Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит

Национальная инновационная система

Национальная инновационная система — совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

Содержание

История

Вслед за тем, как Й. Шумпетер разработал понятие экономической инновации в работе «The Theory of Economic Development» (1934), в 80-х Б. А. Лундвалл (en:Bengt-Åke Lundvall) сформулировал понятие НИС. Значительный вклад в теорию НИС внесли так же Р. Нельсон, К. Фриман.

Структура

К структурным элементам НИС относятся:

Государство и НИС

В разных странах сложились различные модели организации НИС.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

Цикл жизни инновационного проекта

В развитии инновационной компании выделяют следующие этапы:

Примеры проектов

Ссылки

Литература

См. также

Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Смотреть фото Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Смотреть картинку Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Картинка про Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Фото Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит

Полезное

Смотреть что такое «Национальная инновационная система» в других словарях:

Национальная инновационная система государства-участника СНГ — Национальная инновационная система система организационно правовых, социально экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией, законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств… … Официальная терминология

Система инновационная национальная — совокупность учреждений и организаций страны, которые осуществляют разработку и распространение новых технологий и позволяют Правительству реализовать политику в области научно технологического развития национальной экономики. Существует также… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Инновационная технология — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

Национальная технологическая и инновационная медаль — Национальная медаль за технологию и инновацию (англ. National Medal of Technology and Innovation; до 2007, называлась National Medal of Technology, то есть Национальная медаль за технологию или Национальная медаль технологии) американская… … Википедия

Национальная технологическая и инновационная медаль США — Национальная медаль за технологию и инновацию (англ. National Medal of Technology and Innovation; до 2007, называлась National Medal of Technology, то есть Национальная медаль за технологию или Национальная медаль технологии) американская… … Википедия

Стратегия инновационная — система реализации приоритетов субъекта в области инновационного развития, определяющая основные направления его деятельности в данной области. Разрабатывается на национальном уровне, а также на уровне регионов, отраслей и организаций (фирм).… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Институт экономики Комитета науки МОН РК — Год основания 1952 Расположение … Википедия

Инновации — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

НИС — Национальный исполнительный совет Бенин НИС настольная издательская система компьютерный комплекс комп. НИС Национальный инвестиционный совет http://www.rnic.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур

Инновация — У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия

Источник

Национальная инновационная система Российской Федерации

В современных условиях создание и развитие национальных инновационных систем является ключевой задачей не только для формирования эффективной научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности экономики государства на мировом рынке, а также связанного с этим роста благосостояния населения.

Концепция национальных инновационных систем сформировалась в международной практике в 80-х годах ХХ века под влиянием трех основных теорий: общей теории систем; инновационной теории Й. Шумпетера; теории институциональных изменений Д. Норта.

Основателем новейшего концептуального подхода к толкованию понятия национальной инновационнй системы принято считать К. Фримана – профессора Сассекского университета (Великобритания). Национальной инновационную систему (НИС) он определял как комплекс действий по развитию технологической политики, способной обеспечить экономический успех страны. По его мнению, НИС является особого рода сетью институциональных структур, активность и взаимодействие которых инициирует, творит, модифицирует и способствует диффузии новых технологий. Сегодня это понятие находится в центре внимания, как ученых, так и государственных и международных организаций, занимающихся проблемами технологического и экономического развития и отвечающих за разработку инновационной и промышленной политики.

Американский ученый Р. Нельсон в своих теоретических взглядах при определении НИС системы делал акцент на сущности эволюции экономических процессов и реализации научно-технологического прогресса, а также подчеркивал преимущества рыночного механизма для использования ресурсов при реализации инновационных проектов. Национальную инновационную систему он рассматривал как систему национальных институтов, взаимодействие которых определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм.

Английский экономист С. Меткалф определяет национальную инновационную систему как совокупность различных институтов, которые по отдельности и во взаимодействии вносят вклад в развитие и передачу технологий и обеспечивают рамки для формирования государственной политики, оказывающей влияние на инновационные процессы.

Таким образом, под национальной инновационной системой следует понимать совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занимающихся производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ.

Национальная инновационная система содержит две составляющие:

1) научно-производственную, представленную различного рода компаниями, университетами, государственными лабораториями, технопарками и инкубаторами;

2) инфраструктурную (обеспечивающую), включающую институты правового, финансового и социального характера.

В качестве элементов НИС ученые выделяют следующие подсистемы:

Представленный обзор научных подходов к определению национальной инновационной системы позволяет сделать вывод о том, что ее ключевой целью является создание благоприятной экономической и правовой среды, формирование инновационной инфраструктуры, оптимизация механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований, экспериментальных разработок. Характерными признаками национальной инновационной системы является ориентация на приоритетность развития науки, образования и наукоемкого высокотехнологичного производства, благодаря которым будет обеспечиваться создание, распространение и внедрение инноваций.

В целом описанные теоретические подходы к изучению национальных инновационных систем образуют общее понимание современных национальных инновационных систем как взаимодействие различных структур, отличающихся своими целями и задачами и реализующих научно-технологическое производство в национальных границах.

Национальная инновационная система занимает ведущее место в построении конкурентосопособной экономики, поэтому эффективное фунционирование НИС Российской Федерации является одной из ключевых проблем дальнейшего экономического развития.

Ключевой предпосылкой к формированию НИС является решение комплекса задач, направленного на проведение государственной инновационной политики. В некоторых странах отмечается активное участие государства, а в других – инновационная политика предполагает лишь косвенное вмешательство. Управляя формированием и развитием НИС государство: создает рамочные условия функционирования инновационной системы; участвует в формировании мотивационной основы деятельности ее элементов; формирует ресурсы и институты национальной инновационной системы; выступает как катализатор процессов и как партнер; снижает инновационные риски; организует развитие инновационного предпринимательства; регулирует институциональную инфраструктуру.

Национальная инновационная система Российской Федерации характеризуется высокой ролью государства в развитии инноваций. Инструменты государственной поддержки инноваций в Российской Федерации условно подразделяются на две группы: это гранты и субсидии конкретным компаниям (прямая поддержка) и создание условий, институтов, механизмов стимулирования, поддержка различных фондов, которые улучшают среду для развития инноваций, то есть формируют благоприятные инновационные экосистемы. При создании инновационных компаний прямая поддержка менее эффективна, однако она является более предпочтительной для поддержания высоких темпов роста средних и крупных компаний.

Следует отметить, что спектр инструментов поддержки в последние годы постепенно расширялся. Так, с 2016 года реализуется поддержка частных высокотехнологичных предприятий, в 2017 году были расширены налоговые льготы для НИОКР, а с 2018 года был отменен налог на движимое имущество.

В практику поддержки также вводятся такие инструменты как инновационные сертификаты (ваучеры) для малых и средних высокотехнологичных компаний на оплату услуг НИОКР, которые, по сути, представляют инвестицию от государства для осуществления инновационной деятельности в компаниях.

Важной мерой поддержки является формирование спроса на отечественную инновационную продукцию посредством предоставления приоритета при государственных закупках продукции (на основании введения соответствующих законодательных поправок).

Далеко не все инструменты поддержки принесли ожидаемый эффект. Российские частные компании недостаточно задействованы в инновационных процессах. Самый высокий показатель инновационной активности (около 30%) наблюдается у предприятий высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. При этом их доля в ВВП составляет менее 1%, что свидетельствует о необходимости пересмотра ориентиров инновационной политики.

Несмотря на то, что за последнее десятилетие в Российской Федерации сформированы и реализуются все основные виды стимулирования инноваций, государственная финансовая поддержка до сих пор является преобладающим инструментом.

Одной из основных характеристик национальной инновационной системы Российской Федерации, присущих ей на современном этапе развития, является высокая доля государственных ресурсов в общей структуре затрат на исследования и разработки.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки представлена на рис. 1.

Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Смотреть фото Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Смотреть картинку Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Картинка про Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Фото Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит

Рисунок 1 – Структура внутренних затрат РФ на исследования и разработки

Как показывает рисунок, такая структура оставалась практически неизменной с 2016 года, а по итогам 2019 года отмечается даже сокращение доли предпринимательского сектора. Необходимо отметить, что такая ситуация прямо противоположна условиям экономически развитых стран. Так, например, в Японии доля государственного участия составляет лишь 15,0%, в США – 25,1%, Великобритании – 27,7%, Германии – 28,5%.

Одним из основных документов, определяющих цели и задачи развития национальной инновационной системы Российской Федерации, является Стратегия инновационного развития до 2020 года. Анализ выполнения целевых показателей, установленных стратегией, представлен в табл. 1.

Таблица 1 – Анализ выполнения целевых показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года

Показатели20102011201220132014201520162017201820192020Целевое значение на 2020 год
Коэффициент изобретательской активности, %2,011,852,002,001,652,001,831,551,71,591,62,8
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, %7,98,99,18,98,88,37,320,819,821,623,025
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, %4,58,812,113,711,58,98,47,16,65,26,215
Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат организаций промышленного производства, %1,51,82,22,11,81,81,71,51,61,92,5
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, %4,96,17,88,98,27,98,46,76,06,16,425
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, %0,80,61,11,11,10,91,01,30,90,60,98
Внутренние затраты на исследования и разработки, % ВВП1,131,021,031,031,071,101,101,111,01,041,13

Источник: Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года https://rosstat.gov.ru/folder/14477

Данные табл. 1 показывают, что все усилия государства, связанные с реализацией стратегии инновационного развития Российской Федерации, не обеспечили ожидаемого успеха. По итогам 2020 года большинство целевых показателей далеко от установленных Стратегией нормативов. Результат реализации указывает, на возможное наличие системных просчетов в формировании механизмов государственной поддержки, стимулирования и развития инновационной деятельности. Низкие показатели выполнения стратегии свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к ее реализации, проведения детального анализа используемых методов и инструментов на предмет их качества и эффективности.

