Что такое нативное обучение

Что такое нативные и кроссплатформенные приложения? Плюсы и минусы.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Фактически, рынок заставляет разработчика делать выбор между разработкой кроссплатформенных приложений и разработкой нативных приложений. Рассмотрим детальнее, что представляет из себя каждый из указанных подходов.

Что такое нативные приложения?

Что из себя представляют кроссплатформенные приложения?

Как следует из названия, кроссплатформенность подразумевает создание приложений, которые могут работать в различных операционных системах. После написания кода приложения его можно развернуть на разных устройствах и платформах, не беспокоясь о проблемах несовместимости. Это универсальный подход, который широко используется для экономии времени и денег на разработку. Часто для этого используются специализированные кроссплатформенные фреймворки.

Какие инструменты для разработки кроссплатформенных приложений применяют чаще всего?

Ссылаясь на статистику appfigures.com можно выделить такие инструменты:

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Как мы видим наиболее часто применяемым инструментом разработки кроссплатформенных мобильных приложений на конец 2017 года был Cordova – 39.89%. Вторым по частоте применения инструментом является Unity – 30.93%. Третьим – Adobe Flash с 10.39%. Следом идут Cocos2D – 9.37%, Xamarin – 4.5%, Appcelerator – 3.79%, Corona – 2.68%, React Native – 1.85%.

Итак, стоит ли вам инвестировать в разработку отдельных нативных приложений на несколько платформ сразу, или убивать двух зайцев одним выстрелом, разрабатывая кроссплатформенные приложения? Или может стоит вообще сосредоточиться только на одной платформе и не обращать внимание на другую, пока не достигнут успех среди приложений первой?
По данным портала appfigures.com на начало 2018 года количество приложений, присутствующих на обеих популярных платформах, было вполне ощутимым:

Тема связана со специальностями:

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

450 тысяч приложений на обеих платформах. Это более 28% приложений в Apple App store и 14% в Google Play Store. Это выглядит достаточно весомой частью, чтобы задуматься об присутствии на обеих платформах и попытке экономии используя кроссплатформенную разработку.

По данным того же портала, многие уже существующие приложения расширяют свой рынок, выходя, со временем, на другой платформе. При че чаще приложения выходят дополнительно на Android, выпускаясь изначально под iOs.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Можно также наблюдать тенденцию к снижению процента кроссплатформенных приложений за 2016 – 2017 годы.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Так стоит ли потратить деньги на разработку двух нативных приложений, идеально соответствующих каждой платформе, или есть смысл сэкономить ресурсы и получить одно – кроссплатформенное?

Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого из указанных подходов.

Преимущества и недостатки нативного подхода

Плюсы нативных приложений

Нативные приложения задумываются и разрабатываются, чтобы решать конкретные задачи на конкретной платформе. Это приводит к лучшему соответствию возможностей приложений аппаратным возможностям устройств, включая Bluetooth, NFC, камеру, GPS и т. д.

Эта соответствие необходимо, когда приложение должно использовать такие данные, как физическое и географическое местоположение и др.

Лучший пользовательский интерфейс

Качество пользовательского опыта является важным рейтинговым показателем в магазинах приложений. Если приложение имеет высокую оценку пользовательского опыта, оно будет более высоко оценено магазином приложений, что ведет к большему числу рекомендаций для разной аудитории и увеличению доходов от приложения, соответственно.
Есть предположение, что в магазинах приложений сами механизмы ранжирования будут лучше представлять приложения именно нативные для платформы, из-за их заведомо более высокой производительности и простоты использования.

Минусы разработки нативных приложений

Видео курсы по схожей тематике:

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

UX/UI Design Стартовый

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

UX/UI Design мобильных приложений

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Создаем игру типа “Pokémon Go“

Плюсы и минусы кроссплатформенных приложений

Как следует из названия, кроссплатформенность влечет за собой создание приложений, которые могут работать в различных операционных системах. После написания кода приложения его можно развернуть на разных устройствах и платформах, не беспокоясь о проблемах несовместимости. Это универсальный подход, который широко используется для экономии времени и денег.

Вот некоторые преимущества и недостатки использования кроссплатформенного подхода в разработке мобильных приложений.

Плюсы кроссплатформенных приложений

Тогда как производительность важна для любого мобильного приложения, его внешний вид (UI) и ощущения (UX) так же важны. Использование единой общей команды разработчиков и единого кода позволяет компаниям использовать одинаковый внешний вид приложения на всех платформах. То есть один и тот же пользовательский интерфейс и UX будет одинаково выглядеть на всех платформах.

Недостатки кроссплатформенной разработки приложений

Механизм добавления вашего приложения, являющегося кроссплатформенным, в Apple App Store и в Google Play Store будет отличаться. Требования этих магазинов приложений к представленным у них продуктам различны. Прохождение всех проверок и выполнение всех правил для соответствия обоим магазинам будут вызывать определенные сложности.

Вывод

Подведем краткие итоги. Попробуем сузить наш достаточно сложный выбор между нативной разработкой и кроссплатформенной.

Бесплатные вебинары по схожей тематике:

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Веб-дизайн с Figma. Легкий старт

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Удаленная разработка программного обеспечения

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Tips&Tricks: How to Survive Meetings with Foreign Customers

Используйте выбранный вами подход для построения качественных и полезных приложений. С нашей стороны можем порекомендовать ряд видеокурсов.

Для создания кроссплатформенных игр очень удобным инструментом является Unity и на ITVDN вы найдете серию видео курсов по разработке игр на Unity.

Если вы хотите попробовать себя в разработке кроссплатформенных приложений с использованием такого инструмента, как Xamarin, вам могут оказаться полезными такие уроки на портале ITVDN.com, как Xamarin. Легкий старт и Разработка пользовательского графического интерфейса (GUI) на C# под Android (Xamarin).

Также смотрите на ITVDN видео курсы по специальности Android Developer и iOS Developer.

Источник

Натив или кроссплатформа? Детальный разбор простым языком

Немного знаний терминологии не повредит, чтобы иметь больше совместного контекста. Постараюсь не быть занудой.

SDK — software development kit — инструментарий разработчика. Говорят например, — AppStore SDK — набор инструментов для реализации платежей и подписок в приложении. Или Android SDK — совокупность более мелких SDK для разработки под всю платформу.

API — это программный интерфейс, (тяжело объяснять простыми словами оказывается). Руль — физический интерфейс к колёсам, коробка передач — к двигателю, мы дергаем за них, чтобы машинерия внутри сделала для нас более сложную работу через простой для восприятия интерфейс. Программные интерфейсы — наборы функций, объектов, используя которые программисты выполняют сложную работу более простыми действиями.

Поскольку сухой разбор преимуществ и недостатков той или иной технологии — пустая трата времени, будем честны, из любой технологии можно сделать какашку и конфетку, вопрос лишь какой ценой, поэтому для развития осознанного понимания, зайдем чуть издалека.

Так или иначе, клиент любого бизнеса, пожелавшего открыть для себя вожделенную айтишечку, доступен через 3 окошка:

Также мы не рассматриваем устройства носимой электроники, интернета вещей, экранов холодильников, различных embedded систем — уж очень они специфичны.

На заре широкого коммерческого успеха мобильных гаджетов, некто по фамилии Джобс, отстаивал идею о том, что персональный смартфон — это всего лишь окошко к всемирной паутине, которое всегда с собой. Круто же звучит! Вот что он говорил:

Полноценный движок Safari уже присутствует внутри iPhone. То есть, вы можете создавать изумительные Web 2.0 и Ajax приложения, которые выглядят и ведут себя так же, как родные программы iPhone. И они способны прекрасно взаимодействовать с его сервисами: звонить, отправлять электронные письма, разыскивать местоположение в Google Maps. И знаете, что? Для этого не нужен SDK! У вас уже все есть для написания невероятных приложений для iPhone, если вы знаете, как создавать программы, используя современные веб-стандарты.

Есть предположение, что изменить взгляд Джобсу помог Джонни Айв, убедив его в том, что устройства эппл без нативных сторонних приложений не будут доступны для создателей контента, плюс от этого платформа потеряет эксклюзивность. В тоже время, в кулуарах Гугл зрел андроид и у менеджмента не было особого мнения на этот счет.

Собственно, к чему эта лирика. Исторически, мы имеем два основных способа доставки приложения пользователю:

-Нативное приложение — созданное с использованием инструментов разработки вендоров: Apple/Google и распространяемое через магазины приложений. Для разработки под Apple актуальны технологии: UIKit, SwiftUI + богатый iOS SDK, язык программирования Swift (и для особых случаев старичок Objective-C)Для Андроид соответственно — Android SDK, Jetpack Compose, языки: Java 8, Kotlin

Веб-приложение, использующее браузер в качестве среды выполнения и ограниченного доступа к ресурсам девайса (я специально не называю веб-приложение сайтом, так мы в терминах отделяем статические странички от динамичных, наполненных различной бизнес-логикой, приложений). К ним же относятся так называемые WebView — приложения, обернутые тонким слоем нативного кода, использующего SDK браузера для открытия веб-приложения, также распространяются через сторы.На ладан дышащие представители этого вымирающиего семейства — Apache Cordova и Ionic. Они не скрывают свое основное назначение — быстрое прототипирование приложений. Для них актуальны классические веб технологии — HTML, CSS, Javascript. Сюда же попадают поделки из no-code конструкторов типа GlideApps и его аналогов.

Оба подхода стоят диаметрально противоположно друг другу по ряду критериев:

Промеж первых двух, с недавних пор, расположись гибридные технологии, которые в настоящий момент чаще всего подразумеваются как кроссплатформенные:

Гибридные, компилируемые в нативный код — приложения написанные с использованием сторонних инструментов разработки, языков программирования, которые имеют свой набор библиотек, связывающих программные интерфейсы платформенных SDK с собственными интерфейсами или полностью заменяющие их.

Типичные представители этого семейства: React Native, Native Script, Electron.

Пока мы не убежали далеко, хочу немного шокировать нетехническую публику — самая кроссплатформенная технология, он же язык программирования, внимание, — C++! Та-да-а-ам! И как ни странно, он очень широко используется для создания полностью нативных кроссплатформенных модулей. Никаких компромиссов! Только хардкор! Ведь наши приложения, это не только кнопочки и списки. Обработка сотен точек на картах, базы данных с особыми возможностями синхронизации совместного доступа к данным, криптография, доставка и обработка видео в реальном времени, ежесекундные данные котировок, которые мы хотим доставлять молниеносно для десятков биржевых тикеров одновременно и многое другое. Никто не пишет эту логику дважды или трижды под каждую платформу.

Главный вопрос при выборе технологии (безотносительно иных бизнес целей) — опыт какого качества мы хотим подарить пользователю. И вот несколько критериев, влияющих на пользовательский опыт:

Говоря образно, по степени абстрактности к конечной мобильной платформе, технологии можно разделить так:

Кроссплатформенные технологии, в первую очередь, хотят завлечь нас преимуществами единой кодовой базы. С этим трудно спорить:

Сравните 2 кусочка кода, описывающих карточку с картинкой:

Команды нативных разработчиков часто разбавляют C/C++ программистами. Они пишут кроссплатформенные модули для разных задач в основном не связанных непосредственно с бизнес логикой.

На старте с нуля ему нет равных в качестве продукта к скорости разработки. 2-3 разработчика способны наковырять безумное количество фич в кратчайшие сроки и выпустить продукт. При этом look-and-feel, производительность будут более чем приемлемыми. Большое количество библиотек решат множество задач типовой функциональности. Я бы назвал flutter серебряной пулей, но. надо кое-что иметь в виду.

Технология предназначена для создания UI! Как и язык программирования Dart.

Выдержка из википедии в доказательство о том, что есть флаттер на самом деле:

Flutter is an open-source UI software development kit created by Google.

Разработка с этим SDK мне всегда напоминала письмо из Простоквашино:

На личном опыте проверено, что в процессе развития продукта скорость нативной разработки со временем возрастает, а кроссплатформенной убывает. Это обусловлено тем, что в начале требуется больше усилий для сборки архитектуры и наработке кода для 2х проектов, нежели для одного. Пока умудренные в особенностях своих платформ, кодеры скрупулезно собирают базовые джентельменские наборы для любого нативного приложения, их коллеги по кроссплатформенному цеху возможно уже готовятся выпускать MVP. Всё меняется на зрелой стадии продукта.

Вот список бед на кроссплатформе, которые на поздней стадии сожрут больше денег, чем на старте:

Дайте знать, если хотите продолжение про KMM и Xamarin, жду вас и ваши мнения в комментариях!

Канала в телеге нет, но если что, пишите в личку

Источник

Как учиться эффективнее: гид по формам обучения

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.

Почему формы обучения важны

Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.

При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.

Глобально все обучение бывает:

Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.

Обучение в сообществе

Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.

Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.

Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.

Вот несколько вариантов обучения в сообществе.

Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.

Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.

Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:

«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.

В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.

Участие в мастермайнде учит:

Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.

Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Иммерсивное обучение

Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.

«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.

Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.

Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.

О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:

«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.

Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.

Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.

При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».

Обучение на рабочем месте

Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.

Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:

Менторинг и коучинг

Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:

Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:

Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.

Источник

Технологии в образовании: как искусственный интеллект помогает развивать человеческий

Высокий темп жизни, необходимость постоянно повышать квалификацию и развитие компьютерных технологий привели к массовому распространению онлайн-обучения: от краткосрочных курсов до полноценного высшего образования. Американские и европейские вузы стали экспериментировать с онлайн-методами уже в 2000-х годах. В 2017 году на специальных образовательных платформах было размещено более 9 000 курсов от 800 университетов. В США треть студентов зарегистрирована хотя бы на один онлайн-курс. В России, по данным Яндекса, ежегодный оборот рынка онлайн-образования увеличивается на 60%. Другой тренд — внедрение в образование искусственного интеллекта, необходимость которого отметила даже генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле. «Хайтек» посетил конференцию EdCrunch 2019, где представители EdTech из разных стран рассказали об основных трендах в онлайн-образовании, а также о возможностях и проблемах внедрения в обучение ИИ.

Читайте «Хайтек» в

Мааруф Фахри, Labster: «3D-технологии позволяют учиться на ошибках»

Я начал заниматься технологиями для того, чтобы масштабировать опыт и распространить его на более широкую аудиторию. Важно вдохновлять детей на изучение естественных наук.

Наша компания разработала платформу, которая позволяет получить особый опыт обучения в лаборатории. Учащиеся читают теорию, а потом погружаются в 3D-реальность. Это стимулирует их любопытство, поскольку платформа основана на объединении научных знаний и их применении в реальной жизни. Студенты могут учиться на ошибках, участвовать в экспериментах, которые невозможно выполнить в обычной классной обстановке. По нашим данным, это позволяет усваивать информацию в два раза быстрее. При этом учащийся может проходить материал в том ритме, который ему удобен.

Мааруф Фахри — вице-президент по продукту Labster, Дания. Популяризатор науки и компьютерный энтузиаст. Надеется привлечь новое поколение ученых посредством использования виртуальных технологий. Он путешествовал по миру, выступал с докладами, используя технологии дополненной реальности для обучения молодежи основам кибербезопасности, и работал с изолированными общинами австралийских аборигенов, создавая специальную учебную программу для студентов, находящихся в сложных социальных условиях. Получил две степени бакалавра в области информатики и психологии, окончил аспирантуру по научной коммуникации. Мааруф считает, что правильное использование технологий может оказать преобразующее влияние на глобальное научное образование.

Наши курсы напоминают ролевую игру — например, можно представить себя исследователем неизвестной планеты. Для этого учащимся нужно создать исследовательскую станцию с минимальным воздействием на окружающую среду и изучать новые формы жизни. При этом они не могут прибегнуть к помощи Google, потому что это воображаемая среда, которой не существует в реальности.

Интересный факт: во время обучения молодые люди показывали более высокие результаты, когда инструкцию им давал робот, а девушки — при общении с живым человеком. При этом пол ассистента значения не имел.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

У нас три вида курсов: онлайн-курсы для удаленных студентов, курсы в реальной лаборатории лицом к лицу с преподавателем и теоретические курсы без лабораторных работ. Во многом мы начинаем с живых встреч студентов и преподавателей, где они пробуют нашу лабораторию, а потом могут повторить пройденный материал с помощью VR. Мы не говорим о том, чтобы полностью заменить работу с учителем, но наши исследования подтверждают, что виртуальная реальность улучшает результат.

Дональд Кларк, PlanB Learning: «Противоестественно изучать любой предмет, просто слушая лекцию»

Если вы преподаватель или учащийся, то обязаны интересоваться ИИ, потому что он изменит характер того, чему и как вы обучаетесь. Вы уже используете ИИ: пользуетесь Google, социальными сетями, покупаете вещи на Amazon или смотрите кино на Netflix. И только в образовании ИИ почти не используется.

Студенты каждый день ищут информацию в интернете: в Google, на YouTube или других сайтах. В Великобритании есть приложение PhotoMath: наводите камеру смартфона на пример, и на экране появляется ответ.

Дональд Кларк — EdTech-предприниматель, основатель PlanB Learning, Великобритания. Был генеральным директором и одним из основателей компании Epic Group PLC, которая вырвалась в лидеры британского рынка онлайн-образования, в 1996 году вышла на фондовый рынок и была продана в 2005-м. Имеет 30-летний опыт работы в сфере онлайн-образования, игр, моделирования, социальных сетей и мобильного обучения. Разрабатывал платформы онлайн-образования и консультировал многие транснациональные компании, государственные и частные организации. Пропагандирует использование технологий в образовании и получил множество наград в области дизайна соответствующих приложений, включая первую премию за выдающиеся достижения в сфере электронного обучения.

Для поддержки обучающегося и его вовлеченности активно используются чат-боты, которым можно задать любой вопрос и не чувствовать себя глупо. Противоестественно изучать любой предмет, только слушая лекцию, и чат-боты этот вопрос решают. Можно отправить сообщение репетитору или научному руководителю. Живой человек будет отвечать долго, а роботы на вопросы об обучении отвечают сразу. В таких случаях людям удобнее общаться с машиной, а не с живыми людьми, так же, как вам удобнее снимать деньги в банкомате, а не стоять в очереди к кассиру. Понятно, что роботы служат дополнением к учителям и не должны их заменять.

Пример узкого применения ИИ в образовании — создание подкастов, когда текстовый файл превращается в голосовой. Также можно проводить более объективную оценку знаний: не выбирать из вариантов ответа, а дать возможность ответить голосом. И такой ответ будет обработан и интерпретирован. Когда вам нужно выбрать один вариант из списка, вы отвечаете наугад, а когда требуется дать конкретный ответ самому, приходится его вспоминать. Поэтому мы должны переходить от множественного выбора к ИИ, который позволяет активно задействовать мозг.

Адаптивное обучение обеспечит подход к каждому студенту как к уникальной личности. Например, вы учите язык и уезжаете на неделю в отпуск. А когда вернетесь, программа будет знать, что вы уже забыли часть информации.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Другой пример: вы учите математику. Идете от одной темы к другой до тех пор, пока не завалите какую-то тему, тогда вы возвращаетесь к ней. Это линейная система, по которой учится большинство. А можно создать отдельные детальные объекты, в которых каждый студент будет самостоятельно составлять навигацию по темам. Но чтобы построить такой выдающий рекомендации движок, 40 программистов Аризонского университета работали три года, а затем еще четыре года проверяли работоспособность этой схемы обучения.

ИИ можно использовать для оценки знаний, чтобы предотвращать жульничество. Например, в начале обучения я печатаю какой-то параграф, а программа запоминает мои индивидуальные особенности печати. Когда через три месяца я сажусь сдавать экзамен, система понимает, что экзамен сдаю я, а не мой брат. Сюда же относится функция распознавания лиц, паспортов. Однако здесь возникает пугающий момент, касающийся этичности использования технологий. Скажем, в Китае школьники носят на голове устройство, которое показывает активность их мозга. И если они отвлеклись, данные сразу поступают на компьютер учителю. Должны ли другие люди быть настолько в курсе того, что происходит с вами, — вопрос, на который нет однозначного ответа.

Тим О’Рейли, O’Reilly Media: «Самый главный навык — умение правильно задать вопрос»

Развитие интернета и ИИ сначала шло медленно, а затем произошел резкий скачок. Мы даже не понимаем до конца, что такое искусственный интеллект. Мне кажется, на ИИ надо смотреть как на дополнение к интеллекту человека. Люди уже повсеместно взаимодействуют с машинами. Примеры симбиоза человека и машины — Google и Facebook. Мы живем внутри глобальной машины, потому что создали сеть, объединяющую нас.

Тим О’Рейли — основатель и генеральный директор компании O’Reilly Media, Inc. в США. O’Reilly Media занимается онлайн-обучением, публикует книги, проводит конференции, призывает компании работать на благо общества и пытается изменить мир путем распространения и обогащения знаний инноваторов. Тим не раз выступал организатором дискуссий, менявших облик компьютерной индустрии. Так, например, в 1998 году он созвал встречу, на которой был согласован термин «программное обеспечение с открытым исходным кодом», и помог деловому сообществу понять его важность. На конференции EdCrunch 2019 Тим обратил внимание на последствия внедрения ИИ, перехода к экономике по требованию и использования других технологий, которые изменяют характер работы и бизнеса.

Google можно задать практически любой вопрос, и за доли секунды выпадут тысячи результатов. Это своего рода когнитивная революция. Если знаешь, какой вопрос задать, то точно получишь ответ. Мир отстает от темпов, с которыми развиваются технологии. Например, такси можно вызвать по приложению в любую точку города, и патенты на эту технологию были выданы в 2000-х годах. Но только в 2011 году этот продукт начали продвигать на рынке. Идея была, но ее невозможно было реализовать, потому что не было гугл-карт. Поэтому мне кажется, что картина будущего станет складываться постепенно, как мозаика. Пока у нас не хватает определенных кусочков.

Раньше нам приходилось развивать навыки, теперь в этом нет необходимости. Сейчас требуется делать акцент на том, что не надо изучать. Мы много времени тратим на то, чтобы развить навыки, которые человеку не понадобятся. Но есть база, которую необходимо формировать. Например, я могу дойти куда-то без помощи навигатора, потому что уже несколько раз прошел по этому маршруту. По сути навигатор — это костыль, от которого можно избавиться. Людей надо поощрять, чтобы они учились чему-то с помощью устройств, а потом отказывались от них.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Мы должны понимать, какие знания нужны в данный момент. Это основная задача для преподавателей: четкое видение конечной цели. При этом надо понимать, какие навыки позволят выделиться на фоне других людей. Если говорить о программистах, то я считаю, что самый недооцененный навык — дизайн пользовательского интерфейса. Есть много программистов, которые пишут код, но не знают, как взаимодействовать с людьми. Тогда получаются ужасные приложения, которыми невозможно пользоваться.

Не надо всё программировать с нуля, уже есть отдельные части кода. Нужно только знать, где их найти. То же касается и других отраслей: надо знать, где хранятся знания и как получить к ним доступ. Есть базовые навыки, которые должны быть присущи любому сотруднику. Например, водитель такси должен знать, как водить машину, как пользоваться приложением, как общаться с людьми. Самый главный навык — способность задать правильный вопрос. Нас больше интересует способность учиться, чем конкретные знания. Вузы должны поощрять студентов, чтобы они самостоятельно искали проблему, которую хотят решить. А дальше поддерживать в решении этих проблем.

Тин Чэн Пон, Гонконгский университет науки и технологий: «Использование онлайн-курсов позволяет сделать образование общедоступным»

Сейчас меняется парадигма образования — от той, где в центре находится преподаватель, к той, где в центре находится студент. Эти изменения всё больше требований предъявляют к коллаборативному обучению — построенному на тесном взаимодействии учащихся или обучающегося и преподавателя между собой.

Сейчас обучающиеся получают знания откуда угодно, в том числе с помощью мобильных устройств. Стало возможным появление более эффективной аналитики: как студенты усваивают информацию или как преподавателям эффективнее вести занятия. ИИ способствует созданию более эффективной среды обучения и более активному вовлечению в учебный процесс.

Возникают новые методы, включая комбинированные. Больше нет необходимости быть привязанными к классическому лекционному преподаванию. Древняя мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню». Активное обучение повышает целый ряд значимых показателей: посещаемость, вовлеченность, академический результат.

Тин Чэн Пон — профессор Гонконгского университета науки и технологий, Китай.

Является директором Центра образовательных инноваций, преподает информатику и системотехнику. Был научным консультантом в Комитете по грантам Университета Гонконга (UGC) с 2010 по 2012 год. В настоящее время является членом Совета по обеспечению качества образования UGC и председателем Комитета по квалификации и аккредитации Совета Гонконга по аккредитации учебных и профессиональные программ квалификации. Был доцентом кафедры информатики в Университете Миннесоты. Получил докторскую степень в области компьютерных наук в Политехническом институте штата Вирджиния в 1984 году. Научные интересы профессора Тин-Чуен Понга лежат в области изучения компьютерного зрения, мультимедийных вычислений и информационных технологий в образовании.

Я разделяю подход, что в онлайн-обучении нужно использовать различные методы. В частности, комбинировать онлайн-образование и образовательную аналитику. Есть такой формат: в пределах 10 минут курсы, а потом онлайн-обсуждение. Это позволяет лучше взаимодействовать преподавателю со студентами, лучше понимать, как они усваивают материал. Соответствующие данные дают возможность собирать статистику, благодаря которой преподаватель совершенствует свои курсы и оценивает, как студенты проходят курсы, просматривают видео, меняют ли скорость воспроизведения, возвращаются ли к ранее просмотренным фрагментам и так далее. Также можно посмотреть статистику по разным странам или как студенты взаимодействуют между собой. Эта информация используется при разработке онлайн-курсов.

Пару лет назад один университет опубликовал результаты программы онлайн-обучения. Поскольку у них было много студентов, они направили на этот курс около 10 администраторов, причем один из них был роботом. Так вот, студенты не поняли, что это был робот. Одной из причин успешности такого помощника стало то, что он всегда был на связи. Если ты задаешь вопрос человеку, иногда приходится ждать, а робот отвечает сразу. При этом ИИ в процессе обучения отвечает не только на те вопросы, на которые его запрограммировали, но и на сходные.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Есть такой метод, как перевернутое обучение. Студенты сначала просматривают подготовительный видеоконтент, имеют возможность пообщаться в соцсетях, а когда приходят в аудиторию, им дают упражнения. Мы пробовали такой подход в экспериментальном порядке с 2017 года. Результаты показывают, что студенты больше вовлечены в процесс, они активно обсуждают материал, который перед этим предлагали для самостоятельной подготовки.

Чтобы оценить эффект онлайн-образования, мы сравниваем студентов, которые проходили традиционную очную форму обучения и онлайн-курсы. Университет требует, чтобы мы проводили одинаковые экзамены для обеих групп студентов. Я переживал, что студенты онлайн-формы не очень хорошо себя покажут, но оказалось, что их результаты даже лучше. Возможно, это связано с тем, что ученики, выбирающие онлайн-форму, более мотивированные.

Свои особенности у первокурсников. Если их обучать по единой программе, кто-то не будет усваивать материал. В рамках комбинированного обучения мы вначале организуем студентам возможность выбрать курсы, где они могут изучать материал в своем режиме. Исходя из того, что студенты приобрели фундаментальные знания с помощью онлайн-курсов, перед практическим занятием было много тех, кому не все понятно. После практического занятия процент тех, кто усвоил материал, повысился.

Использование онлайн-курсов позволяет сделать образование общедоступным, но важно использовать комбинированные и эмпирические методы образования.

Карлос Дельгадо Клос, Мадридский университет имени Карла III: «Искусственный интеллект — это образование 4.0»

Промышленная революция 4.0 начинает очередную веху в развитии технологий, в том числе в образовании. Ранее, еще во времена Сократа, обучение велось непосредственно в общении с учениками. Потом возникло книгопечатание. Это можно считать первой революцией, или образованием 1.0.

Вторая революция — то, что происходит сейчас: слайды, проекторы. Образование 3.0 — это технологии, основанные на интернете и облачных решениях. В этой парадигме образования существуют массовые онлайн-курсы. Технологии позволяют распространять видеоматериалы, использовать интерактивные формы вовлечения студентов.

Карлос Дельгадо Клос — профессор и вице-президент по стратегии и цифровому образованию в Мадридском университете имени Карла III, Испания. Получил докторскую степень в сфере информационных технологий Мюнхенского технического университета, а также степень по телекоммуникационным технологиям Мадридского политехнического университета. В настоящее время совмещает несколько должностей: вице-президент по стратегии и цифровому образованию, директор кафедры масштабируемого цифрового образования для всех ЮНЕСКО и директор исследовательской группы GAST. Координирует мадридскую исследовательскую сеть по образовательным технологиям eMadrid. Ранее он работал научным сотрудником в нескольких вузах: Гарвард, Массачусетский технологический институт, Мюнхенский университет имени Людвига Максимилиана и Университет Пассау.

Технологии, которые мы применяем в онлайн-обучении, также могут использоваться в очном образовании. Кроме того, есть мобильные приложения, когда студенты и преподаватели общаются в очном формате через облачные технологии.

Мы пока еще не дошли до парадигмы 4.0. Некоторые считают, что образование может быть либо очным, либо онлайн. Я с этим не согласен. Есть широкий диапазон от очного образования с минимальным использованием технологий до образования с помощью облачных платформ. Есть возможность выбирать и комбинировать разные формы. Не обязательно находиться на каком-то полюсе, технологии можно сочетать в зависимости от задач.

Что такое нативное обучение. Смотреть фото Что такое нативное обучение. Смотреть картинку Что такое нативное обучение. Картинка про Что такое нативное обучение. Фото Что такое нативное обучение

Образование 4.0 — это то, что связано с ИИ, машинным обучением. Это переход от того, что составляет основу образования 3.0 — облачных вычислений, применения технологий в очном образовании — к новым технологиям. Они уже существуют, но должны достичь иного уровня зрелости. Например, не просто просмотр видеоконтента в браузере, а просмотр в виртуальной реальности. Технологии должны ориентироваться на различные каналы восприятия — визуальные, аудиальные, осязательные — для того, чтобы сделать впечатления обучающихся более богатыми. И всё это при поддержке ИИ. Иными словами, использование дополненной реальности в обучении. В парадигме 4.0 мы берем лучшее у каждого из миров: полезные технологии и человеческий аспект.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *