
Если понятие «механизм правового регулирования» отражает правовые процессы и явления абстрактно, в виде совокупности наиболее устойчивых, общих явлений и процессов, характеризующих деятельность общества и государства по правовому регулированию общественных отношений, то понятие «национальная правовая система»отражает эти же процессы и явления реально действующими в какой-либо стране, государстве. Поэтому содержание национальной правовой системы составляют не только явления и процессы, которые необходимы, присущи любому механизму правового регулирования, но и реально действующие явления и процессы, представляющие собой результат действия каких-либо случайных, субъективных факторов и не соответствуют закономерностям правового развития.
Например, действующее законодательство любой страны наряду с эффективно действующими нормами права, содержит ту или иную совокупность законотворческих ошибок в виде пробелов, противоречий, декларативных или фактически утративших действие нормативных предписаний. Законотворческие ошибки не являются объективно необходимыми компонентами механизма правового регулирования. Их наличие в действующем законодательстве обусловливается недостаточно высокой правовой культурой членов законотворческого органа, неумелым применением требований законодательной техники разработчиками законопроекта, некачественной экспертизой законопроекта и другими субъективными причинами. Равным образом и реальные процессы правоприменения, реализации норм права зачастую отходят от теоретических канонов механизма реализации норм права. Реализуя нормы права субъекты руководствуются не только ими, но и другими социальными нормами, а также совершают деяния, прямо противоречащие нормам права. И тем не менее все юридически значимые действия и решения, независимо от степени их согласованности с действующим правом, охватываются понятием «национальная правовая система».
Другая отличительная особенность понятия «национальная правовая система «состоит в том, что оно охватывает правовую систему как в статике, так и в динамике, в историческом развитии.Любая современная национальная правовая система представляет собой итог, ставший результатом ее длительного исторического развития. Историческая преемственность ставшего и предшествующих ему состояний может выражаться в различных формах. Отдельные компоненты, возникшие на предшествующих стадиях исторического развития системы, продолжают сохраняться в ее современном действующем состоянии. Возможны также ситуации, когда компоненты системы не сохранились в действующей правовой системе, но оказали существенное влияние на ее развитие, в том числе и ее современное состояние.
Ярким примером сохранения исторических традиций в современной правовой системе может служить правовая система исламских государств, основными источниками которой выступают Коран, Сунна и другие религиозные тексты, возникшие в начале первого тысячелетия и применяемые для регулирования общественных отношений в их первоначальном варианте, без каких-либо изменений и новаций. Историческая преемственность ярко проявляется в правовой системе Англии, США, Франции и других стран. Ни одна современная правовая система не может быть полностью понята в ее существенных свойствах, признаках без учета ее исторического развития.
2. Понятие правовой семьи. Основные семьи современного права
Правовая система отдельной страны, будучи уникальной и неповторимой в ее историческом развитии и современном, ставшем со-
стоянии, содержит и некоторые черты, признаки, присущие другим либо всем национальным правовым системам.Так, все национальные правовые системы используют нормы права в качестве регуляторов общественных отношений, создают специальные судебные органы для разрешения правовых конфликтов между участниками правоотношений, обеспечивают действие правовых норм с помощью государственного принуждения и др.
Есть также признаки, присущие не всем, а только некоторым национальным правовым системам. Например, в Англии, США, Канаде лидирующую роль в системе источников права играет судебный прецедент, тогда как в Италии, Германии, Польше, Российской Федерации и некоторых других странах континентальной Европы основным источником права признает закон, а судебный прецедент либо вовсе не признается источником права, либо играет роль второстепенного источника права.
Основанием для обособления национальных правовых систем в отдельную правовую семью, как правило, берутся наиболее важные, сущностные признаки, свойства, компоненты правовых систем, в том
общие исторические корни.Национальные правовые системы могут иметь единый и достаточно длительный этап своего становления и развития. На этом их общем этапе были сформированы принципы, специфические черты, которые играли известную роль в истории этих правовых систем и не утратили своего значения в современный период. Значительный интерес в этом плане представляет обычное право стран Африки. Все исследователи единодушно констатируют общность и оригинальность его принципов, институтов, юридической техники, которые существенно отличаются от европейского обычного права. Все это дает основания для бесспорного утверждения о том, что обычное право стран Африки имело какого-то общего предка, общую историческую основу. В то же время вопрос об этом общем предке остается неясным и дискуссионным;
источники права.Это один из основополагающих признаков деления национальных правовых систем на правовые семьи. Существует прямая и непосредственная связь между системой источников права и остальными компонентами механизма правового регулирования. В зависимости от того, какие способы формирования права
используются в национальной правовой системе, что признается действующим правом, образуются и действуют механизмы охраны и реализации норм права. Государства континентальной Европы, признавая закон ведущим источником права, принимают большую часть норм права в форме законов, а на судебные органы возлагают обязанность неукоснительного следования действующим законам. В Англии основным источником права длительный период признавался судебный прецедент, что в свою очередь значительно сдерживало законотворческую деятельность представительного органа страны и одновременно наделяло суды правотворческими функциями. Своеобразие правовых источников мусульманского права также сказывается в системе органов, осуществляющих правотворческие и судебные функции;
исходные принципы правового регулирования, единство юридических понятий и терминов.Общность национальных правовых систем может проявляться не только в их механизмах правового регулирования, но и в непосредственном содержании действующих правовых норм и институтов. Наиболее ярко эта общность обнаруживается на уровне конкретных правовых принципов и правовых понятий. Не представляет большого труда увидеть различие между национальными правовыми системами стран Европы, Индии и стран Дальнего Востока на уровне основополагающих правовых принципов. Если для всех европейских стран ведущим является принцип борьбы за право, за создание реальных условий для того, чтобы любой гражданин, иное лицо мог реально защитить свои нарушенные права путем обращения в суд или иной компетентный орган, то для правовых систем Индии и стран Дальнего Востока ведущим является прямо противоположный принцип — добросовестное исполнение возложенной обязанности и терпеливого отношения к любым посягательствам на субъективные права человека или иного лица. На принципах, существенно отличающихся от принципов европейского права, основано и обычное право африканских стран. Туземное правосудие, по мнению Р. Давида и Ж. Спинози, выступает скорее как институт примирения, чем как институт применения наказания правонарушителя. Отсутствие действенного механизма исполнения решений делает еще более необходимым институт согласия; решение, основанное на властных началах, рискует остаться неисполненным;
отрасли и институты права.Национальные правовые системы, основанные на общих принципах и правовых понятиях, терминах, как правило, имеют и значительное сходство в системе отраслей и институтов права. Все страны континентальной Европы в системе действующих норм права выделяют гражданское, конституционное, административное (полицейское), уголовное и другие отрасли права. В то же время для Англии, как представительницы общего права, подобное деление норм права на отрасли является неведомым. В Англии отсутствуют гражданское, административное, торговое и некоторые другие отрасли права. Вместо них используется деление норм права на общее право и право справедливости, неизвестные странам континентальной Европы.