Что такое настоящий мусульманин
Кто такой настоящий мусульманин?
Каким должен быть настоящий мусульманин? Мусульманин ли вы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, чтобы каждый считающий себя мусульманином или относящий себя к вере Ислам оценил, на сколько процентов он является таковым, подкрепляет ли он свою веру поступками и следованием предписаниям Ислама?
Истинный мусульманин – это человек, который выстраивает свою жизнь так, чтобы соблюдать права и обязанности по отношению ко всему: Всевышнему, самому себе, своей семье и другим мусульманам в целом.
Имам Аль-Хатаби писал, что истинным мусульманином является тот, кто смог объединить выполнение обязанностей и по отношению ко Всевышнему, и к мусульманам. В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (привёл имам Муслим).
Мусульманин – это человек, уверовавший в Бога и Его Посланника ﷺ, следующий предписаниям Ислама и посредством него обуздавший укрепившиеся в нём страсти собственного нафса.
А руководствуется он в своих решениях разумом, который осознал, что спасение и счастье заключаются в следовании предписаниям Всевышнего. Это также верующий, который часто поминает Аллаха и от которого исходит только благое. Это тот, кто желает для брата своего того же, чего желает себе.
Конечно же, каждый мусульманин скажет, что он искренне верит в Господа, и что он настоящий мусульманин. Однако не все задумываются над тем, какими качествами должен обладать истинный мусульманин, или кого считали таковым Пророк ﷺ и его сподвижники. Говоря, что мы – мусульмане, мы возлагаем на себя огромную ответственность, прежде всего перед Создателем. А также – своими поступками, словами, поведением и образом жизни – играем большую социальную роль в деле сохранения и распространения Ислама в обществе, особенно там, где большая часть населения – не мусульмане.
Имам Аль-Газали в книге «О мой сын» пишет, что Посланник Божий ﷺ, изрёк: «Отчитайтесь перед собой, прежде чем от вас потребуют отчета; взвесьте свои дела, прежде чем они будут взвешены».
Поэтому хочу попросить вас, мои братья и сестры, проверить себя, ответив на следующие вопросы. Отвечая на них, оценивайте себя по шкале от 0 до 100%. Так вы поймете, насколько вы искренний мусульманин, и сможете восполнить упущенное.
Сказано: Али ибн Талибом: «Тот, кто полагает, что придет к цели, не прилагая усилий, — мечтатель».
Хасаном аль-Басри: «Хотеть Рая, ничего не делая, – один из грехов».
Посланником Аллаха ﷺ: «Находчивый посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти. Глупый потакает своим капризам и мечтает, что Всевышний Аллах исполнит его пустые мечты о Рае».
Так разве мы не должны каждый день продвигаться хотя бы на один шаг, думать, насколько являемся мусульманами?
Выдержка из статьи «Кто ты в этом мире. » Муфтия Дагестана досточтимого шейха Ахмада Афанди.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
7 качеств хорошего мусульманина
Каков положительный образ мусульманина? Каким он должен быть во взаимоотношениях с обществом и своей семьёй? Как он должен выглядеть внешне и внутренне? На эти и другие вопросы вы получите ответы в этой небольшой статье, которая посвящена качествам хорошего мусульманина.
Верующий и богобоязненный
Первое и самое главное качество, которое мусульманин должен иметь, – это вера. Именно вера подталкивает его к тому, чтобы быть хорошим, человечным, стремиться быть лучшим во всех отношениях. Вера и богобоязненность – путь к достижению благ этого мира и мира вечного. Всевышний Аллах неоднократно велит мусульманам в Коране быть богобоязненными. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете», – говорит Господь миров.
Без веры и богобоязненности все остальные положительные качества человека не принесут пользы в день Суда. Даже если человек будет хорошим, добрым, отзывчивым, полезным для общества, раздающим милостыню и помогающим людям, но не имеющим веры и богобоязненности, жизнь его не принесёт пользы, кроме как в этом мире. Мусульманин стремится к довольству Аллаха и Раю, а вера – это ключ к довольству Аллаха и вратам Рая. Поэтому вера и богобоязненность – главные и первые качества хорошего мусульманина.
Умный и сообразительный
В священном Коране Всевышний Аллах часто обращается к людям со словами «возможно вы разумеете», «для людей разумных» и т. п. Вообще, ислам сконцентрирован на призыве к размышлению и логическому анализу правильного пути. Единобожие есть проявление рационального отказа от идолов и всех иных лжебожеств, которые не могут ничем помочь людям и даже самим себе.
Поэтому мусульманин в своей основе обладает умом и старается развивать его как можно больше. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто побуждал мусульман стремиться быть сообразительными и дальнозоркими. В одном из хадисов сказано: «Верующего мусульманина не укусят дважды из одной норы». Потому что, ошибившись однажды, умный человек не повторит свою ошибку.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал мусульманам путь интеллектуального развития, повелев учиться и приобретать знания. Он сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина». Следовательно, каждый из нас по мере своих возможностей должен учиться, читать книги, при возможности получить высшее образование и быть интеллектуальным примером для окружающих.
Сильный и физически развитый
Важное значение имеет и физическая сила. Можно привести в пример сподвижников Пророка, большинство из которых были физически развитыми и крепкими. Достаточно вспомнить случай, когда ислам приняли такие герои, как Хамза ибн Абду-ль-Мутталиб или Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), которые поражали окружающих своей силой.
Физическая форма оказывает положительное влияние на многие сферы жизнедеятельности человека. Лучшим же стимулом для мусульманина, чтобы стать сильным и крепким, является хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Сильный мусульманин лучше и более любим Аллахом, чем слабый мусульманин». Сильный – это сильный в духовном плане, сильный интеллектуально и сильный физически.
Для чего мусульманину сила? Во-первых, для того, чтобы в нужный момент защитить себя или свою семью. Во-вторых, чтобы иметь здоровое тело и не болеть. В-третьих, чтобы в нужный момент суметь помочь другим.
Однако не стоит забывать, что сила не должна стать причиной притеснения и несправедливости. Сила – это возможность вершить справедливость, но ни в коем случае не забрать чужое или унизить слабого.
Успешный в бизнесе
Бытует мнение, что мусульманин должен выглядеть как бедняк. Что наличие у него красивой машины, большого дома, успеха в бизнесе является признаком его слабой веры и недостаточной религиозности. На самом деле всё совсем наоборот. Мусульманин должен быть успешным во всём, в том числе в бизнесе. Вспомните известные слова одного из табиинов, который сказал: «Нет блага в том, кто не копит деньги для того, чтобы поддерживать родственные связи, помогать нуждающимся и расходовать на благие дела».
Если мусульманин будет успешным и богатым бизнесменом, он сможет помогать другим мусульманам улучшать своё материальное состояние, создавать и развивать бизнес-проекты, повышать общий уровень материального состояния мусульманского общества.
Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было очень много примеров успешных мусульман-бизнесменов. Среди них Усман ибн Аффан и Абду-р-Рахман ибн Ауф (да будет доволен ими Аллах). Когда мусульманам нужно было снарядить войско для сражения против римлян, Усман ибн Аффан взял на себя его снаряжение, потому что у него были деньги. Когда мусульмане нуждались в воде после переселения в Медину, Усман ибн Аффан купил для них колодец, потому что у него были деньги. Они могли зарабатывать деньги и помогать мусульманам во всём. Когда Абду-р-Рахман ибн Ауф переселился из Мекки в Медину вместе со всеми мусульманами, он не пожелал брать половину имущества, которое ему предлагал один из сподвижников. Он попросил просто показать ему, где находится рынок, и через некоторое время уже стал богатым и намеревался жениться. Они были богобоязненными мусульманами и успешными бизнесменами.
Респектабельный
Красивый внешний вид – немаловажное качество мусульманина. Одним из хадисов, который учит нас поддерживать опрятный внешний вид, является предание от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), в котором сказано: «Однажды, когда мы находились в обществе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал». Это был ангел Джибриль, пришедший к Пророку с вопросами, тем самым желая научить людей религии. Толкуя этот хадис, исламские правоведы говорили, что ангел не просто так пришёл в красивом одеянии, а имел целью показать образ мусульманина.
Внешний вид мусульманина играет важную роль в призыве к исламу немусульман. Ведь об исламе люди в первую очередь судят через мусульман, которых они видят. Поэтому нужно уделять внимание своему образу. Борода должна быть ухоженной, одежда – чистой и красивой, обувь – чищеной. Весь образ мусульманина и его внешний вид должны быть на высоте.
Полезный для общества
Одним из положительных качества мусульманина является его продуктивность по отношению к обществу, в котором он живет. В одном из хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказано: «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей». Если мусульманин будет приносить пользу людям, тем самым он будет зарабатывать вознаграждение от Аллаха, как в этой жизни, так и после смерти. Совершив одно богоугодное дело, человек может обеспечить себе поток вознаграждений от Аллаха даже после смерти, не совершая уже ничего. В хадисе посланника Аллаха сказано, что все деяния сына Адама прекращаются после смерти, кроме трёх. Одно из них – «садака джария» («непрекращающаяся милостыня»), которая может быть мостом через реку, водопроводным каналом, дорогой или другой полезной для общества вещью. Пока люди будут пользоваться дорогой или другим общественно полезным объектом, человек, проложивший их, будет получать за это вознаграждение даже после смерти.
Хороший семьянин
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является примером для каждого мусульманина во всех сферах жизни. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и в Последний день и премного поминает Аллаха», а он был лучшим из людей в отношении своей семьи. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) помогал своей семье в работе по дому, пока не наступала молитва. А когда наступало время намаза, он выходил в мечеть.
Так и нам следует быть похожими на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), помогая семье в работе по дому, обеспечивая её всем необходимым, уделяя должное внимание и заботу. Нельзя оставлять семью без помощи, поддаваясь влиянию вредных адатов, которые представляют мужчину, помогающего жене в работе по дому, слабым и немужественным. Это не так, и всё совсем наоборот. Мужчина, помогающий семье в работе по дому – это мусульманин, стремящийся быть похожим на лучшего из людей и стремящийся к довольству Аллаха.
Но …
…мусульманин, естественно, не должен ограничиваться лишь вышеперечисленными качествами. Он также должен быть честным и надёжным, добрым и вызывающим доверие, отзывчивым и мягким. Все положительные качества должны присутствовать в мусульманине, потому что мы – лучшая умма, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Сура «Семейство Имрана», аят 110). ]§[
Кто ты в этом мире. (Часть I)
МУФТИЙ РД
АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ
Как избежать неискренности в богослужении? Насколько мы стараемся не быть лицемерами в наших поступках? Как держаться правильного пути? Такие вопросы довольно часто возникают в нашей жизни. Давно они беспокоили и меня. Я долго думал, как это донести до каждого из нас, и решил написать, чтобы тот, кто стремится соответствовать образу истинного мусульманина, мог проанализировать свои мысли и поступки. Каждому из нас очень важно время от времени задумываться над своим состоянием.
Чтобы улучшить жизнь и соответствовать предписанным нам нормам, следует задавать себя такие непростые вопросы.
Хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), его семейству и сподвижникам.
1. Являетесь ли вы мусульманином?
Несомненно, каждый понимающий суть вопроса с благодарностью в сердце ко Всевышнему ответит: «Альхамдулиллях!» («Хвала Аллаху!»). Хвала Аллаху, что Он дал нам представление о том, какой степени может удостоиться мусульманин; каково различие между мусульманином и неверующим; какие блага существуют для верующего, и какая участь ждет неверного. И еще раз возрадуемся: «Вся хвала Господу миров за то, что Он сделал нас мусульманами!»
Однако достаточно ли просто сказать это? Задумывались ли вы о том, что слово «мусульманин» означает «покорившийся Аллаху»?
Мусульманин – это человек, взявший на себя исполнение предписаний Всевышнего Аллаха, и он определенно должен соответствовать образу покорившегося.
2. Каким должен быть настоящий мусульманин? Мусульманин ли вы?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, чтобы каждый считающий себя мусульманином или относящий себя к вере Ислам оценил, на сколько процентов он является таковым, подкрепляет ли он свою веру поступками и следованием предписаниям Ислама?
Мы подготовили ряд вопросов, ответив на которые, вы сможете понять, насколько соответствуете образу мусульманина, о котором говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Истинный мусульманин – это человек, который выстраивает свою жизнь так, чтобы соблюдать права и обязанности по отношению ко всему: Всевышнему, самому себе, своей семье и другим мусульманам в целом.
Имам Аль-Хатаби писал, что истинным мусульманином является тот, кто смог объединить выполнение обязанностей и по отношению ко Всевышнему Аллаху, и к мусульманам. В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).
Мусульманин – это человек, уверовавший в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), следующий предписаниям Ислама и посредством него обуздавший укрепившиеся в нем страсти собственного нафса.
А руководствуется он в своих решениях разумом, который осознал, что спасение и счастье заключаются в следовании предписаниям Всевышнего. Это также верующий, который часто поминает Аллаха и от которого исходит только благое. Это тот, кто желает для брата своего того же, чего желает себе.
Конечно же, каждый мусульманин скажет, что он искренне верит в Аллаха, и что он настоящий мусульманин. Однако не все задумываются над тем, какими качествами должен обладать истинный мусульманин, или кого считали таковым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Говоря, что мы – мусульмане, мы возлагаем на себя огромную ответственность, прежде всего перед Создателем. А также – своими поступками, словами, поведением и образом жизни – играем большую социальную роль в деле сохранения и распространения Ислама в обществе, особенно там, где большая часть населения – не мусульмане.
Имам Аль-Газали в книге «О мой сын» пишет, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Отчитайтесь перед собой, прежде чем от вас потребуют отчета; взвесьте свои дела, прежде чем они будут взвешены».
Поэтому хочу попросить вас, мои братья и сестры, проверить себя, ответив на следующие вопросы. Отвечая на них, оценивайте себя по шкале от 0 до 100%. Так вы поймете, насколько вы искренний мусульманин, и сможете восполнить упущенное.
Сказано: Али ибн Талибом: «Тот, кто полагает, что придет к цели, не прилагая усилий, — мечтатель».
Хасаном аль-Басри: «Хотеть Рая, ничего не делая, – один из грехов».
Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Находчивый посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти. Глупый потакает своим капризам и мечтает, что Всевышний Аллах исполнит его пустые мечты о Рае».
Так разве мы не должны каждый день продвигаться хотя бы на один шаг, думать, насколько являемся мусульманами?
3. Как вы думаете, на сколько процентов вы являетесь истинным мусульманином?
4. Ваша вера – это просто слова, исходящие от языка, или вы подкрепляете ее поступками, присущими праведным мусульманам?
Стараетесь ли вы изучить фарзы, которые Аллах возложил на вас, а именно: намаз, пост, закят, хадж и шахаду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха; совершении молитвы; выплате закята; совершении хаджа; соблюдении поста в Рамадане» (Аль-Бухари, Муслим).
5. Изучили ли вы все детали этих предписаний, например: смысл шахады или арканы намаза, поста, условия выплаты закята, совершения хаджа? Знаете ли вы, какие действия нарушают намаз, приумножающие воздаяние за него и то, что лишает этого, и т.д.?
6. Бываете ли вы рады призыву азана?
Насколько вы находите себя в ожидании наступления времени намаза, чтобы совершить его в мечети, коллективно? Не считаете ли, что коллективные молитвы тяжелы для выполнения?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в коллективных вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком!» (Аль-Бухари)
В хадисе говорится: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (Аль-Бухари). Рассказывают, что сын Умара Абдуллах не успел на коллективный ночной намаз в мечеть. И чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился.
7. Насколько часто вы поминаете Аллаха, читаете зикр, проводите время в богослужении? Встаёте ли вы на тахаджуд-намаз?
Выполняете ли вы другие желательные молитвы? Если да, то насколько усердно?
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا، وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلا
Всевышний в Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Поминайте имя Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 41–42).
Имам Аль-Кушайрию сказал: «Все благородные качества рождаются посредством зикра. Зикр является крепкой основой на пути познания Аллаха. Никто не сможет придти к познанию Аллаха, кроме как посредством постоянного зикра».
الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ طْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
Всевышний сказал (смысл): «Те, кто уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха приобретают покой сердца [уверовавших]?» (Сура «Ар-Рад», аят 28).
8. Выплачиваете ли вы закят вовремя, радуясь, что исполнили еще один фарз? Или расстаетесь с закятом, сожалея об утрачен ном имуществе? Выплачиваете ли вы закят вообще?
Выплата закята является одним из столпов Ислама, на что указывает бесчисленное количество доказательств, разъясняющих его положения.
وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ
Аллах в Коране говорит (смысл): «Совершайте молитву и выплачивайте закят» (сура «Аль-Бакара», аят 43). Подобное повеление повторяется в Коране более тридцати раз. Об обязательности выплаты закята сказано и во многих хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Имам Ан-Навави сказал: «Отрицающий обязательность выплаты закята в это время является кяфиром, по единогласному мнению всех мусульман» («Шарху сахих Муслим»).
9. Ожидаете ли наступления месяца Рамадан и сожалеете ли о его уходе? Думали ли о том, что необходимо совершить хадж? И что вы для этого делаете?
10. Стремитесь ли вы своими действиями ко всему дозволенному (халяль) и отдаляетесь ли максимально от всего запретного (харам), как в словах, так и в поступках, и даже в помыслах?
В хадисе сказано: «Зарабатывание халяля – обязанность (важиб) каждого мусульманина». В другом хадисе говорится: «Хвала тому, заработок которого честен».
11. Если вы являетесь бизнесменом, то спросите себя, с каким намерением вы стремитесь приумножить свое имущество?
С намерением тратить его на то, что приносит пользу мусульманам? Чтобы помочь нуждающимся, сиротам, бедным семьям?
Расходуете ли вы свои средства на нужды мусульман?
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
В Коране говорится (смысл): «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара», аят 274).
В хадисе сказано: «Если человек вышел из дома с намерением не быть нуждающимся в ком-либо и идет добывать пропитание для своих малых детей и престарелых родителей, – то каждый его шаг является поклонением. Если же он вышел с намерением заработать больше денег и впоследствии бездумно их тратить, хвалясь своим богатством, вот тогда он – вместе с шайтаном» (Ат-Табарани).
12. Беспокоит ли вас положение мусульман в обществе? Насколько ревностно вы относитесь к тому, что задевает или оскорбляет Ислам, когда видите, что кто-то нарушает запреты Аллаха? Если да, то что вы делаете для того, чтобы такое не происходило?
Передают от Ибн Масуда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никого ревнивее Аллаха. Поэтому Он запретил распутство, как внешнее, так и внутреннее. И никто сильнее не любит похвалы, чем Аллах. Поэтому Он восхвалил Себя» (Муслим).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинно то, что и Аллах ревнует, и верующий ревнует. Но ревность Аллаха в том, что верующий совершает то, что Он запретил ему» (Муслим).
13. Анализировали ли то, как прожили свою жизнь и как собираетесь жить дальше?
Стремитесь ли вы исправить свою жизнь? Насколько стараетесь? Получается ли это у вас? Что для этого делаете?
إِنَّ اللَّهَ لاَ يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمْ
Всевышний в Коране сказал (смысл): «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рад», аят 11).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
Что такое настоящий мусульманин
Излишество – не про мусульманина (Фото: freepik.com).
Когда говорят «мужчина мусульманин», перед глазами сразу всплывает светлый, мужественный образ, вызывающий чувство полного доверия, надёжности, умиротворённости. От такого человека не исходят тревожность, негатив или что-то непристойное. Наоборот, он словно солнце, освещающее всё вокруг.
Подобные ассоциации при упоминании мусульман появляются у всех, кто знаком с настоящим исламом. Всё благодаря тому, что пророк Мухаммад ﷺ успешно выполнил свою миссию – довёл до верующих высокую нравственность:
«Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благородный нрав» (Байхаки).
Значит, мужчина мусульманин – это тот, кто носит частичку нура посланника Аллаха ﷺ и оставляет его в сердцах тех, кто с ним сталкивается. Оттуда и светлые представления у людей о мусульманах, даже несмотря на то, что среди верующих бывают не совсем духовно зрелые личности, совершающие порой грубые ошибки.
Нравственность на самом деле понятие обширное и включает в себя практически все аспекты жизни человека: характер, реакцию на ту или иную ситуацию, поступки, внешность, чистоплотность и прочее. Поэтому личность верующего мужчины более наглядно можно описать в следующих пунктах.
Внешность
«Встречают по одёжке, провожают по уму», – сказано в пословице. Так стоит начать, пожалуй, с этого. Кто бы что ни говорил, но внешность очень важна, особенно для мусульманина. Ведь его облик – это имидж всего ислама. Мужчина мусульманин следит за опрятностью своих волос и бороды, ухаживает за ними по сунне или современными, доступными для него средствами.
В хадисах приводится: «Однажды Пророк ﷺ находился в мечети, и в это время туда пришёл человек с растрёпанными волосами и бородой. Посланник Аллаха ﷺ указал ему жестом, чтобы он вышел и привёл свой внешний вид в порядок. Тот человек, выполнив требование, зашёл обратно, на что Пророк сказал ему: «Не является ли это лучше, чем прийти с растрёпанной головой, будто он шайтан?» (Имам Малик, «Муватта»); «Пророк ﷺ многократно мыл голову, использовал масло для волос (ухаживал за ними) и расчёсывал бороду, используя воду» (Байхаки).
Стрижке мусульманина также подобает соответствовать его духовному облику и не переходить границ приличия, принятого в его обществе. Простая, аккуратная стрижка, по которой видно, что человек следит за собой, вполне достаточна для верующего, не притязательного к мирским излишествам.
Одежда
Одежде стоит уделить особое внимание. Она, помимо основной своей цели, несёт и информацию о её обладателе. По фасону, стилю, ткани и узорам на одежде можно узнать многое о человеке: его нацию, статус, религию, материальный достаток.
Мусульманин должен понимать, когда, в каких случаях и как необходимо выглядеть. Что подобает в одном случае, а что неуместно в ином. У многих верующих, прочитавших жизнеописание пророка и сподвижников, складывается впечатление, что они не предавали какого-либо значения одежде. Более того, предания хранят записи о том, что на них бывало и по 40 заплаток, а у некоторых вовсе не было чем прикрываться. Однако нужно вспомнить и положение, в котором они находились.
Война, бойкоты против мусульман, выселение их из жилищ и родных земель – всё это, естественно, сказывалось и на их материальном состоянии. В остальное же время, хотя они и предпочитали простые одеяния с целью воспитания в себе равнодушия к мирскому, их внешность сопровождалась чистотой, опрятностью и доступным, благопристойным одеянием.
Известно, что посланник Аллаха ﷺ носил разную одежду, и у него были вещи, которые он надевал по конкретным случаям. Например, от Джабира бин Абдуллаха приводится: «Когда пророк въехал в Мекку, на нём была чёрная чалма» (Муслим). Он так же приветствовал белый цвет, говоря: «Самая лучшая одежда – белая. Одевайтесь в белое и заворачивайте покойников в белый саван» (Абу Дауд 3878, Тирмизи, 994).
«Абу Усман ан-Нахди передаёт, что Умар написал Утбе ибн Фаркаду о запрете Пророком ﷺ использовать мужчинам шёлк, за исключением вставок или оборок шириной в два, три или четыре пальца» (Бухари, Муслим). Поэтому мусульманин внимателен к составу тканей своей одежды.
Отличительной чертой верующего мужчины является скромность. Следовательно, он избегает всего, что может предполагать высокомерие, гордыню и тщеславие в образе: «Тому, кто в мирской жизни оденет одеяние славы, чтобы привлечь к себе внимание, на того Аллах в Судный день наденет одеяние унижения и не посмотрит на него» (Абу Давуд, Либас, 5).
И хорошо, если всё же одежда мусульманина хоть как-то выражает его приверженность исламу: наличием тюбетейки на голове, удлинённый, исламский фасон рубахи или даже религиозный символ в виде полумесяца в качестве аксессуара.
Аксессуары
Наручные часы, кольца, запонки, ремни, парфюм и даже чётки (например, из красивых камней) – это аксессуары-украшения мужчин, придающие им солидность, указывающие на статус или просто добавляющие изюминку в их образ. Всегда приятно находиться с людьми, которые выглядят хорошо и со вкусом.
Излишество – не про мусульманина, но каждый человек создан уникальным, а значит, нет ничего предосудительного, если он закрепит за собой некий элемент, например, один постоянный парфюм, по аромату которого его будут узнавать в его кругу. Также широко известно о ношении посланником Аллаха ﷺ серебряного перстня-печатки и других колец с камнями. Это стало сунной, которой по сей день следуют верующие мужчины. Поэтому кольцо на пальце мусульманина не просто украшение, а частичка неотъемлемого образа дорогого сердцу человека.
Почему важно уделять определённое, но умеренное внимание внешности? Пророк говорил: «Воистину, вы предстаёте перед своими братьями (перед людьми)! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей (подобающей месту и времени) ваша одежда, чтобы вы стали примером для других. Достигните же в этом такого уровня, когда вы станете украшением общества, в котором живёте. Воистину, Аллах не любит непристойность, неприличие, неряшливость» (Ахмада, Абу Дауд, Хаким).
Когда у верующего есть возможность соответствовать этому хадису, ему не стоит выглядеть так, что другие, смотря на него, пожелают дать ему милостыни: «Абу аль-Ахвас передаёт от своего отца: «Я пришёл к Пророку ﷺ в поношенной одежде, и он спросил: «Есть ли у тебя какое-либо имущество?» Он ответил: «Да. Аллах даровал мне верблюдов, овец, лошадей и рабов». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Если Аллах даровал тебе имущество, пусть же на тебе будут видны следы Его милости к тебе и Его почёта» (Сунан Абу Дауд).
Дозволено носить дорогую одежду и особенно дарить или получать её в качестве подарка: «Исхак ибн Абдуллах ибн аль-Харис передаёт, что посланник Аллаха ﷺ купил одежду за двадцать с лишним верблюдиц и подарил их Зу Язану» (Сунан Абу Дауд).
Чистота
Конечно, за собой ухаживать человеку в радость. Однако этого недостаточно. Верующий помнит, что является ханифом – наместником Аллаха на земле. Значит, на нём есть ответственность за её состояние и благополучия их обитателей.
Существуют организации государственного уровня, следящие за экологией и чистотой улиц в каждой местности. Но, как говорится, «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Мусульманин всегда живёт по принципу «Не навредить и приносить посильную пользу». К тому же, грешно обременять кого-то из рабов Аллаха, осознанно оставляя, скажем, мусор на улице.
Наоборот, там, где живут верующие и звучит азан, чистота – как второй признак наличия мусульман в этих местах. Вот о чём говорится в хадисах: «Убрать с дороги камень, ветку, кость (всё то, что доставляет неудобства мусульманам) является милостыней» (Ат-Тирмизи); «Среди нас был человек, который ходил по улицам и убирал с дороги то, что приносило вред мусульманам. И Аллах воздал благодарность этому человеку, простив ему грехи» (Ат-Тирмизи).
Воспитанность
Аллах Азза ва Джалля повелевает: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено!» (аль-Анам, 6). Уберечь себя и своих подопечных в этом случае возможно лишь религиозным воспитанием.
Всевышний главой семьи назначил мужчин. Значит, первостепенной задачей мусульманина является самовоспитание, а потом обязательное наставление своих домочадцев. Для этого мужчине необходимо иметь лидерские качества, авторитет в их глазах. Разве будет кто-то прислушиваться к неуверенному и слабовольному мужчине, неспособному крепко держаться поставленных целей? Потому начинать необходимо с себя. Не следует путать лидерские качества с грубостью и жестокостью. Ведь люди всегда идут за теми, кем восхищаются. Если мужчина мусульманин станет примером богобоязненности и высокой религиозной нравственности, то многое сложится само собой.
В связи с этим следует обратить внимание и на слова исламских учёных, которые писали об этом в своих трудах:
– «Единобожие обязывает к вере. Вера обязывает к наличию приверженности канонам. Каноны обязывают человека быть воспитанным. Тот же, кто лишён воспитанности – далёк от канонов, веры и Единобожия!»;
– «Отсутствие воспитанности требует отдаления человека: если не умеешь себя вести на ковре (дома, в обществе), тогда будешь стоять у двери (останешься на задворках жизни); если не умеешь культурно стоять у двери, тогда займись управлением животных (корми и выгуливай скот)».
– «Кто сможет победить, одолеть, подчинить слабые стороны своего характера, тот искренен в поклонении Всевышнему».
Хранитель нации и почитающий родителей
Национальность – это предопределение человека. Его язык, культура, не противоречащие вероубеждению обычаи, делают его полнокровной личностью. Помогают укрепить в обществе свою позицию. Лишённого или отказавшегося от этих благ человека называется безродным – не имеющим связи со своими корнями. Как следствие, растерянный в жизни, блуждающий от одних взглядов к другим.
Мусульманин же знает ценность своей нации и рода. Ведь это подтверждается и примером посланника Аллаха ﷺ, о котором говорили: «Он благородного происхождения». Начиная от пророка Ибрахима (а.с.), родословная Посланника ﷺ была самой лучшей. В хадисе, передаваемом от Аиши (р.а.) сказано: «Аллах вёл меня (пророка) по самым чистым поколениям, я всегда находился в лучшей из двух ветвей родословной». Ещё посланник Аллаха ﷺ открыто заявлял: «Начиная от пророка Адама, все мои предки находились в чистом, законном браке». То есть тут не идёт речь о кичливости или гордыни, но подчёркивается важность сохранения чести своей семьи, родословной.
Потому верующий мужчина учит своих детей родной речи, прививает им национальные ценности, переплетая их с нравственностью религии: «Есть три вещи, которые не относятся к религии, но укрепляет её: национальный язык, национальная одежда и национальные традиции» (Ш. Марджани).
Говоря о родословной, важно помнить, что для верующего в ближайшем звене находятся его родители:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям…» (аль-Исра, 23).
Проявляя глубокое уважение и почитая их, он подаёт нерушимый пример и своему потомству. Молитвы родителей, их довольство являются благословением наперёд будущим поколениям. Верующий осознаёт, что причиной тому своим послушанием Аллаху становится он сам и, таким образом, способствует развитию своего рода и нации в благородном направлении.
Пророк ﷺ обратился к своим сподвижникам: «Не сообщить ли мне вам о величайших грехах?» Они ответили: «Да, о, Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Придание Аллаху сотоварищей (ширк) и непочтительность по отношению к родителям» (Бухари).
Как известно, грехи пагубно влияют на человека, вводят в бездну заблуждения. А способен ли заблудший и лишённый благословения родителей человек дать правильное направление своему потомству? Верующий мужчина заботится и переживает о будущем своих детей.
Неуклонность в вопросах вероубеждения
И самая главная ценность мусульманских мужей – это вера. Она пронизывает весь их жизненный путь. За неё они готовы отдавать жизни. Ведь не будь её, не останется на земле эталона справедливости, чести, искренности и спокойствия.
Поэтому мусульманин стоит на страже своих убеждений, не впуская главного врага, коим является шайтан, за порог своего сердца. Дверью ему служит крепкая воля, а замком – усердие в соблюдении заповедей Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Господа своим имуществом (раздавая милостыню и закят) и своими душами (воспитывающими свои нафсы). Именно они являются правдивыми» (Худжурат, 15).
Мусульманин оставляет в этом мире след в виде искреннего, молящегося за него потомства, благих деяний, пользы, принесённой обществу. Всё в нём прекрасно и вызывает восхищение: от внешнего вида и до тайных уголков его души, принадлежащей одному лишь Аллаху.
Он совершенствуется на протяжении отведённой ему жизни и готовится предстать перед Создателем, сохранив доверенное – своё сердце – в лучшем виде. Всему этому учит его вера. И пока мусульмане будут соответствовать этим духовным параметрам великого пути, тропа его не зарастёт, а свет ислама будет сиять вплоть до скончания времён.
Пусть же Всевышний поможет в этом каждому верующему.