Для объективной оценки развития национальной инновационной системы представляют интерес международные рейтинги, позволяющие проводить сравнение с другими странами. Одним из таких рейтингов является Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index, GII). Он формируется на основе более чем 80 различных показателей, детально характеризующих уровень инновационного развития стран мира, которые находятся на разных этапах экономического развития. По мнению авторов исследования, успешность экономического развития связана, как с наличием инновационного потенциала, так и необходимых условий для его реализации. Расчет индекса производится на основе взвешенной суммы оценок двух групп показателей:

1. Располагаемые ресурсы и условия для инновационной деятельности (Innovation Input): человеческий капитал и научные исследования, институты и инфраструктура поддержки инноваций, уровень развития внутреннего рынка, развитие бизнеса.

2. Практические результаты, достигнутые в сфере внедрения инноваций (Innovation Output): результаты творческой деятельности, уровень развития технологий и экономики знаний.

Таким образом, итоговый индекс представляет собой соотношение произведенных затрат и полученного эффекта от инновационной деятельности, что позволяет объективно оценивать усилия по развитию инноваций той или иной страны.

Рейтинг Российской Федерации в Глобальном инновационном индексе представлен на рис. 2.

Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Смотреть фото Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Смотреть картинку Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Картинка про Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит. Фото Что такое национальная инновационная система и их чего она состоит

Рисунок 2 – Позиции Российской Федерации в Глобальном инновационном индексе (GII) за 2010-2020 гг.

По итогам 2020 года Российская Федерация в Глобальном инновационном индексе занимала 47-ю позицию из 131 страны, ухудшив на одну позицию показатель 2020 года. В общей структуре показателей индекса отмечается тенденция улучшения позиций по субиндексу ресурсов инновационной деятельности (+11 позиций), однако при этом заметно ухудшились показатели, отражающие степень воздействия результатов инновационной и научно-технической деятельностина развитие экономики и общества (-10 позиций). Низкий уровень эффективности инновационной деятельности и непосредственно связанных с ней сфер определил текущее отставание Российской Федерации от лидеров рейтинга.

В Глобальном инновационном индексе 2020 года Россия отнесена к группе стран с уровнем ВВП на душу населения превышающий средний и занимает в этой группе 6-е место из 34 стран. При этом среди 39 европейских стран Россия заняла лишь 32-ю позицию.

Результаты рейтинга за 2020 год позволяют выделить ключевые преимущества инновационной системы Российской Федерации:

Среди положительных факторов национальной инновационной системы следует также отметить уровень развития конкуренции и торговли (11-е место) и объем внутреннего рынка страны (6).

Негативное влияние на общую эффективность инновационной системы по результатам рейтинга оказывают:

Среди других недостатков национальной инновационной системы, которые определяют низкие позиции России в указанном рейтинге следует отметить: соответствие систем управления требованиям стандартов качества ISO 9001 (105), доступность микрофинансирования (77), группа показателей результатов инноваций в сфере ИКТ и создания бизнес-моделей (91), развитие средств массовой информации (78) и др.

По оценкам составителей рейтинга, результативность инноваций в России ниже ожидаемого уровня при текущих значениях показателей ВВП на душу населения и инвестиций в науку, технологии и инновации. Отставание от стран-лидеров традиционно определяет низкая эффективность институтов, формирующих условия для предпринимательской и творческой деятельности.

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и ожидаемого сокращения источников финансирования, дальнейшая государственная поддержка исследований и разработок, инновационной деятельности (особенно в секторе малых предприятий и стартапов) должна стать приоритетом для ведущих стран.

Таким образом, за период 2010–2019 гг. Российской Федерации удалось значительно повысить уровень потенциала НИС по сравнению с другими странами мира, улучшив свои позиции в Глобальном индексе инноваций с 64-го до 47-го места. Вместе с тем в последние годы отмечается тенденция замедления темпов роста ключевых показателей инновационной деятельности. Сравнительный анализ показывает, что Россия по-прежнему значительно отстает, как от развитых, так и многих быстроразвивающихся государств по большинству показателей, характеризующих эффективность использования ресурсов и степень влияния результатов инновационной и научно-технической деятельности на развитие экономики и общества.

Сегодня тенденции развития мировой экономики убедительно указывают, что исключительным возможным вектором повышения конкурентоспособности страны на мировой арене является формирование экономики, которая базируется на знаниях. В условиях повторяющихся мировых кризисов значение инновационной составляющей экономического развития государства перманентно растет, а инновации трансформируются в важный источник экономического роста, улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Подводя итог оценки современного состояния развития национальной инновационной системы Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в целом ее формирование находится на этапе завершения: определены субъекты инновационной деятельности, сформированы правовые основы регулирования, разработаны механизмы стимулирования и поддержки, реализуются венчурные проекты. Государство сыграло ведущую роль в формировании национальной инновационной системы. Тем не менее, существующая система государственного регулирования инновационной деятельности имеет ряд проблем, снижающих эффективность распределения бюджетных средств, сокращающих внешние инвестиции со стороны бизнеса, что в целом не позволяет обеспечить достаточное для страны инновационное развитие.

Текущий экономический кризис лишь обостряет существующие проблемы. И хотя государственный сектор не может влиять на течение кризиса в глобальных масштабах, но именно он способен создать полноценные условия для функционирования и развития национальной инновационной системы. Поэтому в современных условиях ключевая задача государственного регулирования НИС заключается т в том, чтобы обеспечить высокий уровень финансовой, информационной и законодательной поддержки инновационного развития Российской Федерации.

Связанные статьи:

Список использованных источников

Источник

Тема 7. Национальная инновационная система

Основоположниками теории формирования национальной инновационной системы (НИС) считают К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания), Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследований были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста). Каждый из авторов предлагал свое определение НИС, акцентируя внимание на ее отдельных элементах и взаимосвязях. В то же время все они придерживались общих методологических принципов:

– особую роль в экономическом развитии играет знание;

– главным фактором экономической динамики является конкуренция между предпринимателями, в основе которой лежат инновации;

– институциональный контекст инновационной деятельности прямо влияет на ее содержание и структуру.

В отечественной литературе отмечаются такие основные характеристики НИС, как:

1) системный характер, то есть рассмотрение ее как совокупности особым образом взаимодействующих элементов;

2) институциональный аспект, то есть влияние существующих в обществе формальных и неформальных институтов на темпы и масштабы развития инноваций;

3) распространение новых знаний и технологий как главная функция НИС.

С начала 90-х годов XX века концепция НИС начинает использоваться в исследованиях, проводимых международными организациями, в т.ч. ОЭСР, а также в рамках политических программ отдельных государств. В настоящее время концепция НИС получила широкое развитие в отечественной и зарубежной науке по следующим основным направлениям: различные подходы к определению и типологии инноваций; исследования в области развития НИС, понятийного аппарата, государственной инновационной политики; исследования динамики инновационных процессов; анализа инноваций на уровне предприятий; разработка моделей научно-технического прогресса и учета факторов, характеризующих интеллектуальную и инновационную деятельность при построении макроэкономических производственных функций; разработка моделей экономического роста с учетом инновационной деятельности; анализ и моделирование диффузии инноваций; моделирование поведения на конкурентных рынках с инновациями; оценка роли регионов в развитии экономики инноваций и формирования инновационной политики.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

· Нормативно-правовая база ИД

Описание элементов НИС:

А) Нормативно-правовая база, участие государства в инновационном процессе.

Государство определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Кроме того оно проводит государственную политику в области инновационной деятельности.

В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (гранты, государственные заказы и т.д.)

· Исследовательские институты (академические и отраслевые)

· Вузы, проводящие научные исследования

· Государственный научный центр (ГНЦ)

В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

— имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

— располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

— научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

· Промышленные предприятия (крупные, средние и малые)

· Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке и др.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

· организация и содействие развитию венчурных фондов.

В разных странах сложились различные модели организации НИС. Хотя национальные инновационные системы довольно сильно отличаются друг от друга в деталях, у них имеются общие черты и базовая структура, необходимая для их функционирования, которая включает в себя совокупность взаимодействующих между собой блоков. Как правило, выделяют пять-шесть таких блоков:

I. Креативный блок, или блок порождения знания (университеты, научные институты, сложные социальные сети, обеспечивающие неформальное взаимодействие исследователей из разных институтов и университетов).

II. Блок трансфера технологий (различного рода посредники, в том численекоммерческие фонды профессиональной экспертизы, формирующие особую среду с широкими сетевыми связями, способными обеспечить контакты авторов креативных идей с потенциальными покупателями).

III. Блок финансирования. Для трансформации идеи в опытный образец (фазы инженерной разработки, изготовления макета, создания опытного производственного образца) и последующего запуска его в массовое производство необходимо внешнее финансирование. Существуют три потенциальных источника такого финансирования.

1.Банковский кредит. Автор идеи или поддерживающее его учреждение создает компанию по производству нового продукта и берет банковский кредит.

2.Продажа инновации. Автор идеи продает ее одной из крупных фирм, производящих сходный продукт. Данный способ финансирования, избавляя инноватора от риска, одновременно лишает его и прибыли, связанной с внедрением созданной им инновации в производство.

3. Венчурное финансирование. На основе изучения предлагаемой инновации и составленного инноватором бизнес плана, венчурная компания создает предприятие, руководителем которого обычно становится инноватор. В то же время венчурная компания сохраняет за собой полный контроль над деятельностью этого предприятия и в случае его недостаточной прибыльности может продать его.

IV. Блок производства. Возможны два альтернативных варианта организации инновационного производства. Первый — включение такого производства в производственные структуры одной из крупных фирм,что позволяет использовать преимущества вертикальной интеграции и уменьшить трансакционные издержки за счет отказа от самостоятельного менеджериального комплекса (бухгалтерии, системы учета кадров и т.д.). Второй — создание нового предприятия, где производственные трансакционные издержки минимизируются благодаря его небольшим размерам.

V. Блок подготовки кадров, включая инновационных менеджеров (университеты, а также учреждения, ориентированные на формирование научных кадров, национальные инженерные школы).

По мнению ряда специалистов, основные элементы инновационной системы можно объединить в шесть основных блоков:

1) бизнес-сектор (компании, производящие инновационные продукты);

2) государство (правительственные организации, определяющие инновационную политику, министерства, ведомства и другие регулирующие и финансирующие агентства);

3) научно-исследовательский сектор (вузы и НИИ);

4) организации по трансферту технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры по коммерциализации и трансферту инноваций);

5) организованное гражданское общество (общественные организации, влияющие на инновационное развитие);

6) зарубежные партнеры по инновационной деятельности.

Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований, некоторые экономисты представляют структуру НИС как систему из десяти блоков:

1) стратегия и приоритеты инновационной политики,

2) нормативно-правовая база в области развития и стимулирования инновационной деятельности,

3) инновационная инфраструктура,

4) система генерации и распространения знаний,

5) инновационные предприятия, включая крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышленное производство,

6) учреждения в сфере образования и профессионального обучения, готовящие кадры по организации и управлению в инновационной сфере,

7) рыночные условия, способствующие внедрению инноваций,

8) маркетинговая и финансовая составляющие системы создания и продвижения инноваций,

9) система взаимодействия с международной инновационной средой,

10) механизм инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений между перечисленными элементами.

Таким образом, базовая структура НИС содержит блоки, генерирующие знания и занимающиеся подготовкой инновационных кадров; создающие инновационную инфраструктуру; производящие инновационный продукт и проводящие государственную политику. Как правило, взаимодействие между блоками осуществляется по схеме: «государство-наука», «наука-производство», «государство-производство». Простейшая модель взаимодействия элементов НИС сводится к тому, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций. Роль государства – в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности. Различные варианты реализации этой условной модели формируют национальные инновационные системы.

Модели национальных инновационных систем (НИС). Анализ существующих в мире национальных инновационных систем позволяет выделить четыре вида НИС. Первый из них условно называют «евроатлантической» моделью, второй — «восточноазиатской», третий — «альтернативной», четвертый – модель «тройной спирали».

Евроатлантическая модель является моделью полного инновационного цикла – от возникновения инновационной идеи до массового производства готового продукта. В использующих эту модель странах, как правило, представлены все компоненты структуры инновационной системы: фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки, создание опытных образцов и запуск их в массовое производство. Эту модель используют развитые страны, лидирующие в рейтингах мировой конкурентоспособности национальных экономик (Великобритания, Германия, Франция и др.).

Альтернативная модель инновационного развития используется в преимущественно сельскохозяйственных странах, не обладающих значительным потенциалом в области фундаментальной и прикладной науки и не имеющих богатых запасов сырья, технологии переработки, продажа которого могли бы стать основой национальной конкурентоспособности. Вследствие этого в таких инновационных системах слабо представлен или вообще отсутствует не только блок фундаментальной и прикладной науки, но и высокотехнологический компонент как таковой. Не будучи в состоянии добиться заметных результатов в создании новых технологий, эти страны в своей инновационной политике делают упор на подготовку кадров в сферах экономики, финансов, менеджмента, социологии и психологии труда, а также на развитие отдельных отраслей легкой промышленности, креативной индустрии и рекреации. Большое внимание уделяется подготовке менеджмента для местных представительств транснациональных корпораций, международных банков, международных политических структур. К этой модели относят национальные инновационные системы Таиланда, Чили, Турции, Португалии и т.д.

И наконец, модель «тройной спирали»,получившая практическую реализацию только в последнее десятилетие в США, имеет принципиальное отличие от перечисленных выше не только структурой НИС, но и механизмом взаимодействия ее отдельных элементов. Сегодня процесс формирования отдельных элементов этой модели начинает развиваться и в некоторых странах Западной Европы и Японии.

Рассмотрим четыре вида модели НИС более подробно на примере отдельных стран.

Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов реализована в Италии и ФРГ. Напротив, воФранцииподавляющая часть фундаментальных исследований (за исключением математических) осуществляется в рамках Национального центра научных исследований, отчасти напоминающего Российскую академию наук. Математические исследования в основном сконцентрированы в Эколь Нормаль, а также в нескольких крупных университетах (Университет Нанси и Сорбонна).

3.2. Восточноазиатская модель НИС, получившая развитие в восточно-азиатском регионе, отличается от прочих моделей прежде всего своей структурой, в которой университеты как центр фундаментальных разработок играют гораздо меньшую роль, нежели исследовательские лаборатории при корпорациях. Типичным примером такого рода НИС считается Япония, где инновационная система ориентирована в основном на технические инновации и новейшие технологии, а не на производство фундаментальных знаний.

Целью последней было обнаружение ростков революционной технологии, попытка стимулировать открытия и изобретения, которые положили бы начало новым направлениям НТП. Была применена уникальная для Японии организация исследований, которая характеризовалась как система «проектных лидеров» или государственных венчуров. В 1985 г. совет по науке и технике опубликовал программный документ «Основы научно-технической политики», который в своем переработанном издании (1992 г.) определил 7 главных направлений развития японской науки до конца XX в.:

2) поддержка занятых в сфере науки и техники;

3) увеличение расходов на НИОКР;

4) развитие научно-исследовательской инфраструктуры;

5) стимулирование оригинального мышления и творчества исследователей;

6) интенсификация международной научно-технической деятельности;

7) содействие научно-техническому развитию периферийных районов страны.

В целом можно констатировать, что формирование НИС Японии осуществлялось посредством последовательного перехода от преимущественного импортирования передовых зарубежных технологий и ноу-хау к опоре на собственные оригинальные разработки и научно-технические достижения на основе отечественных фундаментальных исследований. Подавляющая часть фундаментальных исследований в Японии ведется в университетах и государственных лабораториях. Однако степень их внедрения остается недостаточной. Большая часть научно-технических разработок прикладного характера по-прежнему выполняется (и остается) в лабораториях крупных промышленных корпораций, без передачи потенциальным пользователям в пределах соответствующей отрасли. Между государственными фундаментальными исследованиями и прикладными разработками в частном секторе не всегда соблюдается необходимая координация. Основную долю расходов на НИОКР в Японии несет частный сектор. Такой подход обеспечил Японии наибольшие успехи именно на тех направлениях технического прогресса, которые связаны с производством потребительских товаров массового спроса. В области фундаментальных исследований и немассового производства заметно отставание Японии от других развитых стран.

Попытки решения проблемы взаимодействия деятельности университетов и исследовательских институтов с промышленностью были предприняты еще в 80-х гг. с принятием концепции, направленной на развитие технополюсов при активной государственной поддержке на различных уровнях власти. Для развития национальных технопарков правительством страны были разработаны специальные программы. Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

3.3. Альтернативная модель инновационного развитияформируется в странах, не обладающих значительным научным потенциалом, вследствие чего в НИС практически отсутствует блок фундаментальной и прикладной науки. Примером такого рода НИС могут служить инновационные системы Таиланда, Чили, Турции, Иордании, Португалии. Так, Таиланд и Чили, развивая сельскохозяйственную сферу экономики и являясь крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной продукции, при формировании НИС делают упор на развитие инновационного менеджмента этих отраслей, а также на заимствование новых технологий, а не их разработку. При этом постепенно формируется необходимая инновационная инфраструктура. Так, в Таиланде в 2003 г. было создано Национальное инновационное агентство, задачей которого является разработка стратегии инновационного развития и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, начато создание сети высокотехнологичных парков, включающих местные университеты, государственные и частные НИИ, в том числе с привлечением зарубежных ученых. Основная сфера деятельности – создание новых наноматериалов, развитие нанобиотехнологий и наноэлектроники. Развитие биотехнологий связано с созданием Национального центра генной инженерии и биотехнологий [11]. В Чили в 2006 г. был сформирован Национальный совет по инновациям. Развитие фундаментальной науки происходит преимущественно в университетах. Наибольшей поддержкой со стороны чилийского правительства пользуются ведущие национальные университеты (Университет Чили и Университет Сантьяго де Чили, католические университеты в Вальпараисо и Консепсьоне и Технический университет Федерико Санта Мария в Вальпараисо). Научно-исследовательские центры этих учебных заведений реализуют половину всех программ, осуществляемых в масштабах страны. Постепенно приоритетом инновационной политики Чили становятся отрасли сельского хозяйства, туризм, инновационный менеджмент, а также телекоммуникации и технологии связи.

Таким образом, альтернативная модель инновационного развития, которая исключает усилия по созданию фундаментальной науки и полного производственного цикла высоких технологий, становится приоритетной и менее затратной для стран, не способных выдержать высокие финансовые и организационные издержки.

3.4. Модель тройной спиралиявляется новейшей моделью формирования НИС, получившей развитие на базе евроатлантической модели. В своем законченном виде она пока не существует ни в одной стране. Наибольшее развитие она получила в США, а ее отдельные элементы – в некоторых развитых странах Западной Европы, Бразилии и Японии.

Применительно к инновационному развитию модель тройной спирали описывает взаимодействие трех институтов (наука-государство-бизнес) на каждом этапе создания инновационного продукта. Это динамическая модель межорганизационных взаимодействий, возникающая в ходе эволюции экономики и общества. Если ранее, в индустриальную эпоху взаимодействие между тремя институтами было линейным, то в современной экономике оно напоминает сцепление спиральных структур ДНК, позволяющее институтам перенимать и удерживать некоторые характеристики друг друга. Ее основными элементами являются:

1) в обществе, основанном на научном знании характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством;

2) три института (университет-государство-бизнес) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая генерируется из данного взаимодействия, а не по инициативе государства;

3) в дополнение к традиционным функциям, каждый из трех институтов частично берет на себя функции других институциональных сфер, а способность выполнять нетрадиционные функции является источником инноваций.

На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят также свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнении к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. В данной модели ведущее значение отводится университетам, которые превращаются в предпринимательские университеты или университеты промышленного типа, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины.

Классическим примером инновационного развития по принципу тройной спирали стало создание Силиконовой долины в США. История развития Силиконовой долины связана с желанием властей штата Массачусетс преодолеть влияние великой депрессии 30-х гг. XX в. при помощи совместного диалога бизнеса и науки в лице Массачусетского технологического института. Первоначально это было двойное взаимодействие «университет-предприятие» и «государство-университет». В университете акцент был сделан на развитие не только фундаментальных наук (физика и химия), но и прикладных, ориентированных на практическое применение результатов в производственной деятельности. Основой успеха стали многолетние усилия по созданию фирм, государственной поддержке НИОКР и выработке политики поддержки бизнеса. Постепенно двойные взаимоотношения переросли в отношения тройной спирали. Особую роль в ее становлении сыграли поправки к закону о патентах и торговых знаках 1980 г. Согласно этому документу, университетам и другим исследовательским учреждениям стали принадлежать права интеллектуальной собственности на те разработки, которые были проведены при финансовой поддержке государства.

Сегодня основой НИС США является примерно 150 университетов, значительная часть из которых занимает первые места в мировых рейтингах (Гарвардский университет, Йельский университет, Колумбийский университет, университет Беркли, Стендфордский университет, Массачусетский технологический институт, университет Минессоты, Висконсинский университет и др.). Именно в университетах сосредоточены основные исследования в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Университеты имеют большие финансовые ресурсы, обладая земельными владениями и значительными финансовыми фондами, постоянно пополняемыми богатыми выпускниками. В США регулярно проводятся рейтинги университетов, а также рейтинги среди однопрофильных факультетов различных университетов. Такое рейтингование чрезвычайно важно для привлечения студентов и лучших профессоров, а также использования новейших методов обучения.

Помимо университетов, в США фундаментальной исследовательской деятельностью занимаются Институты высших исследований (институты в Принстоне, в Лос-Анджелесе, Санта-Фе). Их основной задачей является подготовка кадров высшей квалификации и сотрудничество с представителями мировой науки, работающими в этих институтах на постоянной или временнойоснове. Так, Эйнштейн и фон Нейман были сотрудниками Принстонского института высших исследований, Мюррей Гелл-Манн (автор теории кварков) – постоянный сотрудник института в Санта-Фе.

Следующей структурой НИС США являются Национальные лаборатории (крупнейшие институты), развивающие какое-либо направление прикладной науки. Так, Лос-Аламосская лаборатория была местом создания атомной бомбы. Помимо этого, в США существует огромное количество частных исследовательских корпораций, из которых наиболее известной является Рэнд-корпорайшэн. Эти структуры обслуживают интересы американских государственных ведомств, а также частных компаний, занимаясь как фундаментальными, так и прикладными исследованиями на коммерческой основе.

Однако характеризуя в целом национальную инновационную систему США, следует подчеркнуть решающую роль университетов. А развитая система привлечения лучших профессоров со всего мира и способных студентов позволяет США стать лидером в большинстве областей знания и сконцентрировать специалистов, добивающихся самых высоких научных, технических и технологических достижений.

Большое значение в развитии современной НИС США имеет государство, выполняя не только свои традиционные функции в законодательной, финансовой и управленческой сферах, но и определяя перспективы развития экономики путем создания и реализации стратегических программ. Примером такого рода программ может служить Программа передовых технологий, инициированная еще в 1988 г. и реализуемая Департаментом торговли США. Цель Программы состоит в поддержке разработки технологий на ранних стадиях, которая осуществляется компаниями или консорциумами, состоящими из фирм, университетов и/или неправительственных лабораторий. Программа является промышленно ориентированной, поэтому университеты и государственные лаборатории участвуют в ней в качестве младших партнеров. Программа сфокусирована на ограниченном числе приоритетных направлений, одним из которых являются биотехнологии. Конкретные исследовательские задачи при этом формулируются компаниями, а не государством. Финансирование является совместным: консорциумы, объединяющие две или более компании, должны оплачивать не менее половины стоимости проекта, а крупные компании – не менее 60%. В случае участия малого предприятия в качестве единственного партнера, оно оплачивает минимум косвенных издержек. Отбор проектов осуществляется на основе двух базовых критериев: выгодность проекта для страны в целом (т.е. возможность появления технологий, которые будут обладать потенциалом для широких межотраслевых приложений, либо открывать новые рынки) и принадлежность проекта к ранней стадии развития технологии. Оценка Программы показала, что ее реализация повлияла на поведение фирм в отношении реализуемых ими НИОКР: 61% фирм увеличил финансирование НИОКР, 67% увеличили объемы инвестиций в долгосрочные наукоемкие проекты, 71% проявил больший, чем раньше, интерес к сотрудничеству и 73% фирм стали более склонны к рисковым вложениям. С точки зрения поощрения сотрудничества между частным сектором, университетами и государственными лабораториями, результаты Программы показали, что значение сотрудничества возрастало.

Наконец, отдельным направлением государственной поддержки является стимулирование технологического развития и коммерциализации результатов НИОКР, полученных в государственном секторе науки и в университетах. В основе последнего лежат такие широко известные законодательные акты, как закон Бэя-Доула, Акт о трансферте технологий и другое законодательство, призванное стимулировать частный сектор коммерциализировать результаты работ, выполненных в рамках государственных научных программ. В частности, появилась возможность передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, организациям-разработчикам, которые затем могут передавать их на основе лицензирования компаниям, занимающимся коммерциализацией. Государством созданы условия для быстрого трансферта знаний, полученных в университетах и государственных лабораториях, в том числе благодаря программам поддержки старт-апов и введения либеральных правил их создания. Таким образом, перечисленные выше меры государства, а также программы поддержки малого бизнеса, нормы регулирования прав на интеллектуальную собственность, инструменты поощрения взаимодействия науки и бизнеса в области НИОКР способствовали процессу формирования новой модели НИС.

Процесс становления модели инновационного развития по принципу тройной спирали наблюдается сегодня в некоторых развитых странах Европы (на базе полюсов конкурентоспособности, как во Франции), скандинавских странах, Бразилии, Японии (на базе технополисов). В России существуют пока единичные примеры практического опыта использования модели тройной спирали (на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники).

В настоящее время за рубежом разрабатывается усложненный тип модели тройной спирали – модель четвертой спирали, описанная в 2009 г. Ю. Караяннисом и Д. Кэмпбэлл. Эта модель касается интерактивных сетевых взаимодействий на уровне всего национального сообщества, а не только между тремя ведущими институциональными секторами. Поскольку на инновационный процесс стали влиять и другие институты в лице различных социальных слоев, то это обстоятельство нашло теоретическое воплощение в добавлении четвертого элемента к тройной спирали, охватывающего представителей гражданского общества. Считается, что четвертая спираль лучше характеризует современную постиндустриальную экономику, чем тройная, так как в XXI в. гражданское общество приобретает критически важную роль в создании и распространении новых благ и ценностей.

Таким образом, зарубежный опыт формирования различных типов НИС говорит о том, что сегодня большинство стран переориентируют свое экономическое развитие в сторону экономики инноваций, выбирая наиболее адекватную национальным особенностям модель НИС. При этом выбор модели во многом определяется существующим уровнем экономического развития, системой образования и науки. Развитие той или иной модели НИС для конкретной экономики — длительный процесс, в котором взаимодействуют бизнес и государство, выполняя свои традиционные функции и приобретая новые. Лидерами становятся страны с высоким научным и образовательным потенциалом, способные быстро внедрить в производство инновационные разработки. Этой задаче во многом способствуют налаженные деловые связи науки и бизнеса, а также активная протекционистская политика государства.

Перечень литературы к теме №

Основная литература:

Дополнительная литература:

9. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. Разработка механизма эффективного государственного управления инновационным развитием в условиях Севера // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – Электронный ресурс: многопредмет.науч.вестник. – гос.рег. № 0420700054 ФГУП НТЦ «Иноформрегистр». – сетевой адрес http // syktsu.ru. – 2011. № 1. (входит в перечень изданий ВАК).

10. Руководство ФРАСКАТИ.

11. Руководство ОСЛО.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV.

13. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

14. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции долгосрочного социального и экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

15. Распоряжение Правительства Республики Коми от 22.02.2011 г. № 44-р «О Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года».

16. Закон Республики Коми от 15.11.2006 г. № 104-РЗ (ред. от 30.06.2010) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми».

17. Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 г. № 418 (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики».

18. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике».

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие национальной инновационной системы (НИС).

2. Охарактеризуйте основные концепции национальных инновационных систем.

3. Назовите элементы национальной инновационной системы

4. Опишите модели национальных инновационных систем, приведите конкретные примеры.

5. К какой модели можно отнести российскую НИС? Почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *