Что такое наставничество в образовании
Наставничество в школьных проектах: для чего это нужно?
Когда школьники готовят проект, они могут столкнуться с тем, что ни у членов команды, ни у сопровождающего преподавателя нет или недостаточно компетенций для решения какой-либо задачи. В этом случае нужна помощь эксперта — наставника, который мог бы поделиться своими знаниями или полностью сопровождать проектную команду.
Кто может быть таким наставником, какова его роль в школьных проектах, и как выстроить с ним рабочий процесс, чтобы было комфортно детям и педагогу? На эти вопросы ответила Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Историческое понятие наставничества — это отношения, в которых опытный и более сведущий человек помогает менее опытному и менее сведущему усвоить определенные компетенции. Этот механизм передачи знаний появился в древности, но остается актуальным и сейчас и активно используется для проектирования в школах.
Что наставник дает детям?
Наставник для школьной команды — это эксперт, который обладает компетенцией и технологией в рамках темы проекта. И такой специалист необходим не только для того, чтобы помочь ребенку решить какую-то задачу, но и чтобы реализовать его профессиональную пробу.
Благодаря наставничеству школьник может пообщается с человеком, который живет в профессии и знаком с ее особенностями, и с его помощью школьник может применить свои академические знания к реальной жизни. Чем больше профессиональных проб произойдет у ребенка, тем шире будет его кругозор. И тем больше вероятности, что он найдет свой путь.
Мы не выбираем того, чего не знаем
Наставничество позволяет научить технологиям, создать среду для изобретений и инноваций для детей, которые готовы к творчеству. Это очень глубокий механизм, у которого большая миссия по расширению кругозора и передачи из рук в руки не только опыта, но и целой картины мира.
Ребенок — заложник опыта, который есть у школы и у его семьи. Искусственно расширять свой кругозор ребенок еще не умеет, поэтому ему нужно помочь протоптать новые дороги и показать другую реальность.
Наставничество — это мягкий способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Обучение происходит в подходящей среде с реальным специалистом, который находится рядом, смотрит со стороны и дает обратную связь.
Кто такой наставник?
С одной стороны, наставник — это глубокий эксперт, который имеет узкоспециализированные профильные навыки (hard skills), обтесан годами опыта, прекрасно разбирается в своем деле.
С другой стороны, наставник должен иметь педагогические компетенции и транслировать ценностные ориентации — показать ценность профессии, передать свой опыт.
Есть разный уровень готовности консультировать детей. Поэтому важно обговорить, какой объем работы берет на себя наставник.
Уровни наставничества:
Для сопровождения проекта и мотивации школьников от наставника требуются педагогические компетенции: построить работу согласно уровню группы, быть активным слушателем, давать развивающую обратную связь, быть эмпатичным к ученикам.
Не каждый эксперт обладает педагогическими навыками и способен полноценно выполнять роль сопровождающего. Поэтому в схеме работы школьников и наставника велика роль педагога-тьютора.
Как проектная команда работает с наставником, и какое место здесь занимает педагог?
Взаимодействие строится следующим образом: школьная команда придумывает проект и реализует его при сопровождении педагога в тьюторской позиции. Когда возникает задача, которую школьники не могут решить, тьютор помогает им сформировать осознанный запрос. Получив этот запрос, педагог ищет наставника с подходящими компетенциями.
Когда эксперт найден, педагог выступает в роли модератора между школьниками и наставником:
Педагог знает детей, понимает их возможности, «говорит с ними на одном языке».
Когда есть эксперт и тьютор, выступающий посредником между ним и детьми, работа над проектом становится эффективной со всех сторон: педагогической, экспертной, эмоциональной.
Как привлечь наставника и выстроить сотрудничество?
Искать наставника может сам педагог среди знакомых или выйдя на отдел кадров подходящей компаний. Также вопрос может решаться на уровне директора или завуча — это задача, связанная с построением системы отношений с определенным видом организаций, которые соответствуют профилю школы (создание профильной среды).
Для привлечения компании на роль наставника необходимо продумать вопрос мотивации. Варианты, почему экспертам может быть интересно сотрудничать со школой:
Чтобы выстроить диалог с потенциальным наставником, необходимо сначала узнать ценности компании, понять, что у нее «болит», какие есть проблемные точки, связанные с кадрами, задавать открытые вопросы и слушать. А дальше предложить решение, как можно повлиять на ситуацию благодаря взаимодействию со школой.
Подведем итоги
Наставник помогает получить проектной команде недостающие компетенции, расширяет кругозор детей, делится не только своими знаниями, но и картиной мира, дает возможность получить профессиональную пробу. Совместно с педагогом-тьютором, который выполняет роль посредника или модератора, отвечает на осознанный запрос детей и помогает им получать высокие результаты в работе над проектом.
Статья создана на основе экспертных материалов, разработанных в рамках программы «Проектно-образовательных маршрутов в старшей школе «Старт Про», реализуемой Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего».
Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией
Эффективный подход с вековой историей
Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.
Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.
Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.
Цели наставничества в школе:
Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.
Принципы наставничества в педагогическом коллективе
Система условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, в котором используются все три вида воздействия. Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).
Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы:
«Я скажу — ты послушай» → «Я покажу — ты попробуй» → «Сделаем вместе» → «Сделай сам — я подскажу» → «Сделай сам и расскажи, что сделал»
Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага:
Австрийско-российский проект, посвященный наставничеству и реализованный при поддержке межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» — утвердил, что сопровождение молодых учителей должно ориентироваться на их потребности:
Как выбрать эксперта, который проведет новичков по этим этапам становления? Ориентиром могут послужить следующие качества:
Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса.
Сегодня можно часто услышать разговоры не только о наставничестве, но и о менторстве. Разве это не одно и то же? Давайте разберемся.
Что такое менторинг и в чем его отличие
Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее». Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.
Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.
Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.
Отличия менторинга от наставничества:
Как посчитать успешность наставничества
Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.
Основные критерии эффективности наставничества:
Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.
Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.
Нацпроект «Образование»: как организовать наставничество в школе
Место наставничества в современном образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.
Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
Способность к отбору информации.
Способность мыслить проектно.
Способность мыслить нестандартно и глубоко.
Способность понимать смыслы.
Универсальные навыки мышления.
Сотрудничество в виртуальном пространстве.
Способность работать с современными СМИ.
Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.
Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.
Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.
Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.
Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.
В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.
Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.
Наставничество как одна из форм обучения начинающих педагогов и повышения их профессиональной
Людмила Пузина
Наставничество как одна из форм обучения начинающих педагогов и повышения их профессиональной
Наставничество в самом общем виде можно определить как способ передачи знаний, опыта, и установок более опытного человека – менее опытному. Упоминания о наставничестве в таких его проявлениях, как подготовка к обряду инициации, менторство, старчество, система взаимного обучения, добровольчество, волонтёрство, тьюторство, коучинг и др., можно встретить в истории развития различных культурных сообществ от первобытности до современности.
Феномен наставничества зародился и получил своё развитие в рамках групповой деятельности людей. Групповая деятельность была безальтернативным способом выживания homo sapiens, поэтому феномен наставничества формировался в рамках объективных противоречий между потребностями в организации групповой деятельности людей и различием их индивидуальных способностей.
В процессе цивилизованного развития жизнь социума изменялась, появлялись новые профессии, для освоения которых требовался более длительный срок подготовки с целью выявления индивидов, способных к конкретной, более сложной, чем у предыдущих поколений, профессиональной деятельности.
Таким образом, наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с эпохи первобытности. Освоить новые знания и обрести профессиональные знания без наставников было сложно во все времена, соответственно феномен наставничества стал закономерностью цивилизованного процесса.
Однако наша встреча не предполагает глубокого погружения в историю этого феномена в мировом разрезе. Нам интересно как наставничество используется в педагогическом сообществе.
Наставничество в истории педагогики явление далеко не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада, забвения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием.
Так появился термин «ментор» или наставник. Философы с давних времен пытались определить основные задачи наставника. Сократ, например, считал, что наставник должен пробуждать душевные силы ученика. По мнению Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста и осуществлять такое воспитание может только наставник преклонных лет, умудренный жизненным опытом.
В советские времена наставники были наиболее почетными и уважаемыми людьми,так как им доверялось самое главное: идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого специалиста. Поэтому в наставники выдвигали наиболее авторитетных специалистов, обладающих высокими моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом; повышался уровень педагогического мастерства наставников через курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей вузов; организовывались выставки передового опыта работы лучших наставников;
проводилось материальное стимулирование деятельности наставников.
Так, по распоряжению Министерства просвещения СССР от 27 марта 1974 года выпускники вузов проходят стажировку под руководством администрации соответствующих организаций и предприятий и при этом контролируются высшими учебными заведениями. Нужно отметить ещё такую составляющую понятия «наставничество», как преемственность поколений. Специалисты, окончившие вузы, с помощью системы управления распределялись по регионам, что позволяло планировать процесс распределения квалифицированных кадров и организации их успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это обеспечивало преемственность, тем самыми наставничество укоренялось как «сверху», так и «снизу».
В 1990-е годы и академия постдипломного педагогического образования, и районные методические центры (НМЦ, и вузы активно помогают адаптироваться молодым учителям. Опытные педагоги делятся своими знаниями, кропотливо работают с молодыми специалистами. Наставничество становится необходимой потребностью.
В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения, которые обусловлены социальным заказом, ежегодным ростом востребованности государственных институтов воспитания, прежде всего дошкольных образовательных учреждений.
Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания.
Концепцией модернизации российского образования поставлены весьма серьезные задачи: повышение качества дошкольного образования, создание необходимых условий для развития личностного потенциала ребенка дошкольника. Поэтому появляется острая потребность в высокопрофессиональных специалистах, способных гибко реагировать на происходящие перемены, перспективно мыслящих, готовых принять на себя ответственность за предлагаемые решения и внедряемые проекты, в специалистах, готовых осуществлять педагогическую деятельность в организации дошкольного образования
И так, что же такое наставничество в современном понимании?
Наставничество (менторство) – обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи.
Наставничество (менторинг) — это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени.
Преимуществом наставничества является возможность обучения прямо на рабочем месте.
Менторинг бывает персональным, групповым, коллективным. Чаще всего мы сталкиваемся с персональным менторингом, при котором один наставник ведет одного сотрудника. Это еще один плюс наставничества. Реже встречается групповой менторинг (один наставник ведет группу сотрудников) или коллективный (несколько наставников на одного или группу сотрудников).
Следует различать наставничество, коучинг и менторство. Эти понятия дополняют друг друга и близки по духу, но!
Коучинг направлен не столько на передачу знаний и выработку навыков, сколько на активизацию процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в процессе совместного анализа ситуаций и проблем.
Менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности. Тут также важна обратная связь, но добавляется хорошая теоретическая база. Ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом обучающийся выполняет задание и получает обратную связь.
Наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. В идеале наставничество может происходить непрерывно.
Обычно наставником выступает более опытный педагог, обладающий знаниями и профессиональным опытом который помогает начинающему педагогу преодолеть все трудности карьерного и социального роста.
Наставникможет выполнять разные функции:
Наставник — внимательный помощник — Наставник — самурай
Проявляет внимание и эмпатию, поддерживает, воодушевляет. Задает вопросы. Создает доверительные отношения с «учеником». Такой наставник — друг. И пожалеет, если не получится, и обсудит плохое настроение и семейные проблемы. Суровый наставник. Обратную связь дает честно, прямо. Информацию излагает четко, требует четкого выполнения. Может поругать. Требует качественного выполнения работы. Он словно бросает вызов. Такой наставник может первоначально вызвать испуг у «ученика». Но такая позиция наставника дает возможность в кратчайшие сроки собраться и выполнить необходимую работу.
— принцип социальной справедливости и согласования интересов всех участников,
— принцип ответственности партнеров друг перед другом,
— принцип равновыгодности всех заинтересованных сторон
Задача наставника — провести начинающего специалиста через несколько этапов развития.
Неосознанная некомпетентность — начинающий специалист не знает, что он не знает.
Осознанная некомпетентность — начинающий специалист знает, что он не знает и хочет узнать.
Осознанная компетентность — начинающий специалист знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.
Неосознанная компетентность — начинающий специалист знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.
Цель наставника перевести начинающий специалист из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.
Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.
Правила наставничества:
1. Ответственность за результаты адаптации начинающего педагога в профессиональной деятельности.
2. Обоснованный выбор способов поддержки субъектов с учетом их андрагогических особенностей.
3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.
4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.
5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.
6. соблюдать производственную и корпоративную этику, укреплять своими действиями свою репутацию.
Основной моделью обучения в наставничестве является модель:
«Расскажи – Покажи – Сделай»
РАССКАЖИ Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания.
ПОКАЖИ Наставник показывает, как нужно выполнять задание, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он спрашивает, все ли было понятно.
СДЕЛАЙ Сотрудник сам выполняет задание. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки.
«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.
«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.
«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.
Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.
Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.
Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.
Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